Владелец львовского «эмоционального холдинга» – «Крыивка», «Пьяная вишня», «Львовские пляцки», «Волчок» и другие – рассказал, когда в Киеве откроется реберня, где в Никарагуа можно отдохнуть в украинском отеле и как город Льва конкурирует за туристов с европейскими городами.
Андрей Худо встречает журналистов в офисе, расположенном на бывшем стеклозаводе в Львове. В соседней комнате кто-то играет на барабанах. «Это мой партнер Юрко (Юрко Назарук, один из соучредителей холдинга эмоций !FEST) сходит с ума», – шутит Андрей.
На стеклозаводе бизнесмены развивают креативное пространство !FESTrepublic. Территория поражает. Старое помещение завода реконструировали. Теперь здесь есть пивоварня, концерт-холл, магазин «Старого Льва», реберня, кофейня, гончарня. Фестивали, вечеринки и конференции, которые проходят здесь, посещают и львовяне, и туристы.
Всего в бизнес-портфеле холдинга эмоций !FEST более 20 проектов. Если раньше основной фокус владельцы делали на развитии ресторанного бизнеса, то теперь он сместился. «Эмоциональный холдинг» планирует развивать сеть креативных отелей в Львове, инвестировать в недвижимость и продавать хороший кофе, который ищет хаб в Никарагуа.
Важным для компании остается образовательный проект «Школа свободных и неравнодушных». Бизнесмен верит, что сможет открывать такие школы в других городах.
Когда в Киеве откроется реберня, где в Никарагуа можно отдохнуть в украинском отеле и как конкурирует Львов за туристов – далее в интервью.
О ресторанах эмоций
– Когда откроете «Реберню» в Киеве?
– Киев достаточно сложный. Нам задержали более чем на полгода ввод в эксплуатацию дома, в котором мы должны открыть «Реберню». Это дом на Андреевском спуске возле «Львовской мастерской шоколада». У нас там будет такое себе львовское посольство. Киевская «Реберня» – это перспективная лига.
– Очень выгодная локация. Подол — самое туристическое место Киева.
– Всегда надо выбирать лучшие места. В Черновцах аналогичное заведение мы открыли в апреле. В Киеве рассматриваем еще одно место под «Реберню».
– Сколько заведений насчитывает сеть холдинга эмоций !FEST?
– Более ста. Активно работаем за рубежом. «Пьяная вишня», например, имеется в Варшаве, в Кракове – уже две, весной будет во Вроцлаве. Это наш камбэк в Польше после неудачного запуска «Львовской мастерской шоколада».
Поляки любят вишневку, «потусить». Это видно по их туристам. Молодняк польский часто приезжает. Они стали больше зарабатывать, им во Львов «по кайфу» приехать и потратить деньги. Они любят у нас «козу поводить» (пройтись по барам).
– На каких условиях можно получить франшизу для заведений вашей сети?
– Во-первых, для этого надо иметь непреодолимое желание заниматься этим бизнесом.
Это главное. Деньги, конечно, тоже нужны. Франшиза для «Пьяной вишни» стоит 15 тыс. долл. Для этого заведению не требуется большое помещение. Таким форматом заниматься проще, чем открывать «Львовские пляцки». Для кофейни нужно искать поставщиков, поваров, официантов, переживать за стоимость аренды…
Люди сейчас, особенно молодое поколение, хотят легкого, большого и быстрого заработка. Они не очень хотят брать на себя ответственность.
— Какая доля ваших заведений открыта по франшизе?
– В Львове все заведения – это наш собственный бизнес. Здесь мы не работаем по франшизе, но по Украине более 70% заведений работают по франшизе.
Кроме того, мы практикуем не только продажу франшиз, но и партнерство по некоторым бизнес-проектам. В некоторые франшизные проекты мы инвестируем от 51% в уставный капитал компании. На месте имеем операционного партнера, который будет следить за бизнесом, потому что он тоже вложил туда свои деньги.
Это основной принцип инвестирования. Когда ты рассматриваешь любой проект, ты должен положить свои деньги, чем рисковать, чтобы он стал тебе ценным.
Когда мы привлекаем франшизных партнеров, то делаем это на доверии. Если ты не доверяешь, то нечего начинать бизнес. Мы не ищем инвесторов. Мы ищем людей, которые хотят заниматься этим бизнесом и тратить на это свои время и жизнь.
– Как вы контролируете качество пищи в своих заведениях? После случая с отравлением в ресторане «Театр пива «Правда» возникают вопросы.
– Для нас этот случай стал очень большим «челенджем». Никогда в таких вещах нельзя злорадствовать, потому что каждый бизнес имеет риски.
Конечно, случай с отравлением очень сильно по нам ударил. После этого мы многое меняли в нашей сети. У себя в холдинге мы создали должности санитарных инспекторов, которые контролируют качество пищи. Кроме того, мы приобрели оборудование для мобильной лаборатории, позволяющее самим проводить тестовые проверки.
Основная причина таких ситуаций – человеческий фактор, однако мы дополнительно усилили контроль температурных режимов при приготовлении пищи и контроль качества продуктов при поступлении в рестораны. К сожалению, в Украине не работает институт медосмотров, потому что справку можно просто купить. Кто-то может больным прийти на работу и не сообщить об этом. Гигиена – банальный фактор, но за ним постоянно нужно следить.
– Сколько зарабатывают ваши официанты?
– Официанты зарабатывают процент от продажи. Рекорд 2019 года был в реберне «Под Арсеналом» в пиковый месяц. Человек заработал 40 тыс. грн. с чаевыми, но он должен работать нон-стоп и очень хорошо обслуживать. Кроме того, это вопрос популярности заведения и потока людей. Пассивный официант может заработать и 4 тыс. грн.
– Ваши заведения ориентированы на туристов. Львовяне жалуются, что вынужденные из-за этого обходить центр. Конфликтуете с горожанами?
– Нет. Половина наших гостей – это львовяне. Мы можем их идентифицировать по картам лояльности LOKAL. Они к нам ходят, и никакого конфликта здесь нет. Последнее открытие в холдинге – реберня !FESTrepublic на Подзамче, фактически для львовян, чтобы не стоять в очереди в реберню «Под Арсеналом» в центре.
– Просто ли оформить аренду в центре Львова? Часть ваших заведений расположена в домах, которые есть в перечне памятников ЮНЕСКО.
Холдинг эмоций !FEST — это сеть креативных ресторанов и проектов с оригинальными концепциями, основанная в 2007 году в Львове тремя предпринимателями: Андреем Худо, Дмитрием Герасимовым и Юрком Назаруком.
Среди наиболее известных заведений — «Крыивка», «Мазох-café», «Львовский рудник кофе», реберня «Под Арсеналом». Сеть насчитывает более 100 заведений в 32 городах Украины и мира.
В Львове компания обладает креативным пространством FESTrepublic, расположенным на территории бывшего стеклозавода. Кроме того, холдинг эмоций занимается трейдингом кофе, шьет одежду, производит пиво, инвестирует в недвижимость, в образовательные проекты, организует фестивали.
– Оформление разрешений на работу в доме, который относится к культурному наследию ЮНЕСКО, – это куча проблем. Вот возьми любой дом и пойди, сделай проект. Думаю, что в Киеве то же самое. Ты сразу столкнешься со всеми прелестями ведения бизнеса в Украине. Мы говорим об упрощении ведения бизнеса в Украине.
Да, фирму можно зарегистрировать в течение 24 часов, но это уже must be, об этом даже никто говорить не должен. А ты сделай разрешение на работу в доме из культурного наследия ЮНЕСКО, даже если он разваливается. Ты будешь иметь отношения с таким прекрасным учреждением как Министерство культуры. Кроме того, отдельно стоит, еще ГАСИ Украины…
— Выросла ли аренда в Львове за последние два-три года?
— На рынке гуляют очень агрессивные ставки, есть далеко за 100 долл. за метр.
Если говорить про нашу бизнес-модель, то с каждым арендодателем, которого я тоже считаю партнером, мы подписываем договор аренды на десять лет в гривне. У нас гривневый бизнес и мы не получаем доход в долларах. Арендные ставки индексируем ежегодно на уровень инфляции. По большинству заведений в Львове мы выкупили помещение.
– «Дом легенд» закрыли из-за окончания срока аренды помещения?
– Да, владелец имеет другие планы на помещение. «Дом легенд» – сентиментальный проект, хороший. Я благодарен команде, что его реализовала, но время покажет. Может, он трансформируется где-то с каким-то другим интересным продуктом. Кто знает.
Когда мы начинали бизнес, то подписывали арендные договоры на десять лет. Я думал, что это так много, что за это время заведение купишь не раз. Однако мы в бизнесе 12 лет, у нас заканчиваются десятилетние контракты. Это означает, что по каким-то договорам ты договариваешься повторно, а с какими-то партнерами прощаешься.
– Планируете ли запуск новых форматов в 2019 году?
– Конечно, мы их все апробируем в Львове. У нас очень много проектов. Мы купили ресторан в Ратуше под еще один «сладкий» проект. Возле Ратуши у нас будут площадки с отдельным форматом, который мы думаем предложить людям.
«Почту на Печатной» хотел бы превратить в нечто более интересное и прибыльное. Перезапустили «Юлу». У нас в холдинге 20 различных проектов в работе.
– Какие регионы в фокусе для развития?
– Киев – приоритетный город, там наши форматы хорошо воспринимают и любят. Бывших львовян в Киеве много, поэтому искать партнеров для франшизы легче.
Другой фокус интересов – Харьков, Днепр, Одесса. Там выше покупательная способность у людей и больший спрос. Мы видим потенциал в Черновцах, это туристический город. Надо объединять креативные и активные классы таких городов и «промоутить» себя за границей. Даже Львов имеет вопрос с «промоушном» за рубежом.
Мы наивно думаем, что все о нас знают. В Украине знают, но если поехать в Австрию, Германию и дальше, то с узнаванием Львова есть проблемы. Нас знают как «в Украине идет война». Вот такими сейчас образами мыслят зарубежные туристы. Я тебе конкретный пример приведу: военное положение, ввели 1 декабря.
– Это повлияло на ваш бизнес?
– Да, военное положение негативно повлияло на туристический сезон в Львове на Рождество. Украинцы имеют альтернативу, они могут лоукостами улететь за границу, это плюс-минус те же затраты, а туристы из-за границы мало приезжали.
Мы конкретно не заработали за сезон. Это первый сигнал за последние годы. Он дал понимание, что с такими заявлениями нужно быть осторожными, потому что это имеет тяжелые последствия.
Надо понимать, что Львов конкурирует за туристов на глобальной карте мира. Мы уже конкурируем не только с Одессой и Киевом за туриста. Львов конкурирует с Краковом, Прагой, с европейскими городами, которые тоже имеют неплохие предложения.
Украинцы хотят видеть что-то новое, потому что во Львов они уже поездили, а где внешнее «промо» для зарубежного туриста? Я не вижу активного «промо». Можно взять Facebook, Instagram, начать там делать системную рекламу Львова. Для этого надо объединяться власти, бизнесу и вместе достигать высоких целей.
О девелоперском бизнесе
– Холдинг эмоций !FEST произвел революцию в ресторанном бизнесе Львова. Благодаря вам увеличился туристический поток. Стоит ли ждать революций в других сферах?
– Я не знаю, куда нас занесет в ближайшие несколько лет, но то, над чем мы сейчас работаем, это проект гостиницы. Попробуем сделать креативные отели.
– Не один?
– Начнем с одного. У нас уже есть 18 апартаментов в центре Львова. До конца 2019 года будем иметь в городе около 50 апартаментов.
– Ваш отец преподавал экономику в университете им. Ивана Франка. Он приобщался к разработке бизнес-стратегии компании? Дает ли советы?
– Нет. Когда мы создавали компанию, то были самодостаточными ребятами. Но, например, год назад я договорился с отцом, который имеет опыт в гостиничном бизнесе, что он станет проектным менеджером нашего отеля на улице Лемковской.
Это будет фактически первый отель в нашем холдинге. Если все будет так креативно и классно, как мы планируем, то наш отель быстрее окупится, чем обычные отели. Мы комплексно работаем с гостями: им есть, где покушать, развлечься и отдохнуть.
– Значит, вы активно инвестируете в недвижимость?
– Девелоперский бизнес у нас имеет разные направления. Инвестируем в помещения, где расположены наши рестораны или где есть перспективные помещения. Это портфель интересной недвижимости, которую мы можем сдавать в аренду преимущественно своим компаниям. Они обычно расположены в центре и мы, таким образом, получаем капитализацию.
Другой портфель — мастерская домов «Квитка», который является классическим девелоперским бизнесом. Строим дом и продаем квартиры. Сделали уже три проекта домов.
– Рынок недвижимости Львова растет?
– Рынок растет. В будущем я бы старался зарабатывать не так на масштабе, как на уникальности жилого проекта, который несет уникальную смысловую нагрузку и имеет перспективу быть капитализированным в будущем. Мы еще сделаем клубный дом, но не для продажи, а больше для себя. Он будет иметь уникальный дизайн.
О !FESTrepublic и школе
– Несколько лет назад вы приобрели заброшенный завод «Галичскло» и начали развивать здесь креативное пространство FESTrepublic. Какой была сумма сделки?
– Сам завод мы купили за сумму до 1 млн. долл. Вопрос не в том, за сколько мы его купили, вопрос – сколько надо вложить, чтобы на заводе закипела жизнь. Для ремонта этого пространства мы старались держаться отметки 300-400 долл. за метр.
На территории работают наш офис, книжный магазин «Издательства Старого Льва», пивоварня «Правда», гончарня, пекарня и концерт-холл. Ремонтируем здание вблизи пивоварни. Там пространство на тысячи метров. Думаем делать там музей современного искусства.
– Музей современного искусства станет как PinchukArtCentre, только в Львове?
– Увидим. Имеем на заводе около 1 тыс. кв. м, планируем делать там определенные установки. Это может перерасти в масштабный проект, который будет первым в Украине. Я не художник, оцениваю такие проекты с точки зрения бизнес-менеджмента. Чувствую, что в Украине не хватает современного искусства и эта сфера должна развиваться.
При музее будет создан художественный совет, который будет отбирать картины и произведения, а также сообщество инвесторов, которые будут вкладывать свои деньги в музей. Если они будут выставляться в этом музее, то естественно, что со временем станут дороже.
Кроме того, музей будет создавать дополнительный поток людей. Это длительный проект, окупится он нескоро, как и «Школа свободных и неравнодушных». Однако с точки зрения капитализации, наверное, он имеет смысл и хорошие перспективы.
– Что осталось доделать на территории завода, кроме музея?
– Уже открылась «Реберня». Думаем над продолжением реконструкции концерт-холла, потому что проведенные фестивали показывают спрос на такие события. Это помещение старое, придется укреплять стены и потолок, заменить окна. На это нужно около 2 млн. долл.
Мы постоянно откладывали ремонт, потому что всегда есть какие-то актуальные проекты, но это надо когда-то наконец-то начинать. На фестивале в 2018 году пришло 17 тысяч человек.
– Расскажите о проекте «Школа свободных и неравнодушных».
– Это начальная креативная школа, где учатся 320 детей. Первое и основное, чему стоит научиться ребенку, – уметь ответить на вопрос «Что означает быть человеком». Понимать, что такое добро и зло, уметь сделать правильный выбор в жизни.
У нас есть нулевой, первый, второй и третий классы. Школа расположена в Львове на Клепаривской, 39. Мы арендовали для нее старый офис «Киевстара», платим коммерческую аренду – свыше 300 тыс. грн. ежемесячно.
– Сколько стоит обучение в такой школе?
– В нашей школе доступно обучение. Оно стоит 6 500 грн. в месяц. Там не учатся только дети богатых родителей. Когда мы отбираем детей, мы проводим собеседования с детьми и родителями. Очень важно иметь правильную среду.
Вблизи школы есть бассейн и спортивный клуб. Рядом открыли школу искусств, где будем учить детей театральному искусству и музыке. Мы много вложили в оборудование столовой и кухни, чтобы приучать деток кушать здоровую пищу.
— Какая рентабельность такого проекта?
– Хочу, чтобы мы вышли на 10% рентабельности. На 10% надо выйти, чтобы проект стал интересным для других людей, которые скоро дойдут к тому, что надо инвестировать в образование. Мы сможем открыть такие школы в разных городах Украины, где будем искать партнеров, инвесторов, а сами будем предоставлять им бизнес-методологию.
– Уже ищете инвесторов для запуска школы в других городах?
– Думаю, в 2020 году будем готовы предлагать эту бизнес-модель с прибылью. Каждый проект должен быть самодостаточным. Если в нем нет доходности, если он не зарабатывает, то рано или поздно он закончится. Он просто умрет. Деньги – это инструмент измерения твоей успешности в проекте, твоей конкурентоспособности.
Ты должен деньгами мерить результат. Я считаю деньги, но как мы можем предложить проект по франчайзингу или бизнес-модель школы, если мы здесь не зарабатываем? На что мы людей подписываем? Мы имеем амбициозную цель: сделать сто таких школ в Украине, тоже по франчайзингу. Мы понимаем, что этот проект точно повлияет на изменения в стране.
– Вы являетесь партнерами «Издательства Старого Льва». Как оно развивается?
– В 2010 году мы инвестировали туда капитал для перезапуска проекта, усилили менеджмент и через два года проект взорвался. Он начал расти в 2-2,5 раза каждый год по выручке. Сейчас темпы не такие, конечно, потому что бизнес масштабировался, но когда прирост бизнеса составляет десятки процентов в год – это очень прилично.
Развиваем формат магазинов-кофеен. Ты можешь там встретить людей, с которыми попьешь кофе. Это так, как в «Пьяной вишне»: офлайновый «Фейсбук». Приходишь туда, находишь друзей, знакомишься с новыми. Имеешь аудиторию, с которой хотел бы провести время. Это будет стимулировать продажу книг в магазинах «Старого Льва».
На 2019 год мы заложили бюджет на открытие пяти таких кофеен в разных городах. Думаю, это перспективная вещь. Мы всегда «выстреливали» на пересечении отраслей, искали что-то уникальное. Книжный магазин с кофейней – это, мне кажется, очень атмосферно.
О кофейном хабе
– Вы открыли кофейный хаб в Никарагуа. Десантировали туда своих людей?
– Мы десантировались даже сами. Встретились с «донами» – латиноамериканскими фермерами. Начали путешествие в Сальвадоре, потом поехали в Гватемалу, Гондурас и закончили в Никарагуа. С фермерами важно было не просто познакомиться, но и установить доверие, которое является ключевым в бизнесе.
– Доверие устанавливали «пьяной вишней»?
– Нашими историями и репутацией. Сейчас же все можно легко в интернете «загуглить» и посмотреть, кто есть кто. Действительно, ты права – мы дарили им по бутылке «Пьяной вишни» и шоколад из львовской мастерской. Знаете, что они нам подарили?
Они нам подарили кофейный ликер «Тимошенко», но это не та Тимошенко, о которой ты подумала. Это генерал советской армии Тимошенко, которого они очень уважают.
Почему так важно было установить доверие с производителями кофе? Мы сначала должны были отправить им денежный аванс для первых поставок, затем они отправляли партии товара и только после их получения мы присылали другую часть денег.
Сейчас у нас работает полноценный кофейный хаб с лабораторией в Никарагуа. Наши специалисты контрактуют нам кофе, открыли там даже собственную кофейню La Tostaderia и отель Estrela. Будешь в Никарагуа – приглашаю.
– Значит, вы поставляете кофе? Конкурируете с Cargill?
– Нет, международным компаниям мы не конкуренты. Мы пошли в премиальную нишу, где рынок не такой большой. Торгуем кофе класса speciality. Компания-лидер в сегменте имеет оборот около 100 млн. долл. Чувствуем, что этот сегмент будет расти.
Люди в Украине хотят пить хороший кофе. Speciality – хорошая вещь. «Присев» на него, не хочешь идти вниз, а в себестоимости разница не такая критичная, около 1 грн. на чашечку.
— Где реализуете импортируемый кофе?
– Большинство наших клиентов в Украине, но уже продали два контейнера в Германию и Польшу. В Львове имеем собственный кофейный хаб с импортированными образцами, клиенты могут приехать на капинг (дегустация кофе) и подобрать сорт для себя.
Кофе speciality в Латинской Америке собирается вручную, сушится на специальных кроватях, потом зеленое кофейное зерно попадает клиентам в мире и в Украине. Этот бизнес делается на обороте, но мы не конкурируем с массовыми компаниями.
С фермерами в Латинской Америке работает наш партнер Дмитрий Слукин. Он анализирует урожай в разных регионах и отбирает лучшие партии.
Сейчас сложная ситуация в мировом кофейном бизнесе – цена на бирже упала ниже 1 долл., и некоторые фермеры в Латинской Америке делали акции по вырезанию кофейных деревьев.
Думаю, в будущем ситуация изменится, и пружина выстрелит в другую сторону.
Автор: Оксана Пирожок
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.