Репетиторство как составляющая теневого образования и возможности его оценивания в Украине

Распространенность репетиторства в Украине является наименее исследованной сферой, прежде всего, учитывая ограниченные возможности анализа этого явления по данным официальной статистики образования.

Обобщение международного опыта показало, что частное дополнительное обучение в рамках усвоения основной образовательной программы необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую теневого образования. Это позволяет решить ряд методологических проблем.

Быстрое накопление эмпирических данных о частном репетиторстве на международном и национальном уровне позволяет сосредоточиться на доминирующих направлениях в научной литературе относительно причин и последствий экспансии теневого образования, определения его параметров, моделей и локализации.

Совмещение информации  разных источников данных о поставщиках и пользователях дополнительных образовательных услуг позволяет получить новые количественные и качественные данные, в том числе для анализа субъектов производства и потребления теневого образования.

Проанализированы данные социологических опросов за 2004-2016 годы, которые касаются проблематики репетиторства в Украине. Исследование показало, что это явление остается весьма распространенным среди будущих абитуриентов, несмотря на внедрение с 2008 года Внешнего независимого оценивания.

Наиболее информативными источниками о частном репетиторстве в Украине на сегодня можно считать данные специальных социологических исследований и специализированных интернет-сайтов. Однако методология программы «Обследование условий жизни домохозяйств» такие возможности предусматривает. В качестве дополнительного инструмента измерения интенсивности репетиторства в Украине предложено использовать специализированный сервис Google Trends.

Ключевые слова: репетиторство, дополнительное школьное образование, теневое образование, репетиторские услуги, расходы домохозяйств на репетиторские услуги.

Постановка проблемы и актуальность исследования. Существенное распространение масштабов частного дополнительного обучения почти во всех странах мира в течение последних десятилетий обусловили необходимость системного изучения нового глобального феномена – теневого образования (англ. shadow education), которое функционирует параллельно с мейнстрим-образованием (mainstream education) и вовлекает на свою орбиту огромное количество человеческих и финансовых ресурсов.

Экспансия теневого образования ошеломляет исследователей не только темпами распространения (в некоторых странах до 10% ежегодно), но и осложнением вариативности этого явления через экономические, социальные, культурные и политические факторы, имеющие далеко идущие последствия для обществ.

Так, полное игнорирование со стороны государства индустрии репетиторства (tutoring) в общественном сознании со временем откладывается как «неотвратимость репетиторства» и «недоверие к системе образования». По мнению многих экспертов, теневое образование не только угрожает размыванию границ официального образования из-за «скрытой» приватизации государственного образования, но и ставит под сомнение тезис о бесплатности школьного образования.

Традиционно теневое образование присутствует в странах Азии, при этом экстремальной ситуация выглядит в Южной Корее, где в 2006 году расходы домохозяйств на теневое образование оценивались в 24 млрд. долл. США или 2,8% ВВП. В 2014 году средняя корейская семья тратила на дополнительные образовательные услуги свыше 65% своего бюджета, а в теневое образование было привлечено 84% учащихся начальной школы, 87% – средней и свыше 89% – старшей.

Оформление и закрепление практик частного репетиторства наблюдается во многих странах мира, независимо от географического расположения, экономического развития, демографического состава населения и его социальных характеристик. По экспертным оценкам, к 2018 году глобальный частный рынок школьного репетиторства может превысить 100 млрд. долл. США.

Несмотря на то, что проявления теневого образования довольно сложно исследовать, еще труднее влиять на него управленческими решениями (например, путем полного запрета частного репетиторства в стране). Кроме того, локализации и формы теневого образования постоянно меняются даже в тех странах, где оно распространено больше всего и где его тщательно изучают.

В других странах (к которым относится и Украина) теневое образование стало предметом исследования недавно. Поскольку получение данных вне официальной системы образования остается очень сложной задачей, анализ информационных возможностей оценки масштабов и интенсивности теневого образования на национальном уровне является крайне актуальным.

Анализ последних исследований и публикаций. Хотя основным направлением научных исследований остается мейнстрим-образование, достаточно быстрое накопление эмпирических данных о теневом образовании дает возможность рассматривать его и как мировой мега тренд, и как глобальный феномен, и как непассивный научный объект, что может влиять негативно или позитивно – на мейнстрим-образование.

Среди исследователей: J. Aurini, D.P. Baker, M. Брей, С.-A. Dang, S. Davies, W. Dawson, J. Dierkes, L. Elffers, S.R. Entrich, J. Ireson, N. Khalfaoui, C. King, M.N. Kobakhidze, O. Kwo, P. Kwok, C.J. Lee, H. Lee, S.K. Lee, G.K. LeTendre, P. Loyalka, C. Lykins, T. Marimuthu, S. Popa, M.H. Roesgaard, F.H. Rogers, K. Rushforth, K. Shin, I. Silova, D.L. Stevenson, K.W.-H. Yung, A. Zakharov, E. Zambeta и многие другие.

Совокупность знаний о теневом образовании формируют одновременно на нескольких уровнях (международном, региональном, национальном), с учетом контекстной «многослойности» обществ (исторической, экономической, социально-культурной и тому подобное).

Изучают функции, модели и практики теневого образования, детерминанты фоновых неравенств и т.д. Проявления теневого образования исследуют с позиций экономики, социологии, психологии, педагогики, этики, а для углубленного научного анализа используют различные теории (институциональную, функциональную, постколониальную, неолиберальную,  теорию социального капитала, социальной справедливости, принятия решений и др.).

Вклад в исследование платного дополнительного образования сделали также широкомасштабные оценочные исследования IEA, TIMSS, PISA , хотя их методология не позволяет четко разграничить платное и бесплатное обучение, определить  востребованность платных образовательных услуг.

Первой попыткой исследования теневого образования в Украине можно считать опрос Центра технологий тестирования в 2004 году. В 2006 году команда украинских исследователей с участием Л. Гриневич  и А. Тороповой приняла участие в первом межнациональном исследовании по вопросам теневого образования в восьми странах бывшего социалистического лагеря. Среди недавних публикаций также являются: N. Borodchuk, Т. Zheriobkina, М. Куделя (M. Kudelia), И. Самохин (I. Samokhin), Е. Стадный (Y. Stadnyi), И. Когут (I. Kogut) и другие.

Как показал анализ, данные о распространенности теневого образования в Украине основываются на различных методологиях. Однако эта проблема присуща и другим странам, поскольку, по сравнению с мейнстрим-образованием, теневое вообще трудно поддается исследованию из-за разногласий в трактовке термина «теневое образование».

А также сложности доступа к достоверной информации; информационной ограниченности данных; отсутствия четкой доказательной базы в качественных исследованиях; непрозрачности деятельности большинства поставщиков репетиторских услуг; ограниченности исследовательского инструментария для выяснения кратко — и долгосрочных последствий репетиторства на ученическую самооценку результатов (успех или неудача), их общего благополучия и тому подобное.

Надо отметить, что методологическую сложность доступности данных о теневом образовании сравнивают с задачей «собирание головоломки, где большинства пазлов вообще не хватает».

Целью статьи является обобщение международного опыта исследования репетиторства как неотъемлемой составляющей теневого образования и определения информационных возможностей его оценивания в Украине.

Изложение основного материала исследования. В научной литературе метафору «теневое образование» начали использовать с 1990-х годов (M. Bray, Т.L. Stevenson, D.P. Baker). Как отмечает K.W.-H. Yung, «ядро метафоры» можно считать вполне обоснованным, хотя к такой терминологии надо относиться осторожно.

Так, некоторые секторы индустрии репетиторства не точно имитируют (mimicking) мейнстрим-образование, а разрабатывают собственный образовательный продукт (программы, курсы и др.). Однако в большинстве случаев имитация прослеживается очень четко. Например, в Гонконге после просмотра школьной программы в 2009 году частные репетиторские центры сразу предложили потребителям обновленные курсы.

Также надо отметить, что большинство научных изысканий сейчас сконцентрировано в сегментах школьного образования (начальной, базовой средней и старшей школы). Хотя практика репетиторства существует в дошкольном, внешкольном, профессиональном и университетском образовании.

В соответствии с доминирующим направлением в научной литературе (M. Bray, P. Kwok, C.J. Lee, H. Lee, H.J. Park и другие) теневое образование определяется по следующим трем параметрам:

1) приватность (privateness) – это измерение очерчивает различные виды образовательных услуг, которые предоставляют некоторые лица или организации только на платной основе, то есть они имеют коммерческий характер. Это измерение не включает: бесплатные образовательные услуги, оказываемые членами семьи, друзьями или волонтерами; дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учителями бесплатно;

2) дополнительные – supplementation — платные услуги в рамках теневого образования, предоставляемые вне часов основного обучения (то есть вне школьных уроков);

3) академичность (academic subjects) — платные услуги, предоставляемые в рамках школьной программы. Прежде всего, тех школьных предметов, которые включены в публичные экзамены, тесты и т. д. Измерение теневого образования не фокусируется на других доменах образования (domains of education). В том числе его различных формах организации досуга (искусство, музыка, хореография, спорт, пусть такие образовательные услуги и предоставляют на платной основе), языковых классов для детей – представителей нацменьшинств, религиозных классов и тому подобное.

Как неоднократно подчеркивал M. Bray, признанный специалист  сферы сравнительного образования (comparative education) и теневого образования, что, несмотря на то, что репетиторство в рамках внешкольного образования и  досуга является чрезвычайно полезным для развития личности, социализации и формирования социального капитала, более целесообразным является сосредоточение на репетиторстве в сегментах школьного образования.

А осознание его масштабов и интенсивности поможет обосновать политику влияния, поскольку теневое образование имеет далеко идущие последствия для организации и содержания учебного процесса в мейнстрим-образовании, формировании человеческого капитала, соблюдении социальной справедливости и т. д.

Поскольку теневое образование является полиструктурной системой (в частности, репетиторские услуги могут предоставляться физическими и юридическими лицами) D.L. Stevenson & D.P. Baker предложили идентифицировать теневое образование как комплекс образовательных мероприятий вне формального школьного образования с целью улучшения академической успеваемости и / или учебной карьеры.

Для идентификации видов внешкольного образования (out-of-school education), удовлетворяющих основным параметрам теневого образования учитывают национальный контекст в разнообразии провайдеров и видов образовательной подготовки, S.R. Entrich  использует квадрант, где I — четверть характеризует объекты анализа по признаку «академические» (academic), II – «профессиональные» (professional), III – «неакадемические» (non-academic), IV – «непрофессиональные» (non-professional).

Именно те объекты, что наиболее приближены к I (academic) и II (professional) квадрантам, по логике S.R. Entrich, лучше всего удовлетворяют параметры теневого образования, то есть это виды внешкольной образовательной подготовки, которые профессионально организованы частными провайдерами и связаны со школьными предметами.

Разнообразие моделей и практик теневого образования обычно рассматривают по следующим параметрам: драйверы спроса и предложения, мотивация выхода на рынок частных образовательных услуг (от микро — до макро уровня, включая образовательные, социальные, культурные, экономические, исторические и политические аспекты); диапазон провайдеров; спектр услуг (виды, формы, методы, содержание).

А также локализация теневого образования (уровни образования, дисциплины, интенсивность в точках перехода на следующий уровень образования, формы собственности учреждений, территории, тип поселения, потребители услуг и т. п.); нормативная база и регуляторные рамки (законодательство, критерии деятельности и др.). Стоимость услуг и эффективность образовательных инвестиций (микро — и макро уровень, прямые и косвенные расходы); виды влияния (академическое, социальное, экономическое); преимущества и недостатки теневого образования.

Выделяют типы правительств в зависимости от их позиции и действий в отношении теневого образования:

1) запрет;

2) игнорирование;

3) признание и регулирование;

4) активное поощрение.

В качестве основных причин расширения теневого образования предложено рассматривать:

1) национальные образовательные реформы;

2) массовость высшего образования;

3) рост академической и социальной конкуренции;

4) изменение языковой политики;

5) корректировку национальных нормативно-правовых актов по вопросам частного репетиторства.

Исследование обусловленности распространения теневого образования сейчас сконцентрировано по направлению «глобализация и ее последствия» (открытые рынки, неолиберальная глобализация, конкурентная среда, активность частного сектора, диверсификация источников знаний, распространение информационно-коммуникативных технологий, повышенный запрос населения на овладение английского языка и тому подобное).

По выводам международных мониторинговых докладов, наиболее востребованными учебными дисциплинами частного дополнительного образования являются те, что больше всего способствуют переходу с одного уровня образования на другой, а во многих странах мира первое место по популярности занимают английский язык и математика.

Как отмечает S.K. Lee, даже в развитых экономиках, таких как Гонконг и Великобритания, проблемы в сфере теневого образования идентичны, хотя ориентированы на роль образования как средства социальной мобильности: «…теневое … образование – это действие, связанное с риском, чтобы избежать потери потенциала».

Поэтому в научном дискурсе о роли теневого образования развитые страны предпочитают не проблемы экономического неравенства, а анализ политики тестирования, требованиям университетов, требованиям к занятости, профессиям, возможной роли теневого образования в обеспечении успеха и социальной мобильности.

Для исследования вариации и динамики теневого образования M. Bray предложил комплекс показателей, объединенных в такие блоки: интенсивность, качество, стоимость, экономические последствия. Такая модель оценки служит основой для макро анализа теневого образования на национальном и глобальном уровне. Что касается стоимости репетиторских услуг, то по международным подходам ее рассматривают на двух уровнях: индивидуальном / семейном и государственном.

Источниками информации о репетиторстве как составляющей теневого образования могут быть:

— социологические исследования среди пользователей и поставщиков платных репетиторских услуг;

— выборочные обследования условий жизни домохозяйств (далее – ОУЖД) в части расходов домохозяйств на образовательные услуги, если национальной программой исследования предусмотрен сбор дополнительной информации о расходах домохозяйств на оплату услуг репетиторов;

— административные данные о деятельности частных репетиторов и репетиторских фирм, которые официально зарегистрированы (такие данные собираются только в немногих странах);

— другие источники информации, которые могут быть использованы как вторичные качественные данные о теневом образовании: отдельные агрегаты системы национальных счетов (далее — СНС) и вспомогательных/сателлитных счетов образования, специализированные интернет-сайты, частные объявления и тому подобное.

По заключению многих экспертов, получение точных данных о размерах индустрии теневого образования, которая в основном имеет неформальный или полуформальный характер, осложнено рядом методологических проблем даже во время проведения тематически направленных социологических исследований. Респонденты не всегда готовы раскрывать причины и масштабы привлечения (репетиторы избегают внешней проверки своих доходов и педагогической деятельности, ученики – разглашения факта дополнительных занятий).

Измерения усложняют вариации в формах и интенсивности частного дополнительного обучения (четкая «идентификация» представителей и получателей, регулярность занятий и тому подобное). Часто сами исследователи не имеют прямого доступа к представителям репетиторских услуг, прежде всего из-за угрозы нарушения конфиденциальности. На национальном уровне исследования могут быть несопоставимы вследствие частичной репрезентативности, неточности выбранных методов, не системности и других факторов.

Если в национальных ОУЖД расходы на частные уроки не включены как подкатегория расходов домохозяйств на образование, то исчезает возможность мониторинга взаимообусловленности государственных и частных расходов на образование. Полученного уровня образования членами домохозяйств и другими источниками социальной стратификации (доходами, этническими и языковыми группами и др.).

Согласно концепциям и категориям СНС, на уровне национальной экономики репетиторские услуги могут быть включены в части их производства (прежде всего, если репетиторство является частью формальной экономики и наблюдается как вид экономической деятельности) и конечного потребления домохозяйствами. Однако в ходе работы с агрегатами СНС возникают значительные методологические трудности по их дезагрегации, даже на уровне вспомогательного счета образования.

Рассмотрим подробнее информационные возможности оценивания теневого образования в Украине.

Данные социологических исследований. В Украине частное репетиторство является довольно распространенным явлением среди старшеклассников. Так, в 2006 году 79% студентов-первокурсников сообщили, что во время последнего учебного года в школе они пользовались услугами репетиторов (43,4% – в виде частных уроков; 11,6% – подготовительных курсов; 24,1% – сочетание частных уроков и подготовительных курсов) по одному или нескольким предметам.

В начале 2016 года 59% студентов для подготовки к внешнему независимому оцениванию (далее – ВНО) занимались с репетиторами вне школьных уроков (46% – сразу по нескольким предметам, 13% – по одному).

По итогам анкетирования выпускников общеобразовательных учебных заведений (ОУЗ) 2015/2016 учебного года, можно считать, что услугами репетиторов воспользовались не менее 57% выпускников (учитывая данные о способах подготовки участников тестирования по украинскому языку, что является обязательным предметом ВНО). Чаще всего пользовались услугами репетиторов для подготовки к тесту по английскому языку – 73,5% (если предположить, что услуги подготовительных курсов тоже оказывали на платной основе, то эта доля возрастает до 80,0%).

Также данные этого исследования показали, что самые высокие баллы ВНО получили выпускники, которые воспользовались услугами репетиторов и подготовительных курсов, а доля городских учеников, которым родители оплатили услуги репетитора или курсы, вдвое выше, чем сельских.

Данные ОУЖД, которые проводит Государственная служба статистики Украины на постоянной основе с 1999 года, согласно ОУЖД, предусматривает применение ряда национальных классификаций (в частности обновленных КИСЦ и КВЭД) и различных типов статистических формуляров. Наблюдения за расходами и доходами домохозяйств осуществляется с помощью двух основных инструментов:

1) дневник текущих расходов домохозяйств (форма № 3-УЖД), где респонденты оказывают подробное описание своих расходов, в том числе на образование (в дополнительном перечне услуг указана и услуга репетитора);

2) квартального вопросника о расходах и доходах домохозяйств (форма № 5-УЖД), с помощью которого интервьюер выполняет ежеквартальный опрос домохозяйств (выясняются, помимо прочего, все расходы домохозяйств на оплату услуг в сфере образования).

Следовательно, данные о расходах домохозяйств на услуги частных репетиторов и платные подготовительные курсы аккумулируются в двух формах, при этом домохозяйства указывают стоимость услуги и место ее приобретения (у предприятий, организаций или граждан).

Таким образом, Украина относится к странам, которые в методику ОУЖД закладывают возможность опросить домохозяйства о расходах на дополнительную образовательную подготовку (в том числе частных репетиторов). Однако из-за требования по обеспечению надежности данных, все расходы домохозяйств на образование на последующих этапах обработки информации агрегируются на уровне раздела «Образование».

Действующие методики и классификации не предусматривают возможности дезагрегировать расходы домохозяйств на образовательные услуги и по данным микро файлов. Согласно пятизначному структурному коду объектов КИСЦ-2008, платные репетиторские услуги на уровне среднего образования относят к классу «10.2.1. Среднее образование (S), где S – услуга. Следовательно, возможности данного структурного кода не позволят дезагрегировать различные виды образовательных услуг, в том числе к низшему уровню – уровню категории.

Это означает, что возможности дезагрегации расходов домохозяйств на образование будут ограничены не только подразделением «Среднее образование», но и общим функциональным классом «Услуги» (согласно действующим методикам, в микро файле по домохозяйствам все затраты домохозяйств на образование также агрегируются на уровне раздела «Образование»).Надо отметить, что в СНС домохозяйства представлены отдельным институциональным сектором. Они выступают как потребители товаров и услуг и могут заниматься любым видом хозяйственной деятельности.

Расходы домохозяйств на конечное потребление — это большой агрегат, который формируют по следующим классификационным признакам:

1) по целям или функциям – в соответствии с КИСЦ;

2) по типам товаров и услуг – согласно СКП.

Поэтому, по логике СНС, расходы домохозяйств на платные образовательные услуги будут включены в конечное потребление домашних хозяйств и фактическое конечное потребление домохозяйств.

Данные по производству товаров и услуг в СНС агрегируются по признакам институциональных секторов и институциональных единиц и видов экономической деятельности. Поскольку репетиторские услуги могут предоставлять юридические и физические лица (как основной или второстепенный вид экономической деятельности), по классификации институциональных секторов экономики Украины такая деятельность будет определяться по позициям «S.110012. Государственные нефинансовые корпорации – НКО» и «S.142. Домашние хозяйства. Самостоятельно занятые работники».

Согласно иерархическому коду КВЭД, эта деятельность будет кодироваться на уровне класса Р 85.59 «Другие виды образования, Н. В. И. У.» (применяется с 2012 года).

Однако этот класс охватывает семь различных видов деятельности:

1) образование, не обусловленное какими-либо уровнями (в соответствии с NACE, REV. 2 – education that is not definable by level);

2) академическое обучение (academic tutoring );

3) деятельность учебных центров, которые предлагают курсы по коррекции/ дополнительной подготовке по определенной дисциплине (learning centres offering remedial courses);

4) обучение языкам и навыкам общения (language instruction and conversational skills instruction);

5) деятельность курсов по повышению профессиональной квалификации (professional examination review courses);

6) обучение компьютерной грамоте (computer training);

7) религиозное обучение (religious instruction).

Данные вспомогательного счета образования в Украине позволяют проанализировать структуру и динамику общих затрат домохозяйств на образование только по основным провайдерам и функциям (например, расходы домохозяйств на первый и второй этапы среднего образования, на основные и второстепенные услуги в сфере образования, закупку учебников, канцтоваров и др.).

Распространение информационно-коммуникационных технологий в Украине позволяет изучать характеристики теневого образования на специализированных порталах и сервисах интернет-агентств по подбору репетиторов, сайтах профессиональных организаций репетиторов, частных репетиторов и тому подобное.

Так, например, одна из отечественных компаний предлагает услуги более 6700 частных репетиторов из разных регионов Украины, другая – только в Киеве и Киевской области – более 8600. Исследование контента специализированных сайтов свидетельствует, что наиболее востребованными предметами остаются английский язык, математика и украинский язык.

В. Г. Сариогло рассмотрел потенциальные возможности использования «больших данных» (Big Data) в качестве дополнительных источников информации к традиционному измерению социально-экономичных процессов, в частности по оценке сезонности динамических рядов. Потому как дополнительным инструментом измерения интенсивности репетиторства в Украине и его локализации можно воспользоваться специализированным сервисом Google Trends.

Пик популярности поискового запроса «репетитор» в Украине на протяжении 2008-2017 годов пришелся на сентябрь 2009 года, то есть на второй год введения ВНО.  Дополнительный анализ показал, что за исследуемый период наибольший уровень запросов приходится на первую половину сентября; затем количество запросов растет в конце октября – начале ноября и в первой половине января, но не достигает уровня популярности первой половины сентября.

Это свидетельствует о том, что репетиторов пытаются найти в начале учебного года, следовательно, образовательные инвестиции в дополнительную подготовку будут преимущественно долговременными (год или более). Можно также предположить, что рост популярности запросов во второй половине учебного года связан с поиском новых репетиторов (по другим предметам, более квалифицированных, или тех, кто предоставляет более дешевую услугу и т. п.).

С 2010 года динамика сезонной (до сентября соответствующего года) популярности запросов «репетитор» была нисходящей, но с 2015 года вновь начала расти, и в 2016 году достигла уровня 2008 года. В противоположность этому, с 2008 года снижается динамика сезонной (до сентября соответствующего года) популярности поискового запроса «подготовительные курсы», хотя пик ее также соответствует началу учебного года. Пик популярности поискового запроса «поступление в вуз» традиционно приходится на июль, то есть месяц периода вступительной кампании в ВУЗ.

Уровень популярности поискового запроса «репетитор» в регионах Украины на протяжении 2012-2017 годов является высоким. Размах вариации составляет от 100 (г. Киев) до 37 (Закарпатская область) баллов. Надо также обратить внимание, что сервис Google Trends отобразил как объекты анализа все без исключения регионы, то есть поиск репетитора через Интернет осуществляют по всей территории Украины.

Иллюстрируется уровень популярности поискового запроса «репетитор» в 18 городах Украины, отобранных сервисом Google Trends как объекты анализа на протяжении 2012-2017 годов. Эти города (столица и 16 областных центров) также представляют широкую региональную географию. Однако предметом углубленного анализа в дальнейшем может стать локализация поисковых запросов на территории отдельных регионов.

Например, уровень популярности поискового запроса «репетитор» в г. Кривой Рог (98 баллов) превышает соответствующий показатель по областному центру Днепропетровской области – г. Днепр (88 баллов).

Выводы. Согласно доминирующим направлениям в современной международной научной литературе, репетиторство целесообразно рассматривать как неотъемлемую составляющую теневого образования. Это позволяет решить ряд методологических проблем, в частности относительно причин распространения форм и практик частного дополнительного обучения, определения его объемов, экономических и социальных последствий и тому подобное.

По данным социологических исследований, масштабы частного дополнительного обучения в Украине являются довольно значительными на этапе перехода от полного среднего до высшего образования, а увеличение академической конкуренции, прежде всего за места госзаказа будет ежегодно обострять проблему качества школьных образовательных услуг.

Однако на уровне начального и базового среднего образования распространение репетиторства не оценено даже на экспертном уровне. В контексте социального равенства актуальными являются вопросы о предоставлении репетиторских услуг (как дополнительной формы подготовки для поступления в ВУЗ) для учащихся из бедных семей, небольших городов и сельской местности.

А также в создании бесплатных образовательных онлайн-платформ для подготовки к школьным экзаменам и ВНО. Учитывая процессы глобализации и европейской интеграции как отдельную важную проблему, необходимо рассматривать удовлетворение растущего спроса на изучение иностранных языков, начиная с дошкольной подготовки.

Исследование показало, что сейчас в Украине наиболее информативными источниками о репетиторстве как составляющей теневого образования являются данные социологических исследований и специализированных интернет-сайтов, хотя методология программы ОУЖД предусматривает возможности анализа затрат домохозяйств на различные виды образовательных услуг.

Поэтому использование как можно большего количества источников, в том числе данных  ОУДЖ, СНС и вспомогательного счета образования, позволит провести углубленный качественный анализ масштабов и интенсивности теневого образования в Украине.

Автор: А.М. Хмелевская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, пер. научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: kh_o@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий