Прозрачность и легитимность институциональной среды в стране является необходимой предпосылкой в формировании надежной системы защиты сбережений домохозяйств.
Важное значение имеет стабильность функционирования рынка банковских услуг как одной из составляющих финансовой системы, поскольку она обеспечивает потребности всех секторов экономики и населения в финансовых ресурсах и услугах, необходимых для экономического роста и социального развития.
В Украине кризисная ситуация в банковской системе и снижение доверия к ней со стороны граждан ослабляет институциональную защиту сбережений и создает своеобразные анти стимулы для привлечения этих средств в институциональные структуры. Реформирование банковской системы, изменения ее структуры и функций, а также политики взаимоотношений с клиентами могут обусловить расширение поля общественных конфликтов и даже вызвать появление признаков финансовой нестабильности.
Решение этих проблем становится актуальным в условиях общей макроэкономической нестабильности, значительных колебаний валютных курсов, непредсказуемых изменений в инвестиционных потоках, что формирует новые риски в сфере обращения сбережений и их трансформации в инвестиционный ресурс.
В связи с этим, в статье исследована специфика современной институциональной защиты сбережений домохозяйств в Украине в контексте задач реформирования банковской системы, ее интеграции в международные рынки и процессы консолидации капитала.
Определены насущные проблемы, которые возникли в результате общественно-политической нестабильности и их влияние на процессы формирования, сохранения и инвестирования сбережений населения; выявлены ограничения и риски в этой сфере, а также возможные направления модернизации институциональной защиты на основе обобщения мирового опыта.
Ключевые слова: сбережения домохозяйств, институциональная защита, трансформационные процессы, банковская система, банк, финансовая нестабильность.
Постановка проблемы. В странах мира с рыночной экономикой совокупные сбережения домохозяйств играют особую роль, поскольку стимулируют экономический рост и являются важным признаком финансового благополучия и богатства любой страны. В связи с этим в странах мира сформированы необходимые институциональные механизмы гарантирования, сохранения и приумножения этих ресурсов.
Эффективно действуют те экономичные механизмы, которые позволяют аккумулировать их в банковской системе и эффективно использовать для нужд роста экономики и решения социальных задач в сфере благосостояния населения.
Однако в последние годы в связи с кризисными явлениями развитые страны столкнулись со значительными проблемами в сфере регулирования деятельности финансово-кредитной, и, прежде всего, банковской системы. В результате чего появились новые проблемы институциональной защиты сбережений, то есть защищенности от обесценения, гарантирования возврата в полном объеме банковских вкладов и соблюдения обязательств банков перед вкладчиками в целом.
Прозрачность и легитимность институциональной среды в стране является необходимой предпосылкой в формировании надежной системы защиты сбережений домохозяйств. Не менее важное значение имеет стабильность функционирования рынка банковских услуг в Украине, поскольку именно от нее зависит то, насколько своевременно и в каком объеме будут удовлетворяться потребности в финансовых ресурсах и услугах.
В Украине кризисная ситуация в банковской системе и снижение доверия к ней со стороны граждан ослабляет институциональную защиту сбережений и создает своеобразные анти стимулы для привлечения этих средств в институциональные структуры. Это может иметь разрушительные последствия для экономики и социальной стабильности в стране.
Бесспорно, при таких условиях государство усиливает влияние на деятельность банковских учреждений через поддержку ликвидности банков, создание государственной системы гарантирования вкладов, а также требования к таким показателям как ликвидность, капитализация и максимальные значения рисков в этой деятельности.
В то же время необходимо учитывать, что любые изменения в банковской системе могут существенно расширять поле потенциальных конфликтов, а нередко и вызывать финансовую нестабильность.
Эти проблемы актуализируются в условиях общественно-политической нестабильности, создание условий для манипулирования инвестиционными и финансовыми ресурсами, формирует новые риски в сфере формирования, сохранения и инвестирования сбережений населения как одной из составляющих инвестиционного капитала любого государства.
Анализ последних исследований и публикаций. Актуальным проблемам формирования доходов и сбережений населения и связанным с ними проблемам качества жизни посвятили труды многие украинские ученые: В. Близнюк (V. Blyznyuk), Е. Либанова (E. Libanova), О. Макарова (O. Makarova), С. Полякова (С. Polyakova), У. Садова (У. Sadova), Л. Черенько (Л. Cherenko).
Надо отметить, что эта научная проблематика рассмотрена в широком диапазоне не только в контексте качества жизни населения, но и задач развития финансового рынка и новых инвестиционных потоков в государстве.
В связи с этим возникают и развиваются методологически различные подходы. В частности, сбережения домохозяйств исследованы как составляющая инвестиционных ресурсов и важный элемент финансового рынка или инструмент обеспечения благополучия и защиты в сложных жизненных ситуациях.
В условиях снижения трудовых доходов домохозяйств возникают новые направления исследований, ориентированные на формирование механизма защиты сбережений от инфляционного обесценения, колебаний рыночной конъюнктуры, а также кризисных явлений в банковской системе.
Сейчас финансово-экономический кризис в европейских странах актуализировал проблему институциональной защиты сбережений домохозяйств и поиск новых механизмов, способных обезопасить их от обесценивания или полной утраты. Вследствие этого возникло направление исследований, связанное с формирование действенной системы управления сбережениями домохозяйств, прежде всего в пределах банковской системы.
Доказана необходимость формирования в Украине механизма защиты банковских вкладов с учетом мирового опыта через внешние и внутренние инструменты влияния. В частности, лицензирование операций по привлечению средств физических лиц, усиление банковской имущественной ответственности по приобретенным обязательствам, совершенствование системы корпоративного банковского управления с усилением безопасности банков, а также модернизация системы финансового мониторинга банковских операций.
Приоритетное значение приобретают инструменты так называемого смешанного влияния, то есть системы гарантирования банковских депозитов. В Украине они находятся на этапе формирования.
Цель статьи заключается в определении специфики современной институциональной защиты сбережений домохозяйств в Украине в контексте реформирования банковской системы, ее интеграции в международные рынки и процессов консолидации международного капитала.
Изложение основного материала. Система институциональной защиты сбережений домохозяйств реализуется через определенную совокупность взаимосвязанных инструментов регулирования со стороны государственных и частных структур, направленных на сохранение этих средств от возможного обесценивания, содействие их привлечению к банковской системе и эффективному использованию экономических и социальных потребностей, а также гарантированный возврат с соответствующими дивидендами в определенные договором сроки.
Надежность этой системы зависит как от стабильности общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране и проводимой денежно-кредитной политики, так и от финансовой устойчивости банков, развития в них системы риск-менеджмента.
Необходимо отметить, что в Основных принципах денежно-кредитной политики на 2017г. среди главных приоритетов политики Национального банка Украины определено снижение инфляционных рисков и достижение уровня инфляции на уровне 8% на конец 2017 г.
В обнародованной дорожной карте по переходу к инфляционному таргетированию, Национальным банком Украины предложен план действий. Он связан с реализацией «Стратегии монетарной политики на 2016-2020 годы». Однако после принятия этих документов уровень доверия к банковской системе со стороны населения не увеличился. А система институциональной защиты не стала, к сожалению, более надежной.
Общие объемы сбережений домохозяйств Украины в виде депозитов в коммерческих банках страны в 2016 г. составили 437,0 млрд. грн. В течение 2000-2016 гг. они выросли в номинальном исчислении в 64,3 раза.
С 2008 г. в условиях значительных колебаний валютного курса и ситуации неопределенности вкладчики размещали имеющиеся средства в коммерческих банках на короткий срок или вообще закрывали депозиты, в результате чего их объемы сократились в 2009 г. на 1 млрд. грн, а в течение 2013-2015 гг. – на 31,0 млрд. грн.
Однако объемы депозитов в иностранной валюте за период 2013-2016 гг. выросли на 29,8% исключительно за счет снижения курса гривны к иностранным валютам, тогда как в валютных номинациях их объем уменьшился.
Значительное сокращение объемов депозитов происходило в связи с ростом ожиданий по ликвидации отдельных коммерческих банков и появлением общей неуверенности населения в возможностях стабилизации банковского сектора экономики, и соответственно, и возврата средств.
Однако необходимо учитывать и то, что определенная доля сбережений домохозяйств, длительное время функционирует вне банковской системы – по оценкам Национального банка Украины, в конце 2015 г. наличная иностранная валюта вне банковской системы составляла около 84 млрд. долл.
Активное привлечение средств населения, обращающихся вне банковской системы, составляет значительный резерв формирования новых инвестиционных потоков в национальную экономику и наращивания ее социально-экономического потенциала.
Выход из инвестиционного поля Украины значительного количества иностранных банков, ликвидация мелких отечественных банков в условиях высоких инфляционных ожиданий населения свидетельствуют об осложнении условий сохранения и инвестирования имеющихся средств домохозяйств.
Основными финансово-кредитными институтами, которые обеспечивают их привлечение в качестве важного инвестиционного ресурса, остаются коммерческие банки Украины, сеть которых неуклонно сокращается вследствие политики оптимизации, осуществляемой Национальным банком Украины.
В 2008 г. их насчитывалось около 175, в том числе с участием иностранного капитала – 47, а на 01.09.2017 г. количество таких банков с лицензией Национального банка Украины составило всего 88, в том числе с иностранным капиталом – 38. О снижении эффективности институционального взаимодействия между основными партнерами в этой сфере, в частности, свидетельствует рост просроченной задолженности по кредитам – с 1,3 до 22,8%.
И хотя главные причины этого явления связаны с общим падением платежеспособности населения и его обеднением, все-таки изменения в структуре и особенностях функционирования банковской системы влияют на защищенность вкладов домохозяйств.
Обычным явлением для Украины является не партнерское поведение банков, в отношении собственных клиентов учитывая низкий уровень стандартов по открытости банковского бизнеса и недостаточной прозрачности финансовой политики, что на фоне низкого уровня финансовой грамотности населения нередко имеет следствием потерю части сэкономленного дохода домохозяйств или создание нежелательных конфликтных ситуаций.
По выводам экспертов, наблюдается отстраненность банковского сектора от реальных потребностей финансирования экономики и обеспечения ее необходимыми кредитными ресурсами.
В то же время граждане Украины в условиях общественно-политической нестабильности и снижения трудовых доходов с опаской относятся к депозитной и кредитной политике банков, а около трети населения страны не пользуется банковскими услугами.
По результатам опроса, проведенного по заказу Фонда гарантирования вкладов физических лиц, при поддержке программы финансового развития USAID, лишь 18% опрошенных лиц доверяли банкам хранить часть сбережений. Молодежь в возрасте 18-29 лет чаще доверяет банкам средства, а среди опрошенных лиц в возрасте старше 60 лет около 43% не имели сбережений в банковской системе.
В этом контексте необходимо отметить, что любые сбережения (в виде вкладов в коммерческих банках, инвестиционных фондах и компаниях, ценных бумагах, взносах в пенсионных фондах и страховых полисах) имеют значительные преимущества по сравнению с накоплениями в наличной форме, поскольку значительно расширяют возможности денежного обращения в государстве через многократное использование привлеченных средств.
Это способствует созданию необходимых институциональных предпосылок для постепенного перехода к более совершенным формам организации и регулирования денежного оборота.
Результаты социологических исследований и официальная информация Национального банка Украины (в частности, относительно показателей долларизации и динамики депозитов, доли кратко — и долгосрочных депозитов в структуре депозитной базы) свидетельствуют, что длительный процесс реформирования банковской системы Украины не способствует, к сожалению, росту уровня доверия со стороны потребителей банковских услуг. Как физических, так и юридических лиц.
Со временем это сокращает поступления в банки необходимых финансовых ресурсов, сужает их возможности кредитования отечественной экономики и трансформации доходов населения в инвестиционный капитал страны и ее регионов.
Неоспоримым является то, что на институциональное взаимодействие банков и их клиентов в значительной степени влияют внешние общественно-политические факторы – в течение 2014-2017 гг. продолжается беспрецедентное для Украины сочетание политического, социального и финансово-экономического кризиса на фоне вооруженного конфликта на востоке Украины.
Сейчас в странах мира активно идет процесс консолидации банковского капитала одновременно значительными реорганизационными и институциональными изменениями в других секторах экономики.
С 2008 г. в банковском секторе Еврозоны начались процессы рационализации, направленные на уменьшение кредитных учреждений, сокращение банковских расходов и долгов. По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), в течение 2000-2016 гг. количество кредитных институтов в странах ЕС и Еврозоны сократилось на 2 896 учреждений, в феврале 2017 г. их количество составляло 5 002 учреждения.
Необходимо подчеркнуть, что основные мотивы, которые побудили банки объединяться через сделки слияния и поглощения, связаны, прежде всего, со стремлением уменьшить задолженность путем присоединения к успешному банку, укрепить собственные позиции, а затем значительно расширить присутствие на рынке банковских услуг.
В то же время активизировался процесс выхода мощных банков с рынков стран, которые потеряли привлекательность из-за отсутствия значительной доли платежеспособных заемщиков, снижения доходности этих услуг или возможного обострения общественно-политической ситуации. В восстановлении банковского сегмента экономики стран Еврозоны весомую роль сыграли органы государственного управления, которые ради их оздоровления и повышения устойчивости инициировали долю принятие многих сделок, направленных на слияние и поглощение.
Современные трансформационные изменения в банковской системе и общее ухудшение социально-экономической ситуации в европейских странах, по сути, заставили управленческие структуры значительно усилить защиту интересов вкладчиков через систему страхования банковских депозитов. Действенные системы гарантирования вкладов существуют в более чем 70 странах мира, представлены они в основном американской и немецкой моделью.
Значительные различия в построении и функционировании систем страхования вкладов обусловлены спецификой социально-экономического развития стран и особенностями осуществления банковской деятельности.
В частности, действующая американская система гарантирования возврата вкладов, распространенная в Великобритании, Канаде и Японии, предполагает создание специального управленческого органа, текущая деятельность которого будет финансироваться банками и государственными органами управления при условии обязательного участия банковской системы в гарантировании вкладов.
Необходимо отметить, что по немецкой модели этими гарантиями занимаются созданные ассоциации банков (при условии их добровольного участия) на фоне отсутствия государственного финансирования. Сейчас эта модель эффективно применяется в других странах, в частности Швейцарии, Франции и Нидерландах. В странах Евросоюза системы гарантирования депозитов являются обязательными с принятием соответствующей директивы 94/19 / ЕС «относительно схем гарантирования депозитов».
В соответствии с этими требованиями члены Европейского Союза внедряют любую одну или даже несколько систем гарантирования депозитных вложений. Широкое распространение в европейских странах получила система пропорционального страхования, которая предусматривает возмещение лишь определенного процента (около 5-20% к вкладу). Введение таких систем существенно влияет на выбор банковского учреждения со стороны вкладчика.
Сравнивая специфику европейской и украинской систем гарантирования вкладов, надо отметить, что среди ее участников в Украине являются только банковские учреждения. В то время как в странах ЕС она охватывает банковские и небанковские учреждения, в том числе кредитные организации, осуществляющие привлечение вкладов; гарантии по возврату этих средств распространяются и на субъекты предпринимательства.
Наблюдается положительная тенденция по увеличению гарантированных объемов возврата вкладов в странах ЕС и в Украине – они составляют соответственно 100 000 евро и 200 000 грн. В перспективе с целью усиления доверия к отечественной банковской системе целесообразно рассмотреть вопрос о дальнейшем повышении объемов гарантированного возврата вкладов, возможно на уровне 250 000 грн.
В Украине проблемой защиты прав вкладчиков занимается Фонд гарантирования вкладов физических лиц как неприбыльная организация. Однако, по мнению экспертов, довольно частыми являются факты нарушения законодательства со стороны этого фонда.
Кроме того, решение проблемы в институциональной защите сбережений населения Украины имеет определенную специфику из-за значительных колебаний валютных курсов, нестабильности национальной денежной единицы, вследствие чего поведение домохозяйств именно в этом сегменте финансового рынка становится непредсказуемым, а нередко и паническим.
На их естественную попытку сохранить и вернуть сбережения, а также поведение на финансовом рынке напрямую влияет значительное колебание курса национальной валюты. Опыт предыдущих лет показывает, что даже незначительная девальвация гривны побуждает значительную долю экономически активного населения к формированию сбережений в иностранной валюте и может в короткий срок вызвать усиление панических настроений, которые в свою очередь создают ситуацию нестабильности и неопределенности на финансовом рынке Украины.
Современные реорганизационные изменения в банковской системе Украины, к сожалению, не способствуют укреплению системы институциональной защиты сбережений домохозяйств, росту доступности кредитных ресурсов для физических и юридических лиц, а, следовательно, не обеспечивают выполнение важных функций банковского сектора в отношении потребителей его услуг.
Для подавляющего большинства, как субъектов предпринимательства, так и экономически активного населения ставки по кредитам являются чрезвычайно высокими и превышают реальную платежеспособность потенциальных заемщиков.
Необходимо отметить, что с 2009 г. фактический разрыв в величине процентных ставок коммерческих банков по потребительским и ипотечным кредитам в национальной валюте лишь возрастал.
Новым этапом в формировании институциональной защиты сбережений домохозяйств является смягчение валютного регулирования. Постановлением НБУ №14 от 24 февраля 2017 г. разрешено гражданам Украины размещать средства с иностранным источником происхождения на банковских счетах за пределами государства и инвестировать их. Индивидуальные лицензии сохраняются лишь для случаев, когда граждане Украины переводят средства на счета в зарубежных банках или инвестируют в экономику других стран.
Такие решения НБУ одобрены экспертной средой как необходимые шаги на пути либерализации системы валютного регулирования в стране и ее избавления от архаичных остатков прошлого. Кроме того, они открывают новые возможности для граждан в торговле с зарубежным заказчиком и распоряжении полученных средств, их инвестировании, а также упрощают доступ к новейшим системам интернет-расчетов, в частности PayPal.
Ожидаемые изменения в валютном регулировании на основе нового законопроекта, разработку которого ведут НБУ и эксперты ЕС, позволят еще больше либерализовать эту сферу в соответствии с директивами ЕС о свободном движении капитала и соглашений между ЕС и Украиной.
Предполагается несколько этапов такой либерализации, направленных на то, чтобы для населения отменить ограничение на покупку валюты или ее снятия с банковских счетов, а также осуществления финансовых операций за рубежом, в том числе ранее введенное обязательное лицензирование инвестиций, вложенных в недвижимость или ценные бумаги.
Выводы. Система институциональной защиты сбережений домохозяйств выполняет важную социальную функцию и является составляющей финансовой безопасности любой страны. В современных условиях она не может быть сформирована без активного вмешательства государственных структур и общественного контроля.
Применяемые институциональные механизмы защиты могут опираться на различные финансовые инструменты, однако ведущая роль принадлежит прогрессивной денежно-кредитной политике государства.
Украина находится лишь на этапе в формировании системы надежной институциональной защиты сбережений домохозяйств. Защита прав потребителей финансовых услуг в стране требует ускорения этих процессов с целью приведения в соответствие к европейским нормам и стандартам.
Специфика современной институциональной защиты сбережений домохозяйств в Украине заключается в сохранении низкого уровня его надежности в течение длительного времени вследствие нестабильности банковской системы, частых реорганизационных изменений и высокой зависимости от состояния финансового рынка страны.
Об этом свидетельствуют и судебные процессы, связанные с ликвидацией банков, и задолженность по выплатам вкладчикам неплатежеспособных банков. Хуже всего то, что в своей деятельности Фонд гарантирования вкладов физических лиц предполагает нарушения законодательства.
При этом интересы самих вкладчиков остаются незащищенными должным образом государством. Со стороны самих домохозяйств общая ситуация непредсказуемости вызывает панические настроения, что лишь ухудшает состояние финансового рынка страны.
Стратегическим направлением в создании мощной системы институциональной защиты сбережений домохозяйств является достижение стабильного развития финансово-кредитной системы Украины с восстановлением нормального функционирования банковского сегмента экономики. С этой целью целесообразно использовать опыт европейских стран, в которых органы государственного управления инициировали сделки слияния и поглощения, ориентированные на укрепление банковской системы.
Одновременно управленческие структуры инициировали усиление защиты интересов вкладчиков через страхование банковских депозитов. Учитывая, что в Украине созданы необходимые макроэкономические предпосылки для надежного гарантирования вкладов домохозяйств, важно двигаться по пути либерализации валютного регулирования, роста экономической активности и участия граждан в формировании полноценного рынка капитала в стране.
Автор: В.С. Заяц, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: zayac@idss.org.ua
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.