Научные работы Школы менеджмента в сфере публичного администрирования

В октябре-ноябре 2011 г. состоялись презентации научных работ, выполненных при поддержке Школы менеджмента в сфере публичного администрирования (SYMPA). Представляем вашему вниманию краткие резюме и тексты научных работ, в которых рассматриваются различные аспекты социально-экономической политики в Беларуси на современном этапе.

1. Марина Соколова

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В БЕЛАРУСИ: ПРЕОДОЛЕТЬ ИНЕРЦИЮ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Завершение государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» стало важным шагом в создании компонентов электронного правительства в стране: развивалась телекоммуникационная инфраструктура; были созданы важнейшие государственные информационные системы и ресурсы; разрабатывались и принимались законодательные акты и другие нормативные документы.

Тем не менее, Республика Беларусь сместилась с позиции «последователя» в 2008 году на позицию «догоняющей» в 2010 году. Главными проблемами в этой ситуации, являются не технологические вопросы, а вопросы формирования адекватной концептуальной и правовой базы для организации процессов электронного взаимодействия граждан и государственных органов.

Разработка целостной концепции электронного правительства с акцентом на оказании услуг гражданам, обеспечение нормативной базы, формирование открытого ресурса для расширения экспертной базы, организация публичного контроля как эффективного мониторинга на основе международных методик, учитывающих качественные характеристики электронного правительства, позволят создать условия для преодоления инерции информатизации и, следовательно, для разработки и осуществления эффективных проектов.

Текст аналитического документа можно скачать здесь, презентацию здесь.

2. Александр Муха, Ирина Мигуцкая

ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

На современном этапе в Беларуси отмечается низкий уровень эффективности использования бюджетных средств наряду с относительно невысоким качеством государственных услуг. Отличительной особенностью бюджетной системы страны является наличие значительного скрытого дефицита, финансируемого за счет квазифискальных операций Нацбанка и государственных банков.

При этом содержание, структура, классификация и источники финансирования государственных программ не соответствуют международным стандартам. В предлагаемой работе рассматриваются конкретные варианты модернизации бюджетной системы Беларуси, включая бюджетирование, ориентированное на результат, программное бюджетирование, бездефицитное бюджетирование и бюджетирование, основанное на расстановке приоритетов. Совершенствование бюджетных процессов, приведение объема и структуры госрасходов в соответствие с возможностями и потребностями национальной экономики позволят в среднесрочной перспективе снизить соответствующие финансовые и экономические риски, связанные, в том числе, с необходимостью осуществления выплат по внешнему госдолгу.

В 2012-2014 гг. в Беларуси необходимо осуществить полноценный переход к программному бюджетированию, ориентированному на результат, с тем, чтобы не менее 90% госрасходов финансировалось в рамках соответствующих госпрограмм с установлением ответственности за результаты работы конкретных ведомств и министерств. Кроме того, должны быть разработаны критерии и показатели оценки эффективности госпрограмм, а также система стимулов и штрафов для распорядителей бюджетных средств.

Текст аналитического документа можно скачать здесь, презентацию здесь, английскую версию работы здесь.

3. Владимир Лауто

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СФЕРЫ ЖКХ В БЕЛАРУСИ

В работе рассмотрены основные правоустанавливающие документы в области ЖКХ. Проведен анализ статей закона «О совместном домовладении», положения «Об уполномоченном лице», закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», постановления Министерства ЖКХ №13.

Выявлены основные моменты, мешающие нормальному развитию в современных условиях системы ЖКХ. Предложены конкретные пути совершенствования действующих правоустанавливающих документов, ориентированные на привлечение в сферу ЖКХ частных компаний, увеличение рынка предложения и как результат конкурентное формирование цены на услуги ЖКХ.

Также рассмотрен вопрос формирования и начисления государственных дотаций в сфере ЖКХ. Рассмотрены причины образования финансового дефицита в товариществах собственников, и как следствие необходимость в дотировании. В результате вынесены предложения по реформированию процедуры государственного финансирования отрасли ЖКХ.

Текст аналитического документа можно скачать здесь, презентацию здесь.

4. Владимир Ковалкин, Артур Юдицкий

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАЙМА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основной темой данной работы является анализ текущей ситуации касательно действующего законодательства и реальной практики найма на государственную службу исполнителей и руководителей среднего звена в Республике Беларусь, разработка рекомендаций по исправлению сложившихся официальных и неофициальных процедур.

Исследователи пришли к выводу, что закрытость и непрозрачность системы найма на государственную службу в Республике Беларусь является главным образом результатом действия двух основных факторов. Во-первых, это несовершенство действующего законодательства, в котором недостаточно детально прописаны необходимые инструкции и административные процедуры, что оставляет большую свободу для интерпретаций положений законодательства. Во-вторых, это традиции советской авторитарной бюрократической системы, которые в значительной мере повлияли и на формирование системы найма государственных служащих в современной Беларуси.

Целью предлагаемых реформ является переход от кланового, основанного на личных и семейственных связях подхода при найме на государственную службу к современной рациональной бюрократии.

Достижение планируемых результатов предполагается, во-первых, за счет развития прозрачности, подотчетности и контроля, как со стороны гражданского общества, так и государственных контролирующих структур, во-вторых, за счет исправления и дополнения действующего законодательства. В результате предложенных мер в Республике Беларусь должна быть сформирована профессиональная, прозрачная и рациональная система найма на государственную службу. Принимаемые меры позволят ослабить влияние личных факторов при найме государственных служащих, сделать процесс найма соответствующим не только букве, но и духу закона.

Текст аналитического документа можно скачать здесь, презентацию здесь.

5. Мирослав Кобаса

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В БЕЛАРУСИ – КАК ПРЕВРАТИТЬ МИФ В РЕАЛЬНОСТЬ

В аналитической записке изложены условия, необходимые для проведения реформы местного самоуправления, определены существующие базовые проблемы в данной сфере, рассмотрены и проанализированы возможные варианты дальнейшего развития событий.

При анализе возможных сценариев основное внимание было уделено таким факторам, как серьезность намерений по проведению реформ, наличие ресурсов и осознание необходимости их эффективного использования, общественная поддержка и т.д. В работе также проанализирована возможность присоединения Беларуси к Европейской Хартии местного самоуправления и очерчены первоочередные шаги, которые для этого потребуются.

Попытка анализа предполагаемых сценариев реформы местного самоуправления предпринята впервые (по крайней мере, впервые предложена для публичного обсуждения). И в этой связи, как для автора, так и для организаторов презентации данной работы, обратная связь и активное участие в ее обсуждении представляют большой интерес.
Презентацию можно скачать здесь.

6. Анастасия Климович

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ БОЛЕЕ ПРОЧНОЙ СВЯЗИ С РЫНКОМ ТРУДА

Насколько белорусская система высшего образования отвечает потребностям рынка труда? Почему многие выпускники ВУЗов для трудоустройства так или иначе прибегают к дополнительному образованию, повышению квалификации или переквалификации (получению второго высшего образования) зачастую через непродолжительное время после получения диплома?

В настоящем аналитическом обзоре рассмотрены существующие на сегодняшний день механизмы, которые могут послужить основой для установления более прочной связи рынка труда и системы высшего образования Беларуси, а также его большей профессионализации. В целом работа предлагает ряд мер по внедрению этих механизмов в учебный процесс Белорусского государственного университета, не претендуя на универсальность по отношению к другим белорусским ВУЗам.

При этом акцент сделан на уже существующих механизмах, чье усовершенствование или более широкое внедрение возможно при статусе-кво образовательного процесса в БГУ, в то время как масштабная модернизация высшего образования остается насущным вопросом, решение которого требует серьезных и долгосрочных изменений.
Презентацию можно скачать здесь.

7. Инна Ромашевская, Татьяна Чулицкая

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

В представляемой работе авторы очерчивают перспективы оценки эффективности государственного управления в Беларуси на основе развития концептуальных подходов и практик общественного администрирования (public administration) последних двух десятилетий, в частности, концепции нового публичного менеджмента.

Основной задачей работы является презентация заинтересованной аудитории некоторых идей по поводу возможного реформирования системы государственного управления в Беларуси, а также ознакомление с актуальными подходами к вопросу повышения эффективности работы государственного аппарата, основываясь на существующем международном опыте.

В ходе презентации будут рассмотрены два направления реформирования системы общественного администрирования:

1. Создание эффективной системы разработки и анализа государственной политики в условиях размытия монополии государственного аппарата на экспертное знание в этой области;

2. Усовершенствование системы оценки эффективности деятельности государственных организаций.

Попытка анализа предполагаемых направлений реформы системы государственного управления в Беларуси предпринята впервые (по крайней мере, впервые предложена для публичного обсуждения). И в этой связи, как для автора, так и для организаторов презентации данной работы, обратная связь и активное участие в ее обсуждении представляют большой интерес.
Презентацию можно скачать здесь.

В заключение необходимо отметить, что взгляды, представленные в этих исследованиях, принадлежат исключительно самим авторам и не являются выражением мнения SYMPA, других организаций и лиц, которые могут ассоциироваться с именами авторов.

Презентации работ состоялись в октябре-ноябре в гостинице «Европа». Работы выполнены при поддержке Школы менеджмента в сфере публичного администрирования (SYMPA). Контактный электронный адрес: info@sympa-by.eu.

Фотографии с презентации, состоявшейся 21 октября 2011 г.:
Фотографии с презентаций, состоявшихся 12 и 29 ноября 2011 г.:
 
Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Комментарии

  • 04 января 2012, 04:01 Александр Муха

    Статья обновлена: добавлены презентации, а также английская версия работы Александра Мухи и Ирины Мигуцкой - http://www.businessforecast.by/files/booklet_muha_ENG.pdf

Оставить комментарий