Обзор российского фондового рынка в апреле 1997 года. Часть 1

Главной темой, обсуждавшейся в апреле 1997 г. в российских деловых кругах и имеющей вместе с тем непосредственное отношение к отечественному фондовому рынку, стало нарастающее противостояние между государственными правительственными органами и финансово-промышленной олигархией страны в вопросе о реформировании организационной структуры естественных монополий.

Невыполнение в первом квартале 1997 г. плановых показателей по доходной части бюджета потребовало от обновленного российского правительства ужесточения контроля за деятельностью крупнейших предприятий-неплательщиков. А поскольку таковыми являются в первую очередь компании – естественные монополисты – РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», задолжавшие казне 14,8 трлн. руб. и 5,89 трлн. руб. и Пенсионному фонду 1,5 трлн. руб. и 1,7 трлн. руб. соответственно, то акцент в решении проблемы неплатежей был сделан именно на них.

Увеличение государственного прессинга на финансовые сегменты, в которых задействованы средства энергетических гигантов, незамедлительно отразилось на инвестиционной привлекательности ценных бумаг не только эмитентов, занимающих лидирующие позиции на промышленном и фондовом рынках России, но и на конъюнктуре фондового института в целом.

Заявление новым вице-премьером правительства РФ Б. Немцовым о намерении активизировать процесс реструктуризации РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром», а также информация о предстоящем снижении тарифов на электроэнергию и директивном назначении представителей правительства в правлении электроэнергетической компании еще в марте сформировали панические настроения на соответствующих производственном и финансовом сегментах и привели к заметному снижению инвестиционного рейтинга предприятий.

В результате активизированной продажи акций РАО «ЕЭС России» в течение этого месяца их цена упала более чем на 17%. Акции же РАО «Газпрома» только за вторую неделю апреля подешевели на внутреннем рынке более чем на 10%, аукционная цена акций РАО снизилась за этот период на такую же величину, а стоимость ADS компании на международном фондовом сегменте уменьшилась более чем на 13%.

Кульминацией усугубляющегося конфликта между властными структурами и управляющими ведущих российских компаний явилось выступление 9 апреля президента РАО «Газпром» Р. Вяхирева на пленарном заседании Госдумы. Темой его эмоционального доклада стала защита газового гиганта от расчленения в ходе предполагаемых структурных преобразований, при этом президент компании привел веские аргументы в защиту сохранения ее целостной структуры.

Выступление Р. Вяхирева нашло поддержку у парламентариев: Дума приняла за основу постановление «О мерах по дальнейшему развитию газовой промышленности России», в котором была отмечена недопустимость действий, в сложившихся экономических условиях направленных на разрушение единой системы энергоснабжения потребителей России, а также организационной структуры РАО «Газпром».

Выступление главы «Газпрома» в Думе, а также его обращение к инвесторам и акционерам, содержащее обещание строго контролировать разграничение международного и отечественного фондовых рынков компании, возымело действие: после шокирующих тенденций предшествующих дней котировки ADS концерна начали повышаться. Между тем внутренний рынок ценных бумаг РАО, будучи менее динамичным, чем их международный сегмент, не сразу отреагировал на эти события.

Позитивная тенденция в динамике внутренних котировок акций РАО «Газпром» возобладала лишь после компромисса, достигнутого в ходе интенсивных переговоров правительства и руководства «Газпром», в результате которых государство в лице первых вице-премьеров РФ А. Чубайса и Б. Немцова приняло решение о сохранении в силе трастового договора о доверительном управлении 35%-ным пакетом акций РАО, закрепленных в государственной стоимости, со своей стороны, монопольная компания в лице г-на Вяхирева заявила о намерении погасить большую часть задолженности перед федеральным бюджетом уже в первом полугодии 1997 г.

Несмотря на внешнюю исчерпанность конфликта, к концу апреля акции компании все же не восстановили свои прежние позиции в период с 17 по 30 апреля они подорожали лишь на 3% до 64 центов.

Возобновление повышательной тенденции на фондовом сегменте РАО «ЕЭС России» также произошло после обнародования в начале апреля официальной позиции правительства по вопросу о реформировании РАО, когда акционеры компании получили заверения в том, что единая энергетическая система России не будет расчленена и все неплатежи в бюджет будут ею погашены. В результате интенсивной скупки фондовых ценностей компании последние не только восстановили свои прежние рыночные позиции, но и подорожали почти на 40%.

Поскольку достигнутые компромиссы между правительством и естественными монополиями были закреплены законодательно – в последние дни апреля появились указ президента «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» и постановление правительства «О поэтапном прекращении субсидирования в отраслях естественных монополий», а также проект указа Б. Ельцина об усилении роли государства в контроле за деятельностью РАО «Газпром», то на первый взгляд кажется, что конфликт исчерпан и основные проблемы решены.

Однако при более пристальном рассмотрении ситуация предоставляется иначе, и ключевые проблемы видятся загнанными внутрь. Очевидно, что расчленение уникальной организационной структуры РАО «Газпром», сложившейся в ходе исторического развития, неминуемо приведет к разрушению гибкой системы управления финансовыми потоками не только внутри компании, но и во всей национальной экономике.

Являясь крупнейшим донором российской промышленности (задолженность потребителей перед РАО «Газпром» на 1 февраля 1997 г. составляла 64 трлн. руб.), газовая отрасль безвозмездно кредитует потребителей и при этом обеспечивает 40% дохода в бюджет.

Кроме того, в условиях единой системы газоснабжения доходы от экспорта при госрегулировании тарифов на этот энергоноситель позволяют поддерживать внутренние цены на низком уровне. При раздроблении единой системы на мелкие предприятия издержки на добычу природного газа возрастут в два-три раза, что сделает производство продукции большинства предприятий-потребителей экономически невыгодным и приведет к дестабилизации всей национальной экономики.

В данном контексте заявления представителей правительства о необходимости расчленения целостных промышленных структур и усиления государственного прессинга на принимаемые компаниями-монополистами инвестиционные решения можно однозначно оценить как неоправданные и в большой степени популистские.

В отличие от решения правительства об уменьшении тарифов на энергоносители для товаропроизводителей, имевшего целью снижение инфляции издержек и экономическое оживления производства, подобные действия могут уже в скором времени негативным образом отразиться на развитии российской экономики и существенно ухудшить ситуацию на финансовых рынках.

Если же говорить о правительственном решении, принятом по проблеме ценообразования, то здесь можно сказать следующее. Основную цель государства при этом следует сформулировать как стремление объединить интересы производителей и потребителей, а также создать такие экономические механизмы, которые обеспечивали бы нормальное функционирование отраслей ТЭК и рациональное использование производимой ими продукции.

Продолжение следует.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий