Постановка проблемы. Формирование и рациональное использование трудового потенциала в аграрном секторе экономики становится важной стратегической задачей, от успешного решения которой зависит продовольственная безопасность, как каждого региона, так и страны в целом.
Глобальный системный финансово-экономический кризис стал еще одним серьезным фактором влияния на рынок труда, в том числе сельский. Из-за снижения объемов производства и кредитной активности уменьшается спрос на труд, и сокращаются возможности обеспечить рабочими местами желающих работать.
Однако, в противовес резкому падению основных отраслей промышленного производства, сейчас сельское хозяйство в Украине как один из немногих секторов экономики продолжает удерживать показатели, достигнутые в 2008 году.
Так, в январе-мае 2009 года общее производство продукции сельского хозяйства по сравнению с соответствующим периодом 2008 года выросло на 2,3%, в том числе в аграрных предприятиях на – 7,1%, в хозяйствах населения – сократилось на 1,0%.
Объем продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах, по расчетам, составил 25,7 млрд. гривен. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностях этого сектора экономики, требующего отдельного научного изучения.
Анализ последних исследований и публикаций. Детальный анализ процессов по рынку труда и развитию социальной инфраструктуры на селе показывает, что процессы возрождения происходят по действующим объективным и субъективным законам развития общества, а экономические реформы требуют своего завершения. Эти вопросы являются предметом многих научных исследований.
Однако в научной литературе речь идет в основном о потере численности занятых лиц в сельском хозяйстве, заработной плате, условиях труда и тому подобном. И лишь немногие работы посвящены социальной инфраструктуре на селе, которая является, наряду с другими, важным сегментом сельского рынка труда.
Поэтому целью этой статьи является исследование рынка труда и социальной инфраструктуры на современном этапе развития и обоснование возможных перспективных изменений в этом направлении.
Изложение основного материала исследования. Несмотря на имеющийся финансовый экономический кризис, на селе происходят определенные позитивные изменения. Сейчас разработана и действует государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 года, которой определен ряд задач и мероприятий, направленных на повышение эффективности сельского хозяйства, обеспечение развития новых форм предпринимательства, занятости сельского населения, развития социальной инфраструктуры и тому подобное.
Реализация принятых мер дает возможность создать благоприятные условия для воссоздания человеческого потенциала, усовершенствовать инфраструктуру сельских населенных пунктов, разнообразить формы обслуживания сельского населения, преодолеть депрессивность сельских территорий.
С целью содействия развитию малого и среднего бизнеса в 2009 году в государственном бюджете предусмотрено оказание поддержки фермерским хозяйствам и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год” в поддержку фермерских хозяйств по бюджетным программам “Финансовая поддержка фермерских хозяйств” и “Предоставление кредитов фермерским хозяйствам” предусмотрено 26 млн. гривен.
Деятельность фермерских хозяйств способствует развитию социальной инфраструктуры на селе, обеспечению рабочими местами граждан, проживающих в сельской местности.
Кроме того, в соответствии с порядком использования в 2009 году средств стабилизационного фонда для удешевления кредитов, финансирования инвестиционных проектов и поддержки отдельных проектов в агропромышленном комплексе, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 13.05.2009 № 463, предусмотрены бюджетные средства на предоставление кредитов фермерским хозяйствам в сумме 200,0 млн. гривен. А также на государственную поддержку сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов — в сумме 90,0 млн. гривен.
В феврале 2009 года правительство одобрило «Концепцию государственной целевой программы поддержки развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на период до 2015 года», целью, которой является обеспечение формирования и деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов путем введения механизма государственной поддержки этих кооперативов, повышения доходов сельских жителей, решения вопросов занятости, предоставления совещательных услуг.
Министерство аграрной политики Украины осуществляет мероприятия по разработке и принятию ряда законодательных и нормативно-правовых актов по развитию сельскохозяйственной обслуживающей кооперации.
В настоящее время в Верховной раде Украины находится проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам деятельности неприбыльных организаций», положение, которое направлено на содействие развитию сельскохозяйственной кооперации в государстве.
Кроме того, для обеспечения роста темпов занятости сельского населения и создания новых рабочих мест в аграрной сфере, в том числе и для незащищенных слоев населения, разрабатывается проект концепции закона Украины о сельском зеленом (аграрном) туризме и аграрной туристической деятельности.
Этот закон направлен на диверсификацию занятости сельского населения, а также даст возможность личным крестьянским хозяйствам осуществлять как сельскохозяйственную, так и аграрную туристическую деятельность.
Среди актуальных проблем развития села видное место занимает его социальная сфера. Функционирование социальной сферы села как экономической категории находит свое отражение в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность человека в обществе.
Для решения проблем обеспечения водой сельского населения действует государственная целевая социальная программа первоочередного обеспечения централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, пользующихся привозной водой, на период до 2010 года, разработанная Государственным водным хозяйством.
Несмотря на значительное недофинансирование, в прошлом году построено и введено в эксплуатацию 65,5 км магистральных водоводов, что дало возможность обеспечить качественной питьевой водой 14 населенных пунктов с населением 20 тыс. человек в Днепропетровской, Запорожской, Луганской, Одесской, Харьковской и Херсонской областях.
С целью предотвращения техногенных и эпидемических ситуаций в сельской местности, связанных с низким качеством питьевой воды, своевременного устранения аварийного состояния котельных и сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, Министерством аграрной политики внедрена бюджетная программа “Реформирование и развитие коммунального хозяйства в сельской местности”.
На реализацию мероприятий этой программы в 2007 году из государственного бюджета было выделено 20 млн. грн., в 2008 — 40,9 млн. грн. и на 2009 год предусмотрено 40,9 млн. гривен.
Выделенные государственные средства способствуют также привлечению средств местных бюджетов на условиях софинансирования работ в сфере коммунально-бытового обслуживания. В 2008 году на финансирование ремонтных работ привлечено 57,4 млн. гривен из местных бюджетов.
Оживляется строительство учреждений социально-культурного назначения в сельской местности. В течение 2008 года введено в эксплуатацию 37 школ, 19 дошкольных учреждений, 15 учреждений здравоохранения, 3 учреждения культуры клубного типа, 4,24 тыс. км газовых и 256,7 км водопроводных сетей, 540 км дорог с твердым покрытием.
В 2008 году предприятиями Укравтодора было построено 67 подъездных дорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. Осталось построить 149.
Государственной целевой программой развития украинского села на период до 2015 года предусмотрены мероприятия по оздоровлению детей работников агропромышленного комплекса, развитию физической культуры и спорта на селе.
В соответствии с порядком использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для оздоровления и отдыха детей работников агропромышленного комплекса, в 2008 году было оздоровлено 23,2 тыс. детей.
Из них дети работников социальной сферы села – 3,7 тыс. чел. (16%); работников фермерских и личных крестьянских хозяйств – 4,4 тыс. чел. (19%); дети работников предприятий, производящих и перерабатывающих сельхозпродукцию, – 11,1 тыс. чел. (48 %); работников предприятий строительства на селе, мелиорации и химизации – 1,4 тыс. чел. (6%); дети-сироты 2,6 тыс. чел. (11%). Выделены средства на оздоровление детей и на летний отдых в 2009 году.
В Украине действует 163 физкультурно-спортивных клуба ФСК “Колос”. В 275 детских спортивных школах, в том числе в 11 спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва, занимаются 89,2 тыс. школьников.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на селе проводят: 346 инструкторов, 706 тренеров-преподавателей, 745 инструкторов физической культуры сельских, поселковых советов и тому подобное.
В сельских регионах действуют 10909 спортивных сооружений, а именно: 234 стадиона, 3476 спортивных площадок, 5466 футбольных полей, 3 лыжные базы, 14 плавательных бассейнов, 657 спортивных залов, 704 помещения для физкультурно-оздоровительных занятий, 244 площадки с тренажерным оборудованием, 62 стрелковых тира.
Мероприятия по развитию физкультуры и спорта на селе осуществляются путем поддержки деятельности Всеукраинского физкультурно-спортивного общества „Колос”. Согласно закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год” на указанные цели выделены расходы в сумме 9,9 млн. гривен.
Вместе с тем ряд негативных тенденций на рынке труда и социальной инфраструктуры остаются не решенными.
На начало 2008 года в Украине насчитывалось 28504 сельских населенных пунктов. В течение года их количество сократилось на 14 единиц и составило 28 490 единиц к началу 2009 года.
Если на начало апреля 2008 года численность сельского населения составляла 14681,7 тыс. человек, то на эту же дату 2009 года она уменьшилась на 143,1 тыс. человек и составляла 31,5% от общей численности населения Украины.
Общая тенденция к снижению численности сельского населения, его резкое постарение, негативное влияние на демографическую ситуацию обостряют сложную проблему безработицы на селе.
Численность безработных, проживающих в сельской местности, на 01.04.2009 года составляла 426,6 тыс. человек, что составляет почти половину от их общего количества. Если численность безработных в городах, начиная с 2001 года, уменьшается, то в сельской местности она остается стабильно высокой, о чем свидетельствуют данные исследования.
В течение первого квартала 2009 года в службу трудоустройства обратилось 71,7 тыс. человек, из которых трудоустроены 36,2 тыс. человек. На 1 апреля этого года находилось на учете 390,3 тыс. безработных, а количество свободных рабочих мест для работников сельского хозяйства составляло 13,1 тыс., нагрузка на одно свободное рабочее место – 16 человек.
На развитие сельского рынка труда существенно влияют целый комплекс факторов экономического и социального направления, а также действие объективных и субъективных законов человеческого развития.
С одной стороны, агропромышленный комплекс испытывает дефицит квалифицированных кадров, с другой – превышение предложения сельской рабочей силы над спросом. Продолжается необратимый процесс старения и сокращения квалифицированных специалистов сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, сохраняется отставание в оплате труда, отмечается низкая конкурентоспособность и мобильность сельских работников.
Недостаточный уровень развития на селе новых производств и несельскохозяйственных видов деятельности приводит к усилению миграции сельского населения в города и за пределы страны.
Имеющийся образовательный и квалификационный потенциал крестьян реализуется не в полной мере, что негативно отражается на основных производственных показателях и результатах хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности и развитии социальной инфраструктуры.
Так, не урегулирование бюджетного финансирования расходов на строительство и содержание объектов социальной инфраструктуры села привели к значительному их сокращению. Только по сравнению с 2000 годом на сегодня уменьшилось на 912 (6,5%) общеобразовательных школ, 239 (2,8%) детских дошкольных учреждений, 337 (2%) учреждений здравоохранения, 1037 (6,2%) клубов и домов культуры.
Имеющаяся социальная инфраструктура не соответствует современным требованиям. Так, водопроводы имеют лишь 22% сельских населенных пунктов, газопроводы – 46%, средние учебные заведения – 48%, дошкольные учебные заведения – 31%, учреждения культуры клубного типа – 58%, участковые больницы – 2%, амбулаторно-поликлинические учреждения – 12%, фельдшерско-акушерские пункты – 53%.
Практически перестала функционировать сеть сельских предприятий бытового обслуживания, а существующая транспортная сеть не соответствует современным требованиям. Лишь 40% сельских дорог имеют твердое покрытие, практически отсутствует освещение сельских улиц.
Прекращение с 1999 года возмещения субъектам хозяйствования расходов собственных средств, понесенных на строительство объектов социальной инфраструктуры села, привело к тому, что инвесторы не заинтересованы вкладывать собственные средства в ее развитие.
Важной основой улучшения бытовых условий сельского населения является инженерное обустройство сельских населенных пунктов. В Украине сегодня из 28,5 тыс. сельских населенных пунктов водопровод имеют 6,3 тыс. сел (22% от общего количества), канализацию – 742 села (2,6%), снабжение природным газом – 12,3 тыс. (43%). Наряду с этим насчитывается 1274 сельских населенных пункта, жители которых (850 тыс. чел.) пользуются привозной водой.
Из имеющихся в сельской местности 68 тыс. км водопроводных сетей и 4,5 тыс. км канализационных сетей 30 процентов уже отработали свой амортизационный срок (21,2 тыс. км водопроводных, 1,2 тыс. км канализационных) и находятся в аварийном состоянии, а потому подлежат капитальному ремонту или замене, что связано со значительными финансовыми затратами.
Из-за ограниченности бюджетного финансирования подразделения «Укрселькомунхоза» обслуживают лишь 30 процентов от всех сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение и водоотведение.
Самой главной составляющей социальной инфраструктуры села является его жилой фонд. Несмотря на то, что средняя обеспеченность жильем на селе выше, чем в городах, по качественным характеристикам сельское жилье существенно уступает городскому жилью.
Водопроводом оборудовано лишь около 20% сельских домов, канализацией – 15, централизованным отоплением – 24, ванными (душевыми) – 13, природным газом, включая баллонный газ – 84%.
В настоящее время единственным видом поддержки жилищного строительства на селе остается предоставление застройщикам долгосрочных льготных кредитов (под 3% годовых) по бюджетной программе “Государственное льготное кредитование индивидуальных сельских застройщиков” областными фондами поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
За период с 1998 года по 2009 год более 63 тыс. семей, проживающих в сельской местности, получили льготные кредиты на сумму 522 млн. грн. (317 млн. грн. — из государственного бюджета и 205 млн. грн. — из местных бюджетов). Это позволило ввести в действие 998 тыс. кв. м жилья и газифицировать почти 45 тыс. усадеб.
Однако объемы финансирования программы поддержки жилищного строительства на селе небольшие, и есть острая потребность стимулирования развития жилищного строительства именно сельскими жителями на типично сельских территориях.
Негативные процессы в социально-культурной сфере обусловлены хронической нехваткой средств в местных бюджетах для обеспечения нормального функционирования учреждений социально-культурного назначения, резким уменьшением поддержки этих учреждений сельскохозяйственными предприятиями, практическим прекращением государственного финансирования развития сельской социальной инфраструктуры, низким платежеспособным спросом населения на платные услуги.
Основными проблемами социально-культурного обслуживания сельского населения являются территориальный разброс и малая численность контингентов потребителей соответствующих услуг, низкий уровень развития материально-технической базы, недостаточное кадровое обеспечение, отсутствие объектов социального назначения во многих селах, ограниченность средств для обеспечения надлежащего функционирования учреждений и развития их сети.
На селе имеется проблема восстановления спортивных сооружений, площадок, стадионов и тому подобное. Продолжается их разрушение и приведение в упадок. Средств на содержание и реконструкцию не выделяется ни из местного бюджета, ни из государственного.
Необходимо обратить внимание на эту проблему и инициировать предложения по восстановлению спортивных сооружений, площадок, стадионов в сельской местности, а также более активному привлечению сельской молодежи к занятиям физкультурой и спортом, развитию массового сельского спорта в целом.
На начало 2009 года несколько стабилизировалась сеть сельских учреждений культуры. Однако к этому времени более 24 тысяч работников клубных заведений и библиотек сельской местности еще работают на условиях неполного рабочего дня.
На 0,25 ставки работают 2,8 тыс. человек, на 0,5 ставки – 16,3 тыс. человек, на 0,75 ставки – 5,0 тыс. человек, что негативно влияет на пополнение учреждений культуры молодыми специалистами, приводит к оттоку из отрасли культуры квалифицированных специалистов.
Практически разрушена материально-техническая база предприятий народных художественных промыслов. Основной контингент мастеров лишен рабочих мест и социальной защиты, права на творческий труд, пенсионное обеспечение, передачу приобретенных годами традиций нынешнему молодому поколению.
Потеряны традиционные рынки сбыта готовой продукции. Продуцируются низкопробные и далекие от народной традиции изделия, вытесняющие с рынка аутентичных носителей этномистецкой традиции.
Для решения актуальных проблем развития социальной инфраструктуры на селе, в частности обеспечения занятости сельского населения, необходимо сохранить сеть и кадровый потенциал учреждений культуры села, стимулировать развитие многопрофильных культурно-образовательных и художественных заведений, объединив усилия и ресурсы государства, местных органов власти, благотворителей и меценатов для создания эффективной модели их финансового обеспечения.
Следует возобновить деятельность ранее закрытых сельских клубных заведений, библиотек, начальных специализированных художественных учебных заведений, музеев, киноустановок, обеспечив доступ граждан села к культурным услугам, особенно детей и молодежи.
Надо в комплексе стимулировать развитие современной книготорговой сети, кино – видео-проката, магазинов аудио- видео-товаров и т.д., распространяющих отечественный культурный продукт.
Необходимо восстановить материально-техническую базу бывших предприятий народных художественных промыслов, способствовать развитию новых субъектов предпринимательской деятельности в области народного искусства и художественных промыслов, оснастить их новейшими технологиями производства, развивать рынок сбыта продукции, способствовать формированию правового механизма, экономических основ и кадрового потенциала для развития сельского зеленого туризма.
Справедливый ропот рядовых крестьян вызывает состояние функционирования сельских учреждений здравоохранения и оказания медицинской помощи.
Распространенный тезис о том, что на селе более благоприятные условия для крепкого здоровья, чем в урбанизированном городе, не соответствует действительности. Состояние здоровья крестьян значительно хуже, чем у городского населения.
Об этом свидетельствует неутешительная статистика: здесь и смертность выше (19,9 на 1000 населения, по городскому населению – 14,6, в среднем по Украине – 16,3), в том числе смертность детей до 1 года жизни (10,9 на 1000 населения, по городскому населению – 9,5, в среднем по Украине – 10,0).
Остаются высокими показатели заболеваемости туберкулезом (80,7 на 100 тыс. населения, по городскому населению – 76,4, в среднем по Украине – 77,8), и хронический алкоголизм (130,8 на 100 тыс. населения, по городскому населению – 100,2, в среднем по Украине – 110,0). Показатели заболеваемости крестьян свидетельствуют о недостаточной диагностике и отсутствии надлежащей диспансеризации, которой в последние годы все меньше уделяется внимания в селах.
Ситуация со здравоохранением на селе осложняется возрастной структурой сельских жителей, подавляющее большинство которых достигло пенсионного возраста и, в связи с особенностями работы на селе, имеет ряд хронических заболеваний, требующих постоянного медицинского наблюдения.
Кроме того, в отличие от скученности населения в городах, на селе имеет место большой радиус обслуживания (до 15 км), а, следовательно, и низкая доступность медицинской помощи, особенно при отсутствии санитарного автотранспорта.
Сеть учреждений здравоохранения, представляющих медицинскую помощь сельским жителям, нуждается в существенной оптимизации, поскольку не позволяет обеспечить доступность и надлежащее качество медицинской помощи крестьянам. Это в первую очередь касается фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц.
Есть определенное количество сельских учреждений, которые не используют свои мощности, что приводит к неэффективному использованию ограниченных финансовых возможностей сельских и поселковых советов.
В первую очередь это касается участковых больниц. Вместо этого есть районы, где существует потребность в формировании более мощной сети заведений. Так, более 250 сел с населением от 500 до 1000 человек не имеют фельдшерско-акушерского пункта.
По данным Министерства здравоохранения Украины, 75% фельдшерско-акушерских пунктов, почти каждая вторая сельская врачебная амбулатория и каждая пятая участковая больница не имеют полной номенклатуры помещений. Состояние зданий этих учреждений и их материально-техническое обеспечение в большинстве случаев оценивается как неприемлемое для оказания качественной медицинской помощи.
Здания каждого седьмого ФАП и каждой восьмой сельской врачебной амбулатории нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.
На сегодня требуют строительства типовых помещений с жильем для медицинского персонала 2331 ФАП и 485 сельских врачебных амбулаторий (в том числе 297 в селах с населением до 2,5 тыс. человек, 139 – с населением 2,5-5,0 тыс., 49 – с населением 5,0-7,5 тыс. человек).
В подавляющем большинстве сельских заведений нет орудия для осуществления элементарных диагностических и лечебных процедур. Полный комплект общемедицинского оснащения имеется только у каждого 10-го ФАП, каждой третьей сельской врачебной амбулатории, участковой и районной больницы.
Министерством здравоохранения проработаны табели оснащения сельских врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. В соответствии с ними только на оснащение одного фельдшерско-акушерского пункта необходимо от 1,3 до 15,5 тыс. грн., сельской врачебной амбулатории – от 770,0 до 1146,7 тыс. грн. в зависимости от ее оснащения автомобилем «Славута», «Нива» или «Патриот».
Решить эти вопросы за счет только средств местных бюджетов на сегодня нереально. Финансирование сельских учреждений здравоохранения из бюджетов сельских и поселковых советов в условиях дефицита средств в сельских бюджетах (отсутствие средств на оплату коммунальных услуг и энергоносителей, приобретение медикаментов, оборудования) привело к сокращению сети этих учреждений.
А, следовательно, и ухудшению доступности медицинской помощи сельским жителям и ее качества.
Выходом из этой ситуации является лишь консолидация ограниченных и распыленных финансовых ресурсов сельских и поселковых советов на уровне района (районного бюджета).
Кадровая политика по обеспечению медицинским персоналом на селе на фоне общегосударственной стоит еще более остро. Несмотря на принятые определенные меры, она остается нерешенной.
Это связано с низкой заработной платой медицинских работников и отсутствием мотивации для работы медиков в условиях сельской местности, что в первую очередь обусловлено проблемами создания надлежащих жилищно-бытовых условий, наличием социальной инфраструктуры на селе, проблемами с командировкой на повышение уровня квалификации в связи с дефицитом средств и тому подобное.
На сегодня каждый пятый врач на селе не обеспечен жильем, каждый четвертый стоит на очереди. Возрастная структура врачей первичного звена на селе тревожна, каждый пятый уже достиг пенсионного возраста, каждый шестой достигнет его в ближайшие пять лет.
Есть потребность внесения изменений в закон Украины ”Об оздоровлении и отдыхе детей», что даст возможность урегулировать проблему оздоровления детей за счет средств государственного и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, профессиональных союзов и фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц, других источников.
Выводы. С целью преодоления кризисных явлений на рынке труда и усиления развития социальной инфраструктуры на селе, на наш взгляд, необходимо принять и внести изменения в ряд законов Украины.
А именно о внесении изменений в закон Украины «О личном крестьянском хозяйстве», «О профессиональном развитии работников» о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно занятости граждан, имеющих в собственности (пользовании) земельный участок.
А также «Об общегосударственной программе развития трудового потенциала Украины на 2009-2017 годы»; «О концепции государственной миграционной политики Украины”; о занятости населения (новая редакция); о внесении изменений в закон Украины ”О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве» относительно государственного инвестирования сельской инфраструктуры.
В связи с принятием закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» внести изменения и дополнения в законодательство Украины о местных государственных администрациях по расширению их полномочий в поощрении предприятий к созданию новых рабочих мест.
Следует принять меры по усилению и повышению эффективности социального диалога между сторонами социального партнерства на всех уровнях: национальном, региональном, отраслевом.
А также на уровне предприятий с целью урегулирования социальных отношений и условий в сфере труда в сельском хозяйстве, включая многосторонние консультации по социально-экономическим проблемам, временные социальные пакты или коллективные соглашения, которые определяют порядок действий на кризисный период.
Необходимо усилить контроль над соблюдением трудового законодательства в части процедуры увольнения работников работодателями, осуществлять информирование населения об условиях увольнения с работы и предоставления гарантий социальной защиты, обеспечить своевременное информирование населения о возможностях временной занятости.
Центральным и местным органам государственной исполнительной власти необходимо оказывать помощь в деятельности объединений граждан, которые создаются с целью решения конкретных проектов в улучшении условий жизнедеятельности в сельских населенных пунктах.
Оказывать внимание развитию кооперативного движения, осуществить мероприятия по активизации и развитию системы совещательной деятельности, оказать помощь местным органам власти по совершенствованию правовых основ местного самоуправления для закрепления их функций за общинами сельских населенных пунктов.
Необходимо обеспечить координацию выполнения отраслевых программ, проектов и мероприятий, которые осуществляются с целью улучшения инфраструктурного оснащения сельских территорий и качества жизни на селе.
Следует направить государственную поддержку развития всех видов инфраструктуры в сельской местности на стадии формирования и принятия государственного бюджета, обеспечить диверсификацию сельскохозяйственной занятости.
Использовать господдержку путем создания условий для непосредственного участия производителей сельскохозяйственной продукции в доведении ее до потребителей в упакованном, переработанном, приготовленном для потребления виде, производстве биотоплива, экологически чистой продукции, в развитии сельского аграрного туризма и тому подобное.
Решение вышеозначенных проблем будет способствовать улучшению занятости сельского населения и развитию социальной инфраструктуры на селе.
Автор: И.Ф. Гнибиденко, доктор экономических наук, профессор Киевского национального экономического университета им. В. Гетмана
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.