Сможет ли Украина закрыть $3 млрд. дефицита бюджета за счет эмиссии гривны

«БизнесЦензор» разбирался, почему в бюджете возникла дыра в $3 млрд. и где взять средства, чтобы ее закрыть?

До конца года в Государственном бюджете не хватает $3 млрд., которые должны были поступить в виде внешних заимствований. Из-за эпидемии COVID-19 и локдауна, Верховная рада в апреле провела секвестр бюджета. Плановые доходы были сокращены на 119,7 млрд. грн. до 975,83 млрд. грн. Предельный объем дефицита госбюджета был увеличен до 298 млрд. грн.

В начале декабря Государственная казначейская служба сообщила, что план поступлений в государственный бюджет в январе-ноябре 2020 года выполнен почти на 100% — доходы составили 944,7 млрд. грн. Однако сумма указана без кассового разрыва, который должен был быть закрыт внешними заимствованиями от Международного валютного фонда (МВФ) и других международных финансовых организаций (МФО).

Компенсировать кассовый разрыв бюджета правительство может за счет выхода на внешние рынки с еврооблигациями на $1 млрд. Еще 50-60 млрд. грн. могут быть одолжены на внутреннем рынке. О таком сценарии накануне рассказал премьер-министр Денис Шмыгаль.

«БизнесЦензор» разбирался, почему в бюджете возникла дыра в $3 млрд. и как ее закрыть.

Почему возник кассовый разрыв в $3 млрд.?

Дефицит бюджета в несколько миллиардов долларов возник из-за провала правительственного плана по привлечению кредитов от МВФ и других МФО. Но это не только вина правительства.

В июне МВФ утвердил для Украины программу на $5 млрд., из которых $2,1 млрд. выделил сразу. Другая сумма была разбита на меньшие транши, на случай если руководство Украины, после получения денег, откажется выполнять взятые на себя обязательства.

До конца года Украина должна была получить еще два транша по $700 млн., но МВФ отказался направлять миссию и на счет средства не поступили.

Официально украинская сторона декларирует «достижение прогресса» в переговорах с МВФ. Якобы Украина с перевыполнением графика выполняет структурные маяки МВФ. Но на самом деле причина в другом. У МВФ есть вопросы к руководству Украины.

Вопрос №1 — независимость НБУ

Фонд поставил под сомнение независимость Национального банка после смены руководства. В начале июля Верховная рада отправила в отставку Якова Смолия, и назначила вместо него председателя правления «Укргазбанка» Кирилла Шевченко. Отставку Смолий объяснил системным политическим давлением на НБУ.

После этого произошел ряд кадровых изменений. Включительно со Смолием Нацбанк покинули трое из шести членов правления и примерно десять руководителей департаментов.

В начале октября совет Нацбанка выдвинул выговор двум членам правления из «старой команды» — Екатерине Рожковой и Дмитрию Сологубу. Участники рынка увидели в этом желание Шевченко единолично контролировать НБУ. До него Рожкову называли фактическим руководителем Нацбанка.

21 октября правление Нацбанка лишило Рожкову большинства полномочий. А полномочия по регулированию банковской сферы отошли непосредственно к Кириллу Шевченко.

Смена руководства НБУ – личная инициатива президента Владимира Зеленского. Шевченко входит в окружение президента. Товарищ семьи Зеленского, Евгений Мецгер, возглавляющий государственный «Укрэксимбанк», до этого работал заместителем Шевченко в «Укргазбанке».

Его жена — Юлия Мецгер — является членом наблюдательного совета государственного «Приватбанка». Она была назначена туда Зеленским. Ранее работала юристом в «Укрэксимбанке». Юлия Мецгер является подругой актрисы 95-квартала Елены Кравец.

Политическая независимость Национального банка, который контролирует функции эмиссии гривны и курсообразования — одно из основных требований МВФ.

Вопрос №2 — атака на НАБУ

Политическое давление на Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) также входит в перечень вопросов МВФ к руководству Украины.

28 августа Конституционный суд (КСУ) признал неконституционным указ президента о назначении Артема Сытника директором НАБУ.

16 сентября КСУ признал несоответствующими Конституции нормы закона в части закрепления полномочий президента образовывать НАБУ. Назначать на должность и освобождать с должности директора НАБУ, определять трех членов комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора бюро, назначать на должность директора бюро одного из отобранных конкурсной комиссией кандидатов, определять одного члена комиссии внешнего контроля, утверждать положение о Совете общественного контроля и о порядке его формирования.

Решение КСУ об отмене нормы профильного закона в части назначения президентом директора ведомства вступит в силу 16 декабря.

Минфин подтвердил, что у МВФ возникли вопросы к решению КСУ по поводу НАБУ. О возможных проблемах в случае изменения законодательства о НАБУ, МВФ предупреждал Банковую еще в апреле.

Вопрос №3 — отмена е-декларирования

27 октября 2020 года КСУ по обращению 47 депутатов отменил статью о наказании за недостоверное декларирование и некоторые положения антикоррупционного закона о функции НАПК. Инициаторами представления были депутаты ОПЗЖ Виктора Медведчука, кума президента РФ Владимира Путина. Из-за решения КСУ об отмене е-декларирования, МВФ отказался направлять в Украину миссию.

От решения о предоставлении Украине очередного транша МВФ зависит и поступление финансовой помощи от других международных партнеров. Это так и называется «связанное финансирование».

«Успешное сотрудничество с МВФ позволило бы привлечь так называемое «связанное финансирование» от ЕС и Всемирного банка, и восстановить спрос нерезидентов на государственные ценные бумаги (гривневые ОВГЗ). И этого не произошло – Украина не выполнила своих обязательств, соответственно, не получила ни очередного транша МВФ, ни связанного финансирования, ни интереса иностранного капитала к ОВГЗ», — говорит финансовый аналитик, ассоциированный эксперт Case Украина Евгений Дубогрыз.

Руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий рассказывает, что по плану до конца года МВФ должен был дать $2 млрд., или хотя бы $0,7 млрд., еще $1,4 млрд. должно было поступить от ЕС и $0,4 млрд. от Всемирного банка.

Почему нельзя взять и напечатать деньги для покрытия дефицита бюджета?

Ранее в Украине эмиссию гривны использовали для финансирования дефицита бюджета. Однако прямое печатание денег, когда Нацбанк выкупал облигации правительства в обмен на новые деньги, привело к девальвации гривны (когда количество товара и производительность труда не изменяется, а количество денег в экономике растет) и как следствие — к сильной инфляции.

В 2015 году законом «О Национальном банке» было запрещено осуществлять эмиссию гривны для прямого финансирования дефицита бюджета правительства.

Так же Нацбанк не может профинансировать дефицит бюджета за счет валютных резервов, которые на сегодня составляют $26 млрд.

«Нет такого понятия, как одолжить из резервов НБУ. Любой заем Минфина от НБУ — это «печатание гривны». Как мы знаем, НБУ отказывается предоставлять такие займы», — объясняет Паращий.

Может ли правительство занимать деньги внутри страны? 

Несмотря на законодательный запрет прямого финансирования Нацбанком дефицита бюджета за счет выпуска новых денег, эмиссия гривны – процесс, который происходит постоянно.

НБУ выпускает гривну для выкупа излишков валюты с межбанковского валютного рынка для пополнения своих международных резервов и сдерживания укрепления курса.

Кроме того, НБУ выпускает новые деньги, когда предоставляет их банкам в виде кредитов рефинансирования. Как сообщал БЦ, весной Национальный банк запустил тендеры по предоставлению банкам кредитов рефинансирования.

Эти кредиты банки направляют на покупку облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и зарабатывают на разнице процентов. Кредиты они берут под залог ОВГЗ. Их выпускает Минфин для финансирования дефицита бюджета.

Работает это так: 13 ноября НБУ выдал 16 банкам под 6% годовых — 16,7 млрд. грн. кредитов рефинансирования, из которых государственному «Укрэксимбанку» — 10,8 млрд. грн. на 5 лет.

А 24 ноября Министерство финансов резко подняло до 10%-10,75% ставки по облигациям внутреннего займа и продало их на 16,7 млрд. грн. Покупателями ОВГЗ стали банки, среди которых большинство бумаг выкупили государственные банки.

С мая НБУ выдал банкам кредитов рефинансирования на 90 дней на 29 млрд. грн. и сроком от года до пяти — на 37,5 млрд. грн. В то же время портфель ОВГЗ банков с 1 мая вырос на 105 млрд. грн.

Покупка банками ОВГЗ за счет кредитов рефинансирования — сейчас это единственный механизм финансирования дефицита бюджета за счет напечатанных денег.

НБУ проводит эмиссию гривны, предоставляет ее в виде кредитов банкам, они на них покупают ОВГЗ, зарабатывают на разнице в процентах, а правительство финансирует дефицит бюджета.

Теоретически с помощью такой программы «количественного смягчения» правительство может профинансировать дефицит бюджета. Глава правительства анонсировал, что рассматривается вариант привлечь 50-60 млрд. грн. на внутреннем рынке за счет продажи ОВГЗ. Вероятно, что большую часть этих бумаг выкупят государственные банки.

«Оптимист Шмыгаль заявляет, что правительство может привлечь 50-60 млрд. грн. в бюджет через ОВГЗ в декабре. Таких массовых привлечений не было даже во времена «так называемой пирамиды ОВГЗ», когда нерезиденты с удовольствием покупали ценные бумаги Минфина.

Чтобы привлечь 60 млрд. от выпуска ОВГЗ (это при условии, что в декабре погасятся бумаги на 20,9 млрд.), Минфину нужно на каждом из четырех следующих аукционов продавать на 20 млрд. грн. Интересно, на что Шмыгаль рассчитывает? Вряд ли на возвращение нерезидентов, потому что в этом году они уже вряд ли вернутся (дураков нет)», — говорит Паращий.

Поэтому экономисты предостерегают не злоупотреблять этим инструментом, поскольку банки и так сильно увеличили объемы ОВГЗ в своих активах. По словам Паращия, адекватный порог ОВГЗ в активах банков – 35% от объема депозитов, и банки почти исчерпали свои лимиты.

Не смотря на это, покупателями ОВГЗ для финансирования бюджета могут стать государственные банки. Их по телефонному звонку с Банковой «попросят» сделать это.

«Кредитный рейтинг Украины не является «инвестиционным». Иностранные банки в соответствии с их политикой не могут иметь в портфелях значительные объемы ценных бумаг не инвестиционного класса. Равно как и украинские частные банки. С государственными банками проще, там, при необходимости, можно получить разрешение от наблюдательных советов на дополнительные инвестиции в ОВГЗ», — объясняет Дубогрыз, он в 2015-2019 годах работал заместителем директора департамента финансовой стабильности НБУ.

Но в таком случае правительство рискует спровоцировать панику и девальвацию гривны.

«Если НБУ начнет «печатать» большие объемы денег и предоставлять большие (20 и более миллиардов гривен в день) объемы «долгосрочного рефинансирования», — рынок это сразу заметит. Может начаться паника — рынок не будет знать, на каких объемах эмиссии остановится НБУ, поэтому будет ожидать худшего сценария. Это создаст давление на курс, инфляцию, на цены и доходность ценных бумаг правительства», — спрогнозировал ситуацию Дубогрыз.

По его мнению, НБУ пойдет на массовую эмиссию лишь, в крайнем случае, когда действительно все возможности привлечь средства, например нерезидентов через евробонды, будет исчерпаны. В то же время потребности правительства в финансировании будут на критическом уровне, чтобы не останавливать социальных выплат.

Можно ли одолжить $3 млрд. на внешних рынках?

Шансы Украины получить в 2020 году транш от МВФ и «связанное финансирование» от ЕС и Всемирного банка приравниваются к нулю.

Альтернативой этим кредитам для правительства может быть выход на внешние рынки с евробондами. Об этом собственно и заявлял глава правительства Шмыгаль, который считает, что Украина может успеть выйти на внешние рынки до 15 декабря.

«Сейчас деньги в мире очень дешевые. Например, 13-летние еврооблигации, которые Украина разместила в июле под 7,25%, теперь торгуются по 6,3%. Значит, такой же долг сегодня можно разместить ниже 7%, не смотря на все наши проблемы. Конечно, какой-то позитив от МВФ очень желателен — и он может улучшить стоимость привлечения», — объясняет Паращий.

По его словам на данный момент для успешного размещения Украиной евробондов на внешних рынках будет достаточно миссии МВФ или хотя бы объявления даты приезда миссии в Украину.

Автор: Юрий Винничук

Источник: «БизнесЦензор»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий