Обеспечение населения жилой площадью — принципиально важная цель государственной социальной политики, зафиксированная в Конституции Украины как право граждан на жилье и подкрепленная обязательством государства создавать условия для приобретения квартир в собственность или взятия в аренду.
Удовлетворение потребностей населения в жилье является базовой характеристикой качества жизни, важным условием воспроизводства демографического потенциала страны. На государственном уровне более двух десятилетий поднимаются вопросы удовлетворения потребностей населения в жилье.
Однако, несмотря на разработку основных направлений развития жилищного обеспечения, определенных Концепцией государственной жилищной политики, одобренной постановлением Верховной рады Украины от 30 июня 1995 года № 254/95-ВР, заметных положительных сдвигов в этом направлении не происходит. Ежегодно снижается количество граждан, получающих жилье, находясь на квартирном учете.
Общее количество граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, значительно превышает количество «очередников». Расчеты, основанные на социологических обследованиях, проведенных структурными подразделениями ЮНЕСКО, указывают, что 72,7% молодежи Украины, то есть 2,5–2,8 млн. молодых семей, находятся в неудовлетворительных жилищных условиях и желают их улучшить.
Государственные льготные программы обеспечения молодежи жильем малоэффективны и не создают для этой категории населения социальных перспектив получения более комфортного жилья. Для решения жилищной проблемы надо пересмотреть стратегические положения обеспечения населения жилой площадью.
Кроме программ молодежного льготного кредитования необходимо развивать социально ориентированный рынок ипотечного кредитования жилья, способного создавать конкуренцию на основе доступа к банковским кредитам широких слоев населения. Для реализации задачи расширения кредитных ресурсов в Украине нужна развитая банковская инфраструктура, предусматривающая развитие вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования.
На современном этапе, учитывая рост потребности населения в жилье, предложено создать широкую сеть специализированных ипотечных банков, способных оказывать населению доступные долгосрочные кредиты, и снижать риски эмиссии ипотечных ценных бумаг. Описана зарубежная практика функционирования подобных ипотечных структур и обоснована необходимость ее внедрения в Украине.
Ключевые слова: жилищная политика, жилищные программы, льготные кредиты, ипотека, модели ипотечного жилищного кредитования, специализированные ипотечные банки, строительно-сберегательные кассы.
Актуальность проблемы. Жилищная обеспеченность населения составляет одну из наиболее актуальных социальных проблем Украины. За последние шесть лет (2012-2017) структура домохозяйств по размеру жилой площади на одного человека практически не претерпела изменений. Рынок жилья продолжал функционировать в основном на стимулирование строительства жилья для состоятельных домохозяйств.
В 2017 году, по данным ежегодного выборочного обследования домохозяйств, разница в обеспеченности жильем между децильными группами домохозяйств с самым низким и самым высоким среднедушевым эквивалентным доходом равнялась 2,3 раза по показателю жилой площади до 7,5 м2 на человека. Жильем с такой характеристикой обладают 13,1% домохозяйств первого дециля и лишь 5,6% домохозяйств десятого дециля.
Учитывая, что основная часть населения не может решить собственные жилищные проблемы, возникает задача определения мер, которые необходимо принять для улучшения доступа населения к системе финансирования приобретения жилья. При этом важно сориентировать потребности граждан на строительство комфортного жилья, что положительно скажется на увеличении размера семьи и улучшении демографической ситуации в стране. В связи с этим необходимо определить степень комфортности жилья.
В Украине традиционно учитывают показатель средней обеспеченности населения общей площадью жилья. Такой подход является недостаточным для оценки комфортности проживания граждан.
Международная статистика потребность в комфортном жилье оценивает не показателями обеспеченности общей площади в квадратных метрах, а учитывает количество квартир и комнат, объединенных понятием «жилая единица». Количество квартир в стране на сегодня в целом равно количеству домохозяйств.
В 2017 году в жилых домах и нежилых зданиях насчитывалось 16 965,9 тыс. квартир, домохозяйств – 16 316,9 тыс. Фактически на одно домохозяйство приходится 1,04 квартиры, что соответствует среднеевропейским показателям.
Однако при общей площади жилья и количестве комнат на одного человека и наличием комнат в жилых помещениях Украина уступает многим развитым европейским странам, США и Канаде. По размеру общей площади жилья в расчете на лицо отставание Украины от развитых стран Западной Европы составляет в 1,7 раз, стран Восточной Европы – 1,12.
Количество комнат на одного человека дает возможность оценить условия проживания населения, сложность которых негативно влияет на психофизическое состояние человека, семейные отношения и воспитание детей. Приведенные ниже данные показывают, что в наиболее развитых странах мира на одного человека приходится 2,1 комнаты, в Украине – 0,4 комнаты.
Из-за дефицита жилья в двух-, трехкомнатных квартирах часто вынуждены жить по две-три семьи. Минимально допустимую санитарную норму (9 м2), количество населения, которое проживает на площади до 7,5 м 2 на человека составляло в 2017 г. в целом в Украине 9,1%, в частности в крупных городах – 13,2%. Всего в перенаселенных квартирах проживает 53,7% населения, в крупных городах – 63,1. Часть населения проживает в старых домах, построенных пятьдесят-шестьдесят и более лет назад.
В городских поселениях 6,2% домов построено к 1940-м годам и ранее, 8,9% – к 1950-м годам, в сельской местности – 9,5 и 16,3%. К 1960-м годам построено соответственно 19,6 и 26,3%. Более 0,4% жилищного фонда Украины является аварийным и ветхим. В таких домах проживает 80,4 тыс. граждан.
Удельный вес квартир в жилых домах, не обеспеченных холодным и горячим водоснабжением и водоотведением, составляет соответственно 39,1, 52,9 и 41,21%. В 59% квартир в жилых домах отсутствует централизованное отопление, 21,2% отапливаются индивидуальными установками, 16% – печами.
В условиях, когда в Украине обеспеченность населения жильем низкая и десятки тысяч человек живут в неудовлетворительных и перенаселенных жилых помещениях, вопросы увеличения показателя обеспеченности жильем в расчете количества квадратных метров на человека, а также увеличение площади квартир остаются актуальными. Первый показатель характеризует динамику ввода жилой площади в эксплуатацию, второй – качество жилищного обеспечения населения как одну из характеристик жилья.
В связи с этим важной задачей государственной жилищной политики является не только наращивание объемов жилищного строительства, но и создание комфортных условий проживания населения за счет увеличения площади квартир и улучшения их коммунальных характеристик.
Соответствующие меры должны предусматривать совершенствование механизмов обеспечения потребностей населения в жилье, поскольку действующий порядок предоставления банковских кредитов и государственные программы льготного строительства жилья не соответствуют запросам населения.
Степень изучения проблемы. Финансовые вопросы жилищного строительства активно анализировали в начале 2000-х годов. В частности, В. И. Кравченко (V. I. Kravchenko) и К. В. Поливода (K.V. Polivoda). Они исследовали использование прогрессивных форм инвестирования жилищного строительства по принципу рассредоточения рисков на основе наращивания ресурсно-депозитной базы банков и укрепления модели, которая предусматривает сочетание строительного и банковского бизнеса.
Основное внимание они уделили обобщению опыта ЧАО ХК «Киевгорстрой». Проблемы ипотеки как инструмента финансирования жилья рассматривала И. В. Павлова (I. V. Pavlova). Ее монография посвящена применению ипотеки для активизации жилищного строительства. Это первая из монографических работ, где проанализирована практика банковского кредитования жилья и ее диверсификации, и рассмотрена ипотека как форма прямого и косвенного инвестирования населением в строительство жилья.
Аналогичной позиции придерживается В. Ю. Прокопенко (V. Y. Prokopenko). С его точки зрения для Украины приемлема модель ипотечного рефинансирования с четко определенными субъектами финансово-кредитных отношений. После публикации этих трудов подходы банков к кредитованию строительства жилья не претерпели существенных изменений, хотя траектория спроса домохозяйств на ипотечные кредиты после 2010 года является убывающей.
По информации Национального банка Украины, объем ипотечных кредитов, предоставленных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья, уменьшился в течение 2010-2015 годов в 3,5 раза. Удельный вес ипотечных кредитов в ВВП за этот срок снизился от 9,9 до 3%. Количество домохозяйств, которые обращались в банки за ипотечными кредитами, сократилось в 4,8 раза.
Накопление негативных социальных вопросов в жилищной сфере в прессе освещали в статьях В. С. Шишкин (B.S. Shishkin) и Л. М. Черенько (L.V. Cherenko). Бедность населения они связывали с жилищными условиями, а выбор приоритетных направлений жилищной политики рассматривали в контексте стандартов жилищных условий в понимании населения.
Анализ публикаций относительно жилищного обеспечения населения показывает, во-первых, нехватку в Украине научных монографий и статей в периодических изданиях по актуальным вопросам в реализации государственной жилищной политики. Во-вторых, отсутствие исследований, посвященных проблеме функционирования финансовых институтов в кредитовании приобретения жилья и перспектив их развития.
Цель статьи – оценка современной ситуации в реализации государственной жилищной политики Украины и обоснование усовершенствованной модели ипотечного жилищного кредитования на основе расширения сети институциональных структур, предоставляющих жилищные кредиты.
Новизной статьи является обоснование внедрения новой для страны системы организации ипотечного жилищного кредитования по ссудно-сберегательному принципу.
Изложение основного материала. Концепцией государственной жилищной политики (одобрена постановлением Верховной рады Украины от 30.06.1995 № 254/95-ВР), положения которой в значительной мере утратили актуальность, определены цели и главные на то время направления реформирования рынка жилья. Она предусматривала обеспечение условий реализации права граждан на жилье, определенного Конституцией Украины.
При этом становление полноценного рынка жилья с приоритетом привлечения долгосрочных кредитных ресурсов через биржи, инвестиционные фонды, ипотечные и жилищные банки, страховые компании и другие рыночные структуры не рассматривалось.
Исключением было положение о предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство или покупку жилья, которое касалось определенных слоев населения: молодежи или тех, кто длительное время находился на квартирном учете, с учетом их срока пребывания в очереди и материального состояния.
Демонтаж государственных механизмов финансирования жилищного строительства и неразвитость альтернативных доступных рыночных механизмов строительства жилья для населения на основе кредитных принципов сдерживали решения жилищной проблемы.
Ежегодный ввод в эксплуатацию жилой площади в течение 1985-2016 гг. ни разу не превысил уровень базового 1985 года. С 2001 года ежегодные темпы объемов ввода жилья в эксплуатацию, за некоторым исключением, были выше, чем в 1990 г., но недостаточными для того, чтобы выйти на прежний уровень.
В 2011-2016 гг. инвестиции в жилищное строительство по сравнению с 2010 г. снизились на 15,8%. Преимущество в инвестировании жилья предоставляли личным средствам физических лиц. В Украине за 2010-2016 годы за счет этих средств введено в эксплуатацию 60% жилой площади. Остальная жилая площадь введена за счет средств предприятий, государственного и местных бюджетов. В 2016 году их доля в строительстве жилья уменьшилась до 7%, что в 1,8 раз меньше, чем в предыдущем 2015 году.
Наращивание объемов жилищного строительства за счет средств граждан из-за высокой стоимости жилья делает его недоступным для значительного количества населения. Это не способствует реализации цели государства – повышению уровня жилищного обеспечения граждан. Более 43% домохозяйств, в которых есть потребность улучшить жилищные условия, приобрести жилье не могут из-за нехватки средств.
Лица, которые не способны улучшить свои жилищные условия за счет собственных средств и проживают на площади, меньшей за установленную социальную норму, обеспечиваются жильем бесплатно. Жилищный Кодекс Украины (ст. 31) предоставляет право отдельным группам граждан получить жилье из государственного и общественных фондов.
Воспользоваться таким правом могут лица, которые: обеспеченные площадью ниже уровня, определенного исполкомами областных советов; проживающие в помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим нормам; что болеют тяжелыми формами хронических заболеваний; проживающие в общежитиях и другие. Квартирный учет таких категорий граждан отражает минимальный предельный критерий обеспечения населения жильем.
Решение жилищной проблемы таких категорий населения постепенно усложняется. Все меньшее количество семей из состоящих на учете получают жилье. В 1990 году получили квартиры 9,2% семей, состоящих на учете, в 1995 – 3,2, в 2000 – 1,6, в 2010 и 2014 годах соответственно 0,9 и 0,4%.
Несмотря на оживление жилищного строительства в Украине в течение последних пяти лет (2012-2016), острота проблемы обеспечения населения жильем не уменьшается. Украина отстает от развитых стран не только по показателю обеспечения населения общей жилой площадью, но размером и количеством квартир в расчете на одно лицо. В течение 2010-2015 годов количество построенных квартир превышает объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья.
Фактически устойчивой является тенденция к строительству небольших квартир, что снижает уровень комфортности жилья и не отвечает задачам демографической политики. В 2015 году по сравнению с 2010 годом площадь одной квартиры сократилась на 23,8%.
В Украине наряду с рыночными существуют государственные механизмы обеспечения населения жильем за счет льготных ипотечных кредитов. Подчеркивая их высокую социальную значимость, стоит отметить также и высокую зависимость функционирования этих институтов от экономической конъюнктуры.
Так, кризисные тенденции 2014-2017 годов негативно повлияли на выполнение государственных программ обеспечения жилищных потребностей того контингента граждан, которым частично компенсируются стоимость строительства жилья.
Самые распространенные три жилищные программы: «Доступное жилье», «Программа удешевления стоимости ипотечных кредитов», «Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2013-2017 годы» были сокращены, из-за нехватки средств начиная с 2013 г.
Государственных средств достаточно лишь для выполнения обязательств по ранее заключенным договорам. Новых договоров в течение 2014-2017 гг. не заключено. После того, как в 2018 году была восстановлена государственная программа «Доступное жилье», квартиры получили лишь 88 семей.
Эффективность системы льготного финансирования жилья, которая сложилась в стране, низкая и не отвечает надеждам населения на улучшение жилищных условий. Например, программа «Льготного молодежного кредитования», которая действует с 1998 года, за двадцать лет существования предоставила 12,3 тыс. кредитов, что позволило приобрести жилье немного больше, чем 12 тыс. молодых семей и одиночек.
В пределах всей Украины этот результат за все годы деятельности программы кажется минимальным. С 2015 года из государственного бюджета на молодежное кредитование ассигнований не выделяли. Программа финансируется только из местных бюджетов и за счет уставного капитала фонда Госмолодьжилье, что значительно ограничивает ее развитие.
Кроме программы молодежного кредитования Украинская государственная строительная корпорация «Укрбуд» и Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству предлагают специальные условия кредитования с уставного фонда по программе «Долгосрочный льготный кредит» для приобретения недвижимости на первичном рынке.
Кредит под 14,1% годовых предоставляется молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья сроком до 30 лет, но не более чем до достижения заемщиком пенсионного возраста. За девять лет существования этой программы было предоставлено 877 кредитов и профинансировано 51 тыс. м 2 жилья, что составляло 0,084% от всей введенной жилой площади в Украине.
За годы действия Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, после выхода постановления Кабинета министров Украины от 14.04. 1997 № 334 «О мерах по выполнению Указа президента Украины от 4 декабря 1996 г. № 1165», жилье получили более 37 900 семей.
В рамках льготных программ было построено более 1 000 тыс. м2 жилья, что составляет 0,46% от общего объема ввода жилой площади в эксплуатацию. Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству как инструмент реализации государственной жилищной политики за весь срок своего существования не сделал жилье ни доступным, ни массовым.
Привлечение средств фонда содействия по обеспечению молодежи жильем, как и любые формы государственной поддержки жилищного строительства, всегда будут ограниченными и не удовлетворят потребность населения в жилье. Расчеты, основанные на демографических данных Украины и социологических обследованиях, проведенных Детским фондом ЮНЕСКО, указывают, что 72,7% молодежи Украины, то есть 2,5–2,8 млн. молодых семей, нуждаются в улучшении жилищных условий.
Реализация ожиданий населения в улучшение жилищных условий предполагает, наряду с использованием потенциала Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству и негосударственных организаций, таких как Общественный совет, институт экспертов при Госмолодьжилье, также создание доступных рыночных форм приобретения жилья.
Это необходимо потому, что имеющаяся система финансирования жилья ориентирована на прямое инвестирование гражданами жилищного строительства без каких-либо посреднических структур, делая минимизацию кредитные и строительные риски.
Ипотечная система сформировалась по критериям обеспечения преимущественно банковских интересов, среди которых ипотека имеет приоритет. Ведь платя ипотечный кредит, население строит одну квартиру для себя и одну – для банка, поскольку должно выплатить тело кредита и проценты по кредиту.
При условии уплаты аванса в размере 1% от стоимости квартиры гражданин, оплачивая погашение кредита, покупает жилье за двойную цену. В случае уплаты аванса в размере 50% конечная стоимость уменьшается на половину. Это легко проследить на примере инвестиционной деятельности банковского учреждения «Prostobank».
При таких условиях ипотека как инструмент финансового рынка не способствует реализации социально-экономической и демографической политики страны. Из 82 украинских банков ипотеку предлагают не более 20, в которых более половины не развивают систему кредитования жилья, не предлагают новые программы и благоприятные условия для заемщика.
Доля ипотеки в пакете банковских сделок не превышает 5%. Это очень незначительный объем и свидетельство низкого спроса населения на ипотечное кредитование.
Главная проблема украинской практики строительства жилья – большой разрыв между высокими ценами на жилье и низким платежеспособным спросом населения. На цены влияет ограниченность рынка недвижимости, неэффективные технологии строительства жилья для населения, а также практика тезаврации жилья со спекулятивной целью – для его дальнейшей перепродажи.
Дисбаланс рынка жилья в Украине резко контрастирует с условиями приобретения жилья в других странах. Население стран Европейского Союза использует ипотеку как повседневный инструмент для удовлетворения собственных потребностей.
Ипотечные кредиты используют даже те слои населения, у которых хватает денег для приобретения жилья без привлечения денежных займов. Преимущество ипотеки объясняется невысокой процентной ставкой, которая составляет 1-3% годовых. Процентная ставка может варьироваться в зависимости от экономической ситуации определенной страны.
Однако европейские банки предлагают заемщикам выгодные процентные ставки, если кредит предоставляется на 10 — 30 лет. Самая низкая средняя ставка не превышает 2,5% годовых, самая высокая составляет 4-6% годовых. Например, в Литве и Эстонии процентные ставки – соответственно 2,0 и 2,34%.
Улучшение финансирования строительства жилья возможно путем расширения институциональных структур ипотечного кредитования, а также совершенствования экономических и организационных основ реализации льготных программ, которые повышают доступность банковских кредитов для населения.
В этом направлении Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в октябре 2018 года начало глубокую институционализацию жилищных программ «Доступное жилье» и «Молодежное кредитование». По ним государство обеспечивает 30% компенсации на приобретение жилья за счет государственного или местных бюджетов и 50% компенсации для внутренне перемещенных лиц.
Правительственные меры направлены на усиление контроля с целью недопущения коррупционных схем, а также снижения необходимого для участия в программах уровня среднемесячного дохода семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 5 до 3% размера средней заработной платы. Однако министерство не касалось вопроса удешевления ипотеки.
Для анализа практики ипотечного жилищного кредитования важно обратиться к построению системы ипотеки в других странах, опыт которых несравнимо богаче, чем в Украине, и где функционируют три основных модели ипотечного жилищного кредитования: усеченно-открытая, расширенная открытая, сбалансированная автономная. Каждая организационная модель охватывает определенный набор элементов.
Механизм усеченно-открытой модели ограничен первичным рынком залоговых объектов жилищного строительства, которые банки привлекают как один из внешних ресурсов. Поэтому количество субъектов кредитования является минимальным, что соответствует усеченной структуре ипотеки. В рамках данной модели система ипотечного кредитования не ориентируется на какие-либо стандарты, определяющие основные параметры ипотечных кредитов, в частности, срочность или стоимость.
По усеченной модели ипотечные банки самостоятельно определяют параметры предоставленных кредитов и могут завышать процентные ставки и сокращать сроки кредитования.
Процентные ставки по ипотечным кредитам напрямую зависят от ситуации на финансовом рынке страны, что влияет на активность банковских учреждений. Упрощенность данной модели жилищного кредитования обуславливает ее применение в странах с несформированной инфраструктурой финансового рынка и рынка ценных бумаг.
Особенностью расширенной открытой модели является формирование ресурсной базы банков за счет вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость. Эта модель является более стабильной, поскольку большинство ценных бумаг имеет предварительно заказанную доходность и ориентирована на получение кредитов на свободном рынке капиталов.
В рамках расширенной открытой модели существует несколько типов кредитных учреждений, которые действуют на рынке и накапливают средства. Они делятся в основном на ипотечные и сберегательные, с функциями накопления средств для строительства жилья.
Ипотечные банки функционируют на первичном и вторичном рынках. На первичном рынке кредиты предоставляются непосредственно заемщику.
На вторичном рынке ипотечные банки после получения кредита в банках сберегательного типа продают и по поручению покупателя обслуживают этот кредит. Такая модель жилищного кредитования, по сути, является рыночной, применение которой регулируется банковскими процентами и ценой кредитных ресурсов. Она подвластна влиянию финансово-кредитных колебаний. Поэтому такая модель более пригодна в условиях устойчивой экономики.
Третьим вариантом системы кредитования жилья является модель сбалансированной автономии, которая функционирует по заемному сберегательному принципу. Ее субъектами, кроме ипотечных банков, являются сберегательные и строительно-сберегательные кассы. В рамках этой модели формирование кредитных ресурсов происходит не за счет открытого рынка капиталов, а путем привлечения сберегательных вкладов населения.
Потенциально модель сбалансированной автономии не зависит от состояния финансово-кредитного рынка, из-за чего она имеет сниженный социальный риск. Банкам не нужно обращаться за заимствованием к внешним источникам, где ситуация может быть непредсказуемой.
Стабильность прибыли определяется только размером процентной маржи, колебания которой незначительны. Важным элементом механизма функционирования европейской модели сбалансированной автономии являются жилищные контрактные сбережения.
Существуют два варианта жилищных контрактных сбережений: немецкий и французский. В немецком варианте модели средства получают только участники жилищных контрактных сбережений в соответствии с особо установленной очередью по ставке меньше рыночной. При этом контракты предлагают только специализированные организации – ассоциации строителей и заемщиков, формой функционирования которых являются строительно-сберегательные кассы.
Французская модель жилищных контрактных сбережений является более открытой. Она аккумулирует средства вкладчиков, которые экономят средства, не имея целью их кредитное использование. Свободные деньги инвестируются в рынок ипотечных облигаций или для обеспечения других видов жилищных кредитов. Главной функцией французской модели является стимулирование долгосрочных накоплений за счет повышенной мотивации.
Выводы. В Украине сфера реализации государственной жилищной политики подвергается высоким социальным рискам. Подтверждением тому являются факты низкой обеспеченности населения жильем, недостаточной динамики жилищного строительства, кризисного состояния жилищного фонда в стране, недоступности ипотеки для большинства граждан, неэффективности государственных льготных жилищных программ.
Позитивная тенденция в строительстве жилья, которая наметилась в течение последних лет, не решает проблему жилищного обеспечения населения. Украина отстает от развитых стран не только по уровню обеспечения населения общей жилой площадью, но и по количеству построенных квартир и комнат в расчете на одно лицо. Реализация социально ориентированной стратегии жилищной политики, возможна при условии удвоения ежегодных темпов ввода жилья в эксплуатацию.
Принципиально важным при этом является не только ускорение строительства жилья, но и обеспечение его доступности. Ожидаемое решение проблемы — ипотека. Ипотечный кредит как элемент кредитной системы имеет принципиальные социально-экономические особенности. Это инструмент и ресурс обеспечения семьи жильем, повышение социального статуса человека, демографического воспроизводства.
Формирование разветвленной сети специализированных ипотечных банков как субъектов кредитования жилищного строительства будет способствовать наработке организованного по разным моделям опыта, который позволяет привлекать долгосрочные кредитные ресурсы путем выпуска ипотечных ценных бумаг.
Специализированные банковские структуры — ипотечные банки, строительные сберегательные кассы, программы жилищных контрактных сбережений – имеют пониженный социальный риск, повышают платежеспособность населения и демонополизируют финансово-кредитный рынок.
Значительный потенциал по объемам специализированной формы кредитования жилья будут иметь региональные программы, которые местные власти будут финансировать за счет муниципальных ипотечных фондов.
Автор: В.M. Новиков, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@ukr.net
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.