Анализ причин отклонения инфляции от цели в Украине в 2017 г.

По итогам 2017 года потребительские цены в Украине выросли на 13.7%, превысив как инфляционную цель (8%±2 п.п.), так и прогноз инфляции, обнародованный в Инфляционном отчете в начале 2017 года (9.1%). Учитывая горизонт монетарной политики (9-18 месяцев), мы анализируем отклонения от прогноза 12-месячной давности для определения влияния различных факторов. Отклонение от прогноза составило 4.6 п.п. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

Наибольший вклад (почти половину) в отклонение от прогноза внесли более высокие темпы роста цен на сырые продукты питания, что, прежде всего, объясняется рядом факторов со стороны предложения на рынке.

Кроме неблагоприятных погодных условий, к таким факторам можно однозначно отнести существенное увеличение экспорта мяса и молочной продукции на фоне роста мировых цен с соответствующим уменьшением предложения на внутреннем рынке.

Украина является страной с малой открытой экономикой и сырьевым характером внешней торговли, поэтому она достаточно уязвима к шокам на мировых товарных рынках. В то же время переход к гибкому курсообразованию несколько снизил степень такой чувствительности.

В 2017 году мировые цены на мясо выросли почти на треть, что обусловило существенное увеличение экспорта этой продукции из Украины. Однако, несмотря на небольшую долю мяса в общем экспорте, это не обеспечило существенного увеличения экспортных поступлений и не создало значительного давления в сторону укрепления курса гривны.

Ускорение роста цен на сырые продукты питания вместе со значительным внешним спросом сказалось также на более высоких, чем ожидалось, темпах роста цен на продукты питания с высокой степенью обработки, входящих в базовую инфляцию. В то же время темпы роста административных цен были близки к прогнозируемым (16.1% г/г по сравнению 16.9% г/г в прогнозе). Так отдельные факторы компенсировали влияние друг друга, в частности значительный вклад высоких темпов роста цен на табачную продукцию был нивелирован тем, что не произошло повышения тарифов на газ для населения.

Обычно центральные банки в рамках режима инфляционного таргетирования (ИТ) сосредотачиваются на нивелировании шоков спроса и незначительно реагируют на шоки предложения. Большое количество ситуативных факторов могут вызывать отклонения инфляции от цели, особенно в краткосрочном периоде, когда уже нет времени на реакцию со стороны Центробанка. Реагировать на него существенно более жесткой монетарной политикой, подавляя экономическую активность, было бы нецелесообразно, поскольку экономика не находилась в состоянии “перегрева”. В таких случаях центральные банки дают возможность инфляции отклониться от цели.

Однако, во второй половине года на отклонение инфляции от прогноза усилилось влияние увеличения производственных затрат, в частности на оплату труда, и быстрое восстановление потребительского спроса. В частности, влияние роста минимальной зарплаты оказалось более значительным, чем предварительно ожидалось.

Если в начале 2017 года НБУ оценивал влияние на потребительскую инфляцию от повышения минимальной заработной платы вдвое на уровне 1-1.5 п.п., то согласно уточненным оценкам оно оказалось выше (около 2 п.п.). Поскольку повышение заработных плат было подхвачено частным сектором в условиях высокого спроса на рабочую силу и усиления миграционных процессов.

Прежде всего, это проявилось в ускорении роста цен на услуги, входящие в базовый ИПЦ. Высокие прогнозируемые показатели роста потребительских цен также определялись большими темпами импортируемой инфляции в конце года.

На усиление инфляционных рисков НБУ отреагировал более жесткой монетарной политикой. В целом в 2017 году монетарная политика была достаточно сдержанной – показатели реальной процентной ставки (с учетом инфляционных ожиданий) колебались в течение года на уровне 5 – 7%. Однако, ужесточение монетарной политики не смогло полностью нивелировать действие инфляционных факторов. Это было обусловлено тем, что, во-первых, монетарная политика влияет на экономику с задержкой.

Соответственно для нейтрализации инфляционных факторов, которые реализовались преимущественно во второй половине года, НБУ должен был начать повышать учетную ставку еще со II квартала прошлого года.

Однако в то время на прогнозном горизонте формировались факторы для смягчения политики (возобновление сотрудничества с МВФ, ревальвационное давление на гривну, замедление административно регулируемой инфляции). И главное – продолжали улучшаться инфляционные ожидания. Во-вторых, переход к более жесткой монетарной политике резче и в более сжатые сроки мог бы спровоцировать ухудшение ожиданий в период, когда реализация рисков была еще не очевидной, и вызвать неоправданные потери в экономическом росте.

Опыт других стран – таргетеров инфляции свидетельствует, что центральный банк сознательно может дать возможность инфляции временно отклониться от цели. Это происходит в нескольких случаях. Во-первых, когда шоки предложения являются слишком стремительными и мощными, однако не создают угроз для возвращения инфляции к цели в среднесрочной перспективе. Во-вторых, когда, по оценкам центрального банка, резкий переход к более жесткой монетарной политике будет иметь слишком негативные эффекты для экономической активности.

Другой причиной отклонения от цели может быть погрешность прогноза. Она в свою очередь может быть обусловлена как погрешностью модельного инструментария (неточно имитирует текущую структуру экономики), погрешностью допущений, которые закладываются в прогноз (например, импортируемая инфляция оказалась выше, чем ожидаемая) и неточной оценке эффектов отдельных нерегулярных событий в экономике (например, двукратное повышение МЗП).

По факту во многих странах инфляция часто отклоняется от цели. Однако это не означает, что режим ИТ не работает, ведь он имеет целью стабилизацию инфляционных ожиданий, которые могут быть достаточно сильно заякорены даже во время существенных колебаний инфляции. Это обусловливается, прежде всего, тем, что экономические агенты понимают, что центральный банк будет прилагать максимум усилий для возвращения инфляции к цели. Конечно в разумных пределах, ведь, пытаясь удерживать инфляцию очень близко к цели через реагирование на все шоки, центральный банк может неоправданно увеличить экономические потери.

СПРОС И ВЫПУСК

В III квартале 2017 года рост реального ВВП составил 2.1% г/г, и соответствовал оценкам НБУ, опубликованным в Инфляционном отчете за октябрь 2017 года. Внутренний спрос оставался основным драйвером роста отечественной экономики. Рост инвестиций продолжался высокими темпами, хотя и несколько ниже, чем в предыдущих кварталах. Дальнейшему наращиванию инвестиций способствовало улучшение деловых ожиданий предприятий и их высокие финансовые результаты в III квартале.

Ожидаемо доминирующей стала роль потребления: незначительное замедление частного потребления было компенсировано возобновлением роста расходов сектора общего государственного управления на фоне определенного смягчения фискальной политики.

Темпы роста физических объемов экспорта ускорились вследствие благоприятной внешней ценовой конъюнктуры, высоких переходящих запасов зерновых и масличных и приспособления металлургических предприятий к новым условиям работы после прекращения торговли с НКТ. В то же время оживление внутреннего спроса, в частности инвестиционного, стимулировало более быстрый рост импорта, следствием чего стало сохранение отрицательного вклада чистого экспорта в изменение ВВП (3.8 п.п.).

В IV квартале, по оценкам НБУ, рост ВВП замедлился до 1.5% в годовом измерении. Это, прежде всего, было обусловлено существенным спадом в растениеводстве из-за более низкой урожайности поздних зерновых и технических культур. Одновременно наблюдалось увеличение объемов производства в перерабатывающей промышленности, в частности в машиностроении, химическом и металлургическом производстве. Это почти полностью компенсировало дальнейшее падение выпуска в добывающей промышленности и производстве электроэнергии, прежде всего, отражало влияние от разрыва производственных логистических связей с НКТ в начале года.

В целом рост реального ВВП в 2017 году оценен в 2.1%. При этом, по оценкам НБУ, негативное влияние от прекращения торговли с НКТ на реальный ВВП в 2017 году оказалось ниже, чем ожидалось в начале года (0.9 п.п. по сравнению с 1.3 п.п. соответственно). Это произошло благодаря более быстрой переориентации металлургических предприятий на новые источники поставок сырья на фоне улучшения внешней конъюнктуры и роста внутреннего спроса.

Внутренний спрос

В III квартале рост экономики Украины продолжил замедляться, что соответствовало оценкам Национального банка, опубликованным в Инфляционном отчете за октябрь 2017 года. Так по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года реальный ВВП вырос на 2.1%, а по сравнению с предыдущим кварталом – на 0.2%. В целом за 9 месяцев 2017 года по оценкам НБУ, реальный ВВП увеличился на 2.3% г/г.

Инвестиции продолжили расти высокими темпами, хотя темпы роста валового накопления основного капитала несколько замедлились (до 15.8% г/г) прежде всего в результате эффекта высокой базы сравнения прошлого года. Поддерживали наращивание инвестиций в III квартале 2017 года улучшения деловых ожиданий предприятий, которые достигли самого высокого уровня с середины 2013 года. Другими весомыми факторами стали дальнейшее улучшение финансовых результатов предприятий и существенные поступления от экспорта на фоне благоприятной внешней конъюнктуры.

Как и ранее, львиная доля капиталовложений (более 70%) финансировалась за счет собственных средств предприятий. По сравнению с предыдущим годом возросла доля инвестиций за счет бюджетных средств (до 8.7% за январь – сентябрь 2017 года с 5.9% за соответствующий период 2016 года), отражая существенный рост (особенно в первом полугодии) капитальных бюджетных расходов на инвестиционные программы и проекты регионального развития, в том числе на объекты дорожно-транспортной инфраструктуры.

Однако в структуре источников финансирования инвестиций несколько уменьшилась доля средств населения на строительство жилья (до 8.5% за январь – сентябрь 2017 года). Роль банковского кредитования и иностранного инвестирования как источников финансирования инвестиций оставались незначительными.

В III квартале 2017 года самыми высокими темпами продолжили расти инвестиции в машины и оборудование, несмотря на дальнейшее замедление до 26.1% г/г. Среди других видов активов возобновился рост инвестиций в продукты интеллектуальной собственности. В частности компьютерное программное обеспечение и базы данных, что, среди прочего, могло быть связано с увеличением затрат (как предприятий, так и центральных органов государственного управления) на информационную безопасность.

Основными потребителями капитальных инвестиций оставались сельское хозяйство, промышленность (в частности, для перевооружения энергетических предприятий), торговля и транспорт. Прирост инвестиций по этим направлениям в годовом измерении составил 20% – 30% г/г. Продолжился рост высокими темпами инвестиций в сектора услуг – в образование (75.4% г/г), профессиональную, научную и техническую деятельность (53.9% г/г), а также здравоохранение (65.7% г/г) из-за их существенного недоинвестирования в предыдущие годы. Также высокими темпами росли инвестиции в сектор “Государственное управление и оборона” (47.8% г/г).

Потребительский спрос населения в III квартале заметно возрастал (на 5.4% г/г) и был поддержан высокими темпами роста реальной заработной платы и улучшением потребительских настроений домохозяйств15 (последние находились на значительно высшем уровне, чем год назад). Вместе с тем по сравнению с предыдущим кварталом рост частного потребления несколько замедлился, что могло быть обусловлено замедлением темпов роста реальных располагаемых доходов населения в условиях ускорения инфляции.

В частности, замедлился рост расходов на продукты питания (до 1.8% г/г), алкоголь и табак (до 0.2% г/г). Ускорился рост расходов населения на товары домашнего потребления (до 28.3% г/г) вследствие удовлетворения отложенного спроса предыдущих лет. Продолжили расти высокими темпами расходы на здравоохранение (до 27.9% г/г), что в частности связано с реализацией программы «Доступные лекарства».

Потребительские расходы сектора общегосударственного управления (как индивидуальные, так и коллективные затраты) возобновили рост (на 4.3% г/г) на фоне определенного смягчения фискальной политики. Это также сказалось на замедлении спада ВДС сектора “Государственное управление и оборона”.

Также возобновился рост экспорта (до 6.9% г/г) на фоне благоприятной внешней конъюнктуры, значительных переходящих запасов зерновых и масличных культур и высокого урожая, отдельных сельхозкультур культур (пшеницы, рапса). В частности, ускорился рост физических объемов экспорта жиров и масла. Существенно увеличились поставки семян масличных культур, прежде всего рапса за границу, а также замедлилось падение физических объемов экспорта черных металлов.

Кроме того, ускорился рост физических объемов транзита газа. Однако рост импорта также ускорился (до 13.2% г/г) из-за наращивания энергетического импорта (прежде всего угля и нефтепродуктов). В результате отрицательный вклад чистого экспорта увеличился до 3.8 п.п.

Выпуск

Преимущественно все виды деятельности демонстрировали позитивную динамику развития в III квартале.

Прежде всего, улучшились показатели в перерабатывающей промышленности (рост в 4.8% г/г), так и в энергетике (падение замедлилось до 5.1% г/г). В частности в металлургическом производстве произошло замедление темпов снижения объемов производства чугуна, стали и ферросплавов, в частности вследствие возобновления работы или увеличения загруженности металлургических предприятий на фоне благоприятной внешней конъюнктуры и более быстрой, чем ожидалось, переориентации на альтернативные источники поставок сырья.

Сверхбыстрыми темпами росло химическое производство вследствие восстановления работы предприятий, которые до этого простаивали.

Другие отрасли перерабатывающей промышленности в большей степени демонстрировали замедление темпов роста. Темпы роста объемов машиностроения замедлились, в том числе из-за выпуска компьютеров, электронной и оптической продукции (в частности представленной товарами военного назначения), а также автотранспортных средств.

Падение добывающей промышленности углубилось (до 6.5% г/г) в большей степени из-за остановки добычи антрацита и за счет статистической базы сравнения. По данным Минтопэнерго Украины в ІІІ квартале 2016 года рядового антрацита было добыто 2.2 млн. т, в то время как во II квартале его добыча составила лишь 1.5 млн. т. Во II и III кварталах 2017 года антрацит не добывался.

В сельском хозяйстве произошло уменьшение падения ВДВ до 0.1% г/г в результате проведения активной фазы уборки в III квартале, восполнения позднего начала уборочной кампании по сравнению с прошлым годом, а также хорошим урожаем пшеницы, бобовых и картофеля. Дополнительным положительным фактором для сельского хозяйства стало незначительное улучшение ситуации в животноводстве, прежде всего за счет выращивания птицы и производства яиц.

Преимущественно положительные результаты в промышленности, а также активный экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживали рост объемов ВДС в торговле и транспорте.

Самые высокие темпы роста ВДС продолжало демонстрировать строительство (25.2% г/г), хотя эти темпы несколько замедлились.

В сфере услуг по всем видам деятельности, кроме образования, которое финансируется расходами бюджетов различных уровней, также наблюдались позитивные изменения, поддержанные высоким уровнем роста реальной заработной платы. В частности состоялся дальнейший рост ВДС в гостиничном хозяйстве, замедлилось падение в искусстве, спорте, развлечениях и отдыхе. Также существенно ускорился рост в финансовой и страховой деятельности, поддержан ростом кредитования банками.

Оценка IV квартала 2017 года

В IV квартале, по оценкам НБУ, рост реального ВВП замедлился (до 1.5% г/г), прежде всего вследствие существенного спада в растениеводстве из-за более низкой урожайности поздних зерновых и технических культур.

Внутренний спрос, как инвестиционный, так и потребительский, остался основным фактором экономического роста. Ожидаемое улучшение финансового состояния предприятий поддерживало рост инвестиций. Вместе с тем, учитывая действие эффекта высокой базы сравнения, и незначительное ослабление инвестиционных ожиданий предприятий, в IV квартале продолжалось замедление роста инвестиционного спроса.

Потребительский спрос, по оценкам Национального банка, ускорил рост, в годовом измерении учитывая устойчивый прирост розничного товарооборота. Этому способствовали дальнейшее улучшение потребительских ожиданий домохозяйств на фоне роста реальной заработной платы и повышения пенсий. Высокими остались также темпы роста потребительских расходов сектора общегосударственного управления на фоне дальнейшего смягчения фискальной политики.

В IV квартале ускорился рост экспорта в основном благодаря наращиванию поставок черных металлов. Одновременно с этим темпы роста импорта существенно не изменились, в результате чего вклад чистого экспорта стал положительным.

В промышленности показатели выпуска были несколько выше прошлогодних также и вследствие продолжения наращивания выпуска отдельными химическими предприятиями после простоя. Темпы роста объемов производства в машиностроении увеличились. Наибольший рост выпуска и в дальнейшем наблюдался в автомобильном и железнодорожном машиностроении, что на фоне ускорения темпов падения экспорта данной продукции, указывает на устойчивый внутренний спрос. Пищевое производство продолжало сбавлять темпы из-за сокращения объемов производства масла и животных жиров, мяса, хлеба и хлебобулочных изделий, а также муки.

В IV квартале объемы сельскохозяйственного производства существенно уменьшились из-за более низкого урожая поздних зерновых и технических культур, в частности кукурузы, из-за засухи в период вегетации этой культуры. В то же время в животноводстве падение объемов производства несколько замедлилось за счет увеличения объемов производства молока и яиц (в том числе благодаря значительному внешнему спросу), а также незначительному замедлению падения поголовья свиней.

В целом рост реального ВВП в 2017 году оценен в 2.1%, что превышает прогноз НБУ, обнародованный в апреле 2017 года с учетом оценки потерь экономики Украины от разрыва производственно-торговых связей с НКТ. Результаты металлургической промышленности и ряда, смежных с ней отраслей превысили ожидания за счет быстрой переориентации металлургических предприятий на альтернативные источники поставок сырья на фоне улучшения ценовой конъюнктуры на внешних рынках и роста внутреннего спроса (в том числе со стороны строительства и машиностроения).

Отдельные металлургические предприятия даже нарастили выпуск стали и чугуна по сравнению с прошлым годом. Соответственно, несколько лучшими, чем ожидалось, были показатели и в отдельных смежных секторах (добывающей промышленности, транспорте и тому подобное). Это компенсировало худшие ожидания показателей в производстве электроэнергии (что частично отражало более теплую погоду в конце 2017 года) и в производстве кокса.

Таким образом, по уточненным оценкам Национального банка, негативное влияние запрета торговли с НКТ на изменение реального ВВП в 2017 году составляло 0.9 п.п. (по сравнению с предыдущей оценкой на уровне 1.3 п.п.).

РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ДОХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ

В 2017 году продолжался рост по спросу на рабочую силу, хотя во второй половине года годовые темпы роста количества вакансий замедлились. Высокий спрос на рабочую силу генерировался оживлением экономической активности, улучшением финансовых результатов и деловых ожиданий предприятий, а также усилением миграционных процессов. Эти же факторы обусловили сохранение высоких темпов роста номинальной заработной платы на протяжении всего 2017 года, мощный импульс которому был дан в начале 2017 года вследствие двукратного повышения минимальной заработной платы.

Однако уровень безработицы по методологии МОТ в III квартале 2017 года в сезонно скорректированном выражении остался на высоком уровне, а в среднем за девять месяцев 2017 года даже вырос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Это объясняется сохранением диспропорций между спросом и предложением на рынке труда (региональных, по видам экономической деятельности, квалификационным требованиям).

Так благодаря росту номинальных заработных плат и социальных трансфертов в натуре (субсидий) в III квартале 2017 года ускорился рост номинальных доходов населения (до 20.2% г/г). Однако другие виды номинальных доходов населения (от ведения бизнеса и собственности, социальные пособия) демонстрировали умеренный рост. На фоне ускорения потребительской инфляции (и учитывая, что социальные трансферты в натуре не является частью имеющихся доходов) рост реальных располагаемых доходов населения оставался вялым (0.2% г/г).

Сохранение высоких темпов роста заработной платы и социальные инициативы правительства, в частности осовременивание пенсий, по оценкам НБУ, обусловили ощутимое ускорение роста потребительского спроса в IV квартале 2017 года.

Рынок труда

В 2017 году продолжался рост по спросу на рабочую силу. Об этом свидетельствовали как данные ГСЗУ, так и сайты поиска работы в сети Интернет. По данным ГСЗУ, рост количества вакансий частично может быть связан с увеличением количества работодателей, которые сотрудничали с центрами занятости (на 11%). Вместе с тем по профессиональным группам самые высокие темпы роста были среди самых простых профессий, рабочих по обслуживанию, эксплуатации и контролю над работой технологического оборудования.

Согласно данным сайтов поиска работы в сети Интернет количество вакансий в 2017 году также выросло. В частности, рост отмечен в большинстве видов деятельности, кроме сферы недвижимости и сферы страхования. Наибольший рост наблюдался среди рабочих специальностей, в финансово-банковской сфере (на фоне возвращения банковской системы к прибыльности и оживления розничного кредитования), в сфере бухгалтерии, аудита, транспорта и логистики.

Об увеличении спроса на рабочую силу в 2017 году свидетельствовали и результаты опроса относительно деловых ожиданий предприятий. В частности ожидания предприятий относительно изменения количества работников в следующие 12 месяцев улучшались в течение 2017 года20 (больше всего в торговле и перерабатывающей промышленности, а также среди средних предприятий, имеющих от 50 до 250 работников). Это в первую очередь повлияло на рост количества вакансий в этих видах деятельности.

Высокий спрос на рабочую силу обусловил замедление темпов падения количества штатных работников (до 7.7 млн. человек в ноябре 2017 года), которые составляют почти половину всех занятых и относятся к юридическим лицам и их обособленным подразделениям с количеством наемных работников 10 и более человек. Это, прежде всего, свидетельствует о приспособлении этих предприятий к структурным изменениям, которыми в начале года были рост МЗП и прекращение торговли с предприятиями на НКТ.

Количество зарегистрированных ФЛП после массового закрытия в конце 2016 – начале 2017 года с февраля 2017 года стабилизировалось на уровне 1.7 – 1.8 млн. человек (по данным Opendatabot).

Вместе с тем в 2017 году спрос на рынке труда не был доволен предложением. Кроме демографических причин, это может объясняться сохранением региональных и квалификационных диспропорций на рынке труда, а также усилением миграционных процессов.

В III квартале 2017 года численность экономически активного населения и дальше сокращалась (на 0.5% г/г до 18 млн. человек). В значительной мере это объяснялось демографическими процессами, тогда как сезонно скорректированный уровень экономической активности почти не изменился. Это может объясняться возвратом части ранее неактивного населения к активному поиску работы. Это происходило под влиянием роста заработных плат и объявленных изменений в пенсионное обеспечение (увеличение необходимого страхового стажа для назначения пенсий).

В частности рост экономически активного населения зафиксирован в возрасте 30-34 лет и 40-49 лет в среднем за девять месяцев 2017 года (в целом на 1.7% г/г) как среди женщин, так и среди мужчин.

Численность занятого населения также сокращалась (на 0.6% г/г в III квартале 2017 года до 16.4 млн. человек). Причем снижение произошло, прежде всего, среди мужчин (на 1.3% г/г), что могло быть вызвано как распространением трудовой миграции, так и уменьшением рабочих мест в некоторых видах деятельности, в том числе в добывающей промышленности (в III квартале количество штатных работников уменьшилось на 8.5% г/г). Среди женщин второй квартал подряд наблюдался рост занятого населения (во II и III кварталах на 0.8 г/г и 0.2% г/г соответственно).

Уровень безработицы, который оценен по методологии МОТ, уменьшился к 8,9%. К экономически активному населению в возрасте 15-70 лет в III квартале 2017 года. Как и в прошлом квартале в результате сезонного роста спроса на рабочую силу. Прежде всего, в транспорте и сельском хозяйстве. В сезонно скорректированном выражении уровень безработицы не изменился и остался на высоком уровне – 9.5%. В то же время в среднем за девять месяцев 2017 года уровень безработицы вырос на 0.2 п.п. Это отражается по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 9.4%.

О сохранении диспропорций на рынке труда свидетельствовали неравномерность соотношение между количеством резюме и количеством предлагаемых вакансий по разным сферам деятельности. По данным сайтов поиска работы в IV квартале 2017 года такое соотношение оставалось самым высоким в следующих сферах. В юриспруденции соотношение составило 76 человек между количеством резюме, и количеством поданных заявлений. В секретариате и делопроизводстве 44 человека. В образовании и науке 40 человек. В финансовой и банковской сферах 33 человека.

Диспропорции рынка труда были усилены, с одной стороны, недостаточно высоким уровнем предлагаемой заработной платы соискателям работы, а с другой стороны – высокими квалификационными требованиями, которые выдвигают работодатели к кандидатурам на занятие соответствующих должностей.

Самый высокий уровень безработицы (18.9%) за девять месяцев 2017 года зафиксирован среди молодежи в возрасте 15-24 лет, из-за сложности в трудоустройстве после обучения.

В региональном разрезе – самый высокий уровень безработицы оставался в Луганской и Донецкой областях (соответственно 16.4% и 14.5%). По данным ГСЗУ, по состоянию на конец декабря 2017 года более 40% имеющихся вакансий приходилось на Киев, Львовскую, Киевскую и Днепропетровскую области.

Доходы домохозяйств и сбережения

В III квартале 2017 года рост номинальных доходов населения ускорился (до 20.2% г/г). Это произошло за счет их наибольшей составляющей – заработной платы24. Доля, которая возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3.1 п.п. – до 43.3%. В то же время в III квартале 2017 года существенно ускорили рост социальные трансферты в натуре (темп их роста ускорился почти вдвое по сравнению с предыдущим кварталом – до 37.1%). Это было связано с решением технических проблем, связанных с начислением субсидий в предыдущем квартале в условиях изменений в программу предоставления субсидий домохозяйствам на оплату услуг ЖКХ.

Номинальные доходы населения от ведения бизнеса (прибыль и смешанный доход) незначительно ускорили свой рост – до 9.8% г/г, что произошло из-за роста доходов от осуществления розничной торговли и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем доходы от собственности продолжали снижаться, но меньшими темпами, чем в предыдущих кварталах (на 0.8% г/г).

Соответственно на фоне умеренного роста располагаемого дохода населения (16.4% г/г) и ускорения потребительской инфляции в III квартале 2017 года замедлился рост реальных располагаемых доходов населения (до 0.2% г/г).

В то же время, несмотря на низкие темпы роста реальных располагаемых доходов населения, потребление товаров и услуг росло быстрее. Этому способствовало, прежде всего, повышение заработных плат. Также происходил умеренный рост денежных вкладов домохозяйств. Это вместе с ростом нефинансовых активов, прежде всего домохозяйств, занятых в сельском хозяйстве (что является традиционным для III квартала), способствовало росту сбережений (3 млрд. грн.).

Несмотря на это, склонность населения к сбережениям в сезонно скорректированном выражении оставалась отрицательной, что и в дальнейшем содержит риски дальнейшего усиления давления на инфляцию со стороны потребительского спроса.

Повышение с начала 2017 года минимальной зарплаты в два раза стало причиной ускорения роста средней заработной платы. В расчете на одного штатного работника, как в номинальном, так и в реальном исчислении (в январе – ноябре 2017 года до 37.1% г/г и 19.1% г/г соответственно). Рост заработных плат был широкомасштабным по секторам экономики. Самыми высокими темпами ожидаемо росли зарплаты в секторах, финансируемых за счет бюджетных средств.

Одновременно высокими темпами росли зарплаты и в частном секторе на протяжении всего года, поскольку первоначальный импульс к росту, предоставленный повышением МЗП в начале года, в дальнейшем был поддержан имеющимися диспропорциями между спросом и предложением. Вместе с этим проведение перерасчета пенсий в соответствии с пенсионной реформой будет оказывать поддержку потребительскому спросу как в конце 2017 года, так и в начале 2018 года.

Вставка: Влияние миграционных процессов на рынок труда в Украине

Анализ осуществлялся по последним имеющимся данным на фоне отсутствия единой исчерпывающей системы сбора данных о трудовой миграции в Украине. На сегодня статистические данные о трудовой миграции собирают различные учреждения, а данные, полученные на уровне страны, часто противоречивы и существенно отличаются в разных источниках.

Международная трудовая миграция является важным фактором экономического развития, как стран-реципиентов, так и стран-доноров, поскольку ее масштабы и интенсивность существенно влияют на состояние и развитие рынка труда, уровень занятости, а, следовательно – и на смену как потенциального, так и фактического ВВП. В последние годы из-за разного социально-экономического развития и открытости границ стран Европы, некоторые из них, в том числе и Украина, сталкиваются с проблемой оттока рабочей силы.

В Украине усиление как внутренней, так и внешней трудовой миграции также было вызвано войной, макроэкономическим кризисом и ухудшением благосостояния домохозяйств, высоким уровнем молодежной безработицы.

В декабре 2017 года ГССУ опубликовала бюллетень “Внешняя трудовая миграция населения (по результатам модульного выборочного обследования)” (далее – Обследования). Обследование по этой тематике также было проведено в 2008 и 2012 годах в рамках проекта ЕС “Эффективное управление трудовой миграцией и ее квалификационными аспектами”. Этот проект реализуется МОТ совместно с трехсторонними партнерами Украины и Молдовы, Международной организацией по миграции и Всемирным банком, ГССУ совместно с институтом демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины.

По Обследованию количество трудовых мигрантов в возрасте 15-70 лет составляло 1.3 млн. человек (4.5% населения соответствующего возраста), что на 10.3% больше, чем за прошлый период Обследования (в 2010-2012 годах). Трудовые мигранты – лица, которые с 01.01.2015 до 18.06.2017 работали или искали работу за рубежом.

По данным последнего Обследования, почти половина всех трудовых мигрантов составляли краткосрочные мигранты, 43.2% – лица, которые вернулись в Украину, 8.3% – работники-эмигранты, которые работали за границей 12 месяцев и более.

Краткосрочные мигранты – это лица, которые в определенный период наблюдения были хоть раз отсутствующими в домохозяйстве менее года, с ожиданием возвращения в течение следующих 12 месяцев, из-за выполнения или поиска работы за рубежом. Не включаются пограничные маятниковые мигранты и лица, которые работают и получают заработную плату в Украине и в связи с производственными потребностями совершают поездки за границу.

Больше всего украинцев в течение обследуемого периода выезжали на заработки в Польшу, Россию, Италию и Чехию. Причем в последние годы потоки украинских мигрантов в Польше существенно выросли на фоне растущей экономики Польши, упрощения правил трудоустройства, предоставления целого ряда преимуществ и возможностей для украинцев, имевших карту поляка, в конце концов, упрощения пересечения границы из-за введения безвизового режима со странами ЕС. Закон “О карте поляка” вступил в силу еще в сентябре 2007 года.

В начале 2016 года были внесены изменения, касающиеся финансовой поддержки со стороны Украины. После введения в Украине безвизового режима со странами ЕС, Польша, а позднее Венгрия предоставили возможность украинцам устраиваться на работу без оформления документов на жительство или рабочей визы. Гражданин Украины может приехать в страны с биометрическим паспортом и найти работу на месте. По опросу, проведенному порталом rabota.ua, 41% опрошенных лиц, используют безвизовый режим для знакомства с потенциальным работодателем.

Однако миграция в Россию уменьшилась, в том числе из-за сложных межгосударственных отношений.

Среди трудовых мигрантов преобладали мужчины (70%) и лица, которые имели профессионально-техническое и полное среднее образование (64%). Однако в последнее время наблюдается рост количества лиц с полным высшим и базовым или неполным высшим образованием (на 17% и 25% соответственно по сравнению с прошлым опросом).

В целом основным двигателем трудовых миграционных процессов является возможность получить за границей заработную плату в 2 – 3 раза большую, чем в Украине. Так, по данным Обследования, среднемесячный заработок одного трудового мигранта составлял 722 долл., а зарплата одного штатного работника, занятого в экономике Украины в 2016 году – 200 долл. (в январе – ноябре 2017 года – 262 долл.).

Однако лишь некоторые мигранты за рубежом могут найти работу, соответствующую их уровню квалификации. По данным Обследования, лишь 26.8% трудовых мигрантов работали за рубежом в соответствии с полученной квалификацией, 36% трудовых мигрантов работали на работах, которые не нуждались в квалификации, почти 30% – в иной сфере, чем имели квалификацию дома.

Большинство трудовых мигрантов, независимо от уровня образования, занимались низко квалифицированными видами деятельности: мужчины задействованы в строительстве, женщины – как домашние работницы. Кроме того, значительная часть украинских мигрантов занята в сельском хозяйстве, а именно в сезонных сельскохозяйственных работах. Однако, несмотря на это, количество желающих уехать из Украины в поисках лучшей работы и большего заработка довольно существенно и имеет тенденцию к росту.

По данным проведенного опроса портала rabota.ua в начале 2016 года, количество желающих уехать из Украины в поисках лучшей работы составляло 19% всех опрошенных. По данным Украинского института социологических исследований – 25%. По исследованию, проведенному Социологической группой «Рейтинг» в сентябре 2017 года, количество желающих получить работу за рубежом составляло 44% всех респондентов и возросло по сравнению с прошлым годом на 3 п.п. А количество желающих уехать за границу на постоянное место жительства возросло за год на 5 п.п. до 35%.

По данным Eurostat, в 2016 году украинцы получили наибольшее количество разрешений на проживание в ЕС (589 тысяч, 17.6% всех разрешений). Что на 17.8% больше, чем в 2015 году. 87% из них предоставила украинцам Польша, 4.1% – Чехия, что составляет 87.5% и 30.3% всех разрешений соответствующей страны. 82.7% всех разрешений украинцы получили с целью трудоустройства, 4.4% – по поводу обучения, 5.5% – по семейным обстоятельствам.

По данным Министерства семьи, труда и социальной политики Польши, в первом полугодии 2017 года количество заявлений украинских граждан, зарегистрированных службами занятости Польши, составило 905 тысяч (95.5% от общего числа всех разрешений на трудоустройство, выданных Польшей).

Вместе с тем масштабы трудовой миграции могут быть намного больше, чем это фиксируется официальной статистикой. Согласно результатам исследования, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в декабре 2016 года 35% опрошенных работали за границей официально, 61% – неофициально, 4% – не дали ответа. По заявлениям экспертов Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины, количество украинских трудовых мигрантов можно оценить на уровне 2.2 – 2.3 млн. человек (или 8% всего населения в возрасте 15-70 лет).

Миграционные процессы могут усилиться в ближайшие годы. По предварительным расчетам Союза предпринимателей и работодателей Польши для поддержания роста экономики страны необходимо привлечь дополнительно 5 млн. трудовых мигрантов (из всех стран).

С 1 января 2018 года в Польше были введены новые правила, которые дают возможность гражданам Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы и России работать в Польше девять месяцев в течение года. Открытость границ Польши для трудовых мигрантов связана с большим количеством вакансий на рынке труда, основными причинами чего, кроме растущей экономики, является трудовая миграция поляков в страны Европы (больше всего в Великобританию, Германию и Ирландию).

После вступления Польши в ЕС в 2004 году из страны выехало более 2 млн. человек. Опрос социологического института IBRIS показало, что только 6% работающих поляков в Великобритании намерено вернуться обратно в Польшу. В то же время поляки ожидают возвращения некоторых польских иммигрантов после выхода Великобритании из ЕС (Инфляционный отчет Польши, 07.2016), однако в течение следующих двух лет, по крайней мере, две трети польских граждан, которые работают в Великобритании, будут иметь право на постоянное проживание.

По данным отчета польской компании Personnel Service “Барометр трудовой миграции”, за первое полугодие 2017 года 16% всех опрошенных компаний нанимали или нанимают украинцев на работу, а украинские работники составляли в основном до 5% всех сотрудников польских компаний, однако, в 8% компаний украинцы составляли 26-50% всех работников.

В то же время каждая пятая компания намеревалась в ближайшее время искать работников из Украины. Отчет польской компании Personnel Service, специализирующейся на привлечении и найму работников из Украины для потребностей работодателей в Польше “Барометр трудовой иммиграции”.

Дополнительным риском активизации трудовой миграции из Украины является увеличение количества студентов, которые получают образование за рубежом. По предварительным данным центра CEDOS, количество украинских студентов в иностранных университетах в 2016/2017 учебном году увеличилось на 56%.

По сравнению с 2012/2013 учебным годом, когда начался стремительный рост количества украинцев в иностранных университетах и составлял 72 тысячи. Из них более 46% (или 33.4 тысячи) училось в Польше (другими наиболее желанными для обучения иностранными странами для украинской молодежи были Германия и Россия).

Аналитический центр CEDOS – организация, которая собирает и анализирует данные относительно количества украинских граждан, которые учатся в зарубежных университетах (33 страны Европы, Северной Америки и Австралии). Рост количества украинских студентов за рубежом больше всего ускорился в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах (за счет их стремительного роста в Польше – на 52.7% и 31.6% соответственно).

Трудовая миграция содержит весомые риски для развития рынка труда и экономики в целом, хотя может иметь и положительные последствия. Во-первых, сокращение рабочей силы является существенным фактором уменьшения уровня потенциального ВВП, что сужает возможности экономического роста в дальнейшем.

Во-вторых, становятся непродуктивными расходы государственного бюджета на обучение, развитие и поддержку лиц, которые в дальнейшем выезжают за границу.

В-третьих, усиливаются проблемы, связанные со старением населения (особенно в условиях солидарной пенсионной системы), поскольку уезжают, прежде всего, люди трудоспособного возраста.

Также может усилиться давление на инфляцию со стороны роста заработных плат, поскольку украинские работодатели для привлечения новых квалифицированных работников или содержания имеющихся будут вынуждены приближать заработные платы до уровня европейских на фоне более умеренных темпов роста производительности. Вместе с тем трудовая миграция уменьшает напряжение на рынке труда (из-за уменьшения численности лиц, которые не могут найти работу на родине), улучшает благосостояние семей работников и снижает уровень бедности, стимулирует частное потребление.

Также частные переводы являются важным источником поступления валюты в страну и могут стать источником увеличения инвестиций в случае направления переводов трудовых мигрантов на цели развития бизнеса.

Согласно экономическим исследованиям, миграционные процессы могут ослабляться после достижения страной определенного уровня ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Однако, хотя вернуть обратно миграционный поток в краткосрочном периоде достаточно сложно. Страны-доноры принимают меры по развитию рынка труда. В дополнение к мерам, которые будут стимулировать активный экономический рост. Во многих странах Европы проводятся правительственные компании, направленные на убеждение граждан, особенно молодых людей, вернуться на родину.

Например, в Польше для возвращения граждан была внедрена программа Powroty (“Возвращайся”), которая предоставляет помощь в нахождении жилья, работы и медицинского обеспечения. В Румынии создано специальное объединение предприятий и университетов, предлагает гражданам, которые вернулись, бесплатное обучение и привилегии при трудоустройстве, в Латвии предоставляются рабочие места в государственном секторе и др.

Важным элементом таких мероприятий является переобучение и переквалификация лиц, чьи профессиональные навыки не пользуются спросом, уменьшение диспропорций на рынке труда, в том числе за счет обеспечения предложения рабочей силы, которая будет отвечать потребностям работодателей, в частности за счет дальнейшего реформирования образования. Ввиду усиления миграционных процессов из Украины, вопросы развития рынка труда в Украине будут приобретать все большую актуальность.

ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР

В конце 2017 года фискальная политика традиционно смягчилась. При этом смягчение было более существенным по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, в течение большей части года фискальная политика определялась сдержанностью, поэтому по итогам 2017 года сохранился существенный первичный профицит, а общий дефицит сводного бюджета остался умеренным.

В значительной степени такой результат достигнут благодаря государственному бюджету (последний до ноября включительно имел кумулятивный профицит, а за год сформировался существенно более низкий дефицит, чем в 2016 году).

В течение 2017 года доходы сводного бюджета демонстрировали высокие темпы роста, однако в IV квартале замедлились. Если в первой половине года стремительное увеличение доходов обеспечили неналоговые поступления (прежде всего средства от спецконфискации и дивиденды от хозяйственных обществ), то начиная с III квартала драйвером роста стали налоговые поступления. Увеличение последних произошло, прежде всего, благодаря макроэкономическим факторам (среди них – оживление внутреннего спроса на фоне улучшения финансового состояния предприятий и роста номинальных доходов населения).

В конце года произошло стремительное наращивание расходов почти по всем направлениям, в то время как в течение большей части года они придерживались. Однако по итогам года темпы роста расходов оказались довольно умеренными.

Государственный и гарантированный государством долг с начала 2017 года вырос на 11% до 2142 млрд. грн. по состоянию на конец года. Рост, прежде всего, был связан с возвращением Украины на международный долговой рынок (размещение 15-летних ОВГЗ в сентябре), поступлением средств от международных партнеров и новыми размещениями государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.

Однако в целом рост долга был умеренным, среди прочего из-за более низких, чем ожидалось в начале года, объемов официального финансирования и более высоких размеров погашения.

Доходы

В 2017 году доходы сводного бюджета выросли на 29.9%, несмотря на существенное замедление их темпов роста в IV квартале. Основной причиной замедления стало сокращение неналоговых поступлений (на 34% г/г). Это, прежде всего, связано с различиями в графиках перечислений части прибыли Национального банка в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Весь объем прибыли Национального банка за 2015 год был перечислен тремя траншами именно в IV квартале 2016 года, тогда как в 2017 году перечисления осуществлялись сравнительно равномерно в течение года.

В то же время неналоговые поступления сохранили существенный вклад в рост доходов по итогам 2017 года. Этому способствовали больший объем средств, которые перечислил Национальный банк в 2017 году как часть своей прибыли за предыдущий год. Значительные объемы дивидендов от хозяйственных обществ, в уставном капитале в которых есть доля государства, по результатам их деятельности в 2016 году (прежде всего НАК “Нафтогаз Украины”, который перечислил в государственный бюджет дивиденды за 2016 год в сумме 13.3 млрд. грн.), а также единовременные поступления – конфискованные средства по решению суда.

Налоговые поступления остались ключевым источником увеличения доходов сводного бюджета как в целом за 2017 год, так и в IV квартале. Высокие темпы роста были обеспечены в первую очередь экономическими факторами – улучшением финансовых результатов предприятий, ростом номинальных заработных плат и оживлением потребления. Так в течение всего года значительными темпами росли поступления от налога на доходы физических лиц.

Также по итогам года выросли поступления от налога на прибыль предприятий, что, прежде всего, обусловлено заметным улучшением финансового состояния предприятий, в том числе государственных (особенно НАК “Нафтогаз Украины”). В то же время в IV квартале темпы роста поступлений от налога на прибыль предприятий резко снизились. Это, прежде всего, связано с изменениями в его администрировании – в 2017 году он уплачивался исключительно на квартальной основе, тогда как в ноябре-декабре 2016 года предприятия уплачивали авансовые платежи с этого налога39.

В IV квартале сохранились высокие темпы роста поступлений от НДС (34.3% г/г), поддержанные оживлением внутреннего спроса, значительными объемами импорта, в том числе энергетического, усилением девальвационного давления на гривну в конце года. Объемы возмещения НДС также остались существенными, хотя их темпы роста ощутимо замедлились (до 6% г/г), что, прежде всего, связано с эффектом базы сравнения.

В целом за 2017 год общая сумма возмещенного НДС выросла на 27.2% г/г до 120 млрд. грн., а благодаря внедрению электронного реестра (с апреля 2017 года) заметно уменьшилась помесячная волатильность объемов возмещения. Одновременно остаток сумм, заявленных к возмещению, на конец 2017 года возрос.

Рост поступлений в сводный бюджет от акцизного налога в IV квартале ощутимо ускорился (до 26.4% г/г) вследствие оживления производства отдельных подакцизных товаров и розничной торговли, ослабления гривны в конце года и значительных объемов импорта. Последние факторы также повлияли на поступления от налогов на международную торговлю, рост которых ускорился.

В то же время, по итогам года налоги на международную торговлю и акцизный налог имели умеренные темпы роста, последний, среди других факторов, из-за снижения объемов внутреннего производства подакцизных товаров (алкогольных напитков и табачных изделий) в первом полугодии.

Среди крупнейших налогов в IV квартале лишь рентная плата снизилась по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года. Однако в целом за год поступления от рентной платы выросли, в том числе из-за индексации ставок и увеличения добычи собственного газа.

Расходы

Из-за смещения финансирование расходов сводного бюджета на конец года, их рост в годовом измерении в IV квартале 2017 года ускорился (до 28% г/г), несмотря на значительную базу сравнения. Это произошло за счет как текущих, так и капитальных расходов.

Рост социально направленных расходов ускорился, впрочем, очень умеренно. Так под влиянием пенсионной реформы объемы трансфертов Пенсионному фонду были крупнейшими в IV квартале 2017 года. Но их объем остался в пределах законодательно утвержденных показателей, благодаря высоким собственным поступлениям Пенсионного фонда из-за стремительного роста номинальных заработных плат.

Кроме того, повышенные трансферты Пенсионному фонду в IV квартале компенсированы меньшими объемами расходов на льготы и субсидии. Несмотря на сверхплановое финансирование, расходы на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ в IV квартале были меньше, чем в прошлом году. Это обусловлено ростом номинальных доходов домохозяйств на фоне умеренного роста тарифов на услуги ЖКХ в этом году, а также изменением правил и подходов к начислению субсидий.

Впрочем, в целом эти расходы по итогам года значительно превысили прошлогодние объемы. Расходы на оплату труда в этом квартале несколько ускорили рост, однако в целом за год рост был сдержанным.

Среди других направлений текущих расходов расходы на использование товаров и услуг, вместе с текущими трансфертами предприятиям сохранили высокие темпы и имели существенный вклад в общий рост расходов и в IV квартале, и по итогам года. Рост затрат на использование товаров и услуг в этом квартале несколько замедлился, но остался существенным (47.6% г/г), в том числе за счет расходов на продукты питания и финансирование мероприятий по реализации государственных (региональных) программ.

Однако расходы на текущие трансферты предприятиям, которые среди других направлений включают предоставление дотаций сельскохозяйственным производителям, в IV квартале продолжали расти ускоренными темпами и по итогам года продемонстрировали существенный рост.

В IV квартале ожидаемо высокими были объемы расходов на обслуживание долговых обязательств, однако в годовом измерении рост был умеренным как в этом квартале, так и по итогам года. В IV квартале вследствие проведенной сделки с ОВГЗ (репрофайлинга), которые были в портфеле НБУ, в октябре вместе с плановыми платежами уплачен начисленный доход по облигациям, которые подлежали сделке (по процедуре репрофайлинга).

В то же время, уже в ноябре-декабре объемы расходов на обслуживание внутреннего долга предсказуемо уменьшились. Расходы на обслуживание внешних обязательств также умеренно увеличились в IV квартале.

Рост капитальных затрат в IV квартале ускорился даже на фоне высокой базы сравнения. Капитальные расходы осуществлялись, прежде всего, за счет местных бюджетов, в том числе средства направлялись на улучшение дорожной инфраструктуры. В целом за 2017 год темпы роста капитальных расходов были на высоком прошлогоднем уровне (36.2% г/г), в частности благодаря средствам от таможенного эксперимента, и их доля в общих расходах повысилась (до 9.4% в 2017 году с 8.7% в 2016 году).

В целом, несмотря на традиционное наращивание в конце года, годовые темпы роста расходов были достаточно сдержанными (на 26.4%) и умеренно превысили объем 2016 года.

Эксперимент по финансовому обеспечению реализации мероприятий по развитию автомобильных дорог осуществляется в соответствии с пунктом 33 раздела VI Заключительные и переходные положения Бюджетного кодекса Украины. Он заключается в направлении 50% перевыполнения общего объема ежемесячных индикативных показателей поступлений таможенных платежей (пошлина, акцизный налог и НДС по ввезенным товарам), определенных в списке государственного бюджета по общему фонду, в спецфонды местных бюджетов с целью финансирования реконструкции, текущего ремонта автомобильных дорог.

Указанные средства зачисляются в общий фонд государственного бюджета, а затем направляются в спецфонды местных бюджетов.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий