Система высшего образования: финансовые аспекты современных проблем развития

Постановка проблемы. Образование относится к основным социально-культурным потребностям населения, а его получение – к базовым государственным социальным гарантиям.

Надлежащее образование является предпосылкой для роста доходов и уровня жизни человека и, как следствие, способствует повышению качества рабочей силы в стране в целом и является фактором ускоренного социально-экономического развития.

Право на получение образования гарантирует Конституция Украины. Главная задача государства заключается в обеспечении равного доступа к системе образования всем слоям населения и к качественным образовательным услугам.

Высшее образование — одно из важнейших звеньев системы образования и науки, поскольку осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Необходимость реформирования содержания системы высшего образования Украины, повышение качества образовательных услуг, ее надлежащее финансирование являются проблемами, обусловленными процессами евроинтеграции в образовательной сфере.

Последние исследования и публикации.  Проблемы развития и направления реформирования высшего образования Украины обсуждаются в научных и правительственных кругах со времен обретения независимости. Данную проблематику исследовали Андрущенко В., Бенедикт Ю., Бойко А., Величко А., Дробноход М., Калько И., Найденов И. и другие.

Однако вопрос еще больше актуализируется в условиях нынешнего экономического кризиса, который совпал с накоплением проблем реформирования содержания высшего образования и негативными демографическими тенденциями.

Формирование целей исследования. В статье были поставлены и последовательно решались следующие задачи:

— исследование финансовых аспектов современных проблем в развитии высшего образования Украины;

— разработка предложений по совершенствованию функционирования системы высшего образования.

Изложение основного материала. Уровень образования населения Украины является одним из самых высоких среди стран Центральной и Восточной Европы. Украина в наследство от советской системы получила образование с высокими стандартами. Но качество образования начало быстро ухудшаться из-за ограниченности ресурсов.

Доля расходов на финансирование образования по отношению к ВВП до 2000 г. постоянно падала, хотя в процентном выражении в государственных расходах оставалась на уровне более 10% с 1994 года.  Однако с учетом инфляционных процессов реальные расходы на образование сократились на 60-70% в период с 1992 по 1997 год. Развитие образования зависит в первую очередь от уровня его финансирования. В государственных расходах на образование второе место занимает высшее.

Проблема недостаточности финансирования образовательной сферы остается острой. Видно, что при росте абсолютного размера расходов на образование, структура расходов в отраслевом разрезе практически неизменна. Государство считает приоритетными общее среднее и высшее образование, другие сферы финансируются в основном по остаточному принципу. Более важным является показатель отношения расходов на образование к ВВП, отражающий выполнение социальных стандартов финансирования образования, который популярен в зарубежной практике.

Положительным является рост показателя расходов на образование в процентах к ВВП с 4,2% до 6,1-6,2% в течение 2005-2008 гг. однако уровень расходов на образование должен составлять 10% национального дохода, что составляет примерно 8% от ВВП.

Следовательно, по данному критерию Украина не выполняет провозглашенных в законе Украины «Об образовании» стандартов. Как видно, с 2005 г. в процентах к ВВП расходы на образование в целом и на отдельные отрасли остаются практически устойчивыми. Поскольку государство не способно обеспечить высшее образование необходимым для его развития финансированием, то фактически оно перекладывает свои обязательства на граждан.

По источникам финансирования Украина относится к странам со смешанной системой высшего образования. Мировой опыт свидетельствует, что это наиболее продуктивная система, если соблюдать единые образовательные требования под контролем государства. Стоит отметить, что современную систему высшего образования нельзя построить без надлежащей государственной финансовой поддержки.

Государство должно рассматривать расходы на высшее образование не как расходы потребления, а как социальную инвестицию, создающую условия для роста и развития страны в будущем. В п. 6 ст. 61 закона Украины «Об образовании» указано, что финансирование государственных учебных заведений и учреждений, организаций, предприятий системы образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

А также средств отраслей народного хозяйства, государственных предприятий и организаций, дополнительных источников финансирования.  Высшее образование выступает, как отмечалось ранее, одним из немногих благ, имеющих положительные внешние эффекты для общества и за которое население соглашается платить. Так примерно 2/3 родителей соглашаются нести серьезные финансовые расходы для того, чтобы дать своим детям качественное высшее образование.

Подтверждением этому является тот факт, что сегодня 55% бюджета высшего образования составляет плата за него. Для сравнения данная доля в Великобритании составляет 12%, В Канаде – 11%, в США — 14%. Развитие высшего образования характеризуется, прежде всего, сетью высших учебных заведений и контингентом студентов.

Наращивание мощности мест в системе высшего образования Украины позволяет практически полностью удовлетворить платежеспособные потребности населения в обучении, однако вызывает ряд других проблем: снижение уровня подготовки специалистов, невозможность трудоустройства выпускников по специальности, общественное обесценивание значимости высшего образования и тому подобное. Проанализируем тенденции изменения сети высших учебных заведений Украины.

В Украине подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 347 учреждений высшего образования III–IV уровней аккредитации, из них 82 национальные. В них обучаются более 2,7 млн. студентов. Для Украины, начиная с 2000/2001 и до 2003/2004 учебного года характерен рост контингента студентов высших учебных заведений, что было связано с реализацией отложенного обучения в предыдущие кризисные годы.

Однако сегодня характерна тенденция к уменьшению сети высших учебных заведений как в связи со сворачиванием деятельности убыточных филиалов ряда учебных заведений, негативными демографическими тенденциями, так и вследствие ужесточения требований к аккредитации и лицензированию. Процесс формирования сети высших учебных заведений имеет неуправляемый характер.

Даже поверхностный анализ проблем доступа к высшему образованию свидетельствует о довольно заметных расхождениях в регионах. Сеть высших учебных заведений не всегда согласуется с потребностями регионов в специалистах. Сейчас отсутствуют эффективные механизмы, которые стимулировали бы подготовку кадров для нужд регионов. Крайне неэффективно используется научный потенциал вузов для нужд регионов.

Контингент студентов в Украине достиг 2,76 млн. человек, а численность студентов, приходящаяся на 10 тыс. населения, составляет 599. это больше по сравнению с такими странами, как Австралия (440), Израиль (466), Эстония (437), Польша (494), Болгария (468). Однако количественные показатели лишь демонстрируют традицию получения высшего образования в Украине, а не эффективность деятельности учебных заведений по привлечению контингента.

Высшее образование в Украине в последние годы переживает реформирование своего содержания с целью обеспечения высшего качества предоставления образовательных услуг и перехода на европейские стандарты обучения. Применение европейской системы требует полного перехода на другую ступень (бакалавр, специалист) и модернизацию учебного процесса путем переноса акцентов на самостоятельную работу студентов.

Однако данное реформирование потребует соответствующего материально-технического обеспечения учебных заведений, что возможно только при надлежащем финансировании.

На сегодня существуют проблемы обеспеченности высших учебных заведений помещениями, в том числе учебно-лабораторными домами и общежитиями. В частности, в 2008/2009 учебном году общая площадь вузов I–II уровней аккредитации составляла 5304 тыс. м2 (13 м2 в расчете на одного студента), III–IV уровней аккредитации – 22340 тыс. м2 (9,6 м2 в расчете на одного студента).

Уровень обеспеченности учебно-лабораторными домами согласно лицензионным условиям предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования (приказ МОН Украины от 24.12.2003 г. № 847) таков: для учреждений I–II уровней аккредитации составляет 9 м2 на человека, для учреждений III–IV уровней аккредитации 6 м2.

Однако обеспеченность площадями является неодинаковой по отдельным учебным заведениям, и проблема решается посменным обучением, что в конечном итоге сказывается на качестве предоставления образовательных услуг. Недостаточной является обеспеченность общежитиями. В частности, в вузах I–II уровней аккредитации общежитиями обеспечены лишь 87,2% от количества нуждающихся, в вузах III–IV уровней аккредитации – 89%, что ухудшает доступ к обучению.

Количественная обеспеченность общежитиями не характеризует их качественных показателей, что в большинстве являются неудовлетворительными. Проблема обустройства помещений общежитий нередко решается за счет усилий студентов и их родителей.

На качество получаемых знаний влияет обеспеченность учебных заведений библиотеками и пополнение их новыми учебниками, соответствующими программам изучения учебных дисциплин. Библиотеками оснащены 849 высших учебных заведений, 299 имеют библиотечные пункты. В целом при вузах в 2008/2009 учебного года действовало 1523 библиотеки и 1881 библиотечный пункт. Общий книжный фонд составлял 175,2 млн. экземпляров на 3,5 млн. читателей (или около 50 экземпляров на 1 читателя).

Однако необходимо учитывать обеспеченность учебниками в разрезе каждой учебной дисциплины, а этот показатель намного ниже, фактически уже нормальным явлением стала обеспеченность 1 учебником на 8-10 человек. При ограниченности финансовых ресурсов в условиях кризиса закупка учебников осуществляется по остаточному принципу.

Обеспечение учебного процесса профессорско-преподавательским составом рассчитывают по среднему по отрасли нормативу: один преподаватель на 12 студентов (согласно лицензионным условиям предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования). В украинских вузах, как уже отмечалось, обучается примерно 2,7 млн. студентов. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 80 тыс. человек.  Здесь на одного преподавателя приходится почти 34 студента.

В развитых странах этот показатель составляет около 6 студентов. Высшим учебным заведениям разрешается готовить специалистов на платной основе, что создает предпосылки для их самофинансирования. В условиях экономического кризиса учебные заведения, учитывая реальную платежеспособность населения, не могут существенно повышать плату за обучение. Кроме этого, на нынешнем этапе усиливается конкуренция высших учебных заведений именно по ценовому фактору.

С другой стороны, с повышением социальных стандартов педагогам, что автоматически означает увеличение фонда заработной платы, повышение цен на коммунальные услуги растет себестоимость подготовки специалистов.

Также характерным является уменьшение государственного заказа по ряду специальностей, что влияет на сокращение поступлений в общий фонд вузов. При таких условиях осложняется финансовое положение подавляющего большинства вузов, они функционируют на грани банкротства.

Для бесперебойной работы вузы должны обеспечить себе стабильный контингент студентов. В нынешних условиях все вузы столкнулись с проблемой привлечения абитуриентов. Кроме общего уменьшения численности абитуриентов вследствие низкой рождаемости в 90-е годы прошлого века, на данный процесс негативно влияет высокая стоимость обучения ввиду экономического кризиса.

В условиях зачисления по результатам независимого государственного тестирования высшим учебным заведениям трудно прогнозировать контингент студентов на следующий год, поскольку существует зависимость от дисциплин, которые выпускники выбрали для независимого тестирования.

Кроме этого, абитуриентам не запрещается подавать документы в несколько учебных заведений, и до самого начала обучения возможны изменения в количестве зачисленных лиц на первый курс.

Фактически при планировании развития высшего образования не учитываются демографические прогнозы. Приближается реальное ограничение интенсивного развития высшего образования Украины. В ближайшие пять лет произойдет резкое, более чем на 40%, уменьшение количества выпускников школ и, соответственно, – абитуриентов высших учебных заведений.

Демографическая ситуация позволяет предсказать, что, даже в условиях «замораживания» планов приема на нынешнем уровне, уже через два года мест в украинских вузах будет достаточно для всех выпускников средней школы. Сокращение численности потенциальных абитуриентов может кардинально изменить ситуацию с приемом за счет средств населения. Есть вероятность, что у учебных заведений возникнут серьезные финансовые проблемы.

Уменьшается государственный заказ на специалистов в области экономики и права, увеличивается относительно инженерных специальностей, на которые на сегодня спрос у выпускников небольшой из-за проблем с трудоустройством в будущем и более низкой их общественной престижности. Технические вузы не в состоянии предоставить надлежащий уровень знаний студентам инженерных специальностей вследствие устаревшей материально-технической базы, оторванности от производства.

Министерство образования и науки Украины ужесточило требования к соответствию предыдущего образования по специальности, которую студент получает в рамках учебного комплекса (продолжает обучение в высших учебных заведениях III–IV уровней аккредитации после получения предыдущего образования в вузах I–II уровней аккредитации), что также приводит к уменьшению набора студентов на определенные специальности.

При современных экономических и демографических факторах развития возможности по самофинансированию значительно уменьшаются, серьезные финансовые проблемы имеют даже вузы государственной формы обучения, и поэтому на трудный период, с целью сохранения сети образовательных учреждений на определенном уровне (в первую очередь образовательных учреждений, соответствующих высоким стандартам подготовки специалистов), необходима финансовая поддержка государства.

Для этого стоит, прежде всего, создать надлежащую нормативно-методическую основу. Исходя из изложенного выше материала, необходимо усилить контроль над выполнением в полном объеме норм Конституции Украины и требований законов Украины «Об образовании», «О высшем образовании».

А также других нормативно-правовых актов, касающихся сферы высшего образования, чтобы довести финансирование образования до 10% от ВВП и отказаться от практики приостановления тех или иных статей образовательных законов законом Украины о бюджете.

Однако стоит отметить, что сейчас нехватка бюджетных средств на надлежащее функционирование высшего образования заставляет придерживаться принципа его многоканального финансирования с привлечением внебюджетных источников.

Сегодня крайне важным является обеспечение максимальной эффективности использования бюджетных средств высшими учебными заведениями. Важно обеспечить недопущение превышения фактических расходов по общему и специальному фондам сверх сметных назначений, уменьшение дебиторской и кредиторской задолженности, проводить экономию расходов на содержание объектов вуза.

Государство должно создать надлежащие условия для того, чтобы часть расходов на высшее образование взяли на себя предприятия, организации и учреждения. Ведь 70% частных предприятий используют кадры, подготовленные за государственные средства. В то же время, по данным Госкомстата Украины, на подготовку специалистов высшего уровня предприятия тратят ежегодно лишь около 3% от расходов на рабочую силу.

Таким образом, актуален вопрос об изменении парадигмы отношений между предприятиями и высшими учебными заведениями. Поэтому с целью стимулирования участия работодателей в подготовке и трудоустройстве специалистов необходимо рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в Хозяйственный и Налоговый кодекс.

Необходимо это сделать относительно освобождения предприятий, организаций и учреждений от начисления взносов на обязательное государственное социальное страхование на заработную плату работников – выпускников высших учебных заведений, работающих по специальности, в течение первых трех лет их труда. На сегодня такие начисления составляют 36,77%.

Учитывая то, что в настоящее время хозяйствующие субъекты не имеют права принимать выпускников вузов с испытательным сроком, необходимо искать средства их стимулирования к предоставлению первого рабочего места. Материально-техническое обеспечение вуза можно улучшить за счет предоставления предприятиями баз для прохождения практики и передачи материально-технических ресурсов.

Данные мероприятия будут предоставлять возможность субъектам хозяйствования готовить кадры «под себя». Стимулами для этого должно быть льготное налогообложение субъектов хозяйствования, которые предоставляют базы для прохождения практик студентов высших учебных заведений.

Целесообразным является освобождение от налогообложения передачи материально-технических ресурсов с балансов субъектов хозяйствования на балансы высших учебных заведений, на сегодня такая передача с точки зрения налогообложения является невыгодной для обеих сторон.

Серьезные упущения имеют место в процессе управления финансами высших учебных заведений. Вызывает беспокойство вопрос законности использования бюджетных средств. Надлежащего порядка нет и в сфере кредитования высшего образования, а именно в исполнении закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине».

Несколько ослабился уровень контроля государства над деятельностью вузов, довольно часто в уставы, которых вносят изменения, размывающие демократические основы высшей школы, без какой-либо необходимости создаются многочисленные ассоциации, филиалы, которые не обеспечены ни материальной базой, ни кадрами, что соответствовали бы содержанию высшего образования, ни соответствующей инфраструктурой.

В результате Украина имеет 345 вузов III–IV уровней аккредитации, тогда, как в Великобритании их 96, Франции – 78, Италии – 65, Испании – 47, Польше – 11.

Филиалы и представительства вузов Украины при несоответствии стандартам высшей школы необходимо закрывать. Прогрессивным является объединение вузов в образовательные округа, что предусматривает концентрацию финансовых ресурсов и позволит сохранить сеть образовательных учреждений, имеющих высокие стандарты подготовки специалистов.

Одна из главных задач университетов в нынешних кризисных условиях – повышение эффективности их научной и научно-технической деятельности. Для этого необходимо разработать новый механизм финансирования научной деятельности вузов и научных учреждений. Для принципиально нового финансового обеспечения научной деятельности в системе высшего образования опять же необходимо создать соответствующие нормативно-правовые предпосылки.

В них стоит заложить возможность базового финансирования научных исследований за счет общего фонда государственного бюджета, прежде всего для ведущих высших учебных заведений, имеющих штатных научных работников и весомые научные достижения.

На уровне не более 70% от общего объема финансирования. В мировой практике развитые государства выделяют до 70% от финансирования вузов на научные исследования и лишь до 30% на педагогическую деятельность. В Украине 70% общего фонда вузов – расходы на педагогическую деятельность.

Следующим шагом должно стать сокращение количества проектов по прикладным исследованиям и разработкам путем их укрупнения и переход к выполнению комплексных проектов. Тематика прикладных разработок должна планироваться в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и техники и определенного перечня критических технологий. Однако процедуру конкурсного отбора необходимо сделать более прозрачной и эффективной.

Весомым препятствием на пути развития науки в высшей школе является несовершенство законодательства. Запрет открывать банковские счета (запрет незаконный, потому что уже отменен Конституционным судом) резко ограничивает возможности наполнения специального фонда, поскольку заказчики, прежде всего зарубежные, часто предпочитают просто не связываться с громоздким казначейским обслуживанием счетов.

Запрет авансирования работ, выполняемых на государственные гранты, поставил перед многими исполнителями неразрешимые проблемы. Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» регламентируется процедура расходования бюджетных средств вузов. Требование проводить тендеры на закупку научных работ уже после проведения процедуры открытого конкурса является откровенно абсурдным.

Ведь конкурс по своей природе должен определить наиболее приоритетные научные разработки, которые реально могут быть выполнены силами коллективов-заявителей. Вместо этого основным требованием тендера является только минимальная цена предложения.

Выводы. Пример развитых государств демонстрирует взаимозависимость между уровнем образованности их населения и уровнем их экономического развития. Именно поэтому все развитые страны мира направляют значительную часть своих финансовых ресурсов на поддержку и обеспечение развития высшего образования.

Подытоживая вышесказанное, можем сделать следующие выводы:

— для высшего образования в Украине характерна непоследовательность в реформировании его содержания;

— вследствие недостаточного финансирования проблемы развития образовательной сферы накапливаются, научная деятельность вузов ослабляется;

— реальные бюджетные ассигнования на высшее образование не соответствуют требованиям и нормам законов Украины «Об образовании» и «О высшем образовании».

Высшее образование в Украине еще не имеет надлежащих механизмов финансирования, как со стороны государства, так и негосударственных субъектов хозяйствования. Кризисные условия требуют принятия необходимых решений в двух направлениях: в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов высшими учебными заведениями; и в создании необходимых условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Поэтому с целью стабилизации отрасли необходимо:

1) Принять меры по увеличению и диверсификации финансирования высшего образования в Украине путем создания соответствующих нормативно-правовых основ для проведения фундаментальных и прикладных исследований в вузах, которые будут выступать дополнительным источником финансирования высшего образования в Украине.

2) Усилить контроль над выполнением в полном объеме норм Конституции Украины и требований законов Украины «Об образовании» и «О высшем образовании», других нормативно-правовых актов, касающихся сферы высшего образования, и довести финансирование образования до провозглашенного в них уровня.

3) Создать условия для более широкого участия частных предприятий в подготовке специалистов в высших учебных заведениях и стимулировать их активную помощь по улучшению материального обеспечения высшей школы.

Решение проблем развития высшего образования возможно только при улучшении его финансового обеспечения, что требует усовершенствования механизмов его реализации и диверсификации источников. Только при таких условиях Украина может стать равноправным партнером на рынке интеллектуального труда благодаря поддержанию высокого качества высшего образования.

Перспективы дальнейших исследований. В дальнейшем планируется исследовать проблемы развития научной и научно-технической деятельности в Украине.

Автор: А.В. Ревнивцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Житомирский государственный технологический университет

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий