Рыночный подход к регулированию комиссии интерчейндж: преимущества и недостатки

В Украине львиную долю комиссионного вознаграждения за услуги эквайрингового учреждения (стоимости торгового эквайринга) составляет комиссионное вознаграждение интерчейндж (60% — 75%) – межбанковская плата за обмен.

Она уплачивается эсквайром эмитенту электронных платежных средств за каждую прямую или косвенную (через третье лицо) безналичную операцию, осуществленную с помощью платежной карты, и варьируется в пределах 1,4 – 1,8% от суммы операции.

Средняя стоимость торгового эквайринга в Украине составляет 2% от оборота и плюс примерно 300 гривен за аренду терминала на месяц. Платеж интерчейндж (средства, уплачиваемые эсквайром банку эмитенту) составляют две трети от платежа, взимаемого с торговца.

Цели. Определение наиболее корректного в современных условиях рыночного подхода к формированию ключевых направлений по регулированию комиссии интерчейндж в Украине и анализ тенденций урегулирования такого подхода другими государствами.

Методология. Проанализированы данные относительно последствий введенного регулирования комиссии интерчейндж в других странах мира, в частности в Соединенных Штатах Америки, Китае, Австралии, Великобритании и других.

Рассмотрено, что предельная ставка в 0,3% ниже уровня обменных комиссий, что существует во всех странах-членах, и поэтому влияние на принятие кредитных карт, вероятно, будет значительным. В частности, проанализированы обменные подходы в Германии, Польше, Венгрии, Нидерландах, Дании, Испании и Франции.

Ключевые слова: рыночный подход; платежи; комиссии интерчейндж; ставки; анализ; регулирование.

Сегодня мы наблюдаем, как профессиональное сообщество Украины активно дискутирует о необходимости снижения вознаграждения за услуги в проведении карточных платежей, в частности, за межбанковскую комиссию интерчейндж.

Подобная дискуссия не является украинским ноу-хау, поскольку есть наработанный международный опыт, с которым следует сравнивать. Это, по мнению многих экспертов можно регулировать по соответствующему законопроекту, проводить переговоры профессиональных ассоциаций – ритейлеров, а также обсуждать совместно с представителями платежных систем, поскольку у нас действительно высокие ставки интерчейндж в сравнении с другими рынками.

Ставки эквайринга (комиссии банков за расчеты платежными картами) в Украине сильно завышены по сравнению с европейскими. В Украине такая комиссия составляет примерно 2%, а иногда доходит до 3%, в то время как в странах Европейского Союза (далее – ЕС) она составляет около 1%, потому что межбанковская комиссия не превышает 0,3% для кредитных и 0,2% для дебетовых карт. Известно, что в Европе комиссионные ставки существенно ограничились, начиная с 2015 года.

Одновременно, если проанализировать процессы, которые происходили в других странах мира, то следует отметить, что в 2011 году принимались поправки в законодательство в Соединенных Штатах, которыми регулируется максимальная ставка интерчейндж как для карт дебетовых, так и кредитных. Соответствующее решение Еврокомиссии было в 2015 году в отношении стран ЕС.

Опираясь на опыт стран ЕС, внедрение законодательного ограничения банковских комиссий при безналичных операциях, проведенных с помощью платежных карт, является единственным правильным решением в этом вопросе.

Цель и задачи статьи

Целью статьи является определение наиболее корректного в современных условиях рыночного подхода к формированию ключевых направлений по регулированию комиссии интерчейндж в Украине и анализ тенденций урегулирования такого подхода другими государствами.

Задачи исследования формулируются на анализе данных о последствиях введенного регулирования комиссии интерчейндж в других странах мира, в частности в: Соединенных Штатах Америки, Китае, Австралии, Великобритании и др. В частности, проанализированы обменные подходы в Германии, Польше, Венгрии, Нидерландах, Дании, Испании и Франции.

Изложение основного материала исследования  

В прошлом году ведущие ассоциации бизнеса Украины выступили с совместным заявлением о необходимости законодательного урегулирования предельного размера комиссии интерчейндж путем принятия поправок к законопроекту «О платежных услугах», №4364 от 12.11.2020 г. (далее – законопроект).

В частности, чтобы привести украинское законодательство в соответствие с требованиями ЕС они предлагали установить предельные размеры комиссионного вознаграждения за интерчейндж на уровне 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных карт.

Сейчас в Украине есть реальная возможность урегулировать этот вопрос в рамках законопроекта, предусмотрев норму, которая будет устанавливать предельный размер такой комиссии. Соответствующие обращения и заявления от бизнес-ассоциаций уже неоднократно поступали в правительство и народные депутаты акцентировали, что  у нас еще есть время, чтобы поддержать эти конструктивные предложения.

Серьезных исследований относительно влияния регулирования обменных сборов достаточно мало и в основном они носят теоретический характер; эмпирических данных о влиянии комиссии интерчейндж в ЕС пока нет.

Однако уже есть ряд наработок зарубежных ученых и экономистов, в частности в трудах Д. С. Эванс и А. Матеус рассматривается сущность и необходимость регулирования комиссии интерчейндж. Е. Гарсест, Б. Лютс, Г. Прагер, М. Манушак, О. Кизер, Г. Боржековски  оценивают степень регуляторного вмешательства на уровень комиссионных сборов за рубежом, и насколько оно согласуется с экономической теорией двусторонних рынков.

Велян А., Г. Ардицци и М. Зангранди исследуют влияние ограничений обменных сборов на снижение комиссий продавцов и уровень этого влияния на принятие карточки в месте продажи и настаивают на необходимости применения в исследовании эмпирических данных.

Однако потребность в изучении и дальнейшем исследовании этого вопроса остается открытой, а изучение преимуществ и недостатков комиссии интерчейндж требует потенциального исследования.

На протяжении последних 5 лет в Украине значительно вырос уровень «проникновения» безналичных расчетов, как по показателям роста сети POS-терминалов, так и по количеству и объемам безналичных операций среди населения Украины, существенно сократив отставание Украины в этой сфере от стран Европы.

Так, несмотря на карантинные ограничения, за прошлый год платежная инфраструктура существенно расширилась. Количество субъектов хозяйствования, принимающих платежные карты, за год выросло более чем на треть (на 36,1%) – до 326,9 тысяч.

Сеть торговых pos-терминалов в Украине за год выросла более чем на 12% – до 375 тыс. В целом, за последние пять лет количество торговых платежных терминалов увеличилось почти вдвое – со 199,8 до 375,0 тысяч.  Количество платежных терминалов (контактных и бесконтактных) в расчете на 1 млн. постоянного населения Украины по состоянию на 01 января 2021 года составило 9,4 тыс. шт. (по состоянию на 1 января 2020 – 8,4 тыс. шт. на 1 млн. населения).

По данным Национального банка Украины (далее – НБУ), за I полугодие 2021 года общее количество операций с использованием платежных карточек, эмитированных украинскими банками, составляло 2360,6 млн. шт., а их объем составил 982,8 млрд. грн.

При этом объем безналичных операций с использованием платежных карточек («очищенный» от объема переводов с карты на карту составил – 415,5 млрд. грн.), в первом полугодии 2020 года, составил 567,3 млрд. грн., а это составляет почти годовые объемы этого показателя в 2016 году – 571,3 млрд. грн.

Именно с 2016 года наблюдается устойчивый рост, как количества безналичных операций с использованием платежных карт, так и их годовых объемов (за вычетом объемов безналичных переводов с карты на карту). В 2017 году – почти 615,0 млрд. грн. (+7,7%); в 2018 году – 832,0 млрд. грн. (+35,3%); в 2019 году – 1035,7 млрд. грн. (+24,4%); в 2020 году – 1263,7 млрд. грн (+22%).

Из исследований НБУ известно, что стоимость обслуживания наличного обращения (инкассация) для корпоративного бизнеса составляет 0,02%. В то же время комиссия за осуществление безналичных операций с использованием платежных карт – от 1,8% (разница в 90 раз). Для малого и среднего бизнеса размеры комиссии по картам еще выше – начинаются от 2% (и могут достигать до 3%).

Однако прием платежных карт является обязательным для торговцев в соответствии с законодательством Украины. Под давлением этого обстоятельства, они вынуждены наращивать объемы безналичных расчетов с использованием платежных карт. И, одновременно, платить завышенные размеры комиссии за торговый эквайринг. Это создает ощутимое дополнительное финансовое давление на официальный бизнес в Украине.

Банки-эмитенты карт, обработчики платежей, платежные сети по кредитным картам, такие как MasterCard и Visa, платежные шлюзы и собственный банк продавца будут взимать процентную комиссию за каждую транзакцию, а начисления часто отражаются как единая совокупная сумма на счетах, которые выдает вам платежный процессор.

Однако даже это является чем-то упрощенным, поскольку на самом деле существует около 300 индивидуальных комиссий за обмен, которые составляют «единую» комиссию за обмен, которую вы фактически платите.

Комиссия за обмен определяется большим количеством переменных. Чтобы упростить расходы для продавцов, компании кредитных карт вычисляют обмен в фиксированной ставке плюс процент от общего объема продаж (включая налоги). Только в США торговцы выплачивают миллиарды долларов для покрытия этих сборов каждый год, при этом средняя ставка составляет около 2% от суммы покупки.

Обычно эта комиссия составляет процент от общей транзакции плюс фиксированная сумма. Пока учреждения-эмитенты собирают, оценивают и устанавливают эту комиссию, она уплачивается банку-эмитенту, который выпускает ту или иную карточку. Средний курс обмена для кредитной карты составляет около 1,81%, а для дебетовой — 0,3%.

Средняя стоимость торгового эквайринга в Украине составляет 2% от оборота и плюс примерно 300 гривен за аренду терминала на месяц.

При средней стоимости торгового эквайринга в Украине на уровне 2%, затраты торговцев на оплату комиссии за проведение безналичных операций с использованием платежных карт можно оценить следующим образом. За 2016 год – свыше 11,4 млрд. грн.; за 2017 год – 12,3 млрд. грн.; за 2018 год – более 16,6 млрд. грн.; за 2019 год – более 20,7 млрд. грн.; за 2020 год – свыше 25,3 млрд. грн.; за первое полугодие 2021 года – более 29,3 млрд. грн.

Дополнительно стоит отметить, что закрепленные Регламентом 2015/751 максимальные ставки были предложены самими платежными системами после того, как в рамках антимонопольных расследований Еврокомиссией было установлено, что существующая на момент расследования ставка за интерчейндж приводила к ограничению конкуренции.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что, пользуясь своим монопольным положением на рынке Украины, операторы платежных систем более чем в два раза увеличили свои ежегодные доходы от осуществления торгового эквайринга, но никак не снизили стоимость торгового эквайринга и не намерены осуществить это в будущем.

НБУ неоднократно подчеркивает необходимость сохранения исключительно рыночных подходов к регулированию платежного рынка, ведь это дает возможность финансовой индустрии обеспечивать дальнейший рост безналичных платежей, сокращение доли теневой экономики и увеличение поступлений в государственный бюджет в результате цифровизации платежей.

Сегодня НБУ совместно с международными платежными системами Visa и Mastercard работают над усилением конкуренции на платежном рынке Украины и подписали Меморандум о содействии конкурентному платежному рынку в Украине.

Данные компании во всем мире поддерживают рыночный подход к определению ставки интерчейндж и стоимости услуг эквайринга в соответствии с требованиями законодательства о защите экономической конкуренции.

В соответствии с положениями меморандума предельные размеры ставок комиссии интерчейндж должны снизиться до 0,90% в июле 2023 года. Снижение ставок должно происходить по следующему графику: с 01.07.2021 г. – не более 1,20%; с 01.07.2022 г. – не более 1,00%; с 01.07.2023 г. – не более 0,90%.

В частности, в проекте закона предлагается внести изменения в закон Украины «О платежных системах и перечислении средств в Украине», в закон Украины «Про банки и банковскую деятельность», а также в закон Украины «О платежных услугах», который был принят Верховной радой Украины 30 июня 2021 года. И через год после его вступления в силу будет введен в действие вместо закона Украины «О платежных системах и перечислении средств в Украине».

Изменениями в закон Украины «О банках и банковской деятельности» предлагается установить, что банк самостоятельно устанавливает процентные ставки и комиссионное вознаграждение за предоставленные услуги, кроме установленных законом размеров комиссионных вознаграждений за интерчейндж.

Изменениями в закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» и, соответственно, в закон Украины «О платежных услугах» предлагается:

– закрепить определение понятия «комиссионное вознаграждение за интерчейндж»;

– установить, что комиссионное вознаграждение за интерчейндж включает любое согласованное вознаграждение (компенсацию, эквивалентную комиссионному вознаграждению за интерчейндж по предмету или действию), которое получает эмитент, эквайер или любой другой посредник в связи с платежными операциями или связанной деятельностью;

– закрепить постепенный переход до установленного законодательством ЕС размера комиссионного вознаграждения за интерчейндж. По ним установить, что размер комиссионного вознаграждения за интерчейндж, не может превышать с 1 января 2022 года до 31 декабря 2022 года – 1%; с 1 января 2023 года до 31 декабря 2023 года – 0,7%; с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года – 0,5%;

— закрепить, что размер комиссионного вознаграждения за интерчейндж с 1 января 2025 года не может превышать относительно суммы операции, осуществленной с использованием дебетовой платежной карты — 0,2%, с использованием кредитной платежной карты — 0,3%;

– ввести ответственность за превышение установленных предельных размеров комиссионного вознаграждения за интерчейндж;

– установить, что порядок контроля соблюдения предельного размера комиссионного вознаграждения за интерчейндж при осуществлении безналичных расчетов, установление фактов нарушений и применение штрафных санкций, определенных частью третьей настоящей статьи, устанавливается нормативно-правовыми актами НБУ.

По мнению многих экспертов, предложенные законопроектом изменения позволят постепенно снизить финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования во время осуществления операций с помощью платежных карт, обусловленную искривлением конкуренции на рынке торгового эквайринга, путем установления на законодательном уровне максимального предельного размера комиссионного вознаграждения за интерчейндж.

Альтернативой должно стать эволюционное и гармоничное снижение комиссии банками и платежными системами. Три системных банка — Ощадбанк, Приватбанк и Райффайзен Банк, выступили с совместным заявлением.

По мнению представителей НБУ достигнутый компромисс считается сбалансированным и взвешенным, и будет способствовать снижению стоимости безналичных операций и защите интересов украинцев – пользователей платежных карточек, а также развитию конкуренции и расширению возможностей для появления на платежном рынке новых инструментов безналичных расчетов.

Как было отмечено нами выше, в ЕС этот вопрос урегулировали еще в апреле 2015 года с помощью регламента ЕС 2015/751 о межбанковских комиссионных сборах за платежные операции, осуществляемые с помощью платежных карт.

В государствах, которые изначально начали вести финансовую политику по этому регламенту, наблюдались положительные тенденции. Проведенное в 2020 году по заказу Еврокомиссии исследование последствий применения Регламента №2015/751 от 29 апреля 2015 года показало положительное влияние регулирования комиссий на платежные услуги, что сопровождалось ростом безналичных операций и развитием сети POS-терминалов с обоснованно уменьшенным размером межбанковской комиссии.

В частности, за первые два года действия регламента произошло стремительное снижение ставок комиссии интерчейндж во всех странах-членах. Особенно заметным снижение было для локальных кредитных карт. В девяти странах-членах действие документа положительно сказалось на увеличении конкуренции. Теперь там работают сильные локальные платежные системы, которые занимают большую часть рынка дебетовых, а во Франции – и кредитных карт.

Предельная ставка в 0,3% ниже уровня обменных комиссий, существующего во всех странах, и поэтому влияние на принятие кредитных карт, вероятно, будет значительным. Так, например, в Германии, где оба ограничения, вероятно, значительно улучшат прием карт вместо нынешнего высокого уровня использования наличных средств.

В таких странах, как Польша или Венгрия, где текущий уровень обменных сборов значительно превышает ограничения, регламент должен иметь значительное влияние.

В Венгрии, где высокие комиссионные за обмен, прием карт у продавцов значительно отстает от выдачи карт. Комиссия за обмен (варьируется в пределах 0,2% – 1%) и считается основным препятствием для продавцов, поскольку они значительно увеличивают расходы на облегчение приема карточных платежей. Поэтому сейчас рассчитаться карточками можно лишь в 30% торговых точек.

В странах, где в настоящее время обменные сборы для дебетовых карт ниже 0,2%, включая Нидерланды и Данию, ограничение не повлияет на текущие уровни, поскольку государственные органы власти опустились или могут опуститься ниже этого уровня из-за законодательства или обеспечения конкуренции. Однако ограничение может остановить «гонку за самыми высокими гонорарами».

В Нидерландах не существует многосторонних обменных сборов, но низкие обменные комиссии (значительно ниже 0,2%) существуют на основе двусторонних контрактов между банками. Были выдвинуты некоторые аргументы относительно якобы негативного влияния на потребителей ограничения обменных сборов в Испании, в частности, на комиссию держателей карт. После вмешательства по ограничению обменных сборов средняя годовая комиссия с держателей карт выросла за дебетовые и кредитные карты.

Увеличение комиссий за розничные банковские операции кажется широко распространенным в Испании, и нельзя связать с комиссиями за обмен. Аналогично, во Франции, после того как в июле 2011 года национальная схема Groupement des Cartes Bancaires приняла средневзвешенную комиссию в размере 0,30% за внутренние транзакции с дебетовыми и кредитными картами, нельзя установить никакой корреляции с увеличением комиссий за розничные банковские операции.

В других странах работают две основные международные платежные системы, однако ставки комиссии за интерчейндж у них либо стали ниже максимальных, либо были снижены в соответствии с требованиями регламента. Согласно этому документу была снижена и ставка вознаграждения за эквайринг.

Если по дебетовым картам это уменьшение было не таким существенным (комиссионное вознаграждение составляет 0,32%, почти, как и ранее), то по кредитным снизилось с 0,92% до 0,73%.

Для Украины — это пока недостижимые ставки. У нас вознаграждение за эквайринг самое высокое в Европе. Если мир идет по пути снижения этих ставок, то в Украине они повышаются и достигают от 1,8% до 3% с каждой операции.

Анализ результатов внедренного в 2015 году административного регулирования интерчейндж в ЕС дает основания утверждать, что введение ограничения размера комиссии интерчейндж привело к наступлению негативных последствий. Данные о последствиях введенного регулирования комиссии интерчейндж в других странах мира также свидетельствуют, что оно не способствовало достижению поставленных целей.

Например, в Соединенных Штатах Америки (далее – США) после введения регулирования комиссии интерчейндж цены для конечного потребителя не претерпели изменений. В то же время банки сократили свои программы лояльности или ввели дополнительные комиссии за обслуживание счетов.

В США взимается фиксированная комиссия интерчейндж в размере 20 центов с каждой безналичной транзакции. Предельный размер комиссионного вознаграждения за интерчейндж закреплен на законодательном уровне также в Китае и Австралии.

Кстати, в Австралии регулирование комиссии интерчейндж оказалось также сложным, неэффективным и экономически необоснованным, поскольку не повлияло положительно на конечного потребителя. После введения регулирования банки увеличили стоимость годового обслуживания карт, а торговцы и конечные потребители не стали платить меньше за товары и услуги.

На необходимость законодательного ограничения ставки интерчейндж указывает и опыт Великобритании, которая сразу после выхода из состава ЕС приняла внутреннее регулирование, установившее те же ограничения ставки интерчейндж для операций, проводимых в Великобритании, на уровне 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных карт.

Одновременно, ставка комиссии интерчейндж для операций по оплате товаров онлайн в случае, если они происходят между Великобританией и странами-членами ЕС (то есть не подпадают ни под действие законодательства Великобритании, ни под действие Регламента 2015/751), сразу же была повышена платежными системами в пять раз.

Для примера, в странах Европейского Союза указанный размер комиссии интерчейндж ограничен на законодательном уровне и составляет не более чем 0,2% от каждой транзакции, совершенной с использованием дебетовой платежной карты, и 0,3% – с использованием кредитной платежной карточки. Соответствующие ограничения установлены Регламентом 2015/751 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2015 года о межбанковских комиссионных сборах за платежные операции.

Что касается ситуации в Украине на сегодняшний день, то основным оппонентом выступает Украинская межбанковская ассоциация членов платежных систем ЕМА. Она в целом негативно оценивает внесенное законодательное предложение, мотивируя свою позицию наличием многочисленных рисков, как для субъектов – представителей платежных систем, так и для потребителей и государства в целом.

Такие риски, по мнению указанной, ассоциации, включают существенное снижение инвестиционной способности субъектов отрасли и соответственно ведут к сужению возможностей по финансированию развития инфраструктуры и технологий, разработки и продвижения новых продуктов; уменьшению емкости рынка безналичных платежей и, соответственно, росту объемов наличного сегмента.

А также способствуют возникновению дополнительной финансовой нагрузки на бюджет в связи с необходимостью докапитализации государственных банков, которые обслуживают более 75% всех карточных оборотов, не получению этими банками более 4 млрд. грн. комиссии ежегодно; существенному росту срока окупаемости инвестиций в инфраструктуру (с 2-5 до 10-15 лет).

К росту «теневого» сегмента денежного обращения; разбалансировке расходов всех участников транзакции; отсутствию расчетного эффекта – удешевлению соответствующих услуг вследствие повышения поставщиками услуг других платежей или введения новых, что, кстати, подтверждается зарубежным опытом.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Учитывая указанное, считаем, что для принятия взвешенного решения относительно внесенного законопроекта «О внесении изменений в закон Украины «О платежных системах и перечислении средств в Украине»  по комиссионному вознаграждению при осуществлении эквайринга, необходимо учитывать взгляды практиков. А также учитывать разработанный регламент и внесенные предложения Национальным банком Украины и Украинской межбанковской ассоциацией членов платежных систем ЕМА.

Введение данного законопроекта, возможно лишь при условии сохранения исключительно рыночных подходов к регулированию комиссии интерчейндж, ведь это дает возможность финансовой индустрии обеспечивать дальнейший рост безналичных платежей, сокращение доли теневой экономики и рост поступлений в государственный бюджет в результате цифровизации платежей.

Следовательно, можно уверенно утверждать, что стремительное законодательное ограничение предельного размера комиссии интерчейндж является опасным явлением и может привести к негативным последствиям и снизить эффективность функционирования платежного рынка в Украине.

А именно, это может вызвать снижение развития и, скорее всего, сворачивание сети роѕ терминалов; рост стоимости обслуживания счетов в банковских учреждениях, а также рост цены на карты для граждан; уменьшение количества программ лояльности клиентов, а именно льготного кредитного периода, возможности кешбека, кредитного лимита и прочее.

Авторы: Оксана Сарахман, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и налогообложения, Университет банковского дела E-mail: sarahman88@ukr.net, ORCID ID: 0000-0002-8793-592X, ResearcherID: G-7137-2019

Руслана Шурпенкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и налогообложения, Университет банковского дела E-mail: ruslana.shurpenkova@gmail.com,

ORCID ID: 0000-0002-8825-2389, ResearcherID: G-5148-2019

Татьяна Калайтан, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории Украины, экономической теории и туризма, Львовский национальный университет ветеринарной медицины и биотехнологий имени С.С. Гжицкого, E-mail: kalaitantv@gmail.com, ORCID ID: 0000-0003-4774-4990, ResearcherID: F-5828-2019

Елена Сидельник, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового консалтинга и банкинга, Университет банковского дела E-mail: helen.sidelnuk@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-6498-5900, ResearcherID: AHB-4534-2022

Ульяна Грудзевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового консалтинга и банкинга, Университет банковского дела E-mail: ugrudzevuch@ukr.net, ORCID ID: 0000-0002-0243-7957, ResearcherID: X-1815-2018

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий