Регулирование молодежного сегмента рынка труда на основе восьмой цели устойчивого развития в условиях Индустрии 4.0

Статья посвящена исследованию развития молодежного сегмента рынка труда на основе восьмой цели устойчивого развития в условиях Индустрии 4.0, анализу основных принципов функционирования и регулирования молодежного сегмента рынка труда.

Это часть рынка труда, что является комплексом социально-экономических отношений государства, предпринимателей и молодых граждан, которые включаются в трудовую деятельность в возрасте от 14 до 35 лет.

Проанализировано состояние и динамика основных показателей молодежного сегмента рынка труда. Определено, что количество молодежи в возрасте 25-29 лет и 30-34 лет – сократилось, что является негативной тенденцией и может свидетельствовать о миграционных процессах и о проблемах с трудоустройством молодежи в Украине. Сокращение численности молодежи происходило пропорционально уменьшению общей численности населения страны.

В целом в последнее время уменьшалась численность 20-24-летних и в категории от 25 до 29 лет, однако численность 30-34-летних лиц очень медленно увеличивалась к 2018 г.

Исследована динамика среднесписочной численности работников, коэффициенты оборота рабочей силы по приему и по увольнению. Определено, что коэффициент по приему рос с 2014 по 2017 гг., с 2017 по 2019 гг. произошел его спад.

Также, если рассматривать в совокупности динамику коэффициента оборота по увольнению и коэффициента оборота по приему, то можно прийти к выводу, что имеет место высокая текучесть кадров. При этом среднесписочное количество штатных работников постоянно снижалось, и в период с 2015 по 2019 гг. снижение происходило медленными темпами.

Проанализированы основные принципы регулирования рынка труда на трех уровнях управления – национальном, региональном и местном. Исследован опыт ведущих стран в трудоустройстве молодежи и факторы, которые стимулируют трудоустройство. На основе проведенного исследования определили основные рекомендации.

Сегодня в условиях ассоциирования с ЕС, развития трансформационных процессов национальной экономики Украины, развития Индустрии 4.0, в частности, интернета вещей, аналитики Big Data, искусственного интеллекта и IT-трансформаций, меняются требования к рынку труда как институту, который регулирует занятость и обеспечивает социальную стабильность в стране.

Также определены новые требования к развитию рынка труда. Они обусловлены потребностями в достижении глобальной Цели устойчивого развития №8: «Содействию поступательному, объемлющемуся и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех», что находятся среди 17-ти Глобальных целей устойчивого развития страны до 2030 года. Глобальные цели были утверждены на саммите ООН в 2015 году.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи по регулированию рынка труда. А именно: развитие и продвижение политики, которая будет ориентирована на развитие и продуктивную деятельность, создание новых и достойных рабочих мест, на предпринимательскую деятельность, креативность, инновационную деятельность и активность.

А также на поощрение в создании и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, стимулирования их финансово со стороны государства; обеспечения активной и продуктивной занятости, достойных условий труда на условиях равенства для всех женщин и мужчин, а также молодых людей и инвалидов с обязательной равной оплатой труда за работу с равной ценностью (до 2030 года);

увеличение доли проактивной молодежи, которая развивается, работает, учится и приобретает необходимые профессиональные навыки;

обеспечение выполнения высокоэффективных и быстрых мер для ликвидации элементов принудительного труда, на предотвращение современного рабства и торговли людьми, на соблюдение запрета и ликвидацию различных форм детского труда к 2025 году;

содействие защите прав работающих и обеспечение качественных условий труда для всех тех, кто работает, в частности, работникам-мигрантам, особенно для женщин-мигрантов, и лиц, которые не обеспечены стабильным уровнем занятости; разработка и реализация глобальной стратегии обеспечения занятости молодежи, имплементируемая Глобальным пактом о рабочих местах Международной организацией труда.

Все это актуализирует вопросы выбранной тематики исследования и определяет целесообразность исследования основных теоретических основ рынка труда, его структуры, средств и особенностей регулирования, исследования эффективных средств в мире для достижения ЦСР №8 в части молодежной политики.

Цель и задачи статьи

Целью статьи является определение основных тенденций, мероприятий и особенностей регулирования молодежного сегмента рынка труда с учетом зарубежного опыта.

Это определяет основные задачи статьи. А именно: проанализировать основные показатели молодежного рынка труда; определить особенности регулирования рынка труда на трех уровнях управления – национальном, региональном и местном. Установить основные принципы восьмой цели устойчивого развития в контексте трудоустройства молодежи; определить эффективные меры по развитию трудоустройства молодежи и предпринимательских инициатив, что позволит выбрать соответствующие меры для адаптации в Украине.

Изложение основного материала исследования

Поскольку молодежный рынок труда является частью общего рынка труда, то вполне естественно, что все процессы и тенденции, которые есть на рынке труда, влияют на молодежный сегмент и трудоустройство молодежи. Поэтому проанализируем состояние и основные тенденции рынка труда Украины, в частности молодежного сегмента рынка труда.

Определено количество экономически активного населения в возрасте 15-50 лет и отдельно по группам молодежи в возрасте 15-24 лет, 25-29 лет, 30-34 лет. Рассчитаны такие показатели как уровень экономической активности, уровень занятости, уровень безработицы по каждой категории и определен абсолютный прирост по отношению к 2010 и 2018 годам.

Видно, что в целом количество экономически активного населения в возрасте 15-70 лет в 2019 г. по отношению к 2010 г. сократилось на 2828,10 тыс. человек, а по отношению к предыдущему 2018 г. увеличилось на 126,50 тыс. человек.

А если в целом оценивать динамический ряд, то количество населения постепенно снижалось с 2010 по 2018 г., что является негативной тенденцией и может быть связано с миграционными процессами, сокращением жизни. В то же время рост населения в 2019 г. может свидетельствовать, в частности, и о возвращении мигрантов в период пандемии в Украину. Из 126,59 тыс. человек, на которые вышло увеличение в 2019 г. – 63,7 тыс. человек, то есть более 50%, составляет молодежь в возрасте 15-24 лет.

В то же время, количество молодежи в возрасте 25-29 лет и 30-34 лет – сократилось, соответственно, на 112,4 и 93,5 тыс. человек, что является негативной тенденцией и может свидетельствовать о миграционных процессах и о проблемах с трудоустройством молодежи в Украине.

До основных показателей рынка труда также относятся среднее количество штатных работников, коэффициенты оборота рабочей силы по приему и по увольнению в % к среднесписочной численности штатных работников.

Коэффициент оборота по увольнению постепенно возрастает, а коэффициент оборота по приему с 2010 г. по 2014 г. показал колебания синусообразного характера. С 2014 г. по 2017 г. происходил стремительный рост данного показателя до 30,5, причем похожее значение коэффициента на исследуемом промежутке наблюдалось лишь в 2011 г. – 28,3.

Подъем данного показателя в 2017 г. может быть связан с выходом из кризиса (политического, и как следствие, экономического), новыми перспективами для предприятий, связанными с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, и, соответствующим развитием новых направлений в предпринимательстве.

Видно, что коэффициент по приему рос с 2014 г. по 2017 гг., с 2017 по 2019 гг. произошел его спад. Также, если рассматривать в совокупности динамику коэффициента оборота по увольнению и коэффициента оборота по приему, то можно прийти к выводу, что имеет место высокая текучесть кадров.

При этом среднесписочное количество штатных работников постоянно снижалось, и в период с 2015 по 2019 гг. снижение происходило медленными темпами. Политические и экономические реформы, которые проводятся в Украине, избранный вектор интеграции в ЕС, обусловливают новые особенности рынка труда и трудоустройства молодежи. Именно поэтому, важно учитывать новые возможности и перспективы в выбранной сфере исследования с учетом текущей ситуации по реализации реформы децентрализации в Украине.

Так, децентрализация предусматривает передачу полномочий и финансов от государственной власти в органы местного самоуправления, которые могут распоряжаться средствами на местах и ближе к людям и лучше ориентируются в потребностях отдельных объединенных территориальных общин, в частности, молодежи, которая там проживает.

На национальном уровне к сфере регулирования процесса трудоустройства молодежи на рынке труда относятся такие составляющие как: нормативно-правовое обеспечение; формирование общей стратегии развития для обеспечения эффективной молодежной политики; определение приоритетных направлений молодежной политики; обеспечение повышения квалификации молодежных работников; методическая поддержка институтов трудоустройства с учетом международного опыта; финансирование или содействие по привлечению финансовых ресурсов на реализацию программ, проектов, что позволит привлечь молодежь.

Так, в 2021 г. Верховная рада Украины приняла закон «Об основах молодежной политики».

В законе определены цели, задачи, принципы и приоритеты молодежной политики в Украине; установлены полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по молодежной политике;

гарантии и механизмы участия молодежи в ее формировании и реализации; особенности организационных и правовых основ образования и деятельности молодежных и детских общественных объединений;

особенности реализации отдельных социальных гарантий молодежи по решению жилищных вопросов, вопросов профессионального самоопределения и занятости, охраны здоровья, удовлетворения образовательных, культурных и других потребностей.

Особое внимание уделяется участию молодежи в принятии решений. Сформированы основы для развития молодежной инфраструктуры, определен новый институт «Украинский молодежный фонд».

Кроме того, предусмотрено, что на национальном уровне будет создан Национальный совет по вопросам молодежи при Кабинете министров, который будет ответственным за разработку долгосрочной стратегии молодежной политики.

В Национальный совет по вопросам молодежи при Кабинете министров будут входить представители молодежных и детских общественных организаций, ученического и студенческого самоуправления, члены молодежных советов, органов государственной власти. Эти нововведения должны учесть современные потребности молодежи, однако, пока эти меры на начальном этапе. Также на государственном уровне функционируют молодежные центры труда — это специализированные государственные учреждения, которые действуют на хозрасчетной основе.

В своей деятельности центр взаимодействует с местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, органами внутренних дел, службой занятости, предприятиями, организациями и объединениями граждан.

К основным задачам молодежного центра труда относятся:

обеспечение прав и интересов молодых граждан на рынке труда;

содействие трудоустройству, подготовке, переподготовке и повышению квалификации молодежи;

организация занятости молодежи в не учебное время;

привлечение молодежи к предпринимательской деятельности, создание соответствующих условий функционирования и эффективного развития молодежного предпринимательства;

предоставление молодежи услуг, связанных с профориентацией и подготовкой к работе по новой профессии;

изучение и распространение передового отечественного и международного опыта по вопросам обеспечения занятости и профессиональной подготовки молодежи.

На региональном уровне происходит разработка, принятие и поддержка региональных программ, ориентированных на потребности молодежи, с учетом региональных особенностей.

Например, в Программе продуктивности занятости населения Черниговской области на 2018-2020 годы одним из приоритетных направлений деятельности областной службы занятости является дальнейшее развертывание активных программ содействия занятости таких категорий населения, как молодежь, женщины, социально уязвимые слои населения, инвалиды, демобилизованные военнослужащие, которые вернулись из зоны АТО.

Соответственно, в плане мероприятий программы представлены такие меры как: адресная профессионально ориентационная работа с молодежью, помощь в трудоустройстве; активизация информационно-разъяснительной работы среди населения, клиентов службы занятости, в том числе безработной молодежи, относительно рисков нелегального трудоустройства, предотвращения нелегальной трудовой миграции и противодействия торговле людьми.

К подобным региональным программам относятся: Областная социальная программа «Молодежь Кировоградщины» на 2016-2020 годы; Программа занятости населения Одесской области на 2018-2020 годы, Программа занятости населения Николаевской области на период до 2020 года и другие.

На местном уровне регулирование трудоустройства молодежи осуществляется в направлении реализации молодежной политики на местном уровне. Так, органами местного самоуправления в сотрудничестве с профильными институтами осуществляются, формируются программы и планы мероприятий для трудоустройства молодежи и ее развития.

Например, в Программе занятости населения Киева на 2021-2023 гг. среди четырех приоритетных задач указано «Обеспечение развития инклюзивного рынка труда».

Также имеется проект «Содействие занятости молодежи», указанный проект регионального развития и профессионально ориентационные мероприятия для молодежи разработаны с целью успешной самореализации на рынке труда.

В разных общинах функционируют программы поддержки молодежи, например, Программа поддержки и развития молодежи и молодежной политики Помичнянской объединенной территориальной общины на 2019-2022 годы «Агенты перемен». Для эффективной реализации молодежной политики на местном уровне, в ОТГ важно предусмотреть:

– необходимую инфраструктуру молодежной политики, в том числе ее организационное и финансовое обеспечение;

– обеспечение деятельности молодежных центров и молодежных работников;

– развитие институтов гражданского общества;

— межотраслевое и межсекторальное взаимодействие в молодежной работе;

— оценка эффективности молодежной работы и отчетности перед обществом о состоянии работы с молодежью;

– обеспечение условий молодежного участия и молодежного общественного контроля.

Эффективное трудоустройство молодежи входит в задачу Цели №8 «Достойный труд и экономический рост». Для формирования направлений в повышении эффективности трудоустройства молодежи целесообразно проанализировать успешный опыт стран. И рекомендовать интересные практики для внедрения в Украине на государственном и местном уровнях.

Интересен кейс Нунавута. Так, группа, состоящая из 25 общин Нунавута, работает вместе для усиления устойчивости и улучшения психического здоровья среди молодых нунавутовцев. Они создают сеть постоянных Makerspaces в пределах каждой своей общины. Эти Makerspaces будут безопасными и развивают социальные центры для молодежи, обеспечивая учебные мероприятия на основе цифровых и STEAM-систем, стимулируют сотрудничество, творческое решение проблем и обмен знаниями.

Отметим, что именно сельские общины являются важными для экономики, культуры и социальной структуры Канады, способствуют туризму, высокотехнологичным и производственным секторам, именно поэтому надо учитывать их мнение при принятии экономических правительственных решений.

Инициатива «OurFoodFuture» (графство Гельф и Веллингтон, Онтарио) является важной для развития социально-ответственного предпринимательства и привлечения молодежных инициатив. Данная инициатива является победителем программы правительства Канады «SmartCitiesChallenge».

С помощью использования информационных технологий и партнерств регион работает над тремя целями: расширить доступ к питательной пище на 50%, создать 50 новых пищевых предприятий полного цикла производства и возможностей для сотрудничества, увеличить экономический доход на 50% за счет уменьшения или превращения пищевых отходов.

Эти усилия позволят оптимизировать местное производство продуктов питания, создать синергию между местными предприятиями, а также принесут пользу местным жителям и посетителям.

Правительство Канады ежегодно инвестирует почти 3 миллиарда долларов в поддержку провинциальных программ, которые обеспечивают обучение современным навыкам, карьерное консультирование и помощь в поиске работы. Эти программы помогают безработным и малообеспеченным канадцам улучшить свои навыки и получить следующую работу.

В долгосрочной перспективе Стратегией развития сельского хозяйства Канады предусмотрено сделать стратегические инвестиции в приоритетное развитие сельских общин, которые определяют как ключевые для их экономического развития и успеха. Среди важных для развития Канады стратегий и программ, можно отметить следующие инициативы: Социальные инновации и стратегия социальных финансов (2019); Стратегия диверсификации торговли (2019); Стратегия снижения бедности (2018).

Высокую позицию по Цели №8 занимает Польша – 13 место с показателем 84,4 при этом значение показателя увеличивается со скоростью, необходимой для достижения ЦРД до 2030 года, и 2 место среди исследуемых нами 13-ти стран. Правительство Польши внедрило следующие основные программы:

  1. С 1989 г. была подготовлена реформа экономического права, она состоит из двух пакетов: 100 изменений для компаний и Конституция для бизнеса, что облегчило ведение бизнеса в Польше.

  1. Создание польского фонда развития, который предоставляет больше возможностей для получения дополнительных средств от финансовых рынков, как внутренних, так и зарубежных, с целью реализации разработок инвестиций. Общее наличие гарантий на поддержку развития предприятий обеспечивалось созданием Национального фонда гарантий.

  1. Уменьшение налога на прибыль до 15% для плательщиков налогов с малого бизнеса и для налогоплательщиков, которые начинают свою деятельность в первом налоговом году.

  1. Программа «Начало в Польше» и новая система поддержки инновационных идей на стыке науки и бизнес-секторов, в рамках программы обеспечивали среди других налоговые льготы на НИОКР. Одновременно введен новый механизм поддержки предпринимателей в осуществлении новых инвестиций на территории Польши (Специальные экономические зоны — Польша).

Запланированная поддержка касается освобождения от налога на прибыль (НДФЛ) и бесплатные информационные услуги, предоставляемые субъектами, ответственными за поддержку новых инвестиций.

  1. Для развития потенциала молодежи, внедряется общеевропейская инициатива YouthGuarantees, чтобы обеспечить каждое лицо до 29 лет предложениями профессионального образования в течение 4 месяцев после окончания обучения или потери работы.

  1. Программа для развития сельского хозяйства – программа экономической активизации фермеров и лиц, связанных с сельским хозяйством.

  1. «Польская миграционная политика» – документ, представляющий польскую модель активной миграционной политики, которая предусматривает среди прочего, совершенствование управления миграцией и иммиграционными процессами, интеграцию иностранцев и стимулы к поселению в Польше с учетом национальной безопасности.

Эстония среди исследуемых нами стран занимает 1 место в достижении Цели №8 ЦСР и 47 место среди всех стран, исследуемых в отчете. Среди основных направлений деятельности Эстонии для достижения прогресса по Цели №8 можно выделить следующие:

  1. Эстония стала первой европейской страной, которая предложила регистрировать любые цифровые предприятия в Еврозоне. Таким образом, предприятие, которое находится в любой стране, может стать эстонским предприятием, иметь счета в евро, платить низкие налоги в Эстонии. Такая модель особенно соответствует потребностям IT-предприятий, которые предоставляют услуги и платят высокий процент налогов во многих странах.

  1. В 2016 году начата реформа трудоспособности, цель которой помочь людям с ограниченными возможностями устроиться на работу. Способность каждого человека с пониженной трудоспособностью быть активным в обществе была оценена, и на основе этого человек получает помощь в поиске возможностей трудоустройства на рынке труда.

  1. В 2016 году была запущена система координации навыков и потребностей на рынке труда – OSKA. Цель — предоставление информации о ключевых навыках и профессиях, необходимых на рынке труда. Раз в год выходит общий отчет ОСКА об изменениях потребностей на рынке труда, основных тенденциях, влияющих на него.

  1. YouthPropUp – часть правительственного плана действий, EstonianYouthGuarantee, инициированная ЕС, ее целью является помощь молодым людям, которые потеряли свою работу или окончили школу, чтобы как можно быстрее вернуться в общество. Молодежный центр PropUps помогает молодежи устанавливать контакты с учебными заведениями, организациями и работодателями.

  1. Среди эстонских неправительственных организаций, которые занимаются сотрудничеством в развитии, есть такие организации, которые расширяют возможности и поддерживают деятельность малых предприятий, особенно женщин-предпринимателей, в странах Восточного партнерства (Грузия, Молдова), а также в Африке, Турции и на Филиппинах. Считаем, что это один из основных факторов, позволивший занять Эстонии высокие места по Цели №8 в части «Достойный труд».

  1. Развивает малые предприятия, сельскохозяйственный сектор, туризм, отдает предпочтение развитию стартапов.

  1. Правительство Эстонии разработало национальный план развития туризма на 2014-2020 годы.

Перечислим предложения других стран, которые влияют на прогресс в достижении Цели №8 ЦСР:

– Бельгия приняла план дематериализации отношений между FPS Finance и налогоплательщиками, которая предусматривает внесение изменений в различные налоговые кодексы по дематериализации отношений между Федеральной государственной службой финансов и налогоплательщиками.

– Деятельность Федерального министерства по делам цифровых и экономических вопросов Австрии направлена на улучшение благоприятных условий для привлечения частного сектора в страны-партнеры и содействия более высокому обмену информацией и тесному сотрудничеству между развивающейся кооперацией и австрийским бизнесом и промышленностью.

– Литва активно внедряет программу инновационного развития 2014-2020 годов, что предусматривает активизацию внедрения инноваций во всех сферах; также проводит политику постоянного улучшения трудовых договоров и увеличения их многообразия, меньшей установки регламентов договоренностей о рабочем времени; в то же время реализуется концепция экономики знаний.

— Латвия с 1 января 2018 года ввела новую комплексную реформу налоговой политики, эффект которой направлен на содействие экономическому росту и благосостояния, в том числе за счет уменьшения неравенства доходов.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

В данном исследовании мы проанализировали динамику количества и доли молодежи в составе экономически активного населения Украины. Определили, что количество молодежи в возрасте 25-29 лет и 30-34 лет – сократилось, соответственно, на 112,4 и 93,5 тыс. человек, что является негативной тенденцией и может свидетельствовать о миграционных процессах и о проблемах с трудоустройством молодежи в Украине.

Проанализировали динамику среднего учетного количества штатных работников, коэффициенты оборота рабочей силы по приему и по увольнению в % к среднесписочной численности штатных работников.

Определили, что среднесписочное количество штатных работников постоянно снижалось, и в период с 2015 по 2019 гг. снижение происходило медленными темпами. Проанализировали основные принципы регулирования рынка труда на трех уровнях управления – национальном, региональном и местном.

Исследовали опыт ведущих стран в трудоустройстве молодежи и факторы, которые стимулируют трудоустройство.

На основе проведенного исследования можно рекомендовать повышать уровень инвестиционной привлекательности страны, что будет стимулировать развитие молодежи и мотивацию по трудоустройству именно в стране.

Учитывая сегодняшние тенденции относительно учета концепции устойчивого развития, диджитализации и других составляющих Индустрии 4.0, необходимо внедрять принципиально новые для Украины мероприятия для развития молодежи.

Для сельских объединенных территориальных общин целесообразно рекомендовать внедрять мероприятия по работе с молодежью по типу Makerspace. Взять, к примеру, кейс Нунавута. На национальном и региональном уровнях целесообразно развивать и обучать учителей и координаторов уже существующих молодежных центров для формирования программы по примеру OSKA в Эстонии. Анализировать рынок труда и формировать необходимые компетенции у молодежи и помогать их развивать с целью удовлетворения потребностей рынка труда и реализации потенциала молодежи.

Дальнейших исследований требуют механизмы организации образовательных воспитательных мероприятий в рамках государственно-частного партнерства.

Авторы: Елена Трофименко, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и предпринимательства, Международный университет финансов, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

Людмила Борданова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной экономики, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

Анастасия Володина, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского».

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №1 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий