Исследованы современные тенденции развития сельских населенных пунктов в контексте динамических изменений их основных пространственных характеристик. Выявлены особенности трансформационных сдвигов в сельских поселениях с населением и удаленностью их от ближайших административно-хозяйственных центров (райцентра, сельского, поселкового и городского совета) и объектов социальной инфраструктуры (дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений).
Определен характер влияния пространственных параметров поселений на процессы трансформации поселенческой сети, что заключается в структурном перераспределении сельских поселений, в частности в их измельчении и поляризации структуры сельского расселения.
Выявлены угрозы сокращения сети дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, усложняющие процесс предоставления населению качественных образовательных услуг вследствие действия пространственного (рост расстояния до объектов социальной сферы) и географического факторов.
Обоснована взаимосвязь удаленности сельских поселений от объектов медицинской инфраструктуры и ограниченности получения населением качественных медицинских услуг.
Установлено положительное влияние новых форм (коттеджных) поселений на развитие социальной инфраструктуры сел. Обоснована необходимость активизации административно-территориальной реформы на ближайшую перспективу. Предложены направления территориального выравнивания социально-экономических условий развития сельских населенных пунктов и повышения уровня жизни населения Украины.
Ключевые слова: сельские поселения, сельское население, трансформационные изменения, пространственные характеристики, территориальный аспект, поселенческая сеть, социально-экономическое развитие, социальная инфраструктура.
Постановка проблемы. В наше время усиливаются процессы деградации структуры сельской поселенческой сети, в частности ее измельчение, глубокая деформация демографического потенциала, уменьшение количества сельских населенных пунктов и земельного фонда целевого использования сельских поселений. Актуальными являются мероприятия по сохранению и развитию Национальной сельской поселенческой сети, прежде всего возрождение мелких и малых сельских поселений.
Актуальность темы. Современная социально-экономическая ситуация в Украине привела к изменению пространственных характеристик сельских поселений. Значимыми остаются вопросы сохранения демографических параметров воспроизводства их населения, создания условий доступности получения им качественных социальных услуг с уменьшением расходов.
Учитывая это, актуальным становится определение влияния на условия жизни и труда сельского населения трансформационных изменений в пространственных характеристиках сельских поселений Украины. Результаты исследования актуальны в процессе децентрализации.
Формирование способных объединенных территориальных общин (ОТГ) способствует экономическому росту сельских поселений, улучшает условия получения социальных услуг сельским населением. Создание ОТГ – это гарантированная экономическая поддержка государством модернизации дорог, социальных учреждений, транспортного сообщения, в первую очередь, между сельскими населенными пунктами.
Анализ последних исследований и публикаций. Значительное внимание вопросам трансформационных изменений сельской поселенческой сети уделяли отечественные и зарубежные ученые в контексте изучения аграрного сектора экономики и сельских территорий.
Теоретико-методологическим вопросам социально-экономических исследований сельского расселения на национальном и региональном уровне, проблемам социального развития сельских поселений посвятили труды А. И. Доценко (А. И. Dotsenko), В. А. Джаман (V. O. Djaman), А. И. Дьяконенко (O.I. Dyakonenko), Т. А. Заяц (T.A. Zajats), Т. Г. Кравцова (T.G. Kravtsovа).
Проблемы социального развития и комплексной перестройки сел, реформирования административно-территориального устройства в сельских районах Украины освещали Г. М. Рогожин (G.M. Rogozhin), О. Г. Рогожин (O.G. Rogozhin); проблемы комплексного развития сельских территорий — О. В. Заставецкая (O.V. Zastavetska), Д. А. Мотрунич (D.O. Motrunich), М. К. Орлатый (M.K. Orlatiy), О. И. Павлов (O.I. Pavlov).
Демографический и поселенческий кризис и его влияние на деструктивные изменения в сельской местности Украины через установление тенденций, факторов, ареалов распространения были исследованы И. В. Прокопой (I. V. Prokopa) и А. Л. Поповой (O.L. Popova), разработавших предложения по усовершенствованию методологии определения границ сложившегося явления.
Региональные особенности функционирования сельского сектора, воспроизводства и использования главной составляющей его потенциала, социальных ресурсов в условиях трансформационных изменений экономических отношений — исследованы Л. А. Шепотько (L.O. Shepot’Ko), И. В. Прокопой (I. V. Prokopa), С. А. Гудзинским (C.O. Gudzunc’ky).
Отмечая весомый вклад отечественных ученых, следует указать на недостаточную исследованность вопросов развития сельских поселений с учетом трансформационных изменений их пространственных характеристик.
Цель статьи – выявление современных тенденций развития сельских поселений на основе оценки их пространственных характеристик в контексте территориального развития.
Изложение основного материала. На современном этапе общественного развития весомое место в расселении населения Украины относится к сельской поселенческой сети, которая является средой для проживания, труда и отдыха сельских жителей.
Для выявления современных тенденций развития сельских поселений Украины оценены их пространственные характеристики в контексте территориального развития по определенным показателям: площадь населенного пункта, плотность сельского населения, густота сельских поселений, расположение поселений в отношении административно-хозяйственных центров и объектов социальной инфраструктуры.
В 2014 году в Украине, как и в большинстве европейских стран, плотность сельского населения составляла 23 человека/км2 (средняя плотность населения – 75 человек/км2). Сельские регионы в странах ЕС более густонаселенные, чем городские. Плотность сельского населения значительно варьирует в разных странах.
В сельских районах плотность населения составляет, чел./ км2 : Швеция и Финляндия – 8-9, Франция – 58, Великобритания – 28, Испания – 23, максимальная плотность сельского населения в Нидерландах – 45 чел/км2. В некоторых областях Украины она составляет 64 – 11 чел/км2, в Черновицкой – 64 чел/км2, Закарпатской – 61, Львовской – 45, Тернопольской – 43, Винницкой – 30, Луганской – 11 чел/км2.
В региональном разрезе самая высокая густота сельских поселений (более шести сел на 100 км2) сформировалась в Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой, Полтавской и Сумской областях. Самой низкой является густота сел (2-3 села на 100 км2) в Херсонской, Одесской и Запорожской областях.
Трансформация социально-экономического развития сельских территорий, упадок социальной инфраструктуры, негативные демографические процессы привели к структурному перераспределению сельских поселений.
Постоянное увеличение количества мелких (до 49 жителей) и малых (50-99 жителей) сельских поселений сопровождается ростом качественных отличий между ними и средними (500-999 жителей), небольшими (100-299 и 300-499 жителей) и большими (с населением свыше 1000 жителей) сельскими поселениями.
В течение 1996-2014 гг. в структуре поселений доля мелких населенных пунктов увеличилась почти на 6%, малых – на 0,8%. В системе сельского расселения мелкие и малые села преобладают в северных и северо-восточных регионах Украины (Черниговской, Полтавской, Сумской и Харьковской областях). На большинстве территории распространены средние и крупные деревни. Значительная концентрация населения наблюдается в крупных селах – более 50% сельского населения Украины.
Однако длительная депопуляция и миграционный отток молодежи приводят к вымиранию сел, что обусловливает рост количества сельских населенных пунктов, не имеющих населения и которые не сняты с учета, в частности, в 2005 г. их насчитывалось 215, в 2014 г. – 369.
Увеличение количества таких поселений делает невозможным восстановление процессов их само воспроизводства за счет собственного демографического потенциала, приводит к ухудшению использования природных и материальных ресурсов определенной территории, к формированию депрессивности их развития. На современном этапе общественного развития практически каждое четвертое украинское село находится под угрозой исчезновения.
Под ускорением процессов поляризации структуры сельского расселения понимаем дисбаланс в перераспределении групп сельских поселений с населением: увеличение значительной доли мелких поселений (до 49 человек) по отношению к другим группам поселений началось вследствие уменьшения количества небольших поселений с населением 200-299 и 300-499 жителей.
Формирование тенденций сокращения населения в сельских населенных пунктах привело к значительному увеличению площади хозяйственной территории этих поселений, объема земельных участков в расчете на одного жителя и расширения площадей садовых кооперативов.
Миграционная активность молодежи, прогрессивное обеднение крестьян, дисбаланс рынка труда вследствие незначительного трудоустройства молодых специалистов усилили негативное влияние на развитие жилищного строительства и привели к уменьшению площадей под новостройки во всех категориях сельских поселений страны.
Так, в 2014 г. по сравнению с 1996 г. площади под новое жилищное строительство в 2,6 раза сократились в крупных сельских населенных пунктах, в 1,7-2,0 раза – во всех других группах сельских населенных пунктов.
Устойчивое развитие в сфере сельского строительства в региональном аспекте наблюдается в некоторых областях Украины.
В частности, в 2014 году в Запорожской области удельный вес площади под новое жилищное строительство к общей площади сельских населенных пунктов по группам поселений составляет, в процентах: с численностью 100-199 человек – 6,6%, 200 – 299 человек – 7,1%, 300 – 499 человек – 6,5; во Львовской области в поселениях с численностью 200– 299 человек – 7,2, из 300-499 человек – 6,4.
Самые высокие в Украине показатели удельного веса площадей под новое жилищное строительство наблюдаются в Херсонской области в группе мелких и малых поселений – 16,3%. На современном этапе развития сельских поселений динамика ввода в эксплуатацию общей площади жилья имеет эпизодический характер наращивания объемов застройки в сельской местности.
Для восстановления демографического потенциала в трудовых недостаточных местах и таких, что приходят в упадок, селах необходимо создавать эффективные финансово-кредитные механизмы, которые обеспечат экономическую доступность жилья (в первую очередь для молодых специалистов и многодетных семей).
Внедрение программ жилищного строительства в сельских поселениях будет способствовать преодолению тенденции к стремительному сокращению сельского населения, возрождению строительной сферы, деятельности объектов социальной инфраструктуры и, как следствие, устойчивому развитию территорий.
Обеспечение сельского населения жильем в селах, удаленных от объектов социальной инфраструктуры требует координации усилий властных структур и первоочередного решения транспортных вопросов и улучшения состояния дорог, как в сельских поселениях, так и на их территории.
В течение 1996-2014 гг. трансформационные процессы в распределении сельских населенных пунктов по расстоянию до административно-хозяйственных центров сопровождались тенденциями:
— увеличением доли мелких поселений (с населением менее 49 человек) от общего количества сельских населенных пунктов, находящихся на расстоянии 10 км до райцентра на 6,5%, на расстоянии 5-10 км – 3,3% соответственно, 3-5 км – 0,7%, в 3 км – 4%;
— увеличением доли небольших поселений (100-199 человек) от общего количества сельских населенных пунктов, находящихся на расстоянии 5-10 км до райцентра, на 0,5%, соответственно на расстоянии 3-5 км – 2,4%, до 3 км – 2,1%.
Упадок социальной инфраструктуры села усложняет условия получения сельского образования, возможности повышения культурного уровня населения, получения качественного медицинского обслуживания, особенно жителями отдаленных сельских поселений. Также это приводит к деградации поселенческой сети, снижению благосостояния крестьян, их экономической активности и поляризации развития сельских территорий.
Опустение сел Украины приводит к исчезновению бюджетных учреждений. В течение 1996-2014 гг. увеличилось количество сельских населенных пунктов, не имеющих основных объектов социальной инфраструктуры, это создает угрозы общественному развитию.
В настоящее время более 65% сельских поселений от общего количества сельских населенных пунктов не имеют дошкольных учреждений, более половины поселений (55% от общего количества сельских населенных пунктов) – не имеют школ.
Вследствие демографического кризиса оказалась под угрозой деформации сеть общеобразовательных учебных заведений малых и средних сел, что создает проблему качества предоставления образовательных услуг. В течение 2006-2014 гг. сохранялась негативная тенденция к росту количества поселений численностью 300-499 лиц, не имеющих общеобразовательных учреждений, а где ближайшие находятся на расстоянии 3-5 км.
Осложнения в получении социальных услуг связаны также с удаленностью населенных пунктов от остановки общественного транспорта. В группе крупных сельских населенных пунктов (более 1000 человек) удельный вес населения, проживающего на расстоянии около 3 км до ближайшей остановки общественного транспорта, составляет 62% от общей численности населения в группе.
Отсутствие школ создает неудобства для детей, проживающих на расстоянии более 10 км к общеобразовательной школе, что требует налаживания процесса предоставления качественных транспортных услуг, в частности по программе «Школьный автобус».
Вопрос территориальной доступности населения к социальным услугам наиболее остро встал в селах, что имеют линейно-вытянутую в длину геопространственную структуру, в том числе в горных поселениях, где регулярно усиливается негативное влияние природных факторов, например, вследствие стихийных явлений: оползней и наводнений.
Усиление негативного действия пространственного фактора обусловлено удаленностью сел от объектов социальной инфраструктуры, что увеличивает угрозы воспроизводства сельского населения, снижение качества его жизненного потенциала.
Отсутствие объектов медицинской инфраструктуры, значительная удаленность сельских поселений от ближайшего медицинского учреждения, а также неудовлетворительное техническое состояние поселковых и районных поликлиник, необеспеченность последних соответствующим медицинским оснащением и кадровым потенциалом ограничивают возможности сельского населения в получении доступных медицинских услуг, усиливают риски сохранения демографического потенциала.
Несвоевременное получение медицинской помощи обусловлено отсутствием дорог с твердым покрытием, неразвитостью дорожно-транспортной сети. Поскольку существует тесная связь между объемом оказания медицинской помощи и удаленностью учреждений от потребителей: расположение медицинского учреждения на расстоянии более 5 км от населенного пункта снижает частоту обращений пациента на 40%, более 10 км – втрое.
Особенно обострилась эта проблема в ходе реформ в сфере медицины. Под эгидой сокращения количества койко-мест закрывают больницы не только в селах, но и в районных центрах.
Под угрозу закрытия попадают родильные дома, поэтому будущим матерям приходится получать медицинские услуги на расстоянии 30-40 км от места проживания. Учащаются случаи, когда роженицу не успевают довезти до роддома, то роды приходится принимать в домашних условиях, что повышает угрозу распространения вирусных заболеваний, приводит к росту количества летальных случаев.
В структуре сельских поселений без больничных учреждений более 2,3% поселений численностью 200-299 лиц; 1,5% – 300-499 лиц; 0,8% – 500-999 человек, 0,3% – свыше 1000 человек.
Несвоевременность оказания медицинских услуг в мелких и малых сельских поселениях увеличивает риск расширения категории безлюдных деревень. А не укомплектованность медицинским оснащением и отсутствие квалифицированного медицинского кадрового потенциала усиливает миграционный отток молодежи из средних и больших сельских населенных пунктов в города областного значения, что существенно влияет на динамику процессов деформации сельской системы расселения.
Формирование рыночных отношений в сфере здравоохранения путем расширения спектра платных услуг не улучшает ситуацию вследствие обеднения сельского населения. Обеспечение медицинского обслуживания в пределах населенного пункта за счет поддержки территориальной общественной инициативы не является альтернативным из-за низкого уровня занятости населения по месту жительства.
Приоритетом может быть реформа системы здравоохранения, которая предполагает с 2017 г. автономию медицинских учреждений (автономия и предоставление самостоятельности при неизменной организационно-правовой форме собственности: коммунальное учреждение, государственное предприятие).
Необходимость изменений в сети учреждений здравоохранения должна определяться изменениями в численности населения, его заболеваемости и реальными потребностями граждан в тех или иных видах медицинской помощи с учетом фактора территориальной удаленности поселений от мест оказания медицинской помощи.
Однако без модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры процессы социального реформирования являются неэффективными.
Значительно влияет на развитие социальной инфраструктуры сельских поселений расстояние их от городов и новых коттеджных поселков. С развитием последних улучшается и развитие сферы сельской социальной инженерной инфраструктуры, обеспечивается лучший доступ к близлежащим сельским населенным пунктам, объектам предоставления социальных услуг.
Современной урбанизации свойственны процессы общественной трансформации, сопровождающиеся активизацией миграции сельской молодежи в крупные города. В то же время сохраняются тенденции к росту темпов загородной деурбанизации как альтернативы городскому расселению.
Характерными чертами являются расширение зон застройки коттеджных поселков на расстоянии от 20 до 50 км от мегаполисов; владельцами коттеджей преимущественно являются лица с высоким уровнем дохода, которые работают в городе, а живут в пригородной зоне.
В результате взаимодействия урбанизации и рурализации начали формироваться сельские урбанизированные ареалы. Сельские поселения определенной территории по административно-территориальному делению относятся к сельскому административному району, а функционально и пространственно находятся в зоне влияния областного центра и характеризуются относительно высокой средней численностью и плотностью сел.
Такими индус-руральными ареалами являются концентрации пригородных сел вокруг региональных центров и крупных городов.
Причем связи пригородных сел с городом более интенсивные, чем в пределах районной системы расселения. Население этих сел все социальные услуги, кроме административно-управленческих, получает в городе. Это приводит к значительному росту нагрузки на городскую социальную инфраструктуру.
Учитывая сложившиеся тенденции развития сельских поселений, стратегической альтернативой совершенствованию системы расселения является территориальное выравнивание социально-экономических условий развития сельских населенных пунктов и повышение уровня жизни благодаря внедрению механизмов поддержки сохранения этих пунктов за счет средств субъектов предпринимательской деятельности и организаций, функционирующих в пределах сельских территорий.
В зависимости от потребностей населения на основе резервного потенциала ресурсной базы и возможностей сельских поселений целесообразно разрабатывать варианты конструктивных моделей развития села, создавать условия для формирования новых каналов социальной мобильности сельских жителей, особенно молодежи, что будет способствовать улучшению их социального статуса и повышению уровня общественного развития.
Приоритетным направлением трансформации развития сельских поселений является формирование моделей эндогенного развития, базирующихся на максимальном использовании местных ресурсов, трудового потенциала, внедрении нового механизма перераспределения средств локальных бюджетов, формировании новых форм общественных партнерских отношений с учетом целенаправленности развития сельских населенных пунктов в контексте влияния процессов глобализации на общественные изменения.
Административно-территориальные изменения сельских населенных пунктов Украины на протяжении исследуемого периода характеризуются увеличением территории городов за счет земель сельских советов, включением сельских населенных пунктов в пределы городов, объединением двух и более таких пунктов. На современном этапе их развития альтернативой является активизация административно-территориальной реформы.
Трансформационные изменения в системе сельского расселения обусловливают необходимость процессов объединения общин, повышения их экономической и социальной способности. Процесс объединения общин в регионах Украины происходит разными темпами.
По данным информационного портала объединений территориальных общин (ОТГ) Украины, в Тернопольской области создано 36 ОТГ, в Днепропетровской – 34, Житомирской – 32, Хмельницкой – 26, Львовской – 25, Полтавской – 20, Ровенской – 19 и Черновицкой – 18. В Украине создано 414 ОТГ: городских – 59, поселковых – 122, сельских – 233.
По данным Центральной избирательной комиссии Украины в 2017 году планируется создать 550 ОТГ. Эта реформа будет способствовать модернизации сельской инфраструктуры, социальных объектов сельских населенных пунктов, формированию новых центров экономической активности, повышению социальной циркуляции населения за счет появления новых моделей саморазвития сельских поселений.
В то же время структурная перестройка социально-экономического роста сельских населенных пунктов возможна путем диверсификации сельской экономики; обеспечения действенности кластерного механизма.
В частности создание территориальных профильных и бицентричных кластеров, что позволит муниципальным структурам реализовать инновационные бизнес-планы локального назначения с возможностью привлечения внешних инвестиций, создания новых рабочих мест, расширения сети социальных предприятий (основная цель деятельности которых – трудоустройство безработных), что будет способствовать сбалансированности уровня занятости экономически активного населения.
Дифференциация поселений по социальным прерогативам в пределах определенного региона обусловливает расширение спектра рычагов регуляторной политики страны.
Перераспределение полномочий в предоставлении преимуществ территориальным общинам в контексте концептуального развития поселений, взаимодействие локальных властных институтов с представителями структур бизнеса будет способствовать быстрой стабилизации социально-экономического состояния сельских поселений, обеспечит высокий уровень благосостояния населения и стандартов жизнедеятельности.
Все большую актуальность приобретает территориальный аспект развития сельских поселений, в контексте которого целесообразным является определение опорных центров и зон их влияния на прилегающие поселения с учетом удаленности населенных пунктов друг от друга с целью минимизации затрат населения на получение социальных услуг.
Приоритетами развития сельского расселения является укрепление поселенческого потенциала на основе практики создания многофункциональных центров социального развития при условии укрепления роли местных бюджетов в развитии социальной сферы путем повышения эффективности управления коммунальным имуществом и землей территориальной общины.
Назрела острая потребность в создании такой социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов, которая бы учитывала образовательные запросы сельского населения, обеспечивала эффективное использование финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов. Следовательно, трансформация производственной и социальной инфраструктуры является основным направлением модернизации сельских поселений.
Выводы. Формирование современных тенденций развития сельских поселений тесно связано с их пространственной основой территориального развития. Актуально глобальными процессами является уменьшение общего количества сел вследствие сокращения сельского населения, снижения темпов его возрождения. В то же время сохраняются регионы, в которых плотность сельского населения значительно выше, чем в отдельных ведущих европейских странах.
Систематизируя современные тенденции развития сельских поселений на основе оценки пространственных характеристик, социально-экономического развития и типовизации, можно определить следующие приоритетные направления территориального выравнивания социально-экономических условий развития сельских населенных пунктов и повышения уровня жизни населения:
— разработка концептуальных направлений государственного регулирования организации сельских территорий;
— обеспечение государственной поддержки всех типов населенных пунктов, которые входят в состав поселенческой сети;
— осуществление планирования развития поселений с использованием потенциальных внутренних возможностей, с минимизацией риска уменьшения демографического и поселенческого потенциала, наращивание трудового потенциала с целью выравнивания социально-экономических условий жизни и труда сельского населения;
— улучшение социальных параметров сельских поселений;
— социально-экономическое обновление сел, в том числе за счет мобилизации внутреннего ресурсного потенциала развития объединенных территориальных общин;
— создание новых рабочих мест в новых альтернативных секторах сельской экономики;
— предоставление дополнительных видов услуг, в частности нетрадиционных видов сельского зеленого туризма, культуры и досуга;
— наращивание производственной и социальной базы поселений;
— финансирование и инвестирование производственно-экономических и социально-экономических программ и проектов;
— регулирование экологической составляющей деятельности, землепользования и землевладения;
— рациональное использование природных ресурсов в сельской местности, учет особенностей локального развития, новых форм ведения сельскохозяйственного производства, диверсификация сельской экономики, что вносит значительные коррективы в формирование и внедрение новой политики развития сельских поселений.
Автор: Л.В. Головко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: holovko_lilia@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.