Беларусь на современном этапе, по нашим оценкам, обладает значительным незадействованным потенциалом привлечения иностранных инвестиций (включая прямые инвестиции) в экономику.
По данным Национального статистического комитета, в январе-сентябре 2010 г. объем инвестиций, поступивших в реальный сектор Беларуси от иностранных инвесторов, сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6,5% до 6,339 млрд. долл. (на валовой основе).
В том числе прямые иностранные инвестиции возросли на 8% до 3,899 млрд. долл., портфельные инвестиции сократились в 15,2 раза до 34,2 тыс. долл., а прочие инвестиции – на 23% до 2,440 млрд. долл.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в структуре прямых иностранных инвестиций в статье «прочий капитал» отражаются операции по привлечению заемных средств и предоставлению кредитных ресурсов (долговые ценные бумаги, торговые и другие кредиты), которые имеют место между прямыми инвесторами и их зарубежными отделениями, дочерними компаниями и ассоциированными предприятиями.
Таким образом, в эту группу Белстат включает и текущую задолженность по торговым кредитам Белтрансгаза перед Газпромом, которому принадлежит 50% акций белорусского газотранспортного предприятия. Учитывая, что Белтрансгаз внутри каждого отдельного месяца одновременно погашает задолженность предыдущего месяца и накапливает задолженность по текущему месяцу, можно сказать, что в действительности наблюдается в определенной мере искусственное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны.
По крайней мере, поступление указанных прочих прямых иностранных инвестиций не связано с притоком реального иностранного капитала на долгосрочной основе или с приходом новых технологий, реализацией инвестиционных проектов и др.
В данном случае обращает на себя внимание, что в отраслевом разрезе наибольший приток прямых иностранных инвестиций приходится на транспорт – 2,958 млрд. долл., или 75,9% от общего объема поступивших в Беларусь прямых иностранных инвестиций. Из них прочие прямые инвестиции составляют 2,904 млрд. долл., или 74,5%.
Иными словами, основной приток ПИИ в экономику Беларуси обусловлен ростом текущей задолженности Белтрансгаза перед Газпромом, без учета этого фактора валовое поступление прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2010 г. сокращается до 994,824 млн. долл., что, безусловно, не является удовлетворительным результатом.
Кроме того, необходимо отметить, что с аналитической точки зрения более важную роль играют не столько валовые показатели иностранных инвестиций, сколько показатели чистого поступления (изъятия) иностранных инвестиций, а также динамика удельного веса прямых иностранных инвестиций в общей структуре привлеченных в реальный сектор иностранных инвестиций.
Чистое поступление означает превышение поступления иностранных инвестиций над их изъятием, а чистое изъятие – превышение изъятия иностранных инвестиций над поступлением. Указанные показатели более объективно отражают реальную динамику иностранных инвестиций.
Так, по данным Белстата, чистое изъятие иностранных инвестиций в январе-сентябре 2010 г. составило минус 3,248 млн. долл. против чистого поступления иностранных инвестиций в реальный сектор в размере +703,673 млн. долл. год назад, что не может не беспокоить.
В том числе чистый приток ПИИ снизился до +199,897 млн. долл. против +489,249 млн. долл. в январе-сентябре 2009 г. По портфельным инвестициям наблюдается чистый отток в размере минус 0,341 млн. долл. против минус 0,073 млн. долл. год назад.
В свою очередь, чистое изъятие прочих иностранных инвестиций, к которым относятся финансовый лизинг, иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства Беларуси), составило минус 202,804 млн. долл. (в январе-сентябре 2009 г., напротив, сложилось чистое поступление прочих инвестиций в размере +214,497 млн. долл.).
В региональном разрезе чистое изъятие иностранных инвестиций отмечается в Витебской и Гомельской областях, в остальных областях страны зафиксирован чистый приток иностранных инвестиций (см. таблицу 1). Можно предположить, что чистое изъятие иностранных инвестиций из Витебской и Гомельской областей обусловлено сокращением кредитования нефтеперерабатывающей отрасли (в связи с падением объемов производства в новых условиях импорта российской нефти) на фоне погашения ранее привлеченных иностранных кредитов и займов.
В таблице 2 представлено чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в отраслевом разрезе. Так, в январе-сентябре 2010 г. чистое поступление иностранных инвестиций сложилось в связи (+106,756 млн. долл.), в транспорте (+59,783 млн. долл.), в строительстве (+37,627 млн. долл.), в сельском хозяйстве (+6,756 млн. долл.), в жилищно-коммунальном хозяйстве (+2,622 млн. долл.) и в материально-техническом снабжении и сбыте (+0,367 млн. долл.).
В свою очередь, чистое изъятие иностранных инвестиций в январе-сентябре текущего года зафиксировано в промышленности (минус 95,553 млн. долл.), в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (минус 83,417 млн. долл.) и в торговле и общественном питании (минус 20,403 млн. долл.). Представленные статистические данные свидетельствуют о недостаточности прилагаемых усилий по активизации притока иностранных ресурсов в экономику страны (включая прямые иностранные инвестиции).
В страновом разрезе чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в январе-сентябре 2010 г. выглядит следующим образом (см. таблицу 3).
Лидерами по чистому поступлению иностранных инвестиций в Беларусь в январе-сентябре 2010 г. являются следующие страны: Китай (+34,499 млн. долл.), Швейцария (+25,737 млн. долл.), Нидерланды (+18,063 млн. долл.), Иран (+13,643 млн. долл.), Эстония (+11,888 млн. долл.), Ливан (+10,738 млн. долл.), Польша (+9,998 млн. долл.), Финляндия (+8,818 млн. долл.), Турция (+7,913 млн. долл.) и Литва (+6,751 млн. долл.). Тем не менее, величина чистого притока ПИИ в разрезе перечисленных стран, на наш взгляд, выглядит недостаточной.
Более того, обращает на себя внимание, что в анализируемом периоде наиболее активно осуществляли изъятие иностранных инвестиций из Беларуси следующие страны (на чистой основе): Австрия (минус 45,286 млн. долл.), Россия (минус 32,061 млн. долл.), Великобритания (минус 22,981 млн. долл.), Латвия (минус 21,605 млн. долл.), Германия (минус 20,809 млн. долл.), Кипр (минус 10,135 млн. долл.), США (минус 8,496 млн. долл.), Швеция (минус 6,478 млн. долл.), Новая Зеландия (минус 5,677 млн. долл.) и Лихтенштейн (минус 5,276 млн. долл.).
Среди стран СНГ ситуация выглядит следующим образом: чистое поступление инвестиций – Азербайджан (+0,77 млн. долл.), Украина (+0,412 млн. долл.), Казахстан (+0,259 млн. долл.), Кыргызстан (+0,021 млн. долл.), Узбекистан (+0,004 млн. долл.); чистое изъятие инвестиций – Молдова (минус 0,185 млн. долл.) и Россия (минус 32,061 млн. долл.).
Кроме того, в анализируемом периоде отмечается чистое поступление в Беларусь иностранных инвестиций из некоторых офшорных зон: Доминика (+2,77 млн. долл.), Остров Мэн (+0,806 млн. долл.), Острова Кайман (+0,313 млн. долл.), Сент-Китс и Невис (+0,005 млн. долл.). Можно предположить, что в данном случае речь идет о деньгах резидентов Беларуси и СНГ, выведенных ранее в офшоры. С этой точки зрения целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о проведении в Беларуси амнистии капитала с целью увеличения притока денежных средств из офшорных зон.
По данным Белстата, структура чистого поступления ПИИ по видам инвестиций в январе-сентябре 2010 г. выглядит следующим образом: вклады в уставные фонды – 121,75 млн. долл. (или 60,9% от общего чистого притока ПИИ), кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, – 59,391 млн. долл. (29,7%), финансовый лизинг – 2,765 млн. долл. (1,4%) и прочие прямые инвестиции – 15,991 млн. долл. (8%).
По состоянию на начало текущего года объем накопленных в реальном секторе иностранных инвестиций составил 5,179 млрд. долл. В течение января-сентября 2010 г. поступило иностранных инвестиций на сумму 6,339 млрд. долл., изъято (погашено) – 6,342 млрд. долл., переоценка активов и обязательств составила минус 89,665 млн. долл., а прочие изменения активов и обязательств составили +6,126 млн. долл.
Как следствие, объем накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 1 октября 2010 г. снизился до 5,092 млрд. долл. В том числе накопленные прямые инвестиции составили 2,736 млрд. долл., портфельные инвестиции – 11,312 млн. долл. и прочие инвестиции – 2,345 млрд. долл.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что методология, используемая при оценке иностранных инвестиций Белстатом, имеет различия по сравнению с методологией платежного баланса. В частности, Национальный статистический комитет Беларуси производит оценку поступления иностранных инвестиций только в реальный сектор (без учета банков, органов госуправления и денежно-кредитного регулирования).
С этой точки зрения поступление иностранных инвестиций в Беларусь более объективно характеризуют статистические данные платежного баланса, поскольку они рассчитываются по единой методологии Международного валютного фонда.
Так, по данным платежного баланса, в первом полугодии 2010 г. чистый приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь возрос по сравнению с первым полугодием 2009 г. на 3,4% до 1,163 млрд долл. Однако без учета платежа Газпрома за 12,5% акций Белтрансгаза в размере 625 млн. долл. указанная цифра снижается до 538,1 млн. долл.
Далее обращает на себя внимание, что в структуре поступивших прямых иностранных инвестиций реинвестированные доходы, заработанные внутри Беларуси (т.е. реального трансграничного движения иностранного капитала в этом случае не было), составили 454,8 млн. долл. В результате с учетом корректировки на величину реинвестированных доходов и платеж Газпрома чистый приток ПИИ в первом полугодии 2010 г. снижается до всего лишь 83,3 млн. долл.
Отметим, что в международных сопоставлениях также используется показатель накопленных прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения. По данным платежного баланса, в Беларуси по состоянию на 1 июля 2010 г. объем накопленных ПИИ составил 9,539 млрд. долл. в абсолютном выражении, или 1007 долл. в расчете на душу населения.
Для сравнения: по состоянию на 1 января 2010 г. в Эстонии среднедушевой показатель накопленных ПИИ составил 12126 долл., в Латвии – 5186 долл., в Польше – 4796 долл., в Казахстане – 4649 долл., в Литве – 4144 долл., в России – 2695 долл., в Украине – 1136 долл. Представленные данные свидетельствуют о значительном незадействованном потенциале привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси.
По сути, одним из основных поставщиков иностранных ресурсов в экономику (исключая правительство) является банковский сектор страны. Так, по данным Нацбанка, в январе-октябре 2010 г. в структуре пассивов белорусских банков средства нерезидентов возросли на 40% до рекордных 4,972 млрд. долл. в эквиваленте на 1 ноября.
При этом сумма вкладов в уставные фонды банков, внесенная нерезидентами, возросла на 19,2% до 924 млн. долл. Как следствие, объем участия нерезидентов в формировании пассивов банков (сумма привлеченных от нерезидентов средств и внесенных нерезидентами вкладов в уставные фонды банков) достиг рекордных 5,896 млрд. долл. на 1 ноября (+36,3% по сравнению с началом года).
В свою очередь, привлеченные от нерезидентов средства банковский сектор направляет на кредитование национальной экономики (предприятий, физических лиц, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей).
Тем не менее, удельный вес иностранных ресурсов в общем объеме инвестиций в основной капитал по-прежнему остается на невысоком уровне, что ограничивает возможности обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе.
Так, по данным Белстата, в январе-сентябре 2010 г. в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования на долю иностранных источников (включая кредиты иностранных банков и кредиты по иностранным кредитным линиям) приходится всего 6,1% от общего объема инвестиций в основной капитал.
На наш взгляд, на современном этапе в Беларуси необходимо активнее привлекать не только прямые иностранные инвестиции, но и портфельные инвестиции и инвестиции в форме производных финансовых инструментов, операции с которыми сейчас практически отсутствуют.
В целом необходимо усилить меры по либерализации экономики с целью улучшения делового и инвестиционного климата, а также более активно привлекать ведущие мировые транснациональные корпорации к работе на внутреннем рынке Беларуси (в том числе за счет предоставления налоговых и других льгот).
Автор: Александр Муха
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.