По данным китайского технологического гиганта Tencent, в мире насчитывается 300 000 специалистов в области искусственного интеллекта. И такого количества профессионалов мало – спрос ежегодно увеличивается.
Каких знаний и умений ожидают в современном мире от AI-специалистов? Как лучше изучать глубинное обучение: онлайн или в университете? Каково будущее образования в сфере искусственного интеллекта? На эти и многие другие вопросы ответили участники разговора «AI education. What market requires?», который организовали инновационный парк UNIT.City и Свободная академия перемен. K750 записал самое главное из дискуссии.
Читайте также: Роботы в поле. Какие задачи, и при каких условиях выполняют информационные технологии в агробизнесе
Как развивается глобальная стартап – экономика: главные выводы исследования Startup Genome
Стоечный сервер HPE ProLiant DL380 Gen9: преимущества и особенности
Профит от IT, или почему агрохолдинги вынуждены становиться разработчиками программных продуктов
Разыскивается AI-специалист
Согласно отчету Indeed, спрос на специалистов в области искусственного интеллекта на протяжении трех лет увеличились более чем вдвое. По словам Head of R&D компании Ciklum Бориса Працюка, на сегодня востребованы многие специальности, в частности данных аналитики, инженеры по разработке систем машинного обучения и специалисты в области компьютерного видения.
Компании – от ветеранов технологического бизнеса до стартапов – все активнее ищут специалистов с конкретным набором умений и навыков. «В AlphaSense мы ищем специалистов, в которых сочетаются хороший инженер, высококлассный математик и человек, который может справиться с вызовами в сфере машинного обучения», – отметил Head of Search Technology and Innovation teams в компании AlphaSense, основатель компании SemanticAnalyzer и CEO платформы и соучредитель SmallStep.ai Дмитрий Кан.
Безусловно, речь идет о людях, которые могут быстро обучаться, добавил он. «Эти люди также должны знать язык бизнеса, что нужно для эффективного взаимодействия с продуктовыми менеджерами для решения тех или иных проблем», – отметил Кан.
Нехватка профессионалов
Согласно недавнего опросу компании o’reilly, недостаток знаний является одной из самых больших препятствий на пути к внедрению технологий искусственного интеллекта. В то же время опрос Ernst&Young говорит, что 56% AI-специалистов недостаток квалифицированных кадров называют единственным барьером для внедрения AI в бизнес-процессы предприятий. Не удивительно, что образование в области искусственного интеллекта стало одним из приоритетов для бизнеса и высших учебных заведений по всему миру.
Ярким примером учреждения, которое оперативно отреагировало на запросы рынка, является Массачусетский технологический институт. МИТ всегда был сильным игроком в направлении искусственного интеллекта благодаря лаборатории информатики и искусственного интеллекта (CSAIL), отметила старший преподаватель кафедры оперативных исследований и статистики школы менеджмента им. Альфреда Слоуна Массачусетского технологического института Карин Саймон.
Осознавая рост по спросу, MIT предложил совершенно новые программы, добавила она. Так, Массачусетский технологический институт в «коротких программах» (Short Programs) в 2018 году добавил семь новых курсов, которые охватывают новые отрасли и технологии, в том числе машинное обучение, автоматизацию, вычислительный дизайн и другие.
Кризис на рынке AI-специалистов ощущается и в Украине. «Существуют специалисты Senior-уровня. Это люди, которые имели дело с машинным обучением еще 10 лет назад. Однако с новыми поколениями дела идут не так хорошо. В то же время нам нужна армия, целая армия AI-специалистов. Возникает вопрос: а где же их искать? На рынке – недостаток умений?», – рассуждает Працюк.
По его словам, в Ciclum уже существует программа стажировки, где можно получить соответствующие знания в сфере искусственного интеллекта. «Мы также сотрудничаем как с частными, и государственными университетами в направлении совершенствования их учебных программ», – добавил он.
Дорога к знаниям
Эксперты из разных стран убеждены – начинать изучение искусственного интеллекта можно даже в детстве. «Не думаю, что существуют возрастные ограничения для того, чтобы начать обучение. Обучающая система должна адаптироваться и давать знания, которые актуальны в XXI веке. Еще в 6-летнем возрасте дети могут начать изучать, что такое программирование», – отметила Саймон.
Несмотря на наличие значительного количества специализированных программ, и курсов будущим AI-специалистам рекомендуют позаботиться о наличии формального образования. Есть три типа навыков, которые нужны AI-специалистам, подчеркнула Саймон. «Первое направление – это навыки, которые вы получаете через формальное образование. Убеждена, что нужно понимать, как работают алгоритмы», – отметила она.
Второй набор навыков – это предпринимательские навыки, то есть навыки ведения бизнеса и коммуникации, добавила Саймон. «И третье – это технологические навыки, умение искать и обрабатывать большое количество данных. Не обязательно каждый специалист будет владеть всеми этими умениями. Поэтому вы должны тщательно подходить к построению своей команды», – резюмировала лектор MIT.
Как показал опрос Kaggle, только 30% специалистов изучали машинное обучение или науку о данных в рамках формального образования, 66% опрошенных считают себя самоучками, а больше половины проходили онлайн-курсы. «Формальное образование, например, математическое, позволяет лучше понять процессы. И если вы заинтересованы определенной темой и любознательны, вы сможете обойтись и без формального образования. На сегодня существует огромное количество доступной информации и программ», – отметил Кан.
С ним соглашается и Борис Працюк. «Да, вам нужно базовое образование, и самое главное – это страсть и любознательность, они помогут вам в учебе», – убежден он.
По мнению руководительницы инновационной школы UNIT Factory Валерии Заболотной, карьеру в AI смогут построить не только специалисты с техническим бэкграундом, а и представители гуманитарных специальностей. «В UNIT Factory обучается до 800 студентов, 50% из которых являются гуманитариями. Возможно, на каком-то этапе их жизни кто-то им сказал, что у них нет таланта к математике. Но реальность показала обратный результат – они успешно учатся программировать. Интерес и жажда знаний – вот что самое главное», – отметила она.
Дмитрий Кан в свою очередь еще раз подчеркнул важность понимания AI-специалистами бизнес-процессов. «Даже если вы получили формальное образование и соединили его с современными курсами об искусственном интеллекте, вам все равно как профессионалу придется доказывать команде и менеджменту целесообразность вашей идеи. Срок AI сегодня звучит отовсюду. А потому надо быть максимально точными, когда вы говорите про искусственный интеллект. Вы также должны уметь объяснить, как же превратить ваше решение в бизнес», – пояснил Кан.
В то же время от AI — специалистов не ждут глубоких знаний индустрии, в которую они приходят работать. «В финансовой сфере мы не ожидаем, что инженеры много знают о финансовом секторе. Мы не думаем, что инженер в образовательном проекте понимает стадии учебного процесса. И стоит сказать, что опыт в той или иной индустрии, вероятно, позволил бы AI-специалисту стать более успешным или, по крайней мере, дал бы возможность быстрее понять бизнес-составляющую», – пояснил Кан.
В то же время, как отметил Працюк, наличие в компании людей с различным бекраундом является хорошей предпосылкой для успешного решения сложных задач.
Онлайн Vs оффлайн
В последние годы появляется все больше возможностей изучать AI. Десятки университетов по всему миру поощряют студентов поступать на их программы. В интернете чуть ли не каждый день появляются новые онлайн-курсы, публикуются блоги, а эксперты выпускают в свободный доступ открытое программное обеспечение. «Одним из лучших ресурсов для изучения AI является сообщество Kaggle. Здесь вы можете получать необходимые знания, а можете даже зарабатывать деньги», – отметил Дмитрий Кан.
Карин Симон отметила, что на сегодня в интернете существует много первоклассных онлайн — курсов. Один из них – специализация Data Science от Сoursera. По мнению Симон, обучение в интернете дает много преимуществ. «Онлайн — образование доступнее и требует меньше усилий. Вам не нужно ходить в университет или увольняться с работы. Онлайн-курсы помогают получать знания, освежать навыки, изучать новые технологии в течение всей жизни», – отметила она.
В то же время, по мнению Валерии Заболотной, онлайн — образование подходит не всем. Знания лучше усваиваются при обмене информацией с другими людьми, отметила она. «Вы должны уметь мотивировать себя, понимать свои цели и быть очень зрелым человеком, если вы решили получать знания, не общаясь с другими людьми, а исключительно с помощью компьютера», – подчеркивает Заболотная.
По убеждению Дмитрия Кана, образование, прежде всего, должно быть адаптивным. «Вы не должны зависеть от определенного курса, определенного учителя или любого другого ресурса», – подчеркнул он. Вы можете самостоятельно определять, что вас интересует и искать нужную вам информацию, добавил он.
Будущее AI-образования
Что ждет AI-образование в ближайшие годы? По мнению Карин Симон, институтам, которые учат AI, придется определиться, какие из программ будут преподаваться в университетах, а где оптимально ввести онлайн — обучение. «Вторая задача – это постоянное углубление отношений между университетами и бизнесом. Необходимо преодолеть разрыв между теорией и практикой», – подчеркнула она.
В том, что такое сотрудничество будет углубляться, у Бориса Працюка нет никаких сомнений. «Мы имеем хороший пример в Украине. В украинских университетах было введено 8 новых программ, которые адаптированы под потребности бизнеса. Думаю, в будущем мы будем наблюдать масштабное сотрудничество между крупными компаниями и университетами», – отметил он.
Искусственный интеллект, в том числе и AI-образование, будет менять другие индустрии. Одной из сфер, влияние на нее в будущем будет очень заметным, является здравоохранение. Это касается и цен, и качества, и доступности медицинских услуг, уточнила Карин Симон. С ней соглашается и Борис Працюк, добавляя, что развитие AI, без сомнения, окажет влияние и на сферу финансов и страхования, а также на бытовую электронику.
«Мы будем иметь «умные» игрушки, «умных» ассистентов, которые будут выполнять значительно более сложные функции, чем те, которые нам сейчас известны. Системы будут собирать информацию о человеке, и будут улучшать его жизнь», – спрогнозировал Head of R&D компании Ciklum.
Дмитрий Кан считает, что ИИ может повлиять на то, как люди будут осуществлять покупки. «Представьте себе, что вы гуляете по улице и замечаете на ком-то рубашку, которая вам понравилась. Вы публикуете в интернете фото этой рубашки и свой размер, и через несколько недель получаете ее у себя дома», – рассуждает Кан. Такое решение непросто реализовать, но один стартап уже сейчас над этим работает, отметил он.
Что касается образования, по мнению Кана, к учебному процессу в будущем будет подключаться все больше специалистов из разных индустрий. «Уже сейчас можно встретить профессионалов, которые стремятся научить других, применять науку о данных, например, в страховании. И со стороны студентов также наблюдается интерес учиться именно у специалистов из конкретной сферы», – отметил он.
Автор: Ольга Дубенская
Источник: K750
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.