Оперные театры во всем мире страдают от карантина: практически всюду ни репетиций, ни спектаклей. Пользуясь свободным временем, в Украину приехал баритон Юрий Самойлов, который уже 10 лет является солистом Франкфуртской оперы.
«Главком» не мог не воспользоваться возможностью встретиться со звездным украинцем, который является давним другом редакции. В разговоре с Юрием мы коснулись темы выживания заведений искусства в кризисный период, особенностей карантинных репетиций и того, какой опера выйдет из карантина, вызванного пандемией коронавируса.
Юрий, вас очень редко можно увидеть в Украине из-за плотного графика. И вот карантин подарил нам такую возможность…
Действительно, я не приезжал в Украину полтора года из-за плотного графика. Когда начался карантин, время для приезда появилось. Но все, же были вопросы относительно безопасности, как именно ехать? Я вообще не хотел пользоваться самолетами еще с весны, везде путешествовал только машиной. Сейчас решил все-таки лететь, хотел увидеть семью, коллег и друзей. Прилетел на праздники. Раньше у нас была традиция с родителями всегда на Новый год собираться, да уже много лет нет такой возможности, а вот в этом году получилось.
В Украине я находился две с половиной недели, время было очень насыщенным. Много чего успел сделать: новые фотосессии, интервью, несколько встреч и много дал уроков активным и заинтересованным студентам. Мне нравится, что люди стремятся к знаниям, хотят себя улучшить, узнать что-то новое.
Всего я провел семь часов занятий в Киеве с 50 студентами и три часа занятий с 20 студентами в Одессе. У меня спрашивали о разном. Как работает оперный бизнес, как начать развиваться в нем, где получить знания, что читать, с кем сотрудничать. Но основное, что они могли взять после встречи, это необходимость мотивации в работе. Я говорю всем, что самое главное — любовь к музыке и трудолюбие.
«Опера — это не только академические исполнители на Х-факторе»
Это мастер-классы? Какова была их цель? Кто слушатели?
Я не хочу называть эти встречи мастер-классами. Это были творческие встречи. Я не поддерживаю идею мастер-классов, во время них ты не сможешь почти ничему научиться, если, говорить в общем. Потому что это больше шоу. Я все же больше голосую за работу в классе, когда студент с преподавателем или тренером в более интимной обстановке общаются. Когда есть доверие и при этом условии можно добиться каких-то результатов.
Весной, с началом пандемии, я решил больше времени уделить популяризации себя и классической музыки в социальных сетях. На своей странице в Instagram, которую активно веду, много рассказываю о жизни оперного артиста, о том, что может понадобиться молодым певцам. Анонсы об этих творческих встречах мы делали в Instagram еще с весны.
Вообще имею идею приобщить к опере как можно больше людей, чтобы ее ассоциировали не только с академическими исполнителями на Х-факторе.
Хочу, чтобы обычные люди увидели, что оперные певцы современности такие же, как и они. Это не только девы в пышных платьях и мужчины в костюмах. Они такие же современные люди, которые занимаются спортом, много путешествуют и следят за мировыми тенденциями.
Мне пишет очень много людей. И это люди, которые не имели возможности посещать оперный театр даже тогда, когда не было пандемии. Есть женщины, которые живут в селах, пишут мне каждый день, желают успехов. Благодаря социальным сетям они узнали обо мне и сейчас сами живут театром. Это очень вдохновляет. Люди нуждаются в искренности и открытости в выступлениях артистов, игре музыкантов. Во время пандемии это особенно заметно.
Вы несколько месяцев онлайн консультируете украинских вокалистов. Что это за формат?
Консультировать онлайн я начал из-за пандемии, поскольку весь мир перешел в виртуальное пространство. Мой урок стоит 4 тыс. грн., на занятиях мы работаем над поведением, интерпретацией произведения, стилем и произношением. Но я понимаю, что такая стоимость является слишком высокой для многих студентов из Украины, поэтому раз в месяц на своей странице в Instagram я разыгрываю бесплатные занятия.
Также провожу бесплатные воркшопы в украинских городах, где делюсь своими знаниями об оперном мире и своим опытом. Делаю это не для того, чтобы молодежь уезжала из Украины, а чтобы развивала украинскую оперу.
Каковы ваши впечатления от общения с молодежью?
Главное впечатление – они хотят развиваться, но еще не знают как. Второе впечатление — люди не на том концентрируются. Они считаются только с правильностью строения звука, но забывают о содержании и смысле музыки. А я им говорю, что пение – это не только совместить две или три ноты. Пение – это ваше сердце, это открытый ум, это отражение души в ваших глазах. Самое ужасное, что может случиться на сцене, – это пустое пение.
Большинство исполнителей до конца не рассказывают историю, не выкладываются, не поощряют зрителя в свой мир. Они просто поют, просто выполняют работу. Люди думают, что техника важнее. Мне как-то преподаватель сказал, что если ты будешь петь со смыслом, то и твоя техника будет улучшаться.
Мы со студентами делали разные упражнения. Они переставали думать, как совместить «До» с «Ре». Они начали видеть и слышать, что происходит вокруг них. Когда человек концентрируется только на себе, у него никогда не может быть обмена энергией с коллегами и зрителями. Я рассказывал студентам, что надо понимать смысл не только своего текста, но и партнеров. Что надо смотреть, кто их персонаж, в каких он обстоятельствах пребывает, что чувствует.
С какими наибольшими проблемами к вам обращались?
Почти у всех есть проблемы с произношением, если брать итальянский, немецкий, английский. Ее можно приобрести, если ты разговариваешь с носителем языка, если ты находишься в стране, где на этом языке разговаривают. Пробелы можно заполнять, слушая музыку, смотря фильмы, знакомясь с людьми из-за границы. Не обязательно жить в другой стране, чтобы познакомиться с человеком и общаться вживую. В современном мире для этого много возможностей. Произношение — это фундамент, то, что с чего нужно начинать.
Также речь шла о стиле. За его отсутствие нельзя критиковать, потому что у нас нет традиции исполнения Моцарта, Россини.
«Оперный мир превратился в фабрику»
Как оперный мир переживает карантин, и каким он из него выйдет? Что изменится?
Мне грустно оттого, что оперный мир развивается больше как фабрика, чем как искусство. Жизнь ускоряется, количество спектаклей увеличивается, однако остается меньше времени на создание чего-то неповторимого, эмоционально наполненного. Я пою уже 10 лет и могу на пальцах одной руки посчитать постановки, где происходило что-то уникальное.
Если говорить о настоящем и карантине, то с марта и до июля оперные театры не работали вообще. Летом все репетиции проходили в масках, мы каждую неделю делали тест на наличие коронавируса. Условия были сложными. Во время июньского сольного концерта во Франкфурте в Германии я имел небольшое пространство, обозначенное крестиком, за которое нельзя было выходить. Я не мог повернуться направо, налево, подойти к пианисту ближе, чем на три метра, и не ближе, чем на шесть метров к публике. Ощущение, будто ты в коробке, очень угнетало.
В общем, могу описать 2020 год для оперных театров одним словом − хаос. В том же Франкфурте руководство открыло театр на один месяц, часть спектаклей показали, а потом театр снова закрыли. Теперь руководство не знает, как выйти из ситуации. Потому что с одной стороны после карантина нужно будет ставить в расписание спектакли, которые ранее не состоялись, хотя и декорации подготовлены, и репетиции проведены. А с другой стороны, что делать с теми спектаклями, которые должны быть по расписанию? Никто никому никаких гарантий не дает. Руководство театра не знает, что будет завтра.
Как в этой ситуации действует власть, какой является помощь государства? Как вы переживаете этот сложный период?
Все очень индивидуально. Каждый регион, каждый город, учитывая то, местный или государственный театр, по-разному оказывают помощь. Если мы говорим о Франкфурте, то театр платит 40% от зарплаты, остальные 60% платит государство. Но это касается певцов, которые работают в репертуарных театрах, но таких очень мало. Всего исполнителей тысячи, если не десятки тысяч. Я не знаю, как они сейчас будут искать работу, потому что ее все меньше и меньше. Больше всего страдают фрилансеры.
Еще два года назад мы с театром решили, что в течение сезона 2020-2021 годов я ухожу в отпуск. Причиной этого стало много контрактов, которые я получил как приглашенный гость. В частности я должен был дебютировать в сентябре в Барселоне, но выступление перенесли на 2023 год. Мои спектакли в этом сезоне в «Метрополитен-опера» перенесли на 2022-2023 годы, а дебют в Королевском оперном театре «Маскат» в Омане – на октябрь 2021 года.
Но когда пришла пандемия, я остался без зарплаты во Франкфурте и без гостевых контрактов. Я потерял большую сумму средств, оказался у разбитого корыта. Спасло то, что мне удалось получить помощь от государства, это 60% моей зарплаты в театре.
Также в финансовых вопросах мне помогло то, что во время пандемии я смог дважды выступить в качестве приглашенного гостя. На фестивале Россини в итальянском городе Пезаро в опере «Брачный вексель» и «Севильский цирюльник».
Кто-то думает о смене профессии?
Насчет смены профессии сказать ничего не могу, однако знаю, что сейчас музыканты ищут другие способы зарабатывать деньги. Кто-то получает дополнительное образование, кто-то сэкономил средства на черный день. Например, в Америке большинство артистов являются фрилансерами, и сейчас из-за пандемии они вынуждены играть прямо на улице. Да, как раньше, уже не будет.
Я также размышлял над тем, что может приносить мне счастье, кроме музыки. Мне нравится рыбалка. Думал, может, пойти в океан ловить рыбу и продавать ее ресторанам. Я также люблю готовить, поэтому мог бы открыть свое заведение. Найти что-то такое, где была бы природа, вдохновение, где можно было бы просто быть. Насколько это принесло бы деньги, я не знаю. Но самое главное, чтобы это доставляло мне удовольствие.
Автор: Михаил Глуховский
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.