Макроэкономические условия исполнения бюджета
В 2017 году внешние условия для украинской экономики были благоприятными. Вследствие ускорения экономического развития стран – основных торговых партнеров Украины и улучшения конъюнктуры на мировых товарных рынках. Благодаря увеличению цен на сталь, удобрения и пшеницу, несмотря на некоторое снижение в конце 2017 года цен на отдельные товары сельского хозяйства, в частности на кукурузу, подсолнечное масло и мясо на фоне поступления на рынок нового урожая.
При этом экономический рост в Украине происходил медленно. На это влияли последствия продолжения военного конфликта на востоке страны, временного прекращения перемещения грузов через линию разграничения на Донбассе (решение Совета национальной безопасности и обороны, введенное в действие указом президента Украины 15 марта 2017 года), а также масштабные кибератаки во второй половине 2017 года.
Вместе с тем, на экономическое развитие страны положительно повлиял дальнейший рост частного потребления и инвестиций, а также активизация международной торговли на фоне благоприятных внешних ценовых условий.
За девять месяцев 2017 года предприятиями и организациями освоено капитальных инвестиций на сумму 259,5 млрд. грн., что на 20,7% превысило их объем в сравнении с соответствующим периодом 2016 года. При этом постепенно увеличивается доля капитальных инвестиций за счет средств государственного и местных бюджетов – с 5,9% за январь–сентябрь 2016 года до 8,7% в январе–сентябре 2017 года.
Объем привлеченных с начала инвестирования прямых иностранных инвестиций в экономику Украины на 1 октября 2017 года составил 52,2 млрд. долл. (по данным Нацбанка), за девять месяцев 2017 года чистый приток прямых иностранных инвестиций составил 3,3 млрд. долл.
За девять месяцев 2017 года сальдо финансовых результатов предприятий к налогообложению составил 237,8 млрд. грн. по сравнению с 82,0 млрд. грн. в январе–сентябре 2016 года. В целом в январе–сентябре 2017 года предприятиями получено прибыли в сумме 368,6 млрд. грн., что на 36,3% больше соответствующего периода прошлого года. Также уменьшилась доля убыточных предприятий с 32,8% в январе–сентябре 2016 года до 29,7% в январе–сентябре 2017 года.
В 2017 году наблюдалось увеличение объема строительной продукции – на 20,9%, производства инвестиционных товаров – на 9,3%, грузооборота – на 5,8% по сравнению с 2016 годом.
Объемы производства промышленной продукции в 2017 году увеличились на 0,4% по сравнению с 2016 годом, при этом в перерабатывающей промышленности – на 4,8%.
На фоне высокой сравнительной базы 2016 года производство сельскохозяйственной продукции в 2017 году претерпело спад и сократилось на 2,7%, в том числе растениеводство уменьшилось на 3,6%, животноводство – на 0,4%.
В целом в 2017 году продолжалась тенденция экономического роста. Так, по данным Госстата, в I квартале 2017 года рост реального ВВП составил 2,5%, во II квартале – 2,4%, в III квартале – 2,1%, в IV квартале – 1,8% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.
В 2017 году продолжалось расширение внутреннего потребительского спроса, благодаря росту заработных плат в экономике, в том числе повышение минимальной заработной платы с 1 января 2017 года до 3200 гривен против 1600 гривен на конец 2016 года. Объем розничной торговли в 2017 году к соответствующему периоду 2016 года вырос на 8,8%.
Среднемесячная номинальная заработная плата штатного работника за 2017 год выросла по сравнению с 2016 годом на 37,1% и составила 7104 гривен, что в 2,2 раза выше уровня минимальной заработной платы. Реальная заработная плата в 2017 году выросла на 19,1% к соответствующему периоду прошлого года.
Положительно на развитие экономики в 2017 году повлияло сохранение стабильности на валютном рынке и замедление инфляционных процессов.
Так, по данным Госстата потребительские цены в декабре выросли на 13,7% по сравнению с декабрем 2016 года, в годовом измерении индекс потребительских цен вырос на 14,4% по сравнению с 2016 годом.
По данным Национального банка Украины в течение 2017 года обменный курс гривны к доллару США оставался преимущественно стабильным – 26,6 гривен за доллар США в среднем за год, несмотря на незначительное усиление девальвационного давления в последние месяцы года, что обусловлено целым рядом ситуативных и сезонных факторов, типичных для конца года.
По информации Национального банка Украины, международные резервы Украины выросли с 15,5 млрд. долл. на начало 2017 года до 18,8 млрд. долл. в эквиваленте по состоянию на 1 января 2018 года. Этот показатель равен 3,6 месяца будущего импорта и является достаточным для выполнения обязательств и текущих операций Правительства и Национального банка.
В 2017 году экономический рост поддерживался не только внутренним спросом, но и внешним. Ценовая конъюнктура на ключевых для нашей страны товарных рынках оставалась благоприятной, а освоение новых рынков сбыта для украинских товаров частично компенсировало негативные последствия прекращения торговли с неконтролируемыми территориями и захвата ряда предприятий на них.
Так, по предварительным данным Национального банка Украины, в 2017 году дефицит баланса товаров и услуг вырос до 6,8 млрд. долл.
Экспорт товаров за 2017 год увеличился на 18,8% до 39,9 млрд. долл. за счет: минеральных продуктов – на 47,1%; черных и цветных металлов и изделий из них – на 22,1%; продовольственных товаров и сырья для их производства – на 16,3%.
В 2017 году также продолжилась тенденция к изменению географической структуры украинского экспорта в пользу увеличения объемов экспорта в страны ЕС, который вырос на 31,9% по сравнению с 2016 годом, удельный вес которого составлял 35,4% в общем объеме.
В целом, несмотря на сложные условия для экономики Украины, в первую очередь, связанные с военным конфликтом на востоке страны и временным прекращением перемещения товаров через линию разграничения, в 2017 году продолжался рост отечественной экономики, что положительно влияло на выполнение доходной части бюджета.
Корректировка бюджета 2017 года
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» был утвержден 21 декабря 2016 года по доходам в сумме 731,0 млрд. грн., расходам – в сумме 800,0 млрд. грн. и предельным размером дефицита государственного бюджета – в сумме 77,5 млрд. гривен, или 3,0% ВВП. В расчетах был учтен прогнозный объем номинального ВВП в сумме 2584,9 млрд. гривен.
Однако уже по итогам пяти месяцев был существенно улучшен макроэкономический прогноз за счет уточненных прогнозов МВФ относительно развития отдельных стран мира и мировой экономики в целом, прогнозов уровня цен на мировых товарных рынках, повышения минимального размера, оплаты труда.
В результате, прогнозный номинальный ВВП на 2017 год увеличен против учтенного в бюджете прогноза на 260,9 млрд. грн. к 2845,8 млрд. гривен.
В общем, уточнение прогноза макропоказателей и положительная динамика выполнения доходной части госбюджета за I полугодие 2017 года. А также поступления в значительно, больших, чем предусмотрено в законе о бюджете объемах конфискованных средств и средств, полученных от реализации имущества. Конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения дали возможность внести изменения в закон о госбюджете на 2017 год.
Так, наиболее существенные изменения в закон о бюджете были внесены от 13 июля 2017 года, которые позволили увеличить расходы на:
предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 14,1 млрд. грн.;
неотложные нужды обороны и безопасности государства в сумме 2,7 млрд. грн.;
проведение реформирования Государственной фискальной службы в сумме 1,5 млрд. грн.;
обеспечение ремонта ряда автомобильных дорог государственного значения в сумме 1,3 млрд. грн.;
обеспечение государственной поддержки угледобывающих предприятий и осуществление мероприятий по охране труда и повышение техники безопасности в сумме 0,4 млрд. гривен.
Изменениями в бюджет от 9 ноября 2017 года было осуществлено перераспределение расходов в пределах общей суммы расходов государственного бюджета и увеличены расходы на:
— предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 7,6 млрд. грн.;
— денежное обеспечение правоохранительных органов в сумме 1,7 млрд. грн.;
— обеспечение социально-экономического развития регионов в сумме 1,1 млрд. гривен.
С учетом осуществления всех изменений в бюджет 2017 года, плановые показатели доходов государственного бюджета были увеличены до 771,3 млрд. грн. Расходов – до 841,4 млрд. грн., а предельный объем дефицита государственного бюджета вырос лишь на 100 млн. грн., причем в%х к уточненному ВВП он даже уменьшился на 0,3 процентных пункта до 2,7%.
Выполнение бюджетных показателей
Исполнение доходной части бюджета в 2017 году осуществлялось в условиях изменений, внесенных в налоговое законодательство, направленных на улучшение администрирования платежей, создание более, равных и справедливых условий налогообложения, а также на повышение наполняемости бюджета.
Поступления в Государственный бюджет Украины в 2017 году составили 793,4 млрд. грн., что на 177,2 млрд. грн., или на 28,7% больше, чем в 2016 году.
В 2017 году в Государственный бюджет Украины поступили конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения в сумме 29,7 млрд. гривен.
Средства, передаваемые в местные бюджеты из Государственного бюджета Украины в соответствии с п.33 раздела VI «Заключительные и переходные положения» бюджетного кодекса Украины (эксперимент) по 2017 год составили 12,3 млрд. гривен.
В общий фонд государственного бюджета за 2017 год поступило 698,4 млрд. грн., или на 21,5% больше чем за 2016 год.
Наибольшие поступления в госбюджет 2017 года составляли:
— по налогу на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения – 63,5 млрд. грн., или на 17,4% больше, чем в 2016 году;
— по налогу на добавленную стоимость с ввезенных на территорию Украины товаров – 250,5 млрд. грн., или на 38,1% больше, чем в 2016 году, что объясняется ростом объема импорта товаров по 2017 год на 26,4% (по данным Государственной службы статистики);
— по налогу на прибыль предприятий – 66,9 млрд. грн., или на 23,1% больше, чем в 2016 году, что обусловлено ожидаемым существенным увеличением в 2017 году прибыли прибыльных предприятий. За девять месяцев 2017 года темп прироста к аналогичному периоду 2016 года составил 36,3%, увеличением цен производителей на 16,5% (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года). При этом суммы переплат по налогу на прибыль предприятий в течение 2017 года уменьшились по государственному бюджету на 2,3 млрд. грн. до 16 млрд. грн. по состоянию на 01.01.2018;
— по налогу и сбору на доходы физических лиц – 75 млрд. грн., или на 25,5% больше аналогичного показателя 2016 года. Это обусловлено тем, что с 1 января 2017 года увеличена база налогообложения в результате роста минимальной заработной платы до 3200 гривен и соответственно ростом номинальной заработной платы за 2017 год по сравнению с 2016 годом на 37,1%;
— по акцизному налогу с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) – 66,3 млрд. грн., или на 20,3% больше, чем в 2016 году. И обусловленные изменениями законодательства, роста с 1 января 2017 года специфической ставки акцизного налога на табачные изделия на 40 процентов, на нефтепродукты. В частности бензин – на 24,5%, дизтопливо – на 26,5%, а также ростом курса гривны к евро на 6,1% до 30 гривен за евро в 2017 году (на нефтепродукты и транспортные средства ставка акцизного налога установлена в евро);
— по акцизному налогу с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) – 42 млрд. грн., или на 19,9% больше, чем в 2016 году, что объясняется повышением ставок, ростом курса гривны к евро, а также увеличением объемов импорта подакцизных товаров в 2017 году, в частности нефтепродуктов, на 1,3%;
— по ввозной пошлине – 23,9 млрд. грн., или на 19,5% больше, чем в 2016 году, что объясняется ростом в 2017 году объемов импорта товаров на 26,4% и среднего обменного курса гривны к доллару США на 4,1%;
— по рентной плате за пользование недрами – 43,9 млрд. грн., или на 10,5% больше, чем в 2016 году.
За 2017 год по общему фонду государственного бюджета возмещено НДС в сумме 120,1 млрд. грн., что больше аналогичного показателя 2016 года на 27,2%.
Кассовые расходы Государственного бюджета Украины за 2017 год проведены в объеме 839,5 млрд. грн., в том числе по общему фонду – 757,5 млрд. гривен. Против 2016 года расходы государственного бюджета выросли на 154,6 млрд. грн., или на 22,6%.
В 2017 году на оборону и безопасность государства направлен общий ресурс в сумме 144,4 млрд. грн., что на 22,7 млрд. грн., или в 1,2 раза больше по сравнению с 2016 годом.
Расходы государственного бюджета на обслуживание государственного долга (по функциональной классификации расходов) в 2017 году составили 110,5 млрд. грн., что на 14,7 млрд. грн., или на 15,3% больше, чем в 2016 году.
Несмотря на значительные объемы финансирования в 2017 году расходов на оборону и безопасность, обслуживание государственного долга, правительство уделяло значительное внимание вопросу финансирования повышенных размеров социальных стандартов, увеличению расходов на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В Государственном бюджете Украины на 2017 год субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг была предусмотрена в сумме 47,1 млрд. гривен. С учетом принятых в июле и ноябре изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» и распоряжения Кабинета Министров Украины от 15.11.2017 № 814-р этот объем был увеличен на 22,8 млрд. грн. и определен в сумме 69,9 млрд. гривен.
Кассовое исполнение по вышеуказанной субвенции в 2017 году составило 69,7 млрд. грн., что в 1,6 раза больше чем в 2016 году.
Расходы на выплату заработной платы и начислений для работников бюджетной сферы в 2017 году составляли 134,8 млрд. грн., что на 29,4 млрд. грн., или на 27,9% больше, чем в 2016 году.
В Государственном бюджете Украины на 2017 год было предусмотрено установление с 1 января минимальной заработной платы в месячном размере 3200 гривен, что вдвое больше, чем на конец 2016 года.
В то же время в 2017 году был повышен размер должностного оклада работника и тарифного разряда Единой тарифной сетки. Так, его размер устанавливался в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года, то есть 1600 гривен (повышение в среднем составило 36,3% по сравнению с 2016 годом).
За 2017 год кассовые расходы государственного бюджета на перечисление трансфертов в Пенсионный фонд уменьшились против 2016 года на 9,1 млрд. грн. до 133,5 млрд. гривен.
С 1 октября 2017 года в Украине введена пенсионная реформа, которой предусмотрен ряд мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, в частности, осовременивание ранее назначенных пенсий.
Осовременивание пенсий осуществлено в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на 2017 год на пенсионное обеспечение и в бюджете Пенсионного фонда Украины на 2017 год.
Как результат, выплата пенсий в 2017 году осуществлялась своевременно и в полном объеме.
С целью обеспечения надлежащей социальной защиты каждого гражданина Украины в 2017 году был осуществлен поэтапный рост размера прожиточного минимума с 1 мая и с 1 декабря. По сравнению с 2016 годом размеры прожиточного минимума на одного человека выросли декабрь к декабрю предыдущего года на 10,1% с 1544 грн. до 1700 гривен.
Так, прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп населения дополнительно возрос декабрь к декабрю предыдущего года и составил:
для детей возрастом до 6 лет – на 137 грн. до 1492 гривен;
детей в возрасте от 6 до 18 лет – на 171 грн. к 1860 гривен;
трудоспособных лиц – на 162 грн. к 1762 гривен;
лиц, которые потеряли работоспособность – на 126 грн. до 1373 гривен.
Учитывая то, что прожиточный минимум согласно закону Украины “О государственных социальных стандартах и государственных гарантиях” является базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются размеры основных государственных социальных гарантий, в 2017 году соответственно возросли размеры пенсий и государственных пособий.
Для обеспечения финансовыми ресурсами выплаты пособий, общий объем субвенции из государственного бюджета, на выплату пособий семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и детям-инвалидам, временной помощи детям и помощи на уход за инвалидами I или II группы составил в 2017 году 51,6 млрд. грн. Что на 4,4 млрд. грн. более чем в 2016 году.
За счет указанных средств были обеспечено выплаты:
1. Пособия при рождении ребенка.
Размер пособия при рождении ребенка в 2017 году, как и в прошлом году, установлен единый для всех получателей – 41280 гривен. Выплата указанной помощи осуществляется единовременно в сумме 10320 гривен, остальная сумма помощи будет выплачиваться в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в сумме 860 гривен.
2. Пособия по беременности и родам.
Минимальный размер в 2017 году пособия по беременности и родам, незастрахованным лицам в среднем за 2017 год составил 1746,0 грн., что более чем в 2016 году на 236,0 гривен.
3. Помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство.
Максимальный размер помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство, в зависимости от возраста ребенка составлял 2816 грн. и 3509 грн. в 2017 году, против соответственно 2437 грн. и 3038 грн. в 2016 году.
4. Помощь на детей одиноким матерям.
В 2017 году максимальный размер помощи на детей одиноким матерям в среднем за год составил:
1408 грн. для детей в возрасте до 6 лет, против 1218 грн. в 2016 году;
1755 грн. для детей в возрасте от 6 до 18 лет против 1519 грн. в 2016 году;
1663 грн. для детей в возрасте от 18 до 23 лет, которые учатся, против 1439 грн. в 2016 году.
5. Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям.
В 2017 году продолжена практика дифференциации уровня обеспечения прожиточного минимума для различных категорий населения для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям.
Так, в 2017 году уровень обеспечения прожиточного минимума в соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения составил: для трудоспособных лиц – 21 процент, для детей – 85 процентов; для лиц, которые потеряли работоспособность, и инвалидов – 100 процентов соответствующего прожиточного минимума.
При этом размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям (в том числе и максимальный) увеличился на каждого ребенка в возрасте от 0 до 13 лет на 250 гривен, а на каждого ребенка возрастом от 13 до 18 лет – на 500 гривен.
6. Государственная социальная помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам составляет:
размер помощи для инвалидов с детства І группы подгруппы А с надбавкой на уход за ними – 2661 грн., против 2304 грн. в 2016 году;
размер помощи для инвалидов с детства І группы подгруппы В вместе с надбавкой на уход за ними – 1943 грн., против 1682 грн. в 2016 году;
размер помощи инвалидам с детства II группы и III группы – 1225 грн., против 1121 грн. в 2016 году;
размер помощи детям-инвалидам в возрасте до 6 лет в случае назначения надбавки на уход за ними – 2315 грн. для детей-инвалидов подгруппы А и 1611 грн. для других детей-инвалидов, против соответственно 2003 грн. и 1394 грн. в 2016 году;
размер помощи детям-инвалидам в возрасте от 6 до 18 лет в случае назначения надбавки на уход за ними – 2661 грн. для детей-инвалидов подгруппы А и 1784 грн. для других детей-инвалидов, против соответственно 2304 грн. и 1544 грн. в 2016 году.
7. Пособия по уходу за инвалидом І или ІІ группы вследствие психического расстройства.
В среднем за год размер указанной помощи составлял 1604 грн. против 1439 грн. в 2016 году.
8. Временная государственная помощь детям.
В 2017 году максимальный размер указанного пособия в среднем за 2017 год составил:
704 грн. для детей до 6 лет против 609 грн. в 2016 году;
877 грн. для детей в возрасте от 6 до 18 лет против 759,5 грн. в 2016 году.
Расходы на предоставление льгот и субсидий населению увеличились против 2016 года более чем в 1,6 раза и составили 73,1 млрд. грн. В т. ч. на оплату жилищно-коммунальных услуг – 69,7 млрд. грн., на приобретение твердого топлива и сжиженного газа – 2,6 млрд. грн. И на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки – 0,7 млрд. гривен.
В целом в 2017 году расходы на осуществление государственных программ социальной защиты по предоставлению льгот, субсидий и помощи населению, финансируемых за счет субвенций из государственного бюджета местным бюджетам, составили 124,7 млрд. грн., что более чем в 2016 году на 30,5 млрд. грн. или на 32, 4%.
Бюджетная децентрализация и ее результаты. Межбюджетные трансферты
С 2015 года начато реформирование бюджетной системы в контексте децентрализации и введена новая модель межбюджетных отношений.
За три года удалось внедрить первый этап реформы и достичь нескольких важных результатов:
укреплена финансовая состоятельность местных бюджетов;
обеспечено предоставление качественных общественных услуг потребителям благодаря расширению расходных полномочий органов местного самоуправления.
Реформа межбюджетных отношений и изменения налогового законодательства способствовали повышению уровня финансового обеспечения местных бюджетов и обеспечили формирование новых прогрессивных отношений в управлении бюджетными ресурсами, а также создали условия для мотивации органов местного самоуправления к наращиванию доходной базы местных бюджетов.
Так, в общий фонд местных бюджетов за 2017 год поступило 192,7 млрд. грн., или 105,6% к годовому объему поступлений, утвержденных местными советами.
Подтверждением эффективности бюджетной децентрализации является ежемесячное накопление остатков средств местных бюджетов, объем которых по состоянию на 1 января 2018 года составил 53,2 млрд. гривен. Прирост остатков средств местных бюджетов против начала 2017 года составил 5,9 млрд. грн., или 12,4%.
При этом органами Казначейства в течение 2017 года обеспечивалась своевременная и полная оплата счетов, предоставленных главными распорядителями средств местных бюджетов.
Также существенно выросли объемы размещения временно свободных средств местных бюджетов на депозитных счетах. В течение 2017 года местными органами власти было размещено на депозитных счетах в банках 23,9 млрд. гривен. На конец бюджетного года все депозитные средства возвращены по законодательству на соответствующие счета местных бюджетов в Казначейство.
В целом в 2017 году правительством обеспечивалось исполнение всех обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, в том числе в части перечисления межбюджетных трансфертов.
В 2017 году из Государственного бюджета Украины в местные бюджеты было фактически представлено трансфертов на общую сумму 272,6 млрд. грн. Что на 77,2 млрд. грн., или на 39,5% больше, чем в 2016 году, в том числе трансфертов из общего фонда – 261,3 млрд. грн., что на 66,6 млрд. грн., или на 34,2% больше по сравнению с 2016 годом, из которых:
субвенции социальной защиты – 124,7 млрд. грн.;
медицинская субвенция – 56,2 млрд. грн.;
образовательная субвенция – 51,5 млрд. грн.;
базовая дотация для обеспечения укрепления налогового потенциала местных бюджетов – 5,8 млрд. гривен.
Дефицит бюджета и государственный долг
Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» с изменениями определен предельный объем дефицита государственного бюджета в сумме 77,6 млрд. гривен.
С учетом внесенных изменений к плану по специальному фонду, включающих внесенные распорядителями бюджетных средств изменения в плановые показатели, годовой плановый показатель дефицита государственного бюджета составил 82,2 млрд. гривен.
Фактически дефицит государственного бюджета в 2017 году составлял 47,9 млрд. грн., что соответствует 58,2% годового планового показателя с изменениями.
Против 2016 года фактический дефицит государственного бюджета меньше на 22,4 млрд. гривен.
Государственных заимствований в 2017 году осуществлено на сумму 478,7 млрд. гривен.
Поступления от государственных внешних заимствований на 2017 год составили 103,4 млрд. грн. Из которых 7,4 млрд. грн. – внедрение совместных с международными финансовыми организациями проектов; 44,2 млрд. грн. – часть от выпуска облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) с целью выкупа ОВГЗ в 2015 году первой и второй серий; 51,8 млрд. грн. – кредиты и выпуск ОВГЗ с целью финансирования государственного бюджета.
От Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта «Модернизация системы социальной поддержки населения Украины» в 2017 году получено кредитных средств на сумму 0,4 млрд. гривен.
В рамках макрофинансовой помощи ЕС получен второй транш на сумму 16,7 млрд. грн. (600 млн. евро) в рамках третьего пакета финансовой помощи.
Министерство финансов осуществило выпуск ОВГЗ на сумму 3,0 млрд. долларов США, по процентной ставке 7,375% годовых.
В целом средневзвешенная процентная ставка по государственным внешним заимствованиям в 2017 году составляла 5,16% против 1,1% в 2016 году.
Государственные внутренние заимствования за 2017 год составили 375,3 млрд. грн., из которых:
219,6 млрд. грн. — проведение сделки с государственным долгом (репрофайлинг) путем обмена облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Они были в собственности Национального банка, на новые ОВГЗ по пункту 10. Заключительных положений закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» и постановления Кабинета Министров от 04.01.2017 № 748, с одновременным отражением совершенной операции по показателю «Погашения»;
2) 70,7 млрд. грн. составляли выпуски ОВГЗ согласно статье 16 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» и соответствующих постановлений Кабинета Министров Украины:
— для капитализации ПАО КБ «Приватбанк» — 48,4 млрд. грн. (постановление Кабинета Министров Украины от 22.02.2017 № 89 и от 23.06.2017 № 443);
для капитализации ПАО «Государственный Ощадный банк Украины» — 14,6 млрд. грн. (постановление Кабинета Министров Украины от 01.02.2017 № 55, от 06.03.2017 № 122 и от 27.12.2017 № 1039);
для капитализации ПАО «Государственный экспортно-импортный банк Украины» -7,7 млрд. гривен (постановление Кабинета Министров Украины от 01.02.2017 № 54 и от 06.03.2017 № 123);
3) 85,0 млрд. грн. – непосредственно для финансирования государственного бюджета.
В целом в 2017 году средневзвешенная процентная ставка по размещенным ОВГЗ составляла 11,7% против 9,56% в 2016 году.
От приватизации государственного имущества и других поступлений, непосредственно связанных с процессом приватизации, в общий фонд государственного бюджета в 2017 году поступило 3,4 млрд. гривен.
В течение года погашение и обслуживание долга осуществлялось своевременно и в полном объеме, на погашение государственного долга было направлено 363,5 млрд. грн. и на обслуживание – 110,5 млрд. гривен.
Финансирование по показателю «Корректировка», в сумме 5,2 млрд. грн. связано с отражением в отчетности. На погашение в счет государственного долга номинальной стоимости конфискованных ОВГЗ. По пункту 10 статьи 11 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» и во исполнение Приговора Краматорского городского суда Донецкой области по делу № 234/4135/17 от 28.03.2017. Указанная операция была отражена в отчетности по показателю «Погашения».
Статьей 5 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» определен предельный объем государственного долга в сумме 1823,7 млрд. гривен и предельный объем гарантированного государством долга в сумме 579,4 млрд. гривен.
Кроме того, после осуществления в 2017 году капитализации банков на общую сумму 70,7 млрд. грн. согласно статье 16 закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» предельный объем государственного долга был скорректирован на соответствующую величину.
На конец 2017 года государственный долг составлял 1833,7 млрд. грн., в т. ч. государственный внешний долг составил 1080,3 млрд. грн., государственный внутренний долг – 753,4 млрд. гривен.
Гарантированный государством долг Украины на конец 2017 года составил 308,0 млрд. гривен.
Сумма государственного и гарантированного государством долга Украины на конец 2017 года составляла 2141,7 млрд. гривен.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.