Снижение ставки НДС для агросектора до 14%: борьба со «схемами» или преференция в $80-120 млн. переработчику подсолнечника?

С 1 марта 2021 года начинает действовать сниженная ставка НДС в 14% для ряда аграрных товаров. Это результат принятого парламентом и подписанного президентом Владимиром Зеленским закона №1115-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость с операций по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции».

Законом №1115-ІХ снизилась ставка внутреннего и импортного НДС с 20% до 14% для агросектора в операциях по продаже групп товаров.

0102 (крупный рогатый скот, живой)

0103 (свиньи живые)

0401 (в части цельного молока)

1001 (пшеница)

1002 (рожь)

1003 (ячмень)

1004 (овес)

1005 (кукуруза)

1201 (соевые бобы)

1204 00 (семена льна)

1205 (семена свирепы и рапса)

1206 00 (семена подсолнечника)

1207 (семена и плоды других масличных культур)

1212 91 (сахарная свекла).

Напомним, закон №1115-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость с операций по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции» – депутатский. Среди его инициаторов указан 21 народный депутат. Среди авторов – представители четырех политических сил.

В основном это члены фракции партии «Слуга народа». В частности, Николай Сольский, Марьян Заблоцкий и Давид Арахамия. Вместе с тем среди авторов проекта – Олег Кулинич, Роберт Горват (оба – группа «Доверие»), Нина Южанина («Европейская солидарность») и Вадим Ивченко («Батькивщина»).

Закон о 14% НДС разделил представителей украинского аграрного рынка на два противоположных лагеря: за закон и против.

Те, кто были против принятия закона, апеллировали, что мол – это очередной ценовой реверанс в сторону крупных аграрных переработчиков подсолнечника (конкретно компании «Кернел» и ее владельца – аграрного олигарха Андрея Веревского). След лоббистов бизнесмена Андрея Веревского проявился на налогово-таможенном комитете, который рассматривал закон 1115-ІХ о снижении ставки НДС во втором чтении.

«На этом комитете произошло следующее, что депутатская группа Андрея Веревского лоббировала снижение ставки НДС до 14%, которое больше всего играет в пользу подсолнечного бизнеса этого бизнесмена. Другие позиции были вписаны для галочки и для того, чтобы отвлечь внимание от настоящих бенефициаров этого законопроекта. Активно отстаивал эту позицию народный депутат Олег Кулинич», – говорит источник.

Дошло до того, что даже глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев получил от лоббистов Веревского – за своевольную позицию в вопросе голосования (точнее против закона №3656) Гетманцеву подготовили постановление об отставке.

AgroPolit.com подробнее расспросил участников рынка и выделил, кому нормы этого закона пойдут на пользу, а кто от него только пострадает.

$80-120 млн. в год – дополнительный заработок для переработчиков масла от снижения ставки НДС с 20 до 14%.

К выгодоприобретателям от этого снижения ставки сейчас публично относят всех аграриев. Так, то оно так, но если разобраться – не так и не для всех.

Еще раз на пальцах по-простому: с 1 марта уменьшится сумма внутреннего и импортного НДС с агропродукции с 20 до 14%, то есть минус 6%. В целом весь аграрный бизнес будет меньше платить НДС, у него уменьшится налоговая нагрузка и увеличится запас оборотных средств. Это плюс.

Параллельно дешевеют и некоторые импортные составляющие для производства аграрной продукции.

Но есть и минус – и он лежит в плоскости закупочной цены на зерновые. Он вытекает из специфики работы международных трейдеров. Есть риск, что трейдеры уменьшат резервы для увеличения закупочной цены на зерновые. Традиционно трейдеры закладывали именно сумму НДС (который им возвращает государство) для увеличения внутренней закупочной цены. Поскольку НДС уменьшится на 6%, это скажется и на закупочной цене, говорят в их кругах.

А теперь более подробно о выигрышах или скорых «барышах».

Больше всего выигрывают на аграрном рынке Украины (несмотря на заявленный список тех, на кого распространяется снижение ставки НДС) переработчики семян подсолнечника, то есть производители масла.

Вот так рассказывает на правах анонимности Agro.Рolit.com один из участников зернового рынка о НДС — об арифметике и об главных выгодоприобретателях:

«Я вам напомню, что в Украине действует 10% экспортная пошлина на подсолнечник. Структура, например, экспорта кукурузы и пшеницы – 75-80% всего зерна экспортируется, то есть экспортный рынок для этих культур главный в плане формирования цены на внутреннем рынке. С подсолнечником другая история: в 2020 году собрали около 13,5 млн. т и экспортируем почти 100 тыс. т подсолнечника. Чувствуете разницу? Это результат действия этой экспортной 10% пошлины, которая обеспечивает переработчикам дополнительные прибыли.

Уменьшив внутренний и входной НДС до 14%, мы понимаем, что автоматически 6% отчисляются от цены закупки, то есть закупочные цены на подсолнечник внутри Украины будут ниже! При этом из бюджета производителям масла (переработчикам семян подсолнечника) возвращают 20% экспортного НДС с масла и шрота (90% его экспортируется). Такая совокупность факторов способствует снижению цены на сырье, что увеличивает маржинальность переработчиков именно подсолнечника».

Вместе с неравнодушными представителями настоящих подтекстов законодательных изменений мы подсчитали, сколько же получат дополнительной выгоды переработчики подсолнечника от такого общего НДС-снижения за год.

«При 13,5 млн. т собранного подсолнечника и экспорте в пределах 100 тыс. т, экономический эффект от этого для переработчиков может составлять по году от $80 до $120 млн. На каждой тонне подсолнечника дополнительная выгода для переработчика масличных может составлять $ 10-15 на 1 тонне. Значит $ 10-15 долларов на тонне подсолнечника – это потенциальный заработок производителей масла за счет снижения НДС до 14%. Этакая вот арифметика», — говорит наш собеседник.

Относительно положительного влияния НДС, то в арифметике для других аграриев он отмечает, что все кроме определенного уменьшения налоговой нагрузки и увеличения оборотных средств могут почувствовать некоторое оживление спроса на аграрную продукцию, потому что сама продукция немного подешевеет в себестоимости. Но фермеры и средние аграрии, которые не экспортируют зерновые самостоятельно, точно потеряют впоследствии на закупочной цене у трейдеров.

Плюсы от снижения до 14% ставки НДС для агросектора

Народный депутат Украины, член депутатской группы «За будущее», секретарь комитета Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики Иван Чайковский считает, что снижение ставки НДС до 14% – хорошо!

«Сколько Украина производит зерновых? Около 70 млн. т (плюс-минус). Из них 40-50 млн. т мы продаем. Из этой суммы государство возмещает 20% НДС. В случае принятия закона сумма возмещения уменьшится на 6% – до 14%. Это выгодно государству? Конечно, выгодно. Государство здесь не будет в проигрыше. Аграрный сектор тоже не будет в проигрыше, потому что эти 6% будут в виде оборотных средств у аграрных производителей.

Это помощь государства на отдельные группы аграрных товаров — это способ аккумулировать средства для развития таких производств. От этого выиграют все аграрии, которые работают на рынке честно, открыто, «в белую» и честно платят налоги», – говорит он.

Кроме того, Иван Чайковский добавляет, что тем, кто сегодня не платит налоги, работает с наличными деньгами непонятного происхождения, занимается различными схемами и т. д., конечно, это не выгодно.

«Потому что им надо будет переходить на прозрачные правила, они будут вовремя платить то, что принадлежит государству. Я считаю, что это такой довольно прогрессивный законопроект, который даст достаточно серьезный стимул для развития аграрного сектора в целом. Законопроект выгоден абсолютно всем аграриям и фермерам: и маленьким, и большим, и средним, и аграрным холдингам. Но именно тем, которые сегодня официально работают и вовремя платят налоги, еще раз это подчеркиваю», – объясняет он.

Ассоциация производителей молока (АПМ) аплодирует такому решению.

«Новый ЗУ способствует экономии оборотных средств в хозяйствах и на перерабатывающих предприятиях при закупке продукции, поскольку чаще всего это кредитные средства, то это также снижает расходы производителей. Также сокращает сумму НДС, замороженного до момента возмещения, а также уменьшает привлекательность незаконных махинаций при реализации нелегального зерна («по схемам») – то есть фактического хищения НДС из госбюджета.

Операции по ввозу на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных и племенных (генетических) ресурсов по вышеуказанным кодам остаются освобожденными от НДС по ст. 197.18 Налогового кодекса. Операции, которые начались до начала применения пониженной ставки НДС, завершаются по ставке НДС 20%».

Перечень плюсов дополняет доцент Киевской школы экономики, эксперт по земельным вопросам Олег Нивьевский.

«Суммы экспортного возмещения, например, на зерновые и масличные культуры уменьшаются. Трейдеры будут закупать у сельскохозяйственных производителей зерно со ставкой 14%, и сумма к возмещению им будет меньше. Процесс возмещения растянут во времени для них, что вымывает часть оборотных средств. Теперь трейдеры будут экономить на финансировании этого разрыва», – говорит он.

Но, по мнению экономиста, есть и существенные минусы.

Минусы снижения до 14% ставки НДС для агросектора

«Первый – если сельскохозяйственные производители (преимущественно животноводы) хотят сделать значительные инвестиции в переработку (в производство, закупку техники, материально-технических ресурсов), то у них будут очень большие суммы НДС-кредита.

Выходной НДС от продажи своей продукции у них сейчас будет 14%, а входной НДС – 20%. Налоговый кредит может перевесить сумму налогового обязательства — и это будет создавать ситуацию, когда производителям животноводческой продукции нужно будет возмещать эти суммы из государственного бюджета. Оно будет происходить довольно больно, с задержками, и это дополнительный минус на инвестиционную деятельность этих производителей», – говорит доцент Киевской школы экономики, эксперт по земельным вопросам.

Второй минус, по мнению Олега Нивьевского, зарыт в вопросе проведения многих операций между налогоплательщиками и неплательщиками НДС.

«В этом случае продажа разрешенных из перечня товаров будет происходить конечному потребителю. Будут прямые потери бюджета от снижения ставки НДС. Например, когда платят аренду за землю в натуральной форме (зерном), то по документам должен начисляться НДС», – говорит он.

И третий минус – рост рисков злоупотреблений при возмещении НДС из бюджета.

«Экономическая теория говорит, что чем меньше ставок НДС в экономике – тем лучше. А разнобой ставок налогов создает просто злоупотребления этой системой со стороны налоговой и производителей. Даже путаница или манипуляции с кодами товаров – это способ сэкономить на уплате НДС. Такое происходит в мире и будет у нас. В Европе есть много случаев в понижении ставок налогообложения НДС на определенный ряд агропродовольственной продукции, но сейчас там все идут по направлению к унифицированной ставке НДС», – объясняет он.

Четвертый – для фермеров. «Если фермеры являются плательщиками НДС, то у них входящий НДС будет с 20%, исходящий с 14%, соответственно у них может возникать кассовый разрыв по НДС, который нужно будет, либо возмещать из бюджета, либо каким-то образом финансировать из других источников. Им будет сложно сначала это сделать, и налоговая с ними играть в возмещение не будет», – отмечает Олег Нивьевский.

И напоследок доцент Киевской школы экономики, эксперт по земельным вопросам напоминает, что есть еще мина замедленного действия в меморандуме с МВФ, что затрагивает этот закон. «У нас есть четкие обязательства перед МВФ, чтобы мы на период действия нынешней программы сотрудничества с МВФ, не вмешивались в налоговое законодательство, в том числе и ставки налогообложения. Это написано в меморандуме с МВФ, то значит, здесь обязательства нарушили», – говорит он.

Как рассказал президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко, из-за закона о снижении ставки НДС до 14% наблюдается сложная ситуация, которая возникла у производителей муки, и рискует превратиться в катастрофическую плоскость. Мельники говорят, что закроют производство. Они и сейчас едва выживают, а если заработают нормы закона о снижении ставки НДС, к нам начнут завозить турецкую муку, которая дешевле украинской.

«Также у нас в стране большая проблема с переработкой молока, не хватает сырья – это одна проблема. Дело в том, что те переработчики, которые не закупают сырье у фермеров, а имеют собственное производство, не теряют ничего, они не платят на входе 20%, а на выходе 14% НДС. Значит, те предприятия, которые имеют хотя бы 50% собственного сырья, от этого закона не пострадают, а если более 50% сырья собственного производства – получат прибыль, ведь в них появятся инструменты.

И хотя отдельные производители приветствуют принятие закона, ассоциации мукомолов и молочников просят немедленно приостановить нововведение.

Сейчас большие проблемы возникли внутри ассоциации производителей масла по этим же вопросам. Производители масла, которые имеют собственное сырье для изготовления продукта, могут на 80% монополизировать масличный рынок. К тому же у нас и так сырьевая страна. У нас производства с более высокой добавочной стоимостью на стадии зародыша, а этим законом мы рискуем уничтожить конкурентную отрасль переработки», – заявил Козаченко.

По его словам, авторы законопроекта и его сторонники неправильно оценивают стратегическую составляющую.

«Сторонники закона почему-то считают, что украинские фермеры-патриоты, если будут знать, что это наши мукомолы, то они им будут сырье дешевле продавать, а трейдерам, которые продукцию экспортируют – дороже. Но это ошибочное мнение, так никто не будет делать. Если, например, на рынке цена на пшеницу более 9 тыс. грн., а производителя попросят продавать ее дешевле – по 8 тыс., ни один производитель на это добровольно не согласится, ведь у него тоже проблем хватает и на покрытие этих проблем нужны средства.

Также у нас любят обращать внимание на мировую практику, но скажите мне, пожалуйста, какая страна в мире использует такую, же методику? Например, в Европе снижена ставка НДС на продовольствие, но она снижена на всю производственную цепь. Это сделано для того, чтобы на полках магазинов появлялись более доступные для конечного потребителя продукты. А в Украине ставка НДС уменьшена не на всю цепь, а лишь на отдельные звенья, и даже европейцы обращают внимание, что такие шаги уничтожат украинскую перерабатывающую отрасль», – приводит аргументы Козаченко.

Еще один важный момент, на который обратил внимание Леонид Козаченко – Европейский Союз поддержал своих фермеров тем, что ввел 18% субсидии на экспорт продовольствия за пределы ЕС. Это было сделано из-за потерь, которые понесли фермеры в связи с ковидом. Таким образом, Европа пытается повысить прибыли производителей сельскохозяйственных товаров.

Поэтому у нас сегодня, кроме того, что потеряют переработчики из-за закона о 14%, зайдет на украинский рынок иностранная продукция с дотацией 18 %. Европейский Союз (в соответствии с международными нормами) может в течение года использовать эту дотацию для собственных производителей. Европейцы говорят, что они в своем праве, а то, что в Украине отрасль может исчезнуть – то это наши проблемы.

Поэтому, как утверждает Козаченко: «По состоянию на сегодня ряд производителей готовится к закрытию предприятий, ведь кто-то раньше занимал финансирование под модернизацию на развитие и давал гарантии личным имуществом. Дальнейшая бесперспективность работы в Украине заставляет их готовиться к последствиям».

Проблемы с администрированием НДС у сельхозпроизводителей возникнут в марте

Практическая реализация положений закона Украины № 1115 нанесет главные хлопоты сельхозпредприятиям уже в первый месяц – возникнут проблемы с администрированием НДС.

Заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики» к. э. н. Леонид Тулуш говорит, что разделом II закона Украины № 1115 предусмотрено, что его положения вступают в силу со дня, следующего за днем его опубликования. И применяются к налоговым периодам, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования настоящего закона.

«А значит, что если закон будет опубликован в ближайшее время, то уже с 1 марта сельхозпредприятия при осуществлении операций по поставкам, предусмотренных в законе видов сельхозпродукции должны будут применять новую ставку НДС – 14 %. Такой размер ставки является новым и до сих пор в Украине не применялся», — подчеркнул эксперт.

В соответствии с положениями пункта 201.1 статьи 201 Налогового кодекса (далее – НК) на дату поставки плательщик НДС обязан составить налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных в установленный срок. Причем, согласно пункту 201.10 статьи 201 НК, регистрация налоговых накладных, составленных с 1 по 15 календарного дня месяца, должна осуществляться до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены. В этом случае – до 31 марта 2021 года, пояснил Леонид Тулуш.

Однако, действующая форма налоговой накладной, утвержденная приказом Минфина № 1307 от 31 декабря 2015 года (с изменениями и дополнениями), не предусматривает возможности отражения операций по ставке 14%.

Не предусмотрена такая возможность и приказом Минфина «Об утверждении формы налоговой накладной и в порядке заполнения налоговой накладной» № 734 от 2 декабря 2020 года, положения которого вступают в силу с 1 марта 2021 года.

Таким образом, сельхозпредприятия и другие поставщики сельхозпродукции не будут иметь технической возможности зарегистрировать налоговую накладную по сниженной ставке в 14%, спрогнозировал эксперт. При этом предостерег он, что за несвоевременную регистрацию налоговой накладной в соответствии со статьей 120-1 НК начисляются штрафные санкции. Контрагенты, в свою очередь, не смогут – в соответствии с положениями пункта 198.6 статьи 198 НК – включить соответствующие суммы НДС в состав налогового кредита.

Вследствие этого поставки сельхозпродукции, указанной в разделе I закона Украины № 1115, могут быть фактически заблокированы. Причем, если при поставках растениеводческой продукции теоретически возможно несколько недель не отпускать продукцию, то при поставках животноводческой продукции, особенно молока, такая ситуация невозможна даже теоретически. Ведь будет парализована нормальная деятельность молокоперерабатывающих заводов.

Сельхозпредприятия прекратят осуществлять реализацию, вследствие чего будут нести убытки, в том числе и в виде штрафных санкций за невыполнение контрактных обязательств, предупреждает Леонид Тулуш.

Ведь, считает он, оперативно исправить ситуацию из-за подготовки соответствующего приказа Минфина «О внесении изменений в форму налоговой накладной», не удастся. Поскольку положениями статьи 9 закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» предусмотрено, что срок, в течение которого принимаются замечания и предложения в проекты регуляторных актов, не может быть меньше, чем один месяц со дня обнародования проекта регуляторного акта и соответствующего анализа регуляторного влияния.

«Учитывая это, исправить ситуацию можно будет не раньше апреля 2021 года – притом, что крайним сроком регистрации налоговых накладных за первую половину марта — 31 марта 2021 года, уточнил эксперт. Итак, вследствие неотраженных законодательных норм и отсутствия необходимых подзаконных актов, направленных на учет положений закона Украины № 1115, следует ожидать существенных осложнений в работе участников аграрного рынка как минимум в первый месяц его применения», – подытожил Леонид Тулуш.

Реакция фермеров на снижение ставки НДС

Опираясь на исследования мыслей и впечатления от норм закона у фермеров, которые провел Кurkul.com можно уверенно сказать, что фермеры ни в чем не уверены.

Да, есть единичные высказывания о положительных последствиях от введения закона, однако большинство предпочитало бы вместо снижения НДС до 14% для отдельных продуктов видеть или возвращение к старой схеме, когда НДС, которое должно направляться в бюджет, аккумулировали бы на специальном счете. И направляли на развитие предприятия по отдельным статьям расходов, или же уменьшение по всей цепочке производства аграрной продукции. К тому же фермеры не верят, что действие закона уменьшит количество «схем».

«Относительно заявлений о том, что закон поможет бороться с так называемыми “схемами”, то не уверен, что здесь что-то изменится. Уже более 20 лет с ними воюют и никак побороть не могут. Я не вижу возможности реализации этих схем без участия некоторых должностных лиц.

Поэтому если взглянуть на ситуацию с этой точки зрения, то получается, что они внедряют этот закон не для государства, а для себя. Я не знаю, как это все они «проворачивают», но дыма без огня не бывает, так много говорят об этих схемах не просто так. Поэтому здесь вряд ли что-то изменится», – утверждает руководитель ООО «Дунайский аграрий» Роман Дяжук.

И хотя он более позитивно, чем негативно воспринимает введение в действие закона, определенный скепсис присутствует в его заключении относительно эффекта закона об уменьшении НДС. «Я поддерживаю этот закон. Давно нужно было это сделать. Честно говоря, было бы хорошо снизить ставку и до 10% на определенные виды продукции, как в некоторых европейских странах, ну 14 так 14», – улыбается фермер.

Он добавил, что два года назад не чувствовал бы никаких изменений от этого закона, потому что все шло на экспорт и НДС всегда был по совмещению. Если же смотреть на нынешнюю ситуацию да еще и учесть проблемы с засухами и неурожаем, это будет хороший плюс для фермеров.

Аграрий выразил солидарность с коллегами, что из-за этого закона есть вполне реальная и неприятная возможность соответствующего снижения закупочных цен трейдерами. «Здесь крупные агрохолдинги всегда смогут найти общий язык с трейдерами, а вот небольшие фермерские хозяйства влияния никакого не имеют. Поэтому исключать такой сценарий действительно не стоит», – говорит Роман Дяжук.

В свою очередь, директор ООО «Пятидни» Валерий Диброва отмечает другую проблему. «Плюс в том, что ставка НДС уменьшена. А минус, если взять, например, мое хозяйство, мы столько НДС получали и много экспортировали, что сегодня можем иметь отрицательный баланс в 42 млн. грн. по возмещению НДС. Кто мне это возмещение сделает? Конечно, никто», – уверен директор ООО «Пятидни» Валерий Диброва.

В ООО «Пятидни» не спешат с выводами и ждут реакцию рынка. Валерий Диброва считает, что при таком серьезном изменении налогового законодательства нельзя сказать точно, как будет реагировать рынок и экономика отрасли, поэтому здесь есть как плюсы, так и минусы.

«Новый закон может дополнительно подтолкнуть нечистых на руку дельцов искать лазейки, чтобы при реализации сельскохозяйственной продукции получить возмещение через так называемые “схемы” – уменьшение налогового обязательства по уплате НДС, начисленного по продаже бизнесом одного товара, благодаря налоговому кредиту, полученному при покупке другого», – замечает Валерий Диброва.

Кроме того, Валерий Диброва подчеркнул, что для слаженной работы отрасли во всей цепочке сырья и готовой продукции должна быть одна ставка НДС.

«Когда мы сегодня закупаем сырье при ставке 14%, а готовую продукцию из этого сырья потом будем продавать при ставке 20%, то о чем можно говорить? Это же приведет к злоупотреблениям и возможному хаосу в начислении и уплате НДС. Здесь и выборочные проверки, и административное давление. Кто-то непременно захочет заработать, кого-то прижать, чей-то бизнес вообще “прикопать”, – говорит руководитель ООО «Пятидни».

Как видим, несмотря на сдержанный оптимизм негативных ожиданий от норм закона о снижении ставки НДС с 20% до 14% гораздо больше. Это и не удивительно, ведь лучший закон с максимально позитивными намерениями может разбиться об острые углы украинской бюрократии и «схем». Что же получим на самом деле – узнаем очень скоро.

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий