Сельскохозяйственные земли госпредприятий готовят к распайке и аренде

Что делать с сельскохозяйственными землями на балансе государственных предприятий? После передачи большинства государственных земель за пределами населенных пунктов только эти земли остаются со знаком вопроса.

По данным AgroPolit.com в ближайшее время Минагрополитики предложит свой вариант распоряжения этими землями, через сдачу в аренду на электронных аукционах. Параллельно в парламенте есть два законопроекты, которые должны решить вопрос земель госпредприятий.

Первый – №3012-2 проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной доли (пая).

Второй – №5385 о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и других законодательных актов об отмене института права постоянного пользования земельными участками.

Также в Минагро предложили разработать третий вариант (альтернативный предыдущим), однако детали его еще не публиковались.

Какой из этих вариантов самый оптимальный, и что делать с незавершенной инвентаризацией земель госпредприятий? Ответы на вопросы AgroPolit.com выяснял вместе со специалистами.

Сколько сельскохозяйственной земли на балансе государственных предприятий  

По словам министра аграрной политики и продовольствия Романа Лещенко, земельный аудит Украины выявил такую структуру земельного фонда:

60,4 млн. га — площадь Украины.

41,3 млн. га — площадь сельскохозяйственных земель.

33 млн. га – пашня.

2,3 млн. га – сенокосы.

166 тыс. га – перелоги.

5,3 млн. га – пастбища.

1,28 тыс. га – парники.

852 тыс. га — многолетние насаждения.

1,7 млн. га  — передано ОТГ в 2018-2019 годах.

2,3 млн. га – передано ОТГ в 2000-2021 годах.

0,75 млн. га – остается в собственности государства на акте постоянного пользования.

Именно на последних показателях списка мы и сосредоточим свое внимание. Ведь парламенту и правительству следует найти способ обращения с 750 тыс. га земель, которые пока что находятся на балансе государственных предприятий.

«Согласно данным Государственного земельного кадастра, после передачи более 2 млн. га земли в Украине, непосредственно в Госгеокадастре остается 750 тыс. га земли государственной формы собственности сельскохозяйственного назначения.  Эта земля находится на правовом титуле – на акте постоянного пользования. Речь идет о земле Национальной академии наук Украины, Министерства обороны, Государственной пенитенциарной службы, Министерства образования, а также бывших государственных предприятий Министерства АПК, которые сегодня переданы в Фонд госимущества на приватизацию», – сообщил Роман Лещенко.

Эти земли обрабатывают 1166 государственных предприятий и учреждений по всей стране. Распределение земель сельскохозяйственного назначения между вышеупомянутыми ведомствами имеет такой вид:

Национальная академия аграрных наук — 354 тыс. га

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства – 178 тыс. га

Министерство образования и науки – 77 тыс. га

Министерство обороны — 42 тыс. га

Государственная пенитенциарная служба Украины (Министерство юстиции) – 35 тыс. га

Гослесагентство — 21 тыс. га

Фонд государственного имущества — 14 тыс. га

Госводагентство — 2,5 тыс. га.

Инвентаризация земель государственных предприятий и эффективность их использования

Как пояснил ситуацию член совета ассоциации «Земельный союз Украины» Сергей Биленко, во времена управления страной Леонидом Кучмой совхозы были массово преобразованы в коллективные сельскохозяйственные предприятия и распаеваны. Именно тогда началась путаница с государственными землями в ГП.

«Одно предприятие — это, фактически, одна деревня. Подавляющее большинство жителей, которые жили в таких селах и работали в КСП, получили пай. Однако «за бортом» остались те населенные пункты, в которых были расположены совхозы и различные государственные предприятия. Там люди паев не получили, что и сегодня вызывает резкое недовольство из-за социальной несправедливости в отношении к их правам», — пояснил Биленко.

Таких земель немало, и есть они в разных ведомствах. Разобраться с этими землями можно, проведя земельную инвентаризацию. Это поставит точку в вопросе – что и кому передавать.

Как утверждают специалисты, значительную часть сельскохозяйственных земель, находящихся в пользовании государственных предприятий, можно найти в кадастре, поэтому провести инвентаризацию можно, однако существует другая проблема, что разные земельные участки, удостоверенные еще советскими актами права постоянного пользования и обозначенные в соответствующих реестрах, не соответствуют заявленным площадям.

Тех площадей уже нет по разным причинам. Например, когда-то что-то изымалось (правильно и неправильно), где-то были построены жилые дома, а где-то кому-то правдами и неправдами удалось «откусить» себе часть земли через суд или решением других органов власти.

Прошло немало времени, и вернуть эти земли в государственную собственность почти невозможно, а главное – не всегда нужно. Как вернуть в государственную собственность землю, где когда-то уже был построен многоквартирный дом? Это очень сложный вопрос с социальными последствиями, — объясняет ситуацию Андрей Биленко.

Поэтому, по его мнению, нужно зафиксировать фактическое количество земель и выяснить, какие земли можно вернуть в государственную собственность. Но стоит отметить, что такая проблема существует и она стопорит внесение в Госгеокадастр информации об определенных участках государственных организаций и внесение сведений об участках лесохозяйственного назначения.

Председатель союза «Центр развития земельных правоотношений в Украине» Леонид Корейба говорит, что и сейчас является спорным вопрос, сколько такой земли: Госгеокадастр отчитывается об одном, а Госстат о другом, и в итоге выходим на цифру в 3 млн. га такой земли. Откуда такая разница?

Земельные сельскохозяйственные участки госпредприятий, как правило, существуют на праве постоянного пользования, что предполагает наличие государственного акта старого образца без кадастрового номера. На публичной кадастровой карте мы можем только визуально заметить эти участки на космических снимках, и редко когда можно иметь даже представления об их пределе», – сообщил Корейба.

Иными словами, такие участки называются несформированными, они не имеют кадастровых номеров. Данные о таких государственных объектах могут быть только на картах формирования границ сельских (поселковых) советов.

«По моему мнению, заявленную площадь Госгеокадастр «брал» на основе статистических данных еще советских времен. В связи с этим перед определением стратегического направления использования таких земель и их распоряжением – инвентаризация является обязательным условием.

Точнее сказать, необходимо формирование каждого такого участка в кадастре – внесение данных о них в единую государственную систему сведений о землях в границах Украины (службы Государственного земельного кадастра) с целью определения их площади, целевого назначения, собственности, собственника и т.д.», – заявил Леонид Корейба.

По его словам, для формирования участка в кадастре необходимо обращение соответствующего госпредприятия в любую землеустроительную организацию, в том числе и к физическим лицам-предпринимателям для формирования соответствующей документации по землеустройству и созданию обменного файла, на основании которого государственный кадастровый регистратор присваивает кадастровый номер и, собственно, вносит сведения в кадастровую систему.

При проведении таких землеустроительных работ становится видно, где расположены все эти государственные земли и сколько их, не изменилась ли их площадь, какие участки и кому уже переданы в собственность и пользование.

В свою очередь, народный депутат Украины VII созыва, советник главы МВД Михаил Апостол обратил внимание, что стоит копать глубже, потому что еще не разобрались с эффективностью использования свыше 3 млн. га земель, которые были выделены общинам в предыдущие годы. А именно – предоставленных 700 тыс. га бывшим органам государственной власти и местного самоуправления, общественным организациям, учреждениям образования и культуры, профсоюзам, жилищно-эксплуатационным организациям.

Кроме того, 550 тыс. га предоставлены промышленным предприятиям, 640 тыс. – предприятиям транспорта. Более 400 тыс. – воинским частям, учебным заведениям Минобороны. Организациям, предприятиям, учреждениям оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения – 500 тыс., 250 тыс. – водохозяйственным предприятиям. НАН — 150 тыс. га, 600 тыс. га – НААН. Минагро —  150 тыс. га, 250 тыс. га – Министерству образования. 88 тыс. га – совместным предприятиям, международным объединениям и организациям юридических и физических лиц, – приводит данные Апостол.

Эффективность использования таких земель эксперты демонстрируют на примере Национальной академии аграрных наук Украины (НААН). Академия не рассматривает варианты с распайкой, ведь часть земли используется для выращивания семян, а часть – научно-исследовательские хозяйства.

По словам Андрея Биленко, из тех цифр, которые высказывались в пользовании предприятий и госучреждений НААН более 400 тыс. га. Однако количество коррупционных скандалов, которые касаются земель академии (а также других госпредприятий), создает иллюзию, что тех земель гораздо больше.

Более подробно о проблеме инвентаризации земель рассказал Андрей Мартин. По его словам, проблема инвентаризации земель заключается в том, что, как правило, земли госпредприятиям предоставлялись в начале 1990-ых годов. Некоторые из них имеют акты еще с советских времен. Конечно, за это время очень много изменений произошло в землепользовании.

Где-то эти земли по краям «подкусывали», где-то эти земли были людям розданы и т.д. Поэтому когда встает вопрос об инвентаризации, возникает нестыковка в интересах, ведь директор государственного предприятия никогда не подпишет документы на регистрацию участка, если у него площадь земельного участка меньше той, которая значится в предыдущем государственном акте. Если он такое сделает, его сразу же обвинят в разбазаривании земли.

А с другой стороны, значительная часть этих земель находится в частной собственности, здесь уже регистратор откажется регистрировать то, что было раньше. Поэтому, к сожалению, процедуры решения этой проблемы на уровне законодательства у нас нет. Предприятия настаивают, что у них другое количество земли, чем есть по факту, – пояснил ситуацию Мартин.

Также он сообщил, что некоторые предприятия инвентаризируют свою землю, но какого-то быстрого и однозначного рецепта для решения этого вопроса здесь нет. Ситуацию осложняет тот факт, что обычно такие земли имеют немало смежников, что приводит к межевым спорам. Например, участок частного лица в сотню га и с тремя соседями инвентаризировать не очень сложно, а когда предприятие имеет несколько тысяч гектаров земли и сотни смежников, возникают проблемы.

«Там можно 90% границы согласовать, а на 10% застрять, и регистрации так и не произойдет. Инвентаризация нужна для того, чтобы иметь возможность нормально закрепить землю за предприятием», – сообщил Андрей Мартин.

Как пояснил Андрей Мартин, озвученная цифра сельскохозяйственных земель в собственности госпредприятий на уровне 750 тыс. га – это приблизительное представление о том, сколько они обрабатывают земли еще с советских времен, однако с того времени много чего изменилось, и именно поэтому нужно навести порядок в земельном вопросе.

Сегодня можно сказать, что земли, которые принадлежат Минагрополитики, рано или поздно пойдут на приватизацию и будут распаеваны, кроме земель академии. Собственно, законопроект, который сегодня находится в парламенте, предусматривает установление пропорций распайки.

40% получат работники и пенсионеры из их числа, до 20% земель передаются в собственность участникам боевых действий для ведения личного крестьянского хозяйства. При этом площадь земель, передаваемая в собственность одному лицу, не может превышать 2 га, и не менее чем 40% передаются в аренду на земельных торгах (кроме случаев приватизации земель предприятий в связи с приватизацией предприятий). Здесь не стоит искать какую-то научную подоплеку – это исключительно политическое решение, — пояснил Мартин.

В свою очередь, Михаил Апостол уверен, что, проведя инвентаризацию эффективности использования земельного банка Украины, мы решим три основные задачи: преодолеем коррупционные схемы, наполним местные бюджеты и подготовим почву для цивилизованного рынка земли.

«Считаю, что для наведения порядка в земельной реформе нужна, прежде всего, политическая воля, ведь понятно, что на кону десятки миллиардов гривен ежегодно, а еще объективные расчеты и научное обоснование потребностей земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в постоянном пользовании сотен убыточных госпредприятий и во всех вышеназванных землепользователей в структуре Кабмина.

Потом вся эта «лишняя» земля и земля без правоустанавливающих документов должна быть выставлена на продажу права аренды на открытых и прозрачных аукционах. Поэтому кто больше заплатит и предоставит расчеты, тот и будет арендовать. Вследствие проведения таких аукционов в разных областях Украины арендная плата росла в 3-5 раз от стартовой. А еще больше от цены, которую платили до аукциона. Однако инвентаризацию всех государственных земель провести нереально. Причина одна — страх выйти на самих себя», – заявил Михаил Апостол.

Коррупция и теневые заработки на государственной земле  

Как прокомментировал ситуацию землеустроитель и заместитель председателя Совета ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Мартин, проблема заключается в том, что государственные предприятия не всегда имеют материально-технические ресурсы для использования земли. У них нет ни техники, ни персонала. Все что у них есть – право на использование земли, и это их единственный актив, однако сдать в аренду землю они не могут, ведь им это запрещено законом.

Сегодня в парламенте есть готовый законопроект, который касается реформы права постоянного пользования земельными участками в оперативное управление и хозяйственное ведение земельными участками. Это делается для того, чтобы госпредприятия могли легально передавать эту землю в пользование через электронные земельные аукционы.

Однако пока готовятся изменения в законодательство, на сегодня зафиксировано немало случаев, когда земли государственного предприятия нелегально используются частным бизнесом на основании различных соглашений о совместной деятельности.

Слова Мартина подтвердил и Биленко. По его мнению, значительное количество земель госпредприятий использовалось и используется по разным «серым» схемам.

У нас Земельный кодекс Украины не предоставляет прав постоянному землепользователю передавать эти земли в аренду или отчуждать их. В связи с этим в Украине получили распространение различные схемы с квазиарендой, когда договор об аренде не укладывается, не проводятся соответствующие процедуры, а просто используется договор, который камуфлирует аренду – это и договоры подряда, инвестиционные договоры, договоры обработки, совместной деятельности.

Таких форм множество. Фактически компании предоставляют право возделывания государственных земель частным структурам. И это еще хорошо, когда по этим договорам предусмотрена уплата средств госпредприятию. Это хоть какая-то выгода для предприятия, поскольку в подавляющем большинстве случаев средства идут в карманы тех, кто передает эти земли, или тем, кто эти сделки прикрывает, – объясняет Биленко.

По его словам, объемы этих сделок очень большие. Конечно, официальной статистики нет, но из того, что можно услышать от аграриев – это большинство земель госпредприятий. Академия наук и государственные предприятия сейчас не имеют той материально-технической базы, которая позволяет самостоятельно использовать земли в их собственности. Но и отказываться от этих земель они не желают.

Варианты реформирования: распайка и право аренды для госпредприятий

По словам Биленко, сегодня есть несколько путей развития событий: законопроект №3012-2 по обеспечению права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной доли (пая) и законопроект № 5385 об отмене института права постоянного пользования земельными участками.

Есть зарегистрированный законопроект №3012-2, который устанавливает новую систему паев земель госпредприятий, но все равно – принятие решения о выделении пая зависит от руководства государственного управления. Также есть законопроект, который предусматривает право передачи земельных участков предприятия в аренду – №5385. Я так думаю, что где-то на стыке этих двух законопроектов и будет решен вопрос земель госпредприятий, – уверен Андрей Биленко.

Законопроект №3012-2 предусматривает распайку:

при приватизации предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений;

при ликвидации предприятий, учреждений, организаций;

в случае принятия органом исполнительной власти, в сферу управления которого относится государственное сельскохозяйственное предприятие, учреждение, организация, решения о приватизации земель или земель их структурного подразделения без приватизации или ликвидации такого юридического лица.

Приватизации подлежат:

сельскохозяйственные угодья;

несельскохозяйственные угодья, находящиеся в постоянном пользовании сельскохозяйственного предприятия, учреждения или организации,

земли, которые приватизируются, и на которых расположены здания, сооружения.

Исключаются:

заболоченные земли;

земли, на которых расположены разведанные месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения, запасы которых утверждены в установленном законодательством порядке;

земли под полезащитными лесными полосами и другими защитными насаждениями;

земли под хозяйственными путями, прогонами, полевыми дорогами;

земли, которые в соответствии с настоящим кодексом не могут находиться в частной собственности.

При приватизации безвозмездно передаются:

в частную собственность работникам государственного сельскохозяйственного предприятия, учреждения, организации, а также пенсионерам из их числа с выделением каждому из них земельной доли (пая). Работникам государственных и коммунальных заведений образования, культуры, здравоохранения, расположенных на территории соответствующей территориальной общины, а в случае объединения территориальной общины, на территории территориальной общины, которая вошла в объединенную территориальную общину. А также пенсионерам из их числа (до 40 % от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации);

в собственность лицам, имеющим статус участника боевых действий которым предоставлено право в соответствии с пунктами 19 и 20 части первой статьи 6 закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Для ведения личного крестьянского хозяйства в пределах норм, установленных статьей 121 настоящего кодекса (до 20% от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации);

передаются в аренду на земельных торгах (не менее 40% от общей площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации), кроме случаев приватизации земель при приватизации государственного сельскохозяйственного предприятия, учреждения, организации.

В случае приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий право постоянного пользования землями, которые остались в постоянном пользовании государственного сельскохозяйственного предприятия после передачи его в собственность граждан, переоформляется на право аренды сроком на 50 лет.

Законопроект № 5385 предусматривает:

Есть другой вариант обращения с сельскохозяйственными землями на балансе госпредприятий — законопроект №5385. Его суть: внесение изменений в Земельный кодекс относительно предоставления госпредприятиям права постоянного пользования землями. После этого значительное количество государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, смогут осуществлять продажу прав на обработку этих земель (аренду) на аукционе.

По мнению Андрея Мартина, законопроект №5385 убирает советский атавизм о праве постоянного пользования, и автоматически все, у кого было такое право, получают в оперативное управление хозяйственное ведение землями.

Ключевое отличие этих прав заключается в том, что имущество в оперативном управлении или хозяйственном ведении можно легально сдавать в аренду, что позволит предприятию и обществу получать дополнительные поступления. Если этот закон будет принят, он позволит вывести из тени использование государственных земель.

Конечно, те, кто зарабатывает на серых потоках, выступают против такой законодательной инициативы. Однако отмечу, что ключевая цель закона – сделать земельное законодательство более гибким, что позволит государственным предприятиям сдавать земли, которые им теперь не нужны в аренду, не лишая при этом государственные предприятия права пользования землей, – заявил Андрей Мартин.

Законопроектом предлагается исключить возможность приобретать права постоянного пользования земельными участками для любых лиц.

Значит, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации автоматически, по данному закону приобретают право оперативного управления, хозяйственного ведения на земельные участки, что находятся у них на праве постоянного пользования.

Наряду с этим физические и юридические лица частного права смогут переоформить право постоянного пользования на право аренды сроком на 50 лет, а также право выкупа земельного участка с 30-летней рассрочкой платежа.

Важный момент законопроекта – земельные участки, используемые на праве оперативного управления, и участки лесного, природно-заповедного и другого природоохранного назначения не могут быть отчуждены, переданы в залог, на них не может быть обращено взыскание. Только в случае, если такое право приобретено по гражданско-правовым договорам, а не безвозмездно от государства или территориальной общины.

Очевидно, это и есть тот вариант, который совершенствует Минагрополитики, и о котором говорил Роман Лещенко. «Мы хотим эти 750 тыс. га земли сдавать через прозрачные аукционы в аренду, а на аккумулированные средства выкупать землю у тех граждан, которые хотят отчуждать», – сообщил Лещенко.

Земельная амнистия

Сегодня для решения будущего сельскохозяйственных земель госкомпаний специалисты видят несколько путей. Ключевой особенностью почти для них всех является факт проведения распайки. Разница же заключается в пропорциях и количестве земель, которые могут остаться в собственности государственных компаний с официальным разрешением сдачи их в аренду.

Также открытым остается вопрос инвентаризации, ведь для того чтобы начать структурные изменения в системе, нужно понимать фактическое количество оперативных ресурсов, и вот тут встает вопрос земельной амнистии.

Возможно, для наведения порядка стоит воспользоваться земельной амнистией – это пошло бы государству лишь на пользу, но политические аспекты такого решения мешают его принятию. Стоит честно признать, что какой-то нормальной перспективы возвращения таких земель нет, она сегодня отсутствует. Здесь решение по землям госпредприятий может иметь такой вид: это и частичные распайки, и передача в аренду на понятных условиях через аукционы, и т.д.

Для этого нужно провести работу и не столько законодательную, сколько на уровне органов исполнительной власти. Нужно просто определить те предприятия, которые подлежат распайке (где с людьми некрасиво обошлись), а какие нужно оставить в собственности государства. Для этого нужно провести работу, которой, к сожалению, никто заниматься не хочет, – объясняет Биленко.

Как отметил Андрей Мартин, в Украине нет земель, которые были нагло украдены кем-то. Есть земли, которые были переданы через бесплатную приватизацию.

Кто, когда и кому раздавал эти земли – это другой вопрос, и в большинстве случаев этого установить не удастся. Однако подавляющее большинство передач земельных участков в нашем государстве происходит вполне законно. Здесь скорее проблема украинского законодательства в том, что оно позволяет бесплатно передавать государственную/коммунальную землю. О возвращении таких земель в государственную собственность говорить можно, однако я сомневаюсь, что на практике это будет иметь какой-то реальный и массовый эффект, — прокомментировал Мартин.

Сегодня значительная часть (если не подавляющая) сельскохозяйственных земель госпредприятий не используется эффективно или используется не в пользу государству. Всем известно существование нелегального бизнеса на этих землях, в том числе с привлечением различных негосударственных аграрных компаний. Таким образом, реформа использования земель сельскохозяйственного назначения госпредприятий является необходимой.

«По моему мнению, не так важно, останутся ли эти земли государству, перейдут ли в частную собственность через распайку, или, возможно, будут переданы в распоряжение общине. Важным является соблюдение законных оснований их использования. Сейчас, когда земли госпредприятий находятся в государственной собственности, мы не видим соблюдения закона.

Наоборот, только слышим о не получении миллионов гривен. В случае распайки собственность на землю станет частной. Но обогащаться будут те же компании, но теперь законным способом, беря паи в аренду. Арендная плата сегодня является ничтожной в сравнении с доходами от продажи сельскохозяйственной продукции – поэтому свежеиспеченные владельцы паев получают мизерную долю от той прибыли, которую получает арендатор их земель», – прокомментировал развитие событий Леонид Корейба.

Поэтому всем понятно, что проблема есть, так же как и есть пути ее решения. Однако, как это часто случается в Украине, когда первые шаги на пути решения проблемы сделаны – написаны нужные законопроекты, но для прохождения этого пути до логического завершения нужна политическая воля высшего руководства Украины.

Автор: Хворостяный Виталий

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий