Тысячи камер, фиксирующих нарушение правил. Полиция, которая следит за тем, чтобы в машинах все были пристегнуты ремнями безопасности, как на передних, так и на задних сиденьях. Внедрены инженерные мероприятия в местах, где происходит наибольшее количество смертельных ДТП. Такой может стать страна уже в 2019 году.
Читайте также: Видеофиксация нарушений и «письма счастья»: Как еще МВД уменьшит количество ДТП
Сколько стоит жизнь украинца в ДТП
Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
Современные проблемы и перспективы развития системы городского транспорта
Инструкция по безопасности дорожного движения
В начале сентября Одесса содрогнулась от очередной ужасной аварии. По словам свидетелей и информации из СМИ, 27-летний водитель BMW Олег Симиренко на красный сигнал светофора вылетел на перекресток, где столкнулся с автомобилем Skoda, после чего наехал на людей, ожидавших у перехода.
В результате: 2 человека погибли, 9 травмировано. Свидетели утверждают, что водитель был в состоянии алкогольного опьянения и пытался скрыться с места ДТП. Во время задержания виновника работниками полиции люди пытались совершить самосуд.
Ролик с жуткими кадрами того, как машина врезается в пешеходов, попал в интернет и за 4 дня набрал более 350 тыс. просмотров в YouTube.
Возмущение людей возросло после того, как со страницы горе-водителя в соцсетях стало понятно, что тот долгое время публично хвастался нарушением правил, превышением скорости и принимал участие в нелегальных гонках по городу. Так, на одной фотографии зафиксирован спидометр с показателем 250 км / ч. На видео его BMW нагло крутится на трассе по встречным полосам и мешает другим участникам движения.
Подозреваемый взят под стражу. На судебном заседании он отрицал, что ехал на красный свет и утверждал, что не находился в состоянии алкогольного опьянения, но «осознает, что превысил допустимую скорость, тем самым нарушил закон».
Удивляет то, что сегодня формально полиция не имеет правовых оснований останавливать транспортные средства за превышение скорости. Хотя именно это нарушение является главной причиной трагических случаев.
Все ждут, когда же, наконец-то, заработает система автофиксации, и штрафы будут автоматически поступать нарушителям.
В Одессе резонанс заставил мэра обратиться к жителям города с призывом не ждать пока заработает система автофиксации МВД, а начать самостоятельно снимать на видео правонарушения и сообщать на горячую линию города. Действительно, если гражданин звонит в полицию и сообщает, что автомобиль нарушает правила дорожного движения, и полиция зафиксирует этот факт наглядно, то у полиции появляется правовое основание останавливать водителя.
«Сегодня в Украине на дорогах ежегодно погибает не менее 3500 человек, — говорит Тарас Шевченко, инициатор кампании «За безопасные дороги». – Это 9-10 человек ежедневно, для наглядности, это почти футбольная команда. За месяц 300 погибших — словно разбивается большой самолет ежемесячно… Но если бы с такой периодичностью в Украине разбивались самолеты – все бы били тревогу и исправляли ситуацию, тогда как статистика о 10 погибших ежедневно, часто остается не замеченной».
Контроль «автоматом»
Почему же так долго в Украине не могут запустить систему автофиксации нарушений ПДД, прежде всего, превышения скорости?
«Мы должны запустить систему автоматического контроля, но сделать это не так, как во время прошлой попытки 2007-2010 гг., когда штрафы массово оспаривали в суде из-за отсутствия технического регламента и пробелов в законодательстве.
Именно поэтому, сегодня мы тщательно выстраиваем всю нормативно-законодательную базу», – объясняет причину длительного введения системы глава рабочей группы по внедрению фотовидеофиксации МВД Владислав Криклий. – Вот передо мной дорожная карта, в которой около 20 документов – законы, постановления, приказы, что должны быть приняты, чтобы система работала правильно.
Перед нами стоит амбициозная цель внедрить систему уже в этом году. В частности, премьер-министр и министр МВД на координационном совещании по безопасности дорожного движения ставили такую задачу. Да и не секрет, что у общества есть запрос».
Система штрафных баллов за нарушения ПДД, зафиксированных в автоматическом режиме, должна быть доработана таким образом, чтобы за каждое нарушение был как денежный штраф, так и накопление баллов, после определенного количества, которых предусмотрено временное лишение права управления транспортным средством.
Планируется, что каждый город по согласованию с полицией в местах концентрации ДТП и на аварийно опасных участках сможет самостоятельно устанавливать и обслуживать камеры видеонаблюдения. «Это все происходит в рамках концепции децентрализации. Стоимость одного комплекса видеофиксации варьируется от $10 до $50 тыс.
Города смогут выбирать поставщиков среди большого количества производителей на мировом рынке. А средства от штрафов планируется частично оставлять в местных бюджетах – 20% городу, 50% – в дорожный фонд, 30% – МВД», – рассказывает о плане Владислав Криклий.
Система автоматической фиксации нарушений ПДД работает во многих странах. Например, в Польше в 2012-м, через год после введения, аварийность уменьшилась на 35% (всего в Польше используется 450 комплексов). На такой результат ориентируются и в Украине, речь идет об около тысячах жизней, которые можно спасти ежегодно.
Первым делом заработают измерители скорости. Впоследствии планируется ввести контроль и за движением на светофорах, перекрестках и распределительных полосах. Соответствующие стандарты закладываются уже сегодня в нормативных документах.
С 2019 года пристегиваемся сделать как в Европе?
18 сентября в первом чтении ВР приняла законопроект № 8492, предусматривающий увеличение штрафа за не пристегнутый ремень безопасности и отсутствие мотошлема у мотоциклистов с 51 грн. до 850 грн. Речь идет об отправной точке реального контроля полицией над тем, пристегнуты ли водитель и пассажиры в машине, и начале формирования новой культуры поведения украинцев.
Антон Геращенко, народный депутат, советник министра внутренних дел Украины, который стал первым подписантом законопроекта, так прокомментировал запланированные нововведения: «Я хочу, чтобы цифра поступлений от такого штрафа равнялась нулю, потому что украинцы все пристегивались бы ремнями безопасности и ездили на мотоциклах в шлемах. Лично я стараюсь пристегиваться даже на задних сиденьях. Некоторые водители считают, что если они хорошо водят машину, то все будет хорошо, но они забывают, что есть много других водителей, которые могут столкнуться с ними. Мировой опыт свидетельствует, что ремни спасают. Поэтому я и поддержал этот законопроект. Думаю, Верховная Рада поддержит законопроект и во втором чтении, и эта реформа безопасности движения будет осуществляться даже во время избирательной кампании. Потому что эти изменения в интересах украинцев».
По словам господина Геращенко, штраф в 51 грн. является настолько малым, что полицейские делали в основном лишь замечания за игнорирование ремней безопасности. После повышения штрафа полицейские смогут выбирать: ограничиться замечанием или выписать штраф.
«Мы делаем ставку на автоматическую видеофиксацию нарушений беспристрастными видеокамерами, они должны заработать в недалеком будущем. Также нужно серьезно относиться к проектированию дорожной инфраструктуры. Например, когда у нас разрешали строить придорожные кафе и заправки на трассах без нормальных дорог для въезда и выезда, чтобы тормозить и разгоняться, – это влекло за собой большое количество ДТП», – рассказал Антон Геращенко.
«Штраф за не пристегнутый ремень в Украине составляет лишь 51 гривну и не менялся уже 20 лет. Учитывая инфляцию, эти деньги сегодня – символическая сумма, что воспринимается скорее не как наказание, а как посыл не обращать внимания на ремни безопасности. Международный опыт показывает, что одним из эффективных способов побудить водителей и пассажиров пользоваться ремнями безопасности является ужесточение ответственности за это правонарушение.
Например, в Нидерландах до принятия закона об ответственности за не пристегнутый ремень уровень пользования ими был такой же, как и в Украине сегодня – 15%. А после введения высоких штрафов вырос до 86%», – объясняет Тарас Шевченко, почему Центр демократии и верховенства права инициировал законопроект № 8492.
Насколько безопаснее станут дороги в Украине после этих двух нововведений, которые являются базовыми для любой цивилизованной страны? По словам Тараса Шевченко, если бы Украина достигла вполне реального уровня в 80% пользования ремнями безопасности, можно было бы спасти около 630 человеческих жизней ежегодно.
Если к этому прибавить 30% уменьшения смертности, которые должна дать автофиксация, то речь идет о около 1800 украинцах ежегодно, которые будут спасены в результате нововведений.
В этом году в Украине развернута информационная кампания, в которой принимают участие Министерство внутренних дел, сервисный центр МВД, Министерство инфраструктуры, Министерство информационной политики и общественность – кампания «За безопасные дороги».
«Министерство информационной политики запустило две кампании, направленные на актуализацию проблем ремней безопасности, алкоголя за рулем и большой скорости. Это были ролики на ТВ, радио, плакаты для наружной рекламы, – рассказывает государственный секретарь МИП, Артем Биденко. – Летом создана коалиция различных организаций под эгидой Мининфраструктуры и с июня началась подготовка и реализация кампании «один на один», где МИП принимает непосредственное участие в размещении социальной рекламы.
Мы готовы информационно поддержать законодательные изменения и поместить соответствующую социальную рекламу, чтобы информировать людей об обязанности пристегиваться и условиях автофиксации нарушений ПДД».
Хорошие дороги убивают, умные – спасают
Как это ни парадоксально, но именно хорошие дороги в украинских условиях становятся опасностью – водитель расслабляется, начинает выжимать газ, увеличивает скорость из-за отсутствия контроля и чаще попадает в аварии. Именно поэтому нужно, чтобы уже на уровне проектирования дорога была не только ровной, но и безопасной.
Например, принцип, что использует такая продвинутая в вопросе дорожной безопасности Швеция таков: проектировщики дорог – люди, которые несут ответственность за человеческие жизни.
Маттс-Оке Белин, с транспортной администрации Швеции в интервью «Радио Свобода» отмечает: «Ответственность за безопасность автоматически ложится на нас, создателей дорожной системы. Ведь люди делают ошибки. У нас есть люди всех возрастов, что делают идиотские поступки на дорогах и улицах». Этот подход – это часть шведской стратегии «Vision Zero», цель которого свести смертность на дорогах к нулю.
«Допустим, у вас есть классический четырехсторонний перекресток. Если установить светофор – он снизит количество аварий. Но те, что произойдут, будут очень серьезные, отмечает Маттс-Оке Белин. – Ведь по классическому сценарию кто-то обязательно ошибочно поедет на красный свет. И из-за превышения скорости результат часто трагичен. Но если вы сделаете кольцевой перекресток, то хотя количество аварий увеличится, ведь проезжать круг сложнее, однако они будут более легкими, потому что водители сбрасывают скорость», – рассказывает Маттс-Оке Белин.
По его словам, в Швеции строят дороги так, чтобы физически разделять встречные потоки стальными тросами, что защищают от лобового столкновения. Новые дороги между городами строят в формате 2+1: каждые несколько километров дорога из одной полосы превращается в двухполосную и наоборот, чтобы можно было обгонять, но не разгоняться до больших скоростей. Такие дороги на 90% безопаснее традиционных.
А что же с умными антиаварийными дорогами в Украине? Как рассказал Виктор Загреба, руководитель общественной организации «Vision Zero», советник министра инфраструктуры на общественных началах, в Украине, наконец-то стартовала государственная программа повышения безопасности дорожного движения до 2020 г.
«Это довольно прогрессивный план, который опирается на международные рекомендации», — говорит г-н Загреба. – Один из больших разделов там это инфраструктура, а именно построение безопасных пешеходных переходов с освещением, с островками безопасности. Во-вторых – это построение большого количества кольцевых перекрестков. Третье – физическая ликвидация мест концентрации ДТП, так называемых «черных точек», в Украине таких около 110, там постоянно происходят тяжелые аварии по одинаковому сценарию.
Раньше просто ставили знаки «Внимание!», но, как показал опыт, это не срабатывает. Поэтому надо брать каждый участок, заказывать проект реконструкции и перестраивать. Успеет ли это сделать «Укравтодор» до 2020 г.? — вопрос, уже к этому агентству».
По мнению Виктора Загреба, широченные проспекты, длинные переходы – это то, от чего города должны отказываться еще на стадии проектирования. Структура дорог должна быть такой, чтобы не давать возможности развивать большую скорость. «Если города продолжат, как сейчас строить трассы по городу, которые спроектированы так, что они становятся взлетными полосами – это гарантированно будет приводить к высокой аварийности», – предупреждает господин Загреба.
В кампании «За безопасные дороги» отмечают, что с 1 сентября 2018 года вступили в силу обновленные государственные строительные нормы «Улицы и дороги населенных пунктов». Теперь во время реконструкции старых и проектирования новых дорог полосы движения надо уже делать.
Европейская практика показывает, что узкие дороги заставляют водителей ехать осторожнее и соблюдать скоростной режим. Если раньше ширина полосы была 3,75 метра, а теперь ее сузят до трех, то останутся дополнительные 75 сантиметров, а на четырех полосовой дороге это уже 3 метра. Это пространство можно будет использовать для обустройства поворотных полос, островков безопасности, велодорог.
Таким образом, при оптимистичном сценарии эта череда долгожданных нововведений 2019 г., среди которых автоматический контроль скорости и использование ремней безопасности, может значительно повысить уровень безопасности на украинских дорогах.
Материал подготовлен в рамках кампании «За безопасные дороги».
Автор: Денис Самыгин
Источник: Tyzhden
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.