Статья посвящена проблемам анализа качества жизни лиц с инвалидностью в Украине. Целью работы является объективная оценка качества жизни лиц с инвалидностью с привлечением данных из официальных источников и формированием обследований данной категории лиц в Украине с учетом субъективного оценивания.
Актуальность исследования обусловлена сложностью оценки проблем лиц с инвалидностью как личности в современном обществе. Существующие проблемы связаны с отсутствием в Украине на региональном и национальном уровнях достаточного информационного обеспечения.
В работе был осуществлен анализ лиц инвалидов, исходя из имеющейся информационной базы Государственной статистической службы Украины, Министерства социальной политики Украины, Государственного центра занятости и Фонда социальной защиты инвалидов.
Проанализирована динамика численности и структура причин инвалидности, доступ к образовательным услугам и уровень занятости лиц инвалидов. Частично проанализирован уровень обеспеченности лиц с инвалидностью товарами длительного использования, которые облегчают физическую нагрузку и обеспечивают им более комфортное существование в обществе.
Определены факторы, влияющие на уровень трудоустройства лиц с инвалидностью. Для исследования факторов влияния на уровень трудоустройства лиц с инвалидностью применен классический корреляционно-регрессионный метод с использованием пакета Statistica.
Выявлено, что вариация трудоустройства инвалидов на 28% зависит от доступа к высшему образованию лиц с инвалидностью, в частности, большее влияние на уровень трудоустройства имеет доступ инвалидов к высшему образованию полного цикла обучения. Результаты исследования показали, что в Украине отсутствует комплексный подход к исследованию социально-экономического профиля лиц с инвалидностью, что не дает возможности формирования эффективной государственной политики государства.
В работе предложен авторский подход к субъективной оценке качества жизни инвалидов и сформулированы предложения для оценки всех аспектов, которые формируют качество жизни лиц с инвалидностью.
Ключевые слова: качество жизни, объективная оценка качества жизни, субъективная оценка качества жизни, лица с инвалидностью.
Постановка проблемы, актуальность. Задачей каждой человеческой жизни является развитие, связанное с выполнением жизненных задач и социальных функций. А жизненной целью каждого является физическое развитие, обучение, работа, выбор образа жизни, создание семьи и ответственность за жизнь, что связано с финансовой и эмоциональной независимостью. Все это и определяет качество жизни.
Актуальность исследования обусловлена сложностью исследования проблем лиц с инвалидностью как личностей в современном обществе. В Украине проблема приобретает особую остроту с учетом политической ситуации в стране, военных действий на Востоке со всеми негативными последствиями.
Согласно определению ВОЗ, качество жизни – это восприятие человеком своего положения в жизни в контексте культурных и ценностных ориентаций согласно его личным целям, ожиданиям, стандартам и попечительству. Иными словами, качество жизни определяется как субъективная удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием во всех аспектах общественного функционирования.
Для разных социальных групп населения качество жизни может быть разным. Особенно это касается лиц с инвалидностью. Возникает вопрос, влияет ли инвалидность на качество жизни людей, живущих с ней?
Что такое инвалидность? При рассмотрении ее детальных определений можно сказать, что она охватывает дисфункции организма, а именно психические и социальные дисфункции. Таким образом, инвалидность влияет на человека, его семью и общественную жизнь, использование культурных благ и досуга.
Последствия инвалидности могут затрагивать сферы независимости, социальной активности, социальной интеграции, межличностных контактов, социальной изоляции. Итак, инвалидность касается не только лица с инвалидностью, но и ближайшей социальной среды, особенно семьи.
Понятие качества жизни уже давно появилось в литературе европейских стран относительно функционирования людей с ограниченными возможностями.
Среди исследователей, однако, нет единодушия относительно содержания и формы понятия. Для одних это очень широкое понятие, а для других это определенные элементы жизни в его психологических и социальных аспектах.
Несмотря на эту дифференциацию, существует согласие относительно фундаментальных предположений концепции качества жизни людей с инвалидностью. В этих предположениях предусмотрено, что понятие качества жизни имеет социальный характер, разработанный на грани взаимодействия многих сфер жизни – образования, медицины, психического здоровья и используется чаще для оценки помощи для этих людей. Важным аспектом является также то, что концепция касается самих лиц с инвалидностью и организаторов поддержки.
Проблемой оценки качества жизни инвалидов в Украине является ее децентрализация по отдельным министерствам и ведомствам, что не способствует возможности создания комплексного социально-экономического профиля лиц с инвалидностью.
Так, Министерство социальной политики ведет учет количества лиц с инвалидностью в разрезе пола, возрастных групп, регионов и причин заболевания. Есть информация о трудоустроенных лицах с инвалидностью в Государственном центре занятости и количестве лиц, получающих образование по данным Министерства науки и образования Украины. Тем не менее, это далеко не все характеристики, необходимые для формирования комплексной оценки.
Следовательно, очень важным и полезным может быть получение социально-экономического профиля лиц с инвалидностью и исследования их потребностей на основе государственных наблюдений за условиями жизни домохозяйств.
Исследование стоит проводить по следующим аспектам:
— многомерная бедность;
— уровень образования;
— уровень занятости;
— расходы на медицинское обслуживание;
— субъективная оценка качества жизни.
Особое внимание следует уделить определению потребностей лиц с инвалидностью относительно возможности доступа к образовательным, медицинским и культурным услугам.
В работе осуществлен анализ лиц с инвалидностью, исходя из имеющегося информационно-аналитического обеспечения Государственной статистической службы Украины, Министерства социальной политики, Фонда социальной защиты инвалидов и Государственной службы занятости, что дает возможность получения лишь частичного социально-экономического профиля лиц с инвалидностью.
Анализ последних исследований и публикаций. Оценка качества жизни лиц с инвалидностью разрабатывается в европейских странах более десяти лет и приобретает дальнейшее развитие.
В Польше такие исследования имеют фундаментальный характер. Это, в частности, работы П. Боровецкого (P. Borowiecki), А. Фирковской-Манкевич (A. Firkowska-Mankiewicz), Д. Шумского (G. Szumski), Н. Фланчевской-Вольни (M. Flanczewska-Wolny), З. Паляк (Z. Palak), М. Стрась-Романовской (M. Straś-Romanowska), К.Я. Заблоцкого (K.-J. Zabłocki) и других.
Частично исследованием инвалидов занимается Главное управление статистики Польши. Так, в обследовании условий жизни домохозяйств Польши есть отдельный раздел, который касается лиц с инвалидностью. По результатам такого наблюдения можно получить информацию относительно уровня образования, гражданско-правового состояния, экономической активности, текущей экономической деятельности (с помощью самооценки), частоты проезда к основному месту работы, источников существования и причин инвалидности.
Однако, по мнению польских ученых, этого мало для формирования комплексной оценки качества жизни лиц с инвалидностью. В этих наблюдениях недостаточно проанализированы потребности инвалидов и их самооценка.
В Украине изучение качества жизни лиц с инвалидностью до сих пор было ограниченным и практически не проводилось. Определенные исследования выполнены учеными-медиками – А. Кириченко (А. Kyrychenko), В. Лехан (V. Lekhan), и Л. Соколова (L. Sokolova). И касались они, прежде всего социальной медицины. Имеются исследования трудовых отношений и социальной защиты уязвимых слоев населения в работах В. Галицкого (А. Galytskij), И. Заюкова (И. Zajukov), Е. Либановой (Е. Libanova) и других.
Научно-исследовательский институт труда и занятости населения при Министерстве социальной политики частично анализирует положение лиц с инвалидностью в Украине, но такие исследования не имеют систематического характера и никаких исследований, которые бы касались социальных стандартов и в конечном результате характеризовали бы качество жизни инвалидов, не проводится.
Новизна исследования заключается в оценке существующих характеристик лиц с инвалидностью в Украине и в формировании предложений о получении социально-экономического профиля данных лиц с учетом субъективного оценивания и исследованием их потребностей. Это необходимо для оценки качества жизни лиц с инвалидностью с целью создания эффективной государственной социальной политики.
Целью статьи является объективная оценка качества жизни лиц с инвалидностью с учетом имеющейся информационной базы.
Методология, методы исследования. Исследование основывалось на применении ряда статистических методов. Оценка осуществлялась с использованием группировки лиц с инвалидностью по полу, возрасту, причинам заболеваемости и уровню занятости. Основной проблемой реализации исследования стала ограниченность, а иногда и отсутствие необходимой информации относительно соответствующих характеристик лиц с инвалидностью.
К примеру, начиная с 2018 года показатель количества трудоустроенных лиц с инвалидностью по регионам в соответствии с планом государственных статистических наблюдений, не разрабатывается. Кроме того, в обследовании условий жизни домохозяйств не выделяются в отдельную группу домохозяйства с проживающими инвалидами.
Для исследования факторов влияния на уровень трудоустройства лиц с инвалидностью был применен классический корреляционно-регрессионный метод с использованием пакета Statistica.
Изложение основного материала исследования. Около 17% населения мира живет с определенной формой инвалидности. Об экономической жизни людей с инвалидностью, особенно в развивающихся странах известно мало. Эффективность мер политики в отношении инвалидов будет высокой, когда она будет сосредотачиваться на реальных проблемах этих лиц и рассматривать отношения, влияющие на соответствующие сферы жизни инвалидов.
Таким образом, необходимым условием поиска правильных решений является тщательный и систематический мониторинг положения лиц с инвалидностью.
Обеспечение достоинства и полного включения людей с инвалидностью в общество является одной из главных задач, предусмотренных планом действий Совета Европы на 2016-2020 годы по содействию полного социального участия людей с инвалидностью.
В декабре 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Она очерчивала основные стандарты обеспечения и защиты прав и свобод людей с инвалидностью. Теперь в центре внимания находится уже не «инвалидность», а сам человек с инвалидностью, который должен быть способным, насколько это, возможно, самостоятельно жить в обществе.
В коллективной монографии под редакцией Е. М. Либановой дано определение инвалидности: «инвалидность очерчивает ту грань, за которой травмы, болезни и другие нарушения здоровья вращаются стойким снижением работоспособности и сужением “пространства” жизнедеятельности».
В Национальном докладе о положении лиц с инвалидностью в Украине указано, что инвалид – это лицо со стойким расстройством функций организма, что при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности. В результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту.
После ратификации Конвенции политика государства должна быть направлена не только на социальную защиту, но и на устранение барьеров к нормальной жизнедеятельности лиц с инвалидностью.
На 1 января 2020 г. в Украине зарегистрировано 2703,0 тыс. инвалидов, это 6,45% от общего количества населения. Почти 80% из них — это лица трудоспособного возраста. Против 1 января 2019 г. общее число инвалидов выросло на 1,6%, а на 1 января 2016 – на 3,4%.
Значительную долю в структуре лиц с инвалидностью составляют дети (до 18 лет) – более 164 тыс. (2% от всего детского населения). Что касается половой структуры, то 44,1% составляют женщины. Однако если придерживаться международных классификаций, то такое количество людей с инвалидностью значительно выше, поскольку инвалидность может быть временной, необязательно врожденной или приобретенной.
После незначительного уменьшения численности лиц с инвалидностью в 2017 году наблюдается четкая тенденция к росту.
В зависимости от степени потери здоровья взрослым устанавливается одна из трех групп инвалидности:
I группа инвалидности — лицо, полностью утратившее трудоспособность и требующее постоянной опеки;
II группа инвалидности — лицо способное к самообслуживанию, но не способное к труду в обычных производственных условиях;
III группа инвалидности устанавливается тем, кто способен работать в облегченных условиях.
Наибольшую долю занимают инвалиды III группы, хотя доля инвалидов II группы тоже достаточно велика (33,3%). По сравнению с 2016 годом структура инвалидов по группам изменилась в сторону роста доли инвалидов III группы с 49,4% до 52,4%.
Среди выделенных причин инвалидности детей до 18 лет наибольшую долю составляет инвалидность по причине болезни центральной нервной системы и расстройства психики и поведения.
Среди лиц 18 лет и старше наибольшую долю в 2019 г. занимает инвалидность по причине болезни системы кровообращения (23,1%). Достаточно большую долю занимала инвалидность по причине травм, которая выросла против 2015 г. на 1,2%. Это частично может быть связано с ростом инвалидности в результате военных действий на востоке страны.
Качество жизни инвалидов зависит от расходов государства на социальную защиту по функции «инвалидность». На основе данных Национальных счетов социальной защиты в Украине в 2016 году можно сделать межгосударственные сравнения этих расходов за 2016 год.
Итак, при весьма значительных (по сравнению с развитыми европейскими странами) затратах на социальную защиту социальные нужды наиболее уязвимых категорий населения в полной мере не удовлетворяются. Даже при самом малом уровне расходов среди европейских стран в 2016 г., он уменьшился в Украине против 2012 г. на 33,3%.
Для характеристики социально-экономического профиля лиц с инвалидностью важное место имеет определение уровня бедности, что практически по имеющейся ныне информационной базе осуществить невозможно. Оценить уровень бедности по данным обследований домохозяйств можно по типу домохозяйств с учетом количества детей, типам поселений и регионам. Однако домохозяйства с лицами с инвалидностью в отдельную группу не выделяются.
Здесь важна оценка отдельно для неработающих и работающих инвалидов. Если учесть, что выплаты и пенсии инвалидам установлены на уровне прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (независимо от группы инвалидности), то для домохозяйства, в котором проживает лицо с инвалидностью, существенно возрастает риск бедности.
Вполне понятно, что указанные государственные социальные гарантии не способствуют обеспечению достойной жизни. Это связано с тем, что расходы на медицинские услуги и обслуживание лица с инвалидностью значительно больше, чем лица полноправного.
Оценить этот факт по имеющейся информационной базе невозможно, поскольку такие расходы для домохозяйств с лицами с инвалидностью не фиксируются. Еще меньше информации мы имеем в отношении работающих лиц с инвалидностью.
Важное значение для характеристики имеет также определение уровня образования лиц инвалидов и оценка возможности доступа к образовательным услугам. По статистическим данным, в общеобразовательных учебных заведениях на начало 2019/2020 учебного года обучалось 74 452 учащихся с инвалидностью и против 2012/2013 учебного года это количество выросло на 27%.
Такой рост связан, прежде всего, с развитием инклюзивного образования в Украине и интеграции детей с инвалидностью в общеобразовательные учебные заведения. Среди выпускников профессионально-технического образования в 2019 г. лица с инвалидностью составляли всего 1,7%. Больше всего учеников этой категории училось в Полтавской (3,10%), Черкасской (2,54%) и Волынской (2,21%) областях, а меньше всего – в Луганской (0,95%) и Херсонской (1,03%) областях.
Относительно доли лиц с инвалидностью, получающих высшее образование, к общему количеству студентов по состоянию на 01.01.2020 г., то она составляет 7,46%. Доля лиц, обучающихся в колледжах, техникумах и училищах, составляет 1,71%, а тех, что учатся в университетах, академиях и институтах, – 5,75%.
Общая численность лиц с инвалидностью, которые получали высшее образование в Украине, за последние три года уменьшилась. Это произошло, прежде всего, за счет уменьшения численности студентов в коротком цикле высшего образования при одновременном росте численности студентов бакалавриата или его эквивалента.
Информация о существующем уровне образования лиц с инвалидностью в целом в Украине отсутствует. Также нет информации о проблемах в получении образовательных услуг для лиц с инвалидностью, которую можно получить только на основе специальных обследований.
Больше всего исследований в Украине проводилось относительно уровня занятости лиц с инвалидностью, однако они не носят систематического характера. По данным Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов по требованию закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине», в 2019 г. фактически работали на предприятиях 417,2 тыс. лиц, что составляет всего 2,3% рабочей силы.
Среди лиц трудоспособного возраста этот процент составляет 2,5%, что значительно ниже, чем в большинстве европейских стран. По данным Государственной службы занятости, количество лиц с инвалидностью, которые были трудоустроены при содействии службы в 2020 году, составляло 13,8 тыс. лиц, что на 5% больше чем в 2019 г. На новые рабочие места с компенсацией затрат работодателю единого взноса трудоустроено 332 человека с инвалидностью.
Так, в работе И. В. Заюкова отмечены главные проблемы, снижающие шансы инвалидов на трудоустройство:
несоответствие направлений подготовки потребностям рынка труда;
низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда вследствие недостаточной профессиональной подготовки;
отсутствие необходимого опыта;
медицинские показания и состояние здоровья соискателей работы из числа инвалидов.
Стоит проанализировать, влияет ли на уровень трудоустройства инвалидов возможность получения ими высшего образования.
Поскольку, начиная с 2018 года показатель «Количество трудоустроенных лиц с инвалидностью, которые не достигли пенсионного возраста» по регионам в соответствии с планом государственных статистических наблюдений не разрабатывается. Поэтому проведем анализ по показателям 2017 г. Для расчета корреляции были взяты показатели уровня доступа к высшему образованию с лагом в два года, то есть за 2015 год.
Уровень доступа к высшему образованию определен в процентах и рассчитывается отношением лиц с инвалидностью, которые учились в вузах І–ІІ уровня аккредитации (колледж и, техникумы, училища) и III–IV (университеты, академии, институты) уровня аккредитации на начало 2015/2016 учебного года к общей численности лиц с инвалидностью соответствующей возрастной категории. В расчете не учитывались инвалиды 1 группы, которые нуждаются в постоянной опеке и имеют очень ограниченный доступ к образованию.
Уровень трудоустройства — это отношение трудоустроенных лиц с инвалидностью к общему количеству лиц с инвалидностью в возрасте 18 лет и старше.
Большее влияние на уровень трудоустройства имеет доступ инвалидов к высшему образованию полного цикла обучения (6 уровень по МСКО).
Результаты регрессионного анализа между факторами доступа к высшему образованию и уровнем трудоустройства
По данным результатов регрессии, значимыми являются оба фактора, где при вероятности 0,9 p-level значение меньшее, чем 0,1. Свободный член является тоже существенным. Следовательно, уравнение зависимости будет иметь вид:
у = 0,316+0,213 x1 + 0,360 x2 (1)
где: у – уровень трудоустройства, проценты; х1 – уровень доступа к ВО (колледжи, техникумы, училища), проценты; х2 – уровень доступа к ВО (университеты, академии, институты), проценты.
Это означает, что при росте уровня доступа к образованию I–II уровня аккредитации на один процент, уровень трудоустройства растет на 0,21% и при росте уровня доступа к образованию III–IV уровня аккредитации на один процент – уровень трудоустройства растет на 0,36%.
Для оценки адекватности модели используем критерий Фишера. Расчетный критерий Фишера составляет 4,12 и его нужно сравнить с табличным значением. Если значение расчетного критерия Фишера больше значения теоретического, то считают, что уравнение регрессии является адекватным. В нашем случае табличное значение составляет 3,47 при заданном уровне существенности (0,05) и степенях свободы 2 и 21, следовательно, модель адекватна.
В целом вариация трудоустройства инвалидов на 28% зависит от доступа к высшему образованию лицами с инвалидностью. Это, конечно, не очень большое влияние, но оно было оценено на основе моментных показателей, и не учитывало общий уровень полученного образования лиц старше 18 лет. При наличии таких данных, которые предусматривают соответствующий опрос лиц с инвалидностью, зависимость может быть больше.
Однако проведенный анализ все же показывает определенные тенденции по трудоустройству лиц с инвалидностью и свидетельствует о том, что большее влияние на уровень трудоустройства имеет доступ инвалидов к высшему образованию полного цикла обучения (с 2017 г. – 6 уровень по МСКО). Это является положительным результатом, поскольку за последние годы наблюдается рост данной категории студентов среди инвалидов.
Улучшение ситуации возможно и при условии приспособления инфраструктуры учебных заведений к потребностям инвалидов, что требует дополнительных обследований учреждений высшего образования по следующим характеристикам.
Важное значение в оценке качества жизни лиц с инвалидностью должен занимать анализ их обеспеченности автотранспортом, техническими и другими средствами реабилитации, компьютерами и устройствами комфортного проживания в жилище и доступом ко всем сферам коммуникации. По данным Госстата, известна информация только относительно обеспеченности лиц с инвалидностью автотранспортом и техническими средствами реабилитации.
Так, по состоянию на 01.01.2019 г. лица старше 18 лет обеспечены автотранспортом на 39,6%. Наибольшая доля лиц, состоящих на учете, которые не обеспечены автотранспортом, в Луганской (4,49%), Черниговской (3,85%) и Черновицкой (3,54%) областях. Техническими средствами реабилитации лица с инвалидностью обеспечены на 55,0%.
Среди взрослых самыми крупными являются потребности в протезах суставов (18,4%), протезировании зубов (14,3%) и слуховых аппаратах (10,1%). Дети до 18 лет больше всего нуждаются в слуховых аппаратах (24,9%). Информация о других потребностях инвалидов в официальной статистике отсутствует.
Все приведенные характеристики касаются объективной оценки качества жизни и не учитывают их субъективной оценки. В отличие от уровня жизни, фактически отражающего социальное и экономическое положение населения, качество жизни учитывает тоже субъективное оценивание. В оценке качества жизни именно понимание населением собственного состояния и степени комфортности проживания в обществе приобретает решающее значение.
Подобные оценки проводятся на постоянной основе с определенной периодичностью Центральным статистическим управлением Польши на основе специальных исследований социальной сплоченности (Badanie spójności społecznej). Аналогичные обследования рассматриваются для внедрения в отношении лиц с инвалидностью.
Поэтому для всестороннего исследования качества жизни лиц с инвалидностью в Украине необходимо осуществлять самооценку данной категории населения в различных аспектах качества жизни.
Такой анализ самооценки лиц с инвалидностью дает понимание субъективного благосостояния с целью дальнейшего развития исследований и направлений социальной политики государства.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Проведенный анализ доказывает, что в Украине отсутствует комплексный подход по исследованию социально-экономического профиля лиц с инвалидностью. Это не дает возможности формирования государственной политики в отношении лиц данной категории и их адаптации в социуме. Ведь от того, как заботится государство о таких лицах, можно сделать выводы о степени его социально-экономического развития.
Итак, с учетом опыта таких обследований в европейских странах, в частности в Польше, следует в обследованиях условий жизни домохозяйств добавить раздел, который касается оценки всех аспектов, формирующих качество жизни лиц с инвалидностью.
Дополнительные вопросы должны касаться оценки потребностей лиц с инвалидностью.
Важное внимание стоит также уделить субъективной оценке качества жизни, то есть восприятию человеком своей жизненной позиции в контексте системы ценностей, в которых он живет. Такой подход даст возможность Украине получить статус современного европейского государства с «ориентированным на человека» подходом.
Автор: Н.П. Лутчин, кандидат экономических наук, доцент, Львовский национальный университет имени Ивана Франко
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.