Стартапы, рожденные пандемией: как COVID-19 повлиял на рынок стартапов

Главный герой фильма «Голограмма для короля» (A Hologram for the King, 2016) привез в Саудовскую Аравию уникальную технологию, которая позволяет общаться на расстоянии с помощью голограмм. Эти голограммы могут находиться недалеко от пользователя в одной комнате и повторять движения человека, который физически находится за тысячи километров.

С помощью такой технологии можно достичь максимальный эффект присутствия и взаимодействовать с другим человеком через его голограмму.

В фильме главному герою, которого великолепно сыграл Том Хэнкс, не удалось продать эту инновацию королю Саудовской Аравии. Видимо, тогда еще не было рынка для таких технологий. И не только потому, что реализация этих решений нуждалась в сверхбыстром интернете, а тогда о 5G только начинали говорить, да и технологии 4G-интернета еще не были массовым явлением.

К тому же у людей не было проблем с путешествиями и живыми встречами и переговорами, поэтому использование голограмм для общения, казалось бы, по крайней мере, странным.

Ситуация 2020 года оказалась кардинально иной, и «Голограмма для короля» могла бы стать замечательным стартапом, который наверняка был бы успешным. Изменения, произошедшие в результате пандемии COVID-19, стали не только проблемой для отдельных отраслей, но и толчком для развития других.

Поэтому в мире появилось много интересных стартапов, они просто не могли возникнуть в других условиях и в другое время. Когда для них не только отсутствовал соответствующий рынок, а не существовало даже угла зрения, с помощью которого бизнесмены и инноваторы смогли бы взглянуть на привычные вещи и создать новые проекты.

Среди таких новинок – образовательные проекты (EdTech) и стартапы в сфере здравоохранения (HealthTech). За последний год также активно развивались платежные технологии (FinTech) и благодаря интересу к проекту ClubHouse – голосовым сервисам (VoiceTech). Коронавирусная болезнь дала старт появлению отдельной ниши стартапов, что связаны с защитой человека в условиях пандемии (CovidTech).

Также заслуживают внимания проекты, направленные на организацию удаленной работы и цифровой коммуникации. Они позволили создать уникальные решения с максимальным эффектом присутствия и взаимодействия людей, которые физически находятся далеко друг от друга.

Уверенность в будущем

Неопределенность, в которой оказался мир в условиях COVID-19, привела к уменьшению затрат во всех сферах нашей жизни, и венчурные инвестиции не стали исключением. Однако именно объем венчурных инвестиций, и активность венчурного капитала являются важной метрикой успешности экосистемы стартапов.

Активность инвесторов и их готовность вкладывать деньги в стартапы – это определенная демонстрация уверенности в завтрашнем дне, то есть в том, что эти расходы позволят им заработать в будущем. Соответственно, активность инвесторов можно считать определенным критерием серьезности ситуации и того, как долго продлятся сложные времена.

Много венчурных фондов с началом пандемии открыто заявили о готовности поддерживать новые бизнесы и даже отмечали, что были настроены работать с ангельскими инвестициями – то есть вкладывать в проекты на ранних этапах.

В то же время на основе анализа данных стартап-платформы Crunchbase, который сделал стратегический советник нескольких венчурных фондов Итай Саги, стало понятно, что в первой половине 2020 года было заключено на 44% венчурных сделок меньше, чем в предыдущем году. Наибольшее падение составляли сделки на начальных этапах развития стартапов, их количество уменьшилось на 57%.

Наибольший интерес венчурные инвесторы демонстрировали к стартапам, которые занимаются обработкой данных, средний объем одного раунда инвестиций вырос на 90%. Рост также продемонстрировали стартапы, связанные с искусственным интеллектом (увеличение инвестиций на треть) и проекты в области здравоохранения (+19%).

Аутсайдером рынка стали стартапы, связанные с туристической индустрией – было зафиксировано уменьшение на 400%, а объем раунда сократился на 84%.

В первой половине 2020 года было заключено на 44% венчурных сделок меньше, чем в предыдущем году. Наибольшее падение составляли сделки на начальных этапах развития стартапов (их количество уменьшилось на 57%).

Опрос, который осуществила Гарвардская бизнес-школа, показал, что более 90% венчурных инвесторов уверены, что их вложения в стартапы в будущем превысят показатели основных фондовых индексов. Другими словами, инвесторы считают, что их инвестиции в новые проекты будут финансово успешными и принесут им больше средств, чем, если бы они вкладывали деньги в традиционные финансовые инструменты, например в акции.

В то же время аналитики уверены, что в ближайшие годы вложения в стартапы будут умереннее. Значит, заявки на инвестиции будут рассматривать внимательнее, процесс будет более длительным, к тому же эти сделки будут потенциально менее выгодными для разработчиков стартапов. Ведь венчурные инвесторы будут приписывать проектам меньшую ценность, и пытаться увеличить собственную долю в капитале компаний, которые они будут поддерживать.

Удаленная коммуникация

В первые месяцы пандемии задачей для всех было научиться работать в новых условиях, и именно поэтому одним из самых успешных тогдашних проектов стал сервис Zoom и его конкуренты, которые создали новички и серьезные игроки IT-рынка. После того, как проблема коммуникации была решена, в удаленной работе появились другие трудности.

Бизнес понял, что только онлайн-среды для деловой коммуникации недостаточно, чтобы команда оставалась эффективной. Можно организовать видеосвязь в Zoom и обсуждения рабочих вопросов в Slack, однако офисного духа участники команды будут лишены.

Начали появляться стартапы, что эмулировали взаимодействие в одном виртуальном пространстве. Это направление назвали Virtual HQ-виртуальные штаб-квартиры. Замысел авторов состоял в том, чтобы объединить работников бизнеса в одном месте. И если они не будут распылены между платформами, а их виртуальный офис будет иметь привычные мебель и предлагать возможность слышать коллег, которые обсуждают важные вопросы, это поможет им становиться продуктивными.

Таким стартапом стал Teamflow, миссия которого – взаимодействовать, развлекаться и формировать офисную культуру в удаленном режиме. Авторы проекта решили смоделировать в виртуальном пространстве взаимодействия, которые люди осуществляют в реальном офисе. Здесь можно подойти к столу коллег, зайти в виртуальную комнату, где ведутся переговоры, или назначить встречу с участниками команды для переговоров в виртуальном офисе.

Еще один пример виртуальной эмуляции офиса – стартап Pragli, задача которого – дать сотрудникам возможность почувствовать, что они находятся в одном помещении со своими коллегами. Каждый участник Pragli-офиса имеет аватары, другие коллеги могут наблюдать, чем сотрудники заняты и где именно в виртуальном офисе они находятся. С коллегами можно связаться в чате или по видеосвязи.

Авторы Pragli попытались решить еще одну важную задачу удаленной работы в период пандемии – life-work-балансе. С помощью этого сервиса можно явно обозначить свое присутствие на рабочем месте, однако получить право не отвечать на уведомления в нерабочее время.

Интересно, что первый проект, Teamflow, сразу был доступен на платной основе, плата за его использование стартовала от $15 в месяц для одного представителя небольших команд или $25 за рабочее место в крупной компании. В то же время Pragli был бесплатным в первые месяцы пандемии, а его представители рассказали, что использование сервиса в это время выросло в 20 раз.

Сейчас на сайте компании указано, что среди клиентов Pragli есть Facebook, Asana (разработчик популярного сервиса для тайм-менеджмента), GoDaddy (крупнейший в мире регистратор доменных имен) и другие.

Осенью 2020 года появилось два стартапы-эмуляторы виртуальных офисов, которые пытались не только создать эффект присутствия сотрудника на рабочем месте, но и добавить офисной рутине элементов геймификации. Так проект Branch уже получил более $1,5 млн. инвестиций, а в списке ожидания компаний, которые хотят опробовать этот виртуальный офис, созданный геймерами, находится более 500 фирм. Здесь также есть аватары, рабочие места, эффект звукового присутствия.

Аналогичную модель предлагает стартап с названием Gather, он в течение последнего полгода трансформировал свою глобальную идею из сервиса для создания виртуального офиса в цифровую платформу для встреч. О его успехе свидетельствуют инвестиции объемом $26 млн., которые проект получил в марте 2021 года, и количество пользователей, превысило 4 млн.

Требование времени. В связи с новыми карантинными нормами нынешние открытые офисы могут превратиться в отдельные рабочие места в виде капсул.

Важность живого взаимодействия и формирования сети контактов – одна из причин, почему люди идут учиться на MBA-программы и платят за это довольно большие деньги. В условиях пандемии взаимодействие между MBA-студентами тоже перенесли в онлайн.

Неформальная коммуникация в Zoom или Slack не заменит живого общения, и именно поэтому администрация французской бизнес-школы Neoma запустила виртуальный кампус для общения студентов в неформальной обстановке. Этот кампус был создан во взаимодействии со специалистами по виртуальной и дополненной реальности.

Он отчасти похож на популярную игру Minecraft. В нем есть четко выделенные места для обучения и отдыха: библиотека, оздоровительный центр, даже футбольное поле. Здесь студентам и преподавателям присваивают персональные аватары, что помогает в общении и понимании того, кто именно находится рядом.

Однако офис — это не только непосредственное выполнение рабочих задач, а также неформальное общение. Эту проблему тоже пришлось решать в условиях локдауна, и для нее тоже возникли интересные стартапы, которые начали работать в нише Virtual Water Cooler – виртуальных мест возле кулера с водой, где в офисах сотрудники обычно ведут разговоры не о работе.

Примером такого стартапа можно назвать Hallway. Он на десять минут создает временную страницу для общения, которая затем исчезает. Благодаря интеграции со Slack, популярной системой деловой коммуникации, этот сервис может делать напоминание сотрудникам передохнуть и заглянуть в Hallway-комнату.

По схожему принципу работает сервис Donut, точнее его проект с названием WaterCooler, реализованный в виде бота для Slack для напоминания прерваться на общение. Специальный сервис для виртуальных бесед UnRemot предлагает не только взаимодействие для непродолжительных разговоров. С его помощью можно создать виртуальные игровые зоны, места для чтения или даже виртуальный офисный кафетерий, в который рекомендовано время от времени звать коллег.

Еще один проект неформальной коммуникации — сервис Sidekick, авторы которого попытались воспроизвести ситуацию, будто сотрудники проходят у стола коллег и могут коротко пообщаться по видеосвязи.

Несмотря на популярность удаленной работы, некоторые компании были вынуждены работать в офисах. А это вызвало потребность в правильной планировке расположения мебели и передвижения сотрудников. Да и в постпандемийном мире офисная работа потребует новых подходов к планированию рабочих мест. В ответ на это появились стартапы, которые предлагали планировку и перепланировку рабочих помещений, и анализ «пропускной способности» отдельных помещений, необходимых для соблюдения карантинных требований.

Например, компания Panelscreens, поставщик офисных перегородок, сообщила об огромном росте заказов осенью 2020 года. А стартап Maptician специально для условий во время пандемии создал мобильное приложение Maptician Flex для анализа планов помещений и создания графиков работы сотрудников, которые отвечали бы требованиям по ограничению количества работников в небольшом помещении.

Другой стартап, Wisp, может анализировать комнаты сотрудников и предлагать оптимальный график работы и расположение персонала. Планы по реорганизации офисов для пандемических ограничений создает компания Gensler и ее новейшая разработка ReRun.

Технологии против коронавирусной болезни

Условия жизни, в которых оказалось человечество, обусловили появление нового рынка для стартапов, цель которых – защитить человека от коронавирусной болезни. Стартапы, что появились в этом направлении, образовали нишу с названием Covid-tech. Самые популярные среди них были показаны на выставке потребительской электроники CES 2021 в начале года. В частности это инновационные маски и инструменты для соблюдения социальной дистанции.

Среди них, например, маски со встроенным стерилизатором и зарядным устройством (Razer Project Hazel) или с встроенным очистителем воздуха, который человек вдыхает (AirPop Active+) и мобильным приложением, напоминающим сменить фильтры. Или маски со встроенными наушниками и микрофоном (MaskFone), которыми можно управлять с помощью голоса через мобильное приложение на смартфоне.

Появилось очень много стартапов, которые проверяют соблюдение социальной дистанции, а некоторые из них даже пытаются на расстоянии определить носителей коронавирусной болезни. Например, китайский стартап Rokid показал очки, которые могут измерить температуру на расстоянии трех метров и определить, у кого из близлежащих она повышена.

Браслет Halo сообщает своему владельцу, когда кто-то подходит к нему ближе, чем на два метра. Так он побуждает соблюдать социальную дистанцию. В компании подчеркивают, что целевая аудитория этого гаджета – прежде всего те, кому нужно выходить на работу и сохранить здоровье. В то же время браслет не фиксирует данных о местоположении человека, что является значительным преимуществом, по сравнению с другими стартапами, которые работают в этом же направлении.

Среди гаджетов для соблюдения социальной дистанции есть те, которые громким звуковым сигналом сообщают о ее нарушениях, например Seguro Smartspacе. Но это устройство может работать только тогда, когда люди вокруг носят одни и те же брелки. По аналогичной схеме работает iWavenology iDistance.

Похожее решение предлагает компания Estimote, разработчик маячков для слежения за товарами на складах. Ее устройства позволяют соблюдать социальную дистанцию, они выполнены в нескольких формах и факторах, и их можно носить, например, как украшение.

Несколько разработчиков пытались решить проблему оперативного тестирования на коронавирусную болезнь. К примеру, израильский стартап Scentech Medical предлагает дыхательный тест. В течение нескольких секунд с помощью теста можно определить наличие заболевания у человека ковидом. Разработчики утверждают, что точность работы их прибора составляет 98%.

Британский проект Iceni Diagnostics создал экспресс-тест на COVID-19, который информирует о заражении через 15 минут. Исследователи из Университета Кембриджа создали мобильное приложение COVID-19 Sounds, которое умеет анализировать данные о кашле, дыхании и изменении голоса больного коронавирусной болезнью и давать рекомендации относительно дальнейших действий. Авторы разработки обещают модифицировать его для диагностики других заболеваний.

Эффект присутствия

Сфера событий бизнеса стала одной из тех, которые больше всего пострадали в результате локдауна. В то же время это направление оказалось среди тех, что превратили проблему в возможность.

И именно здесь появилось несколько интересных и финансово успешных проектов, которые сделали то, что до пандемии казалось нереальным: с помощью различных технологий, в том числе виртуальной и дополненной реальности, смогли достичь эффекта присутствия на вебсобытиях, то есть сделали их максимально приближенными к коммуникации во время событий реальных, оффлайновых.

Самым известным и успешным проектом в этом направлении стал стартап Hopin – его выручка за второе полугодие 2020 года выросла в 50 раз и, по мнению многих экспертов, этот проект может стать лучшим стартапом по скорости выхода на прибыльность. А последний раунд финансирования объемом $400 млн., исходя из оценки в $5,65 млрд., превратил этот стартап в «единорога» – проект по предварительной оценке, что превышает миллиард долларов.

Платформа Hopin дает организаторам событий возможность проводить их в цифровом формате и одновременно моделировать взаимодействие между участниками и нетворкинг в виртуальном общении. Разработчики проекта предлагают события разного уровня доступа: открытые, ограниченные, платные. Для события можно создать сцену, на которой будет выступать спикер. А для разговора с аудиторией — использовать сеансы голосовой связи.

Также здесь предусмотрено нетворкинг – общение небольшого количества людей в закрытых комнатах. Еще один уникальный формат — онлайн-выставка, здесь участники могут представить свои разработки, а посетители могут поговорить с ними.

Стартап Spatial использует технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности для общения в виртуальном пространстве. Проект может создать виртуальную комнату и добавить в нее всех присутствующих, наложив их фото на тела цифровых аватаров, и так улучшить общение людей в этой комнате.

Разработки Spatial использовали и до пандемии – крупные компании покупали их для налаживания взаимодействий с другими участниками команды, работающими удаленно. Во времена локдауна Spatial начали использовать для онлайн-конференций. Кроме простого общения, в Spatial предусмотрена возможность подключить доску, делать на ней заметки, демонстрировать экран и загружать презентации.

Не менее популярной является также возможность создавать виртуальные вечеринки как логическое продолжение бизнес-событий. Для использования максимального количества возможностей Spatial нужно иметь гарнитуру виртуальной или дополненной реальности (VR или AR).

Однако эффект присутствия, которого достигают с их помощью и воплощают в виде аватара человека на экране, который ведет себя так же, как человек в реальной жизни перед своим компьютером, впечатляет. Аватар может повторять жесты, движения и даже мимику человека.

Еще одно решение для организации виртуальных встреч с максимальным эффектом присутствия – VR-приложение Arthur. Его использование требует гарнитуры виртуальной реальности Oculus Quest. Разработчики приложения предлагают виртуальное пространство, которое можно настроить под собственные нужды и общаться в нем участникам удаленных команд или посетителям онлайновых событий.

Пользователи приложения могут ходить по виртуальному офису и заходить в его отдельные комнаты, взаимодействовать между собой, то есть профайл пользователя может быть настроен по его потребностям.

На далекую перспективу

Хотя большинство описанных стартапов зародились в очень специфический период, они будут успешными и после пандемии. Эксперты давно предупреждают, что эта пандемия не является последней, так что CovidTech-решения пригодятся человечеству еще не раз. Тем более что они помогут сохранить смешанный формат работы, учебы и участия в бизнес-событиях.

Инструменты для удаленной коммуникации, организация конференций или налаживание удаленной работы будут особенно нужными. Многие компании, прежде всего технологические, оценили преимущества удаленного сотрудничества и не планируют полностью возвращаться в офисы, а хотят остаться в смешанном режиме работы.

Отдельным направлением стали стартапы анализа эффективности удаленной работы и наблюдения за действиями персонала, кто работает из дома. Google недавно представила детали того, как она планирует возвращать в офис сотни тысяч своих сотрудников, которые уже более года работают только удаленно.

Технологический гигант намерен отказаться от модных до недавнего времени open-space-помещений, активно использовать капсульные комнаты для переговоров, передвижные стены, новую систему вентиляции и дезинфекции помещений и частично работать в удаленном режиме. Все эти инновации являются нишами для новых стартапов, которые уже появились или появятся в ближайшее время.

Автор: Надежда Баловсяк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий