Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси пока соответствует Маастрихтскому критерию (не более 60% к ВВП).
Текущий уровень внешнего государственного долга Беларуси является умеренным как в абсолютном, так и относительном выражении. Так, в январе-ноябре 2015 г. внешний долг центрального правительства (включая гарантированные обязательства) возрос на 470,7 млн. долл. (или на 3,2%) до 15,259 млрд. долл. на 1 декабря, что составляет 32,2% к ВВП.
В свою очередь, внутренний государственный долг Беларуси (с учетом гарантированных обязательств) в январе-ноябре 2015 г. увеличился на 42,321 трлн. руб. (на 47,3%) до 131,744 трлн. руб. на 1 декабря в связи с переоценкой валютных гособлигаций.
В январе-ноябре 2015 г. размещено внутренних валютных и рублевых гособлигаций для юридических и физических лиц (без учета операций по обмену) на сумму 1,925 млрд. долл. и 2,153 трлн. руб. С начала 2015 г. погашено валютных и рублевых гособлигаций для физических и юридических лиц (без учета операций по обмену) на сумму 399,4 млн. долл. и 2,466 трлн. руб.
Ситуация в сфере государственных финансов Беларуси пока остается устойчивой. Несмотря на увеличение выплат по внешнему долгу, бюджет сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-ноябре 2015 г. исполнен с профицитом +21,282 трлн. руб., или +2,7% к ВВП, в основном за счет сдерживания непервоочередных расходов и принятия мер по экономии бюджетных средств.
Профицит республиканского бюджета составил +21,716 трлн. руб., или +2,7% к ВВП. Сложившийся профицит республиканского бюджета, главным образом, за счет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, направлен на погашение государственного долга и исполнение гарантий правительства перед банками.
По состоянию на 1 декабря 2015 г., на счетах правительства в Нацбанке хранится 4,519 трлн. руб. и 2,747 млрд. долл.
Беларусь в настоящее время ведет переговоры о привлечении новых кредитов с Международным валютным фондом, Евразийским фондом стабилизации и развития, правительством России, что позволит Минфину рефинансировать текущие внешние и внутренние долговые обязательства государства в иностранной валюте. При этом размещение третьего выпуска еврооблигаций Беларуси в размере 1 млрд. долл. переносится на 2016 г. в связи с неблагоприятной текущей рыночной конъюнктурой на международных финансовых рынках.
Вместе с тем, на наш взгляд, перспективы привлечения внешних заимствований в форме новых кредитов МВФ и ЕФСР и третьего выпуска еврооблигаций по-прежнему выглядят неопределенными (в том числе из-за наличия определенных политических препятствий).
Источник: BusinessForecast.by