Рост экономики замедляется. Время пересматривать бюджет?

31.05.2019 – В первом квартале общий фонд государственного бюджета Украины по доходам и расходам выполнен на 91%. Почему бюджет не выполняется и удастся ли выровнять ситуацию?

Начало 2019 года стало для бюджета тревожным. Всемирный банк и Минэкономики ухудшили прогнозы роста экономики Украины с 2,9% до 2,7% и с 3% до 2,8% соответственно, а затем – до 2,7%. Прогноз МВФ аналогичен прогнозу ВБ.

Общее между этими ожиданиями то, что они хуже заложенных в бюджете-2019 цифр. Смета страны рассчитана с показателем реального роста ВВП 3%. По Бюджетному кодексу, разница между оценкой прогноза и макроэкономическими реалиями – первое основание для корректировки финансового плана страны.

«Мы скорректировали макропрогноз с 2,9% до 2,7% ВВП. Это незначительное изменение. В стране находятся эксперты МВФ, и я уверена, что вопрос бюджета обсуждается с Минфином. Мы не видим оснований для значительной корректировки бюджета», – сказала VoxUkraine директор ВБ по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен.

При этом во Всемирном банке отмечают: если реформы затормозятся, то замедление экономического роста будет больше.

Анализ выполнения финплана свидетельствует, что замедление экономического роста уже влияет на бюджет. Смета страдает от недобора налогов. Капитальные расходы финансируются не полностью, а отсутствие запланированных миллиардов на покрытие дефицита от большой приватизации ставит бюджет в большую зависимость от займов.

В первом квартале общий фонд госбюджета по доходам и расходам выполнен на 91%, что означает недовыполнение плана на 16 млрд. грн. и 21,1 млрд. грн. соответственно. Почему бюджет не выполняется и удастся ли выровнять ситуацию?

Доходы

Причины невыполнения государственного бюджета по основным налогам не новые, однако, один фактор влияния сказывается больше всего.

НДС. Недобор поступлений НДС с импорта объясняется укреплением гривны. Другая причина – более низкое значение ожидаемого импорта товаров и услуг, в частности газа. Кроме того, Минфин уточнил, на сборы повлияло введение с 1 января 2019 года освобождение от обложения НДС импорта солнечных батарей и ветряков.

Основная причина недобора внутреннего налога на добавленную стоимость – возмещение значительных сумм в течение четвертого квартала 2018 года.

Акцизы. Недобор акцизов с произведенных в Украине товаров произошел по двум причинам. Первая – сокращение в январе-марте 2019 года объемов производства табачных изделий на 13,3% по сравнению с этим же периодом 2018 года. Вторая – формирование производителями складских запасов, акциз с которых уплачен в предыдущие годы.

Рента. План по сбору ренты не удалось выполнить из-за переплаты ренты на газ в 2018 году в объеме 845,7 млн. грн. По информации Минфина, львиная доля этой суммы, 782,4 млн. грн., приходится на «Укргаздобычу». В апреле ситуация улучшилась: сумма переплаты уменьшилась до 22,4 млн. грн. Появление этих переплат объясняется попытками аккумулировать ресурс в бюджете для пиковых периодов выплаты субсидий.

Перевыполнение плана наблюдается по двум налогам: на доходы физических лиц и на прибыль. Большие доходы от налога на прибыль стали возможными благодаря улучшению финансовых результатов предприятий. Высокие доходы от НДФЛ удалось аккумулировать благодаря росту средней заработной платы.

Издержки

Социальные расходы, в том числе дотации и субвенции, а также обслуживание государственного долга Минфин профинансировал на 99-100%.

Социальные расходы – традиционно приоритетные для государства. Минфин всегда проводит их в первую очередь, а год двойных выборов – дополнительный стимул для бесперебойного финансирования пенсий, зарплат и льгот.

Из бюджетной статистики заметно: на субсидии с начала 2019 года государство потратило меньше, чем планировало. В 2019 году субсидии выплачиваются наличными и в безналичной форме. Ресурс не выбран по обеим программам.

«В течение первого квартала 2019 года на субсидии было направлено 22,3 млрд. грн., или 87%, что на 3,4 млрд. грн. меньше плановых назначений», – сообщила главный экономист Минфина Александра Бетлий.

Минфин выделил столько средств, сколько сказало Минсоцполитики. Глава последнего Андрей Рева в разговоре с VoxUkraine пояснил: «Весной 2018 года мы усилили контроль над доходами граждан и изменили критерии для получения субсидий. Оказалось, что заявок поступило меньше, чем мы планировали».

Также министр добавил, что поскольку монетизация началась раньше – в марте, а не в мае, есть необходимость перебросить часть средств из программы безналичной выплаты субсидий на наличную выплату. Этот вопрос еще будет обсуждаться.

Образование и здравоохранение профинансированы на 99-100%. Особенно это касается общегосударственных расходов – субвенций и дотаций. Большинство этих расходов имеют реформаторский характер. Их счет реализуется как определенный компонент реформ на центральном и локальном уровнях. Финансирование этих сфер – приоритет.

Расходы на аппараты МОН и МЗ недофинансированы на 17% или 1,2 млрд. грн. и 32% или 0,7 млрд. грн. соответственно. Не заработал фонд президента по поддержке образовательных и научных программ для молодежи – плановые 300 млн. грн. не были выделены.

Расходы на оборону и безопасность проводились на относительно высоком уровне, но неравномерно. Уровень финансирования Национальной полиции – 92% от плана, Министерства обороны – 88%, Генпрокуратуры – 89%, СНБО – 78%. Основная экономия – на финансирование аппаратов соответствующих органов.

Экономическая деятельность. В отличие от защищенных социальных расходов, с этим типом расходов государство традиционно экспериментирует: то финансирует больше, то меньше в зависимости от приоритетности, сезонного фактора и наличия средств бюджета.

У некоторых из этих расходов достаточно низкий уровень исполнения. Так, на реструктуризацию угольной отрасли государство потратило 33% от плана, сэкономив более 1 млрд. грн.

Низкий уровень финансирования в более мелких программах. Инженерно-техническое обустройство границы профинансировано на 23%, льготы и субсидии населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа – на 19%. Расходы на государственное космическое агентство составляли 17% от плана.

Не спешит государство финансировать ремонт дорог, «Укравтодор» в первом квартале получил 2,6 млрд. грн. или 8% от годового плана. Не началось финансирование ремонта трасс общего пользования по маршрутам Львов – Тернополь – Умань, Белая Церковь – Одесса – Николаев – Херсон. Такая же ситуация с дорогами Мерефа – Лозовая – Павлоград и Запорожье – Мариуполь.

Как известно, в 2018 году в бюджете создали дорожный фонд. Из него финансируются общегосударственные и местные дороги. Фонд создавался для того, чтобы дать возможность «Укравтодору» планировать долгосрочные расходы на развитие путей.

В 2019 году из фонда планируется направить 50,4 млрд. грн. на развитие автодорог, из которых к 16 мая уже выделено 13,7 млрд. грн., сообщили в Минфине. Расходы на дороги зависят от сезона и готовности местной власти проводить ремонты. Это означает, что летом и осенью Минфин может выделить больше средств.

Трансферты местной власти и расходы развития. Основные субвенции — медицинская, образовательная, на социально-экономическое развитие территорий — профинансированы полностью.

Традиционно страдают от недофинансирования расходы развития: в первом квартале не началось проведение расходов по фонду регионального развития. Как сообщили в Минфине, 15 мая правительство утвердило проекты, которые будет финансировать фонд. Общая сумма расходов на проекты – 3,3 млрд. грн., их список еще не обнародован.

Текущие расходы бюджета росли и остаются на высоком уровне – более 38% ВВП. «В 2018 году удержать дефицит в запланированных рамках удалось благодаря сокращению капитальных расходов на 27%. Это негативно влияет на перспективы экономического развития», – говорит старший экономист ВБ Анастасия Головач.

В 2019 году давление на бюджет в части содержания государственного сектора остается.

«Рост минимальной зарплаты был удержан на уровне роста номинального ВВП. Мы ожидаем, что наибольшие фискальные риски со стороны фонда оплаты труда будут нивелированы. Сейчас важно, что закладывается в бюджет-2020 для уменьшения фискальных рисков в среднесрочной перспективе», – резюмирует г-жа Головач.

Что будет влиять на бюджет 

В перспективе наполнение бюджета будет зависеть от таких ключевых факторов.

Продолжение сотрудничества с МВФ. На май планировался пересмотр программы сотрудничества Украины с кредитором. В идеале Украина должна была выполнить условия меморандума со сроком исполнения до конца марта получить транш в сумме 1,3 млрд. долл. и перейти к реализации следующего этапа программы.

Однако полное выполнение Украиной условий программы остается сомнительным.

Курс гривны. Укрепление гривны дает не только сокращение налогов с импорта, но и сокращает расходы на обслуживание госдолга и другие валютные расходы государства.

Вовремя найденные компенсаторы. В бюджете начала формироваться «дырка» поступлений от приватизации: собрано 190,7 млн. грн. из запланированных на год 17,1 млрд. грн.

Минфин компенсировал недобор заимствованиями. В перспективе доступность и стоимость заимствований будет зависеть от сотрудничества с МВФ.

«Основным компенсатором может стать выше запланированный трансферт прибыли Нацбанка, поскольку подтвержденная аудитом прибыль была выше, чем ожидали в конце 2018 года», – говорит Бетлий.

Трансферт от НБУ планируется в объеме 65 млрд. грн. вместо запланированных 47,6 млрд. грн.

Масштабы замедления экономики. Темпы роста экономики замедляются, однако где предел этого замедления, неизвестно. В том числе они зависят от того, продлит ли Украина в год смены власти взятый курс реформ.

Автор: Галина Калачова, руководитель проекта VoxUkraine Budget Watchdog.

Проект Budget Watchdog организован при поддержке правительств Германии и Великобритании через проект «Эффективное управление государственными финансами», реализуемый Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий