Сергей Цивкач: Мы не имеем возможности влиять ни на одну инстанцию судебной системы. Это – не наш мандат. Есть правоохранительные органы, к ним и надо обращаться

Исполнительный директор Офиса по привлечению инвестиций UkraineInvest Сергей Цивкач в интервью УНИАН рассказал о том, как Украина будет привлекать иностранные инвестиции, и как будет работать принятый Верховной радой закон об «инвестиционных нянях».

Исполнительный директор UkraineInvest Сергей Цивкач возглавляет правительственный Офис по привлечению и поддержке инвестиций с июля 2020 года. Ранее он был председателем правления организации, которая работает с государственными и деловыми учреждениями Украины, ООН, Всемирным банком, – CASES International и был советником главы правительства.

В интервью УНИАН он рассказал о том, как Украина будет выстраивать работу по привлечению иностранных инвестиций, а также рассказал, как будет действовать принятый Верховной радой закон об «инвестиционных нянях».

Чем занимается ваш Офис по привлечению иностранных инвестиций? Каким образом он работает? 

Офис по привлечению инвестиций UkraineInvest является правительственным офисом, он отвечает за привлечение и поддержку иностранных инвестиций в Украине. Но мы не трактуем это понятие буквально, то есть, мы не занимаемся лишь контактами с иностранными инвесторами.

Инвестор — это иностранная или украинская компания или отдельное лицо с капиталом, что достигли определенного успеха в своей предпринимательской деятельности. У них есть лишний или оперативный капитал для того, чтобы его инвестировать в своей стране или в другой и, соответственно, получить прибыль.

UkraineInvest – это учреждение, которое постоянно сканирует, что происходит в стране, где есть преимущества, которые можно презентовать, чтобы инвестор мог прийти в Украину. Где есть еще недоработки, которые мы можем усовершенствовать вместе и помочь инвестору принять решение в пользу Украины.

Наша главная задача — благосостояние людей путем развития экономики. Наша цель, это – не помощь иностранным инвесторам, а развитие украинской экономики путем поддержки иностранного инвестора.

На что иностранные инвесторы обращают внимание в первую очередь?

Ключевым показателем для иностранного инвестора является то, как работает местный бизнес, международные компании в нашей стране. Очень важно продемонстрировать успешный отечественный опыт, чтобы привлечь инвестиции.

Каких результатов по привлечению иностранных инвестиций вашему офису удалось достичь в 2020 году? 

В 2020 году нам удалось привлечь и разблокировать прямых иностранных инвестиций на сумму 638 миллионов долларов. Также решили больше чем сорок системных вопросов инвесторов в Украине, которые были очень важными, поскольку именно они делали невозможным дальнейшую деятельность некоторых компаний в Украине. Только за два месяца текущего года UkraineInvest помог разблокировать более чем 180 миллионов евро инвестиций.

Изменились ли приоритеты у иностранных инвесторов в связи с коронакризисом?

Прошлый год – это смена всех шаблонов, всех экономичных процессов, изменение того, как, куда и почему инвестировать. В 2020 году даже не всегда экономика была ключевой при принятии решений. Нам нужно было отвечать на вызовы и совершенствоваться. Сегодня мы работаем над концепцией индустриальной релокации. Именно пандемия актуализировала вопрос переноса определенного количества производственных мощностей из Азии ближе к ЕС.

Приведу несколько цифр: объем импорта товаров из Азии в страны ЕС в 2019 году составил 1,2 триллиона долларов США. К тому же, ЕС тратит на логистику около 71 млрд. долларов США ежегодно, а сроки доставки составляют как минимум на 27-47 дней. Релокация производств, в том числе, в Украину, уменьшит расходы ЕС и существенно сократит сроки доставки. Украина должна претендовать на статус европейского промышленного и производственного хаба.

Вы на должности исполнительного директора UkraineInvest всего полгода. Каких результатов успели достичь за это короткое время? 

Одним из своих достижений я считаю совершенствование инвестиционной функции UkraineInvest, а именно: развитие наших аналитических подразделений и введение специализации. У нас теперь инвестиционные менеджеры отвечают за конкретные сектора экономики — сельское хозяйство, энергетику, здравоохранение, туризм и тому подобное.

Еще одним достижением является развитие нашей международной сети, основная цель которой, чтобы инвесторы во всех уголках мира знали о возможностях Украины. Мы это делаем разными путями, в том числе, через сотрудничество с Министерством иностранных дел, посольствами, украинскими диаспорами и бизнес-ассоциациями в целевых странах мира. Мы поставили себе цель к концу 2021 года иметь до семидесяти представителей по всему миру. Такие инвестиционные советники на общественных началах будут пиарить Украину и ее инвестиционные возможности.

Что не удалось реализовать в кризисном 2020 году? И по каким причинам? 

Хотелось бы больше продвигать Украину, но, к сожалению, в прошлом году это было непросто. Мы начали больше общаться онлайн, но меньше стали встречаться офлайн.

С одной стороны, это удобно, потому что можно за один час побывать и в Мюнхене, и в Нью-Йорке, и Брюсселе. Но с другой стороны — теряется контакт с людьми, потому что на офлайн-встречах более долго приходится убеждать инвесторов вкладывать в Украину. Также хотелось бы иметь больше изменений в регуляторной политике, чтобы открывались инвестиционные окна в экономике.

Мы очень часто употребляем термин «иностранные инвестиции», но какая польза обычным украинцам от них? 

Чем больше инвестиций будут заходить в Украину, тем более быстрой и динамичной будет экономическая конкуренция. А если развивается конкуренция, то начинается развитие инновационного направления, снижается стоимость товаров и услуг.

Кроме того, чем больше инвестиций, чем больше компаний будут работать в Украине, тем больше будет конкуренция за рабочую силу. Работодатели будут конкурировать за украинских специалистов, повышая им зарплату.

Почему, например, во Франции или Германии высокие заработные платы — потому что там много инвестиций, много предпринимателей, и каждый хочет привлечь к себе работника. При этом некоторые товары становятся дешевле.

Следовательно, инвестиции — это более высокие заработные платы, более качественные товары и услуги по более низкой цене, а также это налоги, которые уплачиваются в государственные и местные бюджеты, которые расходуются центральными и местными органами власти на различные социальные нужды.

Может ли каждый инвестор обратиться в ваш офис, чтобы получить консультации? Или сначала надо инвестировать определенную минимальную сумму?

Мы работаем, как с теми, кто хочет инвестировать, так и с теми, кто ищет инвестирования. Для нас нет разницы, это маленькая инвестиция в 50 или 100 тысяч долларов, или это большая – 100 миллионов долларов и более. Для нас главное – имидж государства.

Если к нам приходит украинский предприниматель, который хочет привлечь инвестиции, мы его внимательно выслушиваем и делаем предварительную оценку проекта, а после этого советуем к кому обратиться или используем свою базу данных, чтобы распространить информацию о его инвестиционном проекте.

Очень много людей обращается, чтобы получить кредит. Но мы не являемся учреждением, которое этим занимается. Мы помогаем привлечь инвестиции.

Недавно вы подписали меморандум о сотрудничестве с Фондом государственного имущества. О чем идет речь? 

Да, мы сотрудничаем с Фондом государственного имущества. Он готовит объекты на приватизацию. Сейчас — это маленькая приватизация, но надеемся, что скоро будет разблокирована продажа объектов большой приватизации. Задача фонда — подготовить объект для аукциона, а наша задача – сделать рекламу объекта, чтобы его начальная стоимость выросла как можно больше.

Вообще мы работаем со всеми государственными органами — с Министерством энергетики, Министерством сельского хозяйства, Министерством экономики, Министерством инфраструктуры. Мы собираем информацию об инвестиционных возможностях и передаем ее инвесторам.

К вам чаще обращаются с желанием инвестировать, или те, кто ищет инвестиции? 

Восемьдесят процентов нашей работы – сочетание украинских предприятий, которые ищут инвестиции и иностранных инвесторов за рубежом, которые ищут, куда вложить инвестиции. Знакомим иностранного инвестора с местным бизнесом, местными властями, чтобы они вместе могли сотрудничать.

Чем вы еще занимаетесь кроме этого?

Мы также проводим мероприятия, популяризируем, развиваем культуру восприятия инвестиций как необходимого компонента для развития государства, особенно в регионах Украины. Сейчас разрабатываем большой проект. Планируется целый ряд мероприятий по всем регионам Украины. Также готовим учебную программу, которая будет состоять из серии видео лекций и задач и с системой мониторинга для представителей местной власти, которые занимаются инвестициями.

Это делается для того, чтобы местные органы власти на всех уровнях поняли психологию инвесторов. Без этого понимания мы не сможем улучшить инвестиционный климат.

Что мешает кардинально улучшить инвестиционный климат в Украине?

Медлительность мешает. Хочется, чтобы все двигалось скорее. Если мы говорим о земельной реформе, то надо, чтобы она действовала как можно быстрее. А когда мы говорим о реформах других отраслей экономики, то там тоже не хватает скорости.

Также не хватает более активной работы по улучшению имиджа Украины. Очень важно заниматься популяризацией успешных кейсов, которые действительно происходят. И мы этим занимаемся. И, конечно, ускорить принятие решений парламентом по ключевым реформам. Сейчас в Верховной раде на рассмотрении есть много важных законопроектов. Хотелось бы, чтобы они были приняты в ближайшее время.

Какие реформы, кроме земельной реформы, необходимы для улучшения инвестиционного климата в Украине? 

Например, реформа антимонопольной системы. Она очень важна. Я, кстати, был одним из разработчиков соответствующего законопроекта. Мы разработали больше чем сорок новых правовых институтов для совершенствования системы антимонопольного права и правил его применения.

Монополия, коррупция и суды – это топ трех вопросов, которые инвесторы поднимают при вхождении в Украину. Сейчас президент инициировал судебную реформу. Надеемся, что именно это станет ускорением темпа, которого так не хватает для более активного привлечения инвестиций.

Следовательно, государство должно проводить эффективные реформы, чтобы улучшить инвестиционный климат. А что должны делать украинские предприниматели?

Инвестиции — это также кропотливый труд бизнеса. Он должен быть готов к работе с инвестором. А это — честная уплата налогов, а не их оптимизация путем создания 100 или 150 ФОП. В такие компании инвестор не будет вкладывать, особенно иностранный. Также украинский бизнес должен научиться готовить качественно свои инвестиционные проекты на уровне аналитических материалов.

Как изменится формат вашей работы после того, как Верховная рада приняла закон об «инвестиционной няне». А правительство уполномочило вас осуществлять сопровождение инвесторам, что идут в Украину со значительными инвестициями? 

Это закон об ответственности бизнеса и государства. Он будет фиксироваться соглашением между правительством, местными властями и инвестором. Государство, наконец, даст стимул поддержки, чтобы приходили инвестиции. Это является началом долгосрочного планирования.

«Инвестиционные няни» – это менеджеры, которые закрепляются за инвестором на уровне консультационных услуг, или ознакомления с местной и центральной властью и другими процессами — разрешительной системой и тому подобное. Мы в таком режиме работаем с 2016 года.

В принятом законе идет речь о государственной поддержке и обязанностях UkraineInvest в оказании консультационной помощи всем, кто будет обращаться в соответствии с этим законом. Значит, мы будем в роли медиатора между правительством и инвестором.

Мы еще больше будем работать с украинскими инвесторами, потому что, согласно закону, они смогут претендовать на государственную поддержку, как и иностранные инвесторы. А сейчас самый важный вопрос — подзаконные акты.

На какую государственную поддержку смогут рассчитывать инвесторы?

Это – освобождение от уплаты НДС и налога на прибыль предприятий, отмена ввозной пошлины на новое оборудование, предоставление земельного участка государственной или коммунальной собственности в пользование на льготных условиях. Предусмотрены также построение смежной инфраструктуры за государственные средства и содействие государства в подключении к коммуникациям. Общий объем государственной поддержки составит до 30 процентов от суммы инвестиционного проекта.

Теоретически все звучит очень красиво, однако как вы будете решать прикладные проблемы, с которыми сталкивается ежедневно бизнес: налоговое давление силовых органов, конфискация имущества и другие не очень привлекательные вещи, учитывая то, что у вас фактически нет полномочий для этого?

Мы этими вопросами уже активно занимаемся. В нашей работе сейчас находится 55 таких дел. Это проблемы, которые возникают на среднем и других уровнях.

У нас действительно нет функций исполнительного органа центральной власти. Все, что мы можем делать, — это убеждать чиновников в правильных решениях на разных уровнях власти, в основном — это средний уровень.

В первую очередь, мы анализируем обращения, но не всегда, правда, на стороне предпринимателей. У нас есть юридическое подразделение, которое занимается этими вопросами. Если понятно, что проблема на стороне государственного органа, то аргументировано, прописываем позицию, обращаемся в этот государственный орган с предложением провести встречу, переговоры при нашем участии.

Как правило, существует очень хорошая реакция на наши обращения, потому что мы уже имеем имидж и репутацию, возможность экспертно донести свою позицию.

Была восстановлена комиссия под председательством премьер-министра по защите бизнеса и совершенствованию инвестиционного климата. Наш орган является секретариатом комиссии. Планируем уже в марте, провести первое заседание, на которое будут вынесены системные вопросы улучшения инвестиционного климата.

Есть ли у вас возможность предлагать законодательные изменения?

Мы не являемся субъектом законодательной инициативы, но мы являемся своеобразным «ухом» инвесторов, они к нам обращаются. И если мы слышим о каких-то проблемах системного характера, то со своим юридическим подразделением нарабатываем предложения по регуляторному изменению или законодательному акту.

Далее обращаемся в Кабинет министров, поскольку он является субъектом законодательной инициативы. Правительство оценивает наши предложения, как правило, позитивно. Затем этот вопрос выносится на рассмотрение Верховной рады.

Сможет ли «инвестиционная няня» помочь инвестору, если он попал в судебное разбирательство? 

Мы не имеем возможности влиять ни на одну инстанцию судебной системы. Это – не наш мандат. Если есть вопросы к деятельности определенных представителей судебной системы, то есть правоохранительные органы, в которые необходимо обращаться.

Мы можем и вмешиваемся в случаях, когда дело прошло все судебные инстанции, и у инвестора остается одна возможность обратиться в инвестиционный арбитраж. Это достаточно ценная история, как для государства, так и для инвестора. Миллионы долларов может стоить только сопровождение такого дела. Как правило, и инвестор, и государство не заинтересовано в этом процессе.

Не ограничит ли принятый закон возможности малого и среднего бизнеса по сравнению с крупными игроками рынка. Особенно учитывая то, что в соответствии с документом минимальная сумма инвестиций должна составлять 20 миллионов евро? 

В законе не сказано, что 20 миллионов евро должны быть профинансированы одним лицом или одной фирмой. Эта сумма должна быть инвестирована в проект с реализацией в течение 5 лет, то есть, это минимально 4 миллиона евро в год.

Есть еще возможность создавать консорциумы. Например, четыре предпринимателя могут объединиться, тогда необходимо будет лишь 1 миллион евро в год от каждого из них. Есть еще возможность сотрудничества между Украиной и другими странами, в проект можно привлекать иностранцев, тогда минимальный порог инвестиции для них может быть меньше даже 1 миллиона евро (700-800 тысяч евро). Не у всех предпринимателей, но у большинства такие активы есть.

Какие сферы наиболее перспективны для инвестирования в Украине?

Это — производство и агропереработка. Эти отрасли имеют большую перспективу. Мы уже сейчас кормим более 140 миллионов человек в мире. Украине нужно развивать предприятия, чтобы производить продукты с высокой добавленной стоимостью. Для нас это приоритет. Не менее важной является отрасль IT. Также надо развивать внутренний туризм, средства от которого остаются в стране. Людям надо предоставить хороший логистический маршрут, чтобы у них была возможность путешествовать по нашей прекрасной Украине.

Автор: Богдан Слуцкий

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий