Повышение эффективности регулирования и надзора за банками в Украине

14.06.2018 – В 2017 году безвыездной банковский надзор продолжал использовать систему раннего реагирования (Early Warning System). Об этом говорится в годовом отчете Национального банка Украины.

Система раннего реагирования − важный внутренний документ банковского надзора и относится к системам сигнального типа. Он предназначен для раннего выявления скрытых признаков ухудшения финансового состояния банков с целью своевременного введения упреждающих надзорных действий. Сигнал об угрозе ухудшения финансового состояния банка, которое может произойти в будущем, − пересечение показателем установленного для него предельного значения.

Риск — ориентированный подход к банковскому надзору

В 2017 году Национальный банк совершенствовал риск — ориентированные надзорные подходы (risk-based approach) для улучшения надзора над деятельностью банков.

С этой целью в рамках принятой Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года, Национальный банк в 2017 году разработал новые внутренние надзорные документы. Они регламентируют процессы проведения оценки банков и осуществление текущего мониторинга финансового состояния банков при осуществлении безвыездного банковского надзора на основе оценки рисков.

Эти документы основываются на положениях установок Европейского банковского органа по организации единой процедуры, методологии процесса надзорных проверок и оценки (Supervisory Review and Evaluation process, SREP) (документ EBA/GL/2014/13 от 19.12.2014), учитывают принципы и рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору.

Оценки банков при осуществлении безвыездного банковского надзора на основании методологии SREP внедряются с целью создания в Национальном банке унифицированной системы оценки банков на основе оценки их рисков и определения их жизнеспособности, а также осуществления пропорционального распределения надзорных ресурсов и определения стратегии надзора за банками на основе риск-ориентированного подхода.

Указанное оценивание банков предусматривает:

порядок проведения оценки банка при осуществлении безвыездного надзора на основе методологии SREP;

подходы к распределению банков по категориям с целью применения принципа пропорциональности в определении объема, периодичности и применении надзорных действий в отношении банков;

идентификацию видов бизнес-моделей банков с целью определения групп подобных банков по направлениям деятельности. Это обеспечит возможность проведения сравнительного анализа деятельности подобных банков и оценки их жизнеспособности на основе количественных и качественных показателей по оценке эффективности бизнес-модели банка, достаточности капитала и ликвидности;

участие структурных подразделений Национального банка в проведении такой оценки;

постоянный диалог с банками Украины относительно полученных результатов оценки (SREP) и оценки их жизнеспособности;

надзорные действия в отношении банка с учетом значимости банка для системы и полученных результатов относительно уровня его рисков, в том числе учета общей оценки банка (SREP) во время составления плана инспекционных проверок банков.

Таким образом, введение Национальным банком новых инструментов безвыездного банковского надзора, основанных на применении подходов риск-ориентированного надзора, будет способствовать повышению эффективности использования надзорных ресурсов путем применения принципа пропорциональности в определении объема, периодичности и применении надзорных действий надзорных действий в отношении банков в зависимости от уровня их рисков и системного воздействия.

Нововведения также будут способствовать:

проведению оценки банков Украины с точки зрения их жизнеспособности с применением единых подходов, используемых в странах Европейского Союза;

идентификации групп подобных банков (peer group), что обеспечит возможность проведения сравнительного анализа их деятельности и отслеживания тенденций в финансовом состоянии;

усилению надзорного реагирования на ранних стадиях идентификации рисков банков.

Ежегодная оценка устойчивости банков

Национальный банк ввел ежегодную оценку устойчивости банков (Постановление правления Национального банка от 22.12.2017 № 141 «Об утверждении Положения об осуществлении оценки устойчивости банков и банковской системы Украины»).

Введение такого инструмента, как ежегодная оценка устойчивости, позволит выявить не только текущие, но и будущие риски банков. Это позволит банкам сформировать капитал, достаточный для нивелирования будущих рисков, что будет способствовать повышению стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов банков.

Оценка будет осуществляться ежегодно по состоянию на 01 января в три этапа. Первый этап оценки будут осуществлять независимые аудиторские фирмы в рамках проведения ежегодной аудиторской проверки годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности банка.

Второй и третий этапы оценки устойчивости, во время которых будет осуществляться экстраполяция результатов первого этапа и стресс-тестирования, будет проводить Национальный банк.

Введение кредитного реестра Национального банка

Одним из ключевых вопросов в деятельности банков остается низкое качество их кредитных портфелей. В связи с этим существует объективная потребность в обеспечении эффективного функционирования системы обмена информацией, необходимой при осуществлении кредитования. Таким элементом должен стать и кредитный реестр Национального банка.

Верховной Радой Украины 06.02.2018 принят закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания и ведения кредитного реестра Национального банка Украины и совершенствования процессов управления кредитными рисками банков».

Кредитный реестр Национального банка станет дополнительным действенным инструментом банковского надзора, а его введение будет иметь положительный эффект для макрофинансовой стабильности государства.

Основные результаты выездного и безвыездного банковского надзора

В 2017 году безвыездной банковский надзор применили по 155 банковским мерам воздействия (158 в 2016 году).

Благодаря внедренным мероприятиям, направленным на улучшение финансового состояния, из шести банков снят статус проблемных. Сейчас они продолжают работать на рынке. На момент выхода из проблемных банков, эти банки привели свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства Украины. Но уровень стабилизации в них разный, поэтому они остаются под особым контролем Национального банка.

Одной из важных форм банковского надзора оставались инспекционные проверки банков.

В течение 2017 года инспекторами Национального банка проведено 64 инспекционные проверки 59 банков.

В течение 2017 года в рамках выполнения обязательств, взятых на себя Украиной в соответствии с Меморандумом об экономической и финансовой политике в рамках совместной с Международным валютным фондом программе механизма расширенного финансирования, осуществлены диагностические обследования 34 банков.

По результатам проведенной проверки качества активов и оценки достаточности капитала установлена потребность в докапитализации четырех банков для соблюдения нормативных требований Национального банка.

Во время проведения плановых инспекционных проверок в 2017 году оценка деятельности банков проводилась по обновленной в ноябре 2016 года рейтинговой системе CAMELSО. На конец 2017 года по обновленной рейтинговой системе оценена деятельность уже 38 банков.

Стандартизация и детализация методологических процедур

В течение 2017 года продолжалось совершенствование стандартизированных подходов и процедур инспекционной проверки по направлениям деятельности банков (в частности чек — листов, опросников).

Также начата разработка подходов к оценке коллективной пригодности совета и квалификации высшего руководства банков в рамках инспекционных проверок с привлечением международных экспертов.

В частности определен перечень ключевых вопросов, которые должны быть охвачены оценкой, и проект формата отчета по результатам инспекционной проверки. Проведена пилотная апробация подходов в двух банках.

Кроме того, к банкам/должностным лицам банков применены адекватные выявленным нарушениям меры воздействия. В частности, это письменные предостережения, заключения письменного соглашения, наложения на банк штрафов, привлечения к административной ответственности.

Также применены две меры воздействия в виде письменного предостережения.

В правоохранительные органы направлено два сообщения о финансовых операциях, которые могут содержать признаки уголовных правонарушений.

Повышение качества аудиторских услуг

В 2017 году Национальный банк детально проанализировал отчеты аудиторских фирм о проверке годовой финансовой отчетности 89 банков. В связи с установленными нарушениями требований законодательства Украины и нормативно-правовых актов Национального банка комитет по вопросам аудита банков Украины исключил одну аудиторскую фирму из реестра аудиторских фирм. Еще четыре аудиторские фирмы исключены из реестра аудиторских фирм по личным обращениям.

Однако в течение 2017 года комитет по вопросам аудита банков Украины включил две аудиторские фирмы в реестр аудиторских фирм.

Реформа корпоративного управления в банках

Одними из главных предпосылок наступления последнего финансового кризиса в Украине, по мнению экспертов, стали несовершенство системы корпоративного управления и проблемы в системе оценки рисков банков. Учитывая это, одним из приоритетов регуляторной и надзорной деятельности Национального банка в 2017 году было совершенствование принципов и механизмов корпоративного управления и системы риск-менеджмента в банковском секторе Украины.

Важным шагом в этом направлении стало принятие в ноябре 2017 года закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» №2210-VIII, в разработке которого активно участвовал Национальный банк (Закон вступил в силу 06 января 2018 года).

В рамках введенной указанным законом реформы корпоративного законодательства внесены существенные изменения в регулирование деятельности банков, в частности:

отменено ограничение относительно существования банков – акционерных обществ исключительно в форме акционерного общества общественного типа, однако банкам предоставлено право, самостоятельно определять свой тип в зависимости от того, какие формы капитала ими привлекаются.

При этом на все банки независимо от их типа продолжают распространяться установленные для общественных акционерных обществ, стандарты раскрытия информации, и ужесточены требования к корпоративному управлению;

повышена роль наблюдательного совета в управлении банком благодаря определению вопросов, относящихся к его исключительной компетенции, и не могут быть решены другими органами управления банка (кроме случая передачи определенного вопроса на рассмотрение общего собрания на основании решения самого совета);

увеличено минимальное количество независимых директоров в совете банка (не менее одной трети состава, но не менее трех человек) и установлены усиленные требования к их независимости;

изменен подход к оценке профессиональной пригодности руководителей банка. Вместо жестких требований относительно образования и опыта работы введена комплексная оценка профессиональной пригодности лица, учитывая его образование (в том числе дополнительную профессиональную подготовку), предыдущий опыт работы (в том числе управленческий), с учетом бизнес-плана и стратегии банка, а также функциональной нагрузки и сферы ответственности конкретного руководителя банка на конкретной должности.

Кроме того, с целью дальнейшей имплементации в законодательство Украины стандартов Европейского Союза по организации корпоративного управления и системы риск-менеджмента в банках в 2017 году Национальным банком совместно с экспертами международных организаций осуществлена разработка комплексных изменений в профильный закон Украины «О банках и банковской деятельности».

Такие изменения предусматривают:

введение существующих требований к индивидуальной пригодности руководителя банка, требований относительно коллективной пригодности органов управления банка – владения членами органа управления знаниями, профессиональным и управленческим опытом в объеме, необходимом для выполнения возложенных на этот орган функций и полномочий, с учетом размера, сложности структуры и профиля риска банка;

расширение перечня вопросов, относящихся к исключительной компетенции совета банка, в том числе в части урегулирования вопросов корпоративного управления;

повышение эффективности и качества работы совета банка за счет обязательного создания комитетов совета;

повышение роли подразделений, выполняющих в банке функции внутреннего контроля (управление рисками и контроль над соблюдением норм, комплаенса), а также ужесточение требований к их руководителям.

Указанные выше механизмы и мероприятия, разработанные в рамках реформы корпоративного управления в банках, будут иметь положительное влияние на качество принятия банком управленческих решений и обеспечение системы внутреннего контроля. Что в свою очередь будет способствовать эффективности надзора со стороны Национального банка, а также прозрачности и стабильности как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Упрощение процедур реорганизации и капитализации банков

В марте 2017 года в рамках выполнения Комплексной программы по развитию финансового сектора Украины до 2020 года был принят закон Украины «Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков» № 1985-VIII. Он разработан совместно Национальным банком, комитетом по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Украины, регуляторами финансового сектора и экспертной средой. Закон вступил в силу 29 апреля 2017 года, и будет действовать до 01 августа 2020 года.

Законом предусмотрена возможность присоединения одного банка к другому по упрощенной процедуре, сроки по которому существенно уменьшены (с 1,5 года до 3-4 месяцев) благодаря ускорению сроков получения регуляторных и корпоративных согласований, а также исключению из перечня обязательных действий, которые неоправданно задерживают процедуру реорганизации.

Вследствие такого упрощения процедуры реорганизация банка путем присоединения рассматривается многими участниками рынка как альтернатива капитализации банка за счет дополнительных взносов, что является особенно актуальным для тех банков, чьи акционеры не имеют возможности или желания осуществлять дополнительные финансовые вливания в банк.

С другой стороны внедрение упрощенной процедуры присоединения создает дополнительные возможности для консолидации банковского сектора, что является одной из целей, поставленных перед Национальным банком.

Успешным примером реорганизации, проведенной по упрощенной процедуре в 2017 году, является присоединение ПАО АБ «Экспресс-Банк» к АКБ «Индустриалбанк», основные этапы которого были завершены в течение четырех месяцев от даты получения разрешения Национального банка на реорганизацию.

Кроме того, закон существенно упростил и сократил процедуру увеличения уставного капитала за счет взносов акционеров, при этом, не ограничивая осуществляемый Национальным банком контроль над источниками происхождения средств, направляемых в уставный капитал банка.

Сокращение сроков в процедуре капитализации также обусловлено уменьшением сроков получения регуляторных и корпоративных согласований, а также освобождением банка от обязанности совершать определенные действия, предусмотренные стандартной процедурой.

В 2017 году упрощенной процедурой капитализации успешно воспользовались 12 банков.

Прекращение осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица, предусмотрено законом Украины «Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков» от 23 марта 2017 года № 1985-VIII, и введена новая для банковского сектора Украины процедура отзыва у банка банковской лицензии, без его прекращения как юридического лица.

Новая процедура позволяет банкам, которые не могут выполнить требования Национального банка относительно капитализации и/или имеют другие финансовые трудности, покинуть банковский рынок, не создавая при этом нагрузку на Фонд гарантирования вкладов физических лиц, и продолжить деятельность, в том числе в финансовом (небанковском) секторе.

Отзыв банковской лицензии ликвидации банка согласно закону осуществляется исключительно при условии предварительного выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами, а также при выполнении других мероприятий, предусмотренных согласованным Национальным банком планом (срок выполнения таких мероприятий составляет 180 дней).

В течение 2017 года Национальный банк получил документы о прекращении осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица, от пяти банков. Одному из таких банков Национальный банк отказал в согласовании плана прекращения. Остальные четыре банки успешно завершили процесс прекращения осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица успешно:

ПАО «Коммерческий банк «Финансовый партнер»;

ПАО «Апекс-банк»;

ПАО «Промышленно-финансовый банк»;

ПАО «КредитОптима банк».

Национальный банк согласовывает устав нового банка. Кроме того, регулятор согласовывает все изменения, которые вносятся в устав действующего банка.

Если меняется размер уставного капитала банка, то Национальный банк проверяет источники происхождения средств, которые вносят в уставный капитал акционеры банка. Эти средства должны быть собственными, а не заимствованными у других лиц.

Уставный капитал новосозданного банка должен быть не менее чем 500 млн. грн., действующего банка – не менее 200 млн. грн. Национальным банком установлен график постепенного увеличения размера уставного капитала банков до 500 млн. грн.

Согласование руководителей банков

Национальный банк в установленном им порядке согласовывает кандидатов на должности руководителей банка (председателя, его заместителей и членов совета; председателя, его заместителей и членов правления банка, главного бухгалтера банка и его заместителей).

В процессе согласования руководителей банка Национальный банк проверяет их соответствие квалификационным требованиям, установленным Национальным банком.

В частности о наличии у руководителей банка, безупречной деловой репутации, а также профессиональной пригодности, соответствующих знаний, профессионального и управленческого опыта, необходимых для надлежащего исполнения должностных обязанностей руководителя банка с учетом бизнес-плана и стратегии банка, а также функциональной нагрузки и сферы ответственности конкретного руководителя банка.

Национальный банк осуществляет надзор за владельцами существенного участия в банке. Такой надзор нужен, чтобы контролировать объем кредитов, предоставленных связанным лицам, например, компаниям владельцев банка, а также, чтобы обеспечить ответственность собственников банка перед его кредиторами, в том числе вкладчиками.

Если лицо имеет намерение приобрести существенное участие в банке, например, купить не менее чем 10% акций банка, то оно должно согласовать это с Национальным банком.

Также, Национальный банк формирует перечень лиц, которые имеют право покупать неплатежеспособные банки или их активы. Этот процесс называется предварительной квалификацией.

В 2017 году Национальный банк включил три банки в перечень как банки, участвующие в конкурсе, одному банку продлено пребывание в этом перечне.

Это означает, что такие банки смогут принимать участие в конкурсе, чтобы приобрести активы неплатежеспособных банков. Проводит такой конкурс Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Кроме того, в 2017 году Национальный банк включил в перечень одно юридическое лицо в качестве инвестора. Инвесторы имеют право участвовать в конкурсе, чтобы приобрести неплатежеспособный или переходный банк.

В 2017 году Национальный банк признал 11 банковских групп: ПАО «Банк Авангард», ПАО «Банк Альянс», ПАО «Асвио Банк», ПАО «ИНГ Банк Украина», ПАО «Коминвестбанк», ПАО «Кристалбанк», ПАО «Мотор-Банк», ПАО «Банк СИЧ», АО «Таскомбанк», ПАО «Банк «Украинский Капитал», ПАО «Банк Форвард».

По состоянию на 01.01.2017 в Украине действовало 19 банковских групп, а по состоянию на 01.01.2018 – 28 банковских групп.

В течение 2017 года Национальный банк разрабатывал новые подходы к определению участников банковских групп и принципы их идентификации, основой для этого был опыт надзора над банковскими группами.

Надзор над прозрачностью структуры собственности

В течение 2017 года Национальный банк опубликовал 189 сведений о структуре собственности банков.

Национальный банк осуществляет постоянный надзор над прозрачностью структуры собственности банков. Если регулятор имеет сомнение относительно лица – держателя акций банка (в частности, относительно номинального содержания акций), то проверяет его имущественное положение. Если структура собственности банка непрозрачная, Национальный банк может применить санкции к такому банку, самая суровая из которых – выведение банка с рынка, после чего банк не сможет оказывать банковские услуги.

В 2017 году из-за непрозрачной структуры собственности, Национальный банк вывел с рынка один банк – ПАО «Банк Народный капитал».

Еще один банк был оштрафован регулятором за представление недостоверной информации о своей структуре собственности.

Лицензирование небанковских финансовых учреждений

В 2017 году Национальный банк проводил централизацию процессов лицензирования и осуществлял унификацию подходов к лицензированию банков и финансовых компаний. Для этого принята новая редакция Положения о выдаче финансовым компаниям генеральных лицензий на валютные операции (постановление правления Национального банка от 21.12.2017 № 137).

Также постановлением правления Национального банка от 17.08.2017 № 80 утверждено Положение о порядке выдачи небанковским финансовым учреждениям лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов.

Новыми положениями унифицируются подходы к оценке структуры собственности и деловой репутации финансовых компаний, а также вводятся единые подходы к порядку рассмотрения пакетов документов на получение лицензий.

Кроме того, внедрен электронный реестр генеральных лицензий на валютные операции, а также реестр лицензий, выданных финансовым компаниям. В частности, отныне любой посетитель официального Интернет — представительства Национального банка может ознакомиться с перечнем финансовых компаний, получивших лицензии регулятора, с содержанием соответствующей лицензии и сформировать выписку по нужной компании.

В 2017 году банкам предоставлено три новые генеральные валютные лицензии, что связано с расширением перечня разрешенных валютных операций (две лицензии) и с изменением названия банка (одна лицензия). Еще одному банку переоформлена генеральная лицензия, на новую лицензию без указания адреса.

Финансовой компании для осуществления валютных операций необходимо получить генеральную лицензию. Валютные операции – это, в частности, и операции по обмену валюты.

В 2017 году 10 финансовых компаний получили генеральные лицензии на валютные операции. Из них четыре финансовые компании получили лицензии на операции по обмену валюты, три финансовые компании получили новые лицензии, что связано с изменением их названия. Еще три финансовые компании получили лицензии на операции с ценными бумагами.

Также, в 2017 году отменены генеральные лицензии 11 финансовым компаниям по следующим причинам:

по обращениям их владельцев – три;

за нарушения и примененные санкции – три;

из-за не проведения операций в течение 180 дней – две;

в связи с предоставлением новой лицензии – три.

Результаты диагностики связанных с банками лиц

В 2017 году Национальный банк завершил рассмотрение программ снижения сверхлимитных объемов задолженности связанных лиц, по результатам проведения диагностики активных операций банков со связанными лицами. Эти программы разработаны и поданы регулятору банками, в которых во время проведения диагностики в течение 2015 – 2016 годов выявлены нарушения требований по операциям со связанными лицами.

На начало 2017 года таких банков выявлено 44 из 99 учреждений, прошедших диагностику.

По состоянию на 01.01.2018 22 финансовые учреждения остаются со статусом банков, которые осуществляют свою деятельность в рамках планов с индивидуальными графиками приведения максимального размера кредитного риска по операциям со связанными лицами по требованиям регулятора. Относительно других банков-нарушителей, то часть из них в течение 2016 – 2017 годов выведена с рынка, остальные привели показатель кредитного риска по операциям со связанными лицами к нормативным требованиям.

Учитывая опыт выполнения банками индивидуальных графиков и их пожелания, Национальный банк в 2017 году разрешил банковским учреждениям подавать ходатайство для продления сроков действия планов мероприятий до двух лет.

Это право банк получает при условии добросовестного выполнения всех мероприятий, указанных в планах. В частности, при условии снижения сверхлимитного объема задолженности связанных лиц на 20% в течение первого года выполнения плана.

Завершение процедур диагностики активных операций со связанными лицами и предоставление банками соответствующих программ по снижению задолженности этих лиц перед банками − лишь первый шаг к построению комплексной системы идентификации и мониторинга операций со связанными с банками лицами как непосредственно банками Украины, так и Национальным банком во время осуществления своих регуляторных функций.

В 2018 году для обеспечения комплексного мониторинга активных и пассивных операций банков с контрагентами банка на предмет идентификации признаков связанности лиц, Национальный банк планирует:

осуществлять дальнейший контроль над выполнением банками обязательств в соответствии с планами в течение срока их действия и принимать соответствующие меры реагирования в случае их невыполнения;

построить комплексную систему оценки методологической базы банков по выявлению и идентификации связанных с банком лиц и операций банка с такими лицами. С помощью системы обеспечить унификацию и синхронизацию с нормативными требованиями Национального банка подходов участников банковского сектора, относительно определения банками связанных лиц и мониторинга ими операций с такими лицами.

Совершенствование нормативной базы

Национальный банк в течение 2017 года обеспечил дальнейшее методологическое совершенствование механизмов регулирования и надзора за банковским сектором.

Для этого приняты следующие постановления правления Национального банка:

«Об утверждении изменений в Положение о порядке идентификации и признания банковских групп» от 22.06.2017 № 57;

Об утверждении изменений в Положение об особенностях реорганизации банка по решению его владельцев» от 08.06.2017 № 48 и «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 16.06.2017 № 56;

«Об утверждении Правил расчета банками Украины общей стоимости кредита для потребителя и реальной годовой процентной ставки по договору о потребительском кредите» от 08.06.2017 № 49;

«Об упорядочении деятельности кредитных посредников в сфере потребительского кредитования на рынке банковских услуг» от 08.06.2017 № 50;

«Об утверждении нормативно-правовых актов Национального банка Украины по бухгалтерскому учету» от 11.09.2017 № 89;

«Об утверждении и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины по вопросам аудита банков» от 24.10.2017 № 105;

«Об утверждении изменений в Положение о порядке ведения реестра аудиторских фирм, имеющих право на проведение аудиторских проверок банков» от 10.11.2017 № 110, в котором исключена возможность привлечения банком аудиторской фирмы с небезупречной репутацией;

«Об утверждении Положения об осуществлении оценки устойчивости банков и банковской системы Украины» от 22.12.2017 № 141;

«О внесении изменений в Положение о планировании и порядке проведения инспекционных проверок» от 28.12.2017 № 145.

Также принято постановление правления Национального банка «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 21.12.2017 № 136, которым перенесены (продлены) сроки увеличения банками минимального размера уставного и регулятивного капитала банков.

Для проведения диагностического обследования качества активов и достаточности капитала решением правления Национального банка «Об осуществлении диагностического обследования банков» от 13.02.2017 № 80-рш утверждены:

техническое задание, которое предусматривает оценку качества активов, достаточности (адекватности) регулятивного капитала, основного капитала, определение необходимых объемов докапитализации банков до конца 2018 года;

обновленная версия Положения о координационном комитете по мониторингу и контролю над проведением диагностического обследования банков;

график приведения в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов Национального банка, норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2), и показателя достаточности основного капитала;

требования к составлению программы капитализации/плана реструктуризации банков (стандартный формат).

Национальный банк в 2017 году внес изменения в Положение об определении банками Украины размера кредитного риска, утвержденного постановлением правления Национального банка Украины от 30.06.2016 № 351. Изменения внесены:

Постановлением правления Национального банка от 16.01.2017 № 5 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины», уточнены формулировки и отсрочено внедрение отдельных признаков высокого кредитного риска до начала 2019 года. Урегулированы вопросы оценки кредитного риска по операциям СВОП, уточнен ряд требований в отношении контроля над залогом, снижено значение LGD в части расчета кредитного риска для государственных предприятий;

Постановлением правления Национального банка от 04.08.2017 № 75 «Об утверждении изменений в Положение об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям» внесены изменения. Изменения указанного Положения предусматривают:

согласованность подходов к учету банками при расчете размера кредитного риска стоимости залогового имущества, взыскания/реализация которого ограничена на законодательном уровне; определение банками стороны в обязательстве по факторинговым операциям с регрессом; уточнение требований в части заверения банками акта относительно контроля над наличием и состоянием залогового имущества в виде недвижимости и земельных участков; порядок оценки жилищно-строительных кооперативов;

Постановлением правления Национального банка от 15.11.2017 № 113 «О внесении изменений в Положение об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям». Национальный банк дополнил перечень обеспечения местными гарантиями городских советов, приемлемый для расчета банками размера кредитного риска по активным банковским операциям.

В рамках мероприятий по внедрению Международного стандарта финансовой отчетности 9 и в связи с утверждением новой редакции, Плана счетов бухгалтерского учета банков Украины внесены соответствующие изменения в расчет экономических нормативов и обновлена редакция методики по расчету экономических нормативов регулирования деятельности банков в Украине.

С целью уменьшения рисков в деятельности банков, осуществляющих операции доверительного управления, был пересмотрен подход определения специализированных банков доверительного управления и введены нормы, соблюдение которых усилило контроль банкам-управителям фондов финансирования строительства над целевым использованием средств таких фондов.

Национальный банк обновил требования к организации и проведению инспекционных проверок банков и других лиц, которые охватываются надзорной деятельностью регулятора, изложив Положение о планировании и порядке проведения инспекционных проверок в новой редакции (постановление правления Национального банка от 28.12.2017 № 145).

Регулятор пересмотрел подходы к организации и проведению инспекционных проверок, а именно:

предусмотрено утверждение планов инспекционных проверок правлением Национального банка;

структурированы этапы осуществления инспекционной проверки;

детализированы права и обязанности инспекторов, руководителей и работников объекта проверки;

определен порядок действий инспекторов Национального банка в случае совершения противодействия со стороны объекта проверки, создание представителям объекта проверки препятствий для надлежащего проведения инспекционной проверки;

предусмотрено внесение результатов инспекционной проверки на рассмотрение комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем и учета рекомендаций по результатам такого рассмотрения.

Также в 2017 году Национальный банк утвердил новую редакцию Положения о порядке предоставления небанковским финансовым учреждениям и национальному оператору почтовой связи, генеральных лицензий на осуществление валютных операций (постановление правления Национального банка от 21.12.2017 № 137). Этим документом Национальный банк либерализовал условия выдачи генеральных лицензий, на осуществление валютных операций.

Кроме того, решением правления Национального банка от 04.05.2017 № 280-рш «О совершенствовании банковского надзора в Украине» одобрен План мероприятий по совершенствованию банковского надзора, которым предусмотрено выполнение мероприятий по совершенствованию банковского надзора, разработанных при технической помощи Всемирного Банка в рамках проведения самооценки выполнения Основных принципов эффективного банковского надзора (Основные Базельские принципы).

В рамках реализации мероприятий Комплексной программы по развитию финансового сектора Украины до 2020 года, Плана мероприятий по совершенствованию банковского надзора, а также планов Национального банка относительно имплементации законодательства ЕС на выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, осуществлялась подготовка проектов нормативно-правовых актов регулятора. Относительно имплементации положений Директивы 2013/36/ЕС, Регламента ЕС № 575/2013, которые основываются на рекомендациях Базеля III, в части:

введения новых требований к капиталу (новой структуры капитала, коэффициентов достаточности капитала);

введения нового показателя ликвидности LСR – коэффициента покрытия ликвидности.

Риск-ориентированный подход к анализу финансовых операций

В течение 2017 года Национальный банк выполнил все предусмотренные планом мероприятия по реализации Стратегии развития системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на период до 2020 года, который утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 30.08.2017 № 601-р.

Главным достижением стало дальнейшее совершенствование Национальным банком risk-based approach (риск-ориентированного подхода) во время планирования и проведения проверок по вопросам финансового мониторинга, а также анализа банками операций клиентов. Этот подход − основа для внедрения эффективной системы противодействия легализации криминальных доходов и финансирования терроризма и как результат – недопущение возврата схемных операций на банковский рынок.

Отныне банки не имеют права требовать от большинства своих клиентов информацию для осуществления так называемого «квартального анализа». Им необходимо использовать собственные ресурсы в сфере финансового мониторинга адекватно рисков и в зависимости от этого уделять повышенное внимание тем клиентам, которые проводят высокорисковые или подозрительные схемные операции.

Для облегчения банкам оценки рисков операций клиентов, Национальный банк и Независимая ассоциация банков Украины ввели совместный проект по финансовому мониторингу.

Понимание рисков отмывания денег и финансирования терроризма с применением риск-ориентированного подхода − основная и первая из 40 рекомендаций FATF (Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег) – межправительственного органа, цель работы которого − развитие и внедрение на международном уровне мер и стандартов по борьбе с отмыванием денег.

Оценка MONEYVAL

В 2017 году представители Национального банка принимали активное участие в работе с экспертами комитета Совета Европы по вопросам оценки мероприятий противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (MONEYVAL) 5-го раунда оценки национальной системы противодействия легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем/финансирования терроризма.

В частности, представители Национального банка приняли участие в 55-м заседании MONEYVAL в составе правительственной делегации Украины, по результатам которого утвержден отчет о взаимной оценке Украины в рамках 5-го раунда оценки комитетом MONEYVAL.

Отчетом подтверждено, что Украина − надежная юрисдикция в вопросах борьбы с отмыванием средств, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, которая не требует специальных контрольных мероприятий со стороны MONEYVAL и FATF.

Эксперты MONEYVAL высоко оценили работу Национального банка Украины в сфере противодействия, легализации криминальных доходов/финансирования терроризма. В частности отметили высокий уровень регуляторной и надзорной деятельности над банковским сектором, который имеет заметное положительное влияние на уровень соблюдения банками законодательства в сфере финансового мониторинга.

Совершенствование нормативно-правовой базы

Национальный банк в 2017 году совершенствовал нормативно-правовую базу по вопросам предотвращения и противодействия легализации криминальных доходов/финансирования терроризма, в том числе с целью имплементации Международных стандартов в этой сфере. В частности вносились изменения:

В Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением правления Национального банка от 26.06.2015 № 417 (постановление правления Национального банка, от 25.05.2017 № 42; от 12.09.2017 № 90; от 03.10.2017 № 99);

Положение о порядке организации и проведения проверок по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, утвержденное постановлением правления Национального банка от 20 июня 2011 года № 197;

Положение об осуществления небанковскими финансовыми учреждениями финансового мониторинга в части предоставления ими финансовой услуги по переводу средств, утвержденное постановлением правления Национального банка от 15.09.2016 № 388, которые находятся в процессе согласования.

Проверка банков и небанковских финансовых учреждений

Для обеспечения надлежащего надзора за соблюдением банками и небанковскими учреждениями требований законодательства в сфере финансового мониторинга, с учетом оценки рисков в указанной сфере, в течение 2017 года специалисты Национального банка провели 27 плановых выездных проверок банковских учреждений и четыре плановые проверки небанковских финансовых учреждений. По соблюдению ими требований соответствующего законодательства, составлено 22 акта безвыездного надзора (20 банков и два небанковские финансовые учреждения).

В 2017 году Национальный банк осуществил 1080 проверок по вопросам соблюдения валютного законодательства Украины, в том числе 62 камеральные проверки и 1018 проверок касс небанковских финансовых учреждений, а также их структурных подразделений.

Кроме этого, проведены выездные комплексные проверки 27 банков и двух небанковских финансовых учреждений по вопросам соблюдения валютного законодательства Украины.

Сотрудничество с правоохранительными органами

В течение 2017 года Национальный банк по результатам осуществления надзора за банками и небанковскими учреждениями по вопросам финансового мониторинга и по соблюдению валютного законодательства продолжал предоставлять правоохранительным органам сведения, которые могут свидетельствовать об организованной преступной деятельности и использоваться для выявления, пресечения и предупреждения такой деятельности.

Так, по состоянию на 01 января 2018 года в правоохранительные органы направлено 33 письма с информацией о подозрительных финансовых операциях клиентов 41 банка.

Кроме того, Национальный банк направил в Государственную службу финансового мониторинга 35 сообщений в рамках взаимодействия по вопросам финансового мониторинга при осуществлении надзорных функций.

Применение мер воздействия

По результатам выявленных нарушений применены (адекватно нарушениям или уровню угрозы кредиторам и вкладчикам банка) меры воздействия/санкции, в том числе в виде штрафов, письменных оговорок, протоколов о нарушении требований валютного законодательства.

Национальный банк проводил разъяснительную работу для субъектов первичного финансового мониторинга – банков и небанковских финансовых учреждений, а также юридических и физических лиц по применению в работе норм законодательства, в частности нормативно-правовых актов Национального банка и законодательства по вопросам применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций).

Так, в 2017 году на такие запросы предоставлено около 350 разъяснений.

Национальный банк провел обучающие семинары для представителей банков Украины, в том числе совместно с форумом ведущих международных финансовых учреждений и с привлечением агентства по передаче финансовых технологий (Люксембург), на темы:

«Актуальные вопросы взаимодействия между банками и правоохранительными органами», «Актуальные вопросы осуществления банками финансового мониторинга и валютного контроля», «Предотвращение отмывания денег и противодействие финансированию терроризма (AML & CTF) – базовый уровень», «Лучшие практики финансового мониторинга».

Национальный банк в Совете по финансовой стабильности, (далее – Совет) исполняет роль центральной площадки для обсуждения путей противодействия рискам, которые угрожают финансовой стабильности Украины.

Национальный банк в Совете по финансовой стабильности в 2017 году представляет:

два члена Совета из семи являются представителями Национального банка;

административная и аналитическая поддержка осуществляется секретариатом Совета, который состоит из представителей Национального банка;

в 2017 году пять из семи рассматриваемых Советом вопросов инициированные Национальным банком;

Национальный банк подготовил второй годовой отчет о деятельности Совета и пресс-релизы о результатах заседаний Совета.

В целом в 2017 году почти все риски для финансовой стабильности, кроме инфляционных рисков, оставались умеренными.

В то же время, одним из ключевых вопросов к обсуждению на заседаниях Совета оставалось сотрудничество с Международным валютным фондом. Уже со второй половины 2017 года задержка с возобновлением сотрудничества с Международным валютным фондом стала ключевым макроэкономическим риском для Украины.

Учитывая значительный уровень выплат по внешнему государственному долгу, что ждут Украину в 2018 – 2019 годах, по итогам обсуждений Совет подчеркнул необходимость своевременной реализации реформ, предусмотренных программой сотрудничества с Международным валютным фондом.

На протяжении всего года значительное внимание Совета сосредоточено на вопросе работы государственных банков, в частности на необходимости реформирования их корпоративного управления и на обновлении стратегии их развития. Для этого, Министерством финансов Украины разработан законопроект об особенностях управления государственными банками. Документ имеет целью внедрение наилучших мировых стандартов корпоративного управления госбанками в части усиления их независимости от политического влияния.

Кроме того, уже в феврале 2018 года Кабинет Министров Украины одобрил обновленную Стратегию развития государственных банков.

С целью лучшей координации действий и достижения ценовой и финансовой стабильности на заседаниях Совета обсуждался вопрос устранения неравномерности бюджетных расходов в течение года. Резкий рост расходов с Единого казначейского счета ежегодно в декабре вызывает значительные колебания на валютном рынке. В Министерстве финансов Украины заверили, что проблема решится после полноценного перехода к среднесрочному бюджетному планированию на центральном и местном уровнях.

Соответствующее законодательство (относительно введения среднесрочного бюджетного планирования) принятое Кабинетом Министров Украины в январе 2018 года, но все еще ожидает принятия Верховной Радой Украины.

На заседании Совета впервые в Украине на общегосударственном уровне поставлен вопрос правового статуса Bitcoin и других криптовалют в Украине. Результатом диалога стало совместное заявление Национального банка, Национальной комиссии по ценным бумагам и финансовому рынку и Национальной комиссии финансовых услуг.

В заявлении обозначено видение регуляторов относительно статуса криптовалют – они не являются деньгами или денежным суррогатом, валютной ценностью, ценной бумагой. Также освещены возможные риски операций с ними.

Среди других вопросов, которые обсуждали члены Совета в 2017 году, стали развитие инфраструктуры рынков капитала в Украине, прежде всего, реформирования депозитарной расчетной и клиринговой инфраструктуры, а также увеличение потенциала, роста рынка страхования жизни и уровня защиты прав потребителей.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий