Риски, спонсоры, просмотры: семь мифов об инвестициях в киберспорт

Ставки на лошадиные скачки, казино, Eldorado Club, игровые автоматы, азартные игры

Как пандемия повлияла на esports и стоит ли вкладывать средства в эту индустрию.

Чем большие обороты набирает новая индустрия, тем больше в ней появляется «экспертов широкого профиля». Не обошла эта участь и киберспорт. К 2020 году рынок esports стабильно рос на десятки процентов. Однако это не мешает цеплять на него кликбейтные ярлыки вроде «мыльный пузырь, хуже криптовалют», «бессовестное встряхивание денег из инвесторов» или наоборот – «новая золотая жила».

Этот текст поможет увидеть esports-картину шире. Попробую изнутри индустрии разобрать несколько популярных штампов об инвестициях в киберспорт.

Миф 1. Киберспорт не интересен в цифрах, а инвестировать не во что, кроме команд

Многие справедливо сравнивают киберспорт с традиционным спортом. Соревновательная составляющая, наблюдение за игрой любимых команд, турниры, мерч, способы заработка – все совпадает, но, мол, отличаются цифры. Например, отчет немецкого офиса PwC гласит, что Бундеслига приносит доход в размере около 50 евро на одного фаната. При этом для киберспорта эта цифра составляет 2,72 евро. Разница огромна и логична.

Футбол собирал своих зрителей 150 лет, киберспорт же только набирает обороты. Аудитория – даже во время пандемии растет, как и возможности ее монетизации.

В обоих видах спорта есть опция инвестирования в команды, но она не единственная. Есть турнирные операторы и медиа-холдинги. Есть стартапы, которые разрабатывают технологии для трансляций и привлечения зрителей. Есть производители оборудования и одежды.

Есть владельцы инфраструктуры. Наконец, еще одно важное отличие электронного спорта от традиционного: футболом, баскетболом и хоккеем не владеет никто, а в киберспорте у каждой дисциплины есть свой правообладатель.

Например, The Motley Fool приводит пятерку esports-компаний с самыми дорогими акциями. Это правообладатели популярных игр Activision Blizzard, Tencent Holdings, Take-Two Interactive, Electronic Arts. Замыкает список Huya. Компания не создает игры, а является платформой для потоковой передачи игрового видео на рынке Китая.

Самое простое, что может сделать инвестор, – купить акции этих компаний, и это лишь одна из возможностей.

Миф 2. Киберспорт – сфера высокого риска 

Ни одну индустрию нельзя назвать высокорисковой в целом. Вся суть – в конкретике. В киберспорте я бы выделил три тенденции. Высокий риск — высокий доход. Из-за хайпа в индустрии много молодых киберспортивных команд настроено получать высокую зарплату, но не готовы к медийности и постоянной работе.

Они «продают» инвесторам только возможность выигрыша. Призовые они оставляют себе, а менеджменту предлагают продавать рекламные интеграции. Любая инвестиция в такую молодую команду, организацию или стартап – это венчур, но с возможностью получить высокий доход пропорционально.

Растущий риск. На рынке турниров по Counter Strike и Dota 2 давно идет нешуточная борьба. Операторы заключают договоры с командами о гарантиях участия. Команды повышают цены, создавая нездоровый ажиотаж. Это делает проведение чемпионатов недостаточно экономически привлекательным.

Независимых регуляторов нет. Правообладатель только выигрывает от повышенной активности вокруг его продукта. Мое глубокое убеждение, что компании, сосредоточены на одной — двух дисциплинах, не имеют будущего и потеряют рынок менее чем через два года. Чтобы не обнаружить однажды, что лучшее с нами уже произошло, WePlay Esports активно развивает новые дисциплины и альтернативные проекты.

Умеренный риск — прогнозируемый доход. Осторожный подход – инвестировать в устоявшегося лидера рынка. У него есть понятная стратегия, а финансовая история подтверждает адекватность и реалистичность прогнозов.

Безусловно, киберспорт – не продукты питания, лекарства и другие товары первой необходимости, но люди любят играть и следить за играми любимых команд. Крайне маловероятно, что они откажутся от развлечений. Риски же зависят от бизнес-подхода конкретных игроков рынка, о чем поговорим ниже.

МИФ 3. Срок окупаемости инвестиций в киберспорт неоправданно велик

То же самое можно сказать о любой индустрии. В какой момент окупятся инвестиции в нефть? Мы не узнаем об этом, пока не спросим, для кого: для British Petroleum или для людей, которые инвестировали в неудачные месторождения? Первые давно все окупили, а вторые ошиблись и потеряли деньги.

Инвестиции в развитие компании – не то событие, которое имеет точку начала и конца. Стратегий много и они зависят от цели. Кому-то подходит малый, но долгий и стабильный заработок. Кто-то вкладывает 10 млн. долл. с большой вероятностью их потерять, но, возможно, получить 20 млн. долл. А кто-то спешит занять долю рынка, уступив краткосрочным заработком. Так иногда действуют новые банки, а в ближайшие годы мы столкнемся с навязчивой активностью производителей электрокаров, особенно родом из Китая.

Я могу опираться на опыт WePlay Esports. В 2018 году инвестиционный фонд JKR вошел с нами в долю, а через год мы с партнером Юрой Лазебниковым выкупили ее в несколько раз дороже суммы первоначальных инвестиций. Так же было с отдельными инвесторами, которых мы привлекали на год-два для взаимодействия.

Миф 4. Киберспорт полностью зависит от спонсоров и медиаправ 

При подготовке соревнования менеджеры-фандрайзеры наибольшее внимание уделяют поиску спонсоров и продаже прав на трансляцию. Это до 70% дохода индустрии. Спонсоры — самая важная часть заработка в киберспорте, как и в футболе и любом другом спорте. Это хорошо и плохо одновременно. Поэтому, на мой взгляд, развитие revenue streams – важнейшее направление для компаний.

Наша задача – дать зрителю новые ощущения и искать инструменты прямой монетизации. Это значит, спонсор — отдельно, зритель — отдельно. Не нужно забывать про мерч. По отчетам киберспортивных компаний, он занимает достойное место в доходах, однако мало кто использует его в полную силу. Остается загадкой тот факт, почему турнирный оператор с известным брендом и миллионной аудиторией не пытается ничего продать своей аудитории.

Миф 5. Стриминговые платформы и киберспортивные команды накручивают просмотры 

Этот миф тесно связан с предыдущим. Якобы турнирные операторы, платформы Twitch, YouTube и сами команды завышают данные просмотров с целью взять со спонсоров как можно больше денег. Выглядит это, как теория заговора. Чуточку лучше в своих отчетах стараются выглядеть все — от SpaceX до нацбанков, но почему-то именно киберспорту дорисовывают рога и хвост.

Если серьезно, то любой участник рынка доказал бы неправомерность цифр, если бы они были накручены. Другое дело, что аудитора пока нет, а методологически правильно подсчитать аудиторию можно не всегда.

Вспомним методики расчета просмотров телепрограмм. Они очень далеки от точности, но на них построена вся телевизионная индустрия. В этом плане калькуляция трафика в интернете ушла далеко вперед. Правда, стремление сделать рынок прозрачным, дать рекламодателю четкое понимание, за что он платит, вступает в конфликт с политикой конфиденциальности целых стран – взять хотя бы европейский GDPR.

Миф 6. Лучше инвестировать в Tesla, чем в киберспорт

В контексте надежности один из ключевых коэффициентов — PE ratio. Он показывает соотношение стоимости компании к ее прибыли. Например, 9 марта 2021 года в компании Hewlett Packard он равнялся 13,71, у Tesla – 899,36, у Zoom – 438,6, у Facebook – 25,28, у Netflix – 81,01.

Как правило, в один прекрасный день кто-то из ключевых игроков приходит к выводу, что акции переоценены, а пузырь излишне раздут, и выходит в кэш. Если что-то оценивается гораздо дороже, чем может принести в ближайшем веке, то рано или поздно от этого актива массово избавляются.

Тот же показатель для киберспортивных компаний находится в пределах от 4-5 до 15. Такое соотношение считается наиболее устойчивым и подлежит наименьшей девальвации в случае турбулентности на рынке. К тому же, им есть, куда расти. Например, среднее значение PE ratio для S&P 500 за всю историю – около 15.

С другой стороны, компании стоят дорого не только из-за успехов на рынке. Деньги, акции и другие виртуальные категории держатся на поведенческой психологии. Люди смотрят на показатель PE ratio в зависимости от отрасли в динамике и верят, что прибыли вырастут. Поэтому все немного раздуты, включая HP.

Однако мы говорим о соотношении риска к возможности заработать. Если вам нужен рисковый актив, который пиарится и летит вверх, такой как Tesla, возможно, в него стоит вложиться.

Миф 7. Киберспорт – беспроигрышная золотая жила

В инвестировании чрезмерный оптимизм так же вреден, как и излишний пессимизм. Всего год назад организаторы профессиональных esports-турниров собирали на аренах по 40 тыс. зрителей. Топ — игроки получали миллионные призовые. Звезды мировой величины инвестировали, спонсоры оплачивали рекламные проявления.

В Goldman Sachs ожидали, что в денежном измерении электронный спорт вот-вот обойдет традиционный, в частности НФЛ. А потом мы знаем, что случилось. Единственная сфера, которая смогла перейти в онлайн и дать своей аудитории новый контент, пока фанаты футбола, баскетбола и хоккея ждали конца локдауна.

Но и киберспорт без живых мер недополучил деньги за билеты, мерч и еду. Стало меньше желающих купить медиаправа и рекламные проявления. Вместо ожидаемого роста выручки на 16% до 1,1 млрд. долл. – проседание составило 0,8%.

«Оценка индустрии возвращается с небес на землю», – цитирует американский Forbes Бобби Шарма, инвестиционного консультанта нью-йоркской компании Electronic Sports Group. Там же — результаты десяти самых дорогих esports-компаний. Тоже без сенсаций: одни за 2020 год просели, другим удалось вырасти.

В феврале 2020 года аналитическая компания Newzoo прогнозировала esports 1,1 млрд. долл. дохода, но в октябре скорректировала данные.

Киберспорт переживает свою часть кризиса вместе с другими и не нужно его чрезмерно романтизировать. Это такой же рынок, как недвижимость, авиация или энергетика. Здесь есть высокомаржинальные и низкомаржинальные продукты, есть заработок в короткой и долгой перспективе, случаются взлеты и неудачи.

Каждый делает свой выбор: инвестировать в венчурные проекты, присоединяться к командам, готовым работать, покупать акции ведущих компаний или наблюдать где-то в стороне, как формируется новая индустрия.

Автор: Олег Крот, управляющий партнер холдинга TECHIIA

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий