В широком кругу литературы, посвященной исследованию институтов, прослеживается устойчивая тенденция: определение теоретических суждений часто не совпадает и не сочетается с признанием общих связей и закономерностей, что приводит к игнорированию принципа системности при анализе социально-экономических процессов. Косвенно это означает приоритет случайного (отдельного) более целым и сложным.
Между тем, существует понятие института соотносительно с конкретным содержанием явления или процесса, дополненного обобщенным и системным подходом. Обращение к такой актуальной проблеме рыночной экономики, как институциональный выбор при посредничестве некоммерческих организаций, требует распространения анализа не только на государственные, но и на негосударственные структуры, являющиеся элементом целостности.
В связи с этим в работе сделан исторический обзор развития некоммерческих организаций и благотворительной деятельности как масштабного общественного явления, что позволило обратить внимание на возможность использования опыта прошлых лет для целенаправленной организации негосударственных институтов благотворительности, в частности за счет усовершенствования социальных партнерских связей.
Анализ современного состояния некоммерческих организаций Украины, не смотря на рост их численности, показывает снижение объемов благотворительной деятельности. Три последних года в стране осуществлены определенные шаги по улучшению благотворительности, однако этого недостаточно. Институциональная среда сферы благотворительности нуждается в усовершенствовании.
Актуальным считается усовершенствование инструментов функционирования, финансирования, а также повышение внимания к развитию статистики в указанной сфере деятельности. В связи с этим целью статьи является определение назревших вопросов и путей улучшения благотворительных организаций. Решение этой проблемы возможно при активном воздействии государства на управление некоммерческой деятельностью.
Развитие институциональных основ некоммерческого сектора экономики заключается в улучшении финансовой отчетности, большей открытости благотворительных организаций, упорядочении их правовых отношений, либерализации налогообложения и усилении контроля над деятельностью некоммерческих организаций. Повышенное внимание в статье предоставлено поступлению и распределению благотворительных средств.
Потенциал благотворительных организаций можно расширить за счет смещения акцентов их регулирования с преимущественно корпоративного эволюционного регионального администрирования, что повышает значение института партнерства в развитии благотворительности в интересах особых групп населения. Применены исторический и логический методы, что позволило в эволюционном аспекте исследовать становление и развитие некоммерческих организаций.
Ключевые слова: некоммерческие организации, благотворительная деятельность, признаки не прибыльности, индекс благотворительности, налогообложение, организационно-правовые формы юридических лиц.
Постановка проблемы, актуальность. Обращение к такой актуальной проблеме рыночной экономики, как институциональный выбор при посредничестве некоммерческих организаций, требует распространения анализа не только на государственные, но и на негосударственные структуры, которые являются элементом целостности.
Анализ современного состояния некоммерческих организаций Украины, не смотря на рост их численности, показывает снижение объемов благотворительной деятельности. Три последних года в стране осуществлены определенные шаги по улучшению благотворительности, однако этого недостаточно. Институциональная среда сферы благотворительности нуждается в усовершенствовании. Актуальным считается совершенствование инструментов функционирования, финансирования, а также повышение внимания к развитию статистики в этой сфере деятельности.
Анализ последних исследований. Проблематика деятельности некоммерческих организаций преимущественно исследуется в контексте развития общин Янского общества — А. Ф. Руденко (A. F. Rudenko), или роли благотворительных организаций в общественном развитии — Д. М. Горелов (D. M. Gorelov), Н. И. Пеливанова (N. I. Pelivanova), Л. Чуприй (L. Chuprii).
Крайне недостаточно исследований по вопросам механизмов функционирования, финансирования и статистики некоммерческих организаций. На что обращали внимание в трудах Ю. Б. Слободяник (Y. B. Slobodianyk), И. Д. Габсатарова (I. D. Habsatarova) и другие авторы. В связи с этим исследование проблемы функционирования некоммерческих организаций считается актуальным.
Целью статьи является анализ практики организации некоммерческого сектора экономики, специфики, уровня и тенденций его развития в условиях трансформационного общества и на основании этого определение комплекса направлений по улучшению благотворительной деятельности в стране.
Методами исследования являются исторический и логический, что предполагает изучение социальных последствий функционирования некоммерческих организаций в их историческом становлении, и одновременно с логическим обобщением процессов последовательного развития позволяет оценить эволюцию указанных организаций в целом и сделать научные выводы.
Новизна и методическая основа исследования. Раскрыта роль и значение конкретных элементов институциональной среды функционирования некоммерческих организаций и благотворительной деятельности и предложены экономические, организационные и правовые пути их усовершенствования с целью развития стратегии и тактических мероприятий по улучшению практики благотворительности.
Методической основой статьи является структуризация объекта исследования и определение функционального назначения отдельных его институтов.
Изложение основного содержания. Институциональные основы некоммерческого сектора экономики были заложены еще в XVIII – XIX веках. На начало ХХ века многочисленные благотворительные организации уже включали: образовательные учреждения, опекунские дома и детские приюты, больницы, благотворительные общества слепых и глухонемых и т. д.
Финансирование некоммерческих учреждений осуществлялось по смешанному типу — пятая часть доходов поступала из государственной казны, а остальные составляли проценты с капиталов, доходы от арендных статей, плата за воспитание, обучение, лечение, попечительство, сборы с развлечений, пожертвования, членские взносы и тому подобное.
Как видно, некоммерческие структуры имели многоканальные источники финансирования. На середину 1900 г. в Украине благотворительную помощь получали около 1,5 млн. человек.
Для того чтобы система благотворительных учреждений могла сформироваться и успешно функционировать, необходимо было иметь не только моральную мотивацию к филантропии, но и институциональные механизмы включения ее в государственные интересы.
С проведением земской и городской реформ усилилась секуляризация благотворительной деятельности. На протяжении конца XIX и XX веков действовали законодательные акты, регламентирующие правоотношения в ходе передачи денежных капиталов и недвижимости от благотворителей юридическому лицу, функцией которой было расходование финансовых средств.
Запрещалось, например, принимать пожертвования от граждан, находившихся под судом или следствием. Фактически, говоря современным языком, законодательные правила имели антикоррупционный характер.
В целом на начало XX века на основе большого количества аналитических материалов, включая местные отчеты о состоянии благотворительности, разработаны основные принципы новых юридических норм в этой сфере, благодаря которым эмоциональные оценки филантропии в стране уступили место взвешенным мнениям, сформированным на основе статистической и социологической экспертиз.
Получила распространение региональная благотворительность. В Петербурге и Москве на 100 тыс. жителей приходилось 48 и 57 благотворительных учреждений соответственно. В Риге этот показатель составлял 27, Одессе – 19, Киеве – 26. Удельный вес православных заведений в Киеве и Москве равнялся в каждом из городов 25%. Региональная специфика благотворительной помощи отражала становление и этническую конфессиональную особенность городов.
В Одессе с многонациональной структурой населения действовали 20 этнических общин и сильная городская дума, в которую передавали благотворительные средства для нуждающихся «без сословий и вероисповеданий».
В Киеве, где существовал значительный аристократический слой населения, и была многочисленная еврейская община (12% жителей), наибольшее развитие получили благотворительные учреждения, созданные элитными слоями населения, предпринимателями и еврейскими общественными организациями.
На территории той части Украины, что во второй половине XIX и первой половине XX в. находилась в составе Австро-Венгерской империи, действовал Гражданский кодекс – это способствовало становлению и функционированию общественных, религиозных, культурных и образовательных украинских организаций. С 1903 г. начало функционировать «Галицко-Русское благотворительное общество».
Подытоживая краткий исторический экскурс, можно говорить, что в Украине, как и в других регионах России и Австрии, институты благотворительности формировались под влиянием религиозного и светского (общественного) факторов, в частности, местного самоуправления, государственной целенаправленной прагматической организации благотворительной деятельности, нейтрализации криминогенных рисков. В зависимости от этнического и конфессионального состава населения, учитывая европейский опыт, избирались различные формы помощи нуждающимся лицам.
Важным результатом аналитической работы в сфере благотворительной деятельности стало обеспечение прозрачности функционирования благотворительных учреждений, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С начала XX века установлен общественный контингент по благотворительности, который положительно повлиял на рост доверия к деятельности благотворителей.
В современных экономических условиях предполагают, что институт некоммерческих организаций охватывает многогранный процесс благотворительной деятельности, учреждения которой приобретают экономическую форму не прибыльности. Это вносит противоречивость в оценку законодательной политики по нормированию благотворительной деятельности.
Разнообразие форм благотворительных организаций и сфер деятельности, наличие различных способов и источников их финансовой поддержки, меняющееся законодательство и другие обстоятельства осуществления благотворительной деятельности являются условиями того, что вопросы налогообложения некоммерческих организаций не перестают быть актуальными.
Некоммерческие организации требуют особых процедур бухгалтерского и управленческого учета. Это приводит к тому, что по отношению к организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, применяются более сложные правила налоговой политики и налогового администрирования, чем в большинстве других налогоплательщиков.
Особенности налогообложения некоммерческих организаций практически всегда связаны с исключениями из общих правил налогообложения. В украинской и зарубежной литературе неоднократно отмечали сложность определения учета затрат в сфере оказания благотворительных услуг.
Сейчас в Украине благотворительность постепенно приобретает черты развитого социального института, каким она была в начале XX века. Существенную роль в становлении благотворительности играл закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Сферами благотворительной деятельности являются: образование, культура и искусство, медицинская помощь, охрана культурного наследия, наука, научные исследования и другие. Согласно указанному закону благотворительная организация является такой, что соответствует требованиям налогового законодательства, не является плательщиком налога на прибыль и включается в реестр неприбыльных учреждений и организаций с признаком не прибыльности.
В 2015 г. в определение перечня неприбыльных предприятий, учреждений, организаций – неплательщиков налога на прибыль несколько раз вносились изменения.
С 01.01.2015 г. к таким организациям относились бюджетные учреждения, общественные объединения, политические партии, религиозные, благотворительные организации, пенсионные фонды, целью которых не должно быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди сотрудников таких организаций.
С 18.03.2015 г. перечень неприбыльных организаций был дополнен жилищно-строительными кооперативами, объединениями совладельцев многоквартирных домов, ассоциациями собственников жилых домов.
В категориальном поле страны применяются следующие термины: благотворительные, некоммерческие и неприбыльные организации. Употребление в украинских законах и законодательных актах этих терминов свидетельствует, что их как общественные объединения со статусом юридических лиц, являющихся по своему характеру непредпринимательскими обществами, объединяет общий экономический признак: «целью их деятельности не является получение прибыли».
Однако, хотя указанные организации являются одноуровневыми экономическими категориями, они не являются синонимами. Практическое функционирование некоммерческих и неприбыльных организаций в благотворительных целях демонстрирует многообразие подходов к трактовке организации их деятельности и основных принципов налогообложения. Деятельность каждого вида некоммерческой (неприбыльной) организации регулируется соответствующим законом. Для определения их сходства или разницы необходимо обратиться к правовым аспектам анализа.
Некоммерческая деятельность, как экономическая форма хозяйствования определена в Хозяйственном кодексе Украины в качестве самостоятельного производственного процесса. В частности, в статье 52 относительно статуса некоммерческой организации определены три позиции.
Во-первых, «некоммерческое хозяйствование – это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли».
Во-вторых, «некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в отраслях (видах деятельности), в которых… запрещается предпринимательство, на основе решения соответственного органа государственной власти или органа местного самоуправления».
В-третьих, «не могут осуществлять некоммерческую хозяйственную деятельность органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица».
Вместе с этим в Налоговом кодексе Украины говорится о неприбыльной форме экономической деятельности. Неприбыльные организации трактуются как «… неприбыльные предприятия, учреждения и организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль предприятий…».
По своей главной оценке — отсутствием налога на прибыль – неприбыльные и некоммерческие признаки являются схожими. Однако проведение процедуры регистрации неприбыльных организаций Государственной фискальной службой, после чего им предоставляется статус «неприбыльных», свидетельствует, что эти понятия не являются тождественными.
Присвоение кода признака не прибыльности освобождает только определенные виды деятельности от уплаты налога на прибыль, что дает возможность организациям, где есть некоммерческая деятельность, пользоваться льготным режимом налогообложения. Перечень некоммерческих видов деятельности всегда является строго исчерпывающим. Его нарушение приведет к лишению организации признака не прибыльности.
Ряд доходов от некоммерческих видов деятельности осуществляются с благотворительными целями. Это, например, пассивные доходы, дотации или субсидии, полученные из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов в рамках благотворительной помощи.
Особенности налогообложения некоммерческих организаций требуют достаточно жесткого контроля не только над видами деятельности, которые зарегистрированы в уставе и фактически, но и за источниками получения доходов.
По мнению специалистов по бухгалтерскому учету, некоммерческие организации, отличные по направлениям деятельности, условиям функционирования, порядку ведения учета и отчетности, формам финансирования и налогообложения, требуют независимого контроля над их деятельностью – учитывая особую благотворительную функцию, которую они выполняют в обществе.
Наряду с этим действующее законодательство в сфере организации бухгалтерского учета и отчетности некоммерческих учреждений не содержит требований в обнародовании их финансовых отчетов. Анализ законодательных актов свидетельствует о том, что показатели финансовой отчетности должны обнародовать лишь некоторые некоммерческие организации: пенсионные фонды, кредитные союзы, политические партии и другие объединения граждан.
Вместе с этим, благотворительные фонды и организации обязаны обеспечить свободный доступ к своим документам о хозяйственной и финансовой деятельности.
Ситуация с определением некоммерческих организаций и отчетностью значительно усложняет проведение анализа деятельности неприбыльных учреждений, поскольку количество субъектов хозяйствования, осуществляющих в соответствии с уставом некоммерческую деятельность, не соответствует количеству зарегистрированных некоммерческих учреждений.
Статистическая невнятность некоммерческих организаций мешает анализу их динамики, что отмечали исследователи. Упор делался на том, что аналитические показатели, по которым отчитываются эти организации перед органами власти за свою деятельность, не имеют четко определенного тренда.
На сегодняшний день в Украине нет единых согласованных законодательных требований к ведению бухгалтерского учета и представлению финансовой отчетности некоммерческими организациями. Результаты деятельности большинства из них не обнародуются, то есть находятся вне общественного независимого контроля. Такое положение вещей не способствует достоверному отражению объемов деятельности некоммерческих (неприбыльных) организаций.
Между тем, растущий интерес к некоммерческим организациям, благодаря тем социальным функциям, которые они выполняют в обществе, требует повышенного внимания к расширению их хозяйственной деятельности, ведению учета и составлению отчетности.
Сегодня нечеткость и неполнота законодательных норм препятствует развитию некоммерческой деятельности. Так, например, нормы Гражданского кодекса Украины не возражают некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, если она способствует достижению уставных целей или непосредственно связана с уставными целями этих организаций.
Однако, законом Украины «Об общественных объединениях» предусмотрено, что для выполнения уставных задач и целей зарегистрированные группы граждан могут осуществлять хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность непосредственно, если это предусмотрено уставом общественного объединения, либо через созданные в порядке, предусмотренном законом, юридические лица (общества, предприятия)».
Такое толкование приближено к рекомендациям комитета министров Совета Европы государствам-членам о правовом статусе неправительственных организаций в Европе, где определено, что последние должны иметь возможность свободно осуществлять любую законную экономическую, хозяйственную или коммерческую деятельность.
Если же дело касается целевых фондов, в частности облечения, предназначенного для использования в некоммерческих целях, то сформированный капитал передается им управляющей компании в доверительное управление.
Фонд распоряжается полученным капиталом не самостоятельно, а с помощью профессиональной управляющей компании.
В условиях вызовов государственной безопасности страны, связанных со сложной эпидемиологической ситуацией, значительная роль в поддержке гуманитарного потенциала благотворительных организаций принадлежит ослаблению налоговой нагрузки.
Временно в 2020 г. Налоговым кодексом Украины предусмотрено, что плательщики налога на прибыль предприятий могут оказывать благотворительную помощь в виде денежных средств, товаров, работ, услуг неприбыльным организациям. Которые находятся в реестре «неприбыльных», не применяя к регулированию финансовый результат для налогообложения, установленного п.п. 140.5.9, 140.5.14 и ст. 140 Налогового кодекса.
Это, в частности, касается предприятий, которые учитывают налоговую разницу и увеличивают финансовый результат для налогообложения на сумму благотворительной помощи, которая превышает 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.
А также предприятий, которые добровольно перечисляют субъектам сферы физической культуры и спорта (в соответствии с перечнем, определенным п.п. 140.5.14 ст. 140 НКУ), внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, товаров и услуг на сумму благотворительной помощи, которая превышает 8% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.
Государственной фискальной службой Украины внесены и изменения в налогообложение отдельных видов доходов физических лиц в случае получения благотворительной помощи.
Указанные локальные регуляторные меры сфокусированы на уменьшение угроз, вызванных COVID-19. Положительным следствием может быть привлечение дополнительных ресурсов в некоммерческий сектор экономики путем фандрайзинга от широкого круга частных и корпоративных благотворителей.
В целом главные аспекты популяризации и стратегии развития благотворительности определены законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этим законом установлены основные задачи, которые должны быть реализованы на государственном уровне для создания благоприятных условий развития общественных и благотворительных организаций.
Осуществлена унификация определенных регистрационных процедур благотворительных фондов и субъектов предпринимательской деятельности. Однако принятый закон не является самодостаточным. Доверие к благотворительности за эти годы не приобрело достаточной устойчивости.
В расчете на начало года видно, что хотя удельный вес благотворительных организаций в структуре неприбыльных организаций повысился на протяжении 2014-2020 гг. с 5% до 7%, динамика количественных показателей их развития снижалась. Если в 2014 г. темпы роста численности благотворительных организаций составляли 8,4%, то в 2020 г. – 3,7%.
Анализ деятельности результатов общественных организаций свидетельствует, что поступления средств от благотворительной деятельности в течение 2013 – 2018 гг. были самыми высокими среди всех источников финансирования неприбыльных организаций. Индекс темпов поступления от благотворительных организаций составлял 1,26. Однако доля благотворительных средств в структуре ВВП уменьшилась с 0,15% в 2013 г. до 0,12% в 2018 г.
При этом существенные изменения претерпела структура источников финансирования благотворительной деятельности. Заметно повысилась доля поступлений от нерезидентов, и уменьшились поступления от предприятий и организаций Украины. В 2018 г. удельный вес поступлений от предприятий и организаций составлял 30,5%, от граждан Украины – 10,2%, от хозяйствующих субъектов-нерезидентов – 59,3%.
В 2016 г. доля средств, поступивших от нерезидентов, была еще больше и составляла 65,1%. Фактически сложилась устойчивая тенденция доминирования нерезидентов в финансировании благотворительной деятельности.
Такая динамика структурных изменений в финансовых источниках благотворительности способна вызвать серьезные риски в деятельности некоммерческих организаций. Большинство из них, например, может быть связано со злоупотреблениями в благотворительных организациях и нарушением ими законодательства.
Этот вывод согласуется с основными результатами институциональной теории: в странах с трансформационной экономикой существует сильная положительная взаимосвязь между экономическим ростом, эффективностью социальной политики и деятельностью институтов.
Без дееспособных институтов возникает дисбаланс в экономике и социальной сфере. Проведенный анализ свидетельствует о негативном влиянии действующих несовершенных институтов на благотворительную деятельность в стране.
Используя упрощенный порядок таможенного оформления гуманитарных грузов, нерезиденты под видом благотворительной помощи ввозят на таможенную территорию товары, которые освобождаются от налогообложения таможенными платежами, но в дальнейшем реализуются за наличные средства без соответствующего отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности.
В результате доходная часть бюджета теряет поступления средств, следствием чего становится усиление бюджетного дефицита.
В специализированной периодической литературе отмечается, что с увеличением количества субъектов благотворительной деятельности в Украине растет количество случаев нарушения действующего законодательства. В частности, имеют место правонарушения на всех этапах деятельности благотворительных организаций, а именно от основания, регистрации, функционирования до момента прекращения таких юридических лиц.
По данным Государственной службы финансового мониторинга, в 2018 г. среди полученных сообщений о подозрительных операциях неприбыльных организаций по количеству участников и сообщений, благотворительные фонды (организации) составляют 13%.
На неустроенность институциональной среды некоммерческих организаций указывает и тот факт, что почти 37% благотворительных фондов и организаций не отчитываются перед Государственной фискальной службой Украины. Этот парадокс можно объяснить низким уровнем в развитии институтов.
Анализ правовых отношений свидетельствует о не отработке вопросов определения организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц в законодательстве Украины. В юридической литературе удачно подмечено, что при создании новых организационно-правовых форм некоммерческие организации часто не соблюдают правила равновесия преимуществ и недостатков.
Под понятием организационно-правовой формы кроются гендерные управления юридическими лицами, определение характера их имущественных прав. По мнению украинских правоведов, закрепление в Гражданском кодексе Украины норм о возможности существования наряду с учреждениями и обществами корпоративных и унитарных учреждений позволит решить проблему урегулирования деятельности большого количества юридических лиц, которые недостаточно регулируются на уровне специального законодательства Украины.
Исследование признаков организационно-правовых форм непредпринимательских (некоммерческих) юридических лиц в контексте развития механизмов по регулированию правоотношений субъектов сферы некоммерческой и благотворительной деятельности представляет собой не решенную проблему. На актуальность ее изучения обращают внимание многие ученые: «Сейчас не существует теории организационно-правовых форм, она только формируется путем выдвижения и тщательного обсуждения в научных дискуссиях различных точек зрения».
Результаты публикаций Украинского независимого центра политических исследований подтверждают недостатки украинского законодательства и указывают на неувязки методичных подходов к определению показателей развития некоммерческих организаций.
«Количество зарегистрированных объединений граждан существенно отличается по разным данным, при этом ни одна из официальных методик статистического учета (ЕГРПОУ, Министерство юстиции Украины) не позволяет получить точную информацию о количественных показателях развития гражданского общества.
Так, методика ЕГРПОУ не учитывает организаций и центров, легализованных способом сообщения; Единый реестр общественных формирований Министерства юстиции Украины не учитывает организаций, легализованных исполнительными комитетами органов местного самоуправления.
Кроме того, государственная статистика объединяет показатели принципиально разных видов неприбыльных учреждений и организаций (от собственно общественных организаций до торговых бирж) и распределяет отдельные виды институтов гражданского общества (ИГС) между разными институциональными секторами. Это не позволяет получить данных экономических показателей деятельности институтов гражданского общества, в частности их долей в валовом внутреннем продукте Украины.
Ни одна из названных методик статистического учета ИГС не соответствует европейским стандартам в этой сфере. Отсутствие замкнутой унифицированной системы непредпринимательских юридических лиц на фоне низкого уровня доверия населения к благотворительным структурам и другим факторам ставят страну на 81 место среди 144 стран в мировом рейтинге благотворительности.
Одной из уязвимых зон в деятельности некоммерческих организаций, как отмечено в докладе Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, является отмывание денег.
В Украине с целью противодействия правонарушениям в сфере некоммерческих организаций используют мониторинг всех совершенных финансовых операций таких организаций. Методом такой работы является анализ этих финансовых операций с учетом информации, имеющейся в базах данных иных органов государственной власти, а также в других общедоступных источниках. Следует отметить, что такая деятельность должна постоянно совершенствоваться.
Выводы. Ситуация, что сложилась вокруг некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, доказывает необходимость осуществления дальнейших шагов к формированию адекватной институциональной среды ради восстановления отношений между непредпринимательскими юридическими лицами и бенефициарами благотворительной помощи.
Повышение требований со стороны государства к финансовой отчетности и аудиту некоммерческих организаций будет способствовать более высокому уровню их партнерства с государственными органами власти, целевому использованию средств, повышению солидарной ответственности органов управления некоммерческими организациями за результаты своей деятельности.
Стоит достичь однозначного подхода в трактовке терминологии в законодательных актах и урегулировать правовой статус «непредпринимательских (некоммерческих) юридических лиц». Это касается применения в Гражданском кодексе Украины понятия юридического лица для непредпринимательских структур, осуществляющих неприбыльную и благотворительную деятельность.
В мировом индексе благотворительности, презентованном международной организацией Charity Aid Foundatio (Фонд благотворительной помощи), Украина по показателям благотворительных пожертвований украинцев находятся на 107 месте среди 144 стран мира и на 103 месте по показателю помощи нуждающимся (наличными). Это является следствием нехватки финансовых ресурсов на благотворительность, неосведомленности о расходовании средств и недоверия населения к организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью.
Для повышения доверия граждан к благотворительным организациям надо решить дискуссионный вопрос введения процентной филантропии в Украине. Процентная филантропия – это механизм финансовой поддержки неприбыльных организаций, что предоставляет гражданам права по своему усмотрению распоряжаться в пользу выбранных ими неприбыльных организаций, законодательно определенным процентом уплаченного гражданами налога с дохода.
Нуждаются в совершенствовании правовые нормы не только на этапе создания благотворительной организации, но и на этапе получения помощи. Они, в частности, касаются усиления контроля над предоставлением адресной помощи, которая составляет 39% благотворительной помощи.
Разнообразие форм и сфер деятельности некоммерческих организаций, наличие различных способов и источников их финансирования, изменения законодательства и другие обстоятельства являются предпосылками того, что вопросы совершенствования институтов налогообложения некоммерческой деятельности должны быть приоритетными для государственных органов.
Это, как отмечают исследователи, важно с учетом того, что в Украине очень мало финансовых поощрений в отношении частных лиц и компаний, которые поддерживают некоммерческие организации.
Благотворительность является социальным институтом и имеет персонифицированный характер. На ее развитие влияет такой фактор, как доверие. С ростом доверия в обществе наблюдается развитие благотворительной деятельности. Мировые показатели корреляции между уровнем доверия и уровнем благотворительности составляют 43%.
В Украине, учитывая мировые рейтинги благотворительности связь между уровнем общественного доверия и сферой благотворительной деятельности значительно ниже. Для формирования ценностей доверия придется проводить новые технологии оказания благотворительной помощи, сокращать разрыв между доходами богатых и бедных слоев населения.
В современной практике организации благотворительной деятельности эффективной является так называемая венчурная благотворительность. Она характеризуется целевым финансированием, долговременным совместным сотрудничеством, имущественным участием, организационным развитием и высоким уровнем вовлеченности спонсоров и распространением круга получателей от благотворительной деятельности.
В моделях третьего сектора экономики некоммерческие организации расширяют свою социальную ответственность за сотрудничество в едином организационном поле с территориальными органами власти. На это указывает не только исторический опыт, но и современные институциональные концепции. Такое направление функционирования некоммерческих организаций требует внимания правительства.
Автор: В.М. Новиков, доктор экономических наук, профессор, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@ukr.net, ORCID 0000-0001-5892-815Х
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.