Социальные стандарты, гарантии и их соотношение

В статье проанализирована законодательная база и динамика социальных стандартов и гарантий за период 2001-2011 гг. Выявлены тенденции изменения минимальной заработной платы и прожиточного минимума, оценено соотношение между основными государственными гарантиями и базовым социальным стандартом.

Определены возможные направления совершенствования системы государственных социальных гарантий и стандартов.

Ключевые слова: прожиточный минимум, минимальная заработная плата, минимальная пенсия, социальные гарантии, социальные стандарты, уровень жизни, помощи.

Постановка проблемы. Система социальных стандартов и гарантий является базовой составляющей государственной социальной политики в контексте защиты, как уязвимых слоев населения, так и трудоспособных.

В период кризиса растет важность государственных гарантий, поскольку отдельные слои населения не в состоянии самостоятельно обеспечить себе хотя бы минимум необходимых для существования средств. С помощью распределительных механизмов государство оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.

Важно определить, насколько такая помощь соответствует потребностям населения, в достаточной ли степени она обеспечивает удовлетворение потребностей хотя бы на минимальном уровне. Необходимость такого исследования и обуславливает актуальность темы статьи.

Анализ последних исследований. Указанную проблему исследовали известные украинские ученые в области социальной экономики и социальной политики Е. Либанова, В. Новиков, А. Крентовская, А. Колот и другие, а также непосредственные разработчики государственной социальной политики.

Они в разные периоды анализировали систему государственных социальных стандартов и гарантий в соответствии с тенденциями уровня жизни, бедности, роста среднего класса, дифференциации общества и тому подобное. Однако за 2001-2011 годы в системе социальных стандартов и гарантий произошли значительные изменения.

Целью статьи является выявление основных тенденций развития системы государственных социальных стандартов, гарантий и соотношений между ними.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач, основными из которых являются: анализ динамики размеров социальных стандартов и гарантий за указанный период; определение соотношений гарантий и стандартов; выявление проблемных вопросов и предложений относительно путей их решения.

Изложение основного материала. Формирование новой системы социальных стандартов и гарантий, которая отвечала бы требованиям демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, началось в Украине в начале 90-х годов прошлого столетия с обретением независимости. Переход к рыночной экономической системе привел к значительному ухудшению жизненного уровня подавляющего большинства граждан, лишил их, хотя невысоких, однако гарантированных заработков.

Все большая часть населения нуждалась в помощи со стороны государства. Поэтому необходимо создать такую систему социальной государственной поддержки, которая давала бы возможность минимизировать влияние негативных последствий переходного периода на широкие слои населения и избежать социальных конфликтов.

С целью социальной защиты населения в 1991 году был принят закон Украины «О минимальном потребительском бюджете». Размер прожиточного минимума формировался на основе системы потребительских корзин.

После внесения изменений и дополнений в этот закон в условиях кризисного состояния экономики и спада производства был введен социальный норматив – предел малой обеспеченности. Стоимостная величина предела малой обеспеченности утверждалась соответствующими нормативно-правовыми актами с 1993 по 1999 годы.

В июле 1999 года был принят закон Украины «О прожиточном минимуме», который, согласно статье 46 Конституции Украины, дал определение прожиточному минимуму, заложил правовую основу для его установления, утверждения и учета при реализации государством конституционной гарантии гражданам на достаточный жизненный уровень.

В 2000 году, согласно закону Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», заложены правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов и нормативов, направленных на реализацию закрепленных Конституцией Украины и законами Украины основных социальных гарантий.

Сейчас в Украине сформирована и применяется система социальных стандартов и гарантий, состоящая из:

— базового социального стандарта – прожиточного минимума;

— основных государственных социальных гарантий (минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсии по возрасту, размера государственной социальной помощи и других социальных выплат);

— других государственных социальных гарантий, которые установлены законами Украины с целью оказания социальной поддержки населению страны (стипендии ученикам профессионально-технических и студентам высших учебных заведений, индексация доходов населения).

Прожиточный минимум используется для общей оценки уровня жизни в Украине, что является основой для реализации социальной политики и разработки отдельных государственных социальных программ, установления размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту, определения размеров социальной помощи.

А также помощи семьям с детьми, пособия по безработице, стипендий и других социальных выплат, для определения права на назначение социальной помощи и государственных социальных гарантий и стандартов обслуживания и обеспечения в отраслях здравоохранения, образования, социального обслуживания и других, формирования государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Расчет прожиточного минимума осуществляется в соответствии с Методикой определения прожиточного минимума на одно лицо и для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, утвержденной приказом Минтруда, Минэкономики, Госкомстата от 17 мая 2000 года №109/95/157.

Исходя из средних цен, сложившихся за соответствующий месяц, с учетом прогнозных индексов потребительских цен. Эта Методика устанавливает единый порядок расчета прожиточного минимума в месяц на одно лицо и для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам.

Впервые размер прожиточного минимума был утвержден отдельным законом Украины в конце 2000 года, поэтому анализ размеров прожиточного минимума для сопоставления следует начать с 2001 года. Изменение величины прожиточного минимума в течение 2001 — 2011 годов характеризуется данными, приведенными в исследовании.

Анализ динамики прожиточного минимума показывает, что на протяжении 2001-2011 годов прожиточный минимум рос для всех социальных и демографических групп населения. Наибольший размер прожиточного минимума устанавливается для детей в возрасте от 6 до18 лет, что превышает среднюю величину прожиточного минимума в 9%- 13%; наименьший размер у лиц, которые потеряли работоспособность (ниже средней величины на 19% – 25 процентов).

За этот период в наибольшей степени (в 3,1 раза) вырос прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, а в наименьшей (2,9 раза) – для детей от 6 до 18 лет. Следовательно, государство в большей степени стимулирует повышение гарантий для пенсионеров.

Анализ динамики ежегодных темпов роста прожиточного минимума 2001-2005 годов свидетельствует о постепенном изменении на увеличение, без резких колебаний. Однако в течение 2006-2011 годов отмечается скачкообразный рост размеров прожиточного минимума, при этом сложно найти объективное объяснение, как для ежегодных темпов роста прожиточного минимума, так и стремительного повышения его в 2010 году.

Если в 2006 году прожиточный минимум в среднем на одного человека вырос до 109,6%, в 2007 году – до 111,8%, в 2008 году – до 117,2%, в 2009 году – до 105,1%, то в 2010 году повышение  составило 132 процента. А в 2011 году до 108,4 процента.

Как свидетельствуют данные,  самые высокие темпы роста прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп (129%-138%) наблюдаются в 2010 году, а самые низкие (104,8%-105,7%) – в 2009 году. При этом крупнейшим является рост прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (198%), и для детей в возрасте до 6 лет (188%), а меньше всего – для детей в возрасте от 6 до 18 лет (175%) и для трудоспособных лиц (179%).

В частности, в 2010 году, когда прожиточный минимум в среднем на одного человека увеличился на 32%, то для детей в возрасте до 6 лет – на 35%, а для детей в возрасте от 6 до 18 лет – на 29%, для трудоспособных лиц – на 30%, для нетрудоспособных лиц на – 39%.

Таким образом, анализ свидетельствует, что в течение 2006-2011 годов прослеживается неравномерный, разнонаправленный и непропорциональный рост прожиточного минимума среди основных социальных и демографических групп, что противоречит основным принципам его формирования.

Характерным признаком в 2001-2011 годах является динамичное снижение соотношения законодательно установленного и фактического размера прожиточного минимума.

Так, в 2001 году это соотношение в среднем составило 103,2%, а в 2011 году – 84,5%. При этом самым низким оно было в 2009 году и составляло 78,5%. Особенно заметным стало превышение фактического прожиточного минимума над законодательно установленным после 2006 года. В то время размеры прожиточного минимума стали утверждать в законах Украины о Государственном бюджете на соответствующий год.

Очевидно, основная причина такой значительной разницы между размерами законодательно установленного и фактического прожиточного минимума заключается в применении различных методологических подходов к их определению.

Важное значение имеет соотношение темпов роста прожиточного минимума и индекса потребительских цен.

За период 2001-2009 гг. общий рост прожиточного минимума оказался значительно ниже, чем индекс потребительских цен и составил 236,6% против 252,6%. Следовательно, рост стоимости набора товаров и услуг, которые входят в состав прожиточного минимума, происходил медленнее, чем подорожание товаров и услуг, используемых для расчета индекса потребительских цен.

Аналогичной была ситуация в период кризиса (2008-2009 гг.), когда отмечается превышение индекса потребительских цен (137,3%) над ростом прожиточного минимума (123,2%).

Такая ситуация негативно влияет на уровень жизни населения, особенно это касается малообеспеченных слоев населения. В течение 2001-2011 годов это соотношение изменилось в пользу индекса потребительских цен (338,8% против 288,3%) , так как в 2010 году рост размера прожиточного минимума был самым высоким за десять последних лет и составил в среднем 132,1% , а индекс потребительских цен вырос только на 109,1%.

Прожиточный минимум используется для обоснования определения размеров минимальных государственных гарантий.

В частности, минимальный размер заработной платы устанавливается от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, минимальный размер пенсии – от прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, размеры социальной помощи и других социальных выплат зависят от прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения.

Таким образом, ежегодное увеличение прожиточного минимума требует повышения размеров основных и других государственных социальных гарантий, а также доходов населения.

Однако установление размеров основных государственных социальных гарантий целиком зависит от финансовых возможностей государственного бюджета, а также бюджетов Пенсионного фонда и местных бюджетов.

Прожиточный минимум — это величина, которая показывает количество средств необходимых человеку для обеспечения нормального функционирования организма, удовлетворения основных социальных и культурных потребностей. Это означает, что заработная плата работающего человека не может быть ниже, чем прожиточный минимум.

Минимальная заработная плата выступает в качестве основной государственной социальной гарантии для работающего населения. Она отражает минимальную для данных экономических условий величину потребления и является базой для определения размера в оплате труда наименее квалифицированного работника.

Минимальная заработная плата в Украине на протяжении 2001-2011 годов постоянно росла. Она увеличилась со 118 гривен в 2001 году до 1004 гривен на конец 2011 года, или в среднем в 8,2 раза.

Однако законодательно установленный размер минимальной заработной платы в 2001-2009 годах значительно отставал от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, хотя и произошло более чем двукратное сокращение между ними.

Соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума в 2001 году составило более чем 35%, в 2003 году — 51%, 2005 году – более 66%, в 2007 году – почти 80% и только в конце 2009 года оно достигло 100%, в течение последующих лет оно составило 100 процентов.

Достижение минимальной заработной платой размера прожиточного минимума положительно повлияло на уровень жизни населения и уменьшение степени дифференциации доходов населения. Подтверждением этому стала устойчивая тенденция сокращения низкооплачиваемых и роста доли средне- и высокооплачиваемых работников.

Так, в течение 2005-2011 годов доля работников, которым начислена заработная плата в пределах законодательно установленной минимальной заработной платы, снизилась с 10,7% до 5,6% , а на уровне прожиточного минимума – с 26,5% до 7,2%.

Вместе с тем наблюдается снижение удельного веса заработной платы в среднемесячной заработной плате, с 38% до 41% в 2001-2003 годах до 29%-39% в 2004-2010 годах. Низкий уровень минимальной заработной платы в ее среднемесячном размере негативно влияет на формирования основной заработной платы, экономического поведения работника, его мотивации к труду, а также провоцирует другие негативные социально-экономические тенденции.

Размер минимальной пенсии по возрасту увеличился с 58 гривен в 2001 году к 800 гривен на конец 2011 года, или в среднем почти в 14 раз.

Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, постепенно росло. Если в 2001 году оно составило почти 34%, в 2003 году – 51% , то в 2005 году – уже достигло и в течение 2006-2009 годов повысилось до 110%, а в последующие годы оно снова составляло 100%.

Таким образом, установление минимальной пенсии по возрасту на уровне прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, состоялось в 2005 году, раньше и более стремительно, чем достижение минимальной заработной платой прожиточного минимума для трудоспособных лиц. При этом ее размер превышал размер минимальной заработной платы, составил свыше 66% прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Безусловно такая ситуация для страны является неоправданной и экономически необоснованной, поскольку заработная плата является первичным доходом и основным источником наполнения государственного бюджета, бюджета Пенсионного фонда и других фондов социального страхования.

Сейчас в Украине действует разветвленная система государственных социальных пособий (семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и тому подобное).

Размеры всех видов социальных пособий возрастают. Весомым дополнением к семейному бюджету и наиболее популярным сегодня видом социальной помощи, предоставляемой семьям с детьми, стала единовременная помощь при рождении ребенка, она увеличилась со 118 гривен в 2001 году до почти 8500 гривен в 2005 году.

А в 2008 году размеры этого пособия были повышены и дифференцированы в зависимости от количества детей в семье и установлены 12240 гривен – на первого ребенка, 25000 гривен – на второго ребенка, 50000 гривен – на третьего ребенка.

В 2011 году указанное пособие выросло более чем вдвое и составило на первого ребенка -30, на второго ребенка 60, а на третьего ребенка – 120 прожиточных минимумов для детей в возрасте до 6 лет.

Вместе с единовременным пособием при рождении семьи получают также пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, размер которого рассчитывается на основе соответствующего прожиточного минимума и предоставляется в зависимости от совокупного дохода семьи. Однако размеры этой помощи являются слишком низкими и почти не влияют на доходы семьи.

Увеличение (около 40 раз) в течение 2001-2011 годов помощи на детей, находящихся под опекой или попечительством, и установление ее на уровне двух прожиточных минимумов для детей соответствующего возраста значительно повлияло на доходы домохозяйств с детьми. Ее доля в совокупном доходе домохозяйств-получателей является высокой и составляет 17%.

Для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям используют уровень обеспечения прожиточного минимума, что каждый год увеличивается с учетом возможностей государства. Но категория «уровень обеспечения прожиточного минимума» не предусмотрена системой государственных социальных стандартов и гарантий, и значительно ниже за соответствующий прожиточный минимум и объясняется нехваткой средств в бюджете.

Выводы. Результаты выполненного исследования свидетельствуют, что основные государственные социальные стандарты и гарантии существенно влияют на доходы населения. Ежегодный их рост предопределяет повышение доходов населения.

Однако достаточно длительное время понадобилось для сокращения разрыва между минимальной заработной платой, минимальной пенсией и размером прожиточного минимума. Однако до сих пор не все основные государственные социальные гарантии достигли прожиточного минимума.

К тому же приближение основных государственных социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимальной пенсии) к соответствующему прожиточному минимуму происходило в условиях занижения размера последнего. Основные причины такого занижения связаны с проблемами в формировании и установлении прожиточного минимума.

Постоянное превышение в течение последних 6 лет фактического прожиточного минимума над законодательно утвержденным значением свидетельствует о применении различных методик для их определения.

Хотя законодательно утвержденные размеры прожиточного минимума устанавливаются на основе его фактических размеров, которые рассчитываются в соответствии с утвержденной методикой определения прожиточного минимума на одно лицо и для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения.

Эта методика устанавливает единый порядок расчета прожиточного минимума, и поэтому законодательно утвержденный прожиточный минимум не может постоянно быть меньше, чем фактический прожиточный минимум.

 Действующий порядок формирования прожиточного минимума не может считаться легитимным. Для определения прожиточного минимума используют нормативный метод, который считается достаточно сложным и устаревшим и, безусловно, нуждается в  современном исполнении.

Достижение минимальной заработной платой размера прожиточного минимума положительно повлияло на уровень жизни населения и уменьшение степени дифференциации доходов населения. Подтверждением этому стала устойчивая тенденция сокращения низкооплачиваемых и роста доли средне- и высокооплачиваемых работников.

Автор: Т.В. Новосильская, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий