Сергей Горбачев: Учителя во время карантина выполняют двойную работу. Ее надо оплачивать

Образовательные учреждения, цель которых – «сеять разумное, доброе, вечное», последние недели то и дело попадают в скандалы. Резонансная история, которой ознаменовалось начало учебного года, произошла в столичном Колледже информационных систем и технологий при университете им. Вадима Гетмана.

Напомним, в сеть попало видео, на котором учительница физкультуры Любовь Малькова кричит на несовершеннолетнего студента (старосту группы), хамит и угрожает лишь из-за того, что группа не прибыла вовремя на занятия, потому что не сразу разобралась, где состоится пара.

Несмотря на огромный резонанс, видео за неделю набрало миллион просмотров, руководство колледжа спустило это дело на тормоза: увольнять учительницу физкультуры по статье не стало. Более того комиссия, которая расследовала инцидент приняла решение о проведении разъяснительной работы со … студентами. Такая круговая порука бросает тень на честных и самоотверженных представителей педагогической отрасли.

«Главком» обратился к образовательному омбудсмену Сергею Горбачеву с просьбой дать оценку случившемуся в столичном колледже. Не обошли в разговоре и проблему коррупции в школах, где повсеместно собирают деньги с родителей в специально созданные «благотворительные» фонды. Омбудсмен также прокомментировал проблему избирательной кампании, которая прорывается за заборы образовательных учреждений.

В 2019 году Сергей Горбачев победил в конкурсе и стал первым в Украине образовательным омбудсменом. На него возлагается выполнение задач по защите прав в сфере образования — с жалобами о нарушении к нему могут обращаться соискатели образования, их родители, законные представители, педагоги и ученые.

Как вы оценили инцидент, который в начале учебного года прогремел в столичном Колледже информационных систем и технологий? Учительница физкультуры Любовь Малькова кричит на несовершеннолетнего студента, требует «закрыть рот»? 

Поведение преподавательницы было совершенно неприемлемым ни с точки зрения человечности, ни с точки зрения профессионализма. Преподаватель не имеет права так себя вести. Это поведение эмоционально неуравновешенного человека с использованием очень сомнительной лексики, которая является абсолютно неприемлемой.

Тюремный сленг…

То, что вы сказали, я согласен, очень на это похоже. Если мы хотим воспитывать людей с чувством собственного достоинства, с чувством ответственности и гражданских добродетелей, то, конечно, это абсолютно считается неприемлемым.

У этой истории есть другая сторона медали. Насколько законно было снимать такое поведение преподавательницы? Имеет ли право студент, ученик снимать и обнародовать такое видео? Должны ли СМИ, прежде чем публиковать эти кадры узнать, кто и чем довел преподавательницу до такого агрессивного состояния?

Каждый имеет право обнародовать. Конечно же, лучше выяснить все на месте, но есть случаи, когда мы сталкиваемся с отчетливыми нарушениями прав человека, причем вопиющими нарушениями. И такие случаи должны становиться достоянием общественности.

Относительно того, имеет ли право кто-либо снимать и обнародовать информацию. Сторонники подобного психологического террора, который мы увидели на видео, говорят, что нельзя было снимать, поскольку это, якобы, частная жизнь. Они очень путают частную жизнь и выполнение должностных обязанностей. Человек, который находится на рабочем месте, в рабочее время, выполняя свои должностные обязанности, не является частным лицом. На него не распространяется, скажем, положение закона «О защите частной жизни».

Статья 34 Конституции прямо гласит, что каждый гражданин имеет право свободно собирать, хранить и распространять информацию, кроме той, которая имеет ограниченный доступ.

Ну а что касается ограниченного доступа, то в данном случае срабатывает статья 21 закона «Об информации», которая определяет, что факты нарушения прав и свобод человека не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом. Поэтому фиксация нарушения прав – это не просто право, а это обязанность граждан фиксировать, в том числе — и средствами аудио и видеозаписи. Так что все было сделано абсолютно законно.

Студент четвертого курса впоследствии рассказал репортерам о том, что агрессивное поведение для преподавательницы это норма. Кроме того, парень утверждает, что за зачеты она требовала от него деньги. В подтверждение своих слов он предоставил диктофонную запись. Займутся ли этим делом правоохранительные органы?

Надо делать представление в правоохранительные органы. Каждый человек имеет право защищать свои права и права других граждан. Вы упомянули о возможном вымогательстве денег, я не могу этого утверждать, ибо я не слышал запись и не знаю, идентифицированы ли те, кто на этой записи. Вымогательство взятки — это не только должностное нарушение, это уже уголовное преступление. Поэтому надо подавать заявление в полицию.

А кто может подавать заявление в полицию? 

Любой, прежде всего сам пострадавший, человек, у которого требовали взятки.

Чем завершится расследование этого скандала, какие последствия оно будет иметь для учительницы физкультуры и студентов? Студенты радуются, что у них теперь новый преподаватель физкультуры, который будет проводить занятия не в раздевалке, как его предшественница, а в спортзале. В то же время родители переживают, что теперь педагогический коллектив «отыграется» на детях. Как предотвратить вероятные преследования?

Я думаю, что, прежде всего надо занять очень четкую позицию руководству учебного заведения, и не только колледжа, но и университета им. Вадима Гетмана (Колледж информационных систем и технологий является филиалом Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетмана).

Я получил протокол заседания комиссии, по расследованию обнародованного на видео инцидента. На свой запрос к руководству колледжа я получил ответ, который меня просто возмутил.

Любая комиссия создается для того, чтобы достичь трех целей: первая – выяснить достоверность фактов, вторая – дать оценку этим фактам, третья – сделать выводы.

Решение комиссии в этом случае должно было быть примерно таким:

Указанные факты имели место и подтверждаются как видеозаписями, так и информацией, полученной от соискателей образования;

Комиссия считает такое поведение преподавателя неэтичным, недопустимым и непрофессиональным и осуждает его.

Комиссия рекомендует руководству учебного заведения расторгнуть контракт с преподавателем, на основании части 3 статьи 41 Кодекса законов о труде Украины. Эта статья предусматривает расторжение трудового договора в случае «совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы».

Это так должно было быть.

А какие выводы сделала комиссия после расследования этого грубого инцидента? 

В выводах написано так, что необходимо провести разъяснительную работу. Причем разъяснительную работу почему-то решили проводить не только с работниками заведения, которые ведут себя неэтично и непрофессионально, нарушают закон, но и со студентами, которые в данном случае ведут себя корректно.

Меня это очень возмутило, я уже имел разговор с директором заведения, где высказал свою позицию и сделал отдельное представление с требованием пересмотреть решение комиссии и руководству заведения принять надлежащие меры, которые прямо предусмотрены законом. Хотя самое неприятное то, что, скорее всего, эту преподавательницу могли уже тихонечко освободить «по собственному желанию» или даже «по согласию сторон». Это надо еще выяснить.

Да, студенты рассказывают, что учительница физкультуры Любовь Малькова уже уволилась.

Но вы, же понимаете, что теперь этот человек пойдет в какое-то другое учреждение образования и будет снова притеснять детей? Таким вещам нужно давать надлежащую оценку, такой человек не имеет права работать с детьми.

«Раньше надо было каждый день ходить в школу и изучать то, что не нужно» 

Карантинные ограничения стали вызовом для образовательной отрасли. Где граница между правом на образование и безопасностью?

Право на безопасность является приоритетным — это моя принципиальная позиция. Еще работая директором школы, я очень много раз повторял тезис, который для некоторых коллег звучит, чуть ли не еретически. Главная задача директора школы – чтобы дети вечером вернулись домой живыми и здоровыми. Надо предоставлять качественное образование, обеспечивать качественный образовательный процесс – это важно.

Но на первом месте главное условие – сохранение жизни и здоровья. Относительно введенных ограничений, то я не являюсь специалистом по эпидемиологии, врачом, и должен доверять профессионалам. Если главный санитарный врач вводит ограничения и считает, что они нас должны защищать, то я их буду поддерживать. Жизнь и здоровье являются приоритетными.

Эпидемиологическая ситуация ухудшается, «красная» зона расширяется, все больше детей не смогут посещать учебные заведения из-за карантина. Каким образом осуществляется контроль над качеством дистанционного обучения, есть ли какие-то методики для контроля?

Здесь не надо ничего выдумывать. Нам сейчас очень нужно пересмотреть свое отношение к образовательному процессу, поскольку образование происходит не в министерстве, а в школе.

Образовательное законодательство и Министерство образования и науки определяют желаемый уровень, к которому должны дойти соискатели образования. И учреждение образования в пределах своей автономии само организует учебный процесс таким образом, чтобы максимально эффективно предоставить качественное образование, имея приоритетом сохранение жизни и здоровья соискателей образования и педагогического персонала. Контроль над качеством образования осуществляет Государственная служба качества образования.

Что касается того, как организовать обучение и оценить его качество, то это вполне можно делать и дистанционно. Мы сейчас имеем возможность пользоваться разнообразными образовательными платформами и инструментами коммуникации: Google Класс, Microsoft Teams, можно проводить конференции в Zoom, или в Skype. Вариантов очень много и учреждение образования само определяет, как обучать и контролировать результативность обучения.

Бытует мнение, что многие школы не справились с дистанционным образованием, и знания учеников гораздо хуже из-за карантина. Можно ли уже сравнить эффективность обучения, например, по результатам ВНО с прошлогодними показателями?

Здесь есть очень интересная вещь, о которой не говорят, но я ее отчетливо вижу. Парадоксально, но немалое количество выпускников, которые хорошо сдали ВНО, говорят, что мы благодарны карантину, потому, что раньше надо было каждый день ходить в школу и изучать то, что нам не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться и изучать именно то, что для нас действительно является важным для ВНО.

А что касается сравнения с прошлогодними результатами ВНО, то я еще не видел аналитики, она должна появиться в течение недели-двух, до конца сентября так точно. И тогда мы увидим реальную картину. Мое предположение, что существенной разницы не будет, но посмотрим.

«Содержание образования не соответствует требованиям современного мира» 

Много ли школ по рекомендациям Минобразования с 1 сентября перешло на смешанную форму обучения – сегодня в школу идут одни дети, а завтра – другие. Сегодня одни работают дистанционно, а завтра – другие. Удается ли учителю объяснять материал одновременно для детей и в классе, и дома? 

Точной статистики нет, эти данные все время меняются, какие-то классы или школы прекращают очное обучение, какие-то наоборот восстанавливают. Определенное количество школ перешло на смешанную форму обучения, но там есть большая проблема, связанная с тем, что такая форма требует дополнительного финансирования и дополнительных разъяснений применения финансовых норм.

Считаю, что после полученного опыта мы гораздо больше даже в обычных условиях будем использовать новые цифровые технологии, образовательные платформы и тому подобное.

Какие проблемы стали заметны после введения дистанционного обучения?

Еще весной, после первого месяца карантина, служба образовательного омбудсмена провела опрос. Из ответов мы обозначили три группы проблем.

Техническое обеспечение. Качественный интернет, современная техника, которая позволяет использовать возможности цифровых технологий. Этого очень не хватает.

Содержание образования. Сейчас ученики перегружены кучей второстепенной распыленной информации по многим предметам, которая просто забирает ресурс памяти и не позволяет создать целостную картину мира. К сожалению, сейчас содержание образования не соответствует требованиям современного мира. С этим надо работать.

Психоэмоциональная готовность к дистанционному обучению. Оказалось, что ни дети, ни учителя, ни родители были не готовы к таким вызовам. И это вполне ожидаемо, потому что, на мой взгляд, мало внимания уделяется вопросам мотивации обучения, формирования ценностного отношения к знаниям, к овладению компетенциями. А в условиях карантина эти проблемы просто обострились, и все общество увидело то, что педагоги видели уже давно.

Не нарушаются ли права педагогов, когда им делят один класс на два (часть детей ходит в школу, часть учится дома)? Нагрузка увеличивается, а зарплата? 

Нарушаются, однозначно, и именно поэтому нужны дополнительные деньги на оплату, нужны решения об изменениях порядка использования бюджетных средств.

Что можно было бы сделать? Нам нужно больше времени, чтобы работать с двумя группами, ведь был один класс, а стало два, правильно? Это означает почти двойную работу учителя. Более того, работа учителя в режиме онлайн более насыщенная и требует больше энергии, сил и времени, чем работа в обычном режиме. Мы это уже увидели весной.

Вы правильно сказали, что некоторые школы не справились, но не все. Именно поэтому нужно разрешить вводить другую продолжительность уроков, а у нас она определена. Это также требует соответствующей техники и ресурсов, это очень сложно. 

Поэтому еще 18 августа я направил письмо в Кабмин с просьбой немедленно вынести на рассмотрение вопрос образовательной субвенции для преодоления негативных последствий карантина. Официального ответа я не получил, но я видел уже поданный в парламент проект бюджета, он меня не то, чтобы совсем утешил, но он обнадежил. Есть определенные вещи, которые были предложены.

Хорошо, что позицию педагогов услышали. Парламент недавно принял решение рекомендовать Кабмину выделить из «антискользящего» фонда 10,5 млрд. грн. на нужды образования. Очень надеюсь, что эти вещи будут доведены до логического завершения и образование все-таки получит крайне необходимые средства для оплаты дополнительного труда учителя, для обеспечения школ техникой и для обучения учащихся при помощи интернета. 

Кстати, очень важно, что в результате карантина многие учителя осознали, что если не осваивать современные технологии, то можно, просто, остаться без учеников. Сейчас очень многие учителя озабочены тем, чтобы повышать свою компетенцию. Мы сделали классную и очень важную вещь, по моей инициативе украинское представительство компании Google вместе с Академией цифрового развития провели дистанционный курс для педагогов по развертыванию среды G Suite for Education (Google Класс) в учреждениях образования.

Заявки подали более 3 тыс. учителей, принявших участие в обучении более 2 тыс. И что очень важно, 63% тех, кто начал обучение, получили сертификаты, что они завершили обучение. Это очень высокий показатель, потому что обычно на онлайн-курсах до финиша доходят 15-20%.

Значит, есть огромный запрос, ведь 1700 учителей из 700 учебных заведений получили сертификаты, и будут разворачивать дистанционные платформы с хорошим функционалом в своих заведениях. Параллельно они получат бесплатный домен для образовательных платформ Google. Он позволяет использовать неограниченное облачное хранилище, разворачивать бесплатно дистанционную платформу, которая очень хорошо себя зарекомендовала.

Сейчас учебные заведения имеют такую хорошую возможность.

«Чем меньше детей в классе, тем ниже качество образования» 

Из-за низкой заработной платы молодые учителя не спешат работать в школах. В Минфине обещали пересмотреть условия оплаты труда педагогов, ввести четкую формулу расчета заработной платы, львиную долю которой должен составлять должностной оклад – чтобы положить конец манипуляциям с доплатами. Что уже сделано? 

Сейчас зарплата учителя состоит из нескольких составляющих, основой которой является должностной оклад. Но мы видим, что почти половину зарплаты составляют разнообразные надбавки и доплаты по разным критериям.

Когда обсуждали закон о полном общем среднем образовании, мы все стали жертвами, скажем так, политической борьбы. Было внесено именно то предложение, о котором вы сейчас сказали, чтобы основная часть заработка учителя была определена именно должностным окладом, а не всевозможными доплатами. Но это не удалось сделать, поскольку там начались манипуляции и из-за небрежной формулировки, поднялся гвалт и поэтому это не сделали. Очень обидно, что так случилось.

По данным Минфина, за счет средств образовательной субвенции средняя зарплата учителя в месяц составляет около 12 тыс. грн. (есть педагоги с меньшей зарплатой), а вот среднемесячное вознаграждение судьи районного уровня – 106 тыс. гривен. Изменилось ли что-то в этом плане?

К сожалению, пока ощутимых изменений нет и надо очень тщательно работать над реформой заработной платы педагогических работников, потому что там очень большие проблемы. Сейчас совместными усилиями нескольких министерств разрабатывается концепция реформирования зарплаты учителей, и я очень надеюсь, что она будет сделана именно так, как предлагается: чтобы основная часть зарплаты формировалась именно в должностном окладе, который не зависит от того, есть ли деньги у местной власти, или их нет.

Это достаточно сложная работа, создана рабочая группа, куда входит много профессиональных людей и народных депутатов. Продолжается общественное обсуждение концепции. Вопрос в том, что такие документы очень сложно нарабатываются, поскольку много учреждений должны согласовывать этот документ.

Это средняя зарплата — 12 тыс. грн., а у некоторых из учителей и меньше…

Средняя зарплата — это как средняя температура в больнице. Как только «Главком» это напечатает, вы получите кучу гневных комментариев вроде: «Где вы такое видели, потому что у меня зарплата едва не 5 тысяч?». Здесь сработает психологический феномен, что те, у кого меньше зарплата, возмутятся, а те, у кого она больше, промолчат. И создастся впечатление, что у нас все плохо, все врут, зарплата намного ниже. На самом деле она такая где-то и есть — 10 тыс. грн. «чистыми». Это, возможно, близко к факту. Но есть очень большая неравномерность.

В Минфине считают, что есть 36 тысяч «лишних учителей», поэтому от пенсионеров в школах надо избавляться. Но ведь на периферии именно на таких педагогах и держится школа?

Учителей лишних не может быть. Это вообще некорректное высказывание. Я помню то интервью замминистра финансов «Главкому». Ответ на этот вопрос – в плоскости эффективности использования средств.

На сайте Минфина есть раздел «Расходы на образование», там, в инфографике приведены очень интересные факты. Например, средняя наполняемость классов в Украине – 19 детей, но эта наполняемость очень неравномерна. В Украине всего лишь 4% классов имеют наполняемость более чем 30 детей. В больших городах наполняемость, конечно, гораздо больше. Скажем в Киеве — 28, примерно столько же в Днепре. Но в небольших городах и селах наполняемость намного ниже.

Мы сейчас получаем немало информации о том, что есть классы, в которых учится только 5-6 детей, и есть классы-комплекты – это когда, например, два ребенка в первом классе, 3-4 ребенка — во втором классе. Создать отдельный класс невозможно по законодательству, так же создается класс-комплект, когда дети близкого возраста учатся в одном классе.

Есть важный показатель — сумма денег, выделенная на обучение одного ученика в течение учебного года. По Украине средний показатель – 23 тыс. грн. А есть школы, где на ученика тратится 60-70 тыс. грн., то есть в три-четыре раза больше чем в среднем по Украине. Обычно это сельские школы, где детей очень мало.

Это реальная проблема, поскольку она не позволяет качественно организовать учебный процесс. Здесь есть один распространенный миф, который уже давно надо опровергнуть, что якобы если детей в классе меньше, то это будет лучшее обучение. На самом деле все с точностью до наоборот, что чем меньше детей в классе, тем ниже качество образования. Это статистика, а не то, что мы придумываем.

Почему это происходит? Например, есть небольшая школа, где обучается около 50 детей – там нет достаточной нагрузки для учителей-предметников, чтобы можно было дать полную ставку учителям всех предметов. Просто не хватает часов и поэтому один учитель читает огромное количество предметов, что очень негативно сказывается на качестве знаний учеников.

«Должность директора школы просто не очень привлекательна» 

За финансирование школ отвечает государство и местные власти. Родители не обязаны покупать книги. Закон запрещает требовать деньги, ни на какие нужды. А ведь в действительности все наоборот. Какова роль в этой истории директора школы, почему его часто обвиняют в коррупции? 

Абсолютно правильно, учебный процесс в коммунальном учреждении образования должен обеспечиваться за бюджетные средства. И здесь я бы очень четко хотел расставить акценты. Родители могут помогать школе, если они этого хотят и это их собственное решение, а не принуждение. Никто не имеет права их принуждать. Но, к сожалению, этого не везде придерживаются. И здесь очень важна позиция руководителя заведения.

Скажу по собственному опыту, когда в 2015 году я пришел в школу работать директором, то я увидел, что есть фонд школы, куда родители собирают наличные. Я неоднократно объяснял родителям, что это неправильно и незаконно, что если хотите помогать школе, то вот есть счет, перечисляйте средства и контролируйте, как школа их тратит. «Да нет, это морока, потому что надо отчитываться, нам лучше собрать деньги», – объясняли родители. Я два года боролся с тем, чтобы прекратить этот сбор средств, и прекратил. Родители перестали сдавать наличные.

Здесь очень важна позиция директора, что если он будет категорически против, то это можно сделать. Но здесь плохо то, что эти денежные вопросы очень часто становятся основанием для булинга между родителями и между детьми, когда одни платят, а другие говорят, что мы не будем платить, или не можем или принципиально не считаем нужным, платить. И тогда начинаются травли. Это очень сложные вопросы, очень многое зависит от позиции руководителя.

Но у нас пока что-то не наблюдается очереди на должность директора школы, это мягко говоря. Существуют огромные проблемы с тем, чтобы найти профессионального и хорошо мотивированного человека на эту должность. Есть директора школ, которые активно работают, развивают школу, занимаются развитием образования. А есть такие директора, которым просто все, как говорится, не очень интересно.

Главное для них — поддерживать собственный статус, возможно, есть еще какие-то другие преференции. Но заменить их, увы, некем. Мы видим, что конкурсы на должности директоров школ в лучшем случае, проходят при наличии двух кандидатов. А бывает, что и вообще безальтернативно. Потому что сейчас должность директора школы просто не очень привлекательна: ответственность огромная, объем работы просто заоблачный, а деньги, мягко говоря, смешные.

По инициативе Виталия Кличко создавались структуры для борьбы с коррупцией в школах, но на самом деле часто приходится слышать, что от директоров школ, как и больниц, требуют собирать деньги, которые потом по цепочке передаются наверх.

Я не знаю ни одного подтвержденного случая. Если мне конкретно скажут, что вот этот директор «несет конкретно этому начальнику», конечно же, я сразу обращусь в полицию. Тезис о том, что директоров заставляют платить, слышал много раз, но, ни разу не услышал каких-то фактов. Поэтому это называется неподтвержденная информация.

Я проработал четыре года директором школы в Киеве, знаком со многими директорами школ, и не знаю ни одного такого случая. Возможно, от меня скрывают, потому что я лично никаких денег никому не давал и не собираюсь давать. Попутно прошу читателей этого интервью сообщить, если им известны такие факты.

Но, подчеркиваю, именно факты: кто, когда, кому, сколько и за что передал. Сплетни вроде, а вот я слышал, что кто-то где-то кому-то что-то дал, — не принимаются. Сообщайте, будем обращаться в полицию и возбуждать уголовные дела, потому что это криминал.

Есть и другие мошеннические схемы. К примеру, что сданы в аренду спортивные помещения школ частным секциям. А как быть детям, родители которых не могут платить?

Секции должны быть бесплатными и это предусмотрено, имеются кружки. Другой вопрос, что какой вменяемый человек, который уважает себя как профессионал, пойдет работать руководителем кружка на зарплату 4-5 тыс. грн.? Именно поэтому начинаются эти не очень законные маневры. Надо обеспечить нормальное бюджетное финансирование, чтобы дети имели возможность заниматься спортом. Кстати, сейчас действует новый порядок использования аренды – только, по согласованию владельца. А собственником обычно являются городские власти.

Значит, дети имеют право бесплатно заниматься в спортзалах? 

Конечно, если для этого найдется человек, который согласен работать с детьми за небольшие деньги.

В Украине в разгаре местные выборы. Как сделать так, чтобы политики и чиновники не использовали учебные заведения и педагогов в своей кампании?

Я 15 сентября имел на эту тему беседу с исполняющим обязанности министра образования г-ном Сергеем Шкарлетом. У нас есть закон, который четко определяет, что политическая агитация и пропаганда в школах запрещена. И поэтому тот, кто это делает, грубо нарушает закон об образовании, а еще – нарушает избирательное законодательство, Конституцию Украины, в частности, статью 35.

Здесь просто надо не молчать, а разоблачать всех этих ходоков в учреждения образования. Минобразования 16 сентября обнародовало письмо, где снова напомнило о недопустимости политической агитации в учебных заведениях.

Тех руководителей учебных заведений, которые пускают в школу любого политика со своими «сумочками», надо немедленно увольнять. Это грубое нарушение Конституции и действующего законодательства.

Автор: Наталка Прудка

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий