Весомым двигателем экономического роста в Украине остается инвестиционная активность

14.06.2018 – Весомым двигателем экономического роста в Украине остается инвестиционная активность. Об этом говорится в годовом отчете Национального банка Украины.

Результаты 2017 года – второго года официального применения режима инфляционного таргетирования в Украине – стали важными для накопления опыта как Национальным банком относительно проведения монетарной политики, так и обществом для ее понимания. В 2017 году Национальный банк показал, что режим инфляционного таргетирования действует не только при благоприятной ситуации, а и при необходимости применения частично непопулярных мер, в частности политики «дорогих денег».

По итогам 2017 года инфляция превысила целевое значение (составляла 13,7% по сравнению 8% ± 2 п.п.) вследствие влияния на экономику ряда внутренних и внешних шоков, которые находились преимущественно вне контроля монетарной политики.

Речь идет, прежде всего, о сокращении предложения отдельных видов товаров из-за неблагоприятных погодных условий в первой половине года, нестабильной ситуации в животноводстве и расширении объемов экспорта отечественных продуктов питания.

На росте цен также сказалось увеличение производственных затрат, в частности на оплату труда, и стремительное восстановление потребительского спроса. Отклонение фактических показателей инфляции от целевых ориентиров не является редкостью в практике центральных банков, применяющих режим инфляционного таргетирования.

Это может случиться вследствие действия отдельных краткосрочных факторов, на которые монетарная политика имеет ограниченное влияние. Но в более длительной перспективе инфляция – всегда монетарное явление.

Поэтому важная предпосылка действенности применения режима инфляционного таргетирования – проведение последовательной и прозрачной монетарной политики. Если центральный банк проводит политику, которая способствует возвращению инфляции к цели, и объясняет обществу, каким образом он это будет делать и сколько времени ему на это понадобится, его действия в конечном итоге получат доверие общества.

Результатом такой политики является «заякорение» инфляционных ожиданий, то есть формирование у экономических агентов ожиданий, несмотря на краткосрочные колебания инфляции, что в среднесрочной перспективе инфляция будет близка к целевому уровню. Это, в свою очередь, является необходимым условием долгосрочного планирования, в том числе и инвестиционных решений, что положительно отражается на экономическом росте.

Залогом эффективности такого режима монетарной политики является, прежде всего, неизменность среднесрочной цели по инфляции. Для Национального банка это 5% годовых. Наличие четкой, а главное неизменной цели улучшает понимание обществом логики монетарных решений и стимулирует к конструктивной дискуссии относительно необходимых действий центрального банка для достижения таких целей.

Если нет четкой и неизменной цели центральный банк в меньшей степени подвержен обоснованной критике, и не получает шансов заслужить устойчивое доверие.

Национальный банк действует в соответствии с международной практикой применения режима инфляционного таргетирования. В 2017 году из-за усиления фундаментальных инфляционных рисков Национальный банк сохранял последовательность своей политики, направленной на достижение ценовой стабильности, и перешел к циклу повышения учетной ставки. В то же время Национальный банк повышал уровень прозрачности своей политики, акцентируя внимание на обосновании собственных действий, будущих рисках и возможной дальнейшей реакции на них.

Логика решений относительно учетной ставки в течение 2017 года базировалась на необходимости балансирования между нивелированием инфляционных рисков и поддержкой экономического роста.

Несмотря на это, Национальный банк ограниченно реагировал на краткосрочные ценовые колебания, перешел к более жесткой монетарной политике из-за появления фундаментальных рисков инфляции.

В начале 2017 года Национальный банк воздерживался от снижения учетной ставки, несмотря на инфляционные риски, связанные с двукратным повышением минимальной заработной платы, активизацией боевых действий и блокадой транспортных путей на востоке страны.

В II квартале 2017 года на фоне ослабления инфляционных рисков в результате успешного завершения очередного пересмотра программы с Международным валютным фондом, укрепления обменного курса гривны и снижения инфляционных ожиданий Национальный банк возобновил процесс смягчения монетарной политики. Учетная ставка снижена на 1 п.п. в апреле на 0,5 п.п. в мае – до 12,5% годовых.

В течение III квартала 2017 года потребительская инфляция ускорилась в основном вследствие действия факторов со стороны предложения: повышения мировых цен на сырые продукты питания, подорожания на внутреннем рынке мясной и молочной продукции на фоне наращивания объемов их экспорта.

Учитывая необходимость нивелировать эффекты от воздействия таких факторов на инфляционные ожидания, Национальный банк проводил сдержанную монетарную политику и воздерживался от дальнейшего снижения учетной ставки.

Вместе с тем основания для проведения более жесткой монетарной политики были тогда слабыми, поскольку на прогнозном горизонте преобладали благоприятные для снижения инфляции факторы. Среди них − возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом, ревальвационное давление на гривну, замедление административно регулируемой инфляции. И прежде всего – продолжалось улучшение инфляционных ожиданий.

Кроме того, на то время резкий и осуществленный в сжатые сроки переход к более жесткой монетарной политике мог вызвать неоправданные потери в экономическом росте.

В IV квартале 2017 года на фоне высоких текущих показателей потребительской инфляции начали ухудшаться инфляционные ожидания, появились признаки давления со стороны оживление потребительского спроса. И длительное действие вторичных инфляционных факторов – ускорение роста цен на продукты питания с высокой степенью обработки как результат, повышение цен на соответствующие сырые продукты в предыдущие месяцы.

В таких условиях Национальный банк перешел к проведению более жесткой монетарной политики, дважды (в октябре и декабре), повысив учетную ставку на 1 п.п. – до 14,5% годовых на конец года.

Ожидается, что в результате проведения более жесткой монетарной политики потребительская инфляция войдет в пределы целевого диапазона в середине 2019 года и достигнет его центральной точки, т. е. среднесрочной инфляционной цели 5% в 2020 году.

Влияние монетарной политики на состояние экономики

Экономика Украины продолжала восстанавливаться после глубокого кризиса 2014 – 2015 годов. Экономика ускорила рост с 2,4% в 2016-м до 2,5% в 2017 году.

Восстановление экономики Украины происходило стремительнее ожидания, и предварительные оценки учитывают существенную активизацию внутреннего потребительского спроса и высокую инвестиционную активность.

Вместе с тем весомым фактором, который сдерживал экономический рост, оставалась ситуация на востоке страны. В 2017 году к негативному влиянию от собственно боевых действий добавились последствия разрыва экономических связей с предприятиями на неподконтрольных территориях.

Другой фактор, который сдерживал развитие экономики, − продолжение Российской Федерацией действия ограничений на импорт товаров украинского производства и транзита украинских грузов через свою территорию.

Как и ожидалось, потребительский спрос стал основным драйвером роста реального ВВП в 2017 году. Рост конечных потребительских расходов домохозяйств в 2017 году ощутимо ускорился до 8,4% с 2,7% в 2016 году. Оживлению потребительского спроса способствовали высокие темпы роста реальной заработной платы (на 19,1% в среднем за год), а также повышение среднего размера пенсионных выплат.

В частности, росту заработных плат, кроме ощутимого начального импульса от повышения вдвое минимальной заработной платы, способствовал значительный спрос на рабочую силу, о котором свидетельствовали как данные Государственной службы занятости Украины, так и сайты поиска работы в Интернете.

Однако имеющиеся диспропорции на рынке труда и усиления миграционных процессов не дали возможности должным образом удовлетворить потребность работодателей в работниках. Это, с одной стороны, нашло отражение в сохранении высокого уровня безработицы (9,5% за год), а с другой – поддержало рост стоимости рабочей силы.

Весомым двигателем экономического роста оставалась инвестиционная активность. Высокими темпами (18,2% в годовом измерении) продолжалось увеличение валового накопления основного капитала, несмотря на незначительное замедление по сравнению с предыдущим годом (20,4% в годовом измерении). В отличие от 2016 года, в 2017 году рост капитальных инвестиций наблюдался в большинстве видов деятельности.

Устойчивому росту инвестиционной активности способствовали дальнейшее улучшение деловых ожиданий, более активное финансирование Кабинетом Министров Украины инфраструктурных проектов, а также высокие финансовые результаты предприятий, в том числе благодаря восстановлению роста экспорта.

Объемы экспорта товаров и услуг в реальном выражении увеличились на 3,5% в годовом измерении, в противовес их сокращению в 2016 году. В первую очередь – благодаря увеличению поставок продовольственных товаров, прежде всего зерновых и масличных, и благоприятной внешней ценовой конъюнктуре.

Эти факторы компенсировали снижение физических объемов экспорта черных металлов в результате захвата ряда металлургических предприятий на неподконтрольных территориях и отсутствия доступа к ресурсам и продукции предприятий на тех территориях. Также на рост негативно влияло продолжение Российской Федерацией действия торговых ограничений, введенных в предыдущие годы.

Разрыв логистических и производственных связей с предприятиями на неконтролируемых территориях сказался на ускорении роста объемов импорта (до 12,8% с 9,3% в 2016 году), в частности из-за дефицита угля на внутреннем рынке.

Основной вклад в рост импорта имели высокие темпы роста инвестиционного и оживление потребительского импорта. Хотя это частично было компенсировано последующим наращиванием экспорта услуг (прежде всего за счет сферы IT и трубопроводного транспорта), в итоге вклад чистого экспорта в рост реального ВВП остался отрицательным (5,5 п.п.).

Кроме того, разрыв экономических связей с неподконтрольными территориями был одной из причин неравномерного восстановления различных видов деятельности.

Так, наибольшими темпами росли объемы строительства (на 20,9%), что отражало устойчивое наращивание инвестиций. Оживление потребительского спроса и улучшение потребительских настроений домохозяйств, стимулировали прирост розничной торговли. Также рост по итогам года продемонстрировали оптовая торговля и транспорт.

Это компенсировало снижение валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве из-за более низкого урожая в 2017 году по сравнению с рекордным урожаем зерновых и масличных культур в 2016 году. В то же время объемы промышленного производства остались на уровне 2016 года, прежде всего за счет горно-металлургического комплекса и производства электроэнергии.

Однако в целом негативное влияние событий на востоке в 2017 году было меньше, чем ожидалось в начале года, благодаря благоприятной внешней конъюнктуре и быстрой переориентации предприятий на альтернативные источники поставок сырья.

Наращивание международных резервов

Международные резервы Украины увеличились за 2017 год на 3,3 млрд. долл., или на 21% и на 01 января 2018 года достигли максимума с начала 2014 года – 18,8 млрд. долл. в эквиваленте. Такой уровень международных резервов по итогам года превысил прогноз Национального банка (в связи с Инфляционным отчетом по октябрь 2017 года – 18,6 млрд. долл. в эквиваленте).

В целом объем резервов на начало 2018 года покрывал 3,4 месяца будущего импорта и был достаточным для выполнения обязательств и текущих операций Кабинета Министров Украины и Национального банка.

Основными источниками пополнения международных резервов 2016 года были чистая покупка Национальным банком 1,3 млрд. долл. во время проведения валютных интервенций на фоне благоприятной ситуации на валютном рынке, а также поступления финансирования от Международного валютного фонда на сумму около 1 млрд. долл.

В то же время в 2017 году средства из резервов направлялись на осуществление платежей Кабинета Министров Украины по погашению и обслуживанию долга в иностранной валюте. На общую сумму, эквивалентную 3 млрд. долл. А также платежей по погашению и обслуживанию долга Кабинета Министров Украины и Национального банка перед МВФ на сумму, эквивалентную 1,2 млрд. долл.

Управление международными резервами в течение 2017 года осуществлялось в соответствии с Инвестиционной декларацией международных (золотовалютных) резервов Украины на 2017 год и, как и в предыдущие годы, основывалось на принципах оптимального соотношения уровней надежности, ликвидности и доходности.

Для обеспечения надежности международные резервы хранились на счетах банков-корреспондентов, а также в финансовых инструментах с долгосрочным кредитным рейтингом не ниже уровня «А».

Контроль над кредитным риском обеспечивался путем установления кредитных лимитов банкам-контрагентам, а оптимальный уровень валютного риска, путем минимизации открытых валютных позиций. Приемлемый уровень процентного риска достигается путем выбора консервативной инвестиционной политики и инвестирования в активы с небольшим сроком погашения.

В процессе управления международными резервами Национальный банк использовал следующие основные финансовые инструменты, такие как ценные бумаги нерезидентов с фиксированной доходностью и краткосрочные депозиты в иностранных банках.

А именно: в структуре международных резервов по инструментам на конец 2017 года 78% приходилось на облигации, 16% – на денежные средства в банках, 6% – на золото. В том числе 53% облигаций в структуре резервов были государственными, 40% – квазигосударственными, 7% – эмитентов финансового сектора.

В частности Национальный банк, как и большинство центральных банков мира, оказывал предпочтение инвестированию резервов в казначейские облигации США. Валютная структура международных резервов на конец года была такой: 71% – в долларах США, 12% – в евро, 4% – китайский юань, 3% – британский фунт стерлингов, 6% – золото, 4% – другие валюты.

Все обязательства банков-контрагентов перед Национальным банком по депозитам и долговыми финансовыми инструментами выполнены своевременно и в полном объеме.

С целью обеспечения бесперебойного функционирования финансовой системы Украины и своевременного выполнения государственных обязательств ликвидность международных резервов поддерживалась на высоком уровне благодаря выбору высоконадежных контрагентов и государственных облигаций, а также благодаря ограничению запланированного периода инвестирования и постоянного мониторинга параметров ликвидности резервных валют и финансовых инструментов.

Раскрытие данных как шаг к повышению прозрачности

Деятельность Национального банка в области развития статистики и отчетности в 2017 году направлялась на централизацию, унификацию процессов сбора, контроля качества статистической информации, внедрение новых подходов к сбору и распространению отчетности и другой информации.

Национальный банк продолжал внедрять новый подход к формированию и представлению статистической отчетности поставщиками отчетности – сбора по отдельным показателям на замену форм статистической отчетности. В частности, новый подход к формированию и представлению статистической отчетности успешно внедрен с 2017 года для небанковских финансовых учреждений и предприятий, которые подают отчетность Национальному банку.

Они уже формируют отчетность в соответствии с разработанным Национальным банком реестром показателей и подают в тестовом режиме через веб-портал Национального банка в формате XML.

Для подписания статистической отчетности используются электронные цифровые подписи, которые выдаются аккредитованными центрами сертификации ключей. В 2018 году планируется утвердить правила представления статистической отчетности по отдельным показателям и начать внедрение нового подхода к формированию и представлению статистической отчетности в банковских учреждениях.

Указанные изменения упрощают процессы формирования и представления статистической отчетности регулятора, дают возможность отказаться от бумажных носителей информации, а также приближают процессы представления отчетности к уровню мировых стандартов.

Переход на формирование и представление статистической отчетности путем сбора по отдельным показателям и отказ от форм статистической отчетности планируется с 2019 года.

Национальный банк при поддержке Проекта ЕС «Техническая помощь по приоритетным направлениям финансового сектора» (EU-FINSTAR) инициировал и вместе с другими регуляторами финансового рынка работает над внедрением в Украине системы отчетности FINREP.

Она позволяет соблюдать надзорные пруденциальные требования (CRR/CRDIV ЕС), и системы отчетности COREP, которые охватывают сферы достаточности капитала и значительных рисков согласно Базеля-III (часть CRR/CRDIV ЕС).

Системы отчетности FINREP/COREP являются обязательными стандартами для передачи данных Европейской Бизнес Ассоциации.

В то же время Национальный банк активно проводил коммуникации с экономическими агентами, в частности путем осуществления конъюнктурных опросов, поскольку понимание и доверие к действиям регулятора − это основа рациональных ожиданий всех участников рынка.

Благодаря этому исследуются деловые и инфляционные ожидания, стандарты банковского кредитования, тенденции развития прямых иностранных инвестиций, тенденции рынка недвижимости, системные риски и тому подобное.

С этой целью Национальный банк разработал методологию конъюнктурных опросов и автоматизировал процесс сбора и обработки полученных данных от респондентов. Также в 2017 году введены регулярные встречи с руководителями предприятий Украины, которые принимают участие в опросах относительно деловых ожиданий.

Такие меры распространены в большинстве центральных банков и проводятся по результатам опросов для разъяснений, уточнений и обратной связи между банком и бизнес — средой. Встречи, которые в 2017 году проводились в формате семинара, способствовали эффективному диалогу и оживленному обсуждению вопросов, актуальных для бизнеса.

Монетарное развитие

В течение 2017 года во время проведения монетарной политики Национальный банк традиционно, с одной стороны, имел целью обеспечить ценовую стабильность, а с другой – учитывал необходимость поддержать экономический рост.

Следовательно, в условиях ослабления инфляционных рисков регулятор снизил размер учетной ставки с 14% до 12,5%, но впоследствии постепенно повысил ее до 14,5% в конце года для нивелирования новых и существенных рисков, которые угрожали помешать снижению инфляции.

Как и ожидалось, наиболее чувствительными к изменениям учетной ставки были стоимость гривневых ресурсов на межбанковском рынке и доходность по государственным кредитам на внутреннем рынке.

Ставки по гривневым кредитам и депозитам также реагировали, однако несколько умереннее. В целом за 2017 год средневзвешенные рыночные ставки снизились по сравнению с 2016 годом, несмотря на соответствующий отклик рыночных ставок на повышение учетной ставки Национального банка в IV квартале.

На реакцию рыночных процентных ставок также влияли потребности Кабинета Министров Украины в привлечении средств, состояние ликвидности банковской системы и ее распределение между отдельными банками, усиление конкурентной борьбы между финансовыми учреждениями и тому подобное.

Макроэкономическая стабилизация вместе с оздоровлением банковской системы в условиях значительного профицита ликвидности и некоторого снижения рыночных процентных ставок способствовали восстановление банковского кредитования.

Общие остатки по кредитам в гривне по 2017 год выросли на 13%, несмотря на высокую базу сравнения, обусловленную значительными объемами реструктуризации кредитов в иностранной валюте в течение второй половины 2016 года. Наиболее активно банки наращивали гривневое кредитование домохозяйств, прежде всего благодаря активизации потребительского кредитования.

Остатки по гривневым кредитам нефинансовых корпораций увеличились на 9% под влиянием постепенного улучшения платежеспособности заемщиков.

Однако продолжалась тенденция к сокращению остатков по кредитам в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) как домашних хозяйств, так и корпоративного сектора.

В 2017 году оживился приток депозитов в банковскую систему. Общие остатки депозитов по итогам года выросли более чем на 13%. Опережающими темпами увеличивались средства в национальной валюте, чему способствовало как постепенное улучшение финансового состояния бизнеса, так и рост доходов населения.

Наиболее активно росли гривневые средства на счетах домохозяйств – их прирост за год составил около 20%.

В свою очередь, бизнес нарастил гривневые вклады в платежеспособных банках на 12%.

Этому способствовало постепенное улучшение финансового состояния бизнеса, а также рост номинальных доходов населения.

В то же время остатки средств в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) остались практически на уровне конца 2016 года.

После перехода Украины на плавающий обменный курс гривны в 2015 году на валютном рынке наблюдается определенная сезонность.

Уже третий год подряд в первые месяцы года возрастает спрос на валюту, в частности со стороны импортеров, которые формируют запасы товаров на новый год, и в то же время снижаются их поступления, в частности со стороны аграриев, которые обычно в течение года обеспечивают около половины предложения валюты на межбанковском рынке. Как следствие, в начале каждого года временно усиливается девальвационное давление на курс гривны.

Однако действие временных факторов в начале года обычно нивелируется в течение февраля-марта. Так менялась ситуация на валютном рынке и в течение 2017 года. После усиления девальвационного давления на курс гривны в начале года в течение апреля-августа наблюдалась низкая волатильность курса, соединенная с ее постепенным укреплением.

В целом благоприятная внешняя конъюнктура и высокий урожай предыдущего года обеспечивали увеличение экспорта (экспорт товаров вырос на 18,3% за год).

Вместе с дальнейшим ростом объемов частных денежных переводов в страну (по обновленной методологии оценки – на 23,3% в 2017 году) это перевесило увеличение импорта товаров и выплат по счету первичных доходов, в том числе из-за смягчения Национальным банком административных ограничений.

Как следствие, дефицит текущего счета в 2017 году составлял 2,1 млрд. долл. Кроме того, увеличились чистые поступления по финансовому счету в 2017 году до 4,7 млрд. долл. (по сравнению с 2,6 млрд. долл. в 2016 году).

В отличие от предыдущего года, в 2017 году государственный сектор играл значительную роль в притоке капитала.

Успешное завершение третьего пересмотра программы расширенного финансирования (EFF) с Международным валютным фондом позволило Кабинету Министров Украины получить очередной транш макрофинансовой помощи от Европейской Комиссии на сумму 0,6 млрд. долл.

Также в сентябре 2017 года Украина после четырехлетнего перерыва вернулась на рынки внешних заимствований, разместив пятнадцатилетние еврооблигации на сумму 3 млрд. долл. под 7,375% годовых. Часть средств от этого размещения (1,6 млрд. долл.) использована для выкупа еврооблигаций, которые должны были погашаться в 2019 – 2020 годах.

Приобретение банками облигаций внутреннего государственного займа, номинированных в иностранной валюте, привело к сокращению активов банковской системы на 0,8 млрд. долл.

Также ощутимым был вклад от поступлений прямых иностранных инвестиций и уменьшения наличной валюты вне банков, хотя и в меньших объемах, чем в 2016 году. Чистый приток прямых иностранных инвестиций в Украину составил 2,2 млрд. долл. в 2017 году.

Завершение большинства программ по рекапитализации банков привело к сокращению объема операций банков по переоформлению долга в уставный капитал до 0,6 млрд. долл. по итогам года (2,2 млрд. долл. в 2016 году). Без учета таких операций чистые поступления прямых иностранных инвестиций за 2017 год выросли на треть – до 1,5 млрд. долл.

В целом превышение предложения валюты над спросом в течение большей части года позволило Национальному банку наращивать международные резервы − «подушку безопасности» для обеспечения финансовой стабильности Украины в ближайшие годы.

В целом в течение года чистая покупка валюты Национальным банком на межбанковском рынке составляла 1,3 млрд. долл., что стало одной из ключевых причин, почему по итогам 2017 года резервы выросли к максимуму за четыре года.

Однако с конца III квартала под давлением сезонных и психологических факторов тенденция к укреплению гривны традиционно изменилась на девальвационное давление на гривну, в том числе и на наличном рынке.

Это обусловлено ростом спроса на иностранную валюту со стороны импортеров энергоресурсов, снижением поступлений экспортной выручки по отдельным группам товаров (в частности зерновым и масличным из-за более низкого урожая 2017 года) и сезонным ухудшением девальвационных ожиданий.

В ответ на усилившееся давление Национальный банк сохранял присутствие на валютном рынке и продавал валюту для сглаживания чрезмерных колебаний курса, не препятствуя направлению движения курса, определенному рыночными факторами.

Как следствие, прошлый год Украина завершила с обменным курсом на уровне, который примерно равен курсу на начало года, – курс гривны девальвировал за прошлый год лишь на 3,2% – до 28,07 грн. за долл. несмотря на отдельные периоды усиленных колебаний.

На пути к свободному движению капитала

С 2016 года Национальный банк стал на путь постепенного перехода к новой, либеральной модели валютного регулирования и в течение 2017 года продолжал валютную либерализацию при благоприятных макроэкономических и финансовых условиях.

Как и ранее, подход Национального банка к смягчению административных ограничений на валютном рынке основывался на понимании, что либерализация валютного регулирования не должна привести к нарушению стабильности финансовой системы. В процессе валютной либерализации Национальный банк руководствовался концепцией новой модели валютного регулирования. И дорожной картой перехода к целевой модели. Они были представлены в конце 2016 года.

Это предусматривает, что на начальном этапе Национальный банк смягчает ограничения экспортно-импортных операций и прямых иностранных инвестиций, которые направлены на повышение экспортного потенциала нашей страны. После этого – ограничение портфельных инвестиций и потоков долгового капитала. И, наконец, на последнем этапе будут отменены все препятствия для финансовых операций физических лиц за границу.

Благодаря наличию благоприятных условий по 2017 году:

население получило возможность без ограничений снимать с банковских счетов средства, как в гривне, так и в валюте, а также покупать наличную валюту на сумму до 150 тыс. грн. в день;

для бизнеса снижено требование обязательной продажи валютной выручки с 65% до 50%, а срок расчетов по операциям экспорта-импорта товаров продлен до 180 дней, как и до кризиса;

иностранные инвесторы получили возможность, как и до кризиса, репатриировать дивиденды за все прошлые годы в пределах установленных лимитов с целью поддержания финансовой стабильности (в 2017 году бизнес перечислил 1,8 млрд. долл. на репатриацию дивидендов). А также возвращать за границу средства, полученные от продажи корпоративных прав, определенных видов ценных бумаг, вследствие уменьшения уставных капиталов юридических лиц, выход из хозяйственных обществ иностранных инвесторов;

для банков созданы условия для более эффективного управления своей валютной ликвидностью благодаря увеличению возможного объема покупки валюты на межбанковском рынке в собственную позицию с 0,5% до 1% от размера регулятивного капитала.

Кроме того, в 2017 году Национальный банк ввел для физических лиц упрощенную процедуру получения лицензий на размещение средств и осуществление инвестиций за рубежом.

Во-первых, с февраля 2017 года индивидуальному лицензированию подлежат только операции по перечислению средств из Украины. Вместо этого, физические лица могут размещать на зарубежных счетах иностранную валюту с источником происхождения за пределами Украины без индивидуальных лицензий Национального банка.

Например, без лицензий Национального банка украинцы смогут размещать на иностранных счетах средства, полученные ими за пределами Украины как заработную плату, стипендии, пенсии, алименты, дивиденды и тому подобное.

Также физические лица могут без индивидуальных лицензий Национального банка осуществлять инвестиции за рубежом за счет средств, находящихся за пределами Украины. Например, проводить инвестирование с иностранных счетов, реинвестировать средства за пределами Украины, производить торговлю финансовыми инструментами на иностранных биржах и тому подобное.

Во-вторых, Национальный банк упростил подходы к лицензированию операций физических лиц по размещению средств на зарубежных счетах, осуществлению инвестиций за пределами Украины и с целью выполнения обязательств перед нерезидентами по договорам страхования жизни.

С июля 2017 года для перечисления валюты за рубеж для осуществления указанных трех видов валютных операций физические лица могут автоматически получать индивидуальные лицензии в электронной форме через уполномоченные банки одновременно с проведением платежа.

На основании е-лицензий украинцы могут перечислить иностранную валюту за рубеж на общую сумму до 50 тыс. долл. (в эквиваленте) в течение одного календарного года. Такая упрощенная система предоставления индивидуальных лицензий облегчила и ускорила проведение физическими лицами соответствующих валютных операций.

В целом с момента введения е-лицензий и по состоянию на конец 2017 года выдано 402 электронные индивидуальные лицензии. По 368 лицензиям проведены операции на сумму почти 9 млн. долл. в эквиваленте.

На пути дальнейшей либерализации валютного регулирования стоит архаичное законодательство, построенное вокруг Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» № 15-93 от 19 февраля 1993 года (далее – Декрет о валюте). Идеология Декрета «запрещено все, на что нет прямого разрешения» не может оставаться актуальной в условиях современного развития экономики.

Именно поэтому с ноября 2016 года Национальный банк при поддержке экспертов, привлеченных Европейской комиссией в рамках Проекта ЕС «Техническая помощь по приоритетным направлениям финансового сектора» EU-FINSTAR, работал над разработкой концепции необходимых законодательных изменений.

В результате в 2017 году Национальный банк завершил разработку предложений относительно законодательства в сфере валютного регулирования – проект единого рамочного закона Украины «О валюте», который должен заменить Декрет о валюте и стать фундаментом для принципиально нового – либерального, прозрачного и понятного валютного регулирования.

В августе 2017 года Национальный банк презентовал предложения к проекту закона «О валюте» общественности и в течение следующих месяцев осуществлял их доработки с представителями бизнеса, банковского сектора, экспертного сообщества, государственными учреждениями и международными организациями.

Подготовленные предложения к проекту закона «О валюте» предусматривают, что все действующие административные валютные ограничения будут постепенно отменены, и, в конце концов, Украина придет к свободе валютных операций без ограничений – в «спокойные» для экономики времена.

Будет «разрешено все, что прямо не запрещено законом» без дополнительных антикризисных ограничений и, следовательно, валютное регулирование не станет преградой для экономического роста, как это происходило последние 25 лет из-за Декрета о валюте, а будет оказывать поддержку экономике.

В то же время законопроект «О валюте» построен таким образом, чтобы предоставить Национальному банку (как ответственному в нашей стране за ценовую и финансовую стабильность) предотвращать и преодолевать финансовые кризисы. Такой подход отвечает обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС начать с 2021 года переговоры с ЕС относительно новых валютных правил с целью обеспечения свободного движения капитала.

Развитие инфраструктуры рынка капитала

В течение 2017 года Национальный банк продолжал принимать активное участие в формировании будущей концепции рынков капитала, разработке новых и совершенствовании действующих принципов работы финансовых рынков.

В июне 2017 года Национальный банк и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подписали Меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в развития инфраструктуры рынков капитала в Украине, что освещает согласованное регуляторами видение, на котором будет базироваться реформа депозитарной расчетной и клиринговой инфраструктуры.

Документ закрепил цели стратегии реформы финансового сектора в части трансформации инфраструктуры рынков капитала, принципы функционирования такой инфраструктуры и ее отдельных элементов, а также обозначил шаги, необходимые для ее реформирования:

поэтапное внедрение современной клиринговой модели;

обновление требований к осуществлению клиринговой деятельности;

отмена на законодательном уровне монополии расчетного центра на обеспечение осуществления денежных расчетов по операциям с ценными бумагами;

трансформация расчетного центра из банковского учреждения в специализированную финансовую организацию, которая будет играть роль «облегченного центрального контрагента»;

введение в Национальном депозитарии Украины и расчетном центре наилучших стандартов и практик корпоративного управления с целью повышения эффективности ведения бизнеса, обеспечения операционной безубыточности и привлечения стратегического инвестора в состав их акционеров;

обеспечение реализации основных предпосылок для консолидации депозитария Национального банка и Национального депозитария Украины с целью обеспечения беспрепятственного проведения монетарных операций Национальным банком, хранение и обслуживание обращения государственных ценных бумаг.

В то же время Национальный банк активно работал над совершенствованием действующей нормативной базы и процессов взаимодействия с клиентами. Так, в декабре 2017 году утверждена новая редакция Положения об осуществлении депозитарной и клиринговой деятельности и обеспечения осуществления расчетов по сделкам относительно ценных бумаг Национальным банком Украины (далее – Положение).

Положение расширило возможности для работы участников рынка ценных бумаг с государственными облигациями Украины, в частности, усовершенствовало новые модели расчетов, понятные процедуры работы с эмитентами, расширило функционал для клиентов Национального банка в части учета ценных бумаг, упростило процедуры открытия счетов в ценных бумагах в Национальном банке.

Утверждение нового правового основания в работе депозитария Национального банка направлено на либерализацию существующих подходов к обращению государственных ценных бумаг и предусматривает новые возможности для участников рынка, в том числе в части обслуживания трансграничных операций с государственными ценными бумагами.

Учитывая то, что Национальный банк постоянно ведет работу по налаживанию сотрудничества с международным депозитарием, в Положении также заложены правовые основы и описаны основные процессы взаимодействия с иностранными депозитарными системами.

Положение в будущем также даст возможность оптимизировать процесс передачи государственных ценных бумаг Центральному депозитарию ценных бумаг.

По результатам утверждения Положения продолжается процесс модернизации программного обеспечения с целью внедрения в работу нового функционала депозитария Национального банка.

Еще одним шагом на пути внедрения общепринятых подходов в деятельности депозитария Национального банка стало утверждение новых тарифов на услуги.

Внедрены понятные и гибкие принципы тарификации, во время формирования которых депозитарий Национального банка брал за основу общепринятые в большинстве ведущих депозитариев подходы. Так, новая система тарифов предусматривает значительное уменьшение затрат на хранение портфеля ценных бумаг и внедряет тарифы на операции с ценными бумагами.

За счет новой структуры тарифов клиенты депозитария Национального банка могут более эффективно управлять своими затратами на обслуживание счета в ценных бумагах, уменьшив долю постоянной составляющей в структуре затрат.

Учитывая мировые практики, установлены тарифы на операции с депозитными сертификатами Национального банка в том размере, который обеспечивает покрытие себестоимости содержания систем для обслуживания таких операций.

Национальный банк, как основной акционер ПАО «Расчетный центр», в 2017 году принял решения, направленные на оптимизацию работы и дальнейшее развитие расчетного центра. Важным этапом на пути развития расчетного центра признано внедрение лучших практик корпоративного управления.

Первым шагом в этом направлении в 2017 году стало избрание нового состава наблюдательного совета расчетного центра, который более чем на треть состоит из независимых директоров. Новым составом наблюдательного совета утверждена стратегия деятельности расчетного центра. Она предусматривает, что расчетный центр начнет постепенно внедрять альтернативные модели расчетов для операций с государственными ценными бумагами.

С одновременным совершенствованием системы управления рисками и обеспечением кибербезопасности, а также в перспективе будет осуществлять деятельность как небанковское финансовое учреждение.

В течение 2017 года Национальный банк проводил активную работу по реализации проекта установления корреспондентских отношений с международным депозитарием. Целью этого проведения является открытие счета в международном депозитарии, и в депозитарии Национального банка.

Результатом этого проекта будет возможность обращения государственных ценных бумаг за рубежом и, как следствие, упрощение доступа иностранных инвесторов к рынку государственных ценных бумаг.

Установление корреспондентских отношений − сложный и многоуровневый процесс для всех его участников, но за 2017 год осуществлен ряд важных шагов, которые обозначили новый этап в плане реализации этого проекта и создали предпосылки для ускорения его воплощения в следующем году.

Оздоровление и восстановление эффективной работы банковского сектора

В 2017 году банковский сектор демонстрировал постепенное восстановление – после более чем трехлетнего кризиса, практически все ключевые показатели работы банков имели положительную динамику. Почти завершилась очистка сектора, постепенно возобновляется кредитование населения и бизнеса.

Восстановление кредитования началось с розничного сегмента, где в течение всего года наблюдался бурный рост. Корпоративное гривневое кредитование в большинстве банков, кроме «Приватбанка», начало восстанавливаться со второго полугодия 2017 года. Введение новых правил оценки кредитного риска и переход банковской системы на международную практику определения неработающих кредитов позволили оценить реальный уровень NPL в Украине.

Доля неработающих кредитов всех групп банков, кроме «Приватбанка» и банков с государственным российским капиталом, снижалась после введения новых правил оценки кредитного риска.

Объем депозитов в банковской системе растет, что свидетельствует о постепенном восстановлении доверия украинцев к банковской системе.

На протяжении всего года база фондирования оставалась стабильной, несмотря на снижение процентных ставок по депозитам.

Снижение стоимости депозитов позволило банкам улучшить операционную эффективность, вследствие этого количество банков, которые демонстрировали прибыльную деятельность в 2017 году, продолжило расти.

Структурные изменения банковского сектора

По 2017 год количество действующих банков в Украине уменьшилось на 14 единиц. Наблюдалось оздоровление и восстановление эффективной работы банковского сектора (что составило 1,7% чистых активов сектора на начало года). Среди них четыре банки реорганизовались в финансовые компании, один банк присоединился к другому.

Неплатежеспособными в течение года признано девять банков, из них:

четыре банка – из-за невыполнения планов капитализации;

три банка – из-за несоблюдения минимальных требований к капиталу;

один банк – из-за недостаточности средств, для исполнения обязательств перед кредиторами;

один банк – из-за непрозрачной структуры собственности.

На начало 2018 года в Украине работали 82 платежеспособных банков.

В 2017 году впервые с начала кризиса выросла доля банков с частным капиталом, несмотря на вывод с рынка двух средних по размеру активов банков в первой половине года. Роль частных отечественных банков усилилась из-за активного кредитования и покупки нескольких банков у иностранных владельцев.

В то же время, государственные банки также продолжали наращивать свою долю на рынке: в чистых активах на 3,6 п.п. до 54,9% и в депозитах населения – на 2,9 п.п. до 62,5%.

Уровень концентрации в секторе также умеренно вырос: на 20 крупнейших финансовых учреждений приходится 90,7% чистых активов системы (+1,3 п.п. г/г).

Существенно изменилась структура чистых кредитов в разрезе групп. Главный драйвер роста розничного кредитования и сокращения, чистых гривневых кредитов «Приватбанка» (на 79,5% г/г), наблюдается из-за формирования резервов по кредитам компаний, связанных с его предыдущими акционерами.

Активы

За 2017 год чистые активы банков выросли на 8,2%4 до 1336 млрд. грн., наиболее ощутимо – в IV квартале (+4,6%), в первую очередь из-за дополнительной капитализации государственных банков. Наращивание в государственных банках связано с портфелем облигаций внутреннего государственного займа (далее – ОВГЗ).

В целом в 2017 году для увеличения формирования уставного капитала госбанков выпущено ОВГЗ на сумму 70,7 млрд. грн., из них «Приватбанка» на сумму почти 48,4 млрд. грн., «Ощадбанка» – 14,6 млрд. грн., «Укрэксимбанка» – 7,7 млрд. грн.

Другие банки также вкладывали свободную ликвидность в ОВГЗ и депозитные сертификаты Национального банка. В результате портфель ценных бумаг, что рефинансируется Национальным банком, в целом по системе увеличился на 107 млрд. грн. В то же время объемы межбанковских кредитов и средств в Национальном банке снизились на 27 млрд. грн.

Портфель валютных кредитов заметно уменьшился вследствие списаний и реструктуризаций, что компенсировалось ростом гривневого портфеля.

Соответственно, несмотря на бурный рост розничного кредитования, чистые кредиты физическим и юридическим лицам практически не изменились по фиксированному курсу.

Благодаря постепенному восстановлению платежеспособности предприятий реального сектора появляется все больше привлекательных для нового кредитования компаний. В 2017 году чистые гривневые кредиты корпорациям (за исключением кредитов «Приватбанка») выросли на 14%, заметнее всего в иностранных и государственных банках: на 18% и на 13% соответственно.

В то же время, чистые рублевые кредиты «Приватбанка» сократились на 80% г/г из-за формирования резервов по кредитам компаниям, связанным с предыдущими акционерами. Преимущественно прирост кредитования корпораций достигнут благодаря государственным монополиям, предприятиям торговли и сельского хозяйства.

Реструктуризация валютных займов также обеспечила около четверти прироста гривневого кредитного портфеля.

Существенно выросло кредитование населения – прирост чистых кредитов в гривне за год составил 42%. Самые высокие темпы гривневого кредитования населения имели частные банки, системно занимающиеся им более два года – прирост составил 64%.

Крупнейший по объему прирост гривневого кредитного портфеля физических лиц в «Приватбанке», в связи с переносом на баланс активной части операций P2P-кредитования прошлых лет и активизации розничного кредитования в целом.

Драйвером роста кредитования населения были потребительские займы (98% новых кредитов). Ускорились темпы ипотечного кредитования, однако незначительные объемы новых кредитов и списание старых займов привели к сокращению доли ипотеки в структуре портфеля физических лиц.

Новое кредитование позволило всем группам банков, кроме «Приватбанка», повысить качество кредитного портфеля за счет статистического эффекта. За II полугодие доля неработающих кредитов по системе снизилась на 3,2 процентных пункта до 54,5%. Без учета госбанков и банков с государственным российским капиталом их доля составляла 28,4%.

Фондирование

В 2017 году банки все больше полагаются на внутренние источники ресурсов, а не на внешнее финансирование.

Вклады клиентов банков увеличились за год на 8,4% до 905 млрд. грн., а валовый внешний долг банков за год сократился на 2,7 млрд. долл. Доля средств населения и бизнеса в обязательствах банков выросла на 2,1 процентных пункта до 77%.

Нормализация ликвидности позволила банкам вернуть Национальному банку 4,6 млрд. грн. рефинансирования. Доля кредитов Национального банка в обязательствах финансовых учреждений за год снизилась с 2% до 1,6%. Банки, которые имели потребность в докапитализации, продолжали конвертировать в капитал обязательства перед материнскими структурами, в частности, субординированный долг и межбанковские кредиты.

С увеличением доли внутренних источников в фондировании повысился риск ликвидности, ведь внутренние ресурсы в основном имеют короткий срок. Перед банками возникла необходимость усовершенствовать механизм управления ликвидностью и сформировать «подушку безопасности» из высококачественных ликвидных активов на случай непрогнозируемого оттока средств. С этой целью регулятор в 2018 году вводит LCR – новый норматив ликвидности, что обеспечит устойчивость банков к шокам ликвидности.

Постепенное снижение Национальным банком учетной ставки с 14% до 12,5% в I полугодии, а также избыток ликвидности создали предпосылки для снижения ставок по депозитам. За год ставки по 12-месячным гривневым депозитам населения уменьшились на 3,2 п.п. до 14,3% годовых.

Драйверами процесса были государственные банки, в частности «Приватбанк». В августе он существенно снизил ставки по вкладам физических лиц и, несмотря на это, остался лидером в привлечении гривневых средств от населения. По привлечению валютных депозитов лидером стал «Ощадбанк».

Решение Национального банка повысить учетную ставку в конце 2017 года привело к увеличению стоимости гривневых депозитов сроком до 6 месяцев на 0,2 – 0,4 п.п., однако ставки по годовым депозитам почти не изменились.

Поскольку спрос банков на валютное фондирование оставался низким, стоимость годовых валютных депозитов населения сохранялась на исторически низком уровне – 3,7%.

За 2017 год депозиты физических лиц в гривне выросли на 22,4% до 235 млрд. грн., в валюте – не изменились. Приток гривневых средств был наибольшим во II квартале и декабре. Удельный вес вкладов населения в обязательствах вернулся к показателям докризисных значений (40,8% на конец декабря). Отмена ограничений на снятие вкладов в иностранной валюте негативного влияния на динамику депозитов не имела.

Депозиты корпораций в гривне выросли за год на 13,6% до 264 млрд. грн., в том числе в декабре – на 11,1%, что связано с ростом бюджетных расходов в конце года. Валютные средства бизнеса сократились на 10% в долларовом эквиваленте.

Финансовые результаты и капитал

В 2017 году операционный доход сектора увеличился на 10% в годовом измерении – на конец года банки получили 95 млрд. грн. операционного дохода. Снижение стоимости депозитов и активизация потребительского кредитования способствовали увеличению чистого процентного дохода на протяжении года.

Чистый комиссионный доход рос как из-за увеличения объема платежей, так и за счет изменения тарифных программ.

Однако существенный рост административных расходов отдельных банков не позволил повысить операционную эффективность сектора в целом. Операционная прибыль до формирования резервов также выросла – на 7% до 40 млрд. грн.

В то же время количество банков, которые имели операционный убыток до отчислений в резервы за год, снизилось с 23 до 14.

Большинство банков имели возможность генерировать положительный чистый денежный поток, однако сектор завершил 2017 год с убытком 26,5 млрд. грн. из-за значительных объемов отчислений в резервы. Убыток сформировали в основном четыре банки, в том числе «Приватбанк».

Количество убыточных финансовых учреждений по сравнению с 2016 годом сократилось почти вдвое – с 33 до 18 учреждений.

Уставный капитал платежеспособных на конец 2017 года банков увеличился на 84 млрд. грн. или на 20,4% благодаря, прежде всего, докапитализации госбанков.

Регулятивный капитал возрос на 16,4 млрд. грн. или на 15,3%. Уровень адекватности капитала в целом по системе увеличился и превышает минимально необходимый объем.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий