Квалификация как совокупность профессиональных знаний, навыков и опыта выступает важнейшим нематериальным активом человеческих ресурсов и общества в целом. В современном мире все сложнее достичь баланса между спросом на квалификации и их предложением, что объясняет обострение проблем их несовпадения.
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты проблем квалификационного несовпадения с современными потребностями рынка труда. Уточнена сущность основных категорий, характеризующих несовпадение квалификаций, и осуществлена их типология. Исследованы взаимосвязи несовпадения в образованности и квалификации на уровне предприятия, их влияние на производительность. Определена взаимосвязь социально-экономического развития с согласованием квалификаций.
Проанализированы несовпадение квалификаций с требованиями рабочих мест в возрастной группе 15-29 гг. в Украине и некоторых странах мира. Установлено, что Украина обладает значительным потенциалом чрезмерно образованной рабочей силы, которая не может быть трудоустроена из-за нехватки соответствующих рабочих мест.
Среди путей согласования квалификаций с требованиями рабочих мест усматривается необходимость консолидации усилий всех стейкхолдеров в направлениях: совершенствование статистического учета распределения рабочей силы по профессиям и квалификациям; согласование профессий и направлений подготовки; утверждение профессиональных стандартов; создание единой информационной базы и методического обеспечения для прогнозирования спроса и предложения на компетенции.
Ключевые слова: рынок труда, квалификация, предложение, спрос, дисбаланс, несовпадение квалификаций, чрезмерная образованность, чрезмерная квалифицированность, дефицит квалификаций.
Постановка проблемы. Нестабильность экономической ситуации в Украине негативно сказывается на всех сферах экономики, в том числе и занятости. На протяжении последних лет проблемы заполнения вакансий рассматриваются учеными всего мира под принципиально иным углом зрения – несовпадение квалификаций с требованиями рабочих мест.
По результатам опроса работодателей в ЕС, который был проведен в 2013 году, каждый четвертый испытывал сложности в заполнении вакансий из-за недостатка соискателей с нужными навыками. Несовпадение квалификаций с потребностями рабочих мест является серьезной преградой на пути к обеспечению устойчивого экономического развития и роста производительности труда.
Анализ последних исследований и публикаций. Впервые на проблемы несовпадения квалификаций с потребностями экономики обратил внимание Р. Фримен (Freeman, 1976), он исследовал влияние чрезмерной образованности на производительность труда и потери в заработной плате высококвалифицированного персонала вследствие его неполной реализации.
Г. Беккер (Becker, 1993) проблемы несоответствия квалификаций с потребностями экономики определял как временные и рекомендовал предпринимателям корректировать свои технологии так, чтобы максимально использовать имеющийся человеческий капитал, а индивидам – рационально относиться к инвестициям в высшее образование, поскольку рынок не требует значительного количества высококвалифицированной рабочей силы.
Развитие идей Г. Фримена и Г. Беккера можно проследить в работах Г. Маасен ван ден Бринк, (Maasen van den Brink, 2000), П. Слоуна (Sloane, 2003), С. Макгинесса (McGuiness, 2007), где исследуются потери в доходах высококвалифицированных лиц, работавших на менее квалифицированных рабочих местах.
На необходимость согласования квалификаций на рынке труда Украины, исходя из результатов исследования транзита молодежи от обучения к стабильной трудовой деятельности, указывали Е. Либанова, О. Цимбал, Л. Лисогор, И. Марченко, О. Ярош (E. Libanova, O. Cymbal, L. Lisogor, I. Marchenko, O. Iarosh, 2014).
Поисками путей преодоления дисбаланса на рынке труда и определения направлений формирования системы прогнозирования квалификаций по профессиям занимались А. Гришнова (O. Hrishnova, 2007), М. Семыкина (M. Semykina, 2007), И. Петрова (I. Petrova, 2007) и Л. Лисогор (L. Lisogor, 2015).
Несмотря на широту спектра исследований, посвященных решению проблем дисбаланса на рынке труда, в научной литературе недостаточно внимания уделено проблемам типологизации несовпадений квалификаций и их влияния на производительность труда.
Актуальность темы обусловлена необходимостью теоретических разработок в этом направлении с перспективой их внедрения в экономическую практику, что будет способствовать углублению анализа несовпадения квалификаций с потребностями рабочих мест и разработки путей их согласования.
Целью статьи является освещение теоретических и практических аспектов исследования несовпадений квалификаций с потребностями рынка труда, их типологии, влияния на производительность труда и уточнения понятийного аппарата.
Изложение основного материала. Собственно термин «квалификация» сегодня является часто применяемым в научных публикациях и может иметь большое количество определений и оттенков. В предлагаемой статье под квалификацией понимается наличие специальной образовательной подготовки, профессиональных знаний и опыта для выполнения определенных производственных задач по определенной специальности или должности.
Большинство теоретиков и практиков обращают внимание на несоответствие современных квалификаций требованиям рынка труда, что является сдерживающим фактором для обеспечения эффективного использования рабочей силы.
Общее представление о несовпадении квалификаций с потребностями рынка труда было впервые представлено Р. Фрименом в книге «Слишком образованные американцы» (Freeman, 1976). Рост интереса американцев к высшему образованию и желание домохозяйств больше инвестировать в образование в 1970-х годах ученый связывал, прежде всего, с желанием избежать призыва на Вьетнамскую войну.
Выбирая направление подготовки, студенты, прежде всего, концентрировались на профессиях, которые обеспечивали высокие заработки, однако при выборе абитуриенты не учитывали, что подавляющее большинство конкурентов руководствовалось теми же мотивами.
Р. Фримен склонялся к мысли, что чрезмерная образованность американцев – явление временное. Перенасыщение рынка выпускниками высшей квалификации в конечном итоге обусловит уменьшение спроса на нее, и на рынке труда установится баланс.
В США с целью сдерживания распространения чрезмерной образованности населения реальные доходы работников с профессиональным образованием постепенно повышали, тогда, как выпускников колледжей оставляли на том же уровне в течение следующих двадцати пяти лет. Однако с годами ситуация не изменилась, и проблемы чрезмерной образованности рабочей силы и несовпадения квалификаций с потребностями рынка труда встали с новой остротой.
Информационные технологии внесли свои коррективы в организацию труда, его содержательное наполнение, формы занятости, что значительно повлияло на компетентное обеспечение в профессиональном разрезе, из-за этого проблемы несовпадения квалификаций с потребностями экономики стали еще более очевидными.
Научный интерес к изучению несовпадений квалификаций с потребностями рынка труда усилился после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. Сокращение объемов мирового производства обусловило рост безработицы, а одновременные процессы сокращение старых рабочих мест и создание новых, более производительных, ускорили структурные изменения в экономике.
Формирование спроса на квалификации в условиях экономического оживления происходило в основном под влиянием технологических изменений, глобализации и торговли.
В современном понимании «несовпадение квалификаций» означает существование пробелов и дисбаланса в квалификациях. В частности это чрезмерная (недостаточная) образованность, избыток (дефицит) квалификаций, старение профессий и так далее. Говоря о балансе на рынке труда, большинство ученых склоняется к мнению, что он должен предусматривать, прежде всего, квалификационное соответствие рабочей силы потребностям рынка труда.
Национальные рынки труда по всему миру демонстрируют различные типы несовпадения квалификаций, что обусловило потребность их обобщения и типологизации.
Каждый из типов несовпадения квалификаций может быть измерен различными способами, и каждый из этих способов будет иметь свои преимущества или недостатки. Рассматривая типы несовпадения квалификаций, можно заметить, что они по большей части связаны либо с недостатком определенных профессиональных навыков, либо с их избытком.
В обоих случаях несовпадение квалификаций является свидетельством слабой связи между рынком труда и рынком образования. И если в первом случае нехватка необходимых компетенций может быть устранена путем организации дополнительной профессиональной подготовки, то во втором она является свидетельством дисбаланса на рынке труда и требует системной работы по согласованию содержания профессионального и высшего образования с потребностями работодателей и объемами подготовки кадров.
По данным опроса ОЭСР, несовпадение квалификаций с потребностями рынка труда характерно для каждого седьмого работника. Чрезмерно квалифицированные наемные работники владеют сравнительно большими и сложными квалификациями и чаще испытывают трудности использования приобретенных компетенций, поскольку их рабочие места не требуют такого широкого спектра навыков.
Высококвалифицированная рабочая сила чаще подвержена стрессам по причине неполной реализации, неудовлетворенности собственной работой, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда.
Чрезмерная квалифицированность присуща большей части современной молодежи, а разрыв в квалификациях чаще наблюдается в старших возрастных группах и может быть устранен путем переобучения или повышения квалификации.
Кроме того, чрезмерная квалификация негативно влияет на мотивацию к труду, поскольку большинство работодателей готовы оплачивать только те квалификации, в которых нуждается конкретное рабочее место. Таким образом, чрезмерно квалифицированная рабочая сила не расходует полностью собственный потенциал и со временем губит часть специальных навыков, которыми не пользуется на рабочем месте.
На индивидуальном уровне несовпадение квалификаций проявляется в чрезмерной образованности или дефиците квалификации для выполнения определенного вида работы. В периоды экономического спада высококвалифицированные люди более склонны переходить на рабочие места, требующие более низкой квалификации, но обеспечивающие более высокий заработок.
Предприятия охотно нанимают их на вакантные должности, не требующие высокой квалификации, однако со временем высококвалифицированные работники на таких рабочих местах чувствуют недовольство из-за отсутствия возможности реализоваться полностью.
Кроме того, соответствующая ситуация усиливает напряжение на рынке труда, поскольку высококвалифицированная рабочая сила постепенно вытесняет из экономики менее квалифицированную.
Сохранение соответствующих тенденций можно наблюдать и во времена оживления, когда часть работников не стремятся переходить на вакансии, требующие высшей квалификации, в силу различных причин, в частности из-за привычки к своему месту работы, старения компетенций, нежелания проходить повышение квалификации и тому подобное.
Например, исследование несовпадений квалификаций в Великобритании показало, что доля выпускников, которые были более квалифицированные, чем того требовали их рабочие места, сокращалось, но очень медленно: с 31% после окончания до 24% через два-четыре года.
Излишняя (недостаточная) квалифицированность или образованность более наглядно проявляются на уровне предприятия в отношениях между работником и работодателем. В работе представлены возможные взаимосвязи несовпадения в образованности и квалификации на уровне предприятия.
Чрезмерная образованность и дефицит квалификаций в комплексе предусматривают использование предприятием высокообразованной рабочей силы, которая по разным причинам не соответствует его потребностям в разрезе профессий.
Здесь благодаря высокому уровню образования работники могут быть вооружены общими компетенциями, в которых нуждается конкретное рабочее место, однако им будет недоставать специфических навыков. А значит, возникает дефицит кадров определенной квалификации, что на макроуровне свидетельствует о несоответствии содержания образования потребностям экономики.
Недостаток квалификации может быть характерным не только для недостаточно образованного работника. Например, в последние годы работодатели все чаще отмечают высокий образовательный уровень претендентов на рабочие места, однако в большинстве случаев он не характеризуется набором компетенций, необходимых предприятиям.
Понятно, что работодатели могут позволить себе наем более образованной рабочей силы и ее вооружение необходимыми компетенциями непосредственно на рабочем месте. Однако при таких условиях происходит отсрочка эффективного использования производственных ресурсов, а, следовательно, говорить о согласованности компетенций с потребностями рабочих мест не корректно.
Надо отметить, что на практике чрезмерная квалификация проявляется более ощутимой, чем чрезмерная образованность. На макроуровне существование чрезмерной квалифицированности и дефицита квалификаций требует пересмотра содержательного наполнения направлений подготовки кадров на предмет его соответствия в практической плоскости.
Чрезмерная квалифицированность и разрыв в квалификациях могут наблюдаться на уровне фирм в разрезе профессий, когда человек обладает набором компетенций, в которых нет необходимости на его рабочем месте, и в то же время испытывает нехватку компетенций, обязательных для этой работы.
По результатам опроса в странах ОЭСР, каждый пятый работник утверждает, что он чрезмерно квалифицирован по сравнению с рабочим местом, которое занимает, и лишь каждый десятый считает себя недостаточно квалифицированным.
Чрезмерная квалификация распространена и среди работников-мигрантов, работающих на условиях неполной занятости или по срочным соглашениям. Чрезмерная и недостаточная квалификация по-разному влияют на качество трудового потенциала.
Так, в первом случае происходит его постепенная деградация из-за отсутствия полноценной реализации, а во втором – постепенное развитие вследствие необходимости повышения квалификации. Однако несоответствие квалификаций в обоих случаях приводит к усилению напряжения на рынке труда, и перерасходам на подготовку персонала.
Эксперты Европейского центра развития обучения (CEDEFOP) утверждают, что в 2020 году в Европе только 31,5% рабочих мест будут требовать квалификации третичного уровня, и 34% рабочей силы соответствующего квалификационного уровня будет претендовать на их заполнение. Около 50% рабочих мест потребуют квалификации вторичного уровня, которому будет соответствовать около 48% рабочей силы соответствующего квалификационного уровня.
И только 18,5% рабочих мест будут требовать наличия неквалифицированной или низко квалифицированной рабочей силы, на которые будет претендовать 18% экономически активного населения. Именно поэтому приоритетной задачей для стран – членов ЕС является необходимость согласования образовательной подготовки кадров с потребностями рынка труда.
В Украине истоки проблемы несовпадения квалификаций с потребностями рынка труда достигают переходного периода, когда из-за структурной перестройки экономики значительная часть рабочей силы нуждалась в переобучении. Все большую популярность приобретало высшее образование и все менее привлекательным казалось профессионально-техническое.
Приватизация вузов, с одной стороны, способствовала усилению конкуренции на образовательном рынке, а с другой – позволила существенно снизить вводные барьеры, чем обусловила увеличение контингента высшего образования за счет частичного перетока с профессионально-технического.
Из международных рейтингов человеческого развития и человеческого капитала можно увидеть, что Украина имеет высокие показатели по критериям образованности, грамотности, доступности и качеству образования, в то же время предостережение у международных экспертов вызывает несовпадение квалификаций с потребностями экономики, что усиливает напряжение на локальных рынках труда.
Поскольку несовпадение квалификаций может быть как количественным, так и качественным, то речь, прежде всего, идет о случаях, когда человек не отвечает требованиям вакансии и когда существует дефицит (избыток) кадров по отдельным квалификациям. В современных условиях определить такое несоответствие крайне трудно из-за несовершенства мониторинга в этой сфере.
Однако Международная организация труда, опираясь на данные обследования рабочей силы, административные данные Государственной службы занятости и опрос работодателей, предлагает вычислять этот показатель в форме индекса, характеризующего несовпадение между квалификационными и образовательными уровнями.
Как видим, чрезмерная образованность населения характерна для всех стран, однако в Украине, Болгарии и Польше несовпадение квалификаций по образованию между спросом и предложением больше всего, что свидетельствует о существенном расхождении между уровнями безработицы по образованию. Чрезмерную образованность и несогласованность квалификаций украинских работников как проблему, которая тормозит экономический прогресс государства, выделяют и отечественные ученые.
В частности, результаты исследований Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины доказывают, что в Украине каждый шестой наемный работник среди молодежи работает на рабочем месте, которое соответствует его уровню образования, а каждый четвертый считает себя хорошо или плохо образованными для рабочего места, которое он занимает.
В целом, 30,9% молодых работников считают себя чрезмерно образованными для работы, которую они выполняют, и лишь 4,6% – недостаточно образованными. Такая ситуация обусловлена в основном тем, что подавляющая часть украинской молодежи имеет образование высшее, чем полное среднее.
В профессиональном разрезе несовпадение квалификаций среди молодежи наиболее характерно для технических служащих (79,0%), работников сферы торговли и услуг (52,9%), квалифицированных рабочих сельского хозяйства (26,8%), квалифицированных рабочих с инструментом и рабочих по обслуживанию (36,5%) и занятых простейшими работами (97,8%), которые излишне квалифицированы для работ, которые они выполняют.
Недостаточная квалифицированность характерна для молодежи, работающей на рабочих местах законодателей, высших государственных служащих, руководителей, менеджеров (13,1%) и специалистов (16,5%).
По показателю несоответствия квалификаций между требованиями к работе и квалификациями в части чрезмерной квалификации Украина имеет самые высокие позиции, а это значит, что она обладает значительным потенциалом чрезмерно образованной рабочей силы, которая не может быть трудоустроена из-за нехватки соответствующих рабочих мест.
Еще одной проблемой является то, что компетенции, которыми обладают претенденты на рабочие места, в основном не удовлетворяют работодателей, а это дает основания утверждать, что существует структурная безработица.
Проблема несогласованности квалификаций в Украине углубляется и существованием в отдельных случаях неоправданно завышенных требований для претендентов на рабочие места.
Это побуждает последних постоянно повышать свой образовательный уровень. А в обществе тем временем растет дефицит на вакансии, для заполнения которых высшее образование не нужно. Например, такие профессии как газосварщик, слесарь, токарь, литейщик, фрезеровщик, электрогазосварщик, каменщик, штукатур, повар, продавец, дворник, кладовщик и т. п.
В этом контексте популисты распространяют миф, что современная молодежь, которая нацелена на получение высшего образования, в случае необходимости сможет при благоприятных условиях переориентироваться на получение профессионально-технического образования.
Опровержение этого тезиса можно увидеть по результатам обследования «Переход молодежи от обучения к стабильной работе», проведенного Институтом демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины. Оно показало, что две трети молодежи (62,3%) не согласятся на профессионально-техническое образование, даже если оно будет гарантировать им большую стабильность и более высокую оплату труда.
Основной причиной этого является то, что работа, которой они хотят заниматься, требует высшего образования. Только 5,4% опрошенных отметило, что профессионально-техническое образование имеет плохую репутацию, а 18,1% – что этого не одобрит их семья.
Превышение объемов подготовки квалифицированных работников над объемами роста спроса на них, обуславливает образование их избытка и чрезмерную образованность рабочей силы, что негативно сказывается на процессах трудоустройства, нередко приводит к распространению безработицы и тормозит социально-экономическое развитие. Возникает необходимость в налаживании мониторинга спроса и предложения квалификаций на рынке труда с целью привлечения всех заинтересованных сторон к решению проблемы согласования квалификаций.
Поэтому крайне важно объединить усилия всех стейкхолдеров, включая представителей правительства, работодателей и наемных работников, в направлении преодоления дисбаланса между спросом на квалификации и их предложением.
Первоочередными шагами консолидации усилий всех заинтересованных сторон должны стать совершенствование статистического учета распределения рабочей силы по профессиям и квалификациям, согласование профессий и направлений подготовки, утверждение профессиональных стандартов, создание единой информационной базы и методического обеспечения для прогнозирования спроса на компетенции и предложения и тому подобное.
Успешность взаимодействия основных заинтересованных сторон будет способствовать уменьшению напряжения на рынке труда, а в макроэкономическом аспекте – обеспечению устойчивого экономического развития, росту производительности труда и наращиванию конкурентоспособности человеческого капитала.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Несовпадение квалификаций приводит к росту дефицита квалифицированных кадров в перспективе. На индивидуальном уровне оно влияет на удовлетворенность трудом, производительность и оплату труда. На уровне предприятий – негативно сказывается на эффективности производства, влечет за собой поиск нового рабочего места и текучесть кадров, увеличивает стоимость поиска нужного специалиста и препятствует внедрению новых технологий.
На макроуровне несовпадение квалификаций обусловливает распространение безработицы, теневую занятость и экономическую не активность, деградацию трудового потенциала, усиление социального напряжения, что в совокупности негативно сказывается на темпах национального производства.
Современная структура знаний и навыков рабочей силы в Украине отличается от соответствующей структуры спроса на них. Украине нужно стремиться к согласованию компетенций с потребностями рынка труда и прогнозировать объемы подготовки кадров в разрезе квалификаций, поскольку сегодня большинство выпускников университетов трудоустраиваются на работу, которая требует вторичного образовательного уровня.
Если не адаптировать содержание и структуру профессионального и высшего образования к потребностям рынка труда с учетом интересов всех социальных партнеров, то даже при оптимистических прогнозах экономический рост не обеспечит решения проблемы наращивания конкурентоспособности человеческого капитала.
В перспективе разрыв между компетенциями и требованиями рабочих мест будет расти, становясь все большим препятствием для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику, что, в свою очередь, будет тормозить социально-экономическое развитие и инновационный прогресс государства. Перспективные исследования в этом направлении должны быть связаны с усовершенствованием системы мониторинга рынка труда для выявления различных типов несовпадения квалификаций в Украине и разработки комплексной системы мер согласования квалификаций с потребностями рабочих мест.
Автор: Л.М. Ильич, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: ilyich_l@meta.ua
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.