Станет ли гривна суверенной валютой?

Где искать ключи для экономического оздоровления.

Современная теория денег — сокращенно ММТ (от английского Modern Money Theory) — все валюты мира разделяет на суверенные и не суверенные. Понятно, что доллар США – это, безусловно, и является суверенной валютой. Что означает для экономики любой страны иметь суверенную валюту, еще в 1945 году объяснил Бердсли Рамл — член команды президента США Рузвельта по реализации программы «Новый курс» и глава Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Выступая со своей знаменитой речью перед Американской ассоциацией адвокатов, Рамл заявил, что с момента окончания золотомонетного стандарта «национальные государства больше не нуждаются в налогах, чтобы получать средства для своих расходов». Что теперь истинной целью фискальной политики правительства США становится «стабилизация покупательной способности доллара», «государственная политика в распределении богатств и доходов» и «субсидирование или наказание различных отраслей и экономических групп».

Согласно ММТ государство, которое выпускает свою валюту и не берет на себя никаких обязательств по ее конвертации в любую иностранную валюту или какой-то товар вроде золота, имеет суверенную валюту.

Во времена, когда деньги делали из монетного металла — золота или серебра, желание государства тратить деньги ограничивалось физическим наличием звонкой монеты в его казне. Сейчас в обращении находятся в основном электронные деньги, которые, в конце концов, являются просто бухгалтерской записью в системе электронных платежей центрального банка.

В наше время государство с помощью компьютеров своего центрального банка может «изготавливать» столько денег, сколько ему надо. Поэтому если в давние времена налоги пополняли казну золотыми и серебряными монетами, то в наше время государствам налоги для этого не нужны.

Налоги, которые государство собирает в своей валюте, нужны ему для того, чтобы у его граждан, которые не в последнюю очередь являются налогоплательщиками, всегда была потребность в деньгах, что выпускает государство. В наше время налоги являются средством поддержания покупательной способности национальной валюты.

Кроме того, с помощью сбора налогов государство изымает из обращения лишние деньги и стимулирует или подавляет те или иные отрасли и экономические группы, то есть налоги являются монетарным инструментом и средством воздействия на различные сегменты экономики.

Свободное движение или свободная утечка

Украинская гривна не является суверенной валютой, потому что вопреки декларациям Национального банка Украины, НБУ должен обеспечивать обмен гривны на иностранные валюты и в первую очередь — на доллар США. Более того, Нацбанк должен делать все, чтобы поддерживать стабильный курс такого обмена.

За всю свою историю НБУ только однажды попытался отказаться от поддержки обмена гривны на иностранную валюту. Было это в начальный период председательства Национальным банком Валерии Гонтаревой. В результате этой попытки официальный курс гривны к доллару США в течение нескольких месяцев упал более чем вдвое — с 11,85 грн до 25,55 грн за $1, что имело всесторонние негативные последствия для всей страны.

После этого НБУ фактически вернулся к политике поддержания фиксированного валютного курса, искусно имитируя курсовую волатильность. Дело в том, что в Украине вследствие высокой долларизации экономики и ее крайней зависимости от импорта, вопрос конвертации гривны в доллар США, а также текущее значение курса обмена этих валют является одним из главных факторов влияния на положение дел не только в экономике общества, но и во внутренней политике страны.

Поэтому наше государство, в отличие от стран, имеющих суверенную валюту, должно держать достаточно большие валютные резервы, которые служат обеспечением нашей национальной валюты так же, как когда-то валюты обеспечивались монетным металлом.

Согласно известной валютной трилемы, невозможно одновременно внедрять политику фиксированного обменного курса, свободного движения капиталов и независимой денежной политики. Можно одновременно осуществлять лишь две из этих политик.

Наше государство, хотя и пытается осуществлять одновременно все три эти политики, в первую очередь вынуждено внедрять политику фиксированного валютного курса, а делать свободный выбор может только между политикой свободного движения капитала и независимой денежной политикой.

Украинское государство давно уже сделало свой выбор в пользу политики свободного движения капиталов, а точнее — политики свободной утечки капитала из страны, при этом от внедрения независимой денежной политики Украина отказалась в угоду иностранным кредиторам. Поэтому денежную политику страны определяют ее иностранные кредиторы.

Обычно под термином «независимая денежная политика» понимают лишь способность центрального банка самостоятельно определять уровень процентных ставок, но на самом деле изменение этих ставок — это не единственная монетарная мера влияния на состояние экономики.

Не менее эффективно работают такие монетарные инструменты, как увеличение или уменьшение государственных расходов и налогов. Для того чтобы наше государство все же в будущем смогло внедрить плавающий валютный курс, оно уже сейчас должно начать внедрять независимую денежную политику.

Такая политика стоит того, чтобы ради нее ввести контроль (и ограничения) над движением капиталов и отказаться от политики свободной утечки капитала из страны. Политика свободного движения капитала в сочетании с политикой фиксированного валютного курса привела украинскую Украину к необходимости принять политику дефляции.

Цель осуществления дефляционного влияния в том, чтобы замедлить экономику из-за снижения покупательной способности частного сектора, вследствие чего должен снизиться импорт товаров и услуг, в то время как объемы экспорта должны сохраниться. Все это должно уменьшить отток иностранной валюты и способствовать сохранению валютных резервов и стабильности курса валют.

Но здесь есть и другая сторона медали. Дело в том, что дефляция из-за угнетения экономики неотвратимо ведет к снижению занятости, росту безработицы, разорению бизнеса и обнищанию населения, то есть всего того, что мы имеем на протяжении 30-ти лет существования независимой Украины. Именно такую цену платит наше общество ради обеспечения свободного движения капиталов.

Если в обществе, в котором никто не в состоянии жить без денег, монополия на их выпуск принадлежит государству, то в таком обществе государство должно не только быть кредитором в последней инстанции, а еще и в последней инстанции должно быть заказчиком, покупателем и работодателем.

Современное государство является самым влиятельным субъектом экономики страны, и цель, к которой должно стремиться государство в своей субъектной деятельности, — это повышение благосостояния его граждан.

Сделать это можно только одним способом — государство должно обеспечить условия для достижения максимально полной занятости (минимизацию безработицы) и поднятия самых низких зарплат ради того, чтобы увеличить продажу потребителям продукции отечественных производителей, чтобы последние были в состоянии увеличивать количество рабочих мест на украинских предприятиях и выплачивать отечественным рабочим приличную заработную плату.

С этой целью наше государство должно активно использовать «компьютер» одной из ветвей исполнительной власти — государственного Национального банка Украины, и выпускать денег столько, сколько их надо для реализации задачи подъема экономики. При этом размер дефицита госбюджета сам по себе не имеет здесь никакого значения. Понятно, что государство, вкладывая деньги в развитие экономики, должно минимизировать риски значительной инфляции и девальвации своей валюты. Для этого надо придерживаться нескольких общеизвестных правил.

Государство должно деньги направлять туда, где в нашей стране:

есть свободные производственные ресурсы (производственное оборудование, сырье и достаточно квалифицированная рабочая сила);

они не создадут конкуренцию со стороны государства частному сектору, особенно в экспортных отраслях. В 1920-х годах прошлого века, когда в соответствии с условиями Версальского мира Германия должна была выплачивать золотом гигантские репарации, конкуренция государства с частным сектором за экспортные ресурсы, в которых немецкое государство нуждалось для обмена на золото, в конце концов, вызвала сначала стремительный рост цен, а затем и разрушительную гиперинфляцию;

наибольшая локализация производства (и соответственно наименьшая зависимость от импорта);

крупнейшие инвестиционные мультипликаторы, в первую очередь мультипликатор прироста авансированного в производство капитала на одну денежную единицу государственного заказа.

Дело в том, что любому производству предшествуют затраты на изготовление или обновление технической документации, на обновление и приобретение нового оборудования, на закупку составных частей, сырья, разнообразных расходных материалов и прочее.

Государство должно платить умеренные авансы, поэтому исполнители госзаказа и их субисполнители будут вынуждены дополнительно мобилизовать собственные и заимствованные средства платежа. Есть основания полагать, что немалая часть этих средств будет мобилизована из запасов наличных долларов США, которых у нас накоплено уже более чем на $90 млрд.

В соответствии с этим, расходы государства должны идти на развитие и улучшение общественной инфраструктуры: дорог, железной дороги, портов, аэропортов, мостов, электросетей, электрических подстанций, коммунальных сетей и инженерных сооружений. Жилья (там, где его не строит частный сектор, но в нем есть потребность), поликлиник, детских садов, школ и так далее.

Все это обеспечит частному сектору не только заказы и работу, главное то, что это обеспечит сокращение совокупных производственных затрат частного сектора и будет способствовать повышению качества рабочей силы и увеличению количества рабочих.

Также в отраслях, где государство является постоянным покупателем (например, в военно-промышленном комплексе), в отраслях с высоким потенциалом замещения импорта и в отраслях, ориентированных на экспорт, государство при условии соответствующего обеспечения со стороны частного капитала может выступить или гарантом по привлечению банковских займов, или прямым инвестором в капитал.

План Маршалла 2.0 

В условиях оживления деловой активности одним из важнейших вопросов будет достижение частным сектором такого уровня заработной платы, который, с одной стороны, не избавит предпринимателей смысла делать бизнес, с другой — обеспечит наемным работникам возможности вести достойный образ жизни. В решении этой задачи государство должно сыграть ведущую роль.

Понятно, что меры непосредственного администрирования, вроде установления минимальной заработной платы, тоже необходимы, но сами по себе не эффективны, ведь не решают проблемы занятости, которая негативно влияет на баланс спроса-предложения на рынке труда.

Будет гораздо лучше, если государство введет программу «гарантированной занятости», где оно выступало бы работодателем последней инстанции. По этой программе государство должно обеспечить работу для специалистов любой квалификации, которые готовы и желают работать.

При этом должна быть установлена единая для всех участников программы почасовая заработная плата и социальный пакет. Программа должна предусматривать возможность частичной занятости и сезонной работы, а также другие гибкие условия труда по желанию.

Единая для всех участников программы заработная плата имеет то преимущество, что она ограничивает конкуренцию программе «Гарантированной занятости» с другими работодателями и предоставляет им возможность переманивать участников программы, предлагая им более высокую заработную плату.

При составлении украинской программы «Гарантированной занятости» за ориентир можно взять предложения разработчиков ММТ — современной теории денег, и разработки австралийского юриста Уильяма Митчелла. Понятно, что тщательный расчет размера единой почасовой заработной платы представители государства должны обсудить с профсоюзами и объединениями работодателей.

Украинская гривна не является суверенной валютой, потому что вопреки декларациям Национального банка Украины, НБУ должен обеспечивать обмен гривны на иностранные валюты и в первую очередь — на доллар США.

Одной из главных задач государства является кардинальная перестройка существующей системы налогов. Начинать надо с просчета монетарных показателей, то есть сначала рассчитать ту сумму денег, которую необходимо будет изъять из денежного обращения через налоги. Для этого каждый год нужно определять, сколько в обращении национальных средств платежа, сколько не хватает, сколько денег государство планирует потратить и, соответственно, какую сумму средств платежа надо изъять из денежного обращения через налоги.

Кроме того, необходимо провести проверку всех налогов, сборов и т. п. на соответствие общественным интересам и достижению положительного влияния на экономику страны. По результатам такой ревизии надо будет уменьшить или вовсе отменить те налоги, которые оказывают негативное влияние на национальную экономику, и ввести налоги там, где надо какую-то или чью-то деятельность ограничить или наказать.

Отдельного внимания требует валютно-курсовая политика государства. Иностранная валюта нужна для того, чтобы вовремя и в полном объеме обслуживать свои валютные долги, удерживать фиксированный валютный курс и за счет увеличения валютных резервов сделать гривну более суверенной валютой в отношении требований импортеров и кредиторов в валюте.

Для этого надо будет отказаться от политики свободного движения капиталов. Усилить валютный контроль и ввести ограничения на определенные валютные операции. Ввести налоги на покупку безналичной иностранной валюты, максимально ограничить ее обмен на наличную (которую потом официально завозят в Украину), организовать массовый выкуп наличной иностранной валюты у населения с ее последующей инкассацией и зачислением полученной безналичной иностранной валюты в валютные резервы государства.

Средствами государственной поддержки стимулировать экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости и подавлять импорт. По возможности необходимо отказаться от новых валютных займов. Брать новые займы в иностранной валюте надо лишь для рефинансирования старых долгов в иностранной валюте в случае, если нет возможности их вовремя вернуть или пролонгировать.

Но самое главное, что должно сделать государство — это принять меры по восстановлению и активизации производственной деятельности частного сектора страны. Понятно, что этому будут способствовать государственные инвестиции в инфраструктурные проекты, но этого недостаточно.

Считаю, что уже пора обратиться к опыту, приобретенному во время успешного внедрения плана Маршалла, реализация которого дала возможность западным европейцам за четыре года восстановить разрушенные войной экономики своих стран.

В свое время мне посчастливилось побывать в Гарварде, где я услышал от профессора Франклина А. Линдснея подробный и содержательный рассказ о Плане Маршалла, в реализации которого он принимал личное участие.

План Маршалла состоял из двух частей. Первая хорошо всем известна, в соответствии с ней странам Западной Европы предоставлялись деньги для оплаты импорта из Соединенных Штатов. О второй части плана почему-то уже все забыли, хотя именно эта вторая часть плана Маршалла стала самой важной и принесла наибольший эффект.

Вторая часть плана предоставляла европейским государствам способ восстановления торговли между ними, что позволило странам Западной Европы быстро достичь довоенных уровней производства и вскоре быстро их превысить.

В основу второй части плана Маршалла была положена система многосторонних прав заимствований. Эта система объединила все страны-участники плана в Европейский платежный союз (ЕПС). Права заимствований стали своеобразной квазивалютой: при импорте их тратили, при экспорте их приобретали. При этом перечень товаров и их объемы, которые предлагало каждое государство, заранее согласовывались всеми участниками ЕПС.

Учет расчетов в рамках ЕПС и оперативное руководство системой расчетов осуществлял Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария). Профессор Линдсней неоднократно повторял то, что технологию системы многосторонних прав заимствований можно с успехом применить в условиях современной Украины, которая страдает от слабого платежного спроса, дефицита средств платежа, неразвитого внутреннего рынка.

Система многосторонних прав заимствований позволит максимально использовать внутренние ресурсы частного сектора страны для стимулирования роста экономики и достижения социальной цели общества.

При этом этот проект практически не предусматривает денежных затрат со стороны государства не в последнюю очередь потому, что реализация государственных инфраструктурных проектов будет способствовать повышению ликвидности банков и бизнеса, что усилит расчеты, которые будут осуществляться через систему многосторонних прав заимствований денежными средствами.

Дело в том, что одним из мгновенных последствий государственного финансирования инфраструктурных проектов будет образование избытка денег на банковских счетах исполнителей и субисполнителей, привлеченных к участию в проектах государства. Причиной этого будет то, что в калькуляции цен на любые товары и услуги, кроме прибыли, включены амортизационные начисления, которые, как известно, не вызывают необходимости немедленно расходовать средства платежа. Было бы глупо все эти деньги изымать через налоги.

Однако значительно лучше предоставить частному сектору широкие возможности для вложения этих денег в достаточно прибыльную деятельность в тех отраслях экономики, развитие которых отвечает интересам общества.

Разумеется, все это надо тщательно готовить, заниматься этим должны центральные органы власти, а администрировать систему многосторонних прав заимствований должен Национальный банк Украины. Тем более что именно Нацбанк сейчас разрабатывает электронную гривну, которая может с успехом стать квазивалютой украинской системы многосторонних прав заимствований.

Но все мы должны понимать, что внедрять эти и любые другие действенные меры по активизации экономики Украины имеет смысл только при условии осуществления радикальных изменений в социально-экономическом устройстве общества, когда законодательство действительно будет защищать неприкосновенность частной собственности, когда будут адекватные в этом исполнительная власть, судебная и правоохранительная системы.

Когда навсегда уйдут в прошлое царствующие сегодня в нашем обществе экономические отношения, построенные на использовании государственного аппарата как орудия виртуозного «распила» государственного бюджета, хищения государственного имущества, присвоения или уничтожения чужой собственности, устранения своих соперников и конкурентов.

Когда будут нейтрализованы и лишены возможности влиять на государственный аппарат те экономические группы, которые, помимо всего прочего, являются главными в нашей стране проводниками политики утечки капитала за рубеж и противниками суверенности украинской национальной валюты.

Автор: Константин Паливода

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий