Социализация экономики является процессом, который предполагает подчинение экономичных процессов интересам самого человека, перераспределение результатов производства, улучшение условий труда и жизнедеятельности людей в направлении реализации социальных целей общества и направлен на усвоение и использование людьми социальных норм, ценностей, шаблонов поведения и взаимодействия с обществом с целью обеспечения нормального функционирования.
Авторы статьи уверены, что социализация экономических субъектов является объективным процессом развития экономической системы рыночного типа и способом решения ее проблем. Рыночная трансформация экономики Украины вызвала возникновение ряда негативных последствий в социально-экономической жизни страны, что обусловливает необходимость нахождения механизмов оптимального участия экономических субъектов в реализации социальных целей общества.
Цель статьи – идентифицировать основные проявления социализации государства и бизнеса в современной экономике с целью определения уровня их социализации в Украине в направлении реализации социальных целей общества.
Новизна статьи – выделение проявлений социализации экономических субъектов получило дальнейшее развитие и позволило оценить уровень социализации государства и бизнеса в Украине как недостаточный для реализации их потенциала в достижении социальных целей общества.
Методы исследования: научная абстракция, анализ, научное обобщение, диалектическая логика, дедуктивный метод.
По мнению авторов статьи, основными проявлениями социализации государства является развитие его социальной ответственности и социализация бюджета. Социализацию бизнеса подтверждают такие аспекты экономического бытия, как его социальная ответственность и появление социального предпринимательства.
Анализ указанных проявлений социализации экономических субъектов в Украине дал основания констатировать, что уровень социализации государства и бизнеса является незначительным.
Это обусловлено тем, что уровень совместного благосостояния является низким и подтверждается местом в международных рейтингах. Социальные расходы государственного бюджета являются недостаточными, коэффициент их социализации характеризуется нисходящей тенденцией при низком уровне жизни населения.
Отсутствуют конкретные механизмы распространения социальной ответственности бизнеса, который практически не имеет ни заинтересованности, ни стимулов, ни опыта успешной реализации подобных проектов; недостаточными являются стимулы со стороны государства для развития социального предпринимательства и наблюдается низкая осведомленность общества относительно его значения в решении социальных экономических проблем.
Ключевые слова: социализация экономики, государство, социальное государство, бизнес, социальная ответственность бизнеса, социализация расходов, социальное предпринимательство, социальная экономика.
Постановка проблемы и актуальность. Человек, его потребности, ценности, потенциал и приоритеты являются центром современного социально-экономического развития, а процессы социализации экономики все больше охватывают различные аспекты функционирования развитых стран мира.
Важно понимать, что социализация как всесторонний процесс трансформаций капиталистических по своей сущности экономик развитых стран является направлением продления их жизнеспособности, исправления или сглаживания их недостатков и противоречий, является важным и неизбежным условием их дальнейшего развития.
Социализация экономики, начинаясь с создания благоприятных условий для удовлетворения человеческих потребностей, завершается превращением человека не только в главный фактор производства, а в конечную его цель.
Социализация экономики может быть рассмотрена через призму ее субъектов — бизнеса и государства, деятельность и приоритеты которых подлежат изменениям. Именно проявление социализации указанных субъектов в значительной мере являются фактором формирования социальной экономики, характеризующимся значительными перспективами в решении проблем социально-экономического развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам социализации экономики, определению места и роли социальных факторов экономического развития, рассмотрению сущности и необходимости развития социального государства, анализу процессов социальной ответственности посвятили свои труды такие ученые: В. Геец (V. Geets), А. Головинов (O. Golovinov), А. Гриценко (A. Hrytsenko), В. Гришкин (V. Grychkin), Ю. Зайцев (Yu. Zaytsev), В. Кириленко (V. Kyrylenko), А. Колот (A. Kolot), Н. Кравченко (N. Kravtchenko), О. Попадинец (O. Popadynets) и другие.
Несмотря на значительное количество публикаций и их научную ценность, многие вопросы проблематики остаются дискуссионными и требуют дальнейших исследований. В частности, актуальным является рассмотрение социализации экономики сквозь призму ее субъектов.
Цель статьи – идентифицировать основные проявления социализации государства и бизнеса в современной экономике с целью определения уровня их социализации в Украине в направлении реализации социальных целей общества.
Новизна статьи получила дальнейшее развитие в выделении проявлений социализации экономических субъектов, что позволило оценить уровень социализации государства и бизнеса в Украине как недостаточного фактора для реализации их потенциала в достижении социальных целей общества.
Методы исследования: научная абстракция, анализ, научное обобщение, диалектическая логика, дедуктивный метод.
Изложение основного материала. В современных условиях развития производительных сил и производственных отношений государство и бизнес, как основные экономические субъекты, находятся в постоянном поиске «точек соприкосновения», различных форм эффективного взаимодействия, которое бы сделало возможным наиболее эффективно оптимизировать их деятельность – мультипликативно увеличить выгоды и нивелировать риски и угрозы.
Так, эффективный диалог между государством и бизнесом способен обеспечить много выгоды.
Среди которых можно назвать: повышение конкурентоспособности отдельных предприятий, национального делового сектора и страны в целом. Достижение общественных целей и реализация стратегий социально-экономического развития путем консолидации усилий государства и потенциала сектора бизнеса; получение бизнесом гарантий защиты своих интересов и возможностей использования различных форм взаимодействия с государством на паритетной основе.
Наличие механизмов защиты от коррупции и ситуаций, при которых интересы государства подменяются интересами отдельных его представителей. Улучшение механизмов использования ресурсов на уровне страны за счет повышения эффективности процессов производства, управления и сбыта продукции на уровне предприятий; улучшение деловой репутации, как отдельных компаний, так и страны, транслирование их ответственного отношения к потребителям, конкурентам, среде, ресурсам и т.д.
Социализация является всеобъемлющим процессом, значительно видоизменяющим ценностные ориентиры государства. Основной функцией государства в современных условиях является создание высокого уровня общественного благосостояния, как степени обеспеченности граждан общества необходимыми для жизни благами.
Интересным, по нашему мнению, является тот факт, что расчет уровня общественного благосостояния все чаще и больше не включает показатели сугубо экономического развития, как, например, уровень жизни или ВВП на душу населения, а показатели социального характера.
Национальные счета благосостояния состоят из трех основных компонентов: личное благополучие (эмоциональное равновесие, удовлетворение жизнью, позитивное существование, жизнеспособность, устойчивость и самооценка); социальное благосостояние (поддерживающие отношения; доверие и принадлежность к определенным общественным группам); удовлетворение работой.
Со своей стороны, индекс человеческого развития охватывает широкий диапазон статистических данных благосостояния, объединенных в четыре индекса: ожидаемая средняя продолжительность жизни, индекс образования; доступность образования; уровень жизни.
Интересным для оценки общественного благосостояния является международный индекс счастья, главной идеей расчета которого является измерение «реального» благосостояния нации, поскольку конечная цель большинства людей не быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми. Это означает, что именно развитие социальной сферы становится ключевым показателем качественных трансформаций экономической системы рыночного типа, мерилом уровня жизни населения, воплощением лучших практик развития стран мира.
Все чаще в литературе встречается термин «социальное государство», под которым понимают государство, которое признает человека наивысшей социальной ценностью, а его политика направлена на создание условий, обеспечивающих жизнь и свободное развитие человека. Такое государство является закономерным продуктом эволюции гражданского общества и по содержанию характеризуется социальной ответственностью государства.
Социальная ответственность государства должна базироваться на определении и конкретизации обязанностей государства и его институтов по установлению «правил игры», то есть принятия, исполнения законов, нормативных и правовых документов, направленных и обеспечивающих сохранность.
Эффективное использование всех ресурсов, соблюдение и реализацию в полном объеме государственных социальных гарантий и государственных социальных стандартов, создание условий и возможностей формирования и накопления человеческого и социального капитала и другие.
Высокий уровень социальной ответственности государства выражается, по нашему убеждению, в том, что органы государственной власти и государство в целом берут на себя большую ответственность, чем возлагают на граждан.
Итак, социализация все больше затрагивает государство и его функции, становится важным условием общей социализации экономики. Такая переориентация государства в развитых странах все меньше похожа на тактические шаги, все больше напоминает долгосрочную стратегию построения высокоразвитой экономики рыночного типа социальной направленности.
Вместе с тем нужно понимать, что социальная функция экономики – это не нагрузка на экономику, а ее органическая составляющая, один из важнейших внутренних ресурсов и стимуляторов экономического развития. Без реализации этой функции уже в среднесрочном периоде экономика теряет способность не только к повышению своей эффективности, но и к простому воспроизводству.
Застой приводит к тому, что не стремление к повышению эффективности производства, а социальные проблемы, необходимость остановить деградацию социальной сферы, становится фактором, предпосылкой и целью экономических преобразований.
В Украине происходит становление процессов социализации государства. В этом смысле парадоксальным является наличие противоречия между желанием уменьшить роль государства в экономике и необходимостью развития и становления социального государства.
По данным Государственной службы статистики Украины, в первом полугодии 2020 г. доля государственного сектора составляла 11,5%, удельный вес количества субъектов хозяйствования государственного сектора – 4,2%, удельный вес чистого дохода от реализации продукции – 9,8%.
Недоверие к представителям государственной власти, недооценка ее роли в социально ориентированной экономике, отсутствие отработанных экономических, а не административных механизмов регулирования экономики, сращивание власти и бизнеса, коррупция и значительная роль внешних факторов влияния на разработку и реализацию экономической политики становятся весомыми преградами на пути построения государства, что руководствуется общественными ценностями.
Низкий уровень общественного благосостояния в Украине засвидетельствован местом Украины в рейтингах: 92 место в 2020 г. из 167 стран мира в мировом рейтинге благосостояния, 74 место в 2020 г. из 189 стран мира по Индексу человеческого развития и 123 место в 2020 г. из 156 стран мира по Индексу счастья.
Как видим, в целом наблюдается положительная динамика в месте Украины в интегральном рейтинге оценки уровня человеческого развития. Однако данные свидетельствуют, что Украина имеет значительно более низкий показатель от среднего среди стран Европы и Центральной Азии: если по уровню образования у страны достаточно высокое значение, то ВНД на душу населения по паритету покупательной способности значительно ухудшает позицию Украины в данном рейтинге.
На наш взгляд, стоит осуществить более детальный анализ продолжительности жизни в Украине, поскольку этот показатель является производным от состояния сферы здравоохранения в стране, экологической ситуации и тому подобное. Как демонстрируют данные, средняя продолжительность жизни за последние почти два десятилетия с каждым годом растет: против 2002 г. средняя продолжительность жизни возросла на 3,69 года, среди женщин рост произошел на 2,85 года, среди мужчин – на 4,22 года.
Несмотря на рост средней продолжительности жизни мужчин, такой показатель более чем на 10 лет ниже по сравнению с женщинами. Существуют разные точки зрения, обосновывающие причины этого явления. Большинство из них выходят из разных реакций мужчин и женщин на стрессовые ситуации, имеют отличия в отношении к процессу слежения за состоянием здоровья, склонности к вредным привычкам и другие.
Динамика средней продолжительности жизни населения Украины является положительной. Однако стоит отметить, что согласно результатам исследования Global Burden of Disease Study 2019, которые заключаются в определении для каждой страны, так называемой ожидаемой продолжительности здоровой жизни (Healthy life expectancy, HALE – показатель лет жизни, проведенных в добром здравии), в Украине этот показатель в 2019 г. составил 61,7 года. Что меньше, чем среднее мировое значение, которое составляет 63,5 года.
Для сравнения: в Беларуси показатель HALE – 65,0, в Польше – 68,0, в Чехии – 68,5, во Франции – 71,2, в Германии – 69,5, в Италии – 71,0, в Испании – 71,3, в Великобритании – 68,9, в Японии – 73,3, в Сингапуре – 73,9, в США – 65,2 года.
Реализация социальных функций государства, на наш взгляд, может быть оценена, проанализировав расходы государственного бюджета на социальную сферу, социальную защиту и обеспечение, ведь именно эти статьи расходов государственного бюджета направлены на развитие.
Как показывают приведенные данные, за последнее десятилетие наибольший удельный вес бюджетных расходов направляется на социальную защиту и социальное обеспечение. Стоит обратить внимание на то, что доля расходов на социальную защиту и социальное обеспечение колеблется в разные годы от 23,4% до 30,9%.
На наш взгляд, это существенная статья расходов государственного бюджета, однако доля расходов на образование за последние годы сократилась до 16-17%, а доля расходов на здравоохранение – меньше 10%, на духовное развитие – 2,2%.
Оценка социальной направленности государственного бюджета по использованию финансовых ресурсов может быть осуществлена, в том числе за счет коэффициента социализации расходов, который представляет собой отношение расходов на выполнение социальных функций государства к общему объему расходов.
К расходам на выполнение социальных функций государства прямо или косвенно относятся именно расходы на охрану здоровья, духовное и физическое развитие, образование, социальную защиту и социальное обеспечение. Уровень социализации государственного бюджета в Украине уменьшается в течение 2011-2019 годов, значение коэффициента снизилось на 8,1 п. п.
Достоин внимания тот факт, что, несмотря на значительное финансирование сферы социальной защиты, и социального обеспечения, уровень жизни в стране не растет, а уровень бедности лиц, нуждающихся в социальной защите, ежегодно только углубляется. Это обусловлено тем, что хотя коэффициент социализации государственных расходов довольно значительный (52,2% в 2019 г.), а социальные пособия и другие полученные текущие трансферты составляют треть (32% в 2019 г.) всех доходов домохозяйств, такой уровень финансирования является недостаточным.
Последнее подтверждает тот факт, что доля населения со средними эквивалентными общими доходами на человека в месяц ниже фактического прожиточного минимума и является достаточно высокой, и составила: 51,9% в 2015 г., 51,1% в 2016, 34,9%, 27,6% и 23,1% соответственно в 2017, 2018 и 2019 годах.
Исходя из этого, на наш взгляд, для повышения эффективности использования средств государственного бюджета нужно просмотреть структуру его расходов в направлении увеличения финансирования на образование и охрану здоровья, ведь это будет способствовать улучшению условий человеческого развития, без чего невозможно повысить качество жизни населения страны.
Итак, как подтверждает отечественная практика, значительное финансирование социальной сферы не является достаточным для повышения уровня благосостояния населения страны, социальная функция государства не сводится лишь к финансированию социальной сферы.
Очевидно, что нужно выработать механизм построения социального государства, который бы предусматривал достижение этой цели путем использования различных методов и инструментов на административном, институциональном, экономическом и других уровнях.
Современный бизнес также все чаще обращается к социальным аспектам жизнедеятельности общества. Мировая практика демонстрирует постепенный отказ от прибыли как главной цели предприятия и организации своей деятельности на основе множественности целей.
Так, например, в 2019 г. руководители Apple, Boeing, FedEx, General Motors и еще более 170 глобальных корпораций с сети Business Roundtable, совокупный доход которых превышает 7 трлн. долл., сделали заявление, что прибыль больше не является конечной целью их деятельности.
Основными аспектами, на которые направляет бизнес свои усилия, становятся: доля на рынке, репутация и статус, победа в конкурентной борьбе, а также удовлетворение потребностей стейкхолдеров – работников, потребителей, поставщиков ресурсов и тому подобное. Фактически это означает, что способ достижения целей становится целью.
Такая переориентация, с одной стороны, может быть воспринята как определенное общественное «принуждение», необходимость, то есть ответ на требования времени. То, что бизнес становится более «управляемый ценностями», является в определенной степени результатом достаточно большой практики его безответственности и пренебрежения экономическими законами, чрезмерной эксплуатации природы и наемных работников.
С другой же стороны, сочетание в бизнесе коммерческих и общественных целей, бесспорно, является продуктом трансформации общества, экономических отношений и производительных сил.
Тенденцию к социализации бизнеса подтверждают такие аспекты экономического бытия, как социальная ответственность бизнеса и появление нового вида предпринимательства – социального.
Социальная ответственность бизнеса становится философией долгосрочного развития капитализма и включает этическое поведение в отношении собственного персонала и этическое, ответственное поведение в отношении внешней среды — добросовестную уплату налогов, охрану окружающей среды, нахождение «точек соприкосновения» во взаимоотношениях с государством, благотворительную деятельность и тому подобное.
Инструментарий социальной ответственности бизнеса большой – от корпоративного управления и расширения участия акционеров в этом процессе, реализации социально-ответственных программ и маркетинга, добродетели к социальной отчетности и социальному предпринимательству.
По нашему убеждению, на практике основные формы реализации социальной ответственности бизнеса заключаются в создании для работников безопасных рабочих мест; в должном уровне заработной платы, который предоставлял бы разновидности простого и расширенного воспроизводства рабочей силы (что является необходимым условием роста уровня человеческого капитала в стране). В обеспечении условий карьерного роста, разработке премиальной системы и других методов материального и морального поощрения и тому подобное.
Так, крупные корпорации ежегодно публикуют социальные отчеты о своей деятельности, направленной на выполнение определенных поставленных социальных миссий, достижение общественного благосостояния и оптимального взаимодействия с окружающей средой.
В мире разработан ряд стандартов такой отчетности, а наиболее популярным и признанным из них является Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines (GRI) – стандарт отчетности в области устойчивого развития, который охватывает экономическую, экологическую и социальную результативность организации.
Сегодня в развитых странах нефинансовую отчетность по стандартам GRI предоставляют уже более 4000 компаний, которые являются представителями крупного и малого бизнеса.
Стоит отметить, что, несмотря на усиление социальной ответственности бизнеса, в мире катастрофически растет неравенство во всех его проявлениях и на всех уровнях. Это же касается и корпораций, которые увеличивают разрыв в заработной плате между верхним и средним звеньями наемных работников, что в глобальном измерении становится главной причиной размывания среднего класса, который традиционно был залогом стабильности и основ гражданского общества.
В Украине подготовка нефинансовых отчетов остается исключительно прерогативой крупных компаний и представительств международных корпораций, доля которых является мизерной, это 15 украинских предприятий в 2016 году.
Показательным примером в процессе формирования основ корпоративной социальной ответственности в Украине является опыт ЧАО «Укргидроэнерго» – компании, единственным акционером которой является государство, и которая призвана обеспечить энергетическую безопасность, энергоэффективность и конкурентоспособность своих предприятий и экономики страны.
Стратегия корпоративной социальной ответственности ЧАО «Укргидроэнерго» направлена на добровольную интеграцию социальных и экологических аспектов в производственно-экономическую деятельность предприятия и их реализацию во взаимодействии с заинтересованными сторонами.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса «Укргидроэнерго» имеет целью улучшение социальной экосистемы в местах присутствия компании.
Как указано в Стратегии корпоративной социальной ответственности этой компании, ее реализация способствует увеличению вклада «Укргидроэнерго» в устойчивое развитие в социальной, экономической и экологической сфере. А также укреплению корпоративной культуры; обеспечению прозрачности деятельности и распространению корпоративной социальной ответственности в государственном секторе экономики.
Основными сдерживающими факторами в распространении принципов социальной ответственности бизнеса в Украине, по нашему убеждению, являются отсутствие целостной, системной концепции распространения социальной ответственности с конкретными механизмами их реализации.
Неготовность бизнеса к налаживанию диалога с обществом и участия в жизни общества, нежелание быть его частью и брать на себя роль спонсоров и благотворителей через правовой нигилизм и деформированное правовое сознание, направленное на стремление обойти законодательную базу и уклониться от ответственности за ее несоблюдение.
Незрелость предпринимательской культуры, отсутствие соответствующего опыта и неразвитость практики взаимодействия бизнеса с государством, которое не является сторонним наблюдателем или конкурентом, а выступает цивилизованным партнером и тому подобное.
Социальное предпринимательство – это относительно молодой «инструмент бизнеса, вид деятельности, основой которой является создание социальных ценностей в направлении решения социальных вызовов общества.
В отличие от традиционного, социальное предпринимательство всегда имеет инновационный характер, связанный с тем, что социальные предприниматели пытаются решать социальные проблемы нестандартными путями.
Г. Диз, директор центра развития социального предпринимательства Дюкского университета в США, отмечает, что постепенно общество стало решать ряд социальных проблем предпринимательскими методами, соединив социальную направленность с присущими для бизнеса дисциплиной, решительностью и инновациями.
Как показывают исследования Г. Ю. Мищук и Р. Р. Пилипчук, лидерами по уровню развития социального предпринимательства среди европейских стран являются Великобритания и Италия. Так, например, в значительном влиянии социального предпринимательства на экономику Великобритании свидетельствует тот факт, что поступления в экономику от данного вида деятельности составляют около 24 млрд. фунтов, а вклад в занятость – около 1 млн. человек.
В Украине развитие такой новой формы бизнеса, как социальное предпринимательство, характеризуется медленными тенденциями. Ключевыми проблемами, препятствующими его активизации, являются отсутствие нормативно-правовой базы, недостаточность финансовой и институциональной государственной поддержки, недостаток мотивации создания социальных предприятий, низкий уровень информированности общества о значительном позитивном потенциале социальных предприятий в решении социальных проблем.
Однако практика демонстрирует значительные успехи функционирования, хотя и незначительного, количества социальных предприятий.
Это пекарня «Ореховый дом», г. Львов – предприятие, которое ведет деятельность в хлебопекарной отрасли за счет привлечения труда женщин без постоянного места жительства; благотворительный магазин «Ласка», г. Киев – магазин одежды, который занимается реализацией подержанных вещей от населения, а вырученные средства направляет на благотворительные фонды и социальные проекты; пиццерия «Pizza Veterano», г. Киев — магазин одежды, Киев – заведение общественного питания, которое трудоустраивает ветеранов и пострадавших от вооруженных конфликтов, а часть прибыли направляет на социальные цели и т. п.
Эти предприятия не только демонстрируют свою финансовую состоятельность, но и решают сложные социальные проблемы отечественного общества. Как видим, предпринимательство социализируется, появляются новые приоритеты его деятельности, отходят от традиционных канонов бизнеса и направлены на решение социальных проблем общества.
Выводы и перспективы дальнейших исследований в этом направлении. Анализ указанных проявлений социализации экономических субъектов в Украине доказал, что уровень социализации государства и бизнеса является незначительным. Это обусловлено тем, что:
уровень общественного благосостояния является низким и подтверждается местом Украины в международных рейтингах, которые оценивают социальную направленность государства и его действия в обеспечении социальных целей общества;
социальные расходы государственного бюджета недостаточны, коэффициент их социализации на протяжении последних 10 лет характеризуется нисходящей тенденцией при низком уровне жизни населения;
отсутствуют конкретные механизмы распространения социальной ответственности бизнеса, который практически не имеет ни стимулов, ни опыта успешной реализации подобных проектов;
недостаточными являются стимулы со стороны государства для развития социального предпринимательства и низкая осведомленность общества относительно значительного потенциала такого прогрессивного вида бизнеса в решении социально-экономических проблем.
В русле решения обозначенных проблем целесообразным, по нашему убеждению, будет упоминание о концепции создания общей ценности. Она базируется на исследованиях гарвардских экономистов М. Портера и М. Крамара (2011 г.), и заключается в том, что успех корпораций и общественное благосостояние взаимосвязаны.
Бизнесу для успеха нужны здоровые и образованные работники, а обществу для процветания – доходные и высоко конкурентные бизнесы, которые создают прибыль, налоги и благосостояние. Именно механизмам партнерства государства и бизнеса в направлении решения проблем их социализации в отечественной экономике будут посвящены наши дальнейшие исследования.
Авторы: И.С. Била, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
В.В. Сандугей, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики образования, Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.