Насколько эффективными оказались введенные по решениям СНБО санкции, которые должны были бы остановить контрабандные схемы? Почему правоохранители утверждают, что большинство контрабандистов возобновили свою деятельность?
Привлечен ли кто-то из таможенников к ответственности за содействие незаконным схемам? И какие сейчас схемы избегания от уплаты налогов при пересечении границы самые популярные? На эти и другие вопросы в интервью «Цензор.НЕТ» ответил начальник Киевской таможни Сергей Силюк.
«МЫ ВЫЯВЛЯЕМ ВОПИЮЩИЕ СЛУЧАИ ЗАНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ»
– Сергей, сегодня Государственное бюро расследований распространило сообщение, что большинство лиц, в отношении которых СНБО применил санкции летом этого года, возобновили свою противоправную деятельность путем перераспределения контрабандных потоков. В нем также отмечается, что был проведен ряд обысков у людей, которые возобновили противоправную деятельность на территории Одесской, Киевской областей и города Киева.
Известно ли вам, что это за люди и есть ли среди них работники киевской таможни, причастные к контрабандным схемам? По данным источника «Цензор. НЕТ», эти следственные действия могут быть связаны с расследованием дела о деятельности одного из крупнейших почтовых операторов «Премиум — пакет». Можете нам подтвердить или опровергнуть эту информацию?
— Мне неизвестно, какие материалы есть в этом производстве, и в рамках какого именно производства проходили обыски, поскольку они не касаются работников нашей таможни. Могу дать лишь характеристику относительно количества почтовых отправлений, которые осуществлялись «Премиум — пакетом» в течение последних полгода. Да, ежемесячно в среднем этот оператор оформлял до 60 тысяч почтовых отправлений.
В июне-июле эта цифра составляла около 40 тысяч. За август и сентябрь она равна нулю. Любые почтовые отправления «Премиум — пакет» с августа месяца не осуществляет. Работа прекращена, в том числе и благодаря деятельности правоохранительной системы. Последние арестованные грузы переданы нам на ответственное хранение, и они находятся на складах Киевской таможни.
Какой объем этих товаров?
– Точный тоннаж сейчас не скажу, просто не держу эти цифры под рукой. У нас на территории стоит 20-тонный автомобиль, и еще часть товаров хранится, как я уже сказал, на складах. Это одежда, мобильные телефоны, табак для кальянов и др.
— Президент более двух месяцев не подписывал указ о введении санкций в отношении владельца этой компании. Почему же тогда почтовые отправления приостановились?
– Совместная работа таможни и Государственного бюро расследований привела к тому, что незаконная деятельность прекращена.
— Кому-то из работников Киевской таможни в рамках этого уголовного производства предъявлены подозрения?
— Нет, не предъявлены.
— Можете объяснить, как именно работают незаконные схемы, связанные с почтовыми отправлениями?
– Если вы имеете в виду схему, когда партии товара измельчаются, чтобы стоимость не превышала 100 евро, то она давно существует и известна.
– Нет, я сейчас говорю не об обычных гражданах, которые пытаются заказывать в интернет-магазинах товары, избегая уплаты налогов во время доставки. А о больших партиях товаров, которые отправляются именно через почтовых операторов.
— Вы будете удивлены, но независимо от размера или веса товара, суть схемы одинакова — измельчение партии на отправку стоимостью до 100 евро. И не имеет значения, является ли это обычный гражданин, как вы сказали, или подставное лицо.
В таких случаях так же речь идет о занижении стоимости товаров в сопроводительных документах. Стоимость товара накладывается отправителем. Например, условно единица товара реально стоит 10 тысяч евро, а ее задекларируют в 100 евро. Мы контролируем стоимость и, при наличии оснований, корректируем ее. Я сейчас не буду говорить о товарах вроде лекарств, культурных ценностей и ряда других, ввоз которых возможен только при наличии разрешительных документов, остановлюсь лишь на товарных нарушениях таможенных правил.
Итак, существуют четкие и прописанные нормативные основания, по которым таможня должна провести таможенный досмотр с распаковкой вложения международного почтового отправления и определить есть ли основания для начисления таможенных платежей. Основные это — МПО (международное почтовое отправление) поврежденное, вес МПО не соответствует заявленному в документах. Также товар в МПО заявлен общим наименованием (часто декларируют просто «подарок»), заявленная стоимость превышает 100 евро.
Если МПО не подпадает ни под один из перечисленных критериев и в документах указана стоимость до 100 евро, и на этапе документального контроля у таможенника не возникло сомнений относительно содержимого посылки, таможня товар выпускает.
Конечно, если возникает подозрение, что таможенник закрывает глаза и не выполняет свою работу, мы проводим проверку. И если во время таких проверок возникают вопросы к инспектору, проводится служебное расследование, материалы которого сразу передаем в ГБР.
Проблема еще и в том, что имеем устаревшее законодательное поле, которое регулирует деятельность почтовых операторов. Если говорить об опыте других стран, то в почтовых отправлениях в основном отслеживаются запрещенные для свободной пересылки товары. Оружие, боеприпасы, наркотики, культурные ценности. И чтобы не тратить на это значительные ресурсы, они пытаются создать такое законодательное поле, которое бы сделало невозможным такие незаконные схемы.
— В июле этого года в ГБР заявили, что совместно с Департаментом противодействия контрабанде Государственной таможенной службы ликвидировали мощный канал контрабанды товаров широкого потребления и подакцизных товаров через столичные аэропорты на десятки миллионов гривен.
Как сообщили в ГБР, «предварительно установлено, что один из почтовых перевозчиков на протяжении длительного времени завозил большими партиями из-за границы товары широкого потребления, брендовую одежду, электротовары и подакцизные товары как простые почтовые перевозки. Так он избегал уплаты налогов, тогда как убытки государству ежемесячно исчислялись десятками миллионов гривен». Благодаря чему существовал этот контрабандный канал?
— Первое, как я сказал, это пробел в законодательстве. Если он есть, его будут использовать.
— Но настолько невозможно занизить таможенную стоимость.
— Тут вы ошибаетесь. Мы выявляем вопиющие случаи занижения стоимости товара.
— Если едет, например, 20 новых телевизоров, это же точно не посылка.
— Конечно, нет. Для МБО существует ограничение по весу на уровне 30 кг. Но условно каждый телевизор могут оформить отдельной посылкой и заявить стоимостью до 100 евро. Это уже будет нарушение таможенных правил, с таким мы боремся.
Кроме того, требования к получателю прописаны так, что на этапе таможенного оформления физическое лицо никоим образом не подтверждает свою личность. Не нужен ни паспорт, ни идентификационный код. Это уже после завершения таможенного оформления, получая у почтового оператора, граждане должны предъявить паспорт.
Хочу отметить, что вопрос почтовых отправлений это проблема не только Украины, ведь все страны работают по одному документу в этом направлении — Международной почтовой конвенции. Каждая страна устанавливает свой беспошлинный лимит. У нас это 100 евро для НДС, и 150 евро для пошлины. Между прочим, в Украине даже между налоговым и Таможенным кодексом несогласованность в налогообложении, различные суммы, с которых уплачиваются налоги. В Европе сдается 22 евро.
Каждое государство хочет получать налоги с пересылки. Однако администрирование этих налогов, в том числе и разработка программного обеспечения, что могли бы свести в единую базу все международные почтовые и экспресс — отправления, совместить все программы всех ЦСС и ММПО для возможности контроля над количеством и частотой получения посылки конкретным гражданином, слишком дорогое.
Имею в виду сделать такую же норму, которая сейчас существует по беспошлинному ввозу товаров через автомобильные пункты пропуска, которую создали для борьбы с так называемыми «пиджаками».
Если говорить о почтовых отправлениях с товарами, которые заказываются с коммерческой целью, то вопрос в том, что в Украине их можно без проблем реализовать через тот же интернет-магазин. А в Европе этого сделать нельзя, потому что отсутствуют документы, подтверждающие ввоз такого товара в страну. У нас это при продаже не контролируется.
И главное, покупателю это также безразлично, потому что платежная способность украинцев низкая. И при возможности выбрать неофициально ввезенный товар без документов, но за меньшую стоимость, основная масса выберет именно его. Поэтому, пока существует спрос, будет и предложение, будут искать мертвые души, заказывать на них товары, разбивая в посылки до 100 евро.
Иногда доходит до абсурда, когда посылки адресуют литературным и киношным героям, например, Гекльберри Финну.
— Как же вы противодействуете почтовой контрабанде?
— Мы ведем постоянный анализ и мониторинг получателей. И когда видим, что в адрес одного физического лица массово идут международные почтовые отправления, что может свидетельствовать о коммерческой деятельности гражданина, Киевская таможня о таких случаях письмом сообщает главное управление Государственной налоговой службы в соответствующем регионе по месту жительства получателя. В таких письмах мы предоставляем всю имеющуюся у нас информацию и акцентируем на возможном коммерческом назначении товаров, поступающих в адрес данного физического лица.
— В интервью «Цензор.НЕТ» глава Государственной таможенной службы Павел Рябикин, с которыми мы обсуждали тему санкций в отношении контрабандистов, рассказывал о списках таможенников, которые, возможно, причастны к коррупционным действиям. И таких людей по двум спискам было под 200.
По его словам, по ним шла дисциплинарная процедура, но обещанная дополнительная информация от СБУ, из которой можно понять, на какие факты обратить внимание, в Государственную таможенную службу так и не поступила. В результате лишь несколько человек уволилось по собственному желанию, остальные продолжают работать. А в Киевской таможне были такие сотрудники, относительно которых у СБУ были предостережения?
— Да, еще в апреле, до моего назначения, проводились дисциплинарные производства в отношении восьми сотрудников. Но оснований для их освобождения обнаружено не было.
— Раньше вы работали в Службе безопасности Украины, в подразделении противодействия экономической преступности. С какой аналитики начали после назначения на должность руководителем таможни?
– Согласно указанию председателя Государственной таможенной службы мы реализуем стратегию, которая заключается в том, что таможня должна быть прозрачной службой, которая быстро и качественно оказывает услуги по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, но, не забывая об экономических интересах государства и возложенной на него безопасной функции. Не должно быть никаких искусственных препятствий и задержек. Поэтому изучал, как работает таможня, какие субъекты обслуживаются, есть ли какие-то проблемы.
К тому же, меня назначили во время реорганизации, когда мы переходили на модель работы единого юридического лица, а личный состав переводили на контрактную форму. Поэтому мы так формировали задачи в контрактах, чтобы могли качественно контролировать работу людей, а люди – качественно ее выполнять.
— А что с экономическим эффектом?
– Сейчас мы – флагман в таможенной системе, обеспечиваем 30% поступлений в государственный бюджет. Сейчас в зоне деятельности Киевской таможни работает 13 таможенных постов, расположенных на территории Киева и Киевской области. До реформы, кроме Киевской, в состав нашей таможни входили еще Житомирская и Черкасская области.
За 2020 год Киевской таможней перечислено в бюджет 115,2 млрд. грн. (с Житомиром и Черкассами). А за 9 месяцев 2021 года Киевской таможней перечислено 99,7 млрд. грн. (с Житомиром и Черкассами по июнь включительно).
За май-сентябрь переведено 57,2 млрд. грн.
— Немного запуталась. Проясните.
— Если проанализировать цифры, то имеем такую картину. С 1 июля Житомирская и Черкасская область перешли в отдельные таможни. И если мы возьмем, скажем, июнь, то за этот месяц таможней с учетом этих двух регионов в бюджет уплачено 11,7 млрд. грн. В июле Киевской таможней уже без этих двух регионов перечислена в бюджет почти такая же сумма — 11,4 млрд. грн.
Подводя итоги, видим, что даже после отсоединения двух регионов Киевская таможня перечисляет в бюджет такую же сумму.
А с момента первых санкций платежи в бюджет даже немного увеличились.
— За счет чего? И как повлияли санкции?
— Факторов немало. Это можно связать как с увеличением объемов импорта, так и с санкциями. Во-первых, к тому времени страна понемногу начала выходить из карантинного периода, связанного с пандемией. Во-вторых, за счет санкций и других действий, направленных на противодействие незаконной деятельности «серых» и «черных» операторов.
Плюс новые подходы в работе и постоянный диалог с бизнесом. Это тоже дает определенный результат. Поэтому мы выполняем поставленные индикативы.
— По словам депутатов, к таможенной службе в целом немало претензий из-за невыполнения индикативов. Об этом в интервью «Цензор. НЕТ» в частности говорила член комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ольга Василевская.
— Мне трудно прокомментировать, Поскольку я не знаю ситуацию в других регионах. Мы выполняем индикативы на уровне 100%.
«ЗА РУБЕЖОМ НЕЛЬЗЯ РЕАЛИЗОВАТЬ ТОВАР, ВВЕЗЕННЫЙ НЕЗАКОННО БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ»
— Какие на момент вашего назначения незаконные схемы уклонения от уплаты налогов во время таможенного оформления товаров были самыми популярными, и что за эти четыре месяца изменилось?
— Не скажу, что были какие-то особо популярные схемы. Вы же, наверное, знаете, что контрабандные схемы зависят от региона. В приграничных областях они отличаются от того, с чем приходится бороться нам на внутренних таможнях. Здесь скорее интеллектуальная контрабанда.
— То есть?
— Речь идет о недостоверном декларировании товаров с целью минимизации таможенных платежей. Это может быть подделка документов, декларирование товара иным кодом т.н. ВЭД, занижение таможенной стоимости товара, подмена страны происхождения товара, что влияет на таможенную стоимость.
Здесь преимущественно происходит игра с документами, когда вносятся ложные данные.
К сожалению, у нас не со всеми таможенными администрациями других стран существует обмен информацией по экспортно-импортным операциям предпринимателей. Это несколько усложняет процесс работы, и мы постоянно совершенствуем аналитическую составляющую, сосредотачиваемся на возможных рисковых ориентированных внешнеэкономических операциях, повышаем квалификацию личного состава.
Конечно, большинство субъектов работают прозрачно и платят налоги в полном объеме. Поэтому мы и стараемся выстроить работу таможни так, чтобы они получали самые качественные услуги. А для того, чтобы ускорить процесс оформления, открываем новые подразделения. Например, недавно открыли одно подразделение на рынке «Столичный», что позволит разгрузить инфраструктуру города от грузовых автомобилей, а второе – в ВМО №6 в аэропорту «Жуляны», чтобы и этот аэропорт мог принимать грузовые самолеты.
Мы ориентируемся на белый бизнес и всячески поддерживаем новые проекты в бизнесе. Мы среди прочего оформляем товары, поступающие железнодорожным транспортом, в том числе прямые поезда из Китая в Украину. Сейчас ожидаем, что будет реализация еще одного весьма амбициозного проекта бизнеса группы компаний по запуску железнодорожных перевозок сборных грузов из Китая в Украину, часть из которых будет оформляться в Киевской таможне. Это, между прочим, может увеличить поступления таможенных платежей в бюджет.
Кстати, в сентябре оформили первый экспортный поезд из Украины в Китай на таможенном посту «Лески». Процесс, как видите, движется, мы налаживаем сотрудничество с бизнесом и всегда интересуемся, какие вопросы есть к таможне. Если есть какой-то негатив, пытаемся его быстро локализовать, решая проблемы. Работаем на то, чтобы создать субъектам внешнеэкономической деятельности максимально комфортные условия и увеличить поступления в бюджет. Стараемся, чтобы то положительное стабильное плато, на которое мы вышли, держалось как можно дольше.
— Многие субъекты, которые оформляли товары в зоне деятельности Киевской таможни, попали в списки санкций?
— Насколько я помню, туда попали преимущественно лица, которые осуществляли свою деятельность в приграничных регионах. Из тех, которые оформляли товары у нас, двое.
— Когда назначают новых руководителей, всегда находится кто-то, кто хочет договориться о сотрудничестве, как говорится, «полюбовно». К вам такие лица приходили?
— Нет, потому что сразу дал понять, что лично с субъектами хозяйствования не буду встречаться, потому что нам не о чем говорить. Я принимаю решение согласно действующему законодательству.
— А бывшие коллеги из СБУ не звонят? Понимаю, что если вы начнете сейчас называть фамилии, то это будет резонансным заявлением, и все же.
— Разочарую, никто не звонит. Мы сотрудничаем с правоохранительными органами только в направлении противодействия контрабандным схемам и коррупционным правонарушениям.
– Представители криминалитета давить на вас не пробовали?
— Пока нет. Попробуют — подам заявление в правоохранительные органы.
– Не боитесь, что ваш телефон или кабинет могут прослушивать? Назначение на должность руководителя таможни повлияло как-то на ваш стиль жизни?
— Вы же наверняка знаете, что сейчас очень распространена практика использования иностранных номеров. Но я решил номер свой не менять. У меня обычный номер, который указан на визитках.
— Обратила внимание, что в вашем кабинете установлена видеокамера. Фиксируете каждую встречу?
— Нет, в основном включаю на ночь.
— Зачем? Чтобы избежать возможных провокаций?
— В том числе и для этого.
— Уже были такие попытки?
– Пока не было, но быть готовыми не помешает.
— Вы упомянули противодействие коррупционным правонарушениям. Сколько после вашего назначения таможенников было привлечено к ответственности за взятки?
— У нас один факт, когда таможеннику предъявили подозрение по ст. 368 Уголовного кодекса. Это инспектор, который работал в ВМО №5 в Борисполе. По моему указанию мы еженедельно проводим анализ таможенных оформлений. Чтобы увидеть, где у нас есть проблема.
— В Киеве много брендовых магазинов. Можете сказать со стопроцентной уверенностью, что товары, которые там продают, завезены легально и за них уплачены налоги в полном объеме?
— Наверняка не буду такого утверждать. Побороть на 100% незаконные схемы нам не удалось, они есть. Чтобы их было меньше, принимаем меры. Но как я говорил, за рубежом нельзя реализовать товар, ввезенный незаконно без соответствующих документов. Выход один — документально контролировать движение товаров до конечного потребителя, но это уже не компетенция таможенных органов.
– Можете назвать схемы, по которым их завозят?
— Не все брендовые вещи импортируют незаконно. У нас на территории таможни оформляется много субъектов, торгующих вещами. Например, H&M New Yorker и другие, которые работают по прямым контрактам.
— А насчет таких элитных магазинов, как, скажем Sanahunt, какая ситуация?
– Часть товаров оформляется у нас. Когда заезжает автомобиль, практически каждый раз мы проводим стопроцентные разгрузки, фотографирование и проверку тех вещей, которые подаются к оформлению.
— Вас послушать, то в Киев и Киевскую область совсем контрабанду не везут.
— Почему же? Везут. Останавливаем.
– Тогда расскажите, что именно для удаления.
– Стоковые вещи, подакцизную продукцию, наркотики, оружие, культурные ценности. Например, в Борисполе фиксируем брендовые вещи, которые прилетают по авианакладным, дорогие часы. Характер продукции весьма разнообразен.
— Народный депутат Верховной рады 8-го созыва Татьяна Острикова, которая специализируется на таможенной тематике, отметила довольно интересную тенденцию. Что при увеличении импорта уменьшается в разы таможенная стоимость. Почему это происходит?
— Я бы с ней не согласился. Если брать Киевскую таможню, то за третий квартал у нас весовые показатели выросли в среднем на 17-18%. За этот же период таможенная стоимость увеличилась на 23-25%.
– После недавнего заседания СНБО появилась информация, что в результате введения санкций в отношении лиц и компаний, которые, вероятно, причастны к контрабандным схемам, таможенные платежи выросли на 47 млрд. грн. Действительно ли санкции настолько эффективны?
— Санкции действительно эффективны. Чем меньше людей будет втянуто в незаконную деятельность, и будет способствовать ее организации, тем лучше будет результат не только в работе таможни, но и в любой сфере. И хочу вернуться к тезису, который уже говорил, что кроме введения санкций, изменились подходы в работе таможенной службы в целом и в кадровой политике. Это тоже работает на результат.
– Нельзя людей держать вечно под санкциями. Хотелось бы увидеть приговоры.
— Это вопрос к правоохранительным органам. Что касается нашей работы, то такие заседания СНБО ориентируют нас на определенное направление, указывают пробелы, стимулируют к активизации работы по противодействию контрабандным схемам.
— Поговорим о скандальной ситуации с возвратом 3 тонн арестованных товаров. Табак и электронные сигареты, которые были вещественным доказательством в уголовном производстве. Об этом сообщал журналист Плинский. Можете прокомментировать, как это произошло? Кто-то привлечен за такие действия к ответственности?
– По этому поводу, насколько я знаю, есть уголовное производство, проводится расследование. Подозрения никому не объявлены. Поэтому утверждать, что работники Киевской таможни выпустили арестованный груз, не совсем корректно и не подкреплено никакими доказательствами.
И хоть мы не получали документы, которые бы подтверждали, что этот товар находился под арестом, после появления публикаций я написал письмо председателю Государственной таможенной службы и инициировал проведение служебной проверки. Чтобы выяснили законность моих действий и действий моих подчиненных и дали им оценку. Проверка была проведена, служебное расследование еще продолжается.
– Президент на заседании СНБО поручил рассмотреть вопрос об увеличении тюремного срока для контрабандистов до 20 лет. Поддерживаете ли такую инициативу и почему?
— Это позитивный шаг. Но здесь нужно четко установить границы, степень ответственности и степень вины. И прописать, каким должен быть размер вреда, чтобы человек получил такой срок. Это на уровне ответственности за преднамеренное убийство. Поэтому к этому вопросу нужно подходить взвешенно.
Но когда лицо методично и ежедневно наносит государству вред, страдает каждый гражданин, ведь все эти неуплаченные налоги – это те недополученные доходы, с которых должны финансироваться социальные выплаты, медицина, строиться дороги и др.
Автор: Татьяна Бодня
Источник: Цензор.НЕТ
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.