Руководитель Укрэнерго Всеволод Ковальчук: Влияние ГП «Гарантированный покупатель» на ценообразование электроэнергии нужно ликвидировать

01.02.2020 – В интервью «БизнесЦензору» исполняющий обязанности председателя правления ПАО НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук ответил на вопрос, почему в декабре 2019 года выросла рыночная цена на электроэнергию, в чем причина ее волатильности, и какие проблемы делают невозможным нормальный рынок электроэнергии в стране.

К слову, в атомных электростанциях, гидроэлектростанциях и воздушных линиях электропередач широко используются современные антикоррозийные, гидроизоляционные, теплоизоляционные, огнезащитные и специальные покрытия производства завода iPolymer (см. сайт ipolymer.ru) с применением инновационных полимерных технологий.

С середины декабря 2019 года цена электроэнергии на рынке на сутки вперед (РСВ) повысилась и часто меняется. В конце января 2020 года цена немного снизилась, но не перестала быть метельчатой.

Среди игроков рынка есть версия, что большое влияние на цену имеет диспетчер «Укрэнерго», который на свое усмотрение ограничивает ту или иную генерацию. Если он ограничивает дорогую генерацию (ТЭС или ВЭС), цена на рынке уменьшается. А если ограничивает дешевую (импорт или АЭС), цена на рынке растет.

Именно с таким вопросом БЦ обратился к Всеволоду Ковальчуку в середине января. В результате вышло большое интервью: про отношения с профильным министром Алексеем Оржелем и олигархом Игорем Коломойским, о трансформаторах и депозитах, дефиците средств и долгах. И собственно – о цене электроэнергии, диспетчеризации и проблемах рынка.

— Подавали ли вы свою кандидатуру на конкурс по отбору главы правления НЭК «Укрэнерго», который был объявлен 13 января?

— У вас есть сомнения по этому вопросу? Я однозначно участвую в этом конкурсе.

— Наблюдательный совет функционирует в том составе, в котором он указан на сайте Укрэнерго?

— Сейчас наблюдательный совет (НС) состоит из шести человек: четыре независимых директора (Шевки Аджунер, Луиджи Де Франциски, Петер Андреасен, Оливье Апперт) и двух представителей государства (Сергей Кушнир, Александр Поплавский).

Господин Кушнир написал заявление об увольнении в адрес нашего акционера – Министерства финансов. Но формально он до сих пор остается членом НС, поскольку приказа о его увольнении пока не было.

— Вы обсуждали с премьером Алексеем Гончаруком конкурс на главу компании после заявления министра энергетики и защиты окружающей среды Алексея Оржеля, который в декабре анонсировал смену руководства Укрэнерго? То есть – вас.

— Я не обсуждал с представителями правительства вопросы конкурса, поскольку это не этично. Правила игры должен задавать владелец, который назначает наблюдательный совет и вносит политику собственности.

Если законы Украины предусматривают, что избрание и назначение председателя правления компании — полномочия наблюдательного совета, то владелец не должен вмешиваться в этот процесс.

Законодательство не предусматривает регулирование процесса проведения конкурса, поэтому наблюдательный совет определяет, как он должен быть проведен.

— В интервью БЦ Алексей Оржель озвучил претензии к вам. Среди них затягивание строительства подстанции «Кременской», которая должна способствовать надежному электропитанию Луганской области и инвестиционная программа Укрэнерго на 2020 год. Как вы это прокомментируете?

— Считаю, что в вопросах эффективного управления не должно быть личного. Господин Оржель является министром, у которого есть определенный перечень обязанностей. Я являюсь руководителем системного оператора. У меня также есть перечень обязанностей. И мы должны их выполнять независимо от того, нравимся мы друг другу, или нет.

Господин Оржель действительно несколько раз подвергал публичной критике деятельность Укрэнерго. Когда я слышу необоснованные обвинения, я вынужден на них отвечать. Поэтому может сложиться впечатление, что у нас существует с господином министром конфликт.

Но с моей стороны никакой конфликтной ситуации в адрес господина Оржеля нет. Кроме случаев, когда он просто не выполняет свою функцию, как руководитель госоргана, что обеспечивает политику в электроэнергетической отрасли.

По поводу ПС «Кременской» мы уже много раз давали свою позицию. Ранее Укрэнерго сообщало, что в предыдущие годы Кабинет министров на 17 месяцев задержал утверждение проектно-сметной документации и решение вопросов землеотвода.

Все наши комментарии по этому поводу подтверждены документами. Можем их представить, и вы увидите, сколько времени занимает согласование того или иного документа в центральных органах власти на выполнение украинских законов. А системный оператор без получения этих разрешений не может построить объект критической инфраструктуры, потому что потом за это придется отвечать перед правоохранительными органами.

— В чем министр не выполняет свою функцию? Назовите пример. 

— Министр уже больше трех месяцев не согласовывают инвестиционную программу Укрэнерго на 2020 год. И это его личная позиция. Это блокирует финансирование строительства и реконструкции линий и подстанций.

Например, каким образом компания должна достроить ПС «Кременскую», если министерство не согласовывает инвестиционную программу, а потом говорит о задержке строительства? Единственное, что препятствует инвестициям в Укрэнерго – бюрократия в органах государственной власти.

— Насколько выполнена инвестиционная программа в 2019 году?

— Второй год подряд мы выполняем инвестиционную программу более чем на 95%. Это, пожалуй, один из лучших показателей среди других госкомпаний энергетического сектора.

  1. Олигархическим группам проще пролоббировать какой-то закон, чем конкурировать на рынке

— Какие претензии к вам имеет Игорь Коломойский? Его канал «1+1» в сентябре 2019 снял о вас критический сюжет, а работники заводов Коломойского два месяца в августе-сентябре 2019 года митинговали под окнами Укрэнерго.

— По поводу сюжета, считаю его некорректным и таким, в котором распространяется ложная информация. К тому же, телеканал не учел устные и письменные объяснения, которые мы предоставляли по существу поставленных ими вопросов.

Об этом мы также официально сообщали менеджменту канала «1+1». Но я не связываю этот материал с персональным влиянием господина Коломойского на канал. Для меня было бы странно, если человек с таким статусом и состоянием занимался бы анализом деклараций отдельных людей в Украине, а затем давал указания выпускать искаженные сюжеты.

Но в прошлом году митинги представителей ферросплавных предприятий под центральным офисом Укрэнерго действительно создавали неудобства для сотрудников компании.

Мы также страдаем финансово от того, что этими же предприятиями до сих пор неуплачены сотни миллионов гривен, которые предусмотрены структурой наших тарифов. Из-за этого нам сложно выполнять обязательства перед нашими контрагентами.

И, судя по всему, нас ждет длительная судебная тяжба с предприятиями, которые входят в сферу коммерческих интересов условной группы «Приват» (Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы, Покровский и Марганцевый ГОК Коломойского).

— Какова сумма долгов со стороны компаний Коломойского?

— Общая задолженность за передачу электроэнергии составляет около 1,2 млрд. грн. Часть этого долга – это текущая задолженность или долг с небольшой просрочкой.

Но сумма, не уплаченная условной группой «Приват», не входит в эти расчеты. Поскольку суд для этих предприятий в обеспечение их иска против НКРЭКУ приостановил действие тарифов на передачу и диспетчеризацию.

Де-юре это не долг, пока не будет решения суда. Впрочем, Нацкомиссия по регулированию энергетики (НКРЭКУ) все равно их учитывает как составляющую нашей тарифной выручки.

 Сумма этих «не долгов» от заводов Коломойского?

— Сейчас более 420 млн. грн. Только после того, как НКРЭКУ, решения которой обжалуются, выиграет суд по этим вопросам, эта сумма будет считаться долгом. И еще будет процедура взыскания этих средств.

— В декабре, в одном из интервью вы подтвердили, что у вас состоялась встреча с Коломойским. Что вы обсуждали? 

— Это был короткий разговор. Частично он был посвящен вышеперечисленным проблемам, связанным с митингами под Укрэнерго. Я тогда беспокоился за сотрудников компании, которые крайне негативно воспринимали постоянные шумы, доносившиеся с улицы со стороны митингующих. Но главное было не это.

Что раздражает большого потребителя? Цена электроэнергии, конечный чек. И ему неважно, почему он вырос. Поэтому основным предметом встречи, во-первых, было объяснение того, что основные затраты в тарифе Укрэнерго не изменились.

Во-вторых, мы говорили о том, что немалую сумму в чеке за электроэнергию составляет стоимость вспомогательных услуг. Эти услуги могут предоставляться и потребителями. И такие крупные потребители, как ферросплавные предприятия могли бы без проблем предоставлять услуги по балансировке в объеме 100 МВт (услуга demand response). Это незначительный объем для такого крупного потребителя.

Но с этим вопросом я обращался не только к господину Коломойскому. Укрэнерго выходило с таким предложением ко всем крупным потребителям электроэнергии, в том числе на предприятия господина Ахметова («Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского, на предприятия господина Пинчука Interpipe, Виктора Пинчука).

Мы всем говорим одно, что давайте эффективно зарабатывать в условиях нового рынка, а не только жаловаться, что кто-то другой зарабатывает. По нашим предварительным расчетам, сейчас на балансирующем рынке примерно 100 МВт маневровой мощности потребителя – это около дополнительных 0,5 млрд. грн. в год.

— Как потребители на это реагируют?

— К сожалению, пока положительного отзыва у нас от них нет. Я еще могу понять предприятия группы СКМ (Ахметова), потому что у них есть бизнес по производству электроэнергии (энергохолдинг ДТЭК) и там может быть внутренняя конкуренция.

Но что касается крупных предприятий того же господина Коломойского, господина Пинчука, господина Жеваго (железорудная компания Ferrexpo Константина Жеваго) – для них это «деньги под ногами». Надо просто наклониться и поднять их.

Мне кажется, что небольшие предприятия, которые не входят в олигархические орбиты, скорее присоединятся к рынку вспомогательных услуг.

Наверное, в этом и есть суть олигархии: в основном работать в связи с властью и иметь определенные нерыночные преференции. А, когда у тебя есть такие преференции, маржинальность твоего бизнеса больше, чем в рыночных условиях. Проще пролоббировать какой-то закон, чтобы получить деньги быстрее.

Возможно, я ошибаюсь, но десятилетия таких «легких денег» уменьшают предпринимательских дух среди крупных компаний, который еще есть у малого и среднего бизнеса.

  1. Общий дефицит Укрэнерго в 2019 году составляет около 650 млн. грн.

— Сколько Укрэнерго недополучило тарифной выручки в 2019 году?

— Какая задолженность? Самая болезненная – это просроченная задолженность ГП «Энергорынок» в 623 млн. гривен за первое полугодие 2019 года. С момента запуска новой модели рынка (с 1 июля 2019 года), вся задолженность, включая просроченную и текущую, за услуги передачи и диспетчеризации составляет около 1,5 млрд. грн. И, кроме того, есть около 420 млн. грн., они не уплаченные ферросплавными заводами.

ГП «Энергорынок» погасило часть долгов предыдущих периодов. Поэтому реальное сальдо неполучение денег от «Энергорынка» в 2019 году не 623 млн. грн., а около 250 млн. грн.

Всего нам ГП «Энергорынок» должно более 1,6 млрд. грн. за все годы. Мы, со своей стороны, также имеем долги: не закрыты пока что счета перед контрагентами, начисленную, но пока невыплаченную зарплату, резервы под выплату налогов и дивидендов государству.

Кроме того, мы немного уменьшили свою инвестиционную программу, сэкономили на закупках около 219 млн. грн. и неплохо сэкономили на операционных расходах. Это правильная экономия – сделали ту же работу за меньшие деньги.

Плюс, мы получили больше финансовых доходов от остатков на счетах. Таким образом, общий дефицит в 2019 году составляет около 650 млн. грн.

— Держали ли деньги на депозитах? Многие видят в этом коррупционный риск. 

— С 1 июля 2019 года мы не имеем депозитов. Но я не понимаю претензии. Если у предприятия есть денежные средства, то почему они не должны приносить доход?

А что вы скажете о предприятиях, которые имеют деньги, но не размещают их не депозитах? Как, по-моему, если предприятие держит большие деньги на текущем счете и не получает на это начисление, то это и должно вызывать вопросы.

— Можно ли договориться с банком, что он официально поместит средства на депозит под 13% вместо 15%. А разницу выплатит менеджеру неофициально. 

— У нас всегда были самые высокие ставки по депозитам, которые существовали в стране. KPI (показатель эффективности) моего финансового директора в том, что я в любое время могу посмотреть ставки по депозитам юрлиц среди банков с репутацией. И если найду большую ставку, чем та, под которую мы размещаем свои средства, то это означает, что мой финансовый директор не соответствует своей должности.

На 1 июля 2019 года мы получали 17,5% годовых по одномесячным депозитам и 16,8% на текущих счетах. Большинство предприятий получают ноль.

С июля мы не имеем ни копейки депозитов. Мы видели, что у нас есть проблемы с расчетами, поэтому была команда свернуть все на текущие счета, чтобы повысить текущую ликвидность. Это очень помогло. Потому что в первых пару месяцев запуска рынка не расчеты с нами достигали 3 млрд. грн.

Относительно процентов, начисленных на остатки на текущих счетах, то на 31 декабря 2019 года мы имели в «Ощадбанке» — 12,5%, 13,5% в «Укргазбанке» и 13,3% в «Таскомбанке».

Если вы покажете предприятия, что на текущих счетах имеют лучшие проценты, скажите – обязательно буду перенимать опыт.

— Какой средневзвешенный тариф Укрэнерго на передачу и диспетчеризацию электроэнергии утвержденный регулятором на 2020 год?

— Средневзвешенный тариф на передачу во втором полугодии 2019 года составил 165,9 грн./МВт*ч без НДС.

Напомню, было 347,43 грн./МВт*ч в июле, 312,14 грн./МВт*ч в августе, а с первого сентября – 116,54 грн./МВт*ч. Тариф на диспетчеризацию с июля составлял 8,9 грн./МВт*ч, а с октября уменьшился до 8,04 грн./МВт*ч.

Тариф на передачу на 2020 год на 6% меньше, чем средневзвешенный в 2019 году и составляет 155,4 грн./МВт*ч. На диспетчеризацию чуть больше – 10,23 грн./МВт*ч.

Его львиная доля – около 9 грн. за МВт*ч, заложена на вспомогательные услуги. Я хочу подчеркнуть, что операционные и капитальные затраты Укрэнерго, без учета расходов на выполнение рыночных функций, меняются с 2016 года. Они составляют в среднем около 65 грн./МВт*ч.

— Какую долю в тарифе составляет компенсация зеленой генерации? 

— В этом году большую долю такой компенсации будет платить ГП «Гарантированный покупатель» (ГарПок) за счет прибыли, которую получит от перепродажи электроэнергии НАЭК «Энергоатом».

Пропорция будет приблизительно такая: 70%-75% компенсации будет закрывать «ГарПок», а 25-30% будет покрыто из тарифа Укрэнерго.

Отмечу, что Укрэнерго полностью рассчиталось с «ГарПоком» по компенсации затрат на «зеленый» тариф за прошлый год. За второе полугодие «ГарПок» выставил счета на сумму около 9,2 млрд. грн., тогда как в тарифе на передачу на эти цели было предусмотрено лишь около 7,8 млрд. грн.

Мы оплатили «ГарПоку» всего 7,3 млрд. грн. После того, как «Гарантированный покупатель» скорректировал стоимость услуг, объем обязанностей Укрэнерго перед этим предприятием уменьшился до 6,8 млрд. грн. В результате чего образовалась переплата в размере 431 млн. грн.

  1. Главный вопрос интеграции в ENTSO-E – это вопросы государственных политик

— На какой стадии сейчас интеграция украинской энергосистемы в сообщество европейских системных операторов электроэнергии ENTSO-E? На это хватает ли финансирования?

— Главный вопрос интеграции в ENTSO-E – это не вопрос денег. Это вопрос политик. Как технологических политик Укрэнерго, так и государственной политики.

В прошлом году мы провели тестирование блоков тепло — и гидроэлектростанций, результаты которых были признаны нашими партнерами с ENTSO-E удовлетворительными. Был подписан сервисный контракт с Консорциумом ENTSO-E, в рамках которого сейчас идет разработка и исследование некоторых математических моделей, которые необходимы для интеграции нашей энергосистемы с европейской.

Запуск оптового рынка электроэнергии – это также один из ключевых необходимых элементов на пути к евроинтеграции. Но, с точки зрения ENTSO-E, подтверждением того, что модель рынка является правильной, должна стать сертификация системного оператора.

К сожалению, наш запрос на сертификацию, предварительно одобренный НКРЭКУ в октябре 2019, пока не утвержден.

Секретариат Энергетического сообщества рекомендует сделать сертификацию электрического ОСП по той же модели, что и газового, то есть выбрать модель независимого системного оператора Independent System Operator (ISO), а не модель разделения собственности Ownership Unbundling (OU).

Но и, то и другое требует изменений в законодательство. Соответствующие документы были нами разработаны и официально направлены в адрес Минэкоэнерго. Впрочем, пока законопроект еще не был зарегистрирован в парламенте.

Также не надо забывать, что для стабильной работы энергосистемы, которую мы должны продемонстрировать ENTSO-E, генерация также должна инвестировать в обновление своего оборудования. Укрэнерго, со своей стороны, выполняет свои как технические, так и инвестиционные обязательства перед европейскими партнерами в полном объеме.

— Подтверждаете ли сроки строительства по подстанции «Кременской» до июня 2020 года? 

— Да, подтверждаю. На объекте сейчас работает огромное количество людей. Мы, готовясь к холодной зиме, скорректировали их так, чтобы даже в этом случае они не прекращались бы. Поэтому, я надеюсь, что мы сможем справиться даже чуть раньше.

  1. Необходимость вставки постоянного тока между ОЭС Украины и Бурштынским островом еще необходимо доказать

— Собирается ли Укрэнерго строить вставку постоянного тока (ВПТ) между Объединенной энергосистемой Украины (ОЭС) и Бурштынским энергоостровом (БуОс)? 

— Мы готовимся к полному синхронному соединению с европейской энергосистемой. ВВС пока не имеет статуса инвестиционного проекта.

Ее необходимость, как с экономической, так и с технической точки зрения еще надо доказать. Сейчас идет второй этап соответствующего исследования, который проводится при поддержке Всемирного банка. Результаты его мы ожидаем в апреле-мае.

Наша потребность в изучении возможности построения ВВС между ОЭС Украины и «Островом Бурштынской ТЭС» возникла, прежде всего, из-за высокой концентрации генерации в одних руках в острове (Бурштынская ТЭС ДТЭК производит более 90% электроэнергии в «БуОс»).

Но реалии рынка показывают, что сейчас ценовая политика в энергоострове лучше, чем в ОЭС Украины (цена в «БуОс» и сейчас зачастую выше, чем в ОЭС).

ВВС должна была позволить импортировать европейскую электроэнергию в ОЭС Украины и создать здесь конкуренцию. К тому же, даже в условиях полной синхронизации было бы ошибкой считать, что это ненужная инвестиция. Поскольку ВВС — очень мощный инструмент, используемый для регулирования системы в пределах единой синхронной зоны Европы. И там есть такие примеры.

— Если Всемирный банк утвердит проект, сколько будет стоить ВВС и источник средств? 

— Окончательно о стоимости проекта строительства ВВС можно будет говорить лишь после того, как будет завершено исследование. По предварительным оценкам, ВВС мощностью в 600 МВт будет стоить $120-$150 млн.

— Все помнят «трансформаторный скандал», когда в 2015 году, по распоряжению вашего предшественника Юрия Касича, Укрэнерго пыталось купить оборудование у Запорожского трансформаторного завода (ЗТР) Константина Григоришина по завышенным ценам. Сколько установлено трансформаторов в течение того времени, как вы пришли в компанию? 

— В 2015 году, до того, как возглавил компанию, была одобрена программа, по которой за определенный период должно быть заменено более 100 единиц трансформаторного оборудования. Конечно, я пересмотрел ее.

В результате установка части оборудования стала составляющей крупных проектов, которые осуществляются по кредитным средствам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

Всего приобретено 58 единиц трансформаторного оборудования, из которых 26 единиц на сегодня уже смонтированы и работают. На 2020 год запланировано завершение монтажа еще 31 единицы. Еще одна единица — станет частью другого инвестиционного проекта.

Иногда трансформаторы путают с единицами трансформаторного оборудования. Например, трансформатор с верхним напряжением 750 кВ состоит из шести единиц. Поэтому нельзя говорить, что купили 58 трансформаторов, а смонтировали, например, 9. Это совершенно разные цифры.

  1. Важно не превратить инвестиции в рынок дополнительных услуг, в инструмент легких денег

— Почему рынок вспомогательных услуг (возможность получать деньги за резерв генерации) не был запущен с начала действия оптового рынка электроэнергии? И почему он полноценно не работает до сих пор?

— Возможность получать деньги за резерв есть не только в генерации. Укрэнерго приняло все меры, чтобы не допустить дискриминации на рынке вспомогательных услуг и для потребителей также предусмотрена такая возможность.

Мы также неоднократно говорили о том, что все необходимые документы для запуска этого сегмента рынка, регулятор принял лишь за несколько дней до старта новой модели рынка. А без них потенциальные участники рынка дополнительных услуг не могли пройти процедуру проверки соответствия их оборудования, которая также требует определенного времени.

Мы были заинтересованы, чтобы «Укргидроэнерго», как основной поставщик этих услуг, скорее прошло процедуру проверки соответствия. Для этого в сжатые сроки Укрэнерго обеспечило проведение необходимых испытаний их оборудования.

В результате «Укргидроэнерго» – первая компания, которая получила свидетельство о проверке соответствия. Они сами постоянно говорили, что очень ждут запуска рынка вспомогательных услуг, потому что не получают средства, которые должны получать.

Но когда мы их квалифицировали, «Укргидроэнерго» не пришло на аукцион вспомогательных услуг, который состоялся в декабре 2019 года.

Единственный участник, который пришел на аукцион, это была Кураховская ТЭС (входит в ДТЭК Ахметова). Но система мониторинга зафиксировала несоответствие работы их энергогенерирующих единиц заявленным параметрам рынка вспомогательных услуг.

— Каким именно параметрам? 

— Основные параметры можно свести к двум — предоставлению резерва по нашей команде (выход на заданную мощность) и готовность предоставить этот резерв в любой акцептованный период суток.

Причинами нарушения этих критериев могут быть как неудовлетворительное техническое состояние оборудования, так и ошибки при предоставлении входной информации со стороны участника.

Он должен проанализировать причины нарушения и устранить их. А, согласно действующим нормативным документам, если нарушаешь параметры, то автоматически «вылетаешь» с рынка вспомогательных услуг.

Согласно кодексу системы передачи — за более чем «два нарушения подряд», а согласно правилам рынка — больше «любых трех дней».

— Почему из 12 ТЭС, которые работают в стране, только одна захотела принять участие в рынке вспомогательных услуг? 

— Для того чтобы принять участие, нужно подготовиться. Формально ты можешь соответствовать параметрам. Но из-за старого оборудования автоматика не срабатывает и т.п. – критерии вспомогательных услуг не достигаются.

Для автоматических резервов важным аспектом является синхронизация измерений активной мощности. Но поскольку автоматический запрос на предоставление резерва не может быть выполнен мгновенно, а время опоздания разное не только у разных участников, но даже среди единиц оборудования одного и того же участника, поэтому и возникает риск не достижения критерия.

И я думаю, что «Укргидроэнерго» решили не рисковать выходить на рынок вспомогательных услуг. Сейчас мы перезапускаем этот сегмент рынка. Мы инициировали перед регулятором введение значительного расширения «коридоров толерантности» и облегчение достижения критериев для участников.

— Параметры для рынка вспомогательных услуг, которые действуют в Украине, такие же, как и в Евросоюзе?

— Да. Параметры вспомогательных услуг определены в Кодексе системы передачи, в котором имплементированы нормы технологических регламентов ENTSO-E.

— Как покупателю стать участником такого рынка? 

— Он должен обеспечить возможность предоставления резервов согласно требованиям Кодекса и возможности осуществления мониторинга предоставления дополнительной услуги.

Проще говоря, это программное обеспечение и пара датчиков. Оборудовать такой системой, например, кондиционер – это неоправданно дорого. А оборудовать ферросплавный или трубный завод – это копейки для таких потребителей.

Автор: Сергей Головнев

Источник: «БизнесЦензор»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Оставить комментарий