Статья посвящена раскрытию роли общественного мнения в процессе разработки стратегического планирования развития общества.
Процесс децентрализации способствовал созданию объединенных территориальных общин (ОТГ), мобилизации активности населения, трансформировал общественное настроение относительно значимости его участия в жизни объединений, способствовал усилению ответственности, росту доверия как внутри общины, так и к государству по решению проблем жизнедеятельности объединений.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки Стратегии развития общества в соответствии с государственной стратегией регионального развития на 2021-2027 годы. Целью статьи является анализ результатов анкетного опроса населения и обоснование его роли в стратегическом планировании ОТГ.
В статье использованы общенаучные методы исследования: онлайн-опроса, анализа, синтеза, обобщения.
Новизной является впервые определенное общественное мнение относительно стратегии развития Немишаевской объединенной территориальной общины Киевской области на основе разработанного анкетного опроса населения, которое в ней проживает. Раскрыта значимость стратегического планирования развития общества для усиления ее конкурентоспособности и противодействия изменениям глобального характера.
Проанализированы результаты опроса, которые стали основой для определения новых ориентиров и задач общества в контексте разработки стратегии ее развития. Определены важнейшие проблемы, которые, по мнению населения общины, требуют первоочередного решения и учета в поэтапном стратегическом программировании, а также выявлены причины их возникновения.
Обоснован рост уровня активности жителей общины и целесообразность консолидации усилий властными структурами по улучшению качества жизни. Сделан акцент на приоритетности создания комфортных условий для проживания населения и доступности качественных услуг по месту жительства.
Констатировано, что разработка и реализация стратегического планирования ОТГ обеспечит равноценное развитие населенных пунктов вне зависимости от территориальной удаленности от центра оказания услуг и категоризации поселений.
Ключевые слова: стратегия развития, объединенная территориальная община, общественное мнение, опросы, условия проживания.
Постановка проблемы. Созданию демократических форм организации общества – объединенных территориальных общин (ОТГ) способствовал процесс децентрализации в Украине, где большое значение получило местное самоуправление. Значимыми аспектами в перспективном развитии вновь созданных институтов является уровень общественной активности и отношение населения к локальным трансформациям.
Направленность перспективного эффективного развития общин зависит от содержательности стратегии развития и этапов ее осуществления. По сути своей, стратегия имеет за основу анализ социально-экономического развития территории, населенных пунктов, входящих в ОТГ, генеральную совокупность взглядов местной власти и населения общины на перспективность ее развития.
Значимым в развитии ОТГ является равный доступ к услугам, повышение качества жизни и создание комфортных условий проживания. Сейчас актуальной является необходимость осуществления качественного стратегического планирования. В контексте определения приоритетных задач и путей развития общества потребностью становится привлечение населения к разработке стратегического планирования, где важным фактором предстает организация и проведение анкетного опроса населения общины.
Актуальность выбранной темы. На сегодня значимым является стратегический подход к планированию устойчивого развития ОТГ. Децентрализация власти привела к трансформации роли планирования в системе местного управления, которое является инструментом повышения конкурентоспособности отдельно взятых территорий населенных пунктов и отдельных регионов и страны в целом, средством социальной сплоченности членов общины по определению долгосрочных приоритетов.
Внедрение инноваций в общественное развитие и реагирование на них общественности определяет необходимость исследования структурных трансформаций. В функционировании ОТГ, разработке ее стратегического планирования значимыми являются становление и развитие свойств социального капитала, в частности: доверие, диалог и связи между членами общины и структурами власти, отчетность, синергетический эффект.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам и особенностям стратегического управления регионального развития уделено значительное внимание в трудах зарубежных ученых: Б. Дафлон (B. Daflon), Т. Madies, В. Groot, Х. Zon, М. Павловой (M. Pavlova).
С началом процесса децентрализации усилилось внимание отечественных ученых к вопросам деятельности органов местного самоуправления, создания безопасной и комфортной среды обитания, разработке стратегического планирования общин, к равномерному развитию всех населенных пунктов ОТГ. Зарубежный опыт стратегического планирования, модели государственного регулирования стратегического развития исследовали М. Латынин (M. Latynin) и А. Лукашов (O. Lukashov).
Отдельные теоретические и методологические аспекты децентрализации, инновационные модели, механизмы и инструменты управления стратегическим развитием территориальных общин представляли в научной литературе ученые.
Это как А. Берданова (А. Berdanova), В. Вакуленко (V. Vakulenko), Н. Гринчук (N. Grinchuk), В. Колтун (V. Koltun), В. Куйбида (V. Kuybida), А. Ткачук (А. Tkachuk), Е. Бородин (E. Borodin), Н. Goncharuk, С. Серегин (S. Seryogin), Ю. Шаров (Y. Sharov), Е. Либанова (E. Libanova), С. Романчук (С. Romanyuk), Т. Заяц (Т. Zaiats), В. Звонарь (V. Zvonar), Г. Краевская (H. Kraievska).
К. Пастух (K. Pastukh) исследованы направления совершенствования стратегического планирования развития территориальных общин, организации взаимодействия органов государственной власти и органов самоуправления. И. Архипенко (И. Arkhypenko) проанализированы особенности стратегического управления в развитии ОТГ в Украине.
В частности акцентировано внимание направленности публичного управления на использовании инструментов стратегического управления, проанализированы преимущества и сложности его использования в развитии ОТГ. М. Брыль (M. Bryl), А. Врублевский (O. Vrublevskyi), О. Данчева (O. Dancheva) рассмотрели права способной территориальной общины, в частности инструменты демократизации, способы влияния членов ОТГ на органы местного самоуправления.
Определены основные признаки сплоченности общины, предложены пути развития отношений между членами ОТГ. Разработан алгоритм действий по восстановлению доверия и развитию самоорганизации населения.
Раскрыта сущность стратегического планирования как основы устойчивого развития территорий. О. Бородиной (O. Borodina) обоснованы теоретические и практические аспекты стратегического планирования развития территориальной общины в процессе децентрализации и объединения. С. Романюком (S. Romaniuk) проанализированы теоретические аспекты использования элементов стратегического управления и исследовано их использование на локальном и государственном уровне.
Цель статьи – анализ результатов анкетного опроса населения и обоснование его роли в стратегическом планировании ОТГ.
Новизна. Впервые определено общественное мнение относительно стратегии развития Немишаевской объединенной территориальной общины Киевской области на основе разработанного анкетного опроса населения, которое в ней проживает.
Методы исследования. Методология исследования основывается на применении следующих методов: онлайн-опроса, анализа, синтеза, обобщения. Данное исследование проведено в три этапа. На первом – разработан инструментарий опроса с учетом анализа ресурсной базы, социально-экономической ситуации ОТГ.
На втором этапе исследования в сотрудничестве с рабочей группой поселкового совета осуществлен онлайн-опрос населения в Google форме. Во время проведения исследования определенные проблемы были обусловлены ограниченным доступом респондентов к Интернет-ресурсу (в частности, качество связи в интернете). На третьем этапе – обобщение и анализ полученных результатов.
Изложение основного материала. Осуществление процесса децентрализации привело к активизации партнерских отношений. Налаживание диалога между обществом и властью стало основой для ускорения трансформационных процессов общественного развития, ориентированных на решение первоочередных проблем и улучшение общих условий проживания населения.
Социальными условиями в соответствии с определенными стандартами должны быть обеспечены все независимо от места проживания (село или город). В числе решения первоочередных вопросов является строительство дорог, что обеспечивает доступность в получении качественных социальных услуг (образовательных, медицинских), уменьшение оттока молодежи в города и развитие села в целом. В то же время улучшение условий проживания в сельской местности уменьшит расслоение населения.
Важная роль в осуществлении трансформационных процессов принадлежит населению общины. Активизацию общественности в современном обществе усиливает эффект синергии, который неразрывно связан с доверием населения к органам власти. Для укрепления объединений должно быть построено доверие между населением общины и местной властью.
Само доверие стимулирует быстрый экономический рост. По мнению Френсиса Фукуямы, в Украине есть гражданское общество, когда люди работают для общей цели вне правительства, вне государства.
Когда люди довольны качеством государственных услуг и инфраструктурой, они становятся более уверенными, минимизируется недовольство между социальными группами, формируются новые общественные ценности.
В основе социальной сплоченности лежит добровольное решение человека участвовать в жизни общины. С началом процесса реформирования управления значимыми являются системность и эффективность действенных подходов по разработке государственных стратегий на длительную перспективу.
В европейских странах особое значение в реализации территориальных стратегий развития имеет повышение сплоченности благодаря активизации капитала, населения, внедрения инноваций; учет взаимной зависимости между районами экономического роста и периферийными населенными пунктами.
В Украине ОТГ действуют в конкурентной среде, которая имеет способность постоянно меняться. Значимой является потребность своевременного реагирования на новые вызовы глобального характера. В то же время в углублении сплоченности общества весомым является эффективное гармоничное развитие общин.
При этом главными приоритетами государства становятся единство народа в решении локальных и глобальных проблем, доверие друг к другу и к государственным институтам и безопасность. Алгоритм действий социальной сплоченности является успехом развития общин.
Сегодня весомым инструментом социального развития является стратегия. В контексте глобальных процессов, стратегия — это документ, который определяет цели государственной политики, направленные на территориальное развитие в соответствии с европейскими стандартами. Стратегическое планирование — процесс, содержащий дорожную карту достижения целей, предполагает гибкость для адаптации видения во времени и в соответствии с требованиями, что возникают.
В 2015 г. в Украине была разработана Государственная стратегия регионального развития на период до 2020 г., которая определяла реформу децентрализации местного самоуправления. Значительное внимание уделялось развитию государственно-частного партнерства, главными субъектами которого являются: органы местного самоуправления, бизнес, территориальная община.
Согласно приказу «Об утверждении методических рекомендаций по формированию и реализации прогнозных и программных документов социально-экономического развития объединенной территориальной общины» № 75 от 30.03.2016 г., стратегия развития ОТГ определяет цели, индикаторы, приоритеты и задачи для устойчивого развития сроком на 7 лет.
Стратегия реализуется через план (программу) социально-экономического развития ОТГ, в котором на 3-5 лет определяются цели и приоритеты, задачи и механизмы их реализации, организационные и административные мероприятия и тому подобное.
С целью устойчивого развития регионов, в соответствии с государственной стратегией регионального развития на 2021-2027 годы, каждая объединенная территориальная община до 2022 г. должна иметь утвержденную стратегию развития, которая базируется на эффективном использовании государственных и местных ресурсов в территориальных общинах и регионах в интересах человека.
Успешность развития регионов зависит от активности развития способных территориальных общин, от использования ими возможностей распределения государственной субвенции на развитие инфраструктуры, привлечения новых средств международной технической помощи. Сейчас весомым является эффективное распределение средств, с целью формирования новых возможностей для увеличения местных доходов на перспективу.
Уменьшение дисбалансов в экономическом развитии территорий является условием единства государственного пространства и экономической устойчивости государства.
Чистый эффект от децентрализации зависит от баланса между многочисленными факторами. Улучшенная ответственность местных политиков и чиновников, их осведомленность о местных ресурсах и проблемах, более легкий путь к инновациям и они могут оказать положительное влияние на рост благосостояния.
Для конвертации новых возможностей развития ОТГ существенным является учет первоочередных потребностей населения с целью создания комфортных условий совместного проживания. В этом аспекте значимым является учет мнения населения общины, которое можно интерпретировать за счет осуществления социального опроса, результаты которого будут использованы на этапе непосредственной разработки стратегии развития общества.
В сентябре-октябре 2020 г. совместно с рабочей группой Немишаевского поселкового совета Киевской области разработан мониторинг общественного мнения, специфика которого заключается в определении новых ориентиров и задач развития общины.
Значимости приобретает определенность, осмысленность и структурированность вопросов, целесообразность и важность полученных результатов, а так же активность населения общины по участию в опросе. Было опрошено 177 респондентов, их половозрастной состав в целом отражает структуру населения ОТГ.
Жители общины давали преимущественно умеренные оценки относительно их отношения к своему населенному пункту. В частности, населенный пункт оценили как комфортное место для проживания – 51,1%, почти 30,0% хотят, чтобы в поселке жили их дети; более 14,0% вынуждены здесь жить. При малейшей возможности желают уехать 4,0% респондентов.
В последнее время в центре общины в поселке Немишаево, растет количество новых многоэтажных домов, улучшается благоустройство поселка, инфраструктура. Однако остается еще ряд вопросов для улучшения общих условий проживания.
Определяя задачи, требующие первоочередного решения для развития населенного пункта, в анкете предложено 14 вариантов, которые респонденты должны были распределить в определенной последовательности.
Так, из 177 респондентов, осуществление модернизации больницы считают первоочередным вопросом 103 респондента. Пандемия COVID-19, перегрузка районной больницы посетителями и пациентами, недостаточная наполняемость кадрового потенциала квалифицированными врачами, осложнения в территориальной доступности получения медицинских услуг во время локдауна усилили частоту упоминаний этой проблемы в перечне значимых.
Второй проблемой, по частоте упоминаний, была безопасность граждан (открытие полицейского и пожарного участка) (59 опрошенных). На третьем месте – улучшение водоснабжения (52 опрошенных лиц).
Среди респондентов однозначно преобладает мнение, что для дальнейшего развития ОТГ основным ресурсом является близость к городам (г. Буча, Ирпень, Киев) – такое мнение высказали 34,3% опрошенных, 29,6% таким ресурсом считают выгодное географическое положение, 23,1% отметили активность / предприимчивость жителей поселка.
Что касается развития партнерских отношений, то 56,8% респондентов считают, что местный совет, бизнес и общественность сотрудничают в пользу развития их населенного пункта, однако значительная часть – 43,2% опрошенных выразили пессимистические настроения. В то же время 13,1% опрошенных отметили, что у них есть возможности для создания рабочих мест в общине.
Перспективность общины респонденты видят в развитии экономики, в частности таких секторов, как медицина – 71,0%, сфера услуг – 52,3, производство и образование составляют соответственно 43,8% и 41,5%, развитие транспорта и логистика – 35,2% опрошенных лиц.
С осуществлением процесса децентрализации, повышением уровня привлечения населения к развитию ОТГ значительная часть респондентов (75,6%) интересуются показателями социально-экономического развития общества; для 15,9% – это не является главным, а 8,5% равнодушны к данной информации.
В последнее время растет инициативность, активность населения в улучшении общих условий проживания. Чаще всего респонденты выбирают такие варианты: 58,5% принимают активное участие в общественных мероприятиях (субботниках, культурных, спортивных мероприятиях), 40,3 популяризируют населенный пункт, 26,1 организуют и участвуют в культурно-развлекательных мероприятиях, 22,2% – занимаются благотворительной деятельностью.
Особенно следует отметить чрезвычайную активность молодежи в развитии общества. В частности, участие в управлении (действенность различных секторов, Молодежного совета и парламента); в разработке и реализации авторских социальных проектов в контексте конкурса «Бюджет участия».
А также в улучшении благоустройства поселков благодаря организации общин по уборке улиц, высадке зеленых насаждений вдоль улиц и дорог и вблизи общеобразовательных учебных заведений; в создании достопримечательностей, популяризации ОТГ через соцсети; в сотрудничестве с общественными и волонтерскими организациями и др.
Следовательно, результаты опроса являются весомым заделом в консолидации усилий власти и общества по определению приоритетных задач и путей развития общин. Именно поэтому анкета опроса жителей общины использована рабочей группой поселкового совета для осуществления мониторинга общественного мнения с целью разработки стратегии Немишаевской ОТГ, сбора исходной информации, определения приоритетных задач и путей развития общества.
Выводы. Успешность стратегического планирования связана с действенностью предыдущего этапа – плана (программы) социально-экономического развития ОТГ, одним из его структурных элементов и является анализ состояния развития населенных пунктов.
Участие населения в разработке стратегии развития ОТГ проявляется через социальный опрос, результаты которого могут быть использованы для решения первоочередных проблем населения общины, с целью повышения качества жизни, определения современных ориентиров общественного развития.
Результаты проведенного опроса показали активность членов общины, их отношение к обозначенным вопросам, первоочередность решения определенных респондентами проблем, а также стали полигоном для дальнейших действий местных властей по этапам разработки стратегии. В то же время результаты отразили определенные неудобства по доступности населения общины принять участие в соцопросе из-за несовершенного качества покрытия источником интернет.
На перспективу целесообразно проводить опросы на постоянной основе для разработки стратегии ОТГ. Количество вопросов следует сократить до 15-20 с возможностью выбора вариантов ответов на некоторые из них в пределах максимум до 7.
Следовательно, устойчивое развитие регионов и страны в целом зависит от разработанных в каждой ОТГ стратегий развития с учетом возможностей их дальнейшего воплощения в соответствие с локальными потребностями. Поддержка населением общины разработки стратегии, на каждом ее этапе повысит ответственность за ее эффективную реализацию.
Скоординированный алгоритм действий по решению первоочередных задач отдельно взятой общины обеспечит успешное выполнение Государственной стратегии регионального развития на 2021-2027 годы.
Автор: Л.В. Головко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: holovko_lilia@ukr.net, ORCID: 0000-0002-3372-764X
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.