Перспективы развития украинской экономики будут зависеть от того, сменится ли ориентация на присвоение национальных богатств политикой их приумножения.
За три десятилетия независимости в украинском бизнесе и среди политиков утвердилось мнение, что для экономики лучше всего, когда государство как можно меньше вмешивается в его развитие или дела предпринимателей. Этот взгляд – следствие опыта, когда модель отношений между властью и бизнесом определяли приоритеты не развития страны, а использования инструментария государства для решения финансовых проблем власти и/или тех лиц и структур, которые ее контролировали в определенное время.
Хотя на самом деле 30 лет независимости, наоборот, наглядно опровергали преимущества отстранения государства от развития национальной экономики.
Ложный путь
Приватизация наиболее привлекательных объектов государственного имущества, дерегуляция, снижение налогового давления и либерализация экономической политики в целом так и не ускорили рост. Более того, национальная экономика двигалась по спирали деградации, когда каждый последующий цикл роста-спада приводил к большему отставанию, как от соседей, так и от мира в целом.
А отсутствие экономической политики в национальных интересах привело к ее замещению системой ориентиров, которые выстраивали под собственные интересы отдельные украинские олигархи и другие страны. И бизнес быстро перестроился под них.
В то же время выгода, которую получали ключевые бенефициары, сочеталась с потерями страны и обнищанием значительной части ее граждан. В большинстве стран мира, несмотря на спады во время периодических кризисов, прослеживается долгосрочный рост, как экономики, так и уровня достатка их обитателей. Однако в Украине после циклов роста и спадов 2020 года экономика просела до 66% уровня 1991‑го и 78% показателей 2008-го.
Как следствие, лишь незначительная часть граждан смогла в этой модели относительно улучшить свой достаток, другие решили спасаться бегством за границу, но большинство столкнулось с обеднением по сравнению с жителями соседних стран или и абсолютным по сравнению с собственным прошлым. По прогнозу на 2021-й, ВВП страны имеет шанс приблизиться лишь до уровня 81% показателя 2008-го и менее 69% – уровня 1991-го.
Да и это не вероятно, ведь на фоне восстановления в ключевых государствах мира экономических показателей до докризисного уровня, в Украине индекс производства базовых отраслей, по итогам I полугодия 2021 года, все еще был на 6,5% ниже, чем в тот же период до 2019-го.
Однако как в правительстве, так и в НБУ и в дальнейшем полагаются на то, что отечественная экономика будет развиваться как побочный результат успеха других государств. Основными источниками хилого восстановительного роста рассматривают:
1) расширение внутреннего спроса будет удовлетворяться благодаря увеличению объемов импорта;
2) рост экспорта сырьевых товаров вследствие вливания средств в свои экономики другими государствами;
3) увеличение переводов от заробитчан и оплаты услуг украинских программистов, работающих на аутсорсе, вследствие оживления других экономик. Свои же функции и дальше сводят к наблюдению, сбору и распределению налогов (Кабмин) и не слишком удачному удержанию целевого уровня инфляции (Нацбанк). Это крайне шаткий фундамент для развития экономики.
Ведь в критических условиях пандемии COVID-19 вновь подтвердилось известное правило, что каждый спасает, прежде всего, себя. И, несмотря на длинные разговоры о движении мира в сторону снижения роли национальных государств, на самом деле их роль в отстаивании интересов собственных граждан и бизнеса только растет.
А вопрос заключается преимущественно в том, способны ли и насколько эффективно они могут выполнять эту функцию. А это значит, что без изменения экономической политики и ее подчинения национальным интересам Украина обречена и дальше, барахтаться на собственном экономическом дне. «Успехом» в таком случае будет выдаваться выход через 10 лет хотя бы на уровень 2008-го. Для этого ВВП должен вырасти более чем на 25%.
Хотя на самом деле это будет означать дальнейшее большое отставание не только от соседних стран, но и от среднемировых показателей.
Чтобы надеяться на выход из спирали деградации и значительно более высоких среднемировых темпов роста важно признать, что настоящая проблема украинской экономики последних десятилетий – в долговременном снижении конкурентоспособности старых украинских предприятий. В не сырьевых отраслях с более глубокой переработкой из-за отсутствия системной государственной политики содействия учреждению, защите на внутреннем рынке и продвижению на внешнем рынке новых производителей готовой продукции.
Десятилетиями значение разных отраслей производства товаров и услуг оценивались по их доле в экспорте или общем выпуске продукции. Основными выгодополучателями от такой политики были компании, что добывали полезные ископаемые, производили сельскохозяйственное сырье или металлургические полуфабрикаты. Именно владельцы таких активов имели доступ к различным преференциям за счет государства или смежных отраслей.
А поскольку кто-то все-таки должен оплачивать банкет и наполнять бюджет, соответствующие платежи ложились дополнительным бременем на остальные отрасли – именно на те, которые имели большую переработку и удельный вес заработной платы. Но о содействии их развитию, стимулировании экспорта производимой ими продукции или хотя бы их защите от нашествия дешевого импорта из динамичных азиатских стран речь не шла.
В итоге за три десятилетия мы получили сырьевую трансформацию украинской экономики, а в то же время все более сложную ситуацию в большинстве отраслей с более глубокой переработкой.
Объективная ограниченность потенциала сырьевых секторов в наращивании производства на фоне упадка обрабатывающих отраслей уменьшала эффективную занятость, порождала проблемы с наполнением, как бюджетов, так и социальных фондов, приводила к недофинансированию большинства видов инфраструктуры и снижала конкурентоспособность украинской экономики.
Как следствие, стремительно увеличилось количество украинцев, вынужденных искать заработка за пределами страны. Таким образом, углублялась демографическая проблема, которая, в свою очередь, с каждым годом все больше ограничивала перспективы экономического роста. Работать в стране становилось все менее выгодно.
Постоянное уменьшение национального богатства требует постоянного поиска дополнительных источников вливаний финансовых ресурсов извне. Однако в условиях гипертрофированного потребительского подхода бизнеса и граждан это привело не к развитию производства на экспорт, а к поиску кредитов и покупателей на давно созданные в стране активы и ресурсы.
Однако полученные потоки валюты с кредитных линий или с распродажи сырья быстро оставляют ее в обмен на потребительские товары и возврат с процентами ранее полученных займов. Поскольку доходы от вывоза сырья объективно ограничены, а все больше новых кредитов приходится тратить на выплату старых, то медленно каждый раз более существенную роль играют альтернативные источники – трудовая миграция и продажа активов.
Однако ресурс трудоспособных граждан и привлекательных для иностранных инвесторов активов также не безграничен. Что и говорить о том, что увеличение количества украинцев, что работают за рубежом, или потеря собственности над наиболее привлекательными активами будет приводить лишь к росту бедности в нашем государстве.
Полученные иностранцами в стране прибыли во все больших объемах будут покидать ее пределы, а бремя содержания инфраструктуры, в том числе социальной сферы и медицины, придется оплачивать меньшему количеству занятых граждан, которые в нем остаются.
К тому же незащищенность от дешевого импорта внутреннего рынка при одновременном росте стоимости труда и сужении базы налогообложения будет мешать вести производственный бизнес в стране и выталкивать все больше людей за границу.
Выход есть
Этот заколдованный круг можно разорвать, если изменить экономическую политику. Стратегия национального успеха в Украине должно базироваться на идеологии всеобщего процветания и увеличения доступного как широким слоям населения, так и бизнесу «национального пирога».
Надо отойти от паразитирования на все меньших оставшихся долях национального богатства и постоянного фокусирования на том, что еще можно перераспределить. И стоит работать над созданием новых производств и масштабированием производства товаров и услуг тех бизнесов, которые активно работают.
В Украине в целом имеются благоприятные стартовые условия для того, чтобы новые национальные бизнесы рождались и росли. К тому же не только в новейших секторах и нишах, которые только появляются в мировой экономике, но и в тех сегментах внутреннего рынка, что сейчас насыщаются производителями из других государств.
Однако приоритетом государственной политики должен стать экономический рост через стимулирование создания новых и расширение имеющихся бизнесов, поддержку на старте, обучение и переквалификацию граждан, готовых принять активное участие в экономическом рывке.
Несмотря на символические показатели официальной безработицы, эффективная занятость в стране остается на уровне около 50% имеющихся трудовых ресурсов. А остальные — скрытые безработные, количество которых достигает не менее 8 млн. трудоспособных граждан.
Поэтому задача экономической политики — максимально увеличить количество лиц, которые смогут воспользоваться плодами общего роста, и в то же время сузить круг тех, кто не сможет или сознательно отвергает предлагаемые для улучшения их жизни возможности.
Важно запустить мотивационные механизмы и объяснить вероятные способы улучшить благосостояние, скорректировать налоговое законодательство в направлении снижения давления на производство товаров и услуг в стране. А компенсатором сделать выше налоги и сборы на товары и услуги, которые ассоциируются с роскошью (дорогие авто, вещи, жилье, драгоценности, сервис гостиничных ресторанных заведений премиум класса и тому подобное).
Такой подход к делу — это действенная альтернатива остроумным малоэффективным попыткам осуществить принудительную детенизацию неофициальных доходов миллионов украинцев. Которые ищут креативные способы заработать на жизнь.
Нынешний объем производственных инвестиций не может придать нужного толчка экономике и обеспечить стремительные темпы ее роста. Доля инвестиций даже в нашем чрезвычайно малом ВВП просто мизерна по сравнению со странами, демонстрирующими более динамичные темпы роста.
В частности, в 2020 году в Украине они составляли лишь 6,6% ВВП, тогда как в соседних Польше и Румынии – 17,4-17,8%, а в азиатских странах – вообще в четыре-семь раз больше (Вьетнам – 26,4%, Индия – 28,4%, Китай – 43,7%).
Обвал капитальных инвестиций только набирает обороты. В I квартале 2021 года они были на 41,5% меньше, чем в соответствующем квартале 2019-го.
Падение инвестиций не просто продолжается, но и углубляется. В IV квартале 2020 года против того же периода 2018-го падение составило 30,8%, а в I квартале 2021 года против аналогичного периода 2019-го углубилось до 41,5%.
Поэтому важно превратить финансовый сектор в инструмент стимулирования создания нового и поддержки расширения существующего национального неолигархического бизнеса.
Государственная политика в этой сфере должна мотивировать приумножать сбережения и инвестировать их в отрасли, которые не просто будут приносить максимальные доходы, а стимулировать рост производства (и экспорта) товаров и услуг из страны. Ведь сейчас финансовая система работает преимущественно на государственные заимствования и потребительские кредиты населению.
А средства, в конце концов, тратят на импорт готовой продукции из других экономик. Более того, разрыв между потребительским кредитованием населения и финансированием банками предприятий стремительно растет.
Например, объем кредитов, выданных всем предприятиям страны с декабря 2018-го до мая 2021-го, по данным НБУ, снизился с 859,7 млрд. грн до 729,3 млрд. грн.
В то же время кредиты домохозяйствам, наоборот, выросли с 201,1 млрд. грн до 222,4 млрд. грн. Еще быстрее увеличивались заимствования государства через внутренний государственный и гарантированный долг, который с конца 2018 года до конца 2020 года вырос с 771,4 млрд. грн до 1034,5 млрд. грн.
Так же важно, чтобы в Украине наконец-то стало выгодно рисковать с внедрением самых инновационных разработок, если сейчас бизнес и вкладывает, то разве что в модернизацию собственных производств, закупая оборудование или технологии, уже опробованные в других странах.
Высокие кредитные ставки и высокая рентабельность монополизированных крупным бизнесом ресурсных отраслей экономики делают нецелесообразной рискованную деятельность в сфере инноваций.
И для решения эта проблема требует, с одной стороны, демонополизации и лишения возможности получать сверхприбыли от ресурсных отраслей экономики, а с другой – программ налогового поощрения или страхования рисков, чтобы подтолкнуть украинский бизнес к инновационным экспериментам.
Правительства ведущих индустриальных государств давно и последовательно кредитуют даже другие страны под закупку товаров своих производителей высокотехнологичной промышленной продукции и связанных конструкторских и строительных услуг.
В то же время наше правительство системно и последовательно делает ставку на угнетение собственного производства, в частности отдавая все больше подрядов даже в государственных закупках иностранным исполнителям и поставщикам.
Самым опасным здесь видится заключение недавно тайного соглашения между Украиной и Китаем, которое предусматривает реализацию совместных проектов в области строительства инфраструктуры за счет КНР. Пекин дает средства только на выполнение заказов его же поставщиками и подрядчиками. Значит, все средства вернутся в китайскую экономику, а Украине достанутся только долги.
Однако такие сделки на поставку в кредит готовой продукции и даже строительных услуг вместо их увеличения в Украине прослеживаются и с рядом других промышленно развитых государств.
Поэтому от государства требуется не только долгосрочная стратегия модернизации инфраструктуры, но и согласованная с ней программа поощрения производства необходимого для этого оборудования с высоким уровнем локализации именно в Украине. Благодаря этому национальный бизнес сможет выстроить под нее собственные производственные стратегии и наладить или модернизировать производство в стране.
Только тогда обновление инфраструктуры не будет бременем для экономики и бюджета, а станет стимулом для роста в технологических секторах с высокой добавленной стоимостью. Также важно исходить из того, что без формирования мощных национальных компаний страна никогда не сможет надеяться на настоящую экономическую независимость и субъективность в мировой экономической системе.
Именно по этой причине ряд государств, которые выходили на мировую арену или пытались удержаться на ней в ХХ веке, делали ставку на поддержку «национальных чемпионов» – крупных корпораций или финансово-промышленных групп в секторах, где они имели объективные конкурентные преимущества или сильные позиции.
Они получали поддержку государства, пользовались прямыми преференциями, их интересы лоббировались на политическом уровне, но вместо этого те должны были согласовывать собственную экспансию с интересами страны своего происхождения. Последняя позиция ключевая. Она кардинально отличает модель симбиоза между определенной страной и ее экономическими чемпионами от олигархической модели паразитирования тех или иных структур бизнеса на теле «своей» страны, как происходит в Украине сегодня.
Однако при нынешней экономической политике даже крупнейшие олигархи, которые имеют доступ к дешевым заимствованиям на мировом рынке, вместо того, чтобы инвестировать в углубление переработки собственного сырья или полуфабрикатов в Украине и создавать новые высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью и далее за символические цены скупают устаревшие активы.
Например, недавно группа «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского приобрела за 9,17 млрд. грн «Днепровский металлургический комбинат», который находился на санации в рамках процесса о банкротстве. И это несмотря на то, что в мировом разделении труда «Метинвест» и дальше занимает нишу поставщика малообработанных полуфабрикатов для их превращения в готовую продукцию уже в других странах мира.
В то же время стоимость денег для неолигархического бизнеса, который не имеет собственных банков и возможности занимать на мировом рынке, остается значительно выше, если сравнить не только с ближайшими соседями, но и с большинством торговых партнеров.
Более того, НБУ в последнее время взялся повышать и так высокую учетную ставку. Лишь за несколько месяцев она выросла с 6% до 8%, хотя в странах, где она и раньше была ниже, ее оставляют на прежнем уровне или поднимают значительно медленнее. Более того, планируется ее дальнейший рост, который оправдывается сдерживанием инфляции, хотя и растет по вполне независимым от Украины причинам из-за значительно более мягкой монетарной политики основных торговых партнеров нашего государства.
Разрекламированным еще в начале 2020 года льготным кредитованием стартапов среди малого и среднего бизнеса по программе «5-7-9%» в течение полтора лет обеспечены инвестиционные кредиты на сумму в $200 млн. в итоге. Однако под обещания дешевых кредитов от представителей действующей власти на самом деле только растет банковская маржа на разнице ставок между кредитами и депозитами. Их накапливают бизнес и население.
Повышение стоимости денег не остановит рост цен на экспортные сырьевые товары или импортные энергоносители, но вполне способно спровоцировать дефляцию в отраслях, работающих на внутренний рынок. Увеличение цен на товары и услуги первой необходимости (продукты, отопление, электроэнергия) будет заставлять украинцев уменьшать потребление других услуг и промышленных товаров.
Следовательно, будет приводить к снижению их производства, занятости и доходов в этих сферах. Что и говорить об инвестициях в создание новых предприятий. В этих условиях подчинение государственной политики удержанию уровня инфляции без оглядки на то, как это влияет на производство готовой продукции или услуг в Украине, лишь программирует углубление кризисных процессов и деградацию отраслевой структуры украинской экономики.
Когда саму эту инфляцию раскручивают антикризисные пакеты других государств, это является полностью искусственным механизмом сдерживания развития национального рынка и производства. А те, кто не выдерживает «ножниц» между ростом стоимости жизни в Украине и невозможностью одновременно зарабатывать больше, покидают пределы страны.
Важно положить конец вымыванию кредитного ресурса на потребительский импорт и перенаправить его на инвестирование в производство готовой продукции, как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Для этого необходимо уменьшать государственные заимствования на внутреннем рынке и при необходимости переходить к прямому выкупу Нацбанком ОВГЗ, параллельно совершенствуя регуляторные и фискальные методы уменьшения доходности и привлекательности потребительского кредитования и для граждан, и для банков.
Лишившись возможности кредитовать государство и граждан, банкам придется перейти к агрессивному финансированию производства на приемлемых для него условиях. В то же время они сохранят возможность выбирать более надежных и эффективных заемщиков. При этом наращивание кредитования производственного сектора должно сопровождаться упрощением процедур взыскания залога, банкротства и смены собственников. Только при таких условиях можно надеяться на стремительное экономическое развитие страны.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.