В Украине частное потребление в 2018 г. увеличится на 5%

27.04.2018 – ВВП Украины в 2018 году вырастет на 3.4%. Весомую роль в экономическом росте будет играть частное потребление, которое увеличится на 5% благодаря высоким темпам роста реальных зарплат, а также другим доходам населения (в частности пенсий). Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

Рост экономики будет способствовать смягчению фискальной политики, а также активной инвестиционной деятельности предприятий.

Читайте также: В банковском секторе Украины сохраняется значительный профицит ликвидности

Новый портал в мир трейдинга!

В марте 2018 г. потребительская инфляция в Украине замедлилась до 13,2%

Отрицательный вклад чистого экспорта существенно сократится из-за благоприятных условий торговли, расширения доступа украинских экспортеров на внешние рынки, а также восстановления производства в отдельных отраслях промышленности, которые ранее снизили выпуск, в связи с ограничением доступа к продукции предприятий, расположенных на НКТ.

В 2019-2020 годах экономический рост замедлится до 2.9% из-за исчерпания эффектов фискального смягчения в 2018 году и под воздействием жесткой монетарной политики, направленной на возвращение потребительской инфляции к целевому уровню. Основным двигателем экономического роста останется частное потребление.

В то же время рост инвестиций несколько замедлится на фоне повышения производственных расходов из-за роста фонда оплаты труда и постепенного накопления основного капитала.

Продолжится рост объемов экспорта благодаря улучшению условий торговли, высокому урожаю и дальнейшему восстановлению металлургической отрасли. Однако вклад чистого экспорта в прогнозном периоде ожидается все еще отрицательным, поскольку значительная часть внутреннего потребительского спроса и инвестиций в основной капитал будет удовлетворяться за счет импорта.

Основной движущей силой экономического роста на всем прогнозном периоде останется частное потребление.

В 2018 году его рост прогнозируется на уровне 5%, что в значительной степени будет определяться продолжением роста реальной заработной платы и пенсионных выплат в результате правительственной политики по повышению социальных стандартов (в частности данный прогноз основывается на предположении относительно повышения минимальной зарплаты до 4200 грн. в III квартале текущего года).

В дальнейшем рост частного потребления замедлится (до 3.5% в 2019 году и 3% в 2020 году), в том числе из-за охлаждения экономики под воздействием жесткой монетарной политики 2018 года и отсутствия существенного фискального импульса в 2019 – 2020 годах. Сдерживающим фактором станет продолжение политики постепенного снижения норм субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Весомый вклад в рост экономики внесет инвестиционная деятельность. Несмотря на существенное замедление темпов роста (в основном за счет высокой базы сравнения прошлого года), они будут демонстрировать самые высокие темпы роста (около 7% ежегодно) среди всех компонентов ВВП.

Активная инвестиционная деятельность по-прежнему ожидается в отраслях, прежде всего ориентированных на экспорт (в частности в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности). Наращивание капитальных расходов бюджета, включая обновления дорожной инфраструктуры, позволит увеличить инвестиции в строительство.

Такое развитие инвестиционной деятельности позволит поддерживать инвестиции в основной капитал на уровне около 17% ВВП.

Динамика инвестиционного импорта (в том числе машин и оборудования) и в дальнейшем будет определяться ростом объема инвестиций в основной капитал. Рост реальных доходов домохозяйств будет формировать дополнительный спрос на потребительский импорт.

Доля энергетического импорта будет сокращаться (в частности уже в 2018 году ожидается уменьшение объемов импорта газа по сравнению с предыдущим годом), чему будет способствовать повышение энергоэффективности и постепенный рост внутренней добычи энергоресурсов. Соответственно ожидается продолжение роста импорта, однако его темпы замедлятся до уровней около 4 – 5% в 2018 – 2020 годах.

Рост физических объемов экспорта сохранится на уровне 3 – 4% на всем прогнозном периоде. Этому будет способствовать дальнейшее наращивание поставок сельскохозяйственной продукции за счет, как открытия новых рынков сбыта, так и повышения спроса на мировых рынках продовольствия.

Восстановление утраченных объемов металлургического производства после прекращения торговли с НКТ также будет играть важную роль в дальнейшем росте экспорта.

Оценка факторов потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины

В 2018 – 2020 годах темпы роста потенциального ВВП продолжат ускоряться до уровня 3.5%. Конвергенция экономики Украины к экономикам развитых стран приведет к росту совокупной производительности факторов производства, что будет основным фактором роста потенциального ВВП. Кроме того, в 2018 году будет почти исчерпан краткосрочный эффект от приостановки торговли с НКТ.

Основным фактором сдерживания роста потенциального ВВП будут оставаться миграционные тенденции, которые приведут к снижению уровня экономически активного населения. При этом сохраняется высокий уровень естественной безработицы из-за структурных диспропорций на рынке труда.

В начале 2018 года ожидается снижение отрицательного вклада капитала в потенциальный ВВП к нулю, вследствие роста доли капитальных инвестиций в ВВП предыдущих лет. В 2018 – 2020 годах положительный вклад капитала в рост потенциального ВВП будет постепенно увеличиваться, поскольку темпы накопления основного капитала превысят уровень амортизации, что обусловит рост капитала в реальном измерении.

Закрытие отрицательного разрыва ВВП ожидается во II квартале 2018 года благодаря благоприятным условиям торговли и оживлению потребительского и инвестиционного спроса. Более того, дополнительный фискальный импульс на фоне повышения социальных стандартов правительством Украины обусловит образование положительного разрыва ВВП в 2018 году.

Однако в 2019 – 2020 годах на фоне жесткой монетарной политики и исчерпания эффекта фискальных стимулов разрыв ВВП снова станет отрицательным, но не будет превышать 1%.

Фискальная политика в 2018 году будет иметь проинфляционный характер. Рост нагрузки на бюджет СЗДУ от уже принятых правительственных инициатив относительно увеличения расходов на социальные направления (повышение пенсий в результате пенсионной реформы, заработных плат бюджетным работникам, дальнейший рост социальных стандартов) существенно увеличит бюджетный дефицит в текущем году.

В 2018 году высокие темпы роста государственных расходов социального характера (около 20%) будут стимулировать расширение внутреннего спроса. Высокий уровень социальных расходов будет ограничивать возможности государства для осуществления расходов развития из-за необходимости удержания дефицита СЗДУ в соответствии с обязательствами перед МВФ.

Капитальные расходы будут оставаться на уровне около 3% ВВП. Этому будет способствовать активизация государственной политики по восстановлению дорожной инфраструктуры.

Рост бюджетных расходов в значительной степени будет компенсироваться увеличением поступлений от ЕСВ и налогов за счет высоких темпов роста номинальной заработной платы в экономике и высокого внутреннего спроса. Темпы роста доходов бюджета СЗДУ в текущем году превысят общий уровень инфляции, а больше всего, по нашим оценкам, возрастут поступления от налога с доходов физических лиц.

Дефицит бюджета СЗДУ на всем прогнозном периоде ожидается в пределах 2.0-2.6% ВВП, а первичное сальдо сохранится положительным (0.5 – 1% ВВП).

Государственный и гарантированный долг, в процентах к ВВП будет снижаться на протяжении всего прогнозного периода. Этому будут способствовать высокие темпы роста номинального ВВП, относительно низкая волатильность обменного курса, а также постепенное сокращение внешнего государственного долга на прогнозном горизонте на фоне значительных погашений государственного сектора.

Рост экономики улучшит ситуацию на рынке труда – в частности, уже в текущем году ожидается снижение безработицы. Частично уменьшение безработицы будет определяться также продолжением процессов трудовой миграции в соседние страны (в частности, в Польшу).

Это будет формировать рост конкуренции за рабочую силу среди работодателей на внутреннем рынке, что будет отображаться на продолжении роста заработных плат в экономике. Поэтому номинальная заработная плата будет расти (на 20% в 2018 году) более высокими темпами, чем инфляция, а рост реальной заработной платы прогнозируется на уровне 8%, 5% и 4% в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно.

Этому также будет способствовать продолжение государственной политики по дальнейшему повышению минимальной заработной платы.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

На прогнозном горизонте дефицит текущего счета будет постепенно расширяться до 2.6% от ВВП в 2020 году. Активизация потребительских настроений населения вследствие экспансивной фискальной политики и отложенного спроса предыдущих периодов обусловит дальнейшее увеличение импорта.

Необходимость дальнейшего обновления основных фондов будет создавать дополнительный инвестиционный спрос со стороны аграрного и металлургического секторов. Увеличение экспорта будет происходить благодаря благоприятным условиям торговли, прежде всего в 2018 году, и ускорению экономического роста в странах – ОТП. В 2019 – 2020 годах темпы роста импорта товаров и услуг будут несколько превышать рост экспорта.

Однако рост поступлений от трудовых мигрантов из-за ужесточения миграционных процессов, в том числе вследствие либерализации норм трудоустройства в соседних странах, частично скомпенсирует расширение дефицита торгового баланса.

В 2018 – 2020 годах на фоне постепенного улучшения инвестиционного климата прогнозируется восстановление притока долгового капитала в частный сектор, а также постепенное наращивание прямых иностранных инвестиций. Размещение ОВГЗ в 2018 – 2020 годах позволит рефинансировать часть внешнего государственного долга, пик выплат по которым придется на 2019 – 2020 годы.

В результате профицит сводного платежного баланса в 2018 году вместе с получением финансирования от МВФ даст возможность аккумулировать международные резервы в размере 21.6 млрд. долл. (или 3.7 месяца импорта будущего периода) по состоянию на конец 2018 года.

Однако в 2019 и 2020 годах ожидается формирование дефицита сводного счета платежного баланса, вследствие чего к концу 2020 года резервы снизятся до 20.0 млрд. долл. (или 3.2 месяца импорта будущего периода). Ключевым предположением этого прогноза является сотрудничество с МВФ по программе EFF в 2018 году и подписание новой программы в 2020 году. Это позволит сохранить доступ к международным рынкам капитала на прогнозном горизонте.

Дефицит текущего счета будет расширяться из-за увеличения дефицита торговли и достигнет 2.6% от ВВП в 2020 году. При этом продолжение роста денежных переводов от трудовых мигрантов несколько компенсирует расширение дефицита торгового баланса.

В 2018 году темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг будут одинаковыми: лучшие условия торговли обеспечат рост экспорта, в то же время улучшение потребительских настроений населения и увеличение количества путешествующих будут поддерживать рост импорта.

В 2019 – 2020 годах рост импорта товаров и услуг будет опережать рост экспорта из-за сохранения благоприятных для этого потребительских настроений населения на фоне высокого инвестиционного спроса, особенно со стороны аграрного сектора.

В 2018 году рост экспорта товаров ожидается около 6% благодаря сохранению благоприятных условий торговли, прежде всего высоких цен на металлы на фоне роста мирового спроса. Рост экспорта металлургии (на 25.6%) произойдет также за счет наращивания физических объемов поставок металлургической продукции, прежде всего на азиатский рынок из-за сокращения производственных мощностей в Китае, а также ускорения экономического роста в странах – ОТП.

Рост экспорта зерновых составит около 7%, преимущественно за счет повышения цен (на 5.7%), экспорт зерновых ожидается на уровне 39.7 млн. т в 2017/2018 МГ (по сравнению с рекордными 43.9 млн. т в 2016/2017 МГ).

Дальнейший рост экспорта в 2019 – 2020 годах будет происходить в результате роста производительности в аграрном секторе, а также продолжения наращивания экспорта продукции металлургии.

Также продолжится рост экспорта продукции машиностроения, в частности комплектующих для автомобилестроения благодаря открытию в Украине заводов с иностранным капиталом и авиационной продукции по результатам сделок, заключенных в авиасалонах в 2017 году.

Восстановление работы основных производителей удобрений на фоне протекционистских мер правительства обеспечит наращивание экспорта химической продукции.

Рост импорта товаров на 5% в 2018 – 2020 годах будет обеспечиваться неэнергетическим импортом, который вырастет на 9% в 2018 году с последующим замедлением до 6% в 2019 – 2020 годах. Повышение социальных стандартов правительством Украины в 2018 годах будет способствовать росту потребительского импорта, в первую очередь продовольственных и промышленных товаров, а также легковых автомобилей.

Рост импорта машиностроения будет поддерживаться и в дальнейшем. Существует потребность обновления основных фондов в металлургическом и аграрном секторах. Ожидается незначительное замедление темпов роста импорта удобрений после введения ограничений в отношении импорта отдельных минеральных удобрений из России.

В 2018 году объемы закупок газа уменьшатся почти на 4 млрд. м3 (до 10 млрд. м3) из-за значительных запасов газа в хранилищах в начале года. В то же время из-за роста цен на газ и нефтепродукты энергетический импорт сократится лишь на 3%. Незначительное увеличение энергетического импорта в 2019 – 2020 годах, в первую очередь нефтепродуктов и угля, обусловлено ростом цен на энергоносители.

В 2018 – 2019 годах ожидается сохранение профицита торговли услугами на уровне предыдущих лет. Дальнейший рост количества путешествующих и соответственно импорта услуг компенсируется увеличением экспорта транспортных и IT-услуг. В 2020 году ожидается дефицит торговли услугами из-за уменьшения объемов транзита газа после завершения действующего контракта с ОАО “Газпром”.

В 2018 – 2020 годах сохранится тенденция роста количества трудовых мигрантов в странах ЕС благодаря упрощению трудоустройства в Польше и Чехии из-за дефицита, прежде всего, рабочих профессий на их рынках труда. Это обеспечит дальнейшее увеличение денежных поступлений от трудовых мигрантов.

Выплаты по начисленным дивидендам в следующих годах увеличатся вследствие постепенной либерализации движения капитала и хороших финансовых результатов предприятий с иностранным капиталом.

В 2018 году чистые поступления по финансовому счету составят 5.2 млрд. долл., прежде всего, благодаря привлечению государственного сектора. Приток прямых иностранных инвестиций и уменьшение наличной валюты вне банков будет частично нивелировано чистым погашением задолженности государственными предприятиями и наращиванием активов банков.

В 2019 – 2020 годах постепенный рост поступлений прямых иностранных инвестиций и восстановление притока долгового капитала в частный сектор компенсируются прекращением сокращение наличной валюты вне банков. А пиковые выплаты государственного сектора по внешним обязательствам обусловят сокращение чистых поступлений по финансовому счету.

Такие выплаты обусловят потребность в официальных привлечениях для поддержания необходимых объемов международных резервов. В 2018 году ожидается привлечение одного транша от МВФ в размере 2.0 млрд. долл., а также получение кредитов от ЕС (0.6 млрд. долл.) и Всемирного банка (0.8 млрд. долл.).

После успешного возвращения в 2017 году правительства на рынок еврооблигаций, в 2018 – 2020 годах ожидается продолжение размещений ОВГЗ (2.5 млрд. долл., 1.5 млрд. долл. и 2.5 млрд. долл. соответственно). Кроме того, в прогноз 2020 года закладывается получение кредитных ресурсов по новым программам с МВФ и ЕС.

Профицит сводного платежного баланса вместе с чистым поступлением денежных средств от МВФ по программе EFF позволит увеличить международные резервы до 21.6 млрд. долл. (или 3.7 месяца импорта будущего периода) на конец 2018 года. Это составит 74% от композитного критерия МВФ относительно адекватности резервов.

К концу 2020 года объемы международных резервов сократятся до 20.0 млрд. долл. (или 3.2 месяца импорта будущего периода).

МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

На прогнозном горизонте ожидается продолжение проведения жесткой монетарной политики. Сохранение инфляционных рисков и необходимость снижения инфляции к целевому уровню будут основными факторами удержания ключевой процентной ставки на достаточно высоком уровне.

Высокие реальные процентные ставки, будут обуславливать снижение спроса на наличные средства на фоне дальнейшего развития безналичных расчетов. Также они будут стимулировать дальнейший приток относительно высокими темпами депозитов в национальной валюте в банковскую систему, и одновременно будут ограничивать спрос на кредитные ресурсы.

Главным фактором, который будет сдерживать активное восстановление кредитования на прогнозном горизонте, будут оставаться высокие риски институционального характера.

В условиях жесткой монетарной политики рост денег в экономике будет происходить медленнее, чем рост номинального ВВП. В частности, высокая альтернативная стоимость содержания наличных и продолжение развития безналичных расчетов, обуславливающие сдержанное расширение объемов наличности в обращении.

Вместе с постепенным ростом корсчетов банков это обусловит прирост денежной базы на уровне около 11% в этом году и на уровне 4-5%, в следующие 2 года.

Одновременно высокие реальные процентные ставки, будут обуславливать постепенное увеличение склонности населения к сбережениям и как следствие ускорению роста депозитов. В результате темпы прироста денежной массы на прогнозном горизонте (8-11%) превысят соответствующие темпы денежной базы и наличных вне банков.

Вместе с тем, несмотря на улучшение платежеспособности заемщиков банков, восстановление кредитной активности будет сдержанным, прежде всего, из-за высоких рисков институционального характера. Высокие реальные процентные ставки также будут сдерживать спрос на кредиты.

В условиях профицита ликвидности в 2018 году операции НБУ по выпуску депозитных сертификатов будут оставаться основным инструментом регулирования процентных ставок на межбанковском рынке.

Во второй половине года на фоне сезонной аккумуляции средств на счетах правительства существует вероятность снижения структурной ликвидности банковской системы, что обусловит спрос отдельных банков на кредиты рефинансирования.

Спрос банков на кредиты рефинансирования и депозитные сертификаты НБУ в 2019 ‒ 2020 годах будет определяться уровнем структурной позиции ликвидности банковской системы: в случае возникновения структурного дефицита основным инструментом регулирования процентных ставок станут кредиты рефинансирования.

Сохранение высокой ключевой ставки сформирует жесткие монетарные условия, что обеспечит дезинфляцию и возврат инфляции в целевой диапазон во второй половине 2019 года и достижения ее центральной точки – среднесрочной инфляционной цели (5%) в 2020 году.

В дальнейшем ужесточение монетарной политики будет достаточным для удержания инфляции на целевом уровне. Реализация этого сценария будет зависеть от рисков макрофинансовой стабильности, успешности дальнейшего сотрудничества с МВФ, сбалансированности фискальной политики и скорости снижения инфляционных ожиданий.

РИСКИ ПРОГНОЗА

Основным риском базового прогнозного сценария, НБУ считает отсутствие прогресса в проведении структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности и продолжения программы с МВФ на фоне высоких объемов погашения внешних долгов в 2019 – 2020 годах.

Отсрочка необходимых шагов для возобновления сотрудничества с официальными кредиторами сужает окно возможностей в привлечении необходимого финансирования.

Сценарий досрочного прекращения сотрудничества с МВФ предусматривает существенное повышение премии из-за риска, ухудшение условий доступа на международные финансовые рынки, что приведет к усилению девальвационных и инфляционных ожиданий, а также к усложнению проведения запланированных бюджетных расходов.

Со стороны фискального сектора наибольшим риском для ценовой динамики является дальнейшее повышение социальных расходов более высокими темпами, чем общий рост производительности труда в экономике, в частности в предвыборный период.

Такое направление фискальной политики может привести не только к ускорению инфляции, но и к ограничению государственных инвестиций и росту долговой нагрузки, что будет отрицательно влиять на среднесрочные перспективы экономического роста. НБУ в таком случае будет вынужден проводить более жесткую политику, чем предусмотрено в базовом сценарии.

Существенным фактором неопределенности остается развитие ситуации на востоке Украины. При благоприятной ситуации инвестиционная привлекательность страны будет расти за счет снижения премии за риск, что будет стимулировать приток капитала, ускоряя экономический рост и создавая ревальвационное давление.

Однако эскалация боевых действий может привести к ухудшению ожиданий и негативным социально-экономическим последствиям.

Для инфляционного развития основная неопределенность связана с величиной и сроками изменений административно-регулируемых тарифов, прежде всего на природный газ, отопление и электроэнергию, что может отклонять траекторию инфляции от базового сценария в обе стороны.

Инфляция остается чувствительной к факторам предложения продовольственных товаров, связанных с урожаем, ценами и условиями доступа украинской продовольственной продукции на внешние рынки, однако они являются симметричными.

Во внешнем секторе усиливается неопределенность, как для ценовых трендов, так и доступности основных рынков сбыта, из-за активизации политики торговых войн крупнейших экономик мира (США, Китай).

В случае обострения таких противостояний в мире образуется избыток предложения сырьевых товаров с соответствующим давлением на цены в сторону снижения. В таком случае или в случае потери доступа к отдельным рынкам сбыта валютные поступления от экспорта будут сокращаться с соответствующим давлением на торговый баланс и обменный курс гривны.

Вследствие эффекта переноса будет формироваться и дополнительное инфляционное давление. При такой ситуации риски выхода инфляции за пределы целевого коридора будут усиливаться, а темпы роста ВВП будут низкими. В таком случае НБУ будет вынужден сформировать более жесткие монетарные условия, чем это предусматривается базовым сценарием для нивелирования негативного влияния внешних шоков.

Однако в случае повышения внешнего спроса и цен на товары украинского экспорта появятся дополнительные импульсы к росту экономики, а также ревальвационное давление на гривну и скорейшее снижение инфляции. При таких условиях НБУ будет иметь возможность перейти к смягчению монетарной политики раньше, чем это закладывается в базовом сценарии.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий