Крупы – это стратегический продукт, который в Украине традиционно входит в набор продуктов первой необходимости. Но их производство сокращается, поскольку количество населения в стране уменьшается, покупательная способность падает, а цены на крупы постоянно растут. Однако этот товар очень удобен для экспорта. Какие тренды спасут крупяной рынок?
«В первую очередь в Украине уменьшается производство так называемых традиционных круп, именно на них падает спрос, – рассказал изданию Agravery.com Родион Рыбчинский, председатель правления ОО „Мукомолы Украины“. Традиционные для нашего рынка крупы – пшенные, гречневые, пшеничные, ячменные. Их производство на 100% ориентировано на украинского потребителя. На овсяные и кукурузные крупы есть спрос за рубежом, так что половину этих круп производят на экспорт».
То, что едят в бывших странах СНГ – не потребляют в Европе. Например, гречку обожают в Украине, но многие европейцы считают, что этой крупой можно кормить только животных. Гречка пока остается фавориткой на украинских кухнях, хотя вполне возможно уже в ближайшем будущем она уступит овсяной и кукурузной крупам, которым отдают предпочтение европейцы.
Интересно, что манка, знакомая всем с детства, постепенно превращается из «сольного» продукта в «технический». «Спрос на эту крупу у населения постоянно сокращается, однако манка остается необходимой для производств, – рассказывает Дмитрий Гавриляк, маркетолог ООО «Агро-Юг-Сервис» (ТМ «Амина»). – Наше мукомольное производство, как, наверное, и большинство аналогичных предприятий, получает манку в качестве дополнительного продукта при переработке пшеницы, поэтому ее не много и она охотно закупается нашими постоянными клиентами.
Но экспорт этой крупы возможен только в Восточную Европу. В большинстве стран такого понятия как манка вообще не существует. На международном рынке это мука крупного помола Semolа, ее производят из твердых сортов пшеницы. Нашу манку из мягких сортов могут использовать на производствах, например, для посыпки форм. Промышленники не видят целесообразности в импортной манке».
Украинцам все интереснее потреблять экзотические крупы, в частности рис различных сортов, булгур и кус-кус. Эти продукты изготовлены из твердых сортов пшеницы, следовательно, булгур и кус-кус стоит относить не к крупам, а к макаронным изделиям, как отмечают в ОО «Мукомолы Украины». В последние годы все больше украинских производителей продают булгур и кус-кус под собственными торговыми марками.
«Сейчас в своей торговой сети мы наблюдаем, что имеется рост по спросу на такие необычные для украинского рынка крупы как сорго, амарант, чиа и киноа, – рассказывает Анастасия Герасименко, менеджер по развитию категории „Бакалея“ „МЕТРО Кэш энд Кэри Украина“. — Все еще популярной остается гречка, также мы фиксируем рост по спросу на рис разных сортов и булгур.
„МЕТРО“ расширяет сегмент собственных торговых марок, чтобы предложить лучший выбор круп высокого качества по привлекательной цене. Сейчас в большинстве наш ассортимент – локального производства, но при этом сырье может быть зарубежным, например – рис, булгур, кус-кус».
По мнению руководства ООО «Интерлинк», которое уже на протяжении длительного времени занимается оптовыми продажами высококачественных круп и в том числе — в США, Канаду, Великобританию и в другие страны, будущее — за безглютеновым пшеном, зеленой гречкой, овсяными крупами. Также очень перспективны булгур и кус-кус (наравне с лапшой), больше всего производят этот товар в Турции.
«Каждый год мы расширяем свой ассортимент круп, всегда думаем о чем-то новом и экзотическом. Сейчас производим замечательную крупу артек, аналогов которой нет в Украине, поскольку она полностью изготавливается из твердых сортов пшеницы, – рассказывает Евгений Моцный, коммерческий директор ООО «Сквирский комбинат хлебопродуктов» (ТМ «Сквирянка»), который является одним из крупнейших производителей крупы в Украине.
Как подчеркивает эксперт, культура потребления продуктов питания диктуется мировыми трендами, технологиями и глобализацией. Современный стиль жизни заставляет покупателей постоянно находиться в состоянии активности, движения и это оставляет все меньше времени на приготовление и употребление пищи в привычном для нас понимании. Сейчас в приоритете у потребителей будут те продукты, которые сохраняют свои основные питательные ценности и требуют минимальных затрат времени и хлопот.
Так что будущее — за разнообразными овсяными и кукурузными хлопьями, шариками, палочками, гранулами, за кашами быстрого приготовления. Все эти продукты – не крупы в классическом понимании. Эти изделия находятся на грани с пищевыми концентратами.
Контрабанда, теневое производство и «заказанные» крупы
На украинском рынке традиционные крупы в подавляющем большинстве — отечественного производства. За исключением риса и гречки, которые являются лидерами потребления. Как объясняет Родион Рыбчинский, на украинском рынке есть большое количество продукции, которую заказывают в Польше или, например, в Турции и фасуют под лейблом отечественных производителей.
«В прошлом году судьба импорта на крупяном рынке Украины была довольно значительной. В страну завозили очень много российской продукции — под видом круп из Казахстана, с нулевой пошлиной. Кто должен регулировать этот вопрос, как бороться с этим явлением – всем известно», – рассказывает Евгений Моцный.
«Когда в Украине были перебои с производством украинской гречки, несколько торговых сетей и некоторые производители заказывали гречневые группы в Казахстане. А казахи закупали гречку на Алтае в России, перерабатывали ее и отправляли в Украину, – объясняет Родион Рыбчинский. — Например, в позапрошлом году, пожалуй, каждая третья пачка этой крупы была не украинского происхождения. Наиболее дешевая гречка — импортированная, ее продают в торговых сетях под собственными брендами».
Сейчас ситуация с гречкой изменилась, поскольку цены на общем рынке круп выросли. Российская Федерация в прошлом году ввела запрет на экспорт гречки за границу. Северные соседи контролируют, чтобы эту крупу не вывозили в Казахстан в большом количестве. Аналогичная ситуация и в Беларуси. Это стимул для выращивания гречихи в Украине.
Что касается риса, то в Украине есть всего один производитель рисовых круп, следовательно, почти вся продукция на рынке – импортированная. Недорогой рис в основном поставляется из Вьетнама, Лаоса, Пакистана, Индии, его фасуют либо в стране происхождения, либо на упаковочных линиях в Украине.
«В нашей стране имеется очень большое количество контрабанды. На базарах – на лотках и в магазинчиках, которые торгуют импортными продуктами, почти 90% представленных круп – контрабанда», – рассказывает Родион Рыбчинский. По данным компании «УкрАгроКонсалт», уровень теневого производства круп в Украине составляет около 30%. В основном это небольшие фермеры и частные лица, которые используют для производства круп маломощные линии и, как правило, сбывают свою продукцию преимущественно через базары и ярмарки. У каждой крупы — свой покупатель.
В основном качество круп в Украине — первого сорта и ниже
На сегодняшний день проблема качества круп – самая существенная. Предприятия, которые ценят свою торговую марку – следят за качеством и безопасностью своей продукции, за соответствием мировым требованиям и поэтому заключают договоры с сельхозпроизводителями на выращивание зерна непосредственно для их нужд.
«Например, зерно гречки мы закупаем лишь при условии отсутствия следов глифосата в ней, в ЕС этот показатель является запрещенным в продуктах питания. В Украине, к сожалению, такого требования до сих пор нет, – рассказывает Евгений Моцный. – Конечно, за надлежащее качество зерна мы переплачиваем фермеру, который несет определенные потери при уборке урожаев – не используя такого вида пестицидов и гербицидов, но взамен мы уверены, что наш потребитель получает самый качественный продукт».
«Недавно мы столкнулись с проблемой закупки сырья, когда начали производить новые для нас виды муки из риса, гречки и кукурузы, – рассказывает Дмитрий Гавриляк. – Прежде всего, это касается качественных показателей сырья, наличия соответствующих документов относительно качества и безопасности продукта. Наше производство сертифицировано FSSC 22 000, поэтому и требования к продукту особые. Нам нужен по-настоящему качественный рис, гречка или кукуруза. На рынке уровень предложения высокий, но некачественный».
По мнению руководства ООО «Интерлинк», сегодня развитие рынка крупяных культур тормозит нехватку ответственных поставщиков, которые действительно заботятся о качестве сырья. Так что фактически качество круп в Украине в основном — первого сорта и ниже.
Постоянная модернизация крупяных лидеров
«На крупяное сырье действуют такие же стандарты как на мукомольную пшеницу. Например, из фуража крупу не сделаешь, нужно иметь зерно соответствующего качества для создания тех или иных круп, – объясняет Родион Рыбчинский. — Качество продукции зависит от тех задач, которые ставят перед собой производители. В Украине есть крупные комбинаты, чья высококачественная продукция представлена в национальных торговых сетях, есть немало мелких производителей, которые тоже делают очень качественную продукцию и сбывают ее через локальные сети и рынки».
Как отмечает эксперт, сегодня все лидеры отрасли постоянно модернизируют свои производства, ставят новое оборудование – особенно это касается ориентированных на экспорт позиций. Например, продукты переработки овса или кукурузы создаются в основном на импортном оборудовании. Если производственники вкладывают деньги в оборудование и технологии, их цель – быстрый возврат инвестиций. Значит надо производить самые современные продукты, которые имеют наибольший спрос и высокую маржинальность на рынке.
«Каждый год мы останавливаем завод на плановый ремонт и модернизацию, это уже стало привычным для наших специалистов, – рассказывает Евгений Моцный. – Поскольку наше предприятие является одним из стратегических поставщиков сырья для детского питания по таким мировым брендам как „Нестле“, „Данон“, „Цереалто“, „Хипп“, „Хиро“, „Келлогс“ и тому подобное, каждый год мы проводим аудит этих компаний и должны соответствовать последним мировым стандартам, поэтому основными акцентами при модернизациях является улучшение технологического процесса, безопасность, энергоэффективность. Сейчас наша продукция экспортируется в более чем в 80 стран мира, доля экспорта составляет примерно 55% от суммарной реализации».
Мировая конкуренция и цены, которые постоянно растут
Кто является крупнейшим конкурентом Украины в производстве круп? На этот вопрос однозначный ответ дать не легко. Климат Украины позволяет выращивать широкий ассортимент зерновых, но это не значит, что отечественные производители имеют перед собой просторные горизонты.
«В зависимости от продукта и региона, куда экспортируется крупа, мы имеем достаточно серьезных и опытных конкурентов, – рассказывает Евгений Моцный. – По моему мнению, распределение выглядит примерно так. Крупнейшим для Украины конкурентом по производству кукурузной крупы является – Турция и Россия; гречневой крупы – Россия, Польша, Литва. Пшенной крупы – Польша и Россия. Овсяных хлопьев – Польша, Литва, Германия, Австралия, Чили. Пшеничной и ячменной круп – Россия».
В ООО «Интерлинк» отмечают, что, пожалуй, самый большой конкурент Украины в производстве круп – Российская Федерация, поскольку цены на этот товар у северного соседа намного ниже, чем в Украине. Кстати, как подчеркивает украинский производитель, цены на гречку – явно завышены.
Как отмечает Анастасия Герасименко, цены на крупы сегодня быстро меняются. Например, за последний год инфляция в крупах составляла около 15%. В частности кукурузную крупу в Украине продают в среднем на 24% дороже, чем в сентябре прошлого года, гречневую – на 14% дороже, пшенную – на 13% дороже, гороховую – на 20% дороже, ячменную — на 31% дороже.
Насколько цены на крупы соответствуют реалиям? Евгений Моцный считает, что если учесть стоимость качественного сырья и затраты на производство, цены на крупы даже занижены. Производителю надо хоть как-то бороться с теневым рынком, на котором разница в цене между легально и нелегально изготовленной крупой достигает порой 15-20%.
«Насчет проблем, которые тормозят развитие сектора в целом, то это, конечно, налоговая нагрузка, ценовая нестабильность энергетических и материальных ресурсов, огромный теневой рынок – более 60%. А также нечеткая политика в сфере двусторонних государственных соглашений ВЭД.
В целом рынок всегда нуждается в крупах, но многое зависит от геопозиции страны и культуры потребления, – добавляет Евгений Моцный. — К сожалению, инфляция, с которой в последнее время столкнулись все страны мира, делает свою работу. В Украине потребительское настроение существенно ухудшилось, люди лучше возьмут дешевый, не очень качественный продукт, потому что им необходимо обеспечивать семью с минимальными затратами, и они не будут искать качественные продукты».
Автор: Ксения Мелешко
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.