Обзор российского фондового рынка в апреле 1997 года. Часть 2

19.05.2013 – Неплатежи в топливно-энергетическом комплексе России стали не только одной из главных причин искаженного ценообразования в данном секторе экономики, но и обусловили возникновение в нем инвестиционного кризиса. Например, инвестирование в энергетическую отрасль России осуществляется преимущественно за счет тарифов.

Имеющиеся отраслевые и специализированные инвестиционные фонды используются в этом отношении нерационально и не служат в качестве эффективного средства финансирования электроэнергетической промышленности.

Вместе с тем, действующие цены (тарифы) на энергоносители не имеют достаточного экономического обоснования и их структура неадекватно отражает фактические затраты на производство.

В ТЭК сложилась парадоксальная ситуация – повышение цен и тарифов на энергоносители постоянно отстает от роста цен приобретения необходимых для поддержания отраслей материально-технических ресурсов, что является одним из мотивов повышения цен и тарифов.

При этом опыт функционирования ТЭК в пореформенной России показал, что цены на энергоносители вообще могут не играть роли в экономике, если потребитель отказывается платить за энергию. Действительно, потребителями постоянно не доплачивается электроэнергетике 30% текущих платежей, а газовой отрасли оплачивается лишь около 50% поставляемой продукции.

Очевидно, что решение проблем ценообразования в отраслях естественных монополий, так же как и организации необходимого потока инвестиций в данный сектор экономики, лежит в плоскости сокращения его тарифного финансирования, увеличения доли использования заемного и акционерного капитала и совершенствования структуры корпоративного управления энергетическими отраслями. Третья из названных проблем непосредственно связана с разрешением кризисной ситуации в вопросе об изменении структуры собственности в отраслях естественных монополий.

Первоначальным этапом на пути формирования оптимальной структуры собственности в каждой из них является разделение в монопольных отраслях ТЭК видов деятельности на регулируемые и нерегулируемые. Причем они должны быть разделены между собой настолько, насколько это возможно в существующих экономических и социально-политических условиях. Правильно проведенное реструктурирование естественных монополий не только рационально ограничит сферу государственного регулирования данными отраслями, но позволит повысить его эффективность.

Создание условий для эффективного корпоративного управления монопольными отраслями предполагает, прежде всего, проведение структурных преобразований в регулируемых (или частично регулируемых) со стороны государства сферах деятельности энергетики.

Применение государственного регулирования по отношению к монопольному считается оправданным только в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам и рост объема производства сопровождается снижением его удельных издержек (экономия на масштабах).

Раздробление естественных монополий неминуемо приведет к появлению на соответствующих рынках конкуренции и к росту цен. В качестве примера такого рода можно привести транспортировку газа и электроэнергии. Рост цен при наличии здесь конкуренции очевиден: действительно, если каждая энерговырабатывающая компания имела свое транспортное оборудование, в себестоимость производимой ее продукции пришлось бы закладывать издержки на обновление и дополнительное строительство транспортных сетей, что вело бы к повышению цен.

Назвав сферу выработки энергии естественной монополией, правительству придется устанавливать контроль над соответствующими ценами и издержками. При отсутствии необходимого реструктурирования государственное регулирование будет развиваться в направлении все более дорогостоящего и плотного контроля за деятельностью и издержками предприятий, т.е. того типа регулирования, от которого стремится уйти в других странах.

В странах, где энергетические предприятия не являются государственной собственностью, акционеры данных компаний или их представители в сфере управления в лице совета директоров оказывают решающее влияние на руководство компании. Государство в этих странах может воздействовать на деятельность предприятий энергетических отраслей в основном через регулирование нормы прибыли на вложенный капитал.

В последние годы во многих странах появилась тенденция к сокращению сферы и масштабов государственного регулирования – как связи с технологическими нововведениями, так и в результате новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Классическим примером естественной монополии в России на федеральном уровне является передача электроэнергии и транспортировка газа. Этот монополизм проявляется в том, что у потребителя электроэнергии нет возможности выбора источника энергоснабжения и он вынужден принимать условия, которые диктует ему компания, передающая энергоресурсы.

Собственно же производственная деятельность энергетических компаний и в принципе может свободно осуществляться в условиях конкуренции: сфера производства в электроэнергетике, так же и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, теоретически, естественной монополией не является.

Наращивание государственного давления на принимаемые монопольными компаниями инвестиционные решения резко увеличит и без того высокие риски инвестирования для акционеров данных предприятий.

Здесь следует, прежде всего, учесть, что инвестирование в монопольных отраслях сильно персонифицировано – очевидно, что преимущества, которые получает акционер крупнейшего российского производителя, занимающего, в частности, лидирующие позиции на мировом рынке газа, очень велики.

И за эти преимущества акций «Газпрома» иностранным инвесторам приходиться платить вчетверо раз дороже, чем их российским владельцам. Вряд ли у инвесторов возникает желание платить ту же стоимость за акции небольшого производителя страны с неустойчивой экономикой.

Неопределенность ситуации со структурой собственности естественных монополий может вновь дестабилизировать конъюнктуру внешнего рынка «Газпрома». Являясь традиционно зависимой от состояния международных аналогов, резко снизится и рыночная цена акций РАО на внутреннем рынке.

Наконец, передел собственности компаний-монополистов, происходящий на волне размещения их фондовых ценностей на международных рынках, а также нестабильность их положения могут крайне негативно сказаться на стоимости акций соответствующих предприятий на внутреннем рынке.

Поскольку на фондовом рынке основные события развивались в апреле 1997 г. вокруг ценных бумаг компаний, занимающих лидирующие позиции на международном рынке энергоресурсов и конъюнктура соответствующих сегментов была весьма динамичной, неудивительно, что большая часть инвестиционного спекулятивного капитала была направлена в течение месяца именно на них.

Доля операций, совершенных с акциями данных эмитентов, составила более 35% оборота «организованного» внебиржевого рынка. Общий оборот «организованного» внебиржевого рынка акций составил в апреле 605 млн. долл. В группе акций второго эшелона наибольшей популярностью пользовались ценные бумаги региональных предприятий связи и электроэнергетики (АО «Связьинформ» (г. Нижний Новгород), АО «Челябинсксвязьинформ», АО «Иркутскэнерго» и др.).

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий