Родительство в системе отношений института семьи: современные трансформации, их причины и последствия

Семья как многофункциональный комплексный социальный институт имеет сложную внутреннюю структуру, однако именно механизмы-отношения родительства обеспечивают реализацию основных функций – рождения, содержания, социализации ребенка.

Следствием современных трансформаций института семьи, многообразия типов и форм семейных объединений стала значительная специфика родительства в различных семьях, плюрализация его форм. Специфику выполнения функций родительства имеют семьи, которые отличаются по типу поселения (городские и сельские), по числу детей (многодетные и однодетные). По структуре семьи (простые и сложные — много поколенные).

Принципиально изменена форма родительства в семьях, которые появились в результате современной модернизации брачно-семейного поведения населения: семьи с одним родителем, реструктурированные семьи, семьи с дистанционным браком.

Надо признать наличие определенных противоречий между свободой выбора стиля жизни, плюрализацией форм брака и семьи,  потребностью общества в комфортных условиях социализации подрастающего поколения, которые обеспечивает традиционный институт родительства.

Разрешение этого противоречия требует не возврата к старым формам брачно-семейного поведения, что невозможно, а модернизации института родительства на современных гуманистических принципах уважения и любви к каждому ребенку, ответственного отношения к нему независимо от формы брачных отношений родителей, то есть на принципах ответственного родительства.

В Украине распространение бедности среди семей с детьми, нерешенность жилищной проблемы, алкоголизм и наркомания среди части населения влияют на систему отношений родители-дети, деформируя специфику родительства в различных типах семьи, усиливая негативные моменты и увеличивая риски, которые продуцирует плюрализация форм родительства.

Сложность современного этапа развития Украины, в первую очередь из-за вооруженного конфликта на востоке страны, усиливает эти риски и формирует новые вызовы.

Ключевые слова: семья, отцовство, дети, брак, общество, институт, ответственное отцовство.

Постановка проблемы. На рубеже тысячелетий, когда человечество находится на принципиально новом этапе развития, основанном на постиндустриальных принципах социальной и технологической организации, происходит кардинальная трансформация общественных институтов, в том числе института семьи. Семья является много аспектным социальным образованием, которое сочетает в себе качества социального института, социальной организации, социальной структуры и малой социальной группы.

Исследование семьи на макроуровне как социального института раскрывает ее взаимосвязь с другими социальными институтами и социально-демографическими процессами, что является основой для понимания причин ее современных трансформаций.

Семья как многофункциональный социальный институт имеет сложную внутреннюю институциональную архитектонику, которая может быть представлена в виде совокупности внутренних системно-структурных институтов и их взаимоотношений и взаимосвязей.

По нашему мнению, семья как комплексный институт объединяет институты брака, родительства и родства. Каждый из этих институтов имеет значительную институциональную автономию, регулирует правила, механизмы, нормы поведения в определенной сфере, поэтому понимание изменений семьи как основной ячейки воспроизводства населения требует как всестороннего исследования каждого из этих институтов, так и их взаимодействия.

Динамичность и неоднозначность современных процессов в семейной сфере обусловливают необходимость большего внимания исследователей к трансформации не только семьи в комплексе всех зависимостей-взаимодействий ее отношений, но и углубленного исследования каждого из его составляющих институтов.

Традиционными являются исследования брака как отдельного социального института таких авторов. Это А. Волкова (А. Volkov), Л. Чуйко (L. Chuiko), А. Харчева (А. Kharchev), однако отцовство и родство в этом ключе рассматриваются крайне редко.

Отцовство, как и семья в целом, является объектом изучения различных наук, однако в большинстве случаев демографы исследуют детородные ориентации населения и их влияние на рождение детей в семье, то есть количественные характеристики родительства и механизмы их формирования. Отцовство довольно часто является объектом исследований психологов и педагогов в плоскости воспитательного процесса. Однако есть лишь отдельные попытки изучения родительства как социального института Т. Гурко (T. Gurko).

По нашему мнению, крайне важным является изучение родительства как составляющей института семьи в контексте воспроизводства населения. Анализ родительства как составляющей института семьи, его современных трансформаций и обусловленных им вызовов, в том числе современных особенностей родительства в Украине, является целью этой статьи.

Изложение основного материала. Отцовство – это исторически обусловленная социальная форма отношений, социально санкционирует и упорядочивает физический (биологический) процесс продолжения рода человеческого сообщества. Институт родительства упорядочивает отношения между родителями и детьми, родителями и обществом, определяя в первую очередь права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей.

Исследование родительства невозможно без исследования семьи, его места в системе семейных отношений. Семья как комплексный институт объединяет институт брака, институт родительства и институт родства.

Брак — это институт, регулирующий взаимоотношения между мужчиной и женщиной, определяющий их права и обязанности в отношении друг друга и их детей. Данное  определение принадлежит В. Медкову (V. Medkov). Институт родительства формирует отношения между родителями и детьми, определяя формы и правила их взаимодействия.

Институт родства определяет формы взаимоотношений между другими кровными родственниками, то есть братьями и сестрами, прародителями и внуками и тому подобное. Каждый из этих институтов регулирует правила, механизмы, нормы поведения в определенной сфере, однако именно их сочетание обеспечивает выполнение всего комплекса функций семьи, делает ее базовой ячейкой общества.

Взаимозависимость и взаимная заинтересованность родителей и детей, брачных партнеров, родственников, формальные и неформальные механизмы и правила их взаимодействия обусловливают фундаментальное качество семьи – выполнение роли посредника между обществом и личностью через интересы семьи в отношении физического и социально-культурного воспроизводства населения.

Хотя большинство отечественных и зарубежных исследователей считают основой (ядром) семьи брак (А. Волков, Л. Чуйко), стоит отметить, что важнейшие специфические функции семьи: рождение, воспитание и содержание детей, – реализуются через отцовство.

Именно механизмы-отношения родительства обеспечивают рождение, развитие, социализацию ребенка, и именно поэтому семья является первичной ячейкой воспроизводства населения, основным центром физического и социально-культурного воспроизводства поколений человеческого сообщества. На первостепенное значение именно родительства для семьи обращали внимание такие известные социологи как Роберт Нисбет (R. Nisbet), Карл Циммерман (С. Zimmerman), А. Антонов (A. Antonov).

Механизмы-отношения родительства функционируют через гендерные механизмы, иерархию прав и обязанностей матери и отца, равновесие их семейных ролей. Обмен деятельностью мужчиной и женщиной для обеспечения условий развития ребенка является необходимым условием реализации функций родительства.

Отцовство, как и институт семьи в целом, является сочетанием формальных и неформальных норм и правил отношений между родителями и детьми.

Неформальные нормы и правила родительства, которые регулируют его психологические, эмоциональные, ряд физических аспектов, являются особенно важными, поскольку основаны на естественном компоненте физической и эмоциональной взаимозависимости и взаимодействия родителей и потомков, имеющемся в определенной форме во всех высокоразвитых представителей природного мира.

Вместе с тем эти «естественные» отношения у человека приобретают социальной формы, что зависит от традиций данного сообщества, системы жизненных ценностей, распространенных морально-этических принципов и ориентаций.

Что касается формальных норм и правил, то с развитием человечества они менялись от инфантицида в архаических сообществах с их ограниченностью ресурсов, и равнодушием к маленьким детям в доиндустриальный период с его высокой детской смертностью (И. Кон (I. Kon), к современному детоцентризму общества (по крайней мере, декларируемому).

Если использовать понятие гаранта, то гарантом соблюдения формальных норм и правил родительства на разных этапах исторического развития были община, церковь, государство. В наше время эти формальные правила закреплены в законодательных актах и документах.

В Украине права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию ребенка закреплены в Семейном кодексе (разд. III «Права и обязанности матери, отца и ребенка»). Там же определены санкции государства в случае невыполнения родителями своих обязанностей (лишение родительских прав), а также возрастные границы детства.

Семья как базовый институт общества характеризуется значительной стабильностью и жестко не зависит от социально-экономической модели социума, однако она постепенно меняется в соответствии с внутренней логикой своего развития. В то же время эти ее изменения «вплетены» в ткань исторического развития всего общества.

Как воспроизводство населения происходит во всем пространстве общественно-экономической жизни, является свойством общественной жизни в целом, так и функционирование семьи как первичной ячейки воспроизводства новых поколений происходит в социально-экономическом пространстве. А также является взаимозависимым со всеми сферами жизнедеятельности социума, является органической составляющей институциональной среды, находится под влиянием этой среды и ее составляющих – конкретных институтов.

Трансформация семьи является следствием и составляющей качественных изменений всего социума, перехода сначала к индустриальной, а затем к постиндустриальной (информационной) его модели.

Потребностям доиндустриального (аграрного) общества отвечала большая многодетная семья, где вместе жили не только родители и дети, но и представители старшего поколения, братья и сестры, что было обусловлено семейным характером производства, высокой смертностью населения, низкой производительностью труда.

На этом этапе развития институт семьи имел монолитную, четко определенную внутреннюю архитектонику, его составляющие плотно соединены, переплетены: брак является обязательной предпосылкой родительства, большое количество детей является залогом разветвленной системы отношений родства между братьями и сестрами. Непременным атрибутом родительства была многодетность, отсутствие семейных механизмов ограничения деторождения.

С развитием общества, повышением производительности труда и снижением смертности, большой размер семьи уже не является обязательным залогом ее материального благосостояния, а высокая рождаемость – залогом выживания человечества.

Институциональная структура общества постепенно усложняется, и отдельные функции семьи переходят (частично или полностью) в другие институты. В ходе исторической эволюции семьи институты брака, родительства и родства не только претерпевают значительные трансформации, меняются и формы их взаимодействия, увеличивается автономность, усложняется система взаимосвязей.

Отправной точкой изменений института семьи стало снижение рождаемости в условиях формирования нового типа демографического равновесия.

Снижение младенческой смертности создало предпосылки для ограничения семьей количества деторождений, что не только повлияло на размер семьи, уменьшило ее рождаемость, но и повлияло на весь комплекс взаимоотношений родители-дети, постепенно формируя новое качество. Появились условия для перестройки всего комплекса связей-отношений семьи, в том числе институтов брака и родства.

Изменения количественных характеристик родительства стали пусковым механизмом перестройки института родства, сужения его функций. Переход от многодетной к малодетной семье, а особенно однодетной семье значительно сужает, ограничивает этот институт за счет уменьшения количества братьев и сестер. Изменяет формы родственных связей и процесс нуклеаризации семьи, формируя новые формы взаимодействия родителей и взрослых детей.

Современная модель рождаемости стала как причиной, так и следствием изменений в системе взаимосвязей брака и родительства. Во второй половине ХХ столетия достаточно прочная и прямая связь этих институтов меняется, их взаимообусловленность приобретает иные, косвенные и весьма неоднозначные формы.

Нормы и правила, обеспечивавшие прямую зависимость деторождения от официально признанного брака мужчины и женщины, постепенно размываются: институт брака и институт родительства приобретают значительную автономию, их связь становится более сложной и глубинной.

Изменения в формах взаимодействия брака и родительства являются в значительной степени результатом трансформации характеристик института брака: это повышение возраста вступления в брак, уход от «брака на всю жизнь», плюрализация форм брака.

Если повышение возраста вступления в брак меняет одну из его внешних характеристик, то нестабильность брачных отношений, когда пребывание в браке не ограничивает потенциальную возможность человека к вступлению в новый брак; дистанционный и гостевой брак, когда исчезает совместное проживание супругов, и размытость границ брака в случае его не регистрации.

Это является свидетельством глубинной перестройки норм и правил, которые регулируют брачные отношения. Эти изменения определяют как второй демографический переход (Second Demographic Transition).

Основными причинами, которые продуцируют изменения отношений-связей института семьи, в том числе института родительства в его количественном и качественном измерении, являются: развитие системы материального производства, его интенсификация; изменения в системе распределительных отношений; усложнение институциональной структуры социума.

А также рост мобильности населения; перестройка системы гендерных отношений на принципах эмансипации; широкое распространение контрацепции; сексуальная революция; гибкость современных социальных и моральных норм и правил; распространение принципов свободы выбора.

Развитие экономики требует труда членов семьи, мужчин и женщин, в различных отраслях общественного производства. А с ростом темпов модернизации рынка труда и образовательных услуг продуцирует значительную мобильность населения, изменяя форму семейных связей, территориально разъединяя не только взрослых детей и их родителей, братьев и сестер, но в определенных случаях и супружеские пары, одного из родителей и детей.

Принципиально изменилось положение женщины в обществе. Экономически и социально независимая женщина становится более самостоятельной в браке, в выборе модели детородного поведения; она не зависит экономически от мужа, ведь стабильность брака уже не является обязательным залогом ее благополучия.

Весомым фактором трансформации семьи является разобщенность репродуктивного, брачного и сексуального поведения, их современная автономность. Планирование деторождения (как по количеству детей, так и по времени их появления на свет), которое стало особенно надежным благодаря достижениям современной контрацепции, не только способствовало снижению рождаемости в семье, но и создало условия для нестабильности брака, роста числа разводов.

Гибкость современных моральных и социальных норм, терпимость к различным формам сексуального и брачно-семейного поведения способствуют дальнейшей плюрализации форм брака и семьи.

Существуют разные взгляды на современные изменения института семьи и брака и на их последствия, и критерием оценки этих изменений является их влияние на выполнение семьей функций по содержанию и социализации детей, на систему отношений родители-дети.

Модернизация института брака (многообразие его форм, неустойчивость брака, высокая вероятность повторного брака, новая форма взаимосвязи брака и деторождения) привела к распространению новых типов брачно-семейных объединений. Они ранее возникали вследствие действия внешних негативных факторов (войны, высокой смертности), а не сознательного выбора личности, и считались исключением из правил, – это семьи,  из одного родителя, реструктурированные семьи, семьи с дистанционным браком.

Условия реализации функций родительства в этих типах семей имеют значительную специфику, существенно отличаются от традиционной семьи с отцом и матерью, порождают многочисленные проблемы и неоднозначные оценки. Распространенность этих типов семей с детьми дает основания говорить о разнообразии, плюрализации форм родительства в современном мире.

Надо признать, что многообразие типов, размера, структуры семейных объединений всегда формирует определенные различия в условиях развития ребенка, особенности в системе отношений родители-дети. Определенные различия в выполнении функций родительства имеют городские и сельские семьи, многодетные и однодетные семьи, простые и сложные (много поколенные) семьи, семьи, в которых родители имеют разный уровень образования, социальный и профессиональный статус и тому подобное.

Например, сельские и городские семьи отличаются не только бытом детей и взрослых, сельские дети более вовлечены в совместный с взрослыми труд, имеют более широкий круг семейных обязанностей, их социализация происходит в значительной мере через участие в общесемейной трудовой деятельности. Существует мнение, что общесемейная деятельность является непременным условием полноценной социализации ребенка в семье.

Имеют определенную специфику многодетные семьи, особенно по сравнению с однодетными, в этих семьях существует риск недостаточного внимания родителей к каждому ребенку, невозможность учесть все его особенности. Но в случае, когда многодетность является сознательным выбором супругов и все дети являются желанными, у такой семьи больше возможностей создать атмосферу взаимной заботы и уважения, воспитать у детей ответственность, контактность, трудолюбие, способность к состраданию, сделать невозможным их одиночество в будущем.

Структура семейного объединения также влияет на выполнение родительских функций. В сложных, много поколенных семьях (доля которых в общем количестве семей с детьми постепенно уменьшается) представители старшего поколения принимают непосредственное участие в организации жизнедеятельности и воспитании детей, что влияет на систему отношений родители-дети трех поколений.

Семейные роли бабушки и дедушки важны для семьи: участвуя в домашнем труде и воспитании внуков, они способствуют и созданию комфортных условий для развития детей, и возможности для родителей совмещать профессиональные и семейные обязанности.

Вместе с тем, разница во взглядах и стиле жизни представителей разных поколений могут стать основой семейных конфликтов, особенно когда их объединение в одном домохозяйстве является вынужденным.

Однако нельзя не упомянуть, что ряд ученых-фамилистов считают наиболее привлекательной формой семьи, которая может в полном объеме выполнять все функции этого института. Семью, что есть весь комплекс супружеских – родительских — родственных отношений, и эти взгляды базируются на концепции «корневой семьи». Это мнение принадлежит Фредерико Ле Пле (F. Le Play).

Здесь родительская семья плюс репродуктивная семья с несколькими детьми (как правило, старшего сына) с определенной системой внутрисемейных и экономических отношений.

Однако при всем различии перечисленных выше форм и типов семей принципы выполнения родительских функций в них, по сути, являются традиционными – детей содержат и воспитывают родные отец и мать, которые живут в одном домохозяйстве.

Принципиальные различия форм и правил родительства мы наблюдаем в семейных объединениях, которые появились вследствие распространения современных особенностей брачно-семейного поведения населения: семьи с одним родителем и реструктурированные семьи, семьи с дистанционным браком.

Родительские обязанности в этих семьях выполняет фактически один из родителей (как правило, мать), не родной отец/мать, или родительские функции выполняются «на  расстоянии».

Поскольку традиционная среда воспитания ребенка в этих случаях принципиально изменена  или деформирована, существуют многие критические оценки этих форм родительства. Эти проблемы изучали — А. Антонов, А. Карлсон (A. Antonov, A. Carlson). Вместе с тем исследователи, изучающие положение детей в этих семьях, иногда приходят к разным выводам.

Так, Элизабет Томсон и Сара Макланахан (Elizabeth Thomson and Sara McLanahan) на основе лонгитюдного исследования положения детей в семьях разных типов пришли к выводу о неблагоприятных условиях развития ребенка во всех «альтернативных» формах семьи (незарегистрированный брак родных родителей, неродной отец, семья с одним родителем).

Особенно неблагоприятными, по мнению этих исследователей, являются условия проживания детей в семьях, где их воспитывает мать и отчим, брак которых официально не зарегистрирован.

При этом бытует мнение, что семьи с одним родителем и реструктурированные семьи имеют достаточный потенциал для полноценного воспитания и содержания ребенка, хотя и возможны определенные трудности, которые можно преодолеть. Этими вопросами занимались З. Матейчек, Т. Гурко (Z. Mateychek, T. Gurko). Здесь имеют место не девиантные формы родительства, а специфические.

Мы согласны с утверждениями ученых, что современные формы брака и семьи соответствуют исторической логике демографического развития и современному типу воспроизводства населения.  Так считают С. Захаров, А. Вишневский (S. Zakharov, A. Vishnevsky).

Брачно-семейное поведение населения формируется под влиянием современных принципов развития общества – индивидуализации, эмансипации, свободы выбора. Однако надо признать неоднозначность изменений в матримониальном и репродуктивном поведении населения, сложность предсказания отдаленных последствий этих изменений, существование определенных противоречий между интересами человечества, государства и личности именно в демографической сфере.

Нужно признать существование определенных противоречий между новой формой брачных отношений (уход от модели брака на всю жизнь, плюрализация форм брака) и потребностью общества в комфортных условиях социализации подрастающего поколения, которые обеспечивает традиционный институт родительства.

Полная семья, в которой ребенка содержат и воспитывают отец и мать, является наиболее комфортной для ребенка, она обеспечивает защищенность его развития, усвоение модели поведения, норм и правил в соответствии со своим полом и в отношении лиц другого пола.

Можно предположить, что сейчас имеет место неравномерное развитие институтов (в данном случае институтов брака и родительства), которые ученые связывают с разным временным циклом институтов, что приводит к возникновению институциональных конфликтов.

Решение этого конфликта требует не возврата к старым формам брачного семейного поведения, что невозможно, а к модернизации института родительства на современных гуманистических принципах уважения и любви к каждому ребенку, понимания его ценности, ответственного отношения к родительским обязанностям в какой бы форме брачных отношений не находилась то или иное лицо. Это новое качество родительства получило название «ответственного родительства» или «нового родительства».

Современное ответственное родительство основывается на самореализации личности в выполнении родительских функций, поэтому может «выходить за биологические пределы», то есть быть не связано с браком и биологическими (кровнородственными) отношениями: усыновление ребенка, отцовство с использованием некоторых репродуктивных технологий (донорства половых клеток и суррогатного материнства) – эти формы родительства иногда определяют как «социальное отцовство».

Современное ответственное отцовство характеризуется сознательным отношением к появлению ребенка и его воспитанию, партнерскими отношениями между родителями и между родителями и детьми, гибким подходом к гендерным ролям в семье.

Не останавливаясь подробно на трансформации гендерных ролей в современном отцовстве (это отдельный большой вопрос), нельзя не обращать внимания на появление модели «нового» отца, ответственного и заботливого, чьи обязанности не сводятся к роли кормильца семьи, а заключаются в организации быта ребенка и его воспитании.

Развитие семьи и родительства в Украине происходит в соответствии с закономерностями цивилизации, однако, как и в каждой стране, оно имеет национальные особенности. Сложность современного этапа развития украинского общества, экономический кризис, нерешенность многих социально-экономических проблем затрудняют жизнедеятельность и развитие семьи, создают негативные условия для реализации функций родительства, продуцируют ряд негативных тенденций и явлений.

В Украине, как и в других странах Европы, в начале XXI века наблюдается плюрализация форм семьи и родительства, однако большинство семей с детьми остается традиционным: в 80% семей дети живут с обоими родителями, почти 80% детей (в 2014 г. 78,9%) рождается у родителей, состоящих в зарегистрированном браке.

В то же время в каждом пятом домохозяйстве, где есть дети, они живут без одного или обоих родителей (98% этих домохозяйств – это семьи с одним родителем, в 2% дети живут с родственниками или другими лицами). По нашим оценкам, почти каждая десятая семья с детьми (8-10%) – реструктурирована, то есть в результате повторного брака детей воспитывает отчим или мачеха.

Недостаточное экономическое обеспечение воспроизводства населения современной Украины, неблагоприятная социально-экономическая среда для сочетания членами семьи профессиональной деятельности и родительских обязанностей влияют на систему отношений родители-дети, деформируя специфику родительства в различных типах семьи, усиливая негативные моменты и увеличивая риски.

Так, выборочные исследования жизни сельских детей указывают на значительную их вовлеченность в домашний и сельскохозяйственный труд. Однако это обусловлено как спецификой сельской жизни, так и материальными проблемами семей.

Хотя раннее приобщение к коллективному семейному труду эксперты оценивают положительно, однако из-за малой обеспеченности семей довольно часто интенсивность этого привлечения переходит ту грань, за которой начинается нарушение гармоничного развития ребенка (работа мешает учебе в школе, негативно влияет на успеваемость и тому подобное).

Что касается многодетных семей, то в условиях современной Украины организационная, психологическая, эмоциональная специфика родительства в многодетных семьях отходит на второй план из-за остроты проблем денежного и жилищного обеспечения многодетных. Традиции многодетности наша страна потеряла давно: по переписи населения 1970 года только в 13,1% семей с детьми воспитывалось трое и более детей, в 1979 г. – 8,7%, в 1989 г. – 8,4%, в 2001 г. – 5,7%.

Однако в начале 2014 г. в Украине проживало 323 575 многодетных семей, в них – 1 090 401 детей. В 2015 г., по данным выборочных исследований, у 3% домохозяйств с детьми проживало трое и более детей.

Исследователи констатируют высокий риск бедности и даже нищеты многодетных семей: риск бедности возрастает уже с появлением второго ребенка в семье, и значительно усиливается, если в семье трое и более детей. Эти семьи часто ограничены в возможностях полноценного питания детей, приобретения товаров и услуг для развития детей, имеют неудовлетворительные жилищные условия.

Большинство детей в Украине проживают в нуклеарной семье; сложные семьи, где вместе проживают несколько брачных пар, не являются распространенными, однако довольно часто с брачной парой проживает один из прародителей или другой родственник.

По нашим оценкам, примерно 20% детей проживает в семье вместе с дедушкой или бабушкой (или обоими). Спецификой Украины является то, что и в условиях нуклеаризации семей значение прародителей для организации жизнедеятельности и воспитания внуков остается весьма существенным.

Бабушка и дедушка формируют ту семейную атмосферу любви и заботы, которую не всегда могут обеспечить родители, занятые профессиональной деятельностью. Виды помощи представителей старшего поколения постепенного меняются, зависят от формы проживания (вместе с внуками или отдельно, на каком расстоянии), однако обследования свидетельствуют, что большинство пожилых женщин и мужчин, которые имеют внуков, помогают их воспитывать и содержать.

Неблагоприятные экономические условия жизнедеятельности семей в Украине усиливают риски семей с одним родителем, в первую очередь риск бедности. Выборочные исследования свидетельствуют об экономических и морально-психологических проблемах, которые существуют в этих семьях.

По сравнению с другими семьями с детьми в них чаще наблюдаются финансовые проблемы, средств хватает только на питание, члены семьи не чувствуют себя счастливыми; проблемой является и отсутствие в нашей стране традиции участия родителя, который не проживает с ребенком, в его воспитании.

Что касается реструктурированных семей, то специфика родительства у них в условиях Украины еще требует исследования. В этих семьях существует риск психологического, эмоционального напряжения, недопонимания между ребенком и отчимом/мачехой, возможны конфликты.

Эти семьи нуждаются в психологической и педагогической поддержке, советах соответствующих специалистов, однако в Украине не распространена практика пользования услугами семейных психологов и аналитиков, значительная часть родителей мало осведомлены в проблемах детской психологии и педагогики, что усиливает соответствующие риски.

Украина является одной из крупнейших стран-доноров рабочей силы в Европе, и в результате трудовой миграции в стране появились семьи, члены которых живут в разных странах.

Этот тип семьи получил название транснациональной. И если в такой семье есть ребенок, то либо в условиях дистанционного брака ребенок живет с одним из родителей (по данным обследований, более половины внешних мигрантов состоят в браке). Либо, если за границей работает мать, которая сама воспитывает ребенка (28% женщин-мигрантов являются разведенными или вдовыми), то ребенок живет в семье родственников.

В таких семьях реализация родительских функций деформирована, происходит общение и воспитание «на расстоянии» через современные средства связи, что не является полноценным, родители отдаляются от реальных проблем своих детей.

Негативные последствия этой формы родительства усиливает нелегальный характер существенной части миграции, что, вместе с финансовыми проблемами, уменьшает возможности периодического непосредственного общения родителей и детей (во время отпусков, каникул, праздников и тому подобное).

Низкий жизненный уровень населения, распространение безработицы на фоне значительного имущественного и социального расслоения населения стали причиной формирования прослойки социопатических семей, которые не выполняют свои обязанности по содержанию и воспитанию детей из-за безответственности, злоупотребления алкоголем, наркомании, насилия, застойной безработицы.

Родители в этих семьях уклоняются от выполнения своих обязанностей, то есть не заботятся о физическом и духовном развитии ребенка, его обучении, не обеспечивают необходимого питания, медицинского ухода, лечения ребенка. Это серьезное свидетельство ухудшения качества населения, разбалансированности институциональной среды из-за несогласованности функций семьи и других общественных институтов.

В последние годы государству удавалось активизировать работу с такими семьями социальных служб, которые предоставляли им социально-экономические, психологические и информационные услуги, осуществляли социальное сопровождение с целью создания безопасной среды для ребенка.

Помощь семьям с детьми, оказавшихся в кризисных ситуациях, стала действенным средством профилактики отторжения ребенка из семьи, благодаря чему с 2010 г. началось постепенное снижение в стране численности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Однако военные действия на востоке страны в 2014-2015 гг., резкое снижение жизненного уровня населения привели к появлению семей, в которых родителям крайне сложно выполнять в полной степени свои функции по содержанию и воспитанию детей: это семьи, которые проживают в зоне боевых действий, на неподконтрольных территориях, семьи вынужденных переселенцев.

Родители, которые пережили тяжелый стресс из-за потери близких и родственников, привычной социальной среды, оказались в условиях внезапной бедности, не всегда способны в полной мере выполнять свои семейные обязанности.

Это стало главной причиной увеличения в 2014-2015 годы количества детей, проживающих в государственных институциональных учреждениях (детских домах системы МОН Украины и домах ребенка Минздрава Украины) за счет детей, которые находятся там по заявлению родителей; хотя в течение предыдущих десяти лет происходил позитивный процесс уменьшения их численности в этих заведениях.

Выводы. Следствием современных трансформаций институтов семьи и брака, многообразия типов и форм семейных объединений стала специфика родительства в различных семьях, плюрализация его форм. Значительная часть детей воспитывается в семьях, где нормы и правила родительства отличаются от традиционных – в семьях с одним родителем и реструктурированных семьях, транснациональных семьях и тому подобное.

Современный мир дает человеку личную свободу по выбору модели брачно-семейного поведения, однако это принципиально меняет условия социализации ребенка, что продуцирует многочисленные проблемы и риски.

По нашему мнению, разрешение этого противоречия, то есть создание комфортных условий для жизнедеятельности и развития ребенка с сохранением принципов свободы личности по выбору стиля жизни, возможно только путем модернизации института родительства. Это происходит на основе сознательного, гуманного и ответственного отношения к ребенку независимо от формы отношений его родителей, понимания ценности ребенка для семьи и общества, то есть на принципах ответственного родительства.

Риски, которые продуцирует плюрализация форм родительства, в Украине усиливаются недостаточным экономическим обеспечением воспроизводства населения, некомфортной для семей с детьми социально-экономической средой, распространением социальных патологий – алкоголизма, наркомании, семейного насилия.

Сложность современного этапа развития Украины, а особенно последствия вооруженного конфликта на востоке страны, нуждаются в оперативных, научно обоснованных мерах социально-демографической политики. Однако окончательное решение проблем семьи и родительства возможно только в условиях значительного экономического и социального прогресса общества.

Автор: Л. И. Слюсар, кандидат экономических наук, первый научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: L.Slyusar@bigmir.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий