Социальная справедливость в процессах вынужденного переселения: оценка и приоритеты достижения

Изложены результаты научных исследований, направленные на разработку научно-методического обеспечения количественной оценки уровней проявления социальной несправедливости по отношению к внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) по отдельным сферам.

Цель исследования – оценка уровня проявления социальной несправедливости в отношении ВПЛ по основным сферам жизнедеятельности по разработанной и апробированной авторской методике. Систематизированы основные направления проявления дискриминации с оценкой уровней по каждой составляющей.

Использован сравнительный подход с базовой концепции социальной справедливости, который определяет степень реализации базовых принципов социальной справедливости в основных сферах жизнеобеспечения ВПЛ и постоянного населения.

По разработанной и апробированной методике в оценке уровня социальной справедливости определено, что защищенность материального благосостояния ВПЛ на 29% ниже, чем постоянного населения, а уровень бедности среди ВПЛ на 72% выше, чем постоянного населения по критерию деривации «вынуждены экономить даже на питании».

Уровень экономической защищенности на рынке труда на 30% ниже, чем среди постоянного населения, а уровень доступности рынка социальных услуг для ВПЛ – на 33%. В ВПЛ на 22% меньше возможности получить медицинские услуги. Почти на 50% – купить лекарства, 22% ВПЛ констатируют, что им не хватает средств для оплаты аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг.

По самооценке 57% ВПЛ, уровень интеграции их в территориальные общины ниже, чем у постоянного населения. Недостаточное обеспечение социальной справедливости в отношении переселенцев отметили 96% ВПЛ, эту же оценку ВПЛ дало 88% постоянного населения.

Ключевые слова: социальная справедливость, дискриминация, защищенность, социальные риски, интегральный показатель, внутренне перемещенные лица, постоянное население.

Постановка проблемы и актуальность темы. Необходимость разработки методологических основ измерения и научно-методического обеспечения оценки уровней социальной справедливости в отношении внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) особенно актуальна сейчас в связи с проявлениями дискриминации в отношении них, а также из-за неопределенности приоритетов государственной политики по этим вопросам.

Стремление любого общества к социальной справедливости обусловлено потребностями установления социального порядка, преодоления препятствий к достойному существованию и установления определенного баланса между ценностными установками человека и их фактической реализацией.

Искать социальную справедливость в условиях вынужденной миграции населения с востока Украины в связи с вооруженным конфликтом сложно, но необходимо дать возможность переселенным гражданам Украины почувствовать опеку государства, поддержку общества и международного сообщества.

За пять лет переселения ситуация с ВПЛ значительно изменилась. Сначала была сложная адаптация к новым условиям жизни без жилья, работы, доходов и с ожиданием скорого возвращения домой, затем – постепенная интеграция в общины и нежелание возвращаться назад. В июне 2018 г. 38% ВПЛ определили, что не планируют возвращаться обратно, а это на 10% больше чем в 2017 году.

Разуверение в наступлении мира, неопределенность с возвратом имущества, что осталось на неподконтрольной территории, привыкание к трудностям переселенческой жизни, а также постепенное успешное решение проблем интеграции в местах переселения обусловливают усиление мотивации не возврата Донбасса после завершения конфликта.

Но, несмотря на эти изменения в настроениях, ВПЛ остаются в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, они дискриминированы в собственном государстве и через социальную несправедливость, негативные переживания и стрессы разрушают свою жизнь и здоровье.

Общество привыкло к проблемам переселенцев, они потеряли свою остроту, но до сих пор остались нерешенными. Поэтому сейчас встает вопрос измерения и оценки этих проблем с целью создания предпосылок их решения, в частности для усиления ощущения социальной справедливости к ВПЛ.

Анализ последних исследований. Исследование социальной справедливости, объединяющее различные сферы жизнедеятельности человека, обусловливает необходимость определения количественных и качественных показателей его измерения, разработки интегрального показателя уровня социальной справедливости.

На сегодня существует несколько подходов к этому. Наиболее известный — расчет индекса социальной справедливости (ИСС), разработанного в Европейском Союзе, который ежегодно обновляют европейские институции.

ИСС состоит из шести измерений: профилактика бедности, доступ к образованию, включение рынка труда, социальная сплоченность и не дискриминация, здоровье, справедливость между поколениями. Эти показатели определяют на основе 30 количественных и восьми качественных показателей, каждый из которых связан с одним из шести измерений социальной справедливости.

Как опосредованное измерение социальной справедливости на уровне отдельных государств, В. Жовновата (V. Zhovnovata) рекомендует применять индексы человеческого развития, которые по содержанию охватывают основные характеристики человеческого потенциала.

Эти интегральные показатели преимущественно рассчитывают на уровне государств и используют для характеристики уровня эффективности социальной политики государств на основе сопоставления непосредственно показателей, их составляющих и рангов по ним.

Среди отечественных научных наработок сегодня отсутствуют научные исследования количественного измерения уровней социальной справедливости, как по сферам проявления, так и с использованием итогового показателя для оценки реализации базовых принципов социальной справедливости в отношении определенных слоев населения. В Украине целесообразно применять следующие составляющие ИСС — показатель нарушения бедности, качества политики в системе образования, индекс доступности к рынку труда и подиндекс справедливости между поколениями.

Другое направление определения и измерения социальной справедливости, связанное с теорией измерения неравенств, используют Г. Ю. Мищук (G. Micshuk) и Н. Н. Смолянюк (N. Smolianiuk). Речь идет об оценке чрезмерного неравенства доходов, оплаты труда, распределения ресурсов, доступности определенных видов социальных услуг и т. п.

В. Новиков (V. Novikov) и В. Семенов (V. Semenov) систематизируют методические подходы к определению уровня социальной справедливости, обосновывают преимущества их использования в зависимости от цели и иерархического уровня (общество, регион) оценки уровней социальной справедливости.

Новизна работы заключается в теоретическом обосновании и разработке научно-методического обеспечения оценки уровня социальной несправедливости в отношении ВПЛ по сферам – защищенность материального благосостояния, нарушение принципов социальной справедливости на рынке труда, доступность социальных услуг и социальное включение в общины.

Впервые с учетом основных положений методики расчета ИСС предложено осуществить оценку уровней социальной справедливости по сферам жизнедеятельности отдельной группы граждан – ВПЛ.

Цель статьи — оценить уровень проявления социальной несправедливости в отношении внутренне перемещенных лиц по основным сферам жизнедеятельности по разработанной и апробированной авторской методике.

Методы исследования. В статье использован экономико-статистический метод для сравнительной оценки уровня социальной справедливости по составляющим, математико-статистический – для определения интегрального показателя уровня социальной справедливости в отношении ВПЛ с оценкой влияния его составляющих на относительное изменение.

Изложение основного материала. Социальная несправедливость в отношении ВПЛ определена проявлениями дискриминации в связи с их новым статусом. Так, по результатам последних трех отчетов Национальной системы мониторинга, дискриминацию определяют около 12-13% переселенцев.

Ощущение дискриминации или несправедливого отношения связано в первую очередь с прекращением социальных выплат. Около 18% домохозяйств среди ВПЛ сообщили, что подверглись приостановлению социальных выплат с начала конфликта, при этом за последние полтора года этот показатель вырос в 2,5 раза.

Основные сферы, по которым переселенцы чувствовали дискриминацию, касались жилья (от 46 до 65%), взаимодействия с местным населением (от 19 до 39%) и занятости (от 19 до 31%). Только за год, с июня 2017 г. до июня 2018 г. на 16% выросла доля ВПЛ, которые испытывают дискриминацию во взаимодействиях с местным населением, но наметилась и положительная тенденция, связанная со снижением несправедливости в отношении ВПЛ на рынке труда.

Уровень дискриминации ВПЛ по разным направлениям нарушения принципов социальной справедливости можно обнаружить путем сопоставления соответствующих индикаторов для измерения постоянного населения и ВПЛ.

Исходя из трех базовых концепций социальной справедливости (уравнительная, распределительная и либеральная) выбор для сравнения реализации базовых принципов социальной справедливости в основных сферах жизнеобеспечения среди ВПЛ и постоянного населения был на стороне уравнительного подхода.

Основные положения этого подхода имеют определенные преимущества, ибо связаны с близостью понятий справедливость и равенство, а его количественный критерий соответствует содержанию арифметического равенства.

Основные принципы социальной справедливости, в частности равенство всех граждан перед законом, обеспечение гарантий жизнедеятельности и высокий уровень социальной защиты предусматривают равные возможности, как для постоянного населения, так и для ВПЛ.

Равные возможности определяют по следующим признакам: обеспечение работой каждого трудоспособного; достойная заработная плата; социальное обеспечение лиц с инвалидностью и детей-сирот; свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре и спорту; социальное включение.

Для этих контингентов населения при условии полного воплощения принципов социальной справедливости должны быть обеспечены равные возможности доступа к материальным благам. Достойная занятость в соответствии с их уровнем профессиональной подготовки и квалификации, обеспечение равных условий и уровня жизни, доступность ко всем социальным услугам.

А также равным условиям доступа к прогрессивной социальной мобильности в обществе, отсутствие дискриминации по статусу ВПЛ и тому подобное.

Измерение степени реализации принципов социальной справедливости для ВПЛ базируется на сопоставлении условий жизнеобеспечения по отдельным сферам для переселенцев и постоянного населения, где сложились  проявленные условия, определяющие нарушения этих принципов и дискриминацию ВПЛ.

В обобщенном виде интегральный индекс обеспечения социальной справедливости (Коб. соц. спр.) рассчитывается как среднее геометрическое значение из коэффициентов сопоставления уровней социально-экономической защищенности по приведенным составляющим для постоянного населения и ВПЛ.

Исходя из наличия статистической информации, на основе которой можно оценить составляющие и сопоставить уровни обеспечения социальной справедливости и социально-экономической защищенности, в качестве базы сравнения выбраны показатели постоянного населения.

По определенным и приведенным в таблице показателям, рассчитаны все выбранные для расчетов коэффициенты соотношения уровней социальной и экономической защищенности (ki) для определения уровней социальной справедливости всего населения и контингента ВПЛ. Как по отдельным субиндексам, так и в целом по всем ее составляющим.

Защищенность материального благосостояния ВПЛ на 29% ниже защищенности постоянного населения. По внутренним составляющим прослеживается, что такое состояние связано, прежде всего, с более низким уровнем среднедушевых доходов ВПЛ.

Среди переселенцев он почти на 39% меньше по сравнению с постоянным населением, и, как следствие, с более низким его соотношением с фактическим прожиточным минимумом.

Среди ВПЛ уровень бедности по критерию депривации «вынуждены экономить даже на питании» на 72% выше, чем среди постоянного населения. Несмотря на то, что среди переселенцев на 10% больше тех, для которых заработная плата является основным источником дохода, все же уровень защищенности их материального благосостояния на 29% ниже, чем среди постоянного населения.

Следовательно, определенный уровень социальной справедливости в обеспечении достойного уровня материального благосостояния для ВПЛ с учетом дополнительно тех материальных потерь, которые они понесли вследствие необходимого выезда из мест постоянного проживания (потеря имущества, жилья, работы и т. д.), свидетельствуют о существенном нарушении принципов социальной справедливости по этой составляющей.

Это однозначно связано с дискриминацией по статусу занятости, оплате труда и тому подобное.

Существенные потери ВПЛ связаны с более низким уровнем их защищенности на рынке труда, о чем свидетельствует соответствующий субиндекс защищенности на рынке труда (70%).

Уровень экономической защищенности на рынке труда на 30% ниже, чем среди постоянного населения, при этом по всем индикаторам оценки этого субиндекса сложились существенно более высокие значения показателей (стимуляторов) для постоянного населения, соответственно, меньший уровень для ВПЛ.

Так, среди перемещенных лиц на 8% больше лиц, которые не могли трудоустроиться более 12 месяцев, и более чем в 2 раза больше тех, для которых безработица длилась от 7 до 12 месяцев. На 25,6% среди ВПЛ ниже уровень занятости трудоспособного населения, на 14,1% ниже доля тех, которые имеют статус занятости «оплачиваемая работа».

Прослеживаются нарушения принципов социальной справедливости и по показателям измерения уровня доступности социальных услуг. Субиндекс доступности социальных услуг составляет 67%.

Уровень доступности рынка социальных услуг среди ВПЛ на 33% меньше, чем для постоянного населения, что, прежде всего, связано с недостаточностью средств для получения профессии. Этот показатель на 58,5% меньше для ВПЛ, чем среди постоянного населения.

Сравнения показывают, что в ВПЛ на 22% ниже возможность получить медицинские услуги, почти на 50% – приобрести лекарства. Почти на 22% среди ВПЛ большая доля тех, которые определяют, что у них недостаточно средств для оплаты арендных платежей и жилищно-коммунальных услуг.

По составляющей «Социальная справедливость и социальное включение» субиндекс определяют по четырем индикаторам, которые по содержанию сопоставимы для ВПЛ, и для постоянного населения. Субиндекс социального включения составляет 70%.

Обеспечение уровня социальной справедливости по этому субиндексу среди ВПЛ также на 30% ниже, чем для постоянного населения, что обусловлено, в частности, отличием самооценки уровней интеграции в жизни территориальных общин, – почти на 57,3% он ниже среди ВПЛ, чем среди постоянного населения. Этот показатель коррелирует с оценкой уровня доверия к местному населению, который также на 34,3% ниже среди ВПЛ.

Необходимо обратить внимание, что почти все переселенцы (96%) указали на недостаточное обеспечение социальной справедливости для ВПЛ, а среди постоянного населения доля таких оценок составляет около 88%.

Значение интегрального показателя для сопоставления уровней обеспечения социальной справедливости ВПЛ, рассчитанное по формуле, свидетельствует, что уровень обеспечения социальной справедливости по названным сферам ее проявления среди ВПЛ на 30,5% ниже, чем среди постоянного населения. При этом он практически одинаков по всем сферам, по которым проанализированы проявления социальной справедливости. Интегральный показатель обеспечения социальной справедливости составляет 69,5%.

В результате выполненных расчетов определено, что больше всего проявлена социальная несправедливость по отношению к ВПЛ по таким составляющим:

— уровень материального обеспечения, по которым уровень бедности среди ВПЛ по критериям депривации в 3,6 раз выше, чем среди постоянного населения. Почти каждый десятый переселенец признал, что вынужден был экономить даже на питании;

— в связи с недостаточностью средств переселенцы ограничены в возможности получить любую профессию, приобрести лекарства, оплатить арендные платежи и жилищно-коммунальные услуги;

— среди ВПЛ значительно выше уровень безработицы, особенно долговременной;

— прослеживается значительный уровень социального исключения из жизни территориальных общин, лишь каждая третья часть из ВПЛ считает, что достаточно интегрирована, тогда как среди постоянного населения этот показатель составляет 90%.

Выводы. Результаты выполненного исследования свидетельствуют о достаточно существенном нарушении базовых принципов социальной справедливости по отношению к ВПЛ по сравнению с постоянным населением, а также усиливаются проявления несправедливости и дискриминации в отношении вынужденных переселенцев, которые заметны преимущественно в таких сферах.

  1. Основная сфера проявления социальной несправедливости для ВПЛ связана с уменьшением уровня материальной защищенности в течение последних полутора лет. И существенно более низким его уровнем по сравнению с постоянным населением — на 38,5% средний уровень дохода на одного человека меньше для контингента ВПЛ, уровень бедности среди ВПЛ по критерию деприваций больше на 13,5 п. п.
  1. Потеря дохода, работы, бизнеса, проявление дискриминации при приеме на работу, занятость на рабочих местах, которые не соответствуют уровню квалификации и профессиональной подготовки, рост уровней безработицы среди трудоспособного контингента ВПЛ, длительная безработица, которая существенно выше, чем среди постоянного контингента населения – на 17,3 п.п.
  1. Ощущение дискриминации в ВПЛ возникает, когда необоснованно приостанавливаются социальные выплаты переселенцам, а восстановление их связано с унизительными процедурами проверок, предоставлением доказательств правомерности восстановления выплат и тому подобное.

В связи с этим среди ВПЛ формируется чувство социально-психологической травмы, социального отторжения, неполноценности как гражданина Украины, равноправного с постоянным населением.

  1. Проявления социальной несправедливости в отношении ВПЛ определяются переходом из категории состоятельных в категорию новых бедных или даже нищих, потерей соответствующего статуса занятости, социального статуса в местах нынешнего проживания, потерей избирательных прав как граждан Украины.

Все проявления социальной несправедливости в отношении ВПЛ сопровождаются проявлениями дискриминации в сфере доступности социальных услуг (образование, охрана здоровья, административные услуги и т. д.), обеспечения жильем и на рынке труда. Доля лиц среди ВПЛ на 22,3 п. п. больше, чем среди постоянного населения по этому направлению в проявлении дискриминации.

  1. В большинстве случаев среди постоянного населения ВПЛ рассматривается как обременение, с появлением которого в территориальной общине поселения ухудшаются возможности доступа к основным социальным услугам, на них необоснованно переносят вину за события на Востоке Украины. Как следствие, ухудшаются условия интеграции перемещенных лиц в территориальные общины, что в свою очередь сопровождается усилением проявлений социальной несправедливости.

Нереализованность принципов социальной справедливости по отношению к ВПЛ обусловлено безответственностью государства в выполнении конституционных обязательств.

Проявлениями этого являются: неустроенность законодательства о ВПЛ в законодательную систему Украины; отсутствие компенсаций за имущественные потери; нерешенность жилищных проблем ВПЛ; невыполнение действующего законодательства о ВПЛ; ограничение политических и избирательных прав ВПЛ как граждан Украины.

А также слабая поддержка развития предпринимательства и социальных предприятий ВПЛ; нарушение трудовых прав перемещенных лиц, в частности распространение теневой занятости среди переселенцев, дискриминация по статусу ВПЛ и тому подобное.

Минимизация проявлений дискриминации к ВПЛ с последующим достижением социальной справедливости будет способствовать росту доверия общества к власти, обеспечит развитие общественных отношений на принципах партнерства, обусловит выполнение руководящих принципов по вопросам перемещения лиц внутри государства.

Что международное сообщество применяет для защиты прав ВПЛ и для повышения ответственности государства в этой сфере, а также обеспечит гарантирование прав и свобод граждан в процессах вынужденного переселения.

Авторы: А.Ф. Новикова, доктор экономических наук, профессор, зам. директора, Институт экономики промышленности НАН Украины, E-mail: novikovaof9@gmail.com, ORCID 0000-0002-8263-1054

Л.Л. Шамилева, кандидат экономических наук, научный сотрудник, доцент, Институт экономики промышленности НАН Украины, E-mail: larisashamileva2017@gmail.com, ORCID 0000-0003-4738-0728

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий