Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) заявляет о коррупционных рисках при создании национального оператора на рынке табачных изделий. Напомним, что решение об этом одобрило правительство. В случае реализации проекта в Украине будет легализована табачная монополия, последствия деятельности которой трудно предсказать.
Постановление правительства №840 о реализации экспериментального проекта «Национальный оператор на рынке табачных изделий» было подготовлено Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Приняли его на заседании Кабмина 9 сентября.
Как заявила в ходе заседания заместитель министра экономики Светлана Панаиотиди, проект будет реализован до 31 декабря 2021 года, это «позволит заложить фундамент для реализации проекта государственно-частного партнерства».
Зачем единый оператор?
Главная цель, которую власть возлагает на национального оператора на рынке табачных изделий, усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов, контрабандой и контрафактом, незаконным производством и реализацией табачных изделий.
Вторая задача — налаживание обмена информацией между государством и субъектами рынка для контроля над оборотом табачных изделий. Для этого предполагается внедрение Track&Trace-системы отслеживания движения продукции на всех этапах, от производителя до розничного торговца. И третье — содействие привлечению инвестиций в табачную отрасль.
Для рядового потребителя выход на рынок национального оператора скажется на доступности товара, что сигареты нельзя будет купить у бабушек в переходе. Такой товар будет доступен только в супермаркетах, специализированных табачных киосках и других пунктах розничной торговли, имеющих соответствующую лицензию.
«Появление национального оператора выведет из тени акциз, и ликвидирует рынок нелегальной торговли табаком, – считает эксперт Дмитрий Марунич. – Как минимум, на первых порах черный рынок существенно сожмут, как сжали его в Италии. Во Франции вообще уничтожили. Технически это вполне возможно и уже опробовано. Введение системы Track&Trace позволит отслеживать передвижение табачной продукции. И передвигаться она будет теперь легально, а не из фуры, багажника, мешка – на базар».
Авторы идеи обещают, что сигареты не подорожают, на табачную продукцию в Украине установлена предельная верхняя цена, ее превышение влечет за собой штрафы. Исчезнут подделки и контрабандный товар – благодаря системе Track&Trace сразу станет понятно, что сигареты – неустановленного происхождения, и продавец с владельцем торговой точки также будут оштрафованы.
Продажа исключительно легальной продукции максимально повысит уровень собираемости налогов, прозрачный рынок табачных изделий привлечет в отрасль дополнительные инвестиции.
Проект под конкретную фирму
Как сказано в приложении к упомянутому правительственному постановлению №840, в течение 45 рабочих дней со дня вступления документа в силу, производители и импортеры табачных изделий в Украине должны определить национального оператора и заключить с ним соглашения о предоставлении соответствующих услуг.
Одним словом, само правительство никакого «особо уполномоченного» назначать не будет. Кандидатура национального оператора – результат консенсуса между участниками табачного рынка, кого выберут самым достойным – тому и представлять интересы отрасли.
Но есть ключевой момент, правительство определило требования к такому оператору. И вот тут выясняется, что сейчас в Украине есть всего лишь одна-единственная компания, которая отвечает всем прописанным условиям…
Требования, предъявляемые Кабмином к будущему оператору:
наличие лицензии на оптовую торговлю табачными изделиями;
наличие не менее пяти лет опыта хозяйственной деятельности в сфере оптовой торговли именно на рынке Украины непосредственно от старта проекта;
не менее пяти лет сотрудничества с производителями и / или импортерами табачных изделий;
наличие в каждой области состава, способного обеспечить 10-дневную местную потребность в табачных изделиях;
наличие пятилетнего опыта работы на рынке более половины руководящего состава;
наличие, по крайней мере, 50% работников логистического и ИТ-направления, с опытом работы минимум пять лет с системами контроля над оборотом табачных изделий и сканирования идентификационной маркировки (Track&Trace);
наличие статуса крупного налогоплательщика и статуса крупного предпринимательства (по Хозяйственному кодексу), независимого аудита финансовой отчетности, отсутствие налогового долга.
«Прошу обратить особое внимание на эти требования к будущему национальному оператору. В Украине существует только одна компания, которая соответствует данным условиям.
Это «Тедис Украина», крупнейший дистрибьютор табачных изделий в стране. Видели унифицированные точки по продаже сигарет, которые имеют единый дизайн и часто интегрированы с остановками общественного транспорта? Так это они. Правительственное постановление писалось под конкретную фирму», – делает вывод в комментарии «Главкому» директор информационного центра по проблемам алкоголя и наркотиков, эксперт группы «Реформа системы здравоохранения» Константин Красовский.
Что такое «Тедис»?
Компания была основана в 2010 году как «Мегаполис-Украина», дочернее предприятие российского табачного монополиста «Мегаполис», принадлежащее российскому бизнесмену Игорю Кесаеву.
«Мегаполис-Украина» была образована на базе «Вест Тобакко Груп» и «Подилля-Тютюн» (двух крупнейших табачных дистрибьюторов Западной Украины, купленных, по некоторым данным, за 5 млн. грн.), уже сразу новая структура начала контролировать 50% табачного рынка нашей страны.
В 2012-2013 годах международные табачные компании Philip Morris International, Japan Tobacco International, Imperial Tobacco Group, British American Tobacco (совместно они производят более 90% сигарет в Украине) перешли от самостоятельной дистрибуции к продаже через «Мегаполис-Украина». В результате она уже тогда стала фактическим монополистом на украинском табачном рынке.
В 2014 году компания столкнулась с проблемами в связи с началом войны на Донбассе. Российский след не добавил позитива репутации оператора в Украине. Очевидно, именно поэтому в скором времени Кесаев вышел из украинского бизнеса или же просто, по примеру других российских бизнесов, переоформил его на надежных конфидентов.
В результате 47,22% акций «Мегаполис-Украина» были проданы одесскому бизнесмену Борису Кауфману – бывшему владельцу Одесского завода шампанских вин, водочной торговой марки «Мягков».
В октябре 2019 года «Тедис Украина» по иску Антимонопольного комитета была оштрафована на 3,4 млрд. грн., в АМКУ заявили о необходимости принудительного разделения компании.
Легализация монополии
Итак, через несколько лет после всех этих бурных событий, компания с богатым скандальным прошлым имеет все шансы узаконить свою монополию, ведь «Тедис Украина» – единая структура, отвечающая требованиям, написанным для национального оператора на рынке табачных изделий.
«Philip Morris, JTI, Imperial Tobacco и British American Tobacco, они давно тесно связаны с «Тедисом», и конечно, выберут ее. Тем более что, повторюсь, других вариантов и нет. Насколько мне известно, в 2019 году были оштрафованы и сами табачные компании. Общая сумма, и производителей, и дистрибьютора составила около 6,5 млрд. грн. Они там постоянно судятся, подают апелляции. Но если «Тедис Украина» станет национальным оператором, монополия получает абсолютно легальный статус, и никаких юридических причин для взыскания штрафов не будет существовать», – объясняет интерес ключевых игроков рынка Константин Красовский.
Эксперт считает, что «Тедис Украина» просто официально станет монополистом, а те задачи, которые формально возлагает правительство на национального оператора, она выполнять не будет. Ведь существующих государственных структур (пограничники, таможенники и полиция) для наведения порядка на рынке табака и так достаточно. Просто законы надо выполнять, а не создавать еще одну структуру для этого.
«У нас уже тридцать лет борются с бабушками, торгующими контрабандой и контрафактом «с земли». В Виннице их нет, в Львове тоже. А в Киеве – пожалуйста. Торгуют даже на Крещатике. И каждый полицейский знает имя и отчество бабушки, ее телефон, сумму, которую она платит, и кому», – объясняет ситуацию Красовский.
То, что постановление №840 фактически легализует монопольное положение компании «Тедис Украина» на рынке оптовой реализации табачных изделий, отмечает и общественная организация «Лига антитраста».
Табачные миллиарды и коррупция
Председатель Государственной фискальной службы Сергей Солодченко сообщает, что за восемь месяцев 2020 года изъято подакцизных товаров на общую сумму почти 1,8 млрд. грн. Из них 39% — это табачные изделия.
В январе-августе налоговая милиция изъяла из незаконного оборота 10,7 млн. пачек табачных изделий и 164,3 тонны табака на общую сумму 691,2 млн. грн. Для сравнения: за аналогичный период 2019 года было изъято 9,4 млн. пачек табачных изделий и 64,7 тонн табака на сумму более чем 350 млн. грн.
«Если предположить, что часть табачного рынка, которая освободилась от фальсификата, заполнила бы легальная табачная продукция, то можно подсчитать акцизный налог, который поступил бы в бюджет от продажи. Это где – то 447 млн. грн.», — отметил Солодченко в интервью «Экономической правде».
По разным экспертным данным, с 2017 по 2019 годы государственный и местные бюджеты недополучили от табачного рынка более 30 млрд. грн. налоговых отчислений.
Как рассказывает «Главкому» Николай Ганул, председатель Национальной организации розничной торговли, табачная отрасль во всем мире очень зарегулирована и максимально контролируется. Но, несмотря на это, контрабанда и другие манипуляции с табачными продуктами существуют во многих странах из-за высокой цены, спроса и быстрой оборачиваемости товара. Одним словом, есть чем рисковать.
«В мире существует много моделей регулирования табачного рынка, в некоторых странах существуют единые оптовые операторы (как частные компании, так и государственные), созданные с целью контроля рынка и наполнения бюджета. Применение той или иной модели в разных странах зависит от культуры рынка, исторически сложившихся традиций, дисциплины потребителей и участников рынка. Кстати, наше законодательство, регулирующее табачную отрасль, одно из самых жестких в мире», – считает Николай Ганул.
Необходимо отметить, что Национальное агентство по предупреждению коррупции осуществило мониторинг положений уже принятого постановления о создании национального оператора и выявило в нем факторы, которые могут способствовать коррупционным правонарушениям.
В связи с этим агентство намерено направить обращение в Министерство юстиции с предложением включить указанное постановление в план проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
Кстати, по информации Антимонопольного комитета Украины и Министерства внутренних дел, указанный проект постановления к ним на согласование не поступал, не смотря на то, что Министерство финансов подчеркивало необходимость такого согласования.
Автор: Андрей Кузьмин
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.