UNITY-BARS разрабатывает программное обеспечение для финансового и банковского секторов: частных и государственных учреждений.
— UNITY-BARS на рынке уже 30 лет. Что изменилось в вашем секторе за эти три десятилетия?
— Изменился весь финансовый рынок. 10-20 лет назад основой банковского бизнеса были классические услуги: карточный сервис, открытие счетов, выдача кредитов и привлечение депозитов. Банки конкурировали, например, процентами по кредитам или депозитам или условиям обслуживания карт, и на этом поприще делили 100% объема рынка между собой.
Сейчас у банков появились мощные конкуренты, финансовые компании, платежные системы и сервисы, которые перетянули на себя 20-30% функций. Поэтому классическим банкам приходится развиваться и адаптироваться, чтобы не потерять клиентов и прибыли. Они продают авиабилеты, предоставляют административные услуги и даже создают собственные маркет-плейсы. Банк стал диджитал-компанией со сложными высокотехнологичными процессами, а разработчики – такой же важной частью команды банка, как экономисты.
Изменился не только набор сервисов, но и подходы в обслуживании клиентов. В 2021 году люди уже начинают забывать, что еще пять-семь лет назад нужно было идти в отделение и ставить собственноручную подпись, чтобы получить какую-то услугу. Банк, в котором невозможно, сидя дома открыть кредитную линию, получить выписку со счета или пополнить депозит, не удержится на рынке.
Итак, мы помогаем финансовым учреждениям внедрять решения, которые стали базовым требованием для их потребителей. Причем это динамический процесс. Еще недавно мы и представить не могли, что банк может существовать без физических отделений, а сегодня это нас не удивляет. Ежегодно растут требования потребителей на большую цифровизацию продуктов всех отраслей, поэтому финансовым учреждениям приходится держать руку на пульсе и непрерывно выводить на рынок новые решения.
Это влияет и на нашу работу — мы должны как можно быстрее воплощать новые подходы и следить за финансово техническими трендами.
– Расскажите подробнее об инструментах, которые вы внедряете в банках.
– Начиная от сквозного обслуживания (когда клиент может получить весь пакет услуг в любом отделении, независимо от того, где он открывал счет) и заканчивая безопасностью (сохранение данных, резервирование). Например, чтобы любой человек мог стать клиентом банка, не выходя из дома, мы создали VideoID. Пользователь может провести короткую видео-сессию с оператором и верифицировать свою личность онлайн.
Это инновационное решение не только для Украины, но и для большинства стран мира. Ведь даже во многих банках с максимальной диджитализацией для открытия счета до сих пор требуется физическое присутствие. В общем, без диджитализации сегодня никуда.
Например, чтобы технически внедрить выплату в 8 тысяч гривен помощи ФОП, нужно было наладить интеграцию между Пенсионным фондом, порталом «Дия» и автоматизировать этот процесс. Это был один из наших проектов.
В 2019 году мы занимались диджитализацией процессов в «Ощадбанке». У него было 26 региональных управлений, и у каждого – собственная база данных. Они не были объединены в одну информационную систему, и это создавало многочисленные неудобства для клиентов и руководства банка.
Мы два года помогали «Ощадбанку» собрать всю эту информацию в одну целостную базу. Процесс осложнялся тем, что мы не могли полностью остановить работу банка, поэтому должны были работать параллельно.
Сейчас одна из самых распространенных наших услуг – внедрение и поддержка интернет-банкинга, когда клиент может зайти в свой аккаунт с телефона или ноутбука, проверить счет и воспользоваться банковскими сервисами. Это уже стандарт в финансовом обслуживании, банк, не имеющий удобного мобильного приложения, в современных условиях просто не выживет.
— Есть ли принципиальная разница в работе с частными и государственными банками?
— Специфика схожая, но структура любого государственного банка сложнее, чем частного. Решения принимаются довольно долго, а необходимость многочисленных согласований затягивает процесс разработки и внедрения диджитал-решений. Наш опыт показывает, что, несмотря на бюрократические препоны, даже государственные финансовые учреждения можно поставить на современные рельсы.
Мы уже несколько лет работаем с Национальным банком, Государственной казначейской службой и «Ощадбанком», и нам есть чем похвастаться, например, BankID или верификацией с помощью аккаунта в банковском сервисе.
Мы реализовали этот проект сразу после Революции Достоинства и за 1 гривну передали его в пользование «Ощадбанку». На самом деле это не ноу-хау, мы лишь адаптировали для Украины систему, которая работала в банках стран Евросоюза. В то время были две похожие системы, в Приватбанке и Ощадбанке. Впоследствии Нацбанк увидел, насколько перспективен этот сервис, и перенял это решение.
Так же в Ощадбанке и НБУ активно пользуются еще одним нашим решением – Core Banking System. Эта IT-система, позволяющая банку автоматизировать работу от ежедневных операций до сложных процессов. Сейчас эта система состоит из 80 модулей. Это некий конструктор, из которого каждый банк может собрать собственную конфигурацию для своих нужд. Приятно, что наше решение работает не только в государственных, но и во многих коммерческих банках. Оно универсально для финансовых учреждений разных видов.
Еще один пример нашего успешного сотрудничества с государством — Di Connector. Это сервис для создания электронных копий цифровых документов. С его помощью можно подсоединиться к сервисам «Дия» и прекратить делать бумажные и сканированные копии своих паспорта и ИНН.
— Каковы ваши прогнозы относительно необанков, то есть полностью виртуальных банков без физических отделений, где все процессы диджитализированы? В Украине уже есть пример – Монобанк. Как думаете, это будущее банковской системы? Вытеснят ли необанки классические банки?
— Не думаю, что это перспектива ближайшего десятилетия или даже двадцатилетия. Дело в том, что необанки предлагают очень ограниченный пакет услуг, обычно это 30-40% от пакета услуг классических банков.
Есть ряд сервисов, которые сфокусированы на ММСБ, на средний и крупный корпоративный бизнес, государственные учреждения и компании со сложными процессами. Они требуют существенных изменений законодательства и процессов.
Любой банк может сделать свою «виртуальную версию». Даже так, что все банки к этому идут, но в то же время не обязательно полностью отказываться от физических отделений. Да, это сокращает расходы на содержание и обслуживание помещений, но это совсем другая бизнес-модель.
– Планируете ли работать в других отраслях? Ведь финансово технический процесс касается всех.
– Да. Например, мы имеем мощную команду специалистов из BigData. Они могут быть эффективными не только в финансовом секторе. Возможно, в ближайшее время подумаем о масштабировании своих наработок. Например, почему бы не посмотреть в сторону аграрных бизнесов?
— Как работала ваша компания на карантине? Ваши разработки и сотрудничество с банками требуют многоуровневой защиты данных. Как вы организовали эту работу удаленно?
— Мы подготовились к удаленной работе еще за несколько лет до пандемии, когда украинские системы безопасности подкосил вирус Petya. Тогда мы помогали клиентам восстанавливать потерянные данные и строили системы защиты, чтобы это не повторилось.
Одновременно мы защитили собственную компанию, создали систему, в которой данные хранятся не на рабочих компьютерах сотрудников, а на едином защищенном сервере. Сотрудник заходит в свое рабочее пространство и в системе работает с данными по безопасным каналам. Находиться в офисе не обязательно. Поэтому когда пришла пандемия, у нас все было настроено для эффективной работы из дома.
— Мы много говорили о важности диджитализации и возможности делать что угодно, не выходя из дома. А распространяется ли это на работу? Ваша команда вернулась в офис или до сих пор работает удаленно?
– После двух лет удаленной работы все соскучились по общению с коллегами, поэтому мы гибко подошли к этому вопросу. Сотрудники сами выбирают, как им работать: кто-то из дома, кто-то из офиса. Мне кажется, что мир соскучился по коммуникации и вернется к живому общению. Ведь одна вещь — открыть счет в банке, это действительно удобнее сделать, не выходя из дома, и совсем другая – общение с коллегами.
— Какие вызовы вы видите перед собой в процессе развития компании?
– Очень надеюсь, что пандемия завершится, и вместе с ней уйдут в небытие экономические проблемы, которые есть в финансовом и банковском секторах. Из-за нестабильной ситуации в мире и глобальной неопределенности многие компании заморозили инвестиции и поставили задачу пережить это время с минимальными потерями. Это влияет и на нашу работу, ведь наши продукты – о развитии.
Надеюсь, что это изменится, и компании перейдут из режима экономии в режим инвестирования и внедрения новых решений. А мы продолжим активно участвовать в этом процессе.
Автор: Маргарита Ривчаченко
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.