Внедрение систем электронных реестров для всех сфер функционирования государства получает все большее распространение в развитых странах. Именно системы, а не отдельные реестры создают условия для комплексного и эффективного использования имеющейся информации в сфере государственного и местного управления, научных исследований, планирования деятельности бизнеса и др.
Реестры, касающиеся здравоохранения, – по нашему мнению, важнейшие среди других систем, поэтому актуальным является исследование опыта наиболее развитых в области создания систем электронных медицинских информационных ресурсов стран. Использование приобретенного передовыми европейскими странами опыта особенно полезно для Украины, где такая система находится на стадии создания.
Цель статьи – обобщение опыта североевропейских стран с использование систем электронных информационных ресурсов сферы здравоохранения для его внедрения в Украине.
Новизна статьи заключается в обобщении и сравнительном анализе систем реестров здравоохранения Дании, Норвегии, Нидерландов, Эстонии, Швеции, Финляндии и исследовании роли медицинских, статистических и научных учреждений в развитии этих систем.
Методология исследования основывается на применении таких методов: системный анализ, научное обобщение, сравнительный анализ, методы исследования сложных систем.
В статье исследованы системы реестров здравоохранения шести североевропейских стран, проведено сравнение состава и особенностей этих систем. Внимание сосредоточено на электронных информационных ресурсах, которые введены только в отдельных странах.
Установлено, что датская и норвежская система являются наиболее развитыми среди других систем исследуемых стран и содержат не только большое количество других специализированных реестров, но и имеют больше всего организаций, которые поддерживают эти реестры. Держателями реестров и баз данных в разных странах являются не только министерства, но и научно-исследовательские институты и университеты.
Кроме того, статистические органы тоже создают реестры, которые используются для нужд общества в статистической информации. В исследовании, таким образом, обобщен опыт создания и функционирования систем электронных информационных ресурсов сферы здравоохранения североевропейских стран, сделаны выводы о возможности его использования при внедрении аналогичной украинской системы, процесс создания которой стартовал несколько лет назад.
Ключевые слова: система электронных информационных ресурсов, реестры сферы здравоохранения, североевропейские страны.
Постановка проблемы и ее актуальность. Переход на электронные средства хранения и обработки информации позволяет лучше упорядочить и систематизировать имеющуюся информацию, обновлять ее и осуществлять быстрый поиск. Поэтому внедрение систем электронных реестров на уровне государственного управления получает все большее распространение среди развитых стран.
Особенно активно этот процесс, начатый еще в 1970-х годах, происходит в североевропейских странах. В настоящее время можно говорить о том, что в этих странах созданы совершенные системы электронных информационных ресурсов (реестров и баз данных), которые функционируют в различных сферах: в здравоохранении (что, несомненно, актуально в связи с медицинской реформой и пандемией COVID-19), образовании, социальной, налоговой сфере и тому подобное.
Именно системы, а не отдельные реестры создают условия для эффективного управления в различных сферах функционирования общества, следовательно, обобщенный опыт североевропейских стран является особенно полезным для создания таких систем в Украине.
Реестры, касающиеся здравоохранения, являются, по нашему мнению, самыми важными среди других систем. Именно на основании их информации должны приниматься важные управленческие решения в сфере государственных финансов и социальной политики. Поэтому исследование и обобщение опыта наиболее развитых в области создания систем электронных информационных ресурсов стран и его учета при создании аналогичной системы реестров здравоохранения, которое уже началось в Украине, является актуальной задачей.
Анализ последних исследований и публикаций. Как уже было отмечено в наших предыдущих публикациях, к сожалению, в настоящее время в открытом доступе практически отсутствуют публикации по созданию и использованию систем электронных реестров и баз данных, содержащих информацию о населении.
Но в профессиональных медицинских журналах публикуются статьи, которые касаются организации электронных реестров, где представлена информация об отдельных группах болезней, о близнецах, о причинах смерти и тому подобное, все статьи опубликованы в американских и британских медицинских журналах.
Несколько меньше в профессиональных изданиях можно найти исследований относительно именно систем реестров здравоохранения.
Однако следует отметить достаточно давнюю статью (1974 г.), на которую есть множество ссылок из работ, касающихся медицинских реестров, авторства Е. М. Брюке (E. M. Brooke). А также гранты на статью большого коллектива авторов, напечатанную в «Британском медицинском журнале Th e BMJ». Работы Г. Е. Гликлича (R. E. Gliklich), Н. А. Дрейера (N. A. Dreyer) и М. Б. Леви (M. B. Leavy), Л. Кеннеди (L. Kennedy) и А. М. Крейга (A. M. Craig), Дж. Доусон (J. Dawson), Б. Тулы (B. Tulu) и Т. А. Хорана (T. A. Horan) и Б. А. Кобринского (B. A. Kobrinskii) и А. В. Бреусова (A. V. Breusov).
В них именно и рассматриваются вопросы модульности систем медицинских реестров, их взаимосвязей и совместного использования специалистами и пациентами.
Среди украинских медицинских работников и ученых, к сожалению, эта тема широкого обсуждения пока не получила.
Целью статьи является обобщение опыта североевропейских стран по использованию систем электронных информационных ресурсов сферы здравоохранения для его использования в Украине.
Новизна статьи заключается в обобщении и сравнительном анализе систем реестров здравоохранения Дании, Норвегии, Нидерландов, Эстонии, Швеции, Финляндии и исследовании роли медицинских, статистических и научных учреждений в развитии этих систем.
Методы исследования. Методология исследования основывается на применении следующих методов: системный анализ – для определения роли и взаимосвязи реестров в общей системе здравоохранения каждой страны; научное обобщение позволило объединить исследуемые реестры и базы данных в определенные группы на основе общих признаков.
С помощью сравнительного анализа определены общие и уникальные элементы систем реестров; применены методы исследования сложных систем (аналитического и синтетического), что дало возможность подробно проанализировать системы охраны здоровья определенных стран, как с точки зрения их функционального состава, так и достаточной унификации.
Изложение основного материала. Большинство электронных реестров, поддерживаемых в европейских странах, ведутся соответствующими административными органами, статистические же офисы создали реестры для собственных нужд. Это касается и сферы здравоохранения, которая требует информацию относительно пациентов, болезней, медицинских специалистов, а также учета состояния загруженности больниц, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.
В ранее опубликованных работах нами уже отмечалось, что системы информационных электронных ресурсов медицинской сферы в восточноевропейских странах являются наиболее разветвленными и содержат наибольшее количество реестров и баз данных. Первой среди этих стран можно с уверенностью назвать Данию.
Датская система первичной медицинской помощи несколько напоминает ту, что сейчас создается в Украине: каждый житель страны прикреплен к своему врачу общей практики, через которого осуществляется взаимодействие пациента с системой здравоохранения в целом (кроме неотложной медицинской помощи и частных клиник, которых в Дании не так и много). К врачу узкой специализации пациент может попасть по направлению «своего» врача.
Национальный реестр пациентов содержит всю необходимую для врачей информацию о каждом лице, которое обращается за медицинской помощью, и является главным источником его персональных идентификационных данных и сведений о болезнях, прививках, аллергии и тому подобное.
В других странах созданы и функционируют реестры пациентов, аналогичные датской модели. За Реестр пациентов, как и за большинство других реестров этой сферы, отвечает Датское управление здравоохранения.
В компетенцию этого управления и Национального совета по здравоохранению относятся также: Реестр лечения алкоголизма, Реестр принудительной психиатрии, Реестр юридически (легально) спровоцированных абортов, Реестр профессиональной мобильности. Национальная база данных о детях (детский реестр), Медицинский реестр рождений. Реестр оплодотворения in vitro, Датский реестр рака, Реестр статистических разрешений. Регистр причин смерти, Реестр коммунальных служб здравоохранения, Реестр заработной платы и трудоустройства в больницах, Медицинский реестр рождений и смертей, Регистр врожденных пороков развития, Датский реестр патологии, реестр имплантатов, реестр наркоманов, получающих лечение, реестры доноров и некоторые другие.
Датское управление здравоохранения и управление статистики Дании совместно ведут два реестра: Реестр медицинского страхования и Реестр статистики лекарственных средств. Для статистических нужд управление статистикой Дании создало несколько реестров, касающихся медицины. Это – Реестр (база) рождаемости, База данных о смертности и профессиях, Реестр превентивных мер, Реестр выписок из больницы, Регистр использования (загруженности) больниц.
Определенные организации ввели и содержат реестры, используемые не только для их исследовательских нужд, но и для информационной поддержки управленческих функций государственных органов и информирования общества. Например, за ведение Датского реестра близнецов, который является одним из старейших реестров близнецов в мире и содержит информацию с 1870 г., отвечает Университет Южной Дании.
Датский реестр рака легких создан Датской группой лечения рака легких, а ответственным органом за его ведение является Университетская больница муниципалитета Оденса. Государственный институт сыворотки крови создал и содержит Национальный реестр госпитальных больничных. Он содержит информацию о приеме и амбулаторном лечении в государственных соматических отделениях больниц в течение одного календарного года.
Датское управление по вопросам безопасности пациентов ведет Реестр авторизации, содержащий информацию о работниках, которые зарегистрированы для обслуживания медицинских потребностей населения.
Среди реестров датской системы здравоохранения следует отметить так и отсутствующие в анализируемых системах других стран, хотя можно допустить, что у них отдельные реестры из перечня могут функционировать как подреестры, например, реестр пациентов.
К таким уникальным датским реестрам можно отнести, например: Национальный реестр лечения от алкоголизма, Реестр наркоманов, которые получают лечение, Датский центральный реестр психиатрических исследований, Реестр принудительной психиатрии, Национальную базу данных о детях (Детский реестр), Реестр врожденных пороков развития, Датский реестр патологий, Реестр оплодотворения in vitro, Реестр коммунальных служб здравоохранения, Реестр использования (загруженности) больниц.
Понятно, что время введения всех указанных в перечне реестров разное, например, для Национального реестра лечения алкоголизма это 2013 г., а для Датского центрального реестра психиатрических исследований – 1969 г.
Содержание и цель создания отдельных датских уникальных реестров возросли с их названий, другие реестры нуждаются в некотором объяснении.
Например, Реестр принудительной психиатрии, существует с 1999 г. и обновляется самостоятельно.
Он содержит данные о принудительных мерах, количестве начатых вынужденных действий, количестве пострадавших лиц. О принудительном заключении и содержании под стражей, обязательных методах лечения (медикаментозное лечение, электрический ток, питание, лечение телесных недугов и навязчивых идей в результате решения о принудительном наблюдения после выписки). А также о фиксации и физическом воздействии, защитных мерах для персонала.
Реестр содержит также обязательные отчеты о количестве соглашений об увольнении и координации планов. Специальный орган медицинских инспекторов контролирует применение силы в психиатрических отделениях.
На основе информации Датского реестра патологии можно осуществлять анализ использования ресурсов в стационарной и профилактической помощи и для учета заболеваний. Реестр содержит информацию о процедурах и диагнозах относительно патологоанатомических обследований с 1997 г.
Реестр оплодотворения in vitro работает с 1994 г. и позволяет датскому управлению здравоохранения осуществлять надзор за репродуктивным лечением в Дании. Реестр содержит информацию о соответствующем лечении, которое проводят государственные и частные перинатальные клиники в стране. Информация о лечении связывается с Национальным реестром пациентов относительно данных о рождении, выкидышах и мертворожденных.
Интересным и полезным, на наш взгляд, является так называемый детский реестр – Национальная база данных о детях, содержащая результаты профилактических оздоровительных и функциональных обследований детей. Такие данные дают возможность определить общегосударственные оценки продолжительности грудного вскармливания, влияния домашнего табачного дыма на здоровье ребенка, распространенности лишнего веса и тому подобное.
Реестр коммунальных служб здравоохранения дает возможность исследовать соблюдение датскими муниципалитетами законодательства, степень охвата и планирования деятельности в коммунальных службах здравоохранения.
Реестр содержит информацию об обслуживании посещений медицинских учреждений беременными женщинами и маленькими детьми, о количестве детей школьного возраста, что должны проверить муниципальные службы охраны здоровья, о качестве обслуживания детей с особыми потребностями и учреждений, оказывающих им помощь, о составе задействованных врачей и т. п.
Норвегию следует назвать, по нашему мнению, второй среди анализируемых стран по количеству реестров системы здравоохранения. Большая часть норвежских и датских реестров являются аналогичными по названиям и по целям в их создании. Это реестры пациентов, абортов, рождений, близнецов. Онкологических заболеваний (рака), медицинских работников.
Держателем подавляющего количества реестров сферы медицины является Департамент реестров здравоохранения Норвежского института общественного здравоохранения, который отвечает за ведение.
Это: Реестра прекращения беременности, Норвежского реестра причин смерти, Норвежского реестра сердечно-сосудистых заболеваний, Медицинского реестра рождений Норвегии. Норвежской системы наблюдения за инфекционными болезнями, Норвежского реестра близнецов, Норвежского реестра иммунизации, Реестра норвежской системы наблюдения за устойчивостью к противовирусным препаратам. Норвежской базы данных рецептов, Реестра норвежской системы наблюдения за употреблением антибиотиков и связанных с ними инфекций.
Также Норвежский институт общественного здоровья контролирует информацию Реестра норвежской системы наблюдения за устойчивостью к антимикробным препаратам, а отдел микробиологии и контроля инфекций Университетской больницы Северной Норвегии является обработчиком данных и отвечает за ведение этого реестра и отчетов о результатах.
Еще один реестр функционирует при учебном заведении. Это – Реестр рака, который был создан еще в 1951 г. и является одним из старейших национальных реестров рака в мире. Он является частью системы здравоохранения Юго-Восточного региона и организован как независимое учреждение при университетской больнице в Осло.
За Норвежский реестр пациентов, Базу данных по контролю и выплате возмещений за медицинскую помощь, Реабилитационный реестр, реестр медицинских работников отвечает Дирекция по охране здоровья Министерства здоровья и медицинских услуг.
Реестр медицинских служб Вооруженных сил Норвегии — это один из центральных реестров здоровья, который охватывает всех лиц страны, которые были зарегистрированы или трудоустроены в Вооруженных силах. Аналогичные реестры не найдены для других проанализированных нами систем. Держатель — медицинская служба Министерства обороны.
Реестр медицинских архивов создан в 2009 г. архивной службой страны для обобщения информации всей медицинской документации, которая хранится в медицинских учреждениях страны в бумажном виде. Он также не имеет, по нашим сведениям, аналогов в североевропейских странах, хотя оцифровка бумажной информации, что касается здоровья жителей, является важной для исследований и учета предыдущего опыта лечения.
Норвежская система здравоохранения имеет ряд уникальных реестров, отсутствующих в других странах. Несмотря на то, что население страны сравнительно малочисленно (чуть более 5,5 млн. человек), органы здравоохранения считают необходимым хранить соответствующую информацию в отдельных реестрах.
Кроме того, как следует из названий реестров и систем, в стране большое внимание уделяется исследованиям, направленным на изучение последствий употребления антибиотиков, антивирусных и антимикробных препаратов. Этим занимается Норвежская система наблюдения за употреблением антибиотиков и связанных с ними инфекций, Норвежская система наблюдения за устойчивостью к антимикробным препаратам, Норвежская система наблюдения за устойчивостью к антивирусным препаратам.
Функционируют также реестры Норвежской системы наблюдения за инфекционными болезнями и Норвежский реестр иммунизации.
Новейшим, по нашим сведениям, и уникальным является реабилитационный реестр, созданный в 2020 г. как пилотный проект с целью улучшения качества услуг по реабилитации.
Реестр формируется на основе информации из муниципальных реестров, в которых каждая компания или учреждение подает данные о своих пациентах старше 18 лет, в том числе те, которые касаются диагноза (возможность ходить, личная помощь, выполнение общих задач, боль / дискомфорт, тревожность / депрессия, общая оценка самочувствия).
В стране ведется отдельно Норвежская база данных рецептов (аналогичный ресурс существует, по нашим сведениям, только в Швеции – Шведский реестр выписанных рецептов). С помощью нее легко упорядочивается информация обо всех лекарствах, отпускаемых по рецептам в аптеках Норвегии с 2004 г. Также в нее частично включаются лекарственные препараты, которые используют в больницах и домах для пожилых людей, но не на индивидуальном уровне.
База данных по контролю и выплате возмещений за медицинскую помощь введена с целью освобождения пациентов от оплаты за определенные медицинские услуги, которые финансирует государство. Для того чтобы пациент не платил за медицинскую услугу или получал возврат уплаченной суммы, счет высылается государству.
Особое место среди регистров по охране здоровья занимает Медицинский реестр качества. Он содержит следующие подреестры: составляющие, охватывающие различные области медицины.
Например: Норвежский реестр качества по заболеваниям артритом, Национальный реестр аутоиммунных заболеваний специфичных органов, Норвежский реестр хронических обструктивных заболеваний легких. Норвежский реестр качества операций по избавлению от ожирения, Национальный регистр качества хирургии спины, Национальный реестр бедра ребенка. Норвежский реестр гинекологической эндоскопии, Национальный медицинский реестр качества исследований диабета у детей и подростков, Реестр церебрального паралича в Норвегии и другие.
Авторам удалось найти только 8 реестров, функционирующих в системе здравоохранения Нидерландов и содержащихся несколькими организациями. Пожалуй, в этой стране наблюдается наибольшее количество организаций, помогающих медикам и соответствующим административным органам содержать и обрабатывать информацию, которая касается этой отрасли.
Кроме реестров, за которые непосредственно отвечает Министерство здравоохранения, благосостояния и спорта держателями являются еще Фонд нидерландских больничных данных, компания SVH, что занимается вопросами социальной гигиены и ведет соответствующий реестр (реестр социальной гигиены), Фонд данных доноров искусственного осеменения, что управляет реестром доноров спермы, яйцеклеток и эмбрионов.
Фонд нидерландских больничных данных собирает и обрабатывает данные из всех больниц и других медицинских учреждений и руководит Национальным реестром больничной помощи.
К уникальным реестрам следует отнести Реестр доноров собственных органов и тканей, Реестр доноров спермы, яйцеклеток и эмбрионов, Национальный реестр имплантов и Реестр социальной гигиены.
В первом из приведенных реестров доноров ранее регистрировались лица, которые сделали свой выбор относительно дарения собственных органов и тканей после смерти. Партнер или семья лица узнают, является ли лицо донором, после регистрации в реестре. С середины 2020 г. все жители страны, достигшие 18 лет и зарегистрированные в муниципалитете, уже зарегистрированы в реестре доноров органов и тканей.
Если лицо не имеет возражений и не меняет свой статус в реестре, то его органы и ткани могут попасть к пациенту после его смерти. При этом врач в больнице все же обсуждает этот вопрос с семьей умершего, и если семья уверенно убеждает врача, что лицо действительно не хотело стать донором, то этого не произойдет. При жизни лицо может свободно менять свой выбор в реестре неограниченное количество раз.
С 2004 г. Фонд данных доноров по искусственному оплодотворению на национальном уровне регистрирует и хранит данные доноров спермы, яйцеклеток и эмбрионов в соответствующем реестре. По запросу через сайт фонда предоставляется информация ребенку донора, его родителям или врачу общей практики. Более того, для получения информации с 1 октября 2021 г. даже больше не нужно будет отправлять в Фонд свидетельство о рождении с цифровым дополнением.
Вся информация доступна после ввода DigiD-персонального идентификационного кода жителя страны, полученного в муниципалитете. Женщины с партнером-женщиной могут обратиться в фонд, чтобы получить объяснения об автоматическом легальном отцовстве или процедуре совместного усыновления.
В 2004 г. фонд получал информацию в соответствующих клиниках, но во многих случаях эти учреждения предоставляли мало информации о доноре или вообще не предоставляли, поскольку взносы донорам позволяли делать анонимно до 01.06.2004. Из-за желания детей доноров получать информацию о своих биологических родителях, с того времени анонимность доноров была отменена.
Национальный реестр имплантов – центральный реестр, обеспечивает информацию о том, какие импланты использовали, кто проводил — медицинский работник и когда. В случае возникновения проблем с имплантами, Инспекция здравоохранения и молодежи может быстро и эффективно определить влияние и, при необходимости, позвонить медицинским работникам, чтобы сообщить о пораженных пациентах, повышая их безопасность.
Реестр функционирует с начала 2019 г. Этот год был переходным, в течение которого медицинские работники могли присоединиться в реестр. С 01.01.2020 регистрация стала обязательной. В Национальном реестре имплантов регистрируются не персональные данные пациентов, а медицинская служба, которая поставила или изъяла имплант. Также регистрируется информация относительно летального случая, если таковой имеется: дата смерти, место нахождения и имплант.
В реестре социальной гигиены обработаны личные данные тех, кто имеет достаточную профессиональную подготовку по вопросам социальной гигиены и практикует в этой области. Государственные органы обращаются в этот реестр, когда предоставляют разрешения и выносят запреты в соответствии с нидерландским законом об алкоголе (ранее закон о напитках и питании), а также по мониторингу и соблюдению этого закона.
Реестр социальной гигиены публикуется в интернете и включает всех лиц, которые продемонстрировали Национальной экзаменационной комиссии (LEC-SVH, которая функционирует при компании SVH), что они имеют достаточные знания и понимание в области социальной гигиены, следовательно, могут работать в заведениях питания на разных должностях. Это касается как непосредственно обслуживающего персонала, так и менеджеров в этих заведениях.
В Эстонии функционирует Национальная информационная система здравоохранения — база данных, в которую собираются данные о здоровье населения. За нее отвечает Центр информационных систем здравоохранения и благосостояния.
Через портал пациентов зарегистрированное лицо может получить доступ к информации о себе в системе здравоохранения, подать дополнительную информацию и изменить свои личные данные. Просмотр этой информации доступен только врачам, хотя по желанию лицо может закрыть доступ к базе данных определенному врачу.
В системе здравоохранения Эстонии в настоящее время функционирует семь реестров и баз данных, за которые отвечает Национальный институт развития здоровья: Эстонский медицинский реестр рождений; Эстонский реестр абортов; Реестр причин смерти в Эстонии, Эстонский реестр рака; Реестр туберкулеза Эстонии; Эстонская база данных по лечению наркотиками; Эстонский реестр скрининга рака.
Данные для этих информационных ресурсов собирают отделы Национального института развития здоровья, Эстонский совет здравоохранения, Эстонское государственное агентство лекарственных средств и другие учреждения.
Кроме того, ведется база данных статистики здравоохранения, которую дополнительно наполняют отчеты медицинских работников, собранные отделом статистики здравоохранения, и опросы на уровне всего государства.
База данных состоит из основных сегментов: населения; заболеваемости; охраны здоровья и причин лечения; ресурсов здравоохранения и их использования; здоровья и здорового образа жизни; статистики лекарственных средств; данных для медицинских профилей; статистики Национальной информационной системы здравоохранения.
Эстонский медицинский реестр рождений и эстонский реестр абортов содержат данные обо всех рождениях и абортах в стране. Эстонский медицинский реестр рождений был введен в 1991 г. и содержит данные с начала 1992 г. Эстонский реестр абортов был основан в 1994 г., в полном объеме информация используется с 1996 г.
В отличие от других исследуемых стран, в Эстонии функционирует отдельный реестр по скринингу рака. Он создан в январе 2015 г. и содержит данные, собираемые в ходе программ скрининга рака молочной железы, шейки матки и колоректального канала.
Эти данные касаются участия человека в скрининговой программе, содержат результаты скринингового теста и дополнительных исследований и лечения в случае выявления каких-либо изменений. Данные, внесенные в реестр, позволяют регулярно анализировать и оценивать эффективность и качество скрининговых программ, осуществлять эпидемиологические исследования.
Кроме того, цель реестра — облегчить процесс отправки приглашений на участие в скрининге. Задачей скрининга рака является предотвращение и раннее его выявление, ведь чем ранее выявлена болезнь, тем больше шансов на лечение: раннее выявление обеспечивает лучшие результаты лечения пациента, уменьшение медицинских расходов и улучшение качества жизни.
Также уникальной по сравнению с другими исследуемыми системами электронных ресурсов, является созданная в 2008 г. эстонская база данных лечения наркотиками – государственный реестр, содержащий информацию о людях, которые начали лечение наркотиками.
Сбор и обработка данных об этих людях необходимы для наблюдения за возникновением психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением наркотиков, а также для организации соответствующих служб здравоохранения и планирования профилактических мероприятий по злоупотреблению наркотиками.
Учреждения охраны здоровья, имеющие разрешение на психиатрическое лечение, предоставляют информацию в базу данных, когда к ним обращается пациент, у которого установлены нарушения психического и поведенческого характера вследствие употребления наркотиков. Здесь, в отличие от датского реестра наркоманов, которые получают лечение, эстонская база данных дает возможность отслеживать случаи лечения наркотиками больных пациентов, а не собирает информацию о больных наркоманией.
Эстонский реестр туберкулеза также ведется отдельно от других электронных реестров и содержит отчеты обо всех диагностированных случаях туберкулеза в Эстонии и анализ течения и эффективности лечения. Данные о случаях заболевания регистрируют на основании карточек данных и медицинских карт у больных туберкулезом лиц, поданных врачами или патологоанатомами.
Данные о возникновении и антимикробной устойчивости бактерий туберкулеза М. Tuberculosis присылают из лабораторий микробактериологии.
Некоторые данные, соответствующие отчеты и статистика, собранные в Реестр туберкулеза, помогают точно отслеживать динамику заболевания и эффективность примененных схем лечения, включая развитие антимикробной резистентности. Это, в свою очередь, позволяет определить проблемные зоны и подгруппы лиц, больных туберкулезом, которые требуют дополнительного вмешательства.
Инновационным, на наш взгляд, является запроектированный Реестр больничных ошибок. Он должен заработать в соответствии проекта закона о страховании пациентов, подготовленным в 2019 г. Министерством социальных дел на основании заключения рабочей группы в составе чиновников, медицинских работников и представителей организаций пациентов. Было предусмотрено, что соответствующие поправки вступят в силу с 1 июля 2021 г.
Согласно этому законопроекту лечебные учреждения обязательно должны быть подсоединенными в систему возмещения лечения пациентам, а информация должна собираться в Реестре больничных ошибок, что будет способствовать врачам, осуществлять анализ и обучение.
Планируется, что при вводе информации в реестр не требуется осуществление анализа, сделана ли ошибка конкретным лицом, то есть когда врач фиксирует нежелательные результаты лечения, это не может вызвать поиск виновных.
В дальнейшем комиссия экспертов должна решать, должен ли пациент получить компенсацию. Пациенты выигрывают, прежде всего, из-за того, что от обучения врачей на ошибках должно улучшиться качество медицинского обслуживания.
Важно, что создаваемая система уменьшит количество больших затрат времени и средств, в которых нуждаются судебные процессы, и упростит справедливую выплату компенсации пациентам.
Сейчас Эстония еще создает общую медицинскую информационную систему с Финляндией, что позволит во время обращения жителя Эстонии к финскому врачу предоставить ему доступ к истории болезни. Такая система сможет функционировать благодаря уникальному идентификационному коду, который имеет каждый житель Эстонии.
По нашим сведениям, системы здравоохранения Швеции, а особенно в Финляндии, не имеют такого количества электронных информационных ресурсов, как в других исследуемых странах. Более того, нами не найдено ни одного реестра или базы данных в этих системах, которые бы были уникальными по сравнению с другими.
В Швеции центральным национальным органом социального обслуживания и здравоохранения является Национальный совет по вопросам здравоохранения и социального обеспечения. Это государственное учреждение Министерства здравоохранения и социальных вопросов, имеет очень широкий спектр деятельности и много различных обязанностей в сферах социальных служб, здравоохранения и медицинских услуг, безопасности пациентов и эпидемиологии.
Она ведет Национальный реестр пациентов – самый полный медицинский реестр, который содержит с 1987 г. информацию о лечении в стационаре, а с 2001 г. – также данные об амбулаторных посещениях, в частности о хирургическом вмешательстве, психиатрической помощи. Также совет содержит реестр рака, основанный еще в 1958 г.
С середины 1980-х гг. начали вести шесть региональных подреестров, связанных с онкологическими центрами в каждом медицинском регионе Швеции, которые ежегодно направляют информацию о новых зарегистрированных случаях и обновлении ранее зафиксированных.
Кроме того, Национальный совет ведет: Шведский медицинский реестр рождений, Реестр абортов, Регистр причин смерти, Базу данных инфаркта миокарда, Шведский реестр выписанных рецептов, статистическую базу данных специалистов, которые практикуют в сфере охраны здоровья, базу данных диагнозов стационарной помощи.
База данных инфаркта миокарда существует в таком виде среди североевропейских стран только в шведской системе здравоохранения. Она сохраняет информацию о лицах в возрасте 20 лет и старше, которые перенесли инфаркт миокарда, и данные которых внесены в Реестр выписок с больниц или Реестра причин смерти. Информация в реестре содержится с 1987 г. и представлена по регионам, возрастным группам и полу.
В Финляндии распорядителем большинства реестров и баз данных в системе здравоохранения является Национальный институт здоровья и благосостояния. Это такие информационные ресурсы: Реестр медицинской помощи, Реестр первичной медико-санитарной помощи, Медицинский реестр рождений.
Распорядителем Реестра причин смерти является отделение статистики Финляндии, что ежегодно собирает и обрабатывает статистическую информацию о причинах смерти и о развитии смертности в стране. Также статистический офис содержит с 1936 г. в своих архивах свидетельства о смерти лиц.
Выводы. Североевропейские страны считаются передовыми среди тех, кто создал развитые системы электронных реестров, использует их для принятия управленческих решений разных уровней, внедрили их в повседневную жизнь своих граждан. Наиболее разветвленные системы реестров функционируют в сфере здравоохранения, особенно в Дании и Норвегии.
Много реестров используется также Эстонией, которая не так давно присоединилась в когорту электронных развитых стран, но уже продемонстрировала достаточно полную систему реестров охраны здоровья, содержит все необходимые для врачей, пациентов и управленцев сведения.
К сожалению, доступная из открытых источников информация не всегда дает возможность составить полную картину относительно электронных реестров и баз данных в определенной стране, но все же считаем, что нам удалось выполнить обобщение и сравнение.
В Украине в последние годы внедрена электронная система здравоохранения (ЕСОЗ), что позволило начать процесс упорядочивания информации, которая циркулирует в этой области, и надеяться на улучшение лечения пациентов и проведение профилактической работы. В систему объединено уже более десятка реестров и запланировано введение еще нескольких.
В центральной базе данных системы здравоохранения ведутся: Реестр пациентов, Реестр деклараций о выборе врача, Реестр субъектов хозяйствования в сфере здравоохранения, Реестр медицинских специалистов, Регистр медицинских работников, Реестр договоров о медицинском обслуживании населения, Реестр договоров о реимбурсации, Реестр медицинских записей, записей о направлениях и рецептах, Реестр медицинских заключений, Реестр медицинских лицензий и некоторые другие.
Кроме того, функционируют реестры и вне ЕСОЗ (например, Реестр рака), которые непосредственно связаны с ней.
В настоящее время можно сделать вывод, что введенная украинская система реестров сферы здравоохранения, имея еще перспективы дальнейшего развития, в целом подобна системам, которые функционируют в североевропейских странах.
По нашему мнению, полезно было бы добавить в украинские системы реестров несколько таких, что введены в норвежской системе. Это специализированный реестр сердечно-сосудистых заболеваний (из-за высокой смертности от них), реестр по наблюдению за употреблением антибиотиков и связанных с ними инфекций. Реестр наблюдения за устойчивостью к антивирусным препаратам – из-за неконтролируемого потребления населением таких лекарств, реестр иммунизации, что особенно важно для сбора и обобщения информации о получении обязательных прививок и использовании вакцин во время эпидемий.
Авторы: М.В. Пугачева, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
А.Н. Гладун, Член — корреспондент НАН Украины, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора по научной работе, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.