Роман Лещенко – министр аграрной политики: досье, взгляды на развитие АПК, достижения в Госгеокадастре

Парламент проголосовал 242-мя голосами «за» назначение Романа Лещенко министром аграрной политики и продовольствия Украины. Восстановление структуры самого Минагро, которое было отменено 30 августа 2019 года, планируется в течение следующих 4-5 месяцев.

До этого, распоряжением Кабинета министров Украины от 10 июня 2020 г. № 643-Р Лещенко Роман Николаевич был назначен председателем Госгеокадастра. На этом посту он пробыл почти полгода и отметился достаточно решительными и кардинальными шагами, которые были предприняты в сторону реструктуризации и улучшения работы подотчетного ему ведомства. А перед этим он занял должность уполномоченного президента Владимира Зеленского по земельным вопросам.

Накануне голосования в ВР, аграрный комитет 17 голосами поддержал кандидатуру Романа Лещенко на должность министра аграрной политики, фракция “Слуга народа” написала публичное письмо премьеру Денису Шмыгалю с аналогичной просьбой. Накануне Лещенко общался со слугами, где презентовал свое видение развития АПК.

Первое – сформировать стратегию развития сектора на 7-10 лет.

«Мы должны понимать, куда движется аграрный сектор, какая необходима миссия и каким он будет в перспективе», – рассказывает один из депутатов-слуг.

Второе — запуск прозрачного государственного реестра получателей государственной поддержки из бюджета аграриями.

Лещенко напомнил, что соответствующий закон 985-IX уже подписан президентом Владимиром Зеленским – осталось ввести его в 2021 году.

Третье – продолжение земельной реформы, заявленной президентом.

В частности, речь идет о принятии законопроекта № 2194 «О земельной децентрализации» (напомним, депутаты отправили его на доработку для повторного чтения), открытие рынка земли с 1 июля 2021 года для украинцев, завершение перевода Госгеокадастра «в цифру».

Четвертое — завершение реформирования Госпродпотребслужбы и сближение украинского ветеринарно-санитарного законодательства с Европейским.

Пятое — развитие орошения в Украине.

Речь идет о создании объединения водопользователей, реанимации уже действующей концепции орошения и прочее.

Ключевые задачи в АПК

Выступая в парламенте перед назначением, он очертил задачи так:

«Я сторонник максимального дерегулирования и детенизации сектора. Я считаю, и это подтверждает аналитика, миллионы га украинской земли в тени. На ней выращивается сельскохозяйственная продукция и не уплачиваются никакие налоги. Все знают, что в Чернобыльской зоне выращивают зерновые, непрозрачно используются ведомственные земли, в частности, Минобороны и другие. Однозначно, нужно облагать налогом каждый гектар украинской земли и закрывать налоговые схемы.

Мы видим потенциал детенизации в 2021 году (при комплексных мерах налогообложения) не менее $1 млрд. прямых поступлений в бюджет в части отделения налогообложения земли и закрытия НДС — схем/компании-однодневки, благодаря детенизации через введение государственного электронного аграрного реестра», – заявил новоназначенный министр.

По словам Романа Лещенко, нам надо акцентировать внимание на поддержке молочного скотоводства путем применения адресной дотации на содержание поголовья. Отдельно – завоз качественного поголовья с четкой системой компенсации, потому что ситуация критическая. По падению молока мы находимся в 1946 году… Сырьевой тип аграрного производства должен уходить в глубинную переработку по созданию дополнительной стоимости аграрной продукции и есть отдельные программы стимулирования, в том числе и путем предоставления отдельных налоговых льгот.

По мелиорации и орошению я обратился к премьеру Денису Шмыгалю, чтоб Госводагенство было введено в структуру Минагрополитики. Мы хотим привести в порядок законодательство в части водопользователей, объединить усилия Минагрополитики и Госгеокадастра и запустить самую масштабную программу (около $2 млрд. инвестиций) на орошение юга Украины. Юг засыхает третий год подряд.

Никакая государственная компенсация не поможет – надо решить корень проблемы, восстановить советские системы полива. Там есть огромный потенциал для нашего растениеводства — плюс 30 процентов прирост по зерну.

Ключевой позицией для реализации выше озвученных задач, Роман Лещенко назвал восстановление Минагрополитики.

Восстановление Минагрополитики — это вопрос, который волнует всех без исключения аграриев Украины. Все без исключения понимают, что аграрный сектор должен иметь четкую стратегию своего развития, где должна быть четкая институциональная позиция, где мы видим АПК через 10 лет. Очевидно, что сырьевой тип аграрного производства – не тот, что заслуживает государство.

Стратегия требует детального обсуждения со всеми субъектами, в том числе и депутатами. Безусловным элементом является четкое наведение порядка в земельных отношениях, дать ответ на вопрос, куда делись 5 млн. га государственных земель, которые были на балансе государства, о которых говорили и.о. министра аграрной политики в 2018 году. За полгода работы главой Госгеокадастра я не видел большего противодействия, как в этой период.

Очевидно, когда 10 тыс. человек занимается на уровне государства земельными вопросами и 1,3 млрд. грн. тратим ежегодно на их содержание, когда нет инвентаризации и общей аналитики по землям – в этом есть большой вопрос. Поэтому мы, не мешкая, выполнили историческое решение и по требованию президента (указ от 15 октября 2020 года) передали более 1300 общинам государственные земли.

Мы вернули государственные земли народу. В январе Госгеокадастр будет оптимизирован на 60%. Мы приняли историческое решение о создании аграрного реестра – Минагрополитики будет иметь единую систему распределения господдержки – никаких ручных распределений дотаций не будет. С этим покончено.

Подсказки с рынка АПК аграрному министру Роману Лещенко

Поскольку разработка стратегии аграрного сектора – одна из ключевых задач Романа Лещенко, то напомним новоиспеченному министру, что уже есть по этой теме.

Правительство готовит «Национальную экономическую стратегию-2030» для Украины. Уже стартовали рабочие и экспертные группы по основным направлениям. Впереди подбор правильных решений, их презентация и обсуждение. Экономическая стратегия – это инициатива президента Владимира Зеленского и премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля. Координатором ее разработки выступает Центр экономического восстановления.

Сейчас экспертным группам предложено 10 основных гипотез для разработки аграрной части стратегии:

Обеспечение эффективного регулирования для долгосрочного устойчивого развития аграрного сектора

Сейчас государственная политика в агросекторе часто меняется и страдает от нехватки стратегического видения. Государство должно обеспечить реализацию эффективной государственной политики, реформировать Госгеокадастр, развивать рынок земли и провести децентрализацию земельных отношений, или способствовать долгосрочному устойчивому развитию аграрного сектора и сельских территорий.

Развитие систем орошения и дренажа для увеличения урожайности сельскохозяйственных культур 

Сегодня Украина использует около 20% потенциала по орошению и 10% дренажа. Приоритетной задачей является создание предпосылок для инвестиций в системе орошения и дренажа, в регулировании законодательства в данной сфере. Это позволит увеличить урожайность украинских сельскохозяйственных земель и доходы аграрных производителей.

Стимулирование внедрения Agtech для улучшения производительности и оптимизации затрат аграрных производителей

Стимулирование использования высоких технологий позволит значительно увеличить производительность в секторе и сократить расходы предприятий, увеличивая их конкурентоспособность.

Увеличение производства высокомаржинальных культур для повышения добавленной стоимости в агросекторе

Высокомаржинальные культуры составляют лишь 11% в общей структуре растениеводства в Украине, что значительно ниже, чем в странах ЕС. Ключевой задачей является изменение украинского crop mix с увеличением доли овощей, фруктов и ягод, что окажет положительное влияние на добавленную стоимость, которая создается в украинском агросекторе.

Расширение элеваторных мощностей для сокращения потерь сельскохозяйственной продукции

Совокупные мощности зернохранилищ в Украине не удовлетворяют существующий спрос, а также неравномерно размещены по территории страны. Фокус должен быть сконцентрирован на расширении мощностей для хранения аграрной продукции, что уменьшит потери продукции и будет способствовать наращиванию производства.

Стимулирование переработки аграрной продукции для увеличения созданной добавленной стоимости

В настоящее время в Украине существуют проблемы низких цен на сырье и низкой доли переработанной продукции. Предоставление актуальной информации о перспективах и возможностях переработки продукции и компенсации затрат, связанных с созданием перерабатывающих мощностей раскроет экспортный потенциал украинских производителей и окажет положительное влияние для экономики страны.

Обеспечение квалифицированной рабочей силой, которая будет отвечать потребностям аграрного сектора

В течение последних 15 лет из Украины выехало около 6,3 млн. украинцев. Учитывая экономические причины данной тенденции, необходимым шагом является развитие самозанятости и улучшение благоустройства жителей в сельской местности. Наряду с этим, развитие дуального образования в агросекторе окажет положительное влияние на уровень квалификации работников в отрасли.

Улучшение транспорта и инфраструктуры для увеличения конкурентоспособности украинских производителей

Недоразвитость транспортной инфраструктуры, отсутствие своевременного обновления мощностей, экономически неоправданные тарифы и недостаточность капитальных инвестиций в грузовые перевозки создают неблагоприятные условия для аграрного сектора.

Оптимизация тарифов УЖД и сборов АМКУ, совершенствование корпоративного управления, а также расширение и обеспечение финансирования планов капитальных инвестиций позволят улучшить конкурентоспособность украинских производителей.

Обеспечение доступа к рынкам сбыта для малых и средних аграрных производителей

Сегодня большое количество малых и средних производителей, особенно производители ягод, теряют значительную часть прибыли, поскольку вынуждены пользоваться услугами посредников при сбыте продукции. Важной задачей является обеспечение доступом всех аграрных производителей к рынкам сбыта, в том числе путем активизации кооперации между производителями и путем развития кластеров.

Гармонизация законодательства Украины с ЕС для расширения доступа украинских предприятий к рынкам Европы

На данный момент Украина выполнила менее 6% процентов всех обязательств, взятых на себя в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Приведение законодательства Украины в соответствие с директивами и регламентами ЕС по торговле откроет доступ на европейские рынки для украинских производителей и окажет общее положительное влияние на экономику страны в контексте устранения торговых барьеров и, как следствие, на увеличение объемов экспорта.

Аграрная стратегия мира

Понимая важность этого процесса, параллельно мы также изучили мировой опыт о том, как разные государства развивают свой аграрный сектор:

Стратегию США

Стратегию Канады

Стратегию Египта

Общую стратегию ЕС

Стратегию РФ.

AgroPolit.com совместно с «Украинским институтом будущего» год назад разработал стратегию развития аграрного сектора Украины до 2030 года «Украина – мировой супермаркет экологических продуктов».

Кроме того, в начале президентской каденции Владимира Зеленского мы провели срез мнений аграриев о том, какие направления должны быть ключевыми в развитии сектора в следующие годы, а также – какие существуют способы достижения результатов. Результаты изложили в материале «Аграрная программа будущего президента Украины глазами украинцев». После первого года работы правительства и президента мы снова перемеряли настроения рынка и вот что получили.

Достижения в Госгеокадастре

Чем запомнился Роман Лещенко на посту председателя?

  1. Госгеокадастр начинает передачу территориальным общинам земельных участков, в отношении которых предоставлены разрешения на разработку документации по землеустройству, но землеустроительная документация не была подана в Госгеокадастр до 15 декабря. Решения по этим участкам будут принимать уже новоизбранные депутаты территориальных общин.

Население этих общин теперь должно контролировать депутатский корпус, ведь преимущественно это ваши соседи или знакомые, которые получили от общины мандат доверия. В течение прошлых трех недель Госгеокадастр передал территориальным общинам 1 миллион 246 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Землю уже получили 857 территориальных общин, — сообщил Роман Лещенко.

  1. Для прекращения практики регистрации земельных участков с «накладками» Госгеокадастр подготовил письмо с разъяснениями, в котором обратили внимание государственных кадастровых регистраторов на то, что, согласно действующему законодательству, наличие «накладки» не является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации земельного участка.

Если земельный участок сформирован правильно – он должен быть внесен в кадастр, несмотря на наличие «накладки». В то же время я осознаю, что «накладки» – масштабная и сложная проблема, которая для своего решения требует больших усилий и пересмотра целого ряда положений действующего законодательства, выполнения большого объема работ. Эта работа в Госгеокадастре ведется, и ее результаты в ближайшее время будут представлены профессиональному сообществу, – подчеркнул Лещенко.

  1. Кадастр “в цифре” – Главное управление государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра в областях и городе Киеве будут ликвидированы через два месяца.

По словам Романа Лещенко, соответствующий приказ был подписан 24 ноября 2020 года.

Установить срок выдвижения кредиторами требований к территориальным органам Госгеокадастра, которые ликвидируются в течение двух месяцев со дня обнародования сообщения о решении, о прекращении юридического лица в порядке, определенном действующим законодательством, – говорится в приказе.

В результате оптимизации и реорганизации Госгеокадастра, численность его работников, которая сейчас превышает 10 тыс., уменьшится почти на 60%.

  1. Наказывать исполнительных работников Госгеокадастра за отказы и затягивание при изготовлении документации. Госгеокадастр должен отойти от практики возврата землеустроительной документации на доработку по формальным причинам во время проведения государственной экспертизы.

Председатель Госгеокадастра предоставил структурным подразделениям ряд поручений по повышению качества услуг.

По его словам, государственная экспертиза землеустроительной документации – это, то направление деятельности Госгеокадастра, которое вызывает едва ли не больше всего нареканий у представителей профессионального сообщества.

Анализ статистических показателей свидетельствует, что неоправданно большой процент объектов экспертизы возвращается на доработку, причем делается это, обычно по сугубо формальным основаниям. В частности, из-за якобы наличия орфографических ошибок, недостатков в оформлении отдельных документов и тому подобное. Такой подход не соответствует действующему законодательству Украины, — отметил Роман Лещенко.

  1. Госгеокадастр открывает базы для судебных исполнителей и арбитражных управляющих. Госгеокадастр предоставит доступ к своей базе исполнителям и арбитражным управляющим, чтобы они имели возможность оперативно получить информацию об имуществе должника.

«Процент фактического исполнения судебных решений в Украине составляет менее 3%. Хотя этот показатель за последние годы несколько вырос, но это все еще, без преувеличения, страшная цифра. В обеспечении исполнения судебного решения важная роль отводится исполнителям – и государственным, и частным, а также арбитражным управляющим. Представители этих очень важных юридических профессий могут эффективно действовать лишь тогда, когда они имеют возможность оперативно получить информацию об имуществе должника», – сообщил Лещенко.

  1. В семи областях Украины завершили земельную инвентаризацию.

Лещенко назвал регионы, где инвентаризация проведена.

«Определенные задержки были из-за того, что предыдущее руководство фактически составило условия инвентаризации под фиктивные компании на тендер, а реально в поля никто не выезжал. Поэтому нам приходится выполнять план за себя и за них задним числом. Мы упростили тендерную процедуру допуска компаний к проведению инвентаризации. Уже завершили инвентаризацию Киевская, Луганская, Полтавская, Николаевская, Ивано-Франковска, Тернопольская и Черновицкая области», – сказал Роман Лещенко.

Что еще нужно сделать в сфере земельных отношений?  

Поскольку Лещенко заявил, что земельный блок – одно из пяти направлений, которые он будет контролировать на этой должности, значит, ему надо многое доделать.

  1. Принять законопроект №2194 о завершении земельной децентрализации и передаче земель ОТГ. Напомним, Верховная рада провалила законопроект о земельной децентрализации. Она не приняла во втором чтении законопроект №2194 «Проект закона о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений».

Законопроект поддержали лишь 201 народный депутат. Таким образом, проект закона отправили на доработку в профильный комитет ВР.

Сообщалось, что документ определяет правила обращения сельскохозяйственной земли в Украине. Он разработан на основе законопроекта №2178, предложенного правительством и с учетом пожеланий экспертов аграрного рынка.

Ранее глава Госгеокадастра Роман Лещенко призвал правительство принять законопроект №2194 по земельной децентрализации.

Своим голосованием «за» законопроект №2194 народные депутаты наконец-то могут сделать шаг, на который, несмотря на щедрые обещания, так и не смогли стать предыдущие созывы парламента и два десятка правительств. Это откроет путь для возвращения общинам земель за пределами населенных пунктов, – отметил он.

  1. Выбрать модель поведения с государственными землями.

У Госгеокадастра на балансе есть земли, которые находятся в пользовании другими ведомствами, как в управлении и обработке НААН, Минобороны, Пенитенциарной службы, Минздрава, аграрных госпредприятий. Это более 750 тыс. га сельскохозяйственной земли. Поэтому существует две позиции, как обращаться с государственными землями.

«Первая – законопроект председателя аграрного комитета Николая Сольского: приватизировать по формуле 40% – трудовому коллективу, 20% – участникам АТО, 40% – на аукцион. Вторая – провести инвентаризацию, передать их на баланс вновь созданного Национального агентства управления земельных ресурсов или Госгеокадастра без права отчуждения этих земель (кроме сдачи в аренду на публичных, прозрачных аукционах). Средства от сдачи в аренду направлять в бюджет – это миллиарды гривен», – сказал Лещенко.

  1. Реализовать 4 закона для регуляции работы службы.

В частности, необходимым для работы Госгеокадастра является принятие таких документов:

об интеграции спутникового мониторинга в общую систему земельных отношений Украины;

об объединении земельного кадастрового реестра, и реестра вещных прав на недвижимое имущество Минюста;

о монетизации бесплатной приватизации земли;

об использовании земель Госгеокадастра, которые находятся по акту постоянного пользования (земли НААН, Минобороны, Минобразования и так далее – в объеме 750 тыс. га).

  1. Реализовать ревизию Всемирным банком систем блокчейна в земельном кадастре.

«Всемирный банк проверит систему Госгеокадастра на предмет его защищенности от утечки данных, наличия противоправных вмешательств в предыдущих периодах, изменения контуров, границ, аннуляции кадастровых регистраций, изменения кодов целевого назначения. Он выявит слабые места в программном обеспечении ГЗК и предоставит свои рекомендации по их исправлению и дальнейшей защите. Эти рекомендации будут касаться наведения порядка в ГЗК и поэтапного внедрения системы блокчейн в земельном кадастре Украины», – сказал Лещенко.

  1. Сделать антирейдерские шаги перед запуском рынка земли.

«Глобально вопрос рейдерства решает антирейдерский закон № 0858, принятый в рамках земельной реформы. Что еще нужно? Ключевой вопрос в противодействии земельному рейдерству – нотариальная форма заверения каждой операции, регистрация и любое совершение сделок происходит исключительно в письменной форме.

Кроме того, нужно защитить Госземкадастр от противоправного вмешательства третьих лиц в его базу данных», – сказал Лещенко.

  1. Объединить реестры Минюста на недвижимое имущество и Госгеокадастра на землю в один.

По его словам, объединение этих двух реестров – задача на 2021 год.

«Это будет происходить следующим образом: перейдем с госгеокадастровой системы документооборота («ДокПроф») на минюстовскую. Это унифицирует все данные в одну систему координат по обмену документами. Это нужно сделать, чтобы в течение года синхронизировать в единую систему реестр вещных прав и земельный кадастр.

Кроме Украины еще Германия имеет такой сложный кадастровый реестр, и это абсурд, когда гражданин Украины регистрирует отдельный земельный участок, а объект недвижимости регистрирует отдельно. И каждый живет в своем выборе. В мире другой подход: все, что есть на земельном участке, следует по нему в план регистрации, а не наоборот.

Сейчас у нас есть понимание с Министерством юстиции. Министр признает тот факт, что это следует делать. Открытый вопрос — кто будет администратором этого единого реестра (Госгеокадастр или Министерство юстиции). Для меня это вопрос непринципиальный. Важно – прозрачность и публичность этого реестра», – заявил Роман Лещенко.

Автор: Виталий Хворостяный

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий