Руководитель «Укравтодора» Славомир Новак: «Смотрящих» за дорогами в Украине нет

05.06.2019 – Руководитель «Укравтодора» Славомир Новак рассказал о скандальных кадровых решениях, «дроблении» дорог на 40-метровые участки, знакомстве с Игорем Кононенко, дорогах европейского качества в Украине и отношениях с Минэкономики.

Славомир Новак – один из немногих иностранцев, которому до сих пор удается удержаться в кресле госслужащего категории «А» в Украине. Интервью с ним журналисты ЭП записывали в понедельник, 27 мая, в офисе чиновника в центре столицы.

Одна из приоритетных тем, которую журналисты планировали обсудить, – скандал вокруг экс-начальника Службы автодорог в Тернопольской области Богдана Юлика, которого Новак хотел назначить своим заместителем, но правительство поставило этот вопрос на паузу.

Скандал разгорелся 4 мая после публикации заместителя министра экономики Максима Нефедова. Он обнародовал приказ, которым Новак в обход решения Кабмина якобы уполномочил Юлика исполнять обязанности заместителя председателя «Укравтодора».

«Похоже, у нас теперь новый руководитель «Автодора», – заявил Нефедов, намекая на несамостоятельность польского специалиста.

Вместе с приказом на поверхность выплыла другая история. Оказалось, что Юлик был фигурантом журналистского расследования относительно малоизвестной фирмы, которая разделила семь дорог в Тернопольской области на 177 участков по 40 метров, чтобы избежать тендера.

Во время интервью Новак пытался оправдать своего подчиненного, а слова оппонентов комментировал в лучших дипломатических традициях: ни слова о политике. Впрочем, без политики в интервью не обошлось: в украинских реалиях организация, которая управляет десятками миллиардов гривен, не может существовать вне политики.

Да и оставить без ответов вопросы, которые посыпались на Новака от официальных лиц, ЭП тоже не могла. В перечне – заместитель председателя Счетной палаты Андрей Майснер, министр инфраструктуры Владимир Омелян, представители АМКУ и офиса ProZorro.

На протяжении полуторачасового интервью Новак рассказал о кадровых назначениях в «Укравтодоре», «раздроблении» дорог на 40-метровые участки, знакомстве с Игорем Кононенко, судебных приговорах в отношении коррупционеров в дорожной отрасли и платных путях.

– Вы смотрели инаугурацию нового президента?

– К сожалению, не полностью, но речь, конечно, смотрел.

 — Перечисляя основные беды Украины, Владимир Зеленский сказал: «Это и мифические дороги, которые строятся и ремонтируются только в чьем-то бурном воображении». Люди на улице встретили эту фразу аплодисментами. Что вы можете ему ответить?

– Во-первых, я никогда не комментирую политических заявлений. Инаугурационная речь президента, по моему мнению, – это вступление в следующую кампанию. Мы знаем, что президент заявил о досрочных выборах в парламент. Мне кажется, что это часть новой кампании.

Это было немножко в сторону нынешнего премьера, его правительства и бывшего президента, потому что дороги были важной частью их избирательной кампании. Я этого не хочу комментировать.

Во-вторых, мы делаем свою работу, и любое правительство, любой президент должны ее продолжить, потому что нельзя быть европейской страной без качественных дорог. А что мы делаем? Мы просто выполняем свою работу: меняем дорожную инфраструктуру.

– Что изменилось за последние три года?

– В июне будет 2,5 года как я на этой должности. Думаю, нам много удалось. Когда я думал про другие страны и свой опыт в ЕС, я не знаю другой такой страны, где за два года удалось столько сделать. Во-первых, мы запустили строительную машину. Она работает полным ходом. Во-вторых, создали прозрачную систему планирования, финансирования, проектирования строительства и ремонта дорог. Добавим сюда и децентрализацию дорог, и Дорожный фонд.

С одной стороны, мы осуществили реальные шаги в восстановлении дорог, начали масштабную работу по строительству и ремонту. С другой стороны, построили фундамент для будущих проектов. Дорожный фонд – это отличный инструмент на будущее. В европейских странах он был создан 30-40 лет назад. Нам это удалось сделать только с 2018 года. Изменения есть.

– В предыдущем интервью вы говорили, что 95% дорог находится в ужасном состоянии.

– Речь идет об отчете Всемирного банка. Там говорилось, что на конец 2016 года 95% всех дорог были в критическом состоянии. Общая сеть дорог составляет 170 тыс. км. Вместе с местными дорогами, удалось отремонтировать 7 тыс. км. Это неплохой результат за два года, но стоит помнить, что 2,5 года назад еще не было этого финансирования.

Масштабные работы только начинаем. Из года в год будет рост, но это длительный процесс. Два года назад на заседании правительства я сказал: «Я не маг, поэтому чуда от меня ожидать не следует. Я просто готов профессионально работать, реформировать отрасль и начать масштабный ремонт». Это мы делаем, но чуда нет.

– Вы также говорили, что через пять лет в Украине появятся дороги европейского качества.

– Уже появились на определенных участках. Могу гарантировать, что за пять лет мы объединим областные центры. Это наша стратегия, потому что отремонтировать сразу все невозможно.

– Можете ли назвать основные проекты?

– Продолжаем работы на нашем приоритетном коридоре GO Highway. В 2019 году проводим ремонт в Хмельницкой, Винницкой и Черкасской областях, а также капитальный ремонт моста через Хаджибейский лиман в Одесской области.

Начали ремонт дорог Н-11 Николаев – Днепр и Н-14 Николаев – Кропивницкий. В 2019 году завершим участок от границы Николаевской области в Кропивницкий.

От границы с Кировоградской областью на юг, в Николаев, в 2019 году начинаем капитальный ремонт пути Н-14 в бетоне. Из важных проектов – дорога Н-31 Днепр – Решетиловка. Это строительство бетонной дороги с подключением к коридору М-03 Киев – Харьков – Довжанский. За несколько лет поедем качественной дорогой от Днепра в Киев.

В коридоре Н-08 Борисполь – Мариуполь в рамках отдельной бюджетной программы продолжаем ремонт участка Запорожье – Мариуполь.

О НОВОМ РУКОВОДИТЕЛЕ УКРАВТОДОРА И «40-МЕТРОВОЙ СХЕМЕ» 

– Предлагаю поговорить о скандальной попытке назначить Богдана Юлика вашим первым заместителем. Какова была ваша мотивация? 

– Я бы не сказал, что это скандал. Этот процесс остановился на уровне правительства. Я не комментирую слов политиков, не вмешиваюсь в политические баталии. Пусть каждый оценивает это как хочет.

Если я беру кого-то на работу, то определяю задачи и даю возможность их выполнять. Он имеет право работать в рамках полномочий, согласно закону, профессионально, прозрачно, но необходимо иметь возможность реализовать эти задачи. Я как руководитель «Укравтодора» должен иметь возможность сотрудничать с людьми, которым доверяю.

– По политическим вопросам. Очевидно, что в такой структуре как «Укравтодор», где переплетено много интересов и где присутствуют огромные средства, вряд ли удастся обойтись без политики. Прокомментируйте, чтобы эти вопросы исчезли.

– Имеете в виду Юлика?

– Да.

– Он прошел все проверки, никаких замечаний не было. Он работает в структуре «Укравтодора» в рамках своих полномочий. Это больше политическая тема. Скажу из своего предыдущего опыта. Тогда я, министр, приходил к премьер-министру Туску и предлагал сотрудников своими заместителями, Туск, никогда не вмешивался в мои назначения.

– Если он прошел все проверки, почему к нему есть вопросы у правительства? 

– Это не ко мне, а к людям, которые имеют вопросы.

– Вы же знаете, почему его не хотят назначить?

– Знаю. Там есть замечание о том, что когда на переходный год в рамках децентрализации с 1 января 2018 года мы передали местные дороги (часть дорог передали в подчинение ОГА), некоторые администрации просто не успели создать свои внутренние подразделения, которые будут заказчиками на дорогах местного значения. Я согласился, чтобы Службы автодорог в областях на год оставили заказчика на местные дороги, как это было до этого.

Было предложение со стороны Тернопольской ОГА, чтобы раздробить тендеры на допороговую стоимость. К сожалению, Юлик как заказчик выполнил распоряжение ОГА. Как ОГА предложила, так он это и объявил. Это была ошибка. Мы это вовремя остановили.

Он получил выговор, но самое важное – мы исправили ситуацию. Скажу откровенно, что это была ответственность ОГА, а не Службы автодорог. Он получил за это по ушам.

– Если это не его ответственность, почему он получил выговор?

– Потому что он должен был среагировать, как я среагировал.

– Все-таки он имел отношение?

– Он должен реагировать, хотя выполнял решение ОГА. Во-первых, здесь не было ни одной коррупционной составляющей. Во-вторых, это не его решение, он был исполнителем. Я не хочу этого объяснять, потому что это очень сложно. Думаю, что каждый имеет право на ошибки.

– Речь о том, что созданные накануне компании, которые выиграли тендеры, могли быть с ним связаны. В публикации «Наших денег» обнародованы фото, на которых Юлик позирует с владельцами фирмы, которые до этого не имели отношения к дорожной отрасли.

– Нет, мы это проконтролировали очень жестко. Там ошибка. Есть строительная компания, и есть спортивная команда с похожим названием, которая не имеет отношения к строительным работам. Они не принимали участия, ни в каких тендерах и закупках. И смешно, и страшно. Кто-то перепутал.

– Впервые слышу, что эта компания не имеет отношения к этим людям. Значит, это фейк? 

– На самом деле это фейк.

После интервью в пресс-службе отметили, что в публикации «Наших денег» была допущена ошибка.

«Есть детальное объяснение местных активистов, автомайдановцев (ознакомиться можно здесь и здесь). Это просто созвучность, которая была кому-то из политических мотивов выгодна, чтобы спекулировать этой темой», – заявили в пресс-службе.

В пояснениях говорится, что в реестре существует две фирмы с похожим названием. Первая — ООО «БМБУД», вторая — ООО «БМ-БУД». Однако обе компании занимаются строительством дорог.

Кроме того, упомянутые фирмы связаны между собой через Александра Зиновьевича Ивахива. В одной из фирм он значится среди учредителей, в другой – среди руководителей и подписантов.

– Когда Нефедов публиковал приказ, он написал, что вы фактически уполномочили Юлика исполнять обязанности первого заместителя. И добавил, что «у нас теперь новый руководитель «Укравтодора».

– Чиновники и государственные служащие должны читать документ с пониманием. Нет ни одного приказа, который бы предоставлял Юлику дополнительные возможности, кроме той должности, которую он занимает (начальник отдела контроля и документального обеспечения «Укравтодора»).

– Он не уполномочен выполнять обязанности первого заместителя?

– Нет. Он руководитель канцелярии, который по должностным инструкциям должен визировать все документы. Это единственное, о чем этот приказ.

– Относительно нового руководителя «Укравтодора». Нефедов мог намекать, что вас используют как иностранного специалиста с хорошей репутацией, а за вами стоит личность, которая на самом деле решает все вопросы, знает украинские реалии, людей и умеет работать.

– У нас в офисе работают 112 человек. Я единственный иностранец, поэтому мне кажется, что большинство знают ситуацию в Украине лучше, чем я, но работаем как-то.

– Вы назвали эту историю политически мотивированной.

– Мне так кажется.

– Кто в ней заинтересован?

– Я не политик. Это больше вопрос к вам, к Четвертой Власти. Вы должны контролировать такие вещи. Я не хочу комментировать, потому что это некультурно, и я не понимаю мотивации. Понимаю, что теперь время избирательной кампании. Все.

– Министр инфраструктуры заявил, что альтернативы немедленному освобождению он не видит. Он тоже не разобрался?

— Увольнения кого?

– Юлика из структур «Укравтодора».

– Мне очень неудобно комментировать такие заявления. Это вопрос не ко мне.

– Вы написали, что по результатам проверки Счетной палаты и Госаудитслужбы доказана ошибка ОГА. Однако официального отчета Счетной палаты еще нет, он появится только 6 июня.

– Что я могу сказать? Есть акты, которые официально получила служба.

– Акт – промежуточный документ. Должен быть отчет Счетной палаты, который поставит точку. Только тогда станет понятно, были ли нарушения. 

– Отчет всегда базируется на предоставленных актах. Ждем официального отчета.

– Есть информация, что делом о «раздробление» дорог занимается и НАБУ.

– Не знаю. Это здорово, это их работа. Хотел бы увидеть результат.

– Столько вопросов, а вы так доверяете этому человеку, и хотите его назначить?

– Нет, если есть заявление о назначении кого-то, то мы по закону должны все документы отправить во все возможные службы, в том числе в НАБУ, СБУ, прокуратуру, полицию. Это очень сложная процедура. На самом деле если есть какие-то замечания, то они поднимают красную карточку и говорят: «Нет, нельзя». В этом случае этого не было.

Я руководствуюсь только документами, которые мы получаем. Я не работаю во всех службах и не знаю, где что кто делает. Я могу доверять только себе и то осторожно. Что касается всех других людей, то я должен базироваться на документах, отношениях и оценивать качество работ.

О ЗНАКОМСТВЕ С КОНОНЕНКО И «СМОТРЯЩИХ» ЗА ДОРОГАМИ 

– После освобождения Войцех Бальчун сказал: «Мой самый большой успех в том, что я выжил и покинул Украину. Не «под запись» нам говорили, что такое заявление могло быть вызвано угрозами со стороны так называемых смотрящих, которые были и остаются на «Украинской железной дороге». Есть ли в «Укравтодоре» неофициальные кураторы? 

– Если он имел опыт плохих схем или незаконных действий, то должен был подать заявление в правоохранительные органы. Ни он, ни я не имеем инструмента, чтобы такие вещи решать.

– Если бы в Украине правоохранители занимались тем, за что получают зарплату… 

– Я понимаю, но мы не об этом говорим. Я говорю о том, что мы можем сделать. Я откровенно скажу: у меня никогда не было таких ситуаций, чтобы кто-то предлагал.

– Значит, «смотрящих» за дорогами в Украине не существует?

– Примерно год назад я пошел на интервью, и журналистка спросила, кто у меня «смотрящий». Я не знал даже такого слова, поэтому попросил объяснить. Она объяснила, и тогда я ответил, что нет, таких вещей нет. «Смотрящий» для меня – это моя жена.

– Омелян говорил, что его с вами познакомил Игорь Кононенко, которого СМИ называют серым кардиналом, человеком, который занимался всеми прибыльными отраслями экономики и денежными потоками от имени Петра Порошенко.

– Это вопрос к министру. Я дружу с другими депутатами.

— Правда ли, что с Омеляном вас познакомил Кононенко?

— Меня пригласил Омелян, а не Кононенко. Вопрос к Омеляну.

– Он пригласил вас?

– На встречу. Я приехал к министру Омеляну, там не было Кононенко. Я знаю много депутатов. Не всех, но если это транспортный и бюджетный комитеты, лидеры фракций, то на моей должности я должен их знать.

– Вы часто общаетесь с Кононенко?

– Нет.

ОБ ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ, ПЕРЕГРУЖЕННЫХ И УМНЫХ ДОРОГАХ 

– Как проверяете качество отремонтированных дорог? Как наказываете нарушителей?

– Кроме постоянных ежедневных проверок на площадках, проверяет наша централизованная организация, которая называется «Доркачество». Она отвечает за ежедневные проверки на всех объектах.

Кроме того, ежегодно по всей стране проводим проверки после завершения и в начале строительного сезона. Также на капитальных ремонтах привлекаем независимых инженеров-консультантов, независимый надзор. Мы жестко контролируем качество.

Все выявленные недостатки должны быть устранены за счет подрядчика. Если он не устраняет, то идем в суд. Уже есть несколько таких примеров. Я буду настаивать на создании черного списка компаний строительного рынка. Если есть серьезные замечания к компаниям, нужно, чтобы они или изменили свой подход к качеству выполнения работ, либо вышли из рынка.

Следующее важное условие – все акты выполненных работ принимаются и оплачиваются только после проверки «Доркачеством». Значит, заплатить подрядчику без проверки и исправления недостатков невозможно. На все ремонты – гарантия пять лет, а на капитальные ремонты – десять. В течение этого времени подрядчик должен устранить все недостатки за свои средства.

– Если дорога будет разрушена через четыре года, то они… 

– Должны исправить ситуацию.

– Но они уже получили деньги.

– Да, но гарантия есть гарантия.

– Уже были такие случаи?

– Когда покупаем холодильник или телевизор, то также платим, но имеем гарантию.

– Не знаю, какие дороги могут выдержать 200-тонные грузовики.

– Это отдельная тема. Перегруженные фуры – это ужас. Мы пытаемся ремонтировать, тратим средства налогоплательщиков, но эти дороги нещадно разрушают.

Контролирует перегрузку «Трансбезопасность». Мы им помогаем, ремонтируем для них площадки, они покупают какое-то оборудование. Их нужно усилить, причем срочно. В штате недостаточно людей. Они не могут полностью все контролировать.

Мы создаем автоматическую систему взвешивания в движении. Делаем пилотный проект на въездах в Киев. Система будет встроена в дорогу. Она предусматривает автоматическую фиксацию и передачу сигнала в «Трансбезопасность» или полицию для дальнейшей остановки. Далее – автоматический штраф.

Эту систему хотим оставить в сфере нашей компетенции. Аналоговый весовой контроль должен остаться за «Трансбезопасностью».

– Это один из элементов умных дорог. Что еще туда входит?

– Конечно, мы идем в направлении развития умных дорог, но даже в Европе (ЕС) этот процесс находится в самом начале. Мы будем постепенно имплементировать в Украине эту тему, но первоочередное задание – отремонтировать дороги.

Чтобы создать систему умных дорог, нужно иметь умные машины. Умные системы на дороге требуют умных машин – кто-то должен получать этот сигнал. В этом плане пока есть проблема, ведь современные авто оснащены дороже.

Что мы можем создать в рамках умных дорог? Взвешивание в движении, автоматический контроль скорости совместно с полицией. За средства Фонда безопасности будем покупать камеры для автоматического штрафования. Это и контроль трафика, и сбор платы с грузового транспорта. Фура должна платить за то, что она использует дорогу и зарабатывает.

Все остальное – это будущие проекты, которые требуют времени и денег. Время — ремонт дорог.

– Когда их отремонтируете? 

– Согласно маршрутному принципу, за пять лет мы должны соединить все областные центры, но у нас еще много вызовов. В Дорожном фонде недостаточно средств, например, на новое строительство средства не предусмотрены. Должны привлекать новые кредитные линии от международных финансовых организаций, искать инвесторов на концессионные дороги.

– Какой долг «Укравтодора»?

– На 1 мая 2019 года — 37 млрд. грн. по обязательствам предыдущих лет. В 2019 году долговые обязательства составляют 8,5 млрд. грн., в 2020 году – столько же. Однако нам все равно необходимо привлекать дополнительные кредитные линии. Этот процесс будет всегда.

Будем гасить старые долги и привлекать новые, потому что механизмы МВФ, Всемирного банка или банков ЕС удобны и имеют низкий процент. Лучше брать займы в ЕС, чем в госбанках.

— Этот уровень долга безопасен?

– Сравнительно. Конечно, я бы хотел его не иметь, но так есть.

– Когда ожидаются пиковые выплаты?

– 2019 год и два последующих.

– Где и когда появятся платные дороги? 

— Если говорить о концессионных дорогах, то это только новое строительство. Были предложения от Всемирного банка, чтобы на действующей сети делать концессию, ремонтировать и создавать платные дороги. Я не согласился, сказал, что только на новых дорогах. Каждая платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. Такой европейский принцип. Так и будем делать.

– Какие маршруты рассматриваются? 

– Я думал, что нам скорее удастся сделать первую концессию в Украине.

Первый концессионный проект, который предлагаем инвесторам, – Львов – Краковец. Это от Львова до границы с ЕС. Хотя понимаем, что обход Львова будем делать уже за деньги от следующей кредитной линии. Там остается участок от КПП до Львова, это около 60 км, стоимость – 500-600 млн. евро. Имеется проблема доверия инвесторов к государству.

Концессия означает, что надо собственные деньги положить на 20-30 лет. Инвесторы осторожны, не любят рискованных проектов, а Украина имеет рейтинг нестабильного государства.

Я пытаюсь убедить разных инвесторов. Они приезжают, смотрят, читают документы. Мы делаем все необходимое, чтобы концессионер получил полный сервис, но это решение концессионера – вкладывать ли свои деньги. Государство должно обеспечить концессионера соответствующими гарантиями, в том числе гарантией трафика и всех других расходов.

О ПЕРЕЛЕТАХ, ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ КОРРУПЦИОНЕРАХ 

– Почему вы до сих пор исполняющий обязанности?

– Какая разница?

— Поменялась власть, вас можно легче уволить.

— Если кто-то захочет уволить, то сможет уволить и и.о, и не и.о.

Конечно, у меня есть определенные ограничения, в частности, относительно украинского языка. Наверное, мне было бы сложно сдать экзамены или тестирование на украинском языке. Хотя, возможно, это нескромно, но я скажу, что уровень моего опыта, знаний и профессиональный подход, мне кажется, гораздо выше, чем любой… Ок, это нескромно, возможно, есть лучшие люди.

Мне это не мешает, работаю, как и.о. Я даже когда-то думал перейти на полноценного руководителя, но у меня много других задач, чтобы еще такими вещами заниматься.

– У вас есть украинское гражданство? 

– Да.

– У вас двойное гражданство?

– У меня украинское гражданство и польское.

– Вы же государственный служащий.

– Я не совсем понимаю эти детали, но знаю, что все соответствует украинскому законодательству.

– Когда вы получили гражданство?

– Перед назначением.

– В комментариях к посту в Facebook был обнародован документ о ваших перелетах в 2017 году и вопрос к вам от правоохранительных органов относительно вашей деятельности. С чем связан повышенный интерес к вам?

– А что там есть (в документе)?

– Из него следует, что в рабочее время вы часто отсутствуете, поскольку по понедельникам и пятницам совершаете перелеты в Польшу и обратно. Это правда?

– Это какой-то бред. Я даже не буду комментировать. Это вопрос к служащим Минэкономики. Я даже не хочу об этом говорить. Откуда они получили эти вещи?

– Значит, это тоже неправда?

– Это неправда. Классно было бы так по три дня работать. Я работаю намного больше. Не секрет, что на выходные я вылетаю домой, а мой дом в Гданьске. Это было как основное условие моего сотрудничества в Украине, потому что мой дом в Гданьске, там живет моя жена, мои дети ходят там в школу. Других условий быть не может.

К сожалению, за последние месяцы или даже годы мне не всегда удается улететь на выходные домой. Я работаю также по выходным. Если кто-то хочет считать время работы, то пусть считает свое. Пиариться на других очень просто, пусть каждый отчитывается сам.

– Это фейк?

– Я не знаю, фейк это или нет.

– Сейчас вы часто летаете в Польшу? 

– Нет месяца, когда бы я, не был за границей в командировках. Моя работа – это также рекламировать Украину, приглашать инвесторов. Я был много раз в Брюсселе, Париже, Лондоне… Сейчас важно защитить сделанное, доказать, что инвестировать в Украину это вопрос данного времени.

– Значит, если вас нет на работе, то это исключительно официальные командировки?

— У меня не лимитированное время работы. Если бы было так, что я должен работать восемь часов, то вообще ничего бы не было.

– Но по понедельникам и пятницам вас может и не быть на работе?

– Сегодня понедельник (интервью было записано в понедельник, 27 мая)?

– Как оформляется ваше отсутствие на работе?

– Когда меня нет в офисе, то я в командировке, где-то на встречах, в Кабмине или это выходной день.

— Все в соответствии с законодательством?

– Все, здесь не может быть иначе, потому что я такой человек.

– Ваш бизнес в Брюсселе работает?

– Было условие, что я должен остановить этот бизнес. Сейчас он не работает.

– Занимаетесь только украинскими дорогами?

– Все можно прочитать в моей декларации. Я бы хотел, чтобы другие государственные служащие так же честно показали свои состояния.

– Можете ли озвучить размер своей зарплаты?

– По сравнению с моими европейскими коллегами и даже по сравнению с коллегами из украинских государственных учреждений моя зарплата не такая уж и конкурентная. Вся информация есть в открытых источниках. (По 2018 году Новак получил в «Укравтодоре» 2,514 млн. грн.).

– Сколько людей за последние годы сели за решетку за коррупцию в дорожной отрасли?

– Это вопрос не ко мне, а к судьям и правоохранительным органам. Я не слежу за приговорами. За время моей работы я такого не слышал.

Автор: Николай Топалов

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий