Именно ради достижения такой цели принята «Стратегия орошения и дренажа в стране до 2030 года». Корреспондент «ПК», побывав недавно на юге страны, поинтересовался выполнением мер по реализации этой стратегии, утвержденной правительством в прошлом году осенью.
Ехать сейчас в области, которые в последние годы больше всего страдают от засухи и уже превращаются, по словам Сергея Гриневецкого, главы Одесской облгосадминистрации, в полупустыню, – самое удовольствие от поездки. Дороги — еще не автобаны, но добротные, современные. До жемчужины у моря не спеша, добрались за пять часов. Когда-то на это уходило значительно больше времени.
Единственное, что слишком бросалось в глаза на трассе на Одессу, которая пересекает Киевскую, Кировоградскую и Николаевскую области, куда ни посмотришь, повсюду плантации подсолнечника, кукурузы, рапса. Эти наиболее основательные и прибыльные культуры в последние годы занимают во многих регионах более половины посевных площадей.
Последствия такой агрессивной аграрной деятельности это не только рост риска деградации и потерь плодородия 40% всех сельскохозяйственных земель страны, считают ученые профильных институтов НАНУ. Уже в ближайшие годы, по их убеждению, вероятно дальнейшее ухудшение качества грунтовых и поверхностных вод, заиление и исчезновение сотен малых рек.
До тех 10 тысяч, которые уже уничтожены за 20 лет, через неконтролируемые реформы, что привели к катастрофическому состоянию водопользования и концентрации земельных массивов в нескольких аграрных холдингах.
Но если с соблюдением севооборотов и природоохранных требований, что еще не стали государственным приоритетом и переданные, по сути, на откуп землевладельцам, можно при желании соответствующих структур навести порядок, усилив ответственность за экстенсивное хозяйствование на земле. То возродить на юге страны, уничтоженные и разворованные еще десятки лет назад мощные оросительные системы, будет очень трудно. Нужны десятки миллиардов гривен.
Ситуация еще сложнее, учитывая то, что за последние 30 лет общая площадь поливных земель уменьшилась более чем в четыре раза, а степень изношенности ирригационных систем, построенных в середине XX века, которые еще остались, в некоторых регионах достигает 80%. И это из-за дефицита воды, угрозы климатических изменений и засухи.
Украина по количеству питьевой воды на душу населения находится на 124-м месте из 181 страны. А подачу воды по графику и использование привозной воды, как говорится в пояснительной записке к проекту закона №5723 «Об общегосударственной целевой социальной программе «Питьевая вода Украины» на 2022-2026 годы», уже осуществляют в девяти областях. И такое безводье испытывают почти 270 тысяч человек!
Поэтому показательно, что эти острые проблемы рассмотрели на заседании СНБО. 30 июля 2021 года принято решение «О состоянии водных ресурсов Украины». Этот документ как закон уже введен в действие указом Владимира Зеленского.
График предварительно согласованных встреч с известными аграриями и мелиораторами Одесской области был плотным, поэтому водитель нашей машины профессионально держался заданного темпа на загруженной дороге из областного центра в Белгород-днестровский. А Георгий Бузиян, директор ГП «Одесская объединенная дирекция строительства водохозяйственных объектов», успевая отвечать на бесконечные звонки телефона, не терял канвы нашего разговора о катастрофическом состоянии и об актуальных проблемах в орошении на юге страны.
«Обратите внимание, сейчас будем проезжать водонапорные башни в этой деревне. Их ноги в диаметре примерно два метра. Это, скорее всего, именно те магистральные трубы, которые подавали до 2000-х воду с Дуная через озеро Сасик на орошение Татарбунарского и Саратского районов, а впоследствии были разворованы».
22 км из этого водовода, давно пустого и разграбленного, выкопала лишь одна дерзкая преступная группа «металлистов». А их в те годы были десятки!
«Я не раз официально обращался за помощью, чтобы остановить этот грабеж», – рассказывал мне Алексей, бывший руководитель одного из райводхозов Одесской области. Говорил тихо, сдержанно, попросив не ссылаться на него:
— Вы уедете, а мне здесь жить. Мы не раз с нашими работниками ловили с поличным этих самоуверенных копателей с бульдозерами, экскаваторами и автокранами. Но ни они, ни правоохранители не реагировали на документы, которыми мы доказывали, что безводные трубы и далее находятся на нашей балансовой ответственности. Заводили дела, но ни одно из них не завершилось справедливым приговором суда. Очень влиятельными были те лица, что крышевали кражу труб магистрального водовода под видом их консервации на длительное хранение».
Никто сейчас четко не скажет, где и в каком состоянии 64 тысячи километров внутрихозяйственных поливных сетей, которые после распайки земли передали сельским советам. А это преимущественно металлические трубы, закопанные на глубину не промерзания.
Речь идет о судьбе «проекта века» — Дунай-днестровской оросительной системе. Она, точнее то, что от нее осталось, расположена на территории Татарбунарского и Саратского районов. Этот грандиозный гидромелиоративный комплекс проектировали в составе перекидного водохозяйственного комплекса стока Дуная в Днепр и строили двумя очередями, сданными в эксплуатацию в 1986-1991 годах.
Общая площадь орошаемых земель по проекту составила 47,209 тысячи га. Но в 1993 году было полито лишь 30% проекта. Сказался стратегический просчет и проектировщиков, и ученых тогда еще всесоюзных институтов.
Чтобы сэкономить средства на воде, источником водоснабжения этой оросительной системы выбрали водохранилище Сасик. Оно искусственно создано путем отделения соленой Сасикской воды от лимана Черного моря 14-километровой дамбой. Создатели были убеждены, что опреснение Сасика наступит в течение одного — двух лет его эксплуатации путем многократной откачки сильно минерализованных вод (18-20 г/дм) в Черное море и закачки высококачественной дунайской воды через канал Дунай – Сасик.
По такой технологии все и делали. Но не случилось так, как думалось. (Об этом «УК» писал в 2010-2012 годах). Вода Сасика оставалась соленой, ограниченно пригодной для орошения. Попытки гипсования поливных площадей не улучшили ситуацию. Применение такой некачественной по химическому составу воды повлекло к осолонению черноземов Бессарабии, вследствие этого они теряли плодородие и деградировали.
Из-за невозможности использовать Сасикское водохранилище для орошения и остановки подачи воды аграриям-водопользователям с конца 1990-х годов эту мелиоративную систему не используют. Километровые каналы шириной 6 метров, облицованные железобетонными плитами, поросли кустами и деревьями. В них, кстати, планируют положить стеклокомпозитные трубы диаметром до 4 метров для подачи Дунайской воды в межхозяйственные оросительные системы уже не только юга украинской Бессарабии.
«Мы были последними, кто в 2000-м приостановил орошение водой Сасика, потому что альтернативы не было, и уже 20 лет нет, – говорил мне во время недавней встречи друг нашей редакции аграрий Георгий Гаврилович Чикликчи. Уже почти 30 лет он возглавляет одно из лучших хозяйств Одесской области — сельскохозяйственный производственный кооператив «Дружба» в Саратском районе. — В прошлом году в наших краях была большая засуха, и мы понесли 50 миллионов гривен убытков».
То, как Георгий Чикликчи и 200 работников его хозяйства выживают после краха надежд на «проект века» в Сасикском варианте, заслуживает отдельного материала.
Вот уже второй год как Верховная рада по инициативе монобольшинства и правительства взялась за очень непростую законотворческую работу и недешевые проекты по воспроизводству водно-ресурсного потенциала страны. На базе, кстати, воды Дуная, полноводность которого в значительной степени гарантирует и Украина. Объемы стока притоков Дуная, формирующихся на территории нашей страны, составляют не менее 10 миллиардов кубометров ежегодно.
В упомянутой стратегии и мерах ее реализации использование Сасика категорически отвергнуто. Предусмотрено проложить в обход его от канала Дунай-Сасик магистральный трубопровод, по которому дунайская вода будет поступать в Дунай-днестровскую оросительную систему, которая уже 20 лет не работает.
Первые пилотные проекты будут связаны с реформированием ирригационных систем, восстановлением и модернизацией орошения в Одесской, Николаевской и Херсонской области.
«Этот вопрос мы выносим на государственный уровень, чтобы и производители, и инвесторы понимали, что для Украины это ключевой вектор развития», – отметил на совещании по этим вопросам премьер-министр Денис Шмыгаль.
Будет проведен, чего никогда за годы независимости не делали, комплексный аудит всех водных ресурсов Украины, инвентаризация инженерной инфраструктуры оросительных межхозяйственных и внутрихозяйственных систем, энергетический аудит эффективности насосных станций. Идет подготовка, как сказал на форуме «Экология-30» Владимир Зеленский, к управлению речными бассейнами, построены четыре современные лаборатории и в соответствии с европейскими принципами начался государственный мониторинг, который охватывает все главные реки Украины».
Сейчас большинство наших политиков и чиновников после длительных дискуссий на разных уровнях убедились, что имеющиеся мелиоративные земли в нынешнем состоянии оросительных систем не в состоянии выполнять главную функцию – обеспечивать устойчивое экологическое сбалансированное развитие земледелия в Украине. А также функцию страхового фонда в продовольственном и ресурсном обеспечении страны в годы с неблагоприятными погодными условиями.
А, учитывая изменения климата, рост температуры воздуха, что особенно негативно влияет на условия ведения земледелия в южных областях, решение задачи существенного наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, не только в этом регионе, но и во всей стране.
Невозможно без значительного наращивания площадей и повышение эффективности использования земель в первую очередь путем мелиорации. Ее высокая эффективность давно известна: применение орошения и дренажа позволяет повысить урожайность сельскохозяйственных культур вдвое — втрое по сравнению с богарными условиями и снизить зависимость земледелия от неблагоприятных природных условий.
Не будем забывать и о выводах продовольственной и сельскохозяйственной комиссии (ФАО) ООН, согласно которым Украина относится к числу стран, которые в перспективе могут стать мировыми продовольственными донорами. Для этого у нас есть все возможности. Полностью гарантируя свою продовольственную безопасность, Украина по итогам 2019-2020 маркетингового года заняла первое место в мире по производству и экспорту подсолнечного масла, второе – по экспорту ячменя, вошла в четверку крупнейших экспортеров кукурузы и в пятерку – пшеницы.
В начале этого года Украина вошла в состав Комитета по всемирной продовольственной безопасности ООН. Такое решение, по информации Дмитрия Кулебы, было принято на 47-й сессии комитета в Риме.
«Это дает нашей стране дополнительные возможности влияния на глобальную продовольственную политику, она играет роль гаранта мировой продовольственной безопасности», – подчеркнул министр иностранных дел. Здесь следует учитывать оценку нынешней ситуации в агросекторе Украины экспертами ФАО ООН. Они считают, что производство и экспорт сельскохозяйственной продукции у нас могли бы быть значительно более высокими при условии лучшего использования нашего аграрного ресурсного потенциала.
«Именно на этом выводе ФАО и базируется стратегическая цель развития аграрного сектора Украины по превращению ее в одного из мировых лидеров по производству продовольствия», – подчеркнул во время нашей продолжительной беседы доктор технических наук, академик НААН, директор Института водных проблем и мелиорации Михаил Ромащенко.
Важнейший вопрос — финансовое обеспечение реализации стратегии. По предварительным экспертным оценкам Всемирного банка и Продовольственной и сельскохозяйственной организации в ООН, объемы расходов, необходимых для реализации этой стратегии, сегодня оцениваются в сумму от 4,2 до 4,5 млрд. долларов США. Без учета годовых объемов расходов на оплату труда работников государственных органов и учреждений, которые будут участвовать в реализации стратегии.
«Средства значительные. Вы можете назвать читателям нашей газеты главные объекты, которые запланировано построить, воплощая план мероприятий по реализации стратегии?» — спрашиваю Михаила Ромащенко. Его институт и Всемирный банк – одни из главных координаторов по подготовке стратегии и плана мероприятий.
«Чтобы гарантировать водоснабжение южных регионов Украины, предусмотрено построить водопроводные тракты: Дунай – Каховка через Приморское и Каховка – Мариуполь. Это будут магистральные трубопроводы диаметром 3000-4000 мм. Водопроводы 2-го порядка будут сооружать трубами диаметром 800-2000 мм. Запланировано построить систему орошения в Одесской и Николаевской области площадью 500 тысяч га, а также систему орошения в Херсонской, Запорожской и Донецкой области площадью 350 тысяч га.
В ближайшее время одна из компаний Азербайджана начнет строительство в Одессе собственного завода по производству стеклокомпозитных труб большого диаметра – до 4 метров. Предусмотрена наладка производства насосно-силового оборудования на Сумском заводе «Насосэнергомаш».
О важности предусмотренных значительных и радикальных институциональных реформ и законодательного и нормативно-правового обеспечения выполнения стратегии сообщил в интервью «Голосу Америки» в рамках визита в США Роман Лещенко, министр аграрной политики и продовольствия.
«Мы должны заложить основы реализации ирригационной реформы. Без этого просто будем терять огромные массивы наших черноземов. Деградация земель, ветровая, водная эрозия, опустынивание земель – это то, что будет приводить к потерям экономической активности», – цитирует господина Лещенко agrarii-rasom.com.ua.
И еще очень интересная информация, которую неоднозначно воспринимают оппоненты правительства, прозвучавшая из уст Романа Лещенко: «Этот оператор будет публичной акционерной компанией с международными стандартами корпоративного управления. Он сможет привлекать проектное финансирование, в частности через институты Соединенных Штатов».
Роман Лещенко добавил, что Казахстан пять месяцев назад уже подписал соглашение с одной из крупнейших ирригационных компаний США и межправительственное соглашение на реализацию проекта орошения на 3 миллиона гектаров.
Интересные факты для размышлений в контексте сказанного «Голосу Америки» Романом Лещенко, сообщает Килийское межрайонное управление водного хозяйства на своем сайте: «По данным инвентаризации в 2011 году сети Дунай-днестровской оросительной системы (ДДОС), в Татарбунарском районе не поливали вообще 29,152 тысячи га, а в Саратском – 18,057 тысячи га. До сих пор эти земли считаются как орошаемые, но внутрихозяйственную сеть в течение последних 20 лет не использовали по целевому назначению, не обслуживали и не охраняли в полной мере, что привело к ее негодному состоянию».
Такую очень неприятную информацию для руководства Государственного агентства водных ресурсов подтвердил и Георгий Чикликчи: «Наше хозяйство 20 лет считается таким, что его земли поливают. Штатный состав районных управлений водного хозяйства 20 лет остается почти неизменным. Насосные станции 20 лет не работают, не дают нам воду, ее в каналах и трубах нет, а четыре машинисты на каждой из них и далее считаются такими, что работают круглосуточно».
А мы жалуемся на то, где взять средства на решение угрожающих экологических проблем, почему социальные вопросы все сложнее решать!
Судя по проекту «Стратегии развития водной политики Украины» – «Водной стратегии», которая находится на рассмотрении в соответствующих министерствах и ее готовят к принятию Кабинетом министров, наша страна имеет немало внутренних не использованных возможностей для существенного пополнения госбюджета.
И для более активного решения климатических проблем в отраслях, которые давно считают лидерами по выбросам парниковых газов, и на реализацию природоохранных проектов, и на улучшение водоснабжения населенных пунктов, и на возрождение заброшенных или давно уничтоженных оросительных систем.
В «Водной стратегии», кстати, речь идет о том, почему именно в карман государства не попадают так нужные для решения острых экологических проблем и проблем природопользования сотни миллиардов гривен.
«Самая большая потенциальная проблема нехватки воды – ее низкая ценность по сравнению с другими природными ресурсами – такими, как газ, нефть и другие. Это приводит к отсутствию правовых, организационных и финансово-экономических оснований для обеспечения окупаемости водных и зависимых от воды экологических системных услуг, что является причиной отсутствия средств и соответствующих работ по оздоровлению и восстановлению экологических и гидроморфологичных характеристик водоемов, ремонта и восстановления эффективности действующих гидротехнических сооружений».
«Мы годами и на всех уровнях поднимаем вопрос об острой необходимости усовершенствования платежей за природные ресурсы. В этом плане у нас нет четкой дифференциации, – сказал в эксклюзивном интервью «Урядовому курьеру» Михаил Хвесик, доктор экономических наук, профессор, директор ГУ «Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины».
– Для промышленности мы считаем, что надо значительно поднять плату за воду, загрязнение водоемов, за выбросы парниковых газов. Как заставишь крупный бизнес всерьез заниматься модернизацией предприятий, если сейчас наш налог на выбросы СО2 самый низкий в Европе – 10 гривен за тонну. Надо было уже давно повысить этот налог до 12-15 евро. И госбюджет получил бы дополнительные миллиарды!».
Несколько лет назад, по словам господина Хвесика, ученые его института по поручению Бориса Патона провели основательную работу, разработав четкие и аргументированные предложения-рекомендации всем властным структурам по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы.
«На единицу ВВП Украина тратит втрое — вчетверо больше, чем страны ЕС. Непродуктивные потери воды достигают 40-50% на орошении, в ЖКХ. Только за упорядочение платы за воду, недра, загрязнения, размещение отходов – это уже плюс 30 миллиардов гривен в бюджет!».
Но без принятия соответствующих законов, убежден академик Михаил Хвесик, жесткого контроля и усиления ответственности за их выполнение существенно улучшить экологическую и природоохранную ситуацию в стране будет невозможно.
А именно здесь в наших законотворческих, правоохранительных и исполнительных органах самое слабое место. Поэтому неудивительно, что существует невероятное сопротивление, лоббирование интересов тех, кого устраивает статус-кво.
Уже почти год в парламенте происходит откровенное противостояние вокруг принятия проекта закона №4167 «О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнений, возникающих в результате промышленной деятельности». Он предполагает поднятие в несколько раз налога за вредные выбросы, потребует вложений от владельцев предприятий за промедление с модернизацией экологически опасных технологических процессов и оборудования.
Аналогичная ситуация и с проектом закона №3091 «О государственном экологическом контроле». Украинский бизнес несколько раз обращался к власти с требованием снять этот документ с голосования. И вот только 15 июля на внеочередной пленарной сессии Верховная рада приняла за основу в повторном первом чтении доработанный вариант проекта долгожданного закона.
Информация вселяет надежду. Потому что этот документ будет влиять при условии его безусловного выполнения на реализацию многих разделов плана мероприятий по реализации «Стратегии орошения и дренажа на период до 2030 года», утвержденной распоряжением КМУ от 21 октября 2020 г. №1567-р. Главное, чтобы законопроект как можно быстрее принял парламент, и он заработал.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Ромащенко, доктор технических наук, академик НААН, директор Института водных проблем и мелиорации:
– Главная цель «Стратегии орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года», которую мы сформировали совместно с экспертами Всемирного банка, – это создание эффективного и действенного сектора услуг по орошению и дренажу. Он управляется при участии водопользователей и обеспечивает устойчивость земледелия в условиях изменений климата и способствует решению стратегической задачи по развитию сельского хозяйства в направлении достижения им статуса коммерчески жизнеспособного мирового лидера по производству продовольствия.
Роман Лещенко, министр аграрной политики и продовольствия:
– Для реализации реформы водохозяйственной отрасли будет создан национальный оператор, который будет управлять магистральными каналами, насосными станциями и формировать кооперативы водопользователей – малых и средних фермеров, которые смогут получать государственную компенсацию стоимости оборудования.
Автор: Станислав Прокопчук
Источник: ПК
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.