Дополнительным фактором будет рост инвестиций благодаря мягким финансовым условиям, несмотря на постепенную нормализацию монетарной политики ведущими странами.
Однако геополитические события, связанные, прежде всего с обострением ситуации в странах Ближнего Востока, усиление конфликта между США и КНДР, а также торговая политика США в отношении стран-партнеров (в частности, в рамках соглашения NAFTA) остаются существенными сдерживающими факторами. В отдельных странах ожидаются следующие тенденции:
рост ВВП США ускорится благодаря уменьшению налоговой нагрузки на корпоративный сектор после введения новой налоговой реформы, росту внутреннего спроса на фоне устойчивого уровня безработицы (ниже естественного уровня на 0.3-0.5 п.п.) и увеличению инвестиций в результате благоприятных финансовых условий. Ожидается, что повышение процентной ставки ФРС будет трижды в 2018 году и дважды в 2019 году на фоне постепенного уменьшения активов ФРС;
рост экономики Еврозоны будет продолжаться в результате увеличения внутреннего потребления благодаря росту занятости, экспансивной монетарной политике ЕЦБ и постепенному росту инфляции. Определенное замедление в среднесрочной перспективе будет вызвано выходом Великобритании из ЕС, что приведет, прежде всего, к существенным изменениям в торговой и финансовой политике, однако это будет менее негативный эффект, чем ожидалось ранее;
экономика стран ЦВЕ будет расти относительно постоянными темпами благодаря дальнейшему расширению внутреннего спроса на фоне роста занятости и заработных плат, повышению интереса к финансовым активам этой группы стран, а также поддержки экспорта из-за относительно устойчивого спроса со стороны стран ОТП (в частности, ЕС и Китая). Дополнительным позитивным фактором будет рост китайских инвестиций в экономики стран ЦВЕ и расширения сотрудничества в рамках действия программы «16+1»;
темпы роста экономики Китая замедлятся, хотя и будут оставаться одними из самых высоких в мире. Замедление будет происходить из-за существенного сокращения устаревших мощностей в промышленном секторе, и высокого уровня корпоративной кредитной задолженности, что уменьшит объемы инвестиций. Однако поддержку будет предоставлять государственное финансирование производственных и инфраструктурных проектов, увеличение роли сектора услуг и внутреннего потребления;
экономический рост Турции и Египта будет поддерживаться расширением экспорта из-за девальвации национальных валют, прежде всего турецкой лиры, и увеличения спроса со стороны основных торговых партнеров;
темпы экономического роста стран СНГ ускорятся за счет умеренного роста цен на сырьевые товары, в частности нефть и зерновые. Также этому будут способствовать оживление внутреннего спроса из-за уменьшения инфляционного давления и увеличения реальных доходов населения.
Внешняя ценовая конъюнктура для украинских экспортеров в 2018 – 2020 годах после определенной коррекции в начале 2018 года стабилизируется с последующим слабым восходящим трендом.
Ожидается, что цены на черные металлы, несмотря на определенную коррекцию, вызванную увеличением активности китайских производителей после окончания срока действующих ограничений (15 марта 2018 года), будут оставаться высокими. Основную поддержку ценам будет оказывать дальнейший рост по спросу на черные металлы на фоне мирового экономического роста, в частности в строительной отрасли и машиностроении. Так, спрос на сталь в Европе вырастет на 1.5% г/г в 2018 году (по оценкам Moody’s).
В Китае ожидается ускорение роста спроса – на 2.1% г/г до 726 млн. т (по данным China Metallurgical Industry Planning and Research Institute), а производство увеличится лишь на 0.7% г/г. Ожидается наращивание объемов производства стали в Японии и Индии. Дополнительным фактором будет продолжение действия антидемпинговых пошлин, введенных отдельными странами.
Цены на железную руду, несмотря на устойчивый спрос на черные металлы, будут стабильными из-за существенных объемов предложения на рынке. Так, несмотря на ожидаемый рост производства стали в Китае, спрос на железную руду в стране в 2018 году увеличится лишь на 0.2% грн.56 из-за имеющихся рекордных складских запасов. Повышенным спросом будет пользоваться железная руда высокого качества.
Объемы предложения на рынке железной руды будут оставаться и в дальнейшем существенными благодаря увеличению производства мировыми лидерами – Австралией и Бразилией (компании BHP Billiton, Rio Tinto, Vale SA) на фоне сокращения уровня себестоимости (в частности, на шахте S11D компании Vale SA – сократилась до 7.7 долл./т).
Мировые цены на зерновые понемногу будут расти на фоне сокращения объемов производства, в частности кукурузы, в условиях постоянных объемов потребления. Объемы мирового производства кукурузы в 2017/2018 МГ, по оценкам USDA, уменьшатся на 3.1% при почти неизменных объемах потребления, в результате чего объемы переходных запасов сократятся на 11.5% г/г.
Уменьшение производства произойдет за счет России и Бразилии. В Бразилии сократятся посевы из-за низких цен на кукурузу на внутреннем рынке после рекордного 2016/2017 МГ.
Дополнительно ожидается рост себестоимости производства кукурузы в Бразилии из-за увеличения налога на импорт пестицидов.
Хотя, по оценкам USDA, будет происходить почти равномерный рост мирового производства и потребления пшеницы на фоне ускоренного роста объемов переходящих запасов в 2017/2018 МГ на 5% г/г, прежде всего, за счет рекордного урожая Канады и уменьшения объемов импорта крупнейшим мировым импортером – Египтом. Вследствие расширения посевных площадей под эту культуру на 20%, увеличения спроса на пшеницу в промышленных целях приведет к росту цен.
В частности, в 2017/2018 МГ объемы потребления зерна в промышленных целях увеличатся до рекордного уровня – 355.8 млн. т, прежде всего за счет ускоренного роста спроса со стороны производителей крахмала, биотоплива и пива. Темпы роста составят 3%, что превысит средний уровень за последние пять лет.
На мировом рынке нефти ожидается тенденция к умеренному повышению цен благодаря увеличению мирового спроса и реализации соглашения между основными производителями нефти о сокращении объемов добычи (ОПЕК+). Мировой спрос будет поддерживаться устойчивым мировым экономическим ростом, наращиванием кредитования промышленного и строительного секторов, как в развитых, так и в странах, рынки которых развиваются, а также ростом транспортного сектора.
Ожидается, что именно рост транспортного сектора обеспечит основную часть роста спроса на нефть. Наибольший рост на нефтепродукты будет происходить в США, Китае, Южной Корее и на Ближнем Востоке. По оценкам ОПЕК, общий спрос только в 2018 году вырастет на 1.5 млн. бар/сутки, или 1.6% г/г. Дополнительным фактором поддержки цен будут геополитические конфликты на Ближнем Востоке, которые могут привести к перебоям в производстве или поставках нефти на рынок.
Однако увеличение инвестиций и числа буровых в США приведет к росту производства нефти в стране (только в 2018 году – около 1 . бар/сутки, или 10%). Кроме того, более высокая производительность в Канаде благодаря уже утвержденным нефтяным проектам по использованию новейших технологий также будет стимулировать рост объемов производства. Эти условия будут сдерживать цены на нефть от стремительного роста.
ЦЕНЫ
Замедление потребительской инфляции к целевому уровню будет более длительным, чем ранее прогнозировалось. Несмотря на усиление НБУ ужесточения монетарной политики, инфляция в 2018 году будет оставаться высокой (8.9%) из-за влияния следующих факторов:
— эффекта переноса от роста цен на сырые продукты, что уже произошло, на продукты с высокой степенью обработки;
— активного роста потребительского спроса, что будет обусловлено увеличением доходов населения на фоне повышения социальных стандартов и заработной платы в частном секторе из-за роста спроса на рабочую силу;
— повышения внешней уязвимости экономики Украины из-за задержки в возобновлении сотрудничества с МВФ, что препятствует притоку капитала в Украину с соответствующим давлением на обменный курс гривны;
— значительной инерционности инфляционных процессов, учитывая ухудшение ожиданий на фоне высокой текущей инфляции;
— стремительного роста мировой экономики, что в частности будет создавать давление на цены энергоресурсов.
Из-за влияния указанных факторов фундаментальное инфляционное давление в 2018 году будет оставаться высоким (базовая инфляция составит 8.2% на конец года). В дальнейшем снижение инфляции будет обусловлено достаточно жесткой монетарной политикой, затуханием влияния резкого повышения цен на продовольственные товары, продолжением замедления импортируемой инфляции в условиях относительно низкой волатильности обменного курса.
Соответственно будут снижаться темпы роста цен сырых продовольственных товаров, так и базовая инфляция, которая существенно от них зависит. В результате инфляция вернется к целевому диапазону в середине 2019 года и составит 5.8% на конец 2019 года. В 2020 году инфляция замедлится до 5.0%, что соответствует центральному значению целевого диапазона (5.0% ± 1 п.п.).
Среди компонентов инфляции, административно регулируемые цены все еще будут демонстрировать самые высокие темпы роста (около 10% в год). Это произойдет вследствие повышения мировых цен на энергоресурсы и политики правительства Украины по гармонизации ставок табачных акцизов до уровней акцизной нагрузки в ЕС.
Базовая инфляция в 2018 году замедлится до 8.2%. Фундаментальное инфляционное давление будет оставаться все еще высоким в течение года. Что будет определяться в первую очередь ростом доходов населения и производственных затрат под влиянием повышения заработной платы (в т.ч. за счет дальнейшего поднятия уровня минимальной заработной платы), а также существенного роста пенсионных расходов.
Таким образом, среди составляющих базовой инфляции больше всего, как и в 2017 году, ожидается рост стоимости рыночных услуг. Медленные темпы снижения базовой инфляции будут определяться также подорожанием продуктов питания с высокой степенью обработки из-за вторичных эффектов от роста цен сырых продовольственных товаров в предыдущем году (такие эффекты реализуются с определенной задержкой во времени).
Главным сдерживающим фактором для базовой инфляции будет жесткая монетарная политика. Также положительный эффект ожидается от снижения импортируемой инфляции в условиях низкой волатильности обменного курса, а также все еще высокого уровня безработицы.
В дальнейшем базовая инфляция будет снижаться до 4.8% в 2019 году и до 3.2% в 2020 году. Ее основными факторами будут продолжение роста доходов населения, в том числе за счет повышения социальных стандартов. Снижение импортируемой инфляции на прогнозном горизонте ожидается благодаря низкой инфляционной среде в странах – ОТП Украины.
Инфляция сырых продовольственных товаров в текущем году существенно снизится – до 4.6% (с 23.5% в 2017 году). Основным фактором такого замедления будет исчерпание действия шоков предложения продовольственной продукции предыдущего года, в частности связанных с потерями части урожая плодоовощной продукции из-за неблагоприятных погодных условий весной 2017 года.
Мировые цены на продовольствие (мясомолочную продукцию) также будут сдерживать инфляцию сырых продовольственных товаров в Украине, поскольку на основных экспортных рынках уже наблюдается корректировка цен в сторону снижения.
В дальнейшем при отсутствии существенных шоков предложения, в том числе на мировых рынках, ожидается умеренный рост цен на сырые продовольственные товары (4% в 2019 и 2.9% – в 2020 годах). Фактором сдерживания продовольственной инфляции станут повышение показателей урожайности и выпуска сельского хозяйства (как результат осуществленных инвестиций и роста производительности в отрасли), а основным стимулирующим фактором и в дальнейшем останется рост номинальных и реальных доходов домохозяйств.
Кроме того, эффект конвергенции внутренних цен к мировым на продовольственную продукцию из-за роста международной торговли также рассматривается как инфляционный.
Повышение административно регулируемых цен в 2018 году ожидается в размере 13.8%. Основным фактором роста будет увеличение стоимости импортируемых энергоресурсов, в частности природного газа, от которого зависят тарифы на газ, централизованного отопления и горячей воды для населения, а также продолжение роста затрат организаций, предоставляющих услуги ЖКХ, из-за повышения заработных плат персонала.
Продолжение повышения правительством Украины ставок акцизных сборов (в частности, в рамках взятых Украиной обязательств относительно гармонизации ставок табачных акцизов до уровней акцизной нагрузки в ЕС) будет определять удорожание табачной и алкогольной продукции (соответственно на 18% и 11% в текущем году, и на 9 — 13% – в следующих периодах). В дальнейшем ожидается замедление темпов роста административных цен, однако в 2019 – 2020 годах административная составляющая инфляции ожидается все еще на высоком уровне – близкой к 10%.
Прогноз роста цен на топливо (10.8% в текущем году с замедлением до 5.0 – 5.5% в год в дальнейшем), как раньше, основывается на изменении мировых цен на нефть в гривневом эквиваленте.
Повышение прогноза ИПЦ на 2018 год (на 1.6 п.п.) в основном обусловлено ростом вклада факторов спроса из-за ускорения роста заработной платы и позитивного фискального импульса. Вклад импортируемой инфляции также растет за счет ослабления НЕОК в начале 2018 года.
В то же время, необходимость противодействия вышеприведенным факторам инфляции, обуславливает отрицательный вклад в ужесточении монетарной политики.
РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
В 2018 году экономический рост ускорится до 3.4%. Ожидается усиление роли частного потребления благодаря сохранению все еще высоких темпов роста реальных зарплат, а также других доходов населения (в частности пенсий). Кроме того этому будет способствовать смягчение фискальной политики. Также сохранится активная инвестиционная деятельность предприятий.
Отрицательный вклад чистого экспорта существенно сократится из-за благоприятных условий торговли, расширения доступа украинского экспорта на внешние рынки, а также восстановления производства в отдельных отраслях промышленности. Что в предыдущем году нанесли потери в связи с ограничением доступа к продукции предприятий, расположенных на НКТ.
В 2019 – 2020 годах рост ВВП несколько замедлится – до 2.9% из-за исчерпания эффектов фискального смягчения в 2018 году и под воздействием жесткой монетарной политики, которая необходима для возврата потребительской инфляции до целевого уровня в прогнозном периоде. Частное потребление, как и раньше, останется основным двигателем экономического роста.
Высокую инвестиционную активность будут демонстрировать предприятия в отраслях, прежде всего ориентированных на экспорт продукции (в частности в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности), а также зависимых от наращивания капитальных расходов бюджета. В частности продолжение государственной политики по обновлению дорожной инфраструктуры позволит увеличить инвестиции в строительство.
Частное потребление будет главным драйвером экономического роста в прогнозном периоде. В текущем году его рост ожидается на уровне 5%, что в значительной степени будет определяться продолжением роста реальной заработной платы и пенсионных выплат в результате политики правительства Украины по повышению социальных стандартов.
В среднесрочной перспективе рост частного потребления замедлится (до 3.5% в 2019 году и 3% в 2020), однако будет превышать темпы роста ВВП. В дальнейшем он будет поддерживаться восстановлением кредитной активности, однако сдерживающим фактором будет продолжение политики постепенного снижения норм субсидий на оплату услуг ЖКХ.
Темпы роста инвестиций в украинскую экономику в 2018 году замедлятся до 6.8% как за счет продолжения роста затрат бизнеса на оплату труда, так и статистического эффекта высокой базы сравнения (по нашим оценкам в прошлом году инвестиции выросли на 20%). В 2019-2020 годах они будут расти ускоренными темпами (по 7%) отыгрывая падение в предыдущих годах.
Активная инвестиционная деятельность ожидается в отраслях, прежде всего ориентированные на экспорт продукции (в частности в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности), а также зависимых от наращивания капитальных расходов бюджета. В частности продолжение государственной политики по обновлению дорожной инфраструктуры позволит увеличить инвестиции в строительство.
Рост инвестиций в основной капитал в значительной степени отразится на росте темпов инвестиционного импорта, в частности для экспортоориентированных производств. Рост реальных доходов населения под влиянием экспансивной фискальной политики будет формировать дополнительный спрос на импортируемую продукцию.
Доля энергетического импорта будет падать даже в условиях роста экономики, чему будет способствовать повышение энергоэффективности и объемов внутренней добычи энергоресурсов. Соответственно, ожидается продолжение роста физических объемов импорта на уровне около 5% в течение всего прогнозного горизонта.
Реальный рост объемов экспорта на всем прогнозном периоде ожидается в пределах 3 – 4%. Восстановление утраченных объемов металлургического производства после прекращения торговли с НКТ будет играть важную роль в дальнейшем росте экспорта. Положительный вклад ожидается от других отраслей перерабатывающей промышленности (в частности машиностроения). Экспорт сельскохозяйственной продукции будет поддерживаться на высоком уровне за счет, как открытия новых рынков сбыта, так и сохранения высокого спроса на мировых рынках продовольствия.
Оценка факторов потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины
В 2018 — 2020 годах продолжится рост темпов потенциального ВВП к уровню 3.6% в конце 2020 года. Рост совокупной производительности факторов производства, вследствие конвергенции экономики Украины к экономикам развитых стран, остается основным фактором роста потенциального ВВП. Снижение темпов роста потенциального ВВП в II квартале 2017 года было вызвано переориентацией производственных мощностей некоторых предприятий вследствие приостановки торговли с НКТ. Вместе с тем, уже в 2018 году краткосрочный эффект от приостановки торговли будет исчерпан.
Усиление миграционных тенденций в последние годы будет сдерживать рост потенциального ВВП из-за снижения уровня экономически активного населения, что отразится на уменьшении количества рабочей силы в стране. В то же время структурные диспропорции на рынке труда, обуславливают сохранение высокого уровня естественной безработицы. В начале 2018 года ожидается снижение отрицательного вклада капитала в потенциальный ВВП к нулю. Вследствие роста доли капитальных инвестиций в ВВП, в предыдущих годах.
В 2018-2020 годах положительный вклад капитала в рост потенциального ВВП будет постепенно увеличиваться, поскольку темпы накопления основного капитала превысят уровень амортизации, что обусловит рост капитала в реальном измерении.
Уже во II квартале 2018 года ожидается закрытие отрицательного разрыва ВВП благодаря благоприятным условиям торговли, оживлению потребительского и инвестиционного спроса. Более того, дополнительный фискальный импульс на фоне поднятия правительством Украины социальных расходов приведет к образованию положительного разрыва ВВП 2018 года. Однако в 2019-2020 годах на фоне жесткой монетарной политики и исчерпания эффекта фискальных стимулов разрыв ВВП снова станет отрицательным, но не будет превышать 1%.
Фискальная политика в 2018 году будет экспансивной – фискальный импульс от ее смягчения оценивается около 1% ВВП.
Фискальные стимулы совокупного спроса заключаются в высоких уровнях роста государственных расходов на выплату пенсий в результате пенсионной реформы, а также заработных плат работникам бюджетной сферы. Эффект от принятой в прошлом году пенсионной реформы ожидается в размере 0.8 п.п. дополнительного взноса к инфляции 2018 года и 0.4 п.п. дополнительного взноса в совокупный спрос. Еще одним инфляционным фактором (0.5 п.п. вклада в рост ИПЦ) будет очередное повышение минимальной заработной платы после I полугодия текущего года (до 4 200 грн.).
В целом реальный рост расходов социального характера (пенсии и заработные платы в бюджетном секторе) сектора общегосударственного управления ожидается в размере около 10%.
Продолжение “таможенного эксперимента” (направление доли перевыполнения таможенных платежей в местные бюджеты с целью ремонта дорог) и начало работы Дорожного фонда даст возможность сохранить высокий уровень капитальных расходов (свыше 3% ВВП), которые государство направит на восстановление дорожной инфраструктуры. Однако высокий уровень социальных расходов существенно будет ограничивать возможности правительства Украины для осуществления расходов развития, если правительство будет придерживаться согласованного с МВФ дефицита бюджета в рамках программы расширенного сотрудничества.
На прогнозном горизонте дефицит бюджета СЗГУ оценивается в пределах 2.0 – 2.6% ВВП, а первичное сальдо сохранится положительным, однако будет сокращаться в связи со снижением доли расходов на обслуживание долга.
Государственный и гарантированный долг, в процентах к ВВП будет снижаться на протяжении всего прогнозного периода (с достижением уровня ниже 70% ВВП уже в 2018 году). Этому будут способствовать, с одной стороны, дальнейший рост номинального ВВП высокими темпами, а с другой, относительно низкая волатильность обменного курса и постепенное сокращение внешнего государственного долга на прогнозном горизонте на фоне значительных выплат (более подробно – в следующем подразделе).
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
В 2018 – 2020 годах дефицит текущего счета сохранится на уровне 3% от ВВП. Улучшение потребительских настроений населения на фоне экспансивной фискальной политики обусловит дальнейшее увеличение импорта. Также его рост будет поддерживаться сохранением высокого инвестиционного спроса, который будет направляться на дальнейшее обновление основных фондов.
Увеличение экспорта, хотя и более медленными темпами, чем импорта, будет происходить благодаря ускорению экономического роста в странах – ОТП, а также сохранению благоприятных условий торговли.
Однако рост поступлений от трудовых мигрантов из-за ужесточения миграционных процессов скомпенсирует расширение дефицита торгового баланса.
В 2018 году поступления по финансовому счету превысят дефицит текущего счета, что позволит нарастить международные резервы. В 2018 – 2020 годах на фоне постепенного улучшения инвестиционного климата, прогнозируется увеличение объемов поступлений прямых иностранных инвестиций в реальный сектор и восстановление притока долгового капитала в частный сектор. Размещение ОВГЗ в 2018 – 2020 годах позволит рефинансировать часть внешнего государственного долга.
В результате профицит сводного платежного баланса в 2018 году вместе с получением финансирования от МВФ даст возможность аккумулировать международные резервы в размере 20.5 млрд. долл. (или 3.7 месяца импорта будущего периода) по состоянию на конец 2018 года. Однако в 2019 и 2020 годах из-за пиковых выплат по внешнему государственному долгу ожидается формирование дефицита сводного счета платежного баланса, вследствие чего к концу 2020 года резервы снизятся до 18.6 млрд. долл. (или 3.0 месяца импорта будущего периода).
Ключевым предположением этого прогноза является сотрудничество с МВФ по программе EFF в 2018 году и подписание новой программы в 2020 году (и получение по ней 2 млрд. долл. в течение этого года). Это позволит сохранить доступ к международным рынкам капитала на прогнозном горизонте.
Несмотря на расширение дефицита торгового баланса, дефицит текущего счета в 2018 – 2020 годах сохранится на уровне 3% от ВВП благодаря увеличению частных денежных переводов. В 2018 — 2019 годах рост импорта будет опережать рост экспорта, прежде всего вследствие роста потребительских настроений населения на фоне экспансивной фискальной политики, а также сохранения высокого инвестиционного спроса, особенно со стороны аграрного сектора.
В 2020 году рост экспорта ускорится благодаря инвестициям, совершенным в предыдущие периоды, вследствие чего расширение дефицита торговли товарами почти прекратится.
В 2018 году рост экспорта товаров ожидается на уровне 3.3% благодаря сохранению благоприятных условий торговли на фоне снижения предложения металлургической продукции на рынках Азии. Рост экспорта зерновых (на 7.3%) будет обеспечиваться повышением урожая в 2018 году. Дальнейший рост экспорта в 2019-2020 годах будет происходить в результате роста производительности в аграрном секторе, а также продолжения наращивания экспорта продукции металлургии.
Также ожидается рост экспорта продукции машиностроения, в частности комплектующих для автомобилестроения после открытия в Украине заводов с иностранным капиталом и авиационной продукции по результатам контрактов, подписанных на авиасалонах в 2017 году. Восстановление работы основных производителей удобрений обеспечит наращивание экспорта химической продукции.
Рост импорта товаров на 4-6% в 2018-2020 годах будет обеспечиваться неэнергетической составляющей, рост которой составит около 7% ежегодно. Социальные инициативы правительства Украины в 2018 — 2019 годах будут стимулировать рост потребительского импорта, в первую очередь продовольственных и промышленных товаров. Дальнейшее обновление основных фондов, прежде всего в аграрном и металлургическом секторе, обусловит рост импорта машиностроения на уровне 10%. Также повысится спрос на удобрения и средства защиты растений со стороны сельхозпроизводителей.
В 2018 году ожидается сокращение энергетического импорта на 6% благодаря накоплению достаточных запасов в газохранилищах на начало года, наращиванию собственной добычи газа и внедрению энергосберегающих технологий. В результате объем импортируемого газа сократится до 10 млрд. м3 в 2018 году. Дальнейшее увеличение энергетического импорта, в первую очередь нефтепродуктов и угля, обусловлено лишь ростом цен на энергоносители.
В 2018-2019 годах ожидается сохранение профицита торговли услугами на уровне предыдущих лет. Главными драйверами экспорта услуг останутся транспортные и ИТ услуги. В 2020 году ожидается снижение экспорта услуг вследствие уменьшения объемов транзита газа из-за завершения действующего контракта с ОАО “Газпром”. В то же время, импорт услуг будет расти как из-за увеличения транспортных расходов на фоне роста товарооборота, так и увеличения расходов на путешествия.
В 2018-2020 годах продолжится увеличение поступлений частных денежных переводов из-за роста количества украинских трудовых мигрантов в странах ЕС благодаря упрощению процедуры трудоустройства в Польше и Чехии.
Выплаты по начисленным дивидендам сохранятся на уровне 2 млрд. долл. на год вследствие постепенной либерализации движения капитала. В то же время выплаты по процентным платежам несколько снизятся из-за сокращения как государственного, так и частного внешнего долга.
В 2018 году чистые поступления по финансовому счету составят 5.2 млрд. долл., в 2019 — 2020 годах ожидается их снижение из-за значительных выплат государственного сектора по внешним обязательствам. На прогнозном горизонте постепенное наращивание прямых иностранных инвестиций и восстановление притока долгового капитала в частный сектор компенсируются замедлением сокращения наличной валюты вне банков. Поступление прямых иностранных инвестиций будет расти на фоне улучшения инвестиционного климата до 2.5 млрд. долл. в 2018 — 2019 годах и до 3 млрд. долл. в 2020 году.
Несмотря на постепенное восстановление доступа к внешним рынкам капитала в 2018 году ожидается снижение роловера по долгосрочным частным внешним долгам до 54% из-за значительных выплат государственными предприятиями. Однако в 2019 — 2020 годах ожидается возобновление чистого притока долгового капитала как за счет долгосрочных, так и краткосрочных привлечений. В 2018 – 2019 годах прогнозируется замедление сокращение наличной валюты вне банков, которое полностью прекратится в 2020 году.
Значительные выплаты государственного сектора в 2019 — 2020 годах обусловят потребность в дополнительных привлечениях для поддержания необходимых объемов международных резервов. В 2018 году ожидается привлечение одного транша от МВФ в размере 2.0 млрд. долл., а также получение кредитов от ЕС (0.6 млрд. долл.) и Всемирного Банка (0.6 млрд. долл.). После успешного размещения ОВГЗ в 2017 году на сумму 3 млрд. долл., в 2018 – 2020 годах ожидается продолжение таких привлечений (2.5 млрд. долл., 1.5 млрд. долл., и 2.5 млрд. долл. соответственно).
Кроме того, в 2020 году ожидается получение кредитных ресурсов по новым программам с МВФ (2 млрд. долл.) и ЕС (1 млрд. долл.).
Профицит сводного платежного баланса в 2018 году вместе с чистым поступлением денежных средств от МВФ по программе EFF позволит увеличить международные резервы до 20.5 млрд. долл. (или 3.7 месяца импорта будущего периода) на конец 2018 года. Это составит 70% от композитного критерия МВФ относительно адекватности резервов. Однако к концу 2020 года объемы международных резервов сократятся до 18.6 млрд. долл. (или 3.0 месяца импорта будущего периода) из-за значительных выплат по государственному долгу.
МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
На прогнозном горизонте ожидается проведение жесткой монетарной политики. Ключевая процентная ставка будет достаточно высокой для обеспечения снижения инфляции в соответствии с объявленными целями. Ее уровень будет зависеть от инфляционных рисков, макрофинансовой стабильности и динамики инфляционных ожиданий.
В текущем году будет сохраняться структурный профицит ликвидности банковской системы, а депозитные сертификаты будут оставаться основным инструментом регулирования процентных ставок на межбанковском рынке. В то же время снижение структурного профицита ликвидности во второй половине года может вызвать спрос отдельных банков на кредиты рефинансирования. Спрос банков на депозитные сертификаты НБУ и кредиты рефинансирования в 2019-2020 годах будет определяться уровнем структурной позиции ликвидности банковской системы.
В 2018 году ожидается продолжение притока депозитов, как в национальной, так и в иностранной валюте. Темпы роста депозитов (11%) будут превышать темпы роста наличности вне банков (7%). Рост денежной массы прогнозируется на уровне 10%. Постепенное развитие банковской системы и увеличение доли безналичных расчетов будет способствовать тенденции роста мультипликации денег. В то же время, несмотря на улучшение платежеспособности заемщиков банков, восстановление кредитной активности будет сдержанным из-за высоких процентных ставок и рисков институциональной среды.
Прогнозируется увеличение денежной базы на уровне около 9%. Факторами ее прироста будут как наличные, так и корсчета банков.
В условиях профицита ликвидности в 2018 году операции НБУ по выпуску депозитных сертификатов будут оставаться основным инструментом регулирования процентных ставок на межбанковском рынке. В то же время, во второй половине года, на фоне сезонной аккумуляции средств на счетах правительства, может возникнуть снижение структурной ликвидности банковской системы, что обусловит спрос отдельных банков на кредиты рефинансирования.
В дальнейшем уровень структурной позиции ликвидности будет зависеть от спроса на наличные, влияния фискальных факторов и покупки НБУ валюты для пополнения международных резервов. Спрос банков на кредиты рефинансирования и депозитные сертификаты НБУ в 2019-2020 годах будет определяться уровнем структурной позиции ликвидности банковской системы: в случае возникновения структурного дефицита основным инструментом регулирования процентных ставок станут кредиты рефинансирования.
На протяжении прогнозного горизонта монетарная политика будет направлена на снижение потребительской инфляции к пределу целевого диапазона в 2019 году и достижения его центральной точки, т. е. среднесрочной инфляционной цели (5%), в 2020 году. Сохранение высокого уровня ключевой ставки сформирует жесткие монетарные условия, что обеспечит дезинфляцию и возвращение инфляции к целевому диапазону в середине 2019 года.
В дальнейшем ужесточение монетарной политики будет достаточным для удержания инфляции на целевом уровне. Реализация этого сценария будет зависеть от рисков макрофинансовой стабильности, успешности дальнейшего сотрудничества с МВФ, сбалансированности фискальной политики и скорости снижения инфляционных ожиданий.
РИСКИ ПРОГНОЗА
НБУ видит ряд рисков для реализации базового прогнозного сценария. Основным экономическим риском НБУ считает отсутствие прогресса в проведении структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности и продолжение программы с МВФ на фоне высоких объемов погашения внешних долгов в следующих годах.
Сценарий досрочного прекращения программы с МВФ предполагает ухудшение условий доступа на международные финансовые рынки, что приведет к усилению девальвационных и инфляционных ожиданий, а также росту вероятности дефолта по внешним государственным обязательствам, пик выплат по которым приходится на 2019 год.
Также риском является проведение правительством Украины более мягкой фискальной политики (в частности дальнейшее повышение социальных расходов более высокими темпами, чем общий рост производительности труда в экономике), что усилит инфляционное давление. В таком случае НБУ будет вынужден сформировать более жесткие монетарные условия, чем это предусматривается базовым сценарием.
Весомым фактором неопределенности остается развитие ситуации на востоке Украины. В случае благоприятного для Украины развития ситуации, снижение премии за риск будет увеличивать инвестиционную привлекательность с соответствующим притоком капитала, ускорением экономического роста и ревальвационным давлением на гривну. Однако эскалация боевых действий может привести к ухудшению ожиданий и негативным социально-экономическим последствиям.
Неопределенность для инфляционного развития также связана с величиной и сроками повышения административно-регулируемых тарифов (прежде всего на природный газ, отопление и электроэнергию для населения), что может в краткосрочной перспективе отклонять траекторию инфляции от базового сценария в обе стороны. Симметричным в прогнозном периоде является и эффект от шоков предложения продовольственных товаров, связанных с урожаем и ценами продовольствия на внешних рынках.
Риски со стороны внешней среды содержатся в плоскости динамики мировых цен на сырьевые товары. В случае их существенного снижения поступления от экспорта будут сокращаться, что ухудшит текущий счет платежного баланса Украины, формируя предпосылки к ослаблению курса гривны и росту инфляционного давления.
В то же время, экономическая активность прогнозируется ослаблением конкурентоспособности отечественных экспортоориентированных предприятий и снижением их платежеспособного спроса. В таком случае будут усиливаться риски выхода инфляции за пределы целевого коридора, а темпы роста ВВП будут низкими. НБУ в таком случае будет вынужден проводить более жесткую монетарную политику для сглаживания негативного влияния внешних шоков.
В случае повышения внешнего спроса и цен на товары украинского экспорта будет наблюдаться импульс к росту ВВП, а также ревальвационное давление на гривну и более скорое снижение инфляции. Такое развитие событий даст возможность снижать ставку быстрее, чем это закладывается в базовом сценарии.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.